Научная статья на тему 'Методические возможности использования flash-технологий на уроках информатики'

Методические возможности использования flash-технологий на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
FLASH-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / FLASH-TECHNOLOGY / INTERACTIVE LEARNING TOOLS / INNOVATIVE TECHNOLOGY / MULTIMEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Наталья Геннадиевна

В статье рассмотрена инновационная flash-технология. Данная технология способствует повышению интереса учащихся начальной школы, развитию креативного мышления и качества образовательного процесса. C усилением нагрузки в среднем звене, особенно актуальным является поддержание интереса учащихся. Методические возможности использования flash-технологий на уроках естественного и гуманитарного циклов обладают высокими развивающими возможностями. Оптимизация учебного процесса происходит благодаря индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Применение flash-технологии позволяет учащимся получить практико-ориентированные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches of using flash-technology at it lessons

This article is devoted to innovative flash-technology. This technology enhances interest of primary school students, develop creative thinking and quality of the educational process. C increased load in the middle tier, especially important is to maintain student interest. Methodical possibilities of using flash-technology in the classroom natural and humanitarian cycle has a high capacity to develop. Optimizing the learning process takes place through in individualization, feedback present, enhance visibility. Application of flash-technology allows students to receive practically oriented knowledge.

Текст научной работы на тему «Методические возможности использования flash-технологий на уроках информатики»

¥ I

UJ S

о

UJ

<

d UJ

46

- отбор содержания педагогического просвещения на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);

- активное включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.

Целесообразным видится активное использование, наряду с традиционными, новых способов организации педагогического просвещения родителей, таких как исследо-вательско-проектные формы самообразования, ток-шоу, основанные на историях реальной жизни, семейный театр, семейные гостиные, вебинары, видео-лекции в сети Интернет, творческие лаборатории, мастер-классы, коммуникативные площадки.

Становится очевидным, что сегодня необходимо учить родителей быть родителями, формировать у них ответственную, позитивную родительскую позицию. В результате активной системной деятельности в этом направлении может быть решен ряд проблем современного общества: уменьшение количества разводов, повышение общекультурного уровня взрослого и детского населения, создание условий для самостоятельного решения

семьей своих социальных функций. В области образования родительское просвещение позволит решить вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом "повернуть" родителей лицом к образовательной организации. Именно родители должны стать помощниками педагогов, полноправными, заинтересованными участниками педагогического процесса, союзниками в общем деле воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная, систематическая работа с родителями - необходимое условие успешной деятельности образовательной организации.

Литература:

1. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: монография. - М. : Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. - 352 с.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. - б-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 270 с.

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Выбор, соч. в 5 т. - М., 1977. - Т. 5. - С. 410-414.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

APPROACHES OF USING FLASH-TECHNOLOGY AT IT LESSONS

Novick Natalia Gennadievna, PhD of Historical science, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article is devoted to innovative flash-technology. This technology enhances interest of primary school students, develop creative thinking and quality of the educational process. С increased load in the middle tier, especially important is to maintain student interest. Methodical possibilities of using flash-technology in the classroom natural and humanitarian cycle has a high capacity to develop. Optimizing the learning process takes place through in individualization, feedback present, enhance visibility. Application of flash-technology allows students to receive practically oriented knowledge.

Keywords: flash-technology; interactive learning tools; innovative technology; multimedia.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ FLASH- ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМА ТИКИ

В статье рассмотрена инновационная flash-технология. Данная технология способствует повышению интереса учащихся начальной школы, развитию креативного мышления и качества образовательного процесса. С усилением нагрузки в среднем звене, особенно актуальным является поддержание интереса учащихся. Методические возможности использования flash-технологий на уроках естественного и гуманитарного циклов обладают высокими развивающими возможностями. Оптимизация учебного процесса происходит благодаря индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Применение flash-технологии позволяет учащимся получить практико-ори-ентированные знания.

Ключевые слова: flash-технология; интерактивные средства обучения; инновационные технологии; мультимедиа.

