Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание литературы / методика / внеклассное чтение / русскоязычная литература / проза / подростковая проза / анкетирование / literature teaching / methodology / extracurricular reading / Russian-language literature / prose / teenage prose / questionnaire

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева В.В.

В работе обсуждается педагогический эксперимент, показывающий важность изучения в средней школе, в рамках преподавания литературы, на уроках внеклассного чтения, русскоязычной современной прозы о подростках, то есть написанных на русском языке произведений авторов другой национальности, проживающих в автономных республиках, округах Российской Федерации, либо в ближнем Зарубежье. Вводятся возрастные рамки читателей подростковой литературы и конкретизируется ее тематика и проблематика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR TEACHING RUSSIANLANGUAGE PROSE FOR TEENAGERS IN FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR READING LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

The article discusses a pedagogical experiment showing the importance of studying in high school, as part of teaching literature, in extracurricular reading lessons, Russian-language modern prose about adolescents, that is, works written in Russian by authors of another nationality living in the autonomous republics, districts of the Russian Federation, or in the near republics abroad. The age limits of readers of teenage literature are introduced and its topics and problems are specified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 821.161.1

Николаева В.В.

магистрант 2 курса кафедры русской литературы и методики ее преподавания, институт филологии и межкультурной коммуникации Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ

УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в работе обсуждается педагогический эксперимент, показывающий важность изучения в средней школе, в рамках преподавания литературы, на уроках внеклассного чтения, русскоязычной современной прозы о подростках, то есть написанных на русском языке произведений авторов другой национальности, проживающих в автономных республиках, округах Российской Федерации, либо в ближнем Зарубежье. Вводятся возрастные рамки читателей подростковой литературы и конкретизируется ее тематика и проблематика.

Ключевые слова: преподавание литературы, методика, внеклассное чтение, русскоязычная литература, проза, подростковая проза, анкетирование.

Мы исследовали методику преподавания русскоязычной литературы о подростках (подростковой литературы) в средней школе. Речь идет о прозе, написанной на русском языке, авторами, которые не являются этнически русскими, проживают в автономных республиках (например, Татарстан), округах (Коми), ближнем Зарубежье (Беларусь, Казахстан). Мы придерживаемся позиции, высказанной Н. Л. Лейдерманом [2], -русскоязычная литература авторов, принадлежащих к другим этносам, имеет специфические черты, не позволяющие включить ее ни безоговорочно в

национальную литературу, ни полностью отождествить ее с собственно русской литературой.

Также в вопросе о том, что считать подростковой литературой и чем она отличается от литературы детской. О необходимости различения двух разделов литературы пишет Н. Ю. Кнор [1], она считает, что, вычленив разницу между детской и взрослой литературой, уже в «детской» следует определить два раздела, то есть литературы собственно детскую и подростковую. Литература для подростков отражает свойственную подростковому возрасту проблематику (кризисный возраст) в представлении о ней взрослых авторов. Кризис подростка - это осознание себя, уход или побег из Дома, куда возможно возвращение после осознания.

Мы отобрали для преподавания в рамках внеклассного чтения несколько повестей авторов, которые пишут на русском, но этнически не являются русскими (таблица 1).

Таблица 1. Рекомендуемые произведения подростковой литературы:

Автор Название произведения Класс

Амраева Аделия (Казахстан) «Футбольное поле» 5—7

Габова Елена (Коми) «Просто про любовь» («И отец мой, и мама моя», «Дуб Толик Сергеевич). «Беличья шкурка», 7—10

Сабитова Дина (Татарстан) «Где нет зимы», 7—10

А. Жвалевский Е. Пастернак (Белоруссия) «Минус один» 7—10

Был проведен в 5 классе педагогический эксперимент. В констатирующей части эксперимента мы провели анкетирование учащихся, затем урок и срез по его итогам. В результате констатирующего эксперимента (анкетирования) был выявлен и определен уровень знаний, умений и навыков учащихся. Также удалось установить степень знания учениками современных авторов подростковой литературы. Был задан вопрос: «Нравятся ли тебе книги про современных детей, твоих ровесников?» 17 участников из 28 ответили «Да», 10 ответили «Нет» и один - «Не знаю» (рис. 1).

Рис. 1. Отношение опрашиваемых к чтению современной детской прозы (нравится/не нравится).

На вопрос о тематике книг «Какие книги тебе нравятся?» ответов могло быть несколько. В таблице 2 показано, какие были даны ответы.

Таблица 2. Выбор предпочтительной тематики детских книг:

Тема книги| Количество предпочитающих (по мере уменьшения)

Дружба 17

Приключения 16

Отношения в классе или в детском лагере 13

Сказки 10

Спорт 9

Дружба с животными 9

Жизнь животных (без героев-людей) 6

Семья 4

Констатирующий эксперимент (опрос) позволил выявить, что большей части участников нравится читать книги про своих ровесников (также ровесников другой национальности и культуры), из проблематики выбирают читать о проблемах с хобби, увлечением, также интересуются чтением о проблемах в семье (бедность, болезнь, потеря родных), проблемах в отношениях с другом. Тем не менее, анкетирование выявило, что участники опроса мало знают современных авторов подростковой литературы.

Далее был проведен формирующий эксперимент в форме урока, направленного на формирование знаний, умений и навыков у учащихся вычленять в произведении сюжет, тему, проблему, авторскую позицию и основные ценности (идею). Также целью урока было знакомство учащихся произведением русскоязычной детской литературы - темой урока была повесть А. Амраевой (Казахстан) «Футбольное поле».

По итогам урока был проведен срез (контрольный эксперимент). Его результаты представлены на рис.2.

Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента: качество усвоения материала учащимися.

Из хода и результатов эксперимента мы убедились, что эффективность преподавания прозы современных русскоязычных писателей в рамках внеклассного чтения достигается путем изучения произведений с учетом художественных особенностей. Именно такова была направленность изучения прозы современных русскоязычных писателей (в нашем эксперименте - А. Амраевой). Изучение осуществлялось с учетом жанрового своеобразия и специфики творческого метода автора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кнор Н.Ю. Образ школы в современной подростковой прозе / Н.Ю. Кнор // Актуальные проблемы филологии. 2018. № 16. С. 104-114;

2. Лейдерман Н.Л. Русскоязычная литература - перекресток культур / Н.Л. Лейдерман // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения. Вып.8. Екатеринбург, 2005. С. 48-59

■ На отлично

■ Хорошо

■ Удовлетворительно

Nikolaeva V.V.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR TEACHING RUSSIAN-

LANGUAGE PROSE FOR TEENAGERS IN FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR READING LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

Abstract: the article discusses a pedagogical experiment showing the importance of studying in high school, as part of teaching literature, in extracurricular reading lessons, Russian-language modern prose about adolescents, that is, works written in Russian by authors of another nationality living in the autonomous republics, districts of the Russian Federation, or in the near republics abroad. The age limits of readers of teenage literature are introduced and its topics and problems are specified.

Keywords: literature teaching, methodology, extracurricular reading, Russian-language literature, prose, teenage prose, questionnaire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.