Научная статья на тему 'Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, Республика Коми)'

Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, Республика Коми) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
996
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛЕНА ГАБОВА / СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ПРОЗА / ДЕТСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА / ELENA GABOVA / MODERN TEENAGE FICTION / CHILDREN''S WRITER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даниленко Юлия Юрьевна

Рассматривается творчество современного автора подростковой прозы Е. Габовой с точки зрения развития традиции советской юношеской литературы. Анализируются модели построения сюжета, основная проблематика повестей писательницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TEENADGE PROSE ELENA GABOVA: THE SECRET OF SUCSESS (SYKTYVKAR, KOMI REPUBLIC)

Discussed the work of contemporary teenage fiction author Elena Gabov from the standpoint of of the tradition of Soviet juvenile literature. The article analyzes construction of the plot, the main problems of novels writer.

Текст научной работы на тему «Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, Республика Коми)»

УДК 821.161.1

Юлия Юрьевна Даниленко

кандидат филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-64-71 e-mail: danilenko.juli@mail. ru

СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ПРОЗА ЕЛЕНЫ ГАБОВОЙ: СЕКРЕТ УСПЕХА (СЫКТЫВКАР, РЕСПУБЛИКА КОМИ)

Yulia Y. Danilenko

PhD, Assistant Professor, Department of Philology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, (342) 238-64-71 e-mail: danilenko.juli@mail. ru

MODERN TEENADGE PROSE ELENA GABOVA: THE SECRET OF SUCSESS (SYKTYVKAR, KOMI REPUBLIC)

Аннотация: Рассматривается творчество современного автора подростковой прозы Е. Габовой с точки зрения развития традиции советской юношеской литературы. Анализируются модели построения сюжета, основная проблематика повестей писательницы.

Ключевые слова: Елена Габова, современная подростковая проза, детская писательница.

Abstract: Discussed the work of contemporary teenage fiction author Elena Gabov from the standpoint of of the tradition of Soviet juvenile literature. The article analyzes construction of the plot, the main problems of novels writer.

Keywords: Elena Gabova, modern teenage fiction, children's writer.

Елена Васильевна Габова (Столповская) - известная детская писательница, автор более 40 книг для детей и подростков, член Союза писателей России, народный писатель Республики Коми. Живет в Сыктывкаре1. Творчество писательницы востребовано у читателей, признано профессиональным сообществом, о чем свидетельствуют многочисленные премии автора в области

© Даниленко Ю.Ю., 2017

1 Е.В. Габова (1952 г.р.) - внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила в 1976 г. сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).

литературы: Международная литературная премия имени Владислава Крапивина (2006), Национальная детская премия «Заветная мечта» (2008), Всероссийская литературная премия им. Павла Бажова (2010), Всероссийская литературная премия им. А. Грина (2016).

Произведения Е. Габовой2 переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский языки, а также на языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») опубликованы в Японии в издательстве <^аккеп».

Рассказы и повести писательницы публикуются в гуманитарном образовательном журнале «Путеводная звезда. Школьное чтение», рекомендованном Министерством образования России для программного и внеклассного чтения. Ранее журнал выходил под названием «Школьная роман-газета»3 знакомил юных читателей с текстами классиков русской и зарубежной литературы, не входящими в обязательную школьную программу, способствовал расширению кругозора подростков. В современном состоянии издание сохраняет прежние установки, ориентируется на качественную литературу для юношества, развивающую традиции классической русской словесности. Так проза современной писательницы Е. Габовой оказывается вписанной в один линейный ряд с произведениями В. Короленко, В. Крапивина, В. Железнякова, что позволяет говорить о серьезном художественном и нравственном потенциале произведений современного автора.

