Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПОВЕСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5-6 КЛАССАХ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПОВЕСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5-6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеклассное чтение / школьная повесть / современ¬ная школьная повесть / методика преподавания литературы / дети с ОВЗ / социальные проблемы в детской литературе / lessons of extracurricular reading / school stories / modern school stories / methodology of teaching literature / children with disabilities / social problems at children's literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемчук Н. Ю.

Введение. Школьная повесть занимает устойчивое положение среди других жанров детской литературы, входит в круг детского чтения. Традиционно авторы произведений для детей и подростков обращаются к нравственным, социальным вопросам. В современной литературе авторы стали затрагивать темы «неудобные», провокативные, чтобы приблизить читателя к осмыслению реального положения дел. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, неизменно высоким интересом школьников к современной литературе, затрагивающей волнующие проблемы школьной жизни, с другой — недостаточной разработкой вопросов методики изучения современных школьных повестей. В то время как возможности образовательного и воспитательного потенциала школьных повестей велики. Цель статьи. Цель работы состоит в теоретическом обосновании, разработке и реализации методических рекомендаций к изучению современных школьных повестей на занятиях по литературе в 5-6 классах. Методология и методы исследования. Теоретические (изучение и анализ педагогической литературы, учебников, хрестоматий) и эмпирические (метод педагогического наблюдения, изучение и обобщение педагогического опыта, обучающий эксперимент) методы исследования позволили создать и апробировать разработки уроков внеклассного чтения по современным школьным повестям Э. Файн «Как курица лапой» и Р. Дж. Паласио «Чудо» для 5-6 классов. Произведения рассматриваются с точки зрения нравственной проблематики — отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и героям, испытывающим отвержение сверстников. Сюжеты предложенных повестей дают возможность пережить ситуации нравственного выбора. Использование традиционных методов, приемов и форм организации урока, а также применение современных технологий нацелено на раскрытие нравственно-философского потенциала художественных текстов. Результаты исследования. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что изучение современных школьных повестей на занятиях в 5-6 классах является эффективным тогда, когда определены критерии отбора произведений, учтены возрастные особенности школьников, учащиеся вовлечены в разнообразные виды деятельности. Заключение. Цель работы, состоящая в теоретическом обосновании, разработке и реализации методических рекомендаций, достигнута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемчук Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF READING SCHOOL STORIES IN EXTRACURRICULAR LITERATURE LESSONS IN 5-6 GRADES

Introduction. School stories take a strong position among other genres of children literature. Traditionally, authors of books for children and adolescents turn to moral, social issues. In modern literature the authors have begun to touch upon provocative topics in order to bring the reader closer to comprehending reality. By the one hand, the relevance is due to the invariably high interest of children in modern literature, which raises the problems of school life. On the other hand, the relevance is due to the lack of methodological development of issues related to the reading modern school stories in 5-6 grades. Meanwhile, the educational and upbringing potential of school stories is great. Purpose of the article. The purpose of the work is to theoretically substantiate, develop and implement methodological recom¬mendations for the study of modern school stories in literature classes in 5-6 grades. Research methods. Theoretical and empirical research methods made it possible to create and test methodological recommendations for extracurricular reading lessons. The article includes lesson plans for extracurricular reading of modern school stories by A. Fine “How to write really badly” and R. J. Palacio “The Wonder” for 5th and 6th grades. The stories of social prob¬lems are considered in terms of moral issues, including how people attitude towards children with disabilities. Stories’ plots give an opportunity to survive situations of moral choice. Traditional methods of organization of the lesson and modern technologies are used for revealing the moral and philosophical potential of texts. Results. During the research, a hypothesis was proved: the study of modern school stories in literature classes in grades 5-6 is effective when the criteria for selecting books are defined, the books correspond to the age characteristics of schoolchildren, and students are involved in various activities. Conclusions. The purpose of the work, which consists in the theoretical substantiation, development and implementation of methodological recommendations, has been achieved.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПОВЕСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5-6 КЛАССАХ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Н. Ю. Артемчук

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 42-57. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 2. P.42-57.

