Научная статья на тему 'Проблемы идентификации и оценки стоимости российских корпоративных облигаций'

Проблемы идентификации и оценки стоимости российских корпоративных облигаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЛИГАЦИИ / ОЦЕНКА ЦЕННЫХ БУМАГ / ВЫПУСК ОБЛИГАЦИЙ ПРИ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ / NON-GOVERNMENT BONDS / THE VALUATION OF BONDS / THE ASSESSMENT OF THE SECURITIES / THE ISSUANCE OF BONDS UNDER SECURITIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуклина Мария Александровна

Определены особенности оценки стоимости финансового инструмента облигация. Проведен анализ нормативной правовой базы в сфере оценки ценных бумаг. Выявлена актуальность проблемы оценки облигаций, обусловленная возникновением специализированных организаций и особенностями выпуска облигаций при секьюритизации. Выявлены факторы, характерные для долговых ценных бумаг, и даны рекомендации по их учету при определении стоимости облигаций. Предложен формат описания объекта оценки и эмитента в случае оценки стоимости облигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM IDENTIFICATION AND VALUATION RUSSIAN CORPORATE BONDS

The features of the valuation of financial instruments bonds. The analysis of the regulatory and legal framework in the field of valuation of securities. Identified the problem of assessing the relevance of bonds due to the emergence of specialized organizations and the characteristics of the bond issue securitization. The factors that are typical of debt securities, and recommendations on their account when determining the value of the bonds. Proposed format of the object description and evaluation of the issuer in the case of evaluation value of the bond.

Текст научной работы на тему «Проблемы идентификации и оценки стоимости российских корпоративных облигаций»

 Проблемы идентификации и оценки стоимости российских корпоративных облигаций

М.А. Шуклина доцент кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (МФПА), кандидат сельскохозяйственных наук (г. Москва)

Мария Александровна Шуклина, [email protected]

Долгое время развитию рынка негосударственных облигаций препятствовала нерешенность некоторых вопросов на законодательном уровне, в частности, существовали сложные стандарты раскрытия информации для целей налогообложения. Эта задача была решена после принятия поправок к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - также НК РФ), которые вступили в действие с 1 января 2014 года.

Согласно изменениям в НК РФ налоговым агентом по ценным бумагам становится депозитарий (статья 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»). Необходимо отметить, что по состоянию на 24 января 2014 года совокупная стоимость российских рублевых корпоративных облигаций составила около 148 миллиардов долларов 1, что сравнимо по размеру с рынком российских корпоративных долларовых евробондов и в 17 раз превосходит объем выпущенных рублевых еврооблигаций.

По данным Bloomberg, объем таких бумаг в обращении на 11 развивающихся рынках в Китае, Южной Корее, Бразилии, Мексике, России, Малайзии, ЮАР, Таиланде, Польше, Турции и Венгрии составляет

в общей сложности 4 триллиона долларов, из которых только на Китай приходится 1,7 триллиона долларов.

Основными покупателями облигаций выступают страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, которые, приобретая долгосрочные облигации, обеспечивают долгосрочные вложения привлеченных денежных средств. Однако держателями большинства локальных рублевых негосударственных облигаций (51%) являются российские банки, которые имеют возможность использовать эти бумаги при проведении операций РЕПО. На долю Внешэкономбанка 2, действующего в качестве государственной управляющей компании по управлению средствами Пенсионного фонда Российской Федерации, и негосударственных пенсионных фондов приходится 22 процента от рынка корпоративных облигаций, доля нерезидентов на внутреннем рынке корпоративных облигаций составляет 7 процентов.

Стимулом к повышению спроса на локальные рублевые корпоративные облигации стало увеличение их веса в индексах после начала расчетов через международные расчетные системы Еигое!еаг и С!еагв1геат.

1 Яковлев Я., Демкин А. Рублевые корпоративные облигации: что получат иностранные инвесторы? // Рынок долговых обязательств. 2014. № 2 (132). 111^: http://www.gazprombank.ru

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 2610-р «О внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года № 1007-р.

При этом инвесторы должны быть уверены в том, что эти ценные бумаги надежны и будут своевременно погашены. В связи с этим облигации имеют строгие критерии качества и надежности, и к оценке стоимости этих финансовых инструментов следует подходить со всей ответственностью, тщательно проанализировав соответствующие нормативные правовые акты.

