Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе'

Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7642
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ / ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ЛИЧНОЕ ДОСТОИНСТВО / ПАТРИОТИЗМ / УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ / ЖАНР ШКОЛЬНОЙ ПОВЕСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / CHILDREN''S LITERATURE / MODERN RUSSIAN LITERATURE FOR TEENAGERS / TRADITIONS / FAMILY VALUES / FOSTER FAMILY / PERSONAL DIGNITY / PATRIOTISM / RESPECT FOR ELDERS / THE GENRE OF SCHOOL STORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богатырева Наталья Юрьевна

Статья посвящена тому, как духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся в российском обществе и закрепленные в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., отражаются в современной отечественной литературе для подростков, как проявляется преемственность нынешних детско-юношеских произведений по отношению к подростковой литературе середины ХХ в., созданную писателями-шестидесятниками и их старшими товарищами. Коллективизм, активная гражданская позиция, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, готовность защищать ее интересы, интернационализм, уважение друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям; уважение к труду, справедливость, свобода, самоограничение, жертвенность, соблюдение прав человека; семейные традиции все эти нравственные установки и ценности формируются благодаря литературе, которая демонстрирует положительные образцы поведения. В творчестве современных русских писателей транслируются семейные ценности, уважение к старшим, терпимость к «особым людям» и умение сопереживать ближнему в болезнях и тяготах, показано, как герои сохраняют личное достоинство, способность к нравственному выбору, человеколюбие, что является хорошим примером для юных читателей. Главная тема подростковой литературы: поиски своего места в мире и своего предназначения в современной русской литературе решается в реалистическом плане (школьная повесть, которая переживает период возрождения) и в плане сказочно-фантастическом. Все большее внимание уделяют современные российские писатели, пишущие для детей, экологической проблематике. Она не сводится только к вопросам защиты флоры и фауны, но приобретает особую глубину. В них поднимаются философские проблемы единства человека и природы, объединения всего живого перед лицом экологического кризиса, взаимосвязь и взаимообусловленность существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF CONTEMPORARY CHILDREN’S LITERATURE

The article is devoted to how the spiritual and moral values formed in the Russian society and fixed In the strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 are reflected in the modern Russian literature for teenagers, as the continuity of the current children and youth works in relation to the teenage literature of the mid-twentieth century, created by writers of the sixties and their older comrades. Collectivism, active citizenship, patriotism, a sense of pride in their Homeland, the willingness to protect its interests, internationalism, respect for each other, the family and parents, teachers, older generations; respect for work, justice, freedom, self -restraint, sacrifice, respect for human rights; family traditions-all these moral attitudes and values are formed through literature that demonstrates positive patterns of behavior. In the works of modern Russian writers translated family values, respect for elders, tolerance for «special people» and the ability to empathize with others in diseases and hardships, shows how the characters retain personal dignity, the ability to moral choice, humanity, which is a good example for young readers. The main theme of adolescent literature: finding your place in the world and its destiny in modern Russian literature is solved in a realistic plan (school story, which is experiencing a period of revival) and in terms of fabulously fantastic. More and more attention is paid to modern Russian writers who write for children, environmental issues. It is not limited to the protection of flora and fauna, but takes on a special depth. They raise the philosophical problems of the unity of man and nature, the unification of all life in the face of the ecological crisis, the relationship and interdependence of existence.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология,

2018. Вып. 51. С. 26-41

Э01: 10.153827sturIV201851.26-4!

и методики начального образования ПСТГУ и кафедры русской литературы ХХ—ХХ1 вв. МПГУ

Богатырева Наталья Юрьевна,

доцент кафедры педагогики

канд. филол. наук,

Российская Федерация, 127051,

г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; Российская Федерация, 105037

г. Москва, Измайловский проспект, д. 55, кв. 75 nessi1995@mail .ги

ОЯСГО: 0000-0002-8980-9986

Духовно-нравственные ценности

В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Н. Ю. Богатырева

Аннотация: Статья посвящена тому, как духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся в российском обществе и закрепленные в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., отражаются в современной отечественной литературе для подростков, как проявляется преемственность нынешних детско-юношеских произведений по отношению к подростковой литературе середины ХХ в., созданную писателями-шестидесятниками и их старшими товарищами. Коллективизм, активная гражданская позиция, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, готовность защищать ее интересы, интернационализм, уважение друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям; уважение к труду, справедливость, свобода, самоограничение, жертвенность, соблюдение прав человека; семейные традиции — все эти нравственные установки и ценности формируются благодаря литературе, которая демонстрирует положительные образцы поведения. В творчестве современных русских писателей транслируются семейные ценности, уважение к старшим, терпимость к «особым людям» и умение сопереживать ближнему в болезнях и тяготах, показано, как герои сохраняют личное достоинство, способность к нравственному выбору, человеколюбие, что является хорошим примером для юных читателей. Главная тема подростковой литературы: поиски своего места в мире и своего предназначения — в современной русской литературе решается в реалистическом плане (школьная повесть, которая переживает период возрождения) и в плане сказочно-фантастическом. Все большее внимание уделяют современные российские писатели, пишущие для детей, экологической проблематике. Она не сводится только к вопросам защиты флоры и фауны, но приобретает особую глубину. В них поднимаются философские проблемы единства человека и природы, объединения всего живого перед лицом экологического кризиса, взаимосвязь и взаимообусловленность существования.

