Научная статья на тему 'Проблемы идентификации аудитории современного российского арт-пространства'

Проблемы идентификации аудитории современного российского арт-пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
476
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-пространство / арт-менеджмент / субъекты арт-менеджмента / цели арт-менеджмента / системный подход. / art space / art management / subjects of art management / objectives of the art of management / systems approach.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калязина Елена Геннадьевна

Предложены основы системного подхода изучения современного артпространства. Выявлены субъекты арт-менеджмента; разработаны ключевые цели современного российского арт-пространства; проведена идентификация аудитории артменеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of identifying the audience of contemporary russian art spaces abstract

The proposed framework of the system approach for the study of contemporary art spaces. The subjects of art management are identified; the key goals of the modern Russian art space are developed; the audience of art management is identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы идентификации аудитории современного российского арт-пространства»

Проблемы идентификации аудитории современного российского арт-пространства The problem of identifying the audience of contemporary russian art spaces abstract

1,¿f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 334

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17047 Калязина Елена Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет Kalyazina E.G.,

CandSc.(economics), St.-PetersburgState University of Economics

Аннотация: Предложены основы системного подхода изучения современного арт-пространства. Выявлены субъекты арт-менеджмента; разработаны ключевые цели современного российского арт-пространства; проведена идентификация аудитории арт-менеджмента.

Summary: The proposed framework of the system approach for the study of contemporary art spaces. The subjects of art management are identified; the key goals of the modern Russian art space are developed; the audience of art management is identified.

Ключевые слова: арт-пространство; арт-менеджмент; субъекты арт-менеджмента; цели арт-менеджмента; системный подход.

Keywords: art space; art management; subjects of art management; objectives of the art of management; systems approach.

Российское искусство во все времена было ценно и популярно, имело вес в международном арт-сообществе. На весь мир гремели имена не только известных художников, скульпторов, но и общественных деятелей культуры - С.И. Мамонтов, С.П. Дягилев, П.М. Третьяков.

Сегодня нельзя похвастаться российским авторитетом в сфере современного искусства, сейчас на передовой: Великобритания, Китай, США. Стоит отметить, Китай в этом списке оказался совсем недавно. Бурный рост экономики взрастил целое поколение

обеспеченных людей, готовых приобретать предметы искусства и поддерживать этот рынок.

Ситуация с арт-рынком в России неоднозначна. Некоторые эксперты говорят о повторении ситуации с Китаем, поэтому необходимо уже сейчас инвестировать в данную отрасль. Другая половина апеллирует фактом закрытия трех крупнейших галерей Москвы и уповает только на финансовые силы государства.

В первую очередь, стоит определить, что входит в понятие арт-рынка, какие цели он преследует: увеличить продажи отечественных картин или увеличить их авторитет?

В статье рассмотрены основы системного подхода изучения современного арт-

пространства «Цель Аудитория» с помощью определения субъектов арт-

менеджмента. Арт-менеджмент является связующим звеном между современным искусством и публикой, благодаря различным средствам продвижения, общество может наслаждаться предметами искусства.

Цели арт-менеджмента напрямую зависят от аудитории, на которую направлены, поэтому для эффективного их достижения требуется точная формулировка и идентификация категории аудитории - объекта арт-менеджмента.

Для исследования предложены три вида идентификации аудитории: население России в целом; потенциальный покупатель; мировое сообщество ценителей искусства.

Рассматривая аудиторию, на которую нацелено современное российское искусство, как население России, продвигающей и связующей силой обозначено государство. В современных реалиях приоритетными сферами государственной поддержки являются кинематограф, телевидение. Изобразительное искусство пока остается в стороне.

Основными видами содействия остаются финансирование государственных музеев, в том числе и музеев современного искусства. В большинстве из них проводятся временные выставки и экспозиции молодых художников. Многих талантов, не сумевших пробиться в столичные залы, поддерживает малая Родина в лице региональных музеев в отдаленных уголках нашей страны.

Директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект» Дмитрий Гражевич говорит об успешном диалоге с представителями власти [4]. Помощь оказывается в виде активного финансового участия в выпуске журналов об искусстве, возрождения журнала «Декоративное искусство», в организации фестиваля молодых художников-выпускников российских художественных вузов.