Научная статья УДК: 371.321.1 ББК: 74.268.3

doi: 10.24412/2224-0772-2022-83-42-57

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПОВЕСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5-6 КЛАССАХ

Наталья Юрьевна Артемчук

Институт филологии МПГУ, школа «Глория», Москва, Россия, artemchuk.nu@yandex.ru

Аннотация. Введение. Школьная повесть занимает устойчивое положение среди других жанров детской литературы, входит в круг детского чтения. Традиционно авторы произведений для детей и подростков обращаются к нравственным, социальным вопросам. В современной литературе авторы стали затрагивать темы «неудобные», про-вокативные, чтобы приблизить читателя к осмыслению реального положения дел. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, неизменно высоким интересом школьников к современной литературе, затрагивающей волнующие проблемы школьной жизни, с другой — недостаточной разработкой вопросов методики изучения современных школьных повестей. В то время как возможности образовательного и воспитательного потенциала школьных повестей велики. Цель статьи. Цель работы состоит в теоретическом обосновании, разработке и реализации методических рекомендаций к изучению современных школьных повестей на занятиях по литературе в 5-6 классах. Методология и методы исследования. Теоретические (изучение и анализ педагогической литературы, учебников,

© Артемчук Н. Ю., 2022

хрестоматий) и эмпирические (метод педагогического наблюдения, изучение и обобщение педагогического опыта, обучающий эксперимент) методы исследования позволили создать и апробировать разработки уроков внеклассного чтения по современным школьным повестям Э. Файн «Как курица лапой» и Р. Дж. Паласио «Чудо» для 5-6 классов. Произведения рассматриваются с точки зрения нравственной проблематики — отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и героям, испытывающим отвержение сверстников. Сюжеты предложенных повестей дают возможность пережить ситуации нравственного выбора. Использование традиционных методов, приемов и форм организации урока, а также применение современных технологий нацелено на раскрытие нравственно-философского потенциала художественных текстов. Результаты исследования. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что изучение современных школьных повестей на занятиях в 5-6 классах является эффективным тогда, когда определены критерии отбора произведений, учтены возрастные особенности школьников, учащиеся вовлечены в разнообразные виды деятельности. Заключение. Цель работы, состоящая в теоретическом обосновании, разработке и реализации методических рекомендаций, достигнута.

Ключевые слова: внеклассное чтение, школьная повесть, современная школьная повесть, методика преподавания литературы, дети с ОВЗ, социальные проблемы в детской литературе

Для цитирования: Артемчук Н. Ю. Опыт изучения школьных повестей на внеклассных занятиях по литературе в 5-6 классах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С.42-57. https:// doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-42-57.

Original article

Experience of reading school stories in extracurricular literature lessons in 5-6 grades Natalya Yu. Artemchuk

Moscow State Pedagogical University, School Gloria, Moscow, Russia, artemchuk.nu@ yandex.ru

Abstract. Introduction. School stories take a strong position among other genres of children literature. Traditionally, authors of books for children and adolescents turn to moral, social issues. In modern literature the authors have begun to touch upon provocative topics in order to bring the reader closer to comprehending reality. By the one hand, the relevance is due to the invariably high interest of children in modern literature, which raises the problems of school life. On the other hand, the relevance is due to the lack of

methodological development of issues related to the reading modern school stories in 5-6 grades. Meanwhile, the educational and upbringing potential of school stories is great. Purpose of the article. The purpose of the work is to theoretically substantiate, develop and implement methodological recommendations for the study of modern school stories in literature classes in 5-6 grades. Research methods. Theoretical and empirical research methods made it possible to create and test methodological recommendations for extracurricular reading lessons. The article includes lesson plans for extracurricular reading of modern school stories by A. Fine "How to write really badly" and R. J. Palacio "The Wonder" for 5th and 6th grades. The stories of social problems are considered in terms of moral issues, including how people attitude towards children with disabilities. Stories' plots give an opportunity to survive situations of moral choice. Traditional methods of organization of the lesson and modern technologies are used for revealing the moral and philosophical potential of texts. Results. During the research, a hypothesis was proved: the study of modern school stories in literature classes in grades 5-6 is effective when the criteria for selecting books are defined, the books correspond to the age characteristics of schoolchildren, and students are involved in various activities. Conclusions. The purpose of the work, which consists in the theoretical substantiation, development and implementation of methodological recommendations, has been achieved.

Keywords: lessons of extracurricular reading, school stories, modern school stories, methodology of teaching literature, children with disabilities, social problems at children's literature

For citation: Artemchuk N. Yu. Experience of reading school stories in extracurricular literature lessons in 5-6 grades. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(2):42-57. (In Russ.). https://doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-42-57.

Повесть о школе занимает устойчивое положение среди других жанров детской литературы. Изучением школьной повести занимаются специалисты по советской и постсоветской литературе, литературоведы и критики М. А. Литовская, К. А. Маслинский, О. О. Метелкина, М. А. Черняк, В. Ю. Чарская-Бойко и другие.