Обзор действующих нормативных

правовых актов, касающихся оценки стоимости ценных бумаг

Следует заметить, что на рынке ценных бумаг произошли серьезные изменения, следствием которых стало принятие новых законодательных актов. Представим их краткий обзор:

1) Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» изменил объекты гражданских прав, виды ценных бумаг, установил обязанность по учету ценных бумаг у организаций, имеющих соответствующую лицензию;

2) Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установил реестр уведомлений о залоге движимого имущества, залог обязательственных прав, залог прав участников юридических лиц (залог прав акционера, залог прав участников общества с ограниченной ответственностью, при этом при залоге акций залог прав осуществляет залогодатель (если иное не предусмотрено договором залога акций), залог ценных бумаг, осуществление прав, удостоверенных заложенной ценной бумагой;

3) Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации» установил учет залога движимого имущества, в частности, особенности регистрации уведомлений о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям;

4) Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ввел новые понятия юридического лица, публичных и непубличных компаний, корпоративных и вещных права, ответственность оценщика по оценке вкладов в уставный капитал на пять лет;

5) Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно этому закону личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо;

6) Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 и 5 раздела части первой и статью 1153 части третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации» ввел следующие положения: доверенность на любой срок, проведение инвентаризации задолженности, недействительность несогласованной сделки, два вида согласия (предварительное и последующее одобрение);

7) Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменил налогового агента по ценным бумагам;

8) Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 251 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» о передаче полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам

Центральному банку Российской Федерации;

9) редакция Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 21июля 2014 года - изменены виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, детализирована деятельность учетных институтов и открываемых в них счетов, введено понятие специализированной организации;

10) Федеральный закон от 22 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах» систематизировал и уточнил деятельность бирж и организаторов торгов, в том числе определил единую терминологию, применяемую в этой сфере;

11) Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» установил правовые основы осуществления клиринга, государственного контроля за его осуществлением;

12) Федеральный закон от 27 июля 2012 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» ввел основные понятия инсайдерской информации и манипулирования рынком, в том числе определил понятие «инсайдер» и меру ответственности, в том числе оценщика-инсайдера;

13) Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» и Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии» определили понятия правопод-тверждающих документов на объект оценки. В частности, изменился состав счетов, которые могут быть открыты депозитариями и держателями реестра;

14) приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 октября 2011 года № 11-46-пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» определил порядок раскрытия информации;

15) приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 февраля 2012 года № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раскрыл порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, в том числе при проведении эмиссии облигаций;

16) приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 июня 2012 года № 12-59/пз-н «Об утверждении Порядка учета в реестре владельцев ценных бумаг залога именных эмиссионных ценных бумаг и внесения в реестр изменений, касающихся перехода прав на заложенные именные эмиссионные ценные бумаги» прописал порядок залога эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций;

17) приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 апреля 2013 года № 13-29/пз-н «Об утверждении Положения о порядке, сроке и объеме раскрытия информации о получении и передаче выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг» повысил ликвидность облигаций и предоставил возможности для привлечения иностранных инвесторов;

18) приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 11 июня 2013 года № 13-48/пз-н «Об утверждении порядка присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг» регламентировал порядок присвоения государственных и идентификационных номеров выпускам ценных бумаг, в том числе облигаций;

19) положение Центрального банка Российской Федерации от 11 августа 2014 года

№ 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг». Этим положением банк актуализировал стандарты эмиссии, в частности, ввел раздел по облигациям с залоговым обеспечением;

20) приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 июля 2013 года № 13-62/пз-н «О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам» определил порядок листинга, расширил требования к ценным бумагам всех уровней;

21) письмо Центрального банка Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления». Этот документ ввел новые принципы корпоративного управления, детализировал порядок вознаграждения членам органа управления;

22) Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ввел обязательные требования к юридическому лицу, с которым оценщик заключает трудовой договор, по страхованию и ответственности, изменил порядок раскрытия информации саморегулируемыми организациями и ужесточил требования к оценщику по ее раскрытию, особенно для случаев, связанных с обязательной оценкой, ввел новое понимание регулирования и контроля оценочной деятельности;

23) распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1744-р «Совершенствование оценочной деятельности» установила «дорожную карту», план действий по совершенствованию оценочной деятельности;

24) распоряжение Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 132Р-УА «Об утверждении концепции формирования

системы стандартов, правил и требований в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки» определило необходимость разработки федерального стандарта по оценке финансовых инструментов.