В чем же секрет успеха современного автора, который в ситуации мировоззренческого кризиса берется за самый сложный сегмент литературы, отвечающий за формирование нравственных установок и духовных ценностей нового поколения, и успешно справляется с поставленной задачей? Представляется, секрет успеха прозы Елены Габовой кроется в ее укорененности в традицию отечественной литературы. Е. Габова -достаточно зрелый автор, воспитанный на советской литературе, сформированный в парадигме культурных ценностей, предлагаемой советским временем. Она начинает публиковаться еще в доперестроечный период в таких изданиях, как «Костер», «Пионер», «Советская литература», полностью попадая в идеологические установки просветительских институций. Так, к примеру, вполне объяснима популярность детской книги Е. Габовой

2 Книги Е.Габовой:

Гришуня на планете Лохматиков. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983.

Невидимка в лагере. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987.

Двойка по поведению. - М.: Мол. гвардия, 1989.

Тайкина тайна. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.

Вареная сосулька. - Коми кн. изд-во, 1993.

Никто не видел Рыжего. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2000.

Не вставайте с левой ноги. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004.

Зануда Дёма. - М.: Эском, 2007.

Жизнь и фантазии Сени Ёлкина. - М.: Эском, 2007.

И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. - 2007. - № 11.

Любовь на семи ветрах. - Сыктывкар: Анбур, 2008.

Дети древней земли. - Сыктывкар: Кола, 2008.

3 См. официальный сайт журнала «Путеводная звезда. Школьное чтение» http://www.detfond.org/main.php. page.star.

«Гришуня на планете Лохматиков» (1983): она воспроизводит популярный в советской литературе сюжет о неудачливом ленивом двоечнике, который в финале перевоспитывается благодаря усилиям коллектива. Вспомним популярные отечественные детские повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», повести Л. Давыдычева об Иване Семенове. Развивая традицию советской литературы, Е. Габова воспроизводит знакомый сюжет, востребованный уже не одним поколением читателей, что обеспечивает книге ожидаемый успех.

В начале нового тысячелетия, в период мировоззренческого кризиса, книги Е. Габовой не теряют своей актуальности, наоборот, становятся все более популярными. Все чаще прозу Е. Габовой позиционируют как литературу о современных подростках. В этот период книги писательницы выходят практически каждый год в крупном издательстве «ЭКСМО» (См: «Не вставайте с левой ноги» (2004), «Зануда Дема» (2007), «Любовь на семи ветрах» (2007), «Большая девчонка» (2013), «Улыбка Кубы» (2014), «У чуда две стороны» (2015), «Отпусти меня» (2016)).

Е. Габова смогла безболезненно перешагнуть из советской эпохи в постсоветскую, в период крушения прежних ориентиров смогла сохранить в своих текстах установку на непреходящие ценности и нравственные законы. Потому прозу Е. Габовой можно назвать не ультрасовременной, но вневременной.

Литература о подростках традиционно повествует о процессе взросления, становлении личности. Задача, которую решает подростковая литература, отчасти дидактическая, это своеобразная адаптация, возможность ввести подростка в мир взрослых отношений, дать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, где ему предстоит становление. Исследователи, как и сами писатели, очень высоко оценивают роль этого сегмента литературы в процессе социализации нового поколения. Так, М. Литовская в статье «Детская литература в постсоветской реальности» [1] делает акцент на особой значимости подростковой литературы: «Книги, входящие в круг детского чтения, считаются самыми социально действенными: изменение нравов напрямую связано, в том числе, и с набором прочитанных в детстве книг» [1, с. 26].

Действительно, проза Е. Габовой пытается решить поставленные перед подростковой литературой задачи: социализировать подростка, продемонстрировать существующие в обществе нормы и модели поведения в семье, в обществе, взаимоотношения между поколениями. Сложность же заключается в том, что в современном постсоветском обществе нет единой системы ценностей, на которую можно было бы ориентировать современного подростка. В ситуации мировоззренческого кризиса особенно сложно сформулировать внятные установки для подрастающего поколения, однако писательница пытается донести до современного подростка главную мысль о непреходящей значимости вечных ценностей в стремительно меняющемся мире.

Воспитанная в советское время, Е. Габова в своем творчестве продолжает традицию подростковой прозы советского периода: В. Осеевой («Динка»), Р. Фраермана («Дикая собака Динго»), Г. Щербаковой («Вам и не снилось»), В. Железнякова («Чучело»). Это повести о первой любви, предательстве, жестокости, поиске истины и собственного «я».