УДК 371.38 ВАК РФ 13.00.02

© Новик Н. Г., 2017

НОВИК Наталья Геннадиевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

На современном этапе развития инновационные технологии способствуют развитию творчески активной личности обучаемых, раскрытию ихтворческих способностей и увлечению наукой, способствуя качественной подготовке выпускников школы. Одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта является введение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. Применение современных интерактивных средств в процессе обучения способно качественно улучшить методику преподавания, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

С внедрением новых информационныхтех-нологий в процесс обучения, что приближает нас к реализации одной из основных целей и задач образования, перечисленных в национальной доктрине образования РФ от 04.10.2000 №75: "Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новыхнаукоемкихтехнологий....". Каждый преподаватель сегодня решает задачу о создании всех необходимых условий, способствующих формированию и развитию личности ученика, используя для этого различные формы и методы в обучении. Одной из эффективных форм обучения является проектная деятельность учащихся, развивающаяся стремительными темпами, охватывая межпредметные области.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире особую значимость приобретает вопрос реформирования российского образования посредством повышения его практической направленности, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования умения самостоятельно приобретать новые знания, расширения диапазона общего культурного уровня средствами инновационных технологий.

Целью данной статьи является необходимость привлечения внимания педагогов к изучению и использованию программы Flash, предназначенной для разработки мультимедийного контента в платформе "Adobe Engagement Platform" (такого, как веб-приложения, игры и мультфильмы) [4]. Если быть точнее, Flash - это определенная среда для создания приложений под Flash платформу (Flash

Platform), наряду с ней существуют и другие инструменты (среды): Adobe Flex Builder, Flash Development Tool (FDT). Flash одновременно употребляется и как название формата (флеш-фильмы, флеш-мувики) (полное название -Flash Movie) [2].

Еще двадцать лет назад изложение новых материалов на уроке в основном сводился к написанию стандартных схем на доске, хотя учебные кинофильмы, слайды, графические материалы при этом имели место и применялись, но менее эффективно и значительно уступали по степени исполнения. Все изменилось с внедрением компьютерной и проекционной техники в учебный процесс. Преподаватели начали активно использовать средства разработки презентаций, для создания банка собственных мультимедийных продуктов.

Сегодня меняются цели и задачи современного образования, осуществляется переход на: формирование компетенций, изменяются взаимоотношения учителя с учениками, занимающимися совместной проектно-исследова-тельской деятельностью. Основной акцент ставится на формирование навыков самостоятельного приобретения знаний, способствуя дальнейшей самореализации и самоопределению личности. Коренное изменение в форме и видах работы педагога произошло в связи с ростом популярности в образовательной среде такого инструмента, как Flash.

Использование flash-технологий повышает интерес обучающихся к изучаемой теме, улучшает качество образовательного процесса, способствует развитию креативного мышления и научно-исследовательских навыков. Однако наряду с применением разработанных flash-технологий необходимо активно привлекать детей к проектной деятельности, давая возможность раскрытию творческих способностей учащихся. Они помогают сделать процесс обучения более интересным, красочным и творческим. Применение flash-технологий является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационныхтех-нологий в образовательный процесс.

Сегодня многие выпускники дошкольных образовательных учреждений знакомы с программой Paint, они уже имеют первичные навыки по созданию рисунков, поэтому школьники легко справляются с основными методами рисования во Flash, а затем и с основами анимации. Внедрение flash-технологий в образовательный процесс позволяет при изучении объединить одновременно несколько инструментов, это:

¥ I

UJ S

о

UJ

<

d UJ

48

- Встроенный редактор векторной графики;

- Инструмент анимации изображения;

- Встроенный язык сценариев - Action Script[3],

Разработки, созданные в среде Flash, могут быть реализованы в различных операционных системах, использующих графический интерфейс.

Flash можно использовать для создания:

- Графических иллюстраций;

- Программ-тренажеров;

- Фильмов;

- Электронных учебников;

- Презентаций;

-Web-страниц и целых сайтов;

- Обучающих модулей;

- Контролирующих средств (тестовые оболочки);

-Игр.

Данная среда может применяться на всех типах урока и во внеурочное время, однако требуется смена видов деятельности, чтобы сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету. Учитель уже с младших классов, может учить детей рисовать во Flash, если предмет информатика введен в начальной школе и выделены компьютерные классы. Когда они освоят алгоритм работы в данной среде, а в особенности анимацию, их интерес значительно увеличится [4,8].

С переходом в среднее звено усиливается школьная нагрузка, значительно растет объем информации, что требует не только временных затрат, но и повышения внутренней мотивации обучаемых. В пятом классе появляются новые предметы: история, география, биология. Одной из важнейших задач учителя среднего звена является найти ту тонкую грань, где контроль знаний, из строгой мучительной обязанности, превратится в интересное, посильное каждому задание. Для успешного процесса обучения важно грамотное применение современных методов обучения: анимационные карты, мультимедийные презентации, flash-фильмы, работа с готовыми электронными изданиями, кроссворды, интерактивные тесты и тренажеры по изучаемым дисциплинам. Особое значение имеет научно-исследовательская работа обучающихся. Например, по истории в рамках краеведения, учащиеся могут выполнять различные исследовательские и проектные работы [6].