Школьная повесть, появившаяся в середине XIX века [1, с. 128], претерпевала изменения: если в первой половине XX века повести о школе оптимистично передавали реальность повседневной жизни [5, с. 224], учили и служили образцом поведения, то уже к 1940-м годам дидактика школьной жизни была снижена, школьная повесть стала точнее отражать реальность [7, с. 255].

Современная школьная повесть существенно изменилась по сравнению с повестями о школе советского периода. И эти изменения объясняются тем, что стали другими реалии жизни, изменились сами дети, их проблемы. Кроме того, детско-юношеская проза новейшего времени стала реалистичнее, нет необходимости в создании идеального персонажа, наоборот — он должен быть максимально приближен к реальной жизни [3, с. 92]. Э. П. Хомич утверждает, что смена типа подростка происходит в контексте идеологии, в контексте эпохи, социализации. Предпосылкой к появлению новых героев — в том числе типа «изгоя» — стали негероическая эпоха и однообразная повседневность [9, с. 326].

В детской литературе конца XIX — начала ХХ века писатели часто затрагивали проблемы сиротства и беспризорничества. Посредством такой литературы авторы общались с подростками на сложные темы. Такая литература была написана в оптимистичном ключе и показывала положительное влияние школы на «трудных» детей [8, с. 203]. Но другая группа детей — с особенностями умственного и физического развития — не упоминалась в советской литературе.

В современной литературе появилась тенденция затрагивать темы «неудобные» и провокативные, чтобы способствовать осмыслению читателем действительности [8, с. 204]. Персонажи с девиантным поведением, с особенностями в развитии в современной литературе представлены в качестве положительных героев. Писатели относятся к ним с пониманием и надеждой. Современные авторы делают акцент на том, что не дисциплина, наказание и ярлыки способны решить проблему, а надежда и помощь способны изменить жизнь детей в лучшую сторону.

Отечественные прозаики обращались к теме трагического детства, пытаясь понять, как пережитое в первые годы жизни влияет на характер и самоопределение человека, на его взаимоотношение с социумом. Сегодня, когда потеря нравственных координат, душевная смута и внутренний страх перед будущим стали постоянными спутниками многих наших соотечественников, давно перемахнувших рубеж детства и юности, проза, увидевшая свет в нулевые — начале десятых годов нового века, пытается вернуть их в минувшее: Л. Улицкая, Л. Петрушевская, А. Иличевский, О. Славникова, А. Иванов, Д. Рубина немало страниц посвящают не просто описанию детства героев, но пытаются понять феномен внутреннего ребенка, возрастной регрессии, уже в зрелом возрасте определяющей характер наших важнейших решений и поступков [6, с. 45].

Современная литература приближена к реальности, а значит, обращается к социальным вопросам современной жизни, отражает те процессы, которые волнуют детей в настоящее время. К тому же на примере сверстников показывает пути решения проблем, пути реализации личностного потенциала, приемлемое поведение в разных ситуациях [4, с. 46].

В 2021 году было проведено анкетирование школьников на базе ГБОУ «Школа Глория» г. Москвы. Количество респондентов-подростков составляло 89 человек. Кроме общих вопросов о круге чтения, в анкете «прозвучали» вопросы, связанные с выявлением способности учеников обнаруживать нравственные проблемы, которые возникают в обществе в связи с появлением и развитием инклюзивного образования. На мой взгляд, для достижения целей и задач, поставленных ФГОС ООО и концепцией духовно-нравственного развития, важно привлекать учеников к таким вопросам, способствовать просвещению детей в области, касающейся людей с ограниченными возможностями здоровья, с целью формирования личности, способной адекватно реагировать в общении с разными людьми.

Изучив ответы школьников, исследователи получили следующие результаты: современные дети чаще читают классическую литературу, по-видимому, в связи с тем, что основное внимание уделяют изучению произведений школьной программы, но интересуются современными авторами и книгами о школе, ровесниках, учителях; более половины подростков обсуждают прочитанное с друзьями или родителями. Однако при ответе на вопросы, касающиеся осведомленности школьников в вопросах, связанных с детьми с ограниченными возможностями здоровья, респонденты чаще выбирали пункт «Затрудняюсь ответить». Этот факт, по-видимому, говорит о том, что школьники 5-8 классов не обращают должного внимания на нравственные вопросы, хотя обучаются в условиях инклюзивного образования.

Способна ли современная школьная повесть оказать положительное воспитательное влияние на духовно-нравственное развитие подростка?

Для исследования были отобраны повести о школе, героями которых являются дети, испытывающие отвержение сверстников, подростки с непростыми судьбами, дети с особенностями развития. Отбирая произведения, я ориентировалась на Список С обязательного содержания примерной основной образовательной программы основного общего образования по литературе, который содержит перечень современных

писателей, в числе которых авторы школьных повестей. Так, в перечень вошли А. Гиваргизов, С. Востоков, М. Аромштам, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Е. Мурашова, из зарубежных писателей — Э. Файн.