Ценности — это объективная основа оценки значимости природных и социальных явлений. В каждой культурной системе свой ценностный подход к явлениям, но существуют и объективные, общезначимые ценности. Классические ценности,

известные со времен античности: красота, добро, истина. Социально-политические ценности: равенство, свобода, справедливость. Фундаментом аксиологической системы являются нравственные ценности: добро, честь, справедливость и т. д. Существует официальный документ, в котором сформулированы традиционные духовные ценности нашей страны: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Это человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим отечеством. В документе уточняется, чтб именно необходимо воспитывать в детях: принципы коллективизма; активную гражданскую позицию; гражданскую ответственность; патриотизм, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов отечества, ответственности за будущее России; культуру межнационального общения, приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; уважение друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям; уважение к труду; умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; правовую и политическую культуру; такие нравственные и смысловые установки личности, «которые позволят противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям»1.

Государственная Стратегия развития воспитания соотносится с христианской аксиологией и имеет много точек соприкосновения с проектом документа РПЦ «Вечные ценности — основа российской идентичности» (2011). Формулировки духовно-нравственных ценностей в них совпадают почти дословно. В документе РПЦ это справедливость, свобода, солидарность (способность разделить с другим бремя его забот), соборность (единство власти и общества, личности и общества, разных культур), самоограничение и жертвенность, патриотизм; благо человека (духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития); соблюдение прав человека; семейные традиции2.

Все вышеперечисленные принципы формируются благодаря литературе, которая призвана демонстрировать положительные образцы поведения. В хорошей книге для детей и подростков во все времена отражаются все основные духовно-нравственные ценности: человеколюбие и справедливость, честь, совесть, вера в добро, умение сделать нравственный выбор и др. А какие нравственные ценности преобладают в сегодняшней детской литературе?

Прежде всего, традиционные семейные ценности. Неполная семья и семья приемная, горячее желание ребенка иметь папу и маму — именно сегодня эта тема зазвучала вновь особенно тревожно и настойчиво. Еще в 80-е гг. М. Липо-вецкий заметил, что отечественная детская литература — это литература сирот-

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2 См.: Вечные ценности — основа российской идентичности. Проект документа Русской Православной Церкви. URL: http://www.pravoslavie.ru/44320.html

ская (добавим: и не только отечественная). Действительно, от Гайдара до Крапивина детские книги полны горькими историями разлуки детей с родителями. Но почему-то именно в наше комфортное и сытое время современные писатели, сами вполне благополучные, упорно пишут об одиночестве ребенка, потерявшего кровных родственников. Повести «Где нет зимы» Дины Сабитовой и «Легкие горы» Тамары Михеевой — о приемных семьях. «Где папа?» Юлии Кузнецовой — о преданности девочки-подростка отцу, сидящему в тюрьме, несмотря на насмешки окружающих. Ее же повесть «Дом П» — о сложных взаимоотношениях поколений одной семьи (бабушку отправляют якобы в санаторий для стариков, а на самом деле — в дом престарелых, и только младшая внучка бунтует против этого решения родителей и борется за то, чтобы бабушку вернуть домой). И во всех этих произведениях настойчиво звучит мысль о том, что разрыв родственных связей больно бьет по всем, особенно по детям. Что надо беречь близких, дорожить каждой минутой общения с ними.

Уважение и терпимость к «особым людям», умение сопереживать ближнему в болезнях и тяготах прослеживается в книгах Нины Дашевской «Я не тормоз» (монолог мальчика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью), Дарьи Доцук «Голос» (героиня после теракта в московском метро страдает паническими атаками), Елены Соковениной «Крупная кость» и Тони Шипулиной «Зефирный Жора» (полные дети, их комплексы, насмешки сверстников), Светланы Варфоломеевой «Машка как символ веры» (дети с онкологическими заболеваниями), Юлии Кузнецовой «Невидимый жучок» (главная героиня перенесла шунтирование сосудов головного мозга), Татьяны Шипошиной «Конец сказки» (лежачие дети с травмами позвоночника), Николая Назаркина «Изумрудная рыбка. Мандариновые острова» (автор, имеющий диагноз «гемофилия», поделился опытом жизни с неизлечимой болезнью в своих «палатных рассказах»). Герои этих книг не поддаются болезни, они борются и зачастую оказываются сильнее своих родителей, поддерживая их. Они настоящие бойцы, оптимисты, они живут полнокровной жизнью, влюбляются, дружат, огорчаются и радуются, они не чувствуют себя инвалидами и ждут от окружающих отношения к себе как к полноценным членам общества. Главная ценность, о которой идет речь в этих книгах, — это сама жизнь как дар Божий. И герои этих книг, дети с тяжелыми заболеваниями, демонстрируют умение дорожить этой ценностью и сражаться за нее с болезнью, болью и самой смертью. Проблема увеличения числа детей с различными диагнозами актуальна сегодня, она вызвала бурное развитие инклюзивного образования и возникновение государственных программ адаптации детей с особенностями развития к повседневной жизни. Подростковые писатели, чутко реагируя на запрос времени, делают таких ребят героями своих книг, привлекая внимание общественности к их проблемам.

Во всех достойных подростковых книгах идет речь о таких нравственных ценностях, как личное достоинство, способность к нравственному выбору, человеколюбие. Об умении проявить милосердие к злейшему врагу пишет Дарья Доцук в повести «Поход к двум водопадам». О преодолении одиночества, «выращивании» в себе способности прощать и понимать близких (к ним всегда больше претензий, чем к другим) — повесть Тамары Михеевой «Островитяне».