Е. Габова делает своеобразный апгрейт советской подростковой литературы, адаптирует традицию подростковой прозы советского времени для современного читателя. В текстах писательницы легко считываются внешние приметы времени: это постперестроечная эпоха, появление прослойки бизнесменов, расслоение общества по принципу материального достатка, поездки заграницу, появление у подростков атрибутов новой материальной культуры как маркеров статуса (мобильных телефонов, фотоаппаратов, компьютеров). Однако внешние приметы времени не влекут за собой принципиальной смены ценностных ориентиров, не предлагают осваивать новые поведенческие модели и социальные роли, не проповедуют новые истины, которые предлагает молодому поколению современное общество, а также не пугают перспективой упадка и деградации. Повести Е. Габовой транслируют традиционные ценности: любовь, верность, семья.

Так, события, описанные в отмеченной Всероссийской литературной премией им. Павла Бажова (2010) повести «Дуб Толик Сергеевич» могли произойти как в советское время, так и сегодня. Эта повесть о первой любви строится по классической для подростковой прозы модели: побег из дома, инициация (кризисная ситуация, которая могла закончиться трагично), счастливое спасение, возвращение героини домой уже в новом качестве, с новым обретенным опытом познания мира и себя.

Формальных маркеров времени начала XXI в. в тексте достаточно: летний отдых у героев повести буднично ассоциируется с поездками за границу -в Турцию, Египет, реалиями новой жизни становятся также автомобили марок «Форд», «Нисан», «Мерседес», мобильные телефоны, компьютеры и т. д. Язык школьников осовременен английскими выражениями, которыми пересыпана речь героев («файв минут», «really», «he is good» и т. д.), что вписывает историю в контекст современности, делает ее легко узнаваемой и правдивой для юного читателя.

Сюжет повести достаточно прост: главная героиня, восьмиклассница Тамара, не сразу распознает в неуклюжем и несовременном однокласснике Толике своего героя, не сразу разбирается в себе, не замечая того, обижает чувства юноши. Хорошим уроком воспитания чувств для юной героини становится знакомство с творчеством и судьбой поэта, который открывает для девочки новый уровень восприятия и познания мира. Поэт Привалов в повести показан не как герой-романтик уходящей эпохи, но как носитель духовных ценностей в современном дисгармоничном мире.

Основная проблема повести - опасность подмены истинных ценностей мнимыми, пустыми величинами. Именно в утере ценностных ориентиров видит автор проблему современного общества, потому не боится говорить с юным читателем предельно открыто и откровенно о возможных опасностях, которые таит в себе новая мнимая свобода.

Учительница литературы Анжелика Юрьевна является представителем «нового поколения учителей» [1, с. 3], она по возрасту близка к своим ученикам-старшеклассникам, однако от юного поколения ее отделяет советский опыт, который осознается героиней как фундаментальная нравственная база, сформировавшая ее жизненные установки. Молодая учительница, являясь носителем авторской позиции, фиксирует болевые точки новой эпохи: «Время у нас на дворе дикое. Разрушили все, а нового ничего не создали. Люди растеряны. Идеалов нет. В наше время пионеры были, комсомол... Правда, все это было скорее формально, но хорошее хотя бы декларировалось. А сейчас и этого нет.» [1, с. 19].

Традиционно в литературе учитель словесности является транслятором духовных ценностей, так и в повести Е. Габовой, наследующей традиции, именно молодая учительница-поэтесса открывает для поколения, ориентированного на материальную культуру, важность обретения истинных человеческих ценностей: благородства, достоинства, милосердия.

Приметы «дикого времени» не раз будут проявлены в тексте: главная героиня, Тамара, перенесет настоящее потрясение, познакомившись с поэтом Приваловым, у которого трагически погиб молодой сын (был убит бандитами в Петербурге), сама Тамара, сбежав из дома после ссоры с матерью, едва не становится жертвой насилия. Переживая эмоциональные потрясения, героиня понимает, что главное - самой не уподобиться «дикому обществу», не потерять себя, не стать жестокой и циничной.