Для проведения эксперимента в 5-6 классах были отобраны два произведения: «Как курица лапой» (How to write really badly) Энн Файн и «Чудо» (Wonder) Р. Дж. Паласио.

В пятом классе было проведено внеклассное занятие по школьной повести Энн Файн «Как курица лапой» (How to write really badly). Впервые она была издана в 1996 году. В том же году повесть стала победителем Nasen Special Educational Needs Book Award. В 1997 году произведение вошло в шорт-листы Sheffield Children's Book Award и Stockport Schools Book Award [12]. Энн Файн — востребованный британский писатель. Читатели выбирают ее книги благодаря важным темам, которые она поднимает в своих произведениях, запоминающемуся языку, хорошо описанным персонажам, простому линейному сюжету и свежему взгляду на проблемы [11, с. 120]. Н. Е. Кутейникова рекомендует книги этого автора в Списке рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения учащимся 5-7 классов [3, с. 159].

Произведение было выбрано с опорой на психолого-педагогические закономерности теории обучения и воспитания, а именно — с учетом психологических и возрастных особенностей детей. При организации работы с художественным произведением для учащихся пятого класса важно учитывать направленность личности, важнейшей чертой которой являются учебные и познавательные интересы. Повесть Э. Файн «Как курица лапой» позволяет учителю, проводящему работу по этому произведению, организовать творческую деятельность, которая является решающим фактором развития познавательных интересов учащихся десяти-двенадцати лет.

Внеклассное занятие я провела после того как пятиклассники изучили отдельные главы произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Такой выбор был сделан потому, что одна из лучших черт Тома Сойера — готовность самопожертвования ради друзей — качество, которое проявляет и Честер Говард, один из главных героев повести Энн Файн.

Целью занятия стало повышение интереса к чтению зарубежной литературы, содействие развитию нравственных качеств учащихся. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- способствовать пониманию идейно-художественного содержания повести;

- развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал, рассуждать и делать выводы;

- способствовать воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, приобщать учащихся к нравственным проблемам;

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости школьников к содержанию прочитанного произведения;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

Перед занятием пятиклассники прочитали книгу самостоятельно. Мотивом именно к такому построению внеклассного занятия послужили слова В. В. Голубкова о том, что «первая, интимная встреча читателя с произведением, без посредников и свидетелей, часто оставляет у читателя незабываемое впечатление и определяет судьбу прочитанной книги, решает вопрос о том, насколько прочно она войдет в сознание учащегося и станет событием в его читательской биографии, в его моральном росте» [2, с. 5]. Моя цель — не только обратить детей к нравственным проблемам, но и развить интерес к современной литературе.

Первым этапом занятия стало вступительное слово учителя. С целью актуализации знаний с учащимися пятого класса была организована беседа о почерке, науке графологии. По окончании беседы мы сделали акцент на случаях, когда характер нельзя узнать по почерку: человек может быть открытым, общительным, добрым, но обладать совершенно неразборчивым, некрасивым, непонятным и даже безобразным почерком. Как бы этот человек ни старался научиться писать красиво, у него не получается, потому что почерк не зависит от его стараний. Есть люди, которые испытывают трудности в овладении письмом и чтением, и обычно эти люди не уверены в себе.

На следующем этапе учащиеся под руководством учителя определяют тему урока.

Учитель просит учащихся, обратившись к повести, определить, как Джо относится сам к себе, какие чувства испытывает. На интерактивной доске появляется фрагмент повести. Учитель громко, выразительно читает фрагмент:

- Не пойдет,— говорю я ему. — Здесь пять ошибок. Не говоря уже о том, что это далеко от стандартов написания букв.

— Но прочесть-то можно,—Джо пытался защититься.

— Разве что угадать.

— Это лучшее, на что я способен.

— Значит, ты неправильно выбрал тему. Когда берешься за проект, лучше опираться на свои сильные стороны, чем на слабые.

Джо вздохнул.

— Не уверен, что они у меня есть [10, с. 34].

В ходе беседы ученики сделали вывод о том, что Джо не уверен в себе, и сформулировали тему урока: Проблема веры в себя в повести Энн Фан «Как курица лапой».

Работа по теме урока предполагала анализ образов главных персонажей. Также учащимся было предложено проследить, как менялось отношение Честера Говарда к Джо и как менялся он сам.