К слову, самые авторитетные и престижные высшие образовательные учреждения в сфере искусства являются государственными. Количество бюджетных мест, финансируемых государством, позволяет талантливым молодым людям из глубинки реализовать свой потенциал, открывает новые возможности для развития.

С 2012 года Администрацией Санкт-Петербурга взят курс на актуальные во всем мире уличные экспозиции. Правда, пока в Китае отводят целые улицы под огромные художественные мастерские, у нас проводят небольшие выставки длительностью в 3-4 дня.

Так, в июне 2012 года прошла уличная экспозиция «Звезда по имени Цой» на Малой Садовой улице, приуроченная к 50-летию основателя и лидера группы «Кино». В сентябре 2012 года Русский музей открыл на набережной канала Грибоедова экспозицию, посвященную Отечественной войне 1812 года. 25 января 2014 года была открыта экспозиция на Итальянской улице в честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в виде реконструкции - воссоздания «Улицы Жизни». Такая практика поддерживается и по сей день, площадками для работ художников и фотографов становятся многие сады и парки города, включая Летний сад, где каждый сезон активно поддерживают идею уличных экспозиций.

Такая тенденция весьма положительна. Именно такими способами нужно прививать любовь и интерес к искусству людям; привлекать для уличных экспозиций работы молодых художников, выпускников художественных вузов, начинающих фотографов. Ведь для посещения музея необходимо время и деньги, например, касса Русского музея закрывается в 17.30, а средняя цена входного билета - 350 руб.

Государство должно стремиться к тому, чтобы каждым русским человеком руководило патриотическое чувство, желание поддержать национальную современную русскую культуру.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО

ИСКУССТВА

АРТ-МЕ НЕДЖЫЕНТ^^^^

галернсты кураторы арт-ди.теры эксперты, крнгшсн

; АУДИТОРИЯ ;

!______________ЩШ): 1^но^етеш1е произведения искусства_____________!

Рис. 2. Идентификация аудитории как потенциального покупателя/

коллекционера.

Наиболее интересна для изучения с экономической точки зрения цель арт-менеджмента - приобретение произведения искусства. Здесь возникают абсолютно рыночные отношения, отсюда и термин «арт-рынок» - исключительно экономическая категория, подразумевающая общий порядок цен на художественные произведения того или иного автора, его инвестиционную привлекательность, посредничество заключению сделок по купле - продаже произведений искусства [1].

Правила рынка диктуют поиск и внедрение новых управленческих и экономических механизмов для привлечения потенциального покупателя.

Тенденции арт-рынка смещаются в сторону массового потребления, от восприятия «элитарности», «недоступности» культуры галеристы предлагают стремиться к досягаемости, лояльности, ориентации на средний класс. Предложения по покупке картины молодого художника классического содержания варьируются в среднем от 4 000 руб. до 20 000 руб. (масло, холст).

Благодаря креативному арт-менеджменту, многие галереи становятся финансово успешными. Рентабельность повышают за счет рационального режима функционирования: с 9.00 до 12.00 - детская художественная школа; с 12.00 до 19.00 -

«магазин» картин; с 19.00 до 21.00 - корпоративные арт-курсы для развития эстетического вкуса персонала, арт-вечеринки, лекции об искусстве и т. д.

В дополнение к идее «основной покупатель - средний класс» аргументом выступает активный рост приобретения нового жилья. Лучшего предмета интерьера, чем уникальная картина с подписью автора, не найти.

В связи с востребованностью профессий, помогающих приобрести искусство, с 2017 года в Петербурге открылись две новые программы: «Кураторские исследования» (магистратура факультета искусств и наук в СПбГУ) и «Арт-менеджмент» в школе Masters. «Потребность в этих профессиях есть уже давно, но раньше им в Петербурге не обучали. В этом году целый блок курса будет посвящен бизнесу и экономике, маркетингу и менеджменту в области культуры. Многое из тго, что изучают слушатели, - это не искусство в чистом виде, а продажи и пиар. Арт-менеджер - это не только потенциальный куратор, но и человек, который сможет возглавлять креативные институции», -рассказывает Полина Бондарева, основательница школы Masters. [5]

Мировая оценка любого произведения искусства означает присутствие в каталогах аукционных домов Sotheby's и Christies. Любой художник ставит знак равенства между попаданием в Sotheby's и мировым признанием. А удачная продажа продукта творчества на такого рода аукционах открывает двери любой галереи, будь она в Нью-Йорке, Лондоне или Санкт-Петербурге.