Обидев влюбленного в нее Толика, Тамара стремится исправить свою ошибку, попросить прощения, но к современным средствам мобильной связи героиня не прибегает, словно уже не доверяет атрибутам нового времени. Именно в разговоре по телефону случилось непонимание, ставшее причиной размолвки. В дистанционном общении нет живого контакта, поэтому между героями прервалась та настоящая, тонкая связь, которая соединяет родственные души. Автор пытается привести своих героев к обретению истинных ценностей. Так, главным символом любви и верности становится в повести вековой дуб. Свое послание Толику Тамара оставляет на стволе старого дуба, единственного в городе, который ребята считали почти волшебным. Е. Габова снова обращается к литературной традиции и использует известный романный ход: передачу посланий влюбленных в тайном месте, чаще - в дупле дерева. Конечно, дуб примиряет героев, доказывая своим существованием вечность непреходящих ценностей.

Таким образом, несмотря на все маркеры современности, явленные в повести, главный ее смысл сводится к утверждению и трансляции вечных истин, принципиальных для подростковой литературы.

Наиболее удачно и органично удаются автору уроки нравственности в текстах, не претендующих на ультрасовременность.

Так, повесть в письмах «Здравствуй и прощай» [2] с подзаголовком «Невыдуманная история в письмах из 80-х годов» подкупает своей искренностью и эффектом подлинности, хотя для современных подростков эпистолярный роман становится уже анахронизмом, ему на смену приходит роман виртуальный, но это уже другая тема.

История, рассказанная Е. Габовой, однако, нисколько не теряет своей актуальности для современных подростков, поскольку героями ее являются их ровесники, переживающие счастье и драму первой любви.

Вспыхнувшее летом на берегу Онежского озера трепетное чувство герои (Федор и Катя) проносят через три года (с 8-го по 10-й класс). Познакомившись во время летних каникул в Петрозаводске, где Катя гостила у своей тети, герои расстаются, как оказалось, навсегда. Четырнадцатилетние подростки трепетно хранят свое чувство, каждый год с нетерпением дожидаясь новой летней встречи. Но вот приближается лето - и встреча не случается. Не случается вновь и вновь, год за годом: причинами становятся родительское опасение поспешных решений, выпускные и вступительные экзамены, неожиданные повороты судьбы.

Так, пронеся через годы юности свое чувство, взрослея благодаря ему, герои в итоге теряют друг друга. Катя выходит замуж, рожает ребенка. Федор так и остается одиноким. Финал истории драматичен: из эпилога читатель узнает, что Федор отслужил в армии, вернулся в свой город, но так и не женился. Из последнего письма Кати он понимает, что она несчастна, но жизнь не повернуть вспять. В финале повести герою 37 лет, он одинок, остался верен своей единственной любви, четырнадцатилетней тогда Кате.

Елена Габова переосмысливает традицию подростковой литературы советского периода, которая не приветствовала мрачных финалов в литературе для юношества. Вспомним, что знаменитую повесть Г. Щербаковой «Роман и Юлька» долгое время не печатали в журнале «Юность» по причине трагичного финала истории. Только когда Г. Щербакова переписала финал, повесть вышла в свет («Юность», 1979) и была экранизирована под названием «Вам и не снилось».

Современный автор Е. Габова не боится драматических финалов, и это весьма ценно: таким образом автор располагает к себе читателя, приглашая к серьезному разговору на равных.

Можно сделать вывод, что успех прозы Е. Габовой заключается в умелом развитии традиции подростковой литературы советского периода. Воспроизводя порой знакомые сюжеты (о первой любви, предательстве, потере доверия), писательница лишает их шаблонности, умело трансформируя «формулу» юношеской литературы.

Список литературы

1. Габова Е.В. Дуб Толик Сергеевич // Путеводная звезда. Школьное чтение. 2009. - № 12(167). - С. 2-33.

2. Габова Е.В. Здравствуй и прощай // Путеводная звезда. Школьное чтение. 2009. - № 12(167). - С. 63-71.

3. Литовская М.А. Детская литература в постсоветской реальности // Детская литература сегодня: сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.