1) Образ Джо Гарднера

Джо — ребенок с особыми образовательными потребностями. Он страдает дисграфией и дислексией. Конечно, в тексте повести не названы термины. Наша задача на данном этапе была словесно описать характер Джо на основе его поведения, общения.

Вопросы учителя и ответы учащихся приведены ниже:

Каким предстает перед нами Джо? Отвечая на этот вопрос, дети говорили, что Джо добрый и воспитанный, и в доказательство зачитывали, например, следующие слова:

Я ткнул Гарднера Джо локтем.

— Что ты можешь о ней сказать?

— Ты про кого?

Я кивнул на училку.

— Про нее, разумеется. С горшком на голове.

Он выкатил на меня глаза.

— Про мисс Тейт? Она очень хорошая.

Джо обожает все события и мероприятия, которые происходят в школе:

Джо удивился, но кивнул. И решительно добил меня:

— И еще мы поем по пятницам.

— Нет, серьезно? Не уверен, что смогу так долго ждать.

Но этот Джо Гарднер, похоже, являл собой зону, свободную от сарказма.

— Я и сам прямо еле-еле дожидаюсь,— сказал он.— Но не отчаивайся.

Пятница наступит очень быстро.

Глаза его загорелись, будто речь шла о дне рождения или Рождестве.

Он не любит шутить на тему школы, всегда хорошо отзывается об учителях. Джо любит помогать старшим.

Но он вдруг хлопнул себя по лбу.

— Ой, Говард, давай подождем до конца перемены. Я только что вспомнил, что обещал мисс Тейт помочь с обложками для наших сочинений на тему «Как это делается».

И в этот миг вышеозначенная леди собственной персоной появилась из дверей.

— Джо-о-о! — издала она сладкоголосую трель.—Джо-о-о Гарднер!

— Иду, мисс Тейт!—радостно взвизгнул он, едва не виляя хвостом.

И был таков.

Прозвучали ответы школьников о том, что Джо неаккуратный, у него беспорядок на рабочем месте, он невнимательный и испытывает трудности в обучении, особенно в овладении письмом и чтением. Джо искренне старается, усердно занимается, но каждый день приходит как «чистый лист».

2) Образ мисс Тейт

В книге всего три основных персонажа: один из них — учительница мисс Тейт. Прежде чем перейти к составлению портрета Честера Говарда, нам важно было обратить внимание на отношение учителя к ребенку с особыми образовательными потребностями. Как она реагировала на неуспехи Джо в обучении? Какой она была в общении с ним? Как повлияли на Джо ее забота и терпение, ее готовность объяснять одно и то же столько раз, сколько потребуется?

2) Образ Говарда

Обсудив образы Джо и мисс Тейт, мы перешли к самому главному — образу Говарда — мальчика, от лица которого ведется повествование. И здесь нами была предложена работа в группах. Каждая группа получила карточки с фрагментами из текста повести. Задача перед пятиклассниками стояла следующая: проанализировать предложенный фрагмент и определить, какие черты характера персонажа проявляются в той или иной ситуации. Задание непростое с точки зрения необходимости использования лексики, поэтому некоторые слова, характеризующие личность, учителем были вынесены на интерактивную доску.

Группа 1 работала с отрывком из главы «Плохая новость», группа 2 —

с отрывком из главы «Жуть», группа 3 — из главы «Золотые правила», группа 4 — из главы «Доставка безумных моделей».

Выступление групп. По ходу выступления ученики заполняют таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

Черты характера героев повести

Группа Эпизод повести Черты характера

1 Глава «Плохая новость» Равнодушие, заносчивость, самоуверенность

2 Глава «Жуть» Грубость, бестактность, честность

3 Глава «Золотые правила» Искренность, доброжелательность, неравнодушие, жалость, доброта

4 Глава «Доставка безумных моделей» Бескорыстность, доброта, ум, смелость, решительность

После выступления представителей от групп учитель обращает внимание учащихся на правый столбец. С помощью записей, сделанных в этом столбце, можно проследить, как менялось отношение Говарда к Джо и как менялся он сам. Ученики делают вывод, что сначала Говард проявлял негативные качества характера, был несдержанным и грубым, но потом проникся с Джо и его поведение в корне изменилось: он осознал проблему и стал чутким и внимательным по отношению к Джо, стал его настоящим другом.

После обсуждения образов героев нам необходимо было перейти к концу произведения и сформулировать, каким стал Джо. Учитель использует метод художественного рассказывания, чтобы восстановить в памяти учеников последнюю главу.