Об умении оставаться собой в любых ситуациях и хранить верность собственным жизненным принципам — трилогия Юлии Кузнецовой «Первая работа». Причем вечная тема подростковой литературы — поиски себя в мире и смысла жизни — решается в реалистическом и сказочно-фантастическом плане. Сегодня мы видим возвращение интереса прозаиков к жанру школьной повести, пик популярности которого пришелся на 1970—1980-е гг. В этом жанре успешно работает Виктория Ледерман («Уроков не будет!», «Всего одиннадцать!», «К доске пойдет Василькин!»). А ее социально-фантастическая повесть «Календарь ма(й)я» о приключениях трех школьников, которые в результате неумной и опасной шутки одного из них стали контрам отами: людьми, живущими против временного потока, — написана в лучших традициях советской фантастики: Кира Булычева и братьев Стругацких. Виктория утверждает, что не читала к моменту написания «Календаря» их повесть «Понедельник начинается в субботу» и идея контрамоции пришла к ней независимо от классиков фантастики. Приключенческая повесть с элементами научной фантастики «Дети дельфинов» Тамары Михеевой, по признанию самого автора, написана под влиянием творчества В. Крапивина. Как и повесть Нины Дашевской «Вилли» — о дружбе мальчика с говорящим велосипедом. Таким образом, современные писатели, с уважением храня и продолжая традиции своих предшественников — писателей-шестидесятников, создают и свои собственные художественные миры, решая вечные вопросы отношения человека и мира.

Книги одного из самых многообещающих молодых отечественных прозаиков, Евгения Рудашевского, служат делу «воспитания чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии»3. Так, в повести «Здравствуй, брат мой Бзоу!» повествуется о дружбе абхазского парнишки с дельфином, о глубокой, подлинно братской связи человека и животного (недаром каждое письмо из армии Амза начинает с обращения к дельфину, которое стало названием повести). В повестях «Ворон» и «Куда уходит кумуткан?» красной нитью проходит горячий призыв к ответственности человека за каждое живое существо на планете, о милосердном отношении к «братьям нашим меньшим» (в художественной системе произведений Рудашевского это не просто фигура речи, а буквальное понимание сути отношений человека и животных, птиц, рыб, насекомых — всей земной фауны). Произведения Е. Рудашевского не стоит сводить к сугубо экологической теме, они глубже и шире, поскольку в них поднимаются философские проблемы единства человека и природы, объединения всего живого перед лицом экологического кризиса, взаимосвязь и взаимообусловленность существования и двуногих, и четвероногих, о единстве пространства всего живого и, следовательно, необходимости мирно сосуществовать и не ущемлять интересы того, кто слабее. Настроение и размышления Рудашевского перекликаются с идеями В. Вернадского: человечество, победив в эволюционном соревновании другие биологические виды, обретя геологическое (Вернадский имел в виду освоение атомной энергии), информационное превосходство над всем живым, за это живое несет колоссальную ответственность. А значит,

3 Стратегия развития воспитания... С. 11.

должно осуществлять заповеди «не убий» (повесть «Ворон» об антигуманной сущности охоты как развлечения), не причиняй вреда ближнему, особенно если это «бессловесная тварь» («Куда уходит кумуткан?» — протест против вивисекции, жестоких экспериментов над нерпами, кумуткан — это детеныш нерпы). В произведениях Рудашевского именно подростки и молодые люди оказываются той силой, которая противостоит бесчеловечности взрослых и — побеждает. И если ребятам не всегда удается остановить взрослого мучителя животных, то в себе самих они неизменно одерживают победу: над собственным малодушием, трусостью, темными побуждениями.

Особое место в современной российской детской литературе занимают книги, посвященные самым трагическим периодам отечественной истории: сталинским репрессиям, холокосту, Великой Отечественной войне, послевоенным годам разрухи. Темы, ранее непопулярные в детской литературе (кроме военной тематики), сегодня осваиваются писателями деликатно, с большим уважением к памяти пострадавших в историко-политических катаклизмах и с уважением к историческим фактам. С большой художественной силой в повестях Юлии Яковлевой из цикла «Ленинградские сказки» описана трагедия обычной советской семьи: арест родителей, заключение их сыновей в детский дом для «членов семьи изменников родины» и бегство из него («Дети ворона»), блокадные («Краденый город») и эвакуационные («Жуки не плачут») испытания. И, проходя через нечеловеческие страдания, ужасы войны и ненависть к врагам, трое главных героев: Таня, Шурка и Бобка учатся человечности. Вспоминается песня из телефильма Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь»: «Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне» (слова Бориса Вахтина и Петра Фоменко). Вера в добро и справедливость, соблюдение прав человека, важность исторической памяти — эти ценности заложены в произведения о болевых точках истории России ХХ в. Что касается литературы о Великой Отечественной войне, то благодаря ей у юных читателей формируются, помимо вышеперечисленных, такие нравственные ценности, как патриотизм, интернационализм, жертвенность и самоограничение, умение сделать правильный нравственный выбор. Об этом повесть Эдуарда Веркина «Облачный полк», посвященная пионеру-герою Лёне Голикову (ее считают продолжением традиций отечественной военной прозы: «Школы» А. Гайдара, «Сотникова» В. Быкова, «Ивана» В. Богомолова и др., в том числе и В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»: «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые...»); повесть Анны Никольской о военном детстве в Барнауле ее отца; автобиографический роман Виталия Сёмина «Нагрудный знак "OST"» — об угнанных в Германию советских людях; дневниковые записи узницы вильнюсского гетто Маши Рольникайте «Я должна рассказать» и их продолжение — художественное произведение, повесть «Привыкни к свету», о возвращении героини к жизни после освобождения из концлагеря.