Представленный краткий обзор принятых законов и нормативных актов свидетельствует о том, что оценка ценных бумаг - достаточно сложное направление, и пока не будет принят федеральный стандарт по оценке финансовых инструментов, оценщику придется проводить оценку стоимости облигаций, основываясь на своих профессиональных суждениях. Надеюсь, что наша статья окажет им помощь.

Классификация облигаций согласно российскому праву

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Также облигация может предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Специфическими факторами, характерными для долговых ценных бумаг, являются:

• способность приносить доход;

• наличие риска и неопределенность при инвестировании;

• временной лаг между моментом инвестирования и получением дохода.

Эти факторы определяют особенность оценки стоимости долговой ценной бумаги.

Первичными параметрами облигаций, выступающими в качестве начальной информации для принятия инвестиционных решений или проведения анализа, являются:

• номинальная стоимость;

• выкупная цена;

• дата погашения;

• норма доходности, или купонная процентная ставка;

• даты выплаты процентов.

Именно эти параметры позволяют инвесторам воспринимать имеющуюся информацию и выносить суждения о привлекательности или непривлекательности конкретных ценных бумаг.

Стандартами эмиссии ценных бумаг3 предусмотрены размещение облигаций путем открытой и закрытой подписки, также размещение облигаций осуществляется путем конвертации.

Облигации могут выпускаться в форме именных бездокументарных или предъявительских документарных ценных бумаг.

Различают две формы размещения выпуска:

1) разовое размещение выпуска;

2) заимствование в форме траншей.

В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» приведены обязательные реквизиты лишь сертификата предъявительской облигации, причем в перечень реквизитов сертификата включены «другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг» [13].

Облигации классифицируются в зависимости от способа выплаты, способа формирования дохода, по сроку, по способу погашения, по степени обеспеченности и т. д. Эта классификация помогает оценщику систематизировать действия по сбору информации. Приведем ее.

В зависимости от способа выплаты процентов:

1) процентные облигации: купонные (облигации с периодическими выплатами купона), облигации с кумулятивным купоном (при погашении инвестор получает номинальную стоимость облигации и совокуп-

ный купонный доход);

2) бескупонные (дисконтные) облигации (облигации с нулевым купоном);

3) выигрышные облигации (доход выплачивается в виде выигрыша).

В зависимости от способа формирования дохода:

1) облигации с фиксированным купоном (ставка купона не изменяется);

2) облигации с плавающим купоном (номинал не изменяется);

3) облигации индексируемые (изменяются номинал и купон).

В зависимости от характера эмитента:

1) государственные (федеральные и субфедеральные);

2) муниципальные;

3) облигации государственных учреждений;

4) коммерческие (хозяйственные и банковские);

5) облигации иностранных эмитентов.

В зависимости от варианта способа легитимации (обозначения) управомоченного на ценную бумагу лица:

1) именные облигации;

2) облигации на предъявителя;

3) облигации с отрывным купоном.

По способу погашения:

1) облигации с погашением номинала разовым платежом в конце срока;

2) облигации с распределением погашения во времени;

3) облигации с последовательным погашением фиксированной доли общего количества облигаций.

В зависимости от возможности досрочного погашения:

1) облигации с запретом досрочного погашения;

2) облигации с правом досрочного выкупа.

В зависимости от возможности продления срока:

3 Положение Центрального банка Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

1) непродлеваемые облигации;

2) продлеваемые (пролонгируемые) облигации.

В зависимости от срока погашения (мировая практика):

1) краткосрочные (от 1 года до 5 лет);

2) среднесрочные (от 5 до 12 лет);

3) долгосрочные (от 12 до 30 лет);

4) бессрочные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от целей выпуска:

1) целевые облигации;

2) нецелевые облигации.

По степени обеспеченности:

1) необеспеченные облигации;

2) обеспеченные облигации.

Более детальная классификация облигаций представлена в учебном пособии И.В. Косоруковой, С.А. Секачева, М.А. Шу-клиной 4.

Особенности облигаций с обеспечением

Облигация с обеспечением предоставляет ее владельцу все права, возникающие из такого обеспечения. С переходом прав на облигацию с обеспечением к новому владельцу (приобретателю) переходят все права, вытекающие из такого обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной.

В России облигации с обеспечением - достаточно новое явление. Таковыми признаются облигации, исполнение обязательств по которым полностью или в части обеспечивается залогом 5 (далее - облигации с залоговым обеспечением), поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

Облигации с залоговым обеспечением 6 призваны способствовать привлечению инвестиций в российскую экономику, поэтому следует описать их выпуск более подробно.