А дальше прозвучал вопрос: Как вы считаете, какую роль сыграло хорошее отношение Говарда и мисс Тейт к Джо? Джо, благодаря хорошему отношению к нему, шел вперед, не опускал руки и в конце концов стал увереннее в себе. Он поверил, что у него есть свои достоинства, преимущества, которыми он по праву может гордиться.

Учитель обратил внимание на художественную сторону произведения. Почему повесть было легко и интересно читать? Какой язык использует автор?

После обсуждения ученикам было предложено написать отзыв к повести.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе подведения итогов обобщили выводы, сделанные на занятии. Сделали «выход в жизнь», связали повесть с реальной жизнью, поговорили о том, как бы ребята отнеслись к ребенку с особыми потребностями, как бы отреагировали, в чем бы помогли. В качестве домашнего задания было предложено найти на сайте «Папмамбук» в разделе «Говорят подростки» рецензии школьников на повесть Э. Файн, прочитать их и написать свои.

В ходе занятия удалось подробно описать образы главных героев: Джо, Говарда и мисс Тейт, и прийти к выводу, что главным критерием веры в себя являются вера, помощь, поддержка неравнодушных людей. Произведение нашло отклик у пятиклассников, в отзывах ученики написали следующее:

«Эта повесть научила меня не бояться и не стесняться публики и добиваться лучшего в своей жизни»;

«Я считаю, что это произведение поучительное»;

«Меня эта книга научила быть приветливой и доброй. Я думаю, что Джо в самом начале надо было быть увереннее в себе, а Говарду приветливее»;

«Эта повесть учит ее читателей быть добродушными, отзывчивыми ко всем людям».

Кроме того, в конце урока мы попробовали написать предложение по инструкции Джо и Говарда, что вызвало неподдельный интерес и позитивные эмоции и, на наш взгляд, способствовало развитию интереса к чтению, т.к. те ученики, которые книгу не прочитали, сказали, что обязательно ее прочтут в ближайшее время.

Для учащихся шестого класса я выбрала повесть американской писательницы Р. Дж. Паласио «Чудо» (Wonder). Произведение является бестселлером на протяжении шести лет. Книга получила около 50 национальных и международных наград, в том числе вошла в списки Time Magazine's 100 Best Young Adult Books of All Time (январь, 2015) и USA Today's Top 100 Bestsellers [13]. Книга входит в список рекомендованной литературы для самостоятельного чтения, составленный Н. Е. Кутейниковой [3, с. 158].

Выбирая произведение для чтения в шестом классе, я опиралась не только на мнение критиков и литературоведов, но и на возрастные и психологические особенности учащихся двенадцатилетнего возраста. По утверждению Л. И. Божович, подросток в этом возрасте наиболее

восприимчив к нравственным проблемам.

Книга «Чудо» — о мальчике, который перенес 27 операций, но его лицо продолжает выглядеть ужасно вследствие генных мутаций. Книга о переживаниях, неуверенности в себе, она дает возможность побыть на месте человека, который не похож на всех остальных, и испытать те чувства, которые ежедневно испытывает он. Книга близка шестиклассникам, так как главный герой практически их ровесник, входит в переходный возраст.

Внеклассное занятие состоялось после того как шестиклассники в урочное время познакомились со сказочной повестью «Маленький принц». Такой выбор был сделан, потому что Антуан де Сент-Экзюпери размышляет над нравственными ценностями и состояниями души, всегда волновавшими человека, такими как дружба, долг и ответственность, одиночество, спасение, любовь к ближним.

Темой занятия стала нравственная проблематика повести Р. Дж. Паласио «Чудо», целью — средствами художественного произведения обратить внимание учащихся на нравственные проблемы современного общества. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

- обсудить нравственные ценности, которым следуют герои произведения Р. Дж. Паласио;

- развить эмоциональную отзывчивость школьников к содержанию прочитанного произведения;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к детям с особыми образовательными потребностями;

- формировать умение анализировать художественное произведение;

- развивать коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников.

После организационного этапа с целью актуализации знаний мы с шестиклассниками обсудили значение фразеологизма «белая ворона». Ребята ответили, что «белая ворона» — это человек, который чем-то отличается от других, например одеждой, прической, характером. После обсуждения ученикам были заданы вопросы: как вы определяете, нравится вам человек или нет? Единственный взгляд — и вы уже понимаете — близок вам человек или нет? Интересно, что в начале урока, отвечая на эти вопросы, дети в основном говорили, что внешний вид очень важен, что они охотнее подойдут и познакомятся с человеком,

который выглядит опрятно и красиво.

Работа по теме урока началась с беседы. Ученики составили словесный портрет Августа, рассуждали о причинах его страха, который возник в связи с поступлением в школу. Говорили о любви родителей, пытающихся сделать все для своего ребенка.