Чтение детьми произведений о войне и других суровых испытаниях является действенным способом формирования представлений об истинных нравственных ценностях. Но не менее эффективными в этом смысле представляются и произведения о мирном времени, если поставленные в них художественные задачи ре-

шаются на достойном профессиональном литературном уровне. К качественной литературе о современных школьниках можно отнести книги серии «Город мастеров» издательства «Эгмонт», в котором, благодаря ее, серии, составителю — Артуру Гиваргизову — собраны интересные современные отечественные прозаики, пишущие для младшего и среднего школьного возраста. В серии «Город мастеров» вышли сборники юмористических рассказов с элементами легкого абсурдизма в традициях Д. Хармса, В. Голявкина, Ю. Коваля: «Самый лучший возраст» Ирины Зартайской, «Новые приключения Вовки Морковкина» Валерия Роньшина, «Послушный папа» Натальи Евдокимовой, «Полет самолета по нотам» Артура Гиваргизова. Лирико-иронические, с легким акцентом парадоксальности сказки: «Луна, которая любила эклеры» Александра Блинова, «Теплые сказки» Олега Кур-гузова. Реалистические, подчеркнуто классические рассказы Анны Анисимовой «История Цветного проезда». Полуреалистическая, полусказочная повесть «Откуда берутся дети» Марии Бурас и Максима Кронгауза, насыщенная забавными лингвистическими экзерсисами и философскими размышлениями главных героев — братьев-дошкольников Пети и Оси. Все эти книги, объединенные общей атмосферой шутки, парадокса, алогичности, тем не менее имеют четкую задачу: дать образцы достойного поведения, показать, как юные герои произведений отстаивают право на собственное мнение и сохраняют внутреннюю свободу.

Осмыслением главных вопросов человеческого бытия, которые особенно остро встают перед человеком в подростковом возрасте, детская литература занимается на всем протяжении своего существования. Но самые глубокие и острые произведения для детей и юношества были созданы в ХХ в. Подростковая литература 1960—1980-х гг. остается той высотой, к которой стремятся молодые прозаики, пишущие для детей. И отрадно, что книги, вошедшие в золотой фонд детской и подростковой литературы, сегодня возвращены читателям. Переизданием классики середины ХХ в. занимается издательство «Самокат» (серии «Как это было» и «Родная речь», в которых вышли повести о военной и послевоенной юности Б. Окуджавы, В. Шефнера, В. Семина, В. Драгунского, И. Ефимова, Б. Алмазова, Н. Долининой, В. Голявкина, А. Крестинского, С. Вольфа). Издательство «ЭНАС—КНИГА» вернуло читателям поистине культовые произведения для подростков писателей 1970-1980-х гг., золотого века отечественной подростковой литературы: В. Крапивина, Г. Щербаковой, Р. Фраермана, В. Тендрякова и другие, за которыми в библиотеках выстраивались большие очереди. Они вышли в серии «Куда уходит детство».

Можно ли считать эти книги современной литературой? На наш взгляд, да. Современная литература — это не только то, что написано в последние год-два-десять, но то, что переиздается, пользуется читательским спросом, а главное — созвучно проблемам сегодняшнего дня. Конечно, говоря о современности «Войны и мира» или «Мастера и Маргариты», мы, скорее, прибегаем к риторической фигуре речи, поскольку эти произведения отстоят от нас хронологически дальше, чем книги того же Крапивина или Юза Алешковского, к тому же ныне здравствующих. Но о современности произведений писателей второй половины ХХ — начала XXI вв. говорить вполне логично. Проблемы, решаемые прозаиками середины прошлого века с большой художественной силой и убедительно-

стью, не только не устарели, но приобрели новые оттенки звучания и остроту. «Дикая собака Динго» Р. Фраермана, «Чучело» В. Железникова, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «А тем временем где-то...» А. Алексина, «Человек Иван Чижиков» Г. Ширяевой, «Милый Эп» Г. Михасенко, «Бабушкин внук и его братья» В. Крапивина, «Выше радуги» С. Абрамова, «В моей смерти прошу винить Клаву К.» М. Львовского, «Курьер» К. Шахназарова, «До свидания, мальчики!» Б. Балтер — все эти произведения, вернувшиеся в читательский обиход благодаря «ЭНАС—КНИГЕ», объединяет лирическая глубина и деликатная психологичность, глубинное художественное постижение жизни, оставляющее длинный шлейф размышлений.

Средний и старший школьный возраст — это время первой любви, отсвет которой нередко ложится на всю жизнь. Подростковая любовь и связанные с ней переживания и страдания — в центре всех без исключения произведений. В большей части из них она является сюжетообразующим фактором («Вам и не снилось», «Дикая собака Динго», «Милый Эп», «Прекрасная второгодница»), в каких-то романах находится на периферии сюжета, но там, где речь идет о подростках, эта тема затрагивается обязательно.

Лучшие произведения для подростков второй половины ХХ в. учат культуре чувств, экологии переживаний. Какими бы горькими ни были эти переживания, в них надо видеть душеполезные свойства. И в этом литература «самого светского в мире государства» перекликается с образцами духовной литературы, неся в себе свет христианского отношения к страданию и жизни. «— Что мне делать? — спросил я. Отец подумал немного, а потом, как само собой разумеющееся, только что плечами не пожал: — Страдать. /.../ — А я не умею! /.../ — Чему же вас в школе учат?.. Анну Каренину проходили? Гамлета? Пушкина, а? Лермонтова? Чему они тебя научили? Страдать он, видите ли, не умеет! — И вдруг отец продекламировал, у него это хорошо получается: "Не бывает любви несчастной. Может быть она горькой, трудной, безответной и безрассудной, может быть — смертельно опасной, но несчастной любовь не бывает, даже если она убивает. Тот, кто этого не усвоит, и несчастной любви не стоит!.."» («В моей смерти прошу винить Клаву К.». Стихотворение Б. Заходера)4.