Выпустить облигации с залоговым обеспечением могут только специализированные общества. Предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только бездокументарные ценные бумаги, обездвиженные документарные ценные бумаги, недвижимое имущество и денежные требования по обязательствам, в том числе денежные требования, которые возникнут в будущем из существующих или будущих обязательств. Нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - также Банк России) может быть установлен перечень иного имущества (в том числе прав требований), которое может быть предметом залога по облигациям. Условиями выпуска облигаций с залоговым обеспечением могут быть предусмотрены порядок и условия замены предмета залога по таким облигациям. Имущество, являющееся предметом залога, а также денежные суммы, причитающиеся залогодателю в связи с таким залогом, могут являться обеспечением исполнения обязательств по облигациям разных выпусков.

Если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом ценных бумаг, то до начала размещения таких облигаций залогодатель обязан зафиксировать обременение соответствующих ценных бумаг залогом у лица, осуществляющего учет прав на эти ценные бумаги.

Если заложенное имущество должно перейти в собственность владельцев облигаций с залоговым обеспечением, то имущество, являющееся предметом залога по облигациям, переходит в общую долевую собственность всех владельцев облигаций, обеспеченных таким залогом.

Одним из принципиальных положений для выпуска указанных облигаций является создание специализированных финансовых структур, задачи которых - выкуп у

4 Косорукова И. В., Секачев С. А, Шуклина М. А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 167-176.

5 Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

6 Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

банков портфелей кредитов и выпуск облигационных займов под их обеспечение.

Специализированными обществами являются специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования 7.

Целями и предметом деятельности специализированного финансового обществ (далее - СФО) являются:

• приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств,

• приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований.

Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования (далее - СОПФ) являются:

• финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта;

• осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных тре-

бований и иного имущества.

Специализированные финансовые общества, принимая на баланс кредитные обязательства банков, снимают с покупателей этих облигаций риски, которые несет на себе банк. Так, в случае банкротства банка пул кредитов, выступающий обеспечением по облигациям, не будет переведен в общую конкурсную массу банка-банкрота.

Полное фирменное наименование специализированного финансового общества на русском языке должно содержать слова «специализированное финансовое общество», а полное фирменное наименование специализированного общества проектного финансирования - слова «специализированное общество проектного финансирования». Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «специализированное финансовое общество» или «специализированное общество проектного финансирования», а также слова, производные от них, и сочетания с ними.

Для инвесторов, приобретающих облигации, большим плюсом является тот факт, что специализированное финансовое общество не может вести никакой иной деятельности, кроме как быть посредником между покупателями облигаций и банком-эмитентом.

Специализированное общество не вправе привлекать средства в форме займов физических лиц, за исключением займов, привлекаемых посредством приобретения физическими лицами облигаций специализированного общества.

На специализированные общества (с учетом их особенностей) распространяются положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

7 Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ).

Специализированное финансовое общество позволит инвестору отделить риск облигации, которая будет рассчитываться на основании качества кредитного портфеля, взятого в обеспечение его выпуска, от риска банка - эмитента облигации. Различные облигации одного и того же банка получат разные рейтинги надежности. В этом случае инвестор получает возможность выбора - купить облигацию рискованную, но с высоким уровнем доходности или надежную, но малодоходную.

Однако следует понимать, что на момент заключения договора о залоге проектной компании могут быть неизвестны точные условия будущих договоров, конкретные лица, с которыми будут заключаться договоры, а также даты их заключения. Все это должно предусматриваться и описываться в договоре о залоге путем указания их родовых признаков.

В связи с этим, для того чтобы точно определить требуемый характер работы и получить информацию о принятой в обществе политике и правилах оценки, оценщику необходимо тщательно проанализировать такой договор и обсудить его с управляющими, собственниками и менеджерами.

Следует понимать, что для контроля и управления рисками СОПФ Банку России предоставлено право устанавливать требования к формам и способам принятия рисков в объеме не менее 10 процентов (для СФО - 20 процентов) от общего объема размера обязательства по облигациям с залоговым обеспечением.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ.

3. О внесении изменений в Меморандум

о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 2610-р.

4. Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года № 1007-р.

5. О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 142-ФЗ.

6. О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации : Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 367-ФЗ.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии» : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 415-ФЗ.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ.

9. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ.

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ.

11. О внесении изменений в главу 4 и 5 раздела части первой и статью 1153 части

третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ.

12. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» : Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 251-ФЗ.

13. О рынке ценных бумаг : Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

14. Об организованных торгах : Федеральный закон от 22 ноября 2011 года № 325-ФЗ.

15. О клиринге и клиринговой деятельности : Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ.

16. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком : Федеральный закон от 27 июля 2012 года № 224-ФЗ.

17. О центральном депозитарии : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 414-ФЗ.

18. Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг : приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 октября 2011 года № 11-46/пз-н.

19. б утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 февраля 2012 года № 12-9/пз-н.

20. Об утверждении Порядка учета в реестре владельцев ценных бумаг залога именных эмиссионных ценных бумаг и внесения в реестр изменений, касающихся перехода прав на заложенные именные эмиссионные ценные бумаги : приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 июня 2012 года № 12-59/пз-н.

21. Об утверждении Положения о поряд-

ке, сроке и объеме раскрытия информации о получении и передаче выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг : приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 апреля 2013 года № 13-29/пз-н.

22. Об утверждении порядка присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг : приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 11 июня 2013 года № 13-48/ пз-н.

23. О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг : положение Центрального банка Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 428-П.

24. О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам : приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 июля 2013 года № 13-62/пз-н.

25. О Кодексе корпоративного управления : письмо Центрального Банка Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463.

26. О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» : Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ.

27. Совершенствование оценочной деятельности : распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1744-р.

28. Об утверждении концепции формирования системы стандартов, правил и требований в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки : распоряжение Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 132Р-УА.

29. Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.

30. Об обществах с ограниченной ответственностью : Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ : в редакции от 5 мая 2014 года.

31. Косорукова И. В., Секачев С. А., Шу-

клина М. А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011.

32. Яковлев Я., Демкин А. Рублевые корпоративные облигации: что получат иностранные инвесторы? // Рынок долговых обязательств. 2014. № 2 (132). URL: http:// www.gazprombank.ru

Окончание в следующем номере журнала.

■к -к -к

Ш nektorov, saveliev

fi partners

+7 (495) 646 81 76

[email protected]

www.nsplaw.ru

ОБЗОР ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ И ДЕРИВАТИВАМИ -ЛЕТО 2014

Е. Батанов - партнер по налоговым спорам и консультированию юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры» (г. Москва)

Егор Батанов, [email protected]

Летом 2014 года основной новостной фон в сфере налогообложения формировался вокруг законопроектов, разрабатываемых финансовым ведомством. Многие из представленных далее идей могут оказать существенное влияние на налогообложение операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Так, Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) был разработан законопроект о так называемом «налоговом маневре». В этом проекте наряду с собственно «нефтяными» вопросами содержалось положение, затрагивающее права куда более широкого круга налогоплательщиков: базовая ставка по доходам в виде дивидендов, получаемым как российскими организациями, так и физическими лицами - налоговыми резидентами России, увеличивается с 9 до 13 процентов. Этот законопроект уже получил одобрение Правительства Российской Федерации и был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (законопроект № 605370-6).

Вероятность скорого принятия этого законопроекта очень высока. Отмена пониженных ставок для налогов с дивидендов может заставить мелкий и значительную часть среднего бизнеса полностью отказаться от дивидендных выплат, заменив их выплатами, связанными с оплатой труда. Вместе с тем последнего может не произойти, если будут приняты также озвученные этим летом предложения о повышении тарифов страховых взносов.

Одновременно Минфином России была опубликована финальная версия законопроекта о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (проект внесен в Правительство Российской Федерации 26 августа 2014 года). Наряду с уже известными положениями (в частности, о налогообложении в России дохода от продажи акций (долей) российских и иностранных компаний, основные активы которых прямо или косвенно представлены российской недвижимостью) в итоговом тексте законопроекта содержится ряд новаторских предложений, реализация которых может стать неприятным сюрпризом для многих налогоплательщиков. Так, законопроектом предлагается отменить одну из наиболее часто используемых норм при финансовом структурировании денежных потоков и распределении активов в холдингах (подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ). Напомним, что в соответствии с этой нормой не возникает облагаемый налогом на прибыль доход при безвозмездной передаче организации имущества ее участником (акционером), владеющим более 50 процентов уставного капитала организации, а равно и при передаче организацией имущества другой организации, если получающая сторона владеет более 50 процентов в уставном капитале предающей стороны. Отметим, что пока проект Минфина России еще не получил одобрения в Правительстве Российской Федерации и не был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Продолжение на с. 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.