Кроме вышесказанного, важно было обратить внимание учащихся на детали, которые имеют важнейшее значение для понимания нравственных проблем текста: на реакцию персонажей, которые впервые видят Августа. С этой целью детям было предложено поработать в парах и заполнить таблицу (Таблица 2).

Таблица 2

Реакция персонажей повести на внешний вид Августа

Джек Тот Джулиан Шарлотта

Посмотрел на меня и протянул руку. Когда я ее подал, он кривовато улыбнулся, сказал «Привет» и тут же уставился в пол. Джулиан взял мою руку, выдавил из себя улыбку, быстро опустил глаза. Она не стала протягивать мне руку, но помахала и улыбнулась: — Привет, Август. Приятно познакомиться.

После парной работы мы обсудили результаты. Оказалось, что многие учащиеся сочувствуют Августу.

Следующим этапом нашего занятия был анализ эпизода, в котором показана ситуация, когда единственный школьный друг Августа Джек Тот предает его. И снова внимание мы акцентировали на чувствах Августа. Для того чтобы школьники вспомнили эпизод, мы показали фрагмент одноименного фильма («Чудо» / Wonder), снятого в 2017 году. Ситуация, которая произошла в этом эпизоде, близка подросткам. Мы обсудили мотивы поведения Джека Тота, Джулиана, чувства и эмоции Августа.

Увидеть изнутри жизнь рядом с особенным ребенком нам удалось благодаря обсуждению главы, посвященной сестре Августа Вие. Легко ли быть сестрой необычного брата? Сколько боли, непонимания, презрения содержится в словах Вии, когда она рассказывает о детях, игнорирующих ее из-за необычного брата. «Люди не знают, как вести себя с Ави»,— говорит Вия. Оттолкнувшись от этого предложения, школьники сделали вывод, что главная проблема заключается в том, что люди не знают, как вести себя с особенными детьми.

После этого обсуждения учитель включил видео I am Auggie Pullman, размещенного на официальном сайте книги Wonder, в разделе Craniofacial differences. В этом видео дети с проблемой, схожей с особенностью Августа Пуллмана, рассказывают о себе и своей жизни.

Исходя из просмотра видео и обсуждений в течение урока, шестиклассники пришли к выводу, что такие дети, как Август, хотят, чтобы к ним относились, как к самым обычным людям, как ко всем.

В конце занятия мы не только подвели итоги, но и обсудили, важны ли для учеников затронутые Р. Дж. Паласио нравственные проблемы, почему книга называется «Чудо».

Домашнее задание предполагало написание собственной максимы.

После проведенного занятия ребята не только сказали, что сначала надо узнать, какой человек внутри, в душе, и только потом делать выводы, нравится он или нет, но и написали в отзывах: «...Мне было жалко мальчика, и если бы я его увидела вживую, я бы не испугалась, а подошла и познакомилась».

При изучении повести Р. Дж. Паласио «Чудо» мы обратили внимание учащихся на чувства главного героя и эмоции, которые испытывали ученики, читая произведение. Мы обратили внимание на все мельчайшие детали из жизни Августа, на отношение к нему разных людей и пришли к выводу, что такие люди хотят, чтобы к ним относились как к обычным людям. Книга обладает большим нравственным потенциалом. Для достижения цели были использованы разные методы и приемы работы: фронтальная беседа, работа в группах, просмотр фрагмента одноименного фильма, выпущенного в 2017 году. Мы считаем, что цель достигнута, и подтверждением этому являются отзывы, в которых дети написали следующее:

«Это произведение научило меня тому, что не нужно смотреть на внешность человека, а нужно смотреть на его поступки»;

«Это произведение удивило меня»;

«Произведение очень душевное и интересное по смыслу. Автор хочет сказать нам, что не судите человека по внешности, а судите по внутренним качествам»;

«Данное произведение учит людей быть добрыми ко всем людям, несмотря на их внешность»;

«Меня это произведение научило быть доброй и помогать людям, которым нужна помощь, в любой беде»;

«Мне понравилось это произведение тем, что оно помогло мне стать еще добрее».

Таким образом, есть основания говорить о том, что выделенные мной тексты школьной тематики для внеклассного чтения и обсуждения в 5-6 классах, а также разработанные на основе использования опыта методической науки и современных подходов методические рекомендации изучения указанных произведений способны привлечь школьников к социальным нравственным проблемам, формировать ценностные ориентиры.

Список источников

1. Бурдина С. В. Эволюция жанра школьной повести в русской литературе XX века // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2G16. Вып. 2 (34). С. 128-134.