Говоря о любви, авторы подростковых повестей, как и писатели «взрослых» романов, обращаются к одной из главных духовно-нравственных ценностей: жертвенной любви. Кстати, ни в Стратегии развития воспитания, ни в программном документе Русской Православной Церкви нет ни слова о любви как о высшей духовно-нравственной ценности. А ведь это — главная заповедь Божия. Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22. 37—40).

В документах, о которых идет речь выше, ближе всего к заповеди о любви формулировка «уважение друг к другу» (Стратегия) и «соборность» как нравственная ответственность перед ближними и обществом (документ Русской Православной Церкви). Но это все-таки не передает всей полноты духовно-

4 Львовский М. В моей смерти прошу винить Клаву К. М., 2016. С. 103—104.

нравственной ценности любви, которую очень остро и глубоко ощущали советские писатели, пишущие для подростков.

Например, в психологически сложной повести В. Алексеева «Прекрасная второгодница» (по уровню постановки и решения проблем она сложнее и глубже многих произведений для подростков, написанных в эти годы) нет лобовых оценок и однозначных характеристик персонажей, которые показаны в сложных и разнообразных отношениях с миром. Такая литература учит думать, побуждает разбираться в себе и окружающих. В. Алексеев мастерски показывает непростые отношения между героями, которые обижают друг друга колкостями, стремятся побольнее задеть достоинство другого, страдают от непонятости, ревности, одиночества даже среди близких людей. Причем это касается и взрослых, и юных героев повести. Но, блуждая в лабиринте собственных комплексов и страстей, раня себя и окружающих, они находят выход к свету. Тяжелая душевная работа ведет к признанию и усвоению тех самых нравственных ценностей, которые теперь документально зафиксированы: сохранение личного достоинства, уважение друг к другу и семье, стремление к исполнению нравственного долга, вера в добро, соборность, самоограничение и жертвенность. Особенно это касается главного героя — девятиклассника Игоря Шутинова, отвергнутого любимой девушкой, той самой «прекрасной второгодницей» Соней ради его старшего брата Константина, как, впрочем, и других героев повести, каждый из которых жертвует собой ради других. Родители Сони — собой ради друг друга и особенно — дочери. Та же идея жизни ради семьи, не декларируемая, но внятная, освещает существование семьи Игоря. Его брат лучшие годы жизни и здоровье отдал, трудясь на тяжелой и опасной работе — осушая болота тропической страны и с большим сочувствием и симпатией отзываясь о ее гражданах, живущих в бедности, но отличающихся благородством и душевной красотой (ценности: интернационализм и подлинная любовь к ближним).

Многое в «Прекрасной второгоднице» в подтексте. Объяснение героев в финале не содержит слов открытого разрыва отношений между Игорем и Соней. Но скупые слова Сони: «Тебе больше не надо ко мне приходить» — понятны и герою, и читателям без комментариев, которые утяжеляют и опошляют текст. Стиль повествования напоминает знаменитый «айсберг» прозы Хемингуэя, когда самое главное скрыто между строк, а читатель видит лишь верхушку сложных размышлений писателя о мире и человеке в нем. Вот Игорь, не находя сил объясниться с братом, который стал ему соперником, отчаянно выкрикивает: «Ты слепой. Ты ничего не понимаешь. Ничего». И мудрый, тяжело больной уже брат отвечает ему: «Напрасно ты так думаешь. Я тебе вот что скажу. Есть люди, которые хотели бы, чтобы вся жизнь их была в картинках. Без картинок им скучно. Пусть, нам-то что? Мы-то с тобой относимся к жизни серьезно, или я ошибаюсь?.. Ну, так вот. Пусть они иллюстрируют себя, как хотят. А мы будем жить своим образом. Договорились?» — «Договорились, — пробормотал Игорь. Ему было стыдно за свою злость, стыдно за свое горе. Другие люди тут же бросились бы обниматься, но то другие. А они стояли и молча смотрели друг на друга и знали, что они похожи, очень похожи, и это, конечно же, навсегда»5. Так возникает

5Алексеев В. Прекрасная второгодница. М., 2015. С. 174—175.

в финале повести та самая соборность, которая выведена в иерархии духовно-нравственных ценностей (документ Русской Православной Церкви) как одна из высших ценностей, включающая и великодушие, и прощение, и нравственную ответственность перед ближним.