Возрастающий интерес к русскому искусству подтверждается статистикой мировых аукционных домов. С 2003 по 2007 годы оборот Русского отдела аукционного дома Sotheby's увеличился почти вчетверо (с 50 до 180 миллионов долларов), а аукционного дома Christies почти в 7 раз (с 24 до 144 миллионов долларов). Общий оборот аукционного дома Sotheby's в 2008 году составил 4,86 миллиарда долларов, а Christies — 5,1 миллиарда долларов. [2]

Участие отечественных мастеров в международных выставках, фестивалях, называемых биеннале, повышает имидж российского арт-пространства. Также в целях популяризации была проведена 1-ая Московская биеннале современного искусства в 2005 году, которая получила широкий резонанс как в России, так и за ее пределами, сделала весомую заявку на то, чтобы стать серьезным респектабельным интернациональным событием [3]. Московская биеннале не теряет своей актуальности, 7-ая по счету была успешно проведена в сентябре - январе 2017-2018 года. «Очевидно, что организация такого масштабного события способствует укреплению статуса Москвы как одной из культурных столиц мира и чрезвычайно важна для формирования образа России как цивилизованной, мощной державы».

Стоит отметить, биеннале существуют только для демонстрации новых трендов, тенденций в искусстве, обозначения пути развития и поиска и продвижения новых талантливых авторов. Продажа предметов искусства на таких мероприятиях запрещена, для этого функционируют специализированные ярмарки.

Наряду с фестивалями и художественными форумами значительным влиянием отличаются именитые коллекционеры. Каждое их приобретение - знак безупречного вкуса, поэтому попасть в ряды таких покупок очень престижно. Ярким примером такого коллекционера является великий артист балета Михаил Барышников. Выставка его собраний под названием «Искусство, с которым я живу» покорила весь мир. Он выступает и в роли мецената русских музеев.

Настоящим событием стала распродажа коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской 28 ноября 2018 года в аукционном доме «Сотбис» в Лондоне. Результаты продажи составили более четырех миллионов фунтов стерлингов.

Целая плеяда меценатов выходит из банковского сектора. Поддержка выражается не только финансовыми потоками, но и активной рекламой: картины начинающих дарований часто украшают кабинеты руководителей, стены коридоров, офисов, чем привлекают внимание публики.

Еще одна актуальная тенденция технологии продвижения - проводить выставки в фойе театра. Пока русский театр по посещаемости и популярности превосходит выставки современного искусства в разы.

Имидж современного российского искусства на мировой арене постепенно укрепляется за счет активного развития механизмов арт-менеджмента в данной сфере.

Каждая из представленных целей: повышение уровня художественного образования населения РФ, приобретение произведения искусства, повышение уровня отечественного искусства на мировой арене, является обязательной для достижения и имеет государственную важность. Абсолютно все субъекты арт-менеджмента должны стремиться к решению таких высоких задач.

Список литературы

1. Катерина Долганова, Арт-рынок: теория.http://artandyou.ru/category/art/post/art_ryinok_teoriya# / (дата обращения 15.05.2019)

2. Рокин Алексей, Рынок произведений искусства http://www.reasonablefinance.ru/predmeti-iskusstva/rinok-proizvedeniy-isskustva.html / (дата обращения 15.05.2019);

4. Московская международная биеннале современного искусства - [электронный ресурс] -режим доступа - URL: https://moscowbiennale.art/(адата обращения 15.05.2019)

5. Дмитрий Гражевич, директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект» http://artandyou.ru/category/practice/post/actualnye koncepcyi marketingovye pr iemy_dlia_ prodvijenia_iskusstva / (дата обрещения 15.05.2019_).

6. Маргарита Фещенко «Курировать и конвертировать: зарождающиеся профессии в области культуры», «Деловой Петербург» от 22.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.