При проведении уроков математики, в особенности при изучении тем, связанных с построением графиков, применение flash-техноло-гий позволят выполнить изображения с

высокой точностью (графики функций, касательные, криволинейные площади, изображение объемных фигур и пр.). К положительным моментам относится возможность изменить масштаб графика, варьировать параметры кривых и других элементов чертежа[7].

Внедрение этой среды в образовательный процесс способствует совершенствованию информационной культуры логического мышления, сформировать дизайнерского оформления проекта. Применение flash-технологий в учебном процессе позволяет создавать и использовать модели абстрактных и реальных объектов и процессов. Flash материал, представляется наглядно и обладает высокими развивающими возможностями, способствуя развитию зрительной, слуховой и смысловой памяти.

Наблюдается повышение качества подготовки учащихся образовательного процесса при использовании flash-технологий за счёт:

- хорошей адаптации обучающихся к учебному материалу, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

- широкого выбора подходящего для каждого учащегося метода усвоения предмета;

- наглядности форм представления изучаемого материала;

- развития самостоятельности;

- поддержки активных методов обучения;

- возможности осуществления самоконтроля;

- модульного принципа построения.

Методические возможности использования

flash-технологий позволяют организовать работу учащегося так, чтобы он проявлял большое желание усвоить полученную необходимую информацию, учитель должен направить учащегося к приобретению новыхзнаний, каб-сорбции главного материала.

За счет использования flash-технологий учитель может самостоятельно разработать или использовать уже готовые педагогические программные средства (ППС). На данный момент в образовательном процессе применяется огромное множество различных ППС на основе Flash:

- электронные учебники;

- программы-тренажеры;

- контролирующие средства (текстовые оболочки);

- справочные средства (энциклопедии);

- демонстрационные средства (слайд или видеофильмы);

- обещающие игры.

К методическим приемам использования АазИ-технологий в учебном процессе можно отнести метод наглядности. Наглядные методы обучения - этоспособы целенаправленной взаимодействующей деятельности учителя и учащихся, направленные на решение образовательных задач наглядными средствами обучения. Наглядностью называются средства обучения (макеты, модели,таблицы и т.д.), обеспечивающие формирование у учащихся наглядных психических образов,т.е. образов, доступных и понятных для них [2].

Например:

- Интерактивные иллюстрации, графические модели, ЗР макеты относятся к визуальной наглядности.

- Аудиозаписи, на которых представлены объемные вращающиеся фигуры, или фигуры в разрезе, - это аудиальная наглядность.

- Раздаточные макеты объемных фигур - это кинестетическая наглядность.

Использование ПазИ-технологий на уроках позволяет оказывать воздействие одновременно на два органа чувств учащихся: зрение и слух. Комплексное воздействие - качество усвоения материала до 50%, а активное участие обучаемых в этом процессе, создание групповых проектов, до 75%.

Также к методическим приемам можно отнести исследовательский метод применяемый учителем на уроке взаимодействующий с ПазИ-технологиями, предполагающий самостоятельную постановку проблемы учениками и последовательное ее решение.

Одним из методических приемов, используемых учителем, является мультимедиа уроки.

Методика использования мультимедиатех-нологий предполагает:

- преобразование структуры управления обучением на различных этапах урока;

- акцентирование внимания и активизацию мотивации учения;

-улучшение качества обучения и воспитания;

- повышение уровня подготовки участников образовательного процесса в информационной области с применением ПазИ-техноло-гий;

- демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры[5].

Существует большое количество методических приемов и дидактических принципов по применению ПазИ-технологий в обучении [2].Такие как:

- наглядность;

- виртуальность;

- интерактивность;

- технологичность и др.

В связи с активным внедрением современного технического оборудования, как в выс-шихучебныхзаведениях,таки в образовательных школах, открываются новые возможности использования информационных технологий в образовательном процессе.

В отличие отобычныхтехнических средств обучения применение flash-технологий способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, процесс создания индивидуальных или групповых проектов способствует формированию компетенций, позволяющих самоопределится во взрослой жизни, раскрыть свои творческие способности.