Еще одна жанровая модификация, давшая великолепные образцы в русской прозе второй половине ХХ в., — приключенческая, остросюжетная повесть. «За все хорошее — смерть!» Максуда Ибрагимбекова — суровая и жизнеутверждающая проза. Четверо подростков в горах Кавказа обнаруживают фашистский бункер времен войны и оказываются замурованными в нем землетрясением. Перед лицом смерти ребята ведут себя по-разному. И, как водится, именно самый слабый физически, очкарик-книгочей находит выход из западни. Он изучает найденный в бункере немецкий разговорник: «Я листал разговорник и удивлялся, до чего же тогда странные времена были. Почти на каждой странице жуткие угрозы. И почти за все одно наказание — смерть!.. За укрывательство коммуниста и военного — смерть. То же самое за связь с партизанами. За отказ ехать в Германию. За то, что слушал советское радио. Значит, если человек спрятал в своем доме раненого товарища, то его расстреливали? А что же ему оставалось делать, если не прятать? Полагалось пойти и выдать, что ли? Неужели люди, которые составляли этот разговорник, не понимали, что нельзя человека за такие вещи убивать? Ведь в нем почти на каждой странице смерть обещали за все хорошее, что мог сделать человек. За все смерть!»6 В этом внутреннем споре с нелюдями-фашистами главный герой находит ключ к спасению товарищей. И вырастает духовно, проходя трудный путь от неуверенного в себе, пасующего перед наглым лидером «ботаника» до настоящего бойца, которого друзья и даже презиравший его вожак их компании признают за настоящего командира. Во времена цензуры и сглаживания конфликта именно в произведениях для детей жил дух протеста против несправедливости и неправедной системы отношений и ценностей. Лучшие книги 1960—1980-х учили поступать, как велит совесть, порой вопреки правилам, если это нужно для спасения людей.

Эхо войны в подростковой прозе тех лет было очень сильным, писатели чувствовали живую связь с событиями Великой Отечественной. Современным тинейджерам будет полезно узнать правду о том времени из первых рук. Например, из рук фронтовика Бориса Балтера, чья повесть «До свидания, мальчики!», печатавшаяся с продолжением в «Юности», стала событием «оттепельных» лет.

А событием 1980-х стала повесть Владимира Железникова «Чучело». Она как провод под высоким напряжением: прикоснешься к ней — тряхнет, оставит на душе ожог. В ней все сбалансировано и выверено, нигде автор не оступился, не ударился в мелодраматизм или черный натурализм, хотя заданные писателем обстоятельства располагали к этому. Образ Лены Бессольцевой, неся в себе черты высокой героики и беззаветной человечности и благородства, остается правдиво-реалистичным. В этой повести отражены, кажется, все базовые духовно-нравственные ценности: честь, совесть, воля, личное достоинство и вера в добро кристаллизированы в образах деда и внучки Бессольцевых. Они — пример преданности своей стране: «Мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не возвращались. Род Бессольцевых частично рас-

6 Ибрагимбеков М. За все хорошее — смерть! М., 2015. С. 115.

сыпался по России, а частично погиб в борьбе за свободу»7. Отец Николая Николаевича, доктор, был расстрелян фашистами за то, что лечил раненых русских. Бессольцевы преданы родному городу и дому: «Он как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть — с вечностью.»8. Они бережно хранят память о предках и вообще о тех, кто жил до нас. Н. Н. Бессольцев сберег картины своего прапрадеда — крепостного художника, а потом подарил их городу. Бессольцевым присуще высокое бескорыстие и умение прощать, жертвенность (Лена дважды берет на себя вину Димы Сомова). Лена наследует благородство и жертвенность своих прадедов — Бессольцевых. И она сама, и ее предки словно освещают темную и глухую обывательскую жизнь с убогими животными интересами и устремлениями. Недаром ключевым образом в повести является светящийся по ночам дом Бессольцевых, который «стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой. Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле»9. Такие люди, чудаки-бессребреники, не думающие о комфорте и богатстве, всегда вызывали смешанные чувства. У обывателей — насмешки, презрение: «Они чудики, а мы обыкновенные»10. А у более интеллектуальных и душевно развитых — уважение, но и недоумение тоже. Если взрослые еще как-то скрывают свои истинные чувства под тонким слоем соблюдения культурных норм, то дети выражают эти чувства с непосредственностью зверей. И компания, которая травит Ленку, не зря надевает страшные звериные маски. «Волки! Шакалы! Лисы!» — в отчаянии кричит Лена, чувствующая себя зайчишкой, на которого начата охота. Но и в их дремучих, испорченных дурным воспитанием душах благородство Лены совершает переворот. Вот они смотрят на картину крепостного художника Бессольцева, которую Николай Николаевич подарил школе. «Да, Машка была очень похожа на Ленку: голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил»11.

В повести Анатолия Алексина «Поздний ребенок», в которой шестиклассник Лёня с трогательной заботливостью старается устроить замужество сестры, на первом месте — традиционные семейные ценности. В повести Геннадия Михасенко «Милый Эп» (спектакль по ней шел по всей стране) поднимается целый веер проблем, которые не приветствовались в тогдашней детской литературе (но, конечно, все равно в нее проникали). Проблемы разводов, матерей-одиночек, раннего материнства (родители обсуждают с сыном и его подругой в воспитательных целях десятиклассницу, которая родила от одноклассника), проблема неправедного суда и несправедливости (отца главного героя, инженера-строителя, человека честного и знающего свое дело, из-за халатности поставщи-

7 Железников В. Чучело. М., 2017. С. 7.

8 Там же. С. 8.

9 Там же. С. 16.

10 Там же. С. 252.

11 Там же. С. 254.

ков стройматериалов собираются заключить в тюрьму). Все это было откровением для подростковой литературы. Прямой разговор на запретные темы слегка шокировал читателя. Но это было свежо, ново, давало надежду на освобождение от фальшивых, косных деклараций и стыдливых ханжеских умолчаний. Вопреки знаменитому лозунгу «в СССР секса нет», писатели утверждали, что есть, и подростки знают об этом непонаслышке (Г. Щербакова «Отчаянная осень», Г. Ми-хасенко «Милый Эп»). Этот факт не педалировался в советской подростковой литературе, а служил поводом к разговору о моральных ценностях: ответственности, умении делать нравственный выбор и выполнять нравственный долг, о жертвенности во имя любви, о том, что есть настоящая любовь, наконец.