2. Голубков В. В. Об активизации преподавания литературы // Активизация преподавания литературы в средней школе: сборник статей / под общ. ред. В. В. Голубкова. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. С. 3-7.

3. Кутейникова H. Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: Маэстро ПлаТинум, 2G17. 158 с.

4. Кутейникова H. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2G16. 22G с.

5. Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких // Собрание сочинений. В 8-ми т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1971. С. 224-225.

6. Матвеева Е. О. Образ трагического детства в современной русской литературе // Синтез в русской и мировой художественное культуре: сб. статей. Ярославль: Литера, 2G14. С. 45-48.

7. Октябрьская О. С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920-50-х годов: дисс. ... докт. фил. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2G17. 284 с.

8. Рудова Л. Дети-аутсайдеры и параллельные миры: реальное и фантастическое в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» // Детские чтения. 2G14. № 1. С. 2G1-217.

9. Хомич Э. П. Проблемное после подростковой литературы // Мир науки, культуры, образования. 2G16. № 1 (56). С. 325-327.

Ю. Файн Э. Как курица лапой. М.: Самокат, 2G17. 352 с.

11. Sloan G. D. "fte child as a critic: developing literacy through literature, K-8 (Language & Literacy Series). 4th edition. N. Y.: Teacher college press, 2GG3. 239 p.

12. Anne Fine: official web site [Электронный ресурс]. URL: http://annefine.co.uk/ (дата обращения: 17.1G.2G21).

13. Wonder. "fte information source about the book [Электронный ресурс]. URL: https://wonder-thebook.com/ (дата обращения: 25.1G.2G21).

References

1. Burdina S. V. Evolyuciya zhanra shkol'noj povesti v russkoj literature XX veka // Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaya i zarubezhnaya filologiya. 2016. Vyp. 2 (34). S. 128-134. [In Rus].

2. Golubkov V. V. Ob aktivizacii prepodavaniya literatury // Aktivizaciya prepodavaniya literatury v sred-nej shkole: sbornik statej / pod obshch. red. V. V. Golubkova. M.: Gosudarstvennoe uchebno-pedago-gicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 1961. S. 3-7. [In Rus].

3. Kutejnikova N. E. Navigator po sovremennoj otechestvennoj detsko-podrostkovoj i yunosheskoj literature: metodicheskie rekomendacii. M.: Maestro PlaTinum, 2017. 158 s. [In Rus].

4. Kutejnikova N. E. Formirovanie chitatel'skoj kompetencii shkol'nika. Detsko-podrostkovaya literatura XXI veka: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij. M.: Prosveshchenie, 2016. 220 s. [In Rus].

5. Marshak S. Ya. O bol'shoj literature dlya malen'kih // Sobranie sochinenij. V 8-mi t. T. 6. M.: Hudozhestvennaya literatura, 1971. S. 224-225. [In Rus].

6. Matveeva E. O. Obraz tragicheskogo detstva v sovremennoj russkoj literature // Sintez v russkoj i mi-rovoj hudozhestvennoe kul'ture: sb. statej. Yaroslavl': Litera, 2014. S. 45-48. [In Rus].

7. Oktyabr'skaya O. S. Formirovanie i razvitie zhanrovoj sistemy v russkoj detskoj literature 1920-50-h godov: diss. ... dokt. fil. nauk. M.: MGU im. M. V. Lomonosova, 2017. 284 s. [In Rus].

8. Rudova L. Deti-autsajdery i parallel'nye miry: real'noe i fantasticheskoe v povesti Ekateriny Murashovoj «Klass korrekcii» // Detskie chteniya. 2014. № 1. S. 201-217. [In Rus].

9. Homich E. P. Problemnoe posle podrostkovoj literatury // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. № 1 (56). S. 325-327. [In Rus].

10. Fajn E. Kak kurica lapoj. M.: Samokat, 2017. 352 s. [In Rus].

11. Sloan G. D. The child as a critic: developing literacy through literature, K-8 (Language & Literacy Series). 4th edition. N. Y.: Teacher college press, 2003. 239 p.

12. Anne Fine: official web site [Elektronnyj resurs]. URL: http://annefine.co.uk/ (data obrashcheniya: 17.10.2021).

13. Wonder. The information source about the book [Elektronnyj resurs]. URL: https://wonderthebook. com/ (data obrashcheniya: 25.10.2021).

Информация об авторе

Н. Ю. Артемчук — магистр по направлению «Педагогическое образование», учитель

Information about the author

N. Yu. Artemchuk — Master of Pedagogy, teacher

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 02.03.2022. The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 02.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.