В заключение можно сказать, flash-техноло-гии стали одним из ключевых компонентов современного образования, а особенно в облас-, ти информатики. В том или ином виде они" непременно отражены в школьной программе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью методических возможностей применения инновационных технологий используемых учителем на уроках дети могут с интересом и не потратив большого количества времени усваивать большой объем научно-познавательной информации, учебный процесс становится более интересным и увлекательным, качество полученных знаний на уроках повышается. Применение flash-техно-логий на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу, заинтересовать учащихся в изучаемом материале. С помощью инновационных средств, применяемых в обучении, учитель может направить детей к совершенствованию и формированию индивидуального уровня подготовленности обучающегося по учебному материалу. Предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора траектории обучения играет ключевую роль в образовательном процессе.

Примечания:

1. Капронова М. Н. Информатика. Macromedia Flash MX. Компьютерная графика и анимация / М. Н. Капронова. - М.: Солон-Пресс. - 2010. - 97 с.

2. Мильберн Кен, Крото Джон. Внутренний мир Flash. - К : Диасофт, 2000. - 496 с.

3. Новик Н. Г., Коновалова А. В. Методические возможности использования flash-технологий на уроках информатики // Проблемы и перспективы современной науки. - 2016. - № 15. - С. 16-20.

4. Новик Н. Г. Валюхова К. А. Развитие алгоритмического мышления младших школьников, на уроках информатики // Проблемы и перспективы современной науки. - 2016. - №15. - С. 6-9.

О си

ь-

Q-<

си си

S

49

5. Новик Н. Г. Гутевич В. А. Технологии медиаоб-разования в обучении младших школьников // Проблемы и перспективы современной науки. 2016.-№15.-С. 9-12.

6. Прохоров А. Учебные Р^И-пособия своими руками / А. Прохоров, Н. Прохоров. // КомпьютерПресс. - 2005. - №6. - С. 86-90.

7. Пупонина О. С. Применение flash-технологий на занятиях по математике // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. -№ 13,- С. 159-163.

8. Франклин Д., Паттон Б. Flash 4. Анимация в интернете. - СПб.: Символ Плюс. - 2000. - 464 с.

ACMEOLOGICAL PROVIDING OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT STAFF OF MODERN HIGH SCHOOL

Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychological sciences, Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Special Sciences, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: mpiugina@yandex.ru

Znamenskaya Stoyana Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: stoyana2010igiyandex.ru

The article discusses issues related to the functioning of psychological, pedagogical, acmeological services in higher education and professional assistance to all its subjects, in the context of the of acmeoiogists' activities, such a direction as acmeological support of the process of professional competence development of higher school management staff is emphasized and analyzed. The authors define the main tasks, possible forms, methods of influence and interaction of acmeoiogists with the administrative personnel of the University educational environment.

Keywords: acmeological providing; higher school; pedagogical management; psycho-acmeological service; management staff.

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

© Плугина М.И., 2017 ©Знаменская С.В., 2017

ПЛУГИНА Мария Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, кафедра Педагогики, психологии и специальных наук, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь mpluginaigiyandex.ru

ЗНАМЕНСКАЯ Стояна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь

stoyana2010igiyandex.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием психолого-педагогических, акмеологических служб в системе высшего образования и оказанием профессиональной помощи всем ее субъектам. В контексте деятельности акмеологов выделяется и анализируется такое направление, как акмеологическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности управленческого персонала высшей школы. Авторы определяют основные задачи, возможные формы, методы воздействия и взаимодействия акмеологов с управленческими кадрами образовательной среды вуза. Ключевые слова: акмеологическое обеспечение; высшая школа; педагогический менеджмент; психолого-акмеологическая служба; управленческий персонал.

I

На современном этапе общественного развития проблема оказания специализированной методической, психолого-педагогической, акмеологической помощи представителям различных профессий приобретают особую практическую значимость. Так, большое количество данных подтверждает эффективность такого направления в деятельности психологов и акмеологов, как комплексное обеспечение личностно-профессионального развития специалистов, в том числе и в сфере организационного управления.

Вопрос организации деятельности специалистов психолого-педагогических и акмеологических служб в области управленческого менеджмента не является новым. Сегодня практически во всех профессиональных областяхуправленческие кадры испытывают потребность в формировании социально-психологической, педагогической и акмеологической компетентности, в совершенствовании методов, приемов эффективного управления. Наличие такой потребности актуализировало выдвижение цели и постановки задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.