В повести «Милый Эп» поднималась вечная проблема отцов и детей, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями уважения друг к другу, старшим. Подростки в повести Г. Михасенко открыто транслировали свое стремление к самостоятельности, требовали отношения к себе как ко взрослым, без унизительной опеки. Восьмиклассники решают вызвать родителей на честный разговор и донести до них свою правду, «получше узнать друг друга, сплотиться». Проводят анонимное анкетирование, устраивают при поддержке учителей собрание в школе. Попытка демократическим путем разрешить меж-поколенческий конфликт обречена на провал в условиях слабой правовой позиции подростков. Такая картина была характерна для доперестроечного советского общества, которое унаследовало от дореволюционного социума почти домостроевские нормы отношений между взрослыми и детьми (взрослый всегда прав) — хотя писатели 1970-1980-х гг. и отчаянно боролись за права ребенка (Ю. Яковлев, А. Алексин, особенно — В. Крапивин). В «Милом Эпе» попытка докричаться до взрослых оборачивается скандалом. Эп поднимает бунт, отчаянный и, может быть, нелепый, но это попытка донести до них свою правду, свое право быть самим собой и выбирать свой путь. Писатель показывает разные точки зрения, дает слово и взрослым, у которых своя правда, авторитарное право старшего: «Без иерархии получится неразбериха похуже! Они сядут нам вот сюда и удила в зубы вставят!»12. Это противостояние и сегодня звучит злободневно.

Все книги для подростков 1970-1980-х гг., независимо от уровня художественного достоинства, — о вечном: «болезнях роста», подростковых комплексах и бунте. Писатели точно и тонко отражали «рост души» подростка, его склонность к рефлексии, к размышлениям о самых разных сторонах жизни. Но чаще всего рефлексия направлена на отношения с окружающими, на попытки оценить себя, свое место в мире. При этом выводы подростка могут быть неожиданно глубокими и верными: «По-моему, талант преподавателя обратно пропорционален количеству поставленных им двоек!..»13.

Подростки почти всегда недовольны своей внешностью, страдают по этому поводу. «Во мне действительно ничего привлекательного не было. Однажды я спросил у отца, каким он рос — хилым или здоровым. Отец ответил: доходягой — у бабушки глаза не просыхали, все думала, что помрет. Но это пройдет, уверил отец, душа вот созреет, и тело включится. Эта философия несколько уте-

12 Михасенко Г. Милый Эп. М., 2016. С. 262.

13 Там же. С. 6.

шала меня, и я даже порой представлял себя гадким утенком, который вот-вот превратится в лебедя, но всякий раз подчеркнутое безразличие ко мне девчонок мучительно задевало меня.»14

Подростковый возраст — время наиболее острого переосмысления отношений с родителями, «свержения авторитетов». Если для малыша родители — непререкаемый авторитет, то подросток подвергает самых главных в своей жизни взрослых людей жесткой критике. Нередко взрослые сами дают повод для острой обиды несправедливым отношением к ребенку, равнодушием, пренебрежением, душевной глухотой и слепотой, неудачной шуткой. «Волна горечи захлестнула меня, я внезапно понял, что не считаю своих родителей самыми толковыми. Год назад я бы, может, не усомнился в этом, но сейчас мне стало в них многого не хватать, и главное — какого-то сверхпонимания. Я собирался бросить школу — они не заподозрили, меня чуть не убили в несостоявшейся драке — они не догадались, у меня катастрофа с Валей — им хоть бы хны!.. Прав тут Васька, не знают они нас. Сплю, ем, — значит, все в порядке, свой!.. Конечно, откуда им знать, если я молчу, но слова-то поймет и первый встречный, а родители должны чувствовать так. Их ум и сердце должны быть настроены на волну моего ума и сердца! Ясновидцами и волшебниками должны быть родители!.. Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!..»15

Да, все мы через это проходили, и многие забыли то острое ощущение одиночества и непонятости, которое переживает подросток. Г. Михасенко с большим сочувствием и деликатностью передает это состояние. Но нетрудно заметить и легкую иронию автора по отношению к герою. Сочувствуя Эпу, писатель намекает на его эгоизм и неумение поставить себя на место взрослых, что является следствием эмоциональной незрелости и отсутствием жизненного опыта. Таким образом, в талантливо написанной подростковой повести показан целый спектр мнений, дана объемная картина человеческих взаимоотношений.

В повести А. Алексина «А тем временем где-то.» проблема отцов и детей звучит еще более тревожно и остро. У образцовой во всех отношениях пары растет «неправильный» ребенок (весь грех которого в том, что он не любит делать зарядку, частенько опаздывает и вообще немного легкомысленный — у Алексина острые углы характеров героев, как правило, скруглены). Случайно прочитав письмо, адресованное отцу (они полные тезки), он узнает, что у отца есть какая-то женщина, для которой он — дороже всех на свете. Естественное желание «защитить семью», поддержать реноме образцовости и обида за маму ведет его по указанному в письме адресу. Там он находит бывшую жену отца, которую предали дважды: сначала отец Сергея, потом приемный сын. Вся повесть — это размышления об относительности нормы, которую формирует общественное мнение. О том, что внешняя благопристойность, прикрывающая нечистую совесть, хуже, чем бытовая неорганизованность человека несобранного, но искреннего, справедливого и отзывчивого. На примере главного героя повести, Сергея Емельянова, показан путь человека к принятию нравственных ценностей, даже если поначалу они не входят в зону эмоционального комфорта человека. «Согласно

14 Михасенко. Указ. соч. С. 13.

15 Там же. С. 253.

советам Антона, почти всегда нужно было жертвовать собой во имя правды и справедливости. А я жертвовать собой не любил»16. Но, пожалев бывшую жену отца, которую бросил сначала он, а потом приемный сын, обнаруживает в себе чувство ответственности, которое вкупе с милосердием и отзывчивостью является одной из главных нравственных ценностей. «Потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе»17. Так в повести А. Алексина проявляются ценности самоограничения и жертвенности (в прямом смысле) и умение совершать нравственный выбор.

При всей декларативности и усиленном дидактизме, что свойственно творчеству Алексина, эта повесть оставляет странное послевкусие: вместо того чтобы согласиться с автором, который так четко, с мягкой властностью расставил акценты, думающий читатель начинает внутренне протестовать. Главная героиня, Нина Георгиевна, явно манипулирует людьми, с псевдосмирением изрекая: «Если не зайдешь, не обижусь. В конце концов, ты не обязан. Это нормально, это можно понять». Она искусно вызывает в людях чувство вины. Сознательно или нет, это не так уж важно. Судя по ее письмам, она понимает, что пытается вторгаться в личное пространство тех, кого опекала: мужа, приемного сына, теперь вот и сына бывшего мужа. У ее бывшего мужа семья, а она, пусть раз в несколько лет, пусть в тяжелых для себя ситуациях, пытается пригласить его к себе. И тем самым угрожает спокойствию той семьи. Вот и в Сергее она сумела сформировать это чувство вины. И он жертвует отдыхом с родителями на Черном море, на котором никогда не был и о котором мечтал. Потому что она присылает безапелляционное письмо: «Жду тебя. На все лето взяла отпуск. Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя!»18 Дважды используется скрытый императив, железная настойчивость не сочетается с образом тихой близорукой увядшей женщины, приносящей себя в жертву близким, но на самом деле глубоко в душе капризной, эгоистичной, требовательной. И дальше классическая манипуляция: «Но если ты не приедешь, я не обижусь. У тебя могут быть другие дела и планы. Это можно понять»19. И Сергей бросается сдавать билет, рискуя огорчить родителей и лишая себя последних перед окончанием школы каникул. Отец прав: ему нужно подышать морским воздухом, окрепнуть перед трудным годом поступления в институт, а он жертвует собой. Причем сам Сергей в случае, когда эта женщина звала его отца повоспитывать впавшего в истерику приемного сына («хороший» повод выдернуть женатого мужчину из семьи!) — вполне оправдывает отца: с какой стати он должен предавать собственную жену и ставить ее в двусмысленное положение? Но писатель подчеркивает, что Сергей повзрослел и сам способен принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Это поступок эмоционально зрелого человека: «Я не могу стать ее третьей потерей. И сейчас еду сдавать свой билет»20. Но ради этой женщины он

16Алексин А. А тем временем где-то. М., 2015. С. 21.

17 Там же. С. 77.

18 Там же. С. 78.

19 Там же.

20 Там же. С. 79.

три с половиной года ведет двойную жизнь, утаивает общение с ней от родителей, под конец откровенно обманывает их (говорит, что едет повидать бабушку и друга) и ссорится с отцом, который, естественно, обвиняет его в разрушении планов семьи. При этом оправдывает себя тем, что не хочет тревожить маму и выполняет обязательства своего отца перед этой женщиной: «Я готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне. За отца, вместо отца.»21 Вот такая сомнительная аргументация, подмена понятий. Нельзя прожить за человека жизнь и приписывать ему какие-то долги, не зная обстоятельств его отношений с другими людьми. Мы не знаем, почему отец Сергея ушел от этой женщины — в разрыве виноваты, как правило, обе стороны. То есть повесть — очень тонко и манипулятивно — продвигает сомнительную установку. Для детского произведения важна ясность и четкость нравственных ориентиров и четкость авторской позиции. Но тем интереснее вчитываться в это произведение и размышлять о нем. Не в этом ли задача литературы: оставлять интеллектуальный шлейф, вызывать на дискуссию с автором и героями — словом, побуждать думать? Надо сказать, что я и в детстве возмущалась манипуляциями Нины Георгиевны и, перечитав недавно, возмутилась вновь. Так что вряд ли эта повесть собьет юных читателей с толку, если у них к моменту чтения сформированы здравые жизненные установки. В любом случае, повторюсь, произведения, где приходится полемизировать с автором, так же интересны и полезны, как те, в которых читатель полностью восторженно разделяет писательскую точку зрения.

Произведения, в которых показаны подводные течения и камни семейных отношений, учат читателей-подростков разбираться в этих течениях, снисходительнее относиться к слабостям других, оценивать со стороны свои поступки и, самое главное, дорожить родственными связями. Потому что семья — главное в жизни человека. Так, в подростковых повестях второй половины XX в. подвергается сомнению идеологическая догма о примате коллективного над личным.

Русская литература всегда была связана с православием. Христианская система ценностей отображена — с разной степенью откровенности и глубины — в произведениях прежних веков, в том числе и XX в., и в произведениях советских писателей тоже. Но в XXI в. связь ослабла. Советские писатели чувствовали даже на подсознательном уровне связь с традицией, их питали ключи животворящей воды — веры. Годы государственного атеизма и антирелигиозные кампании сделали свое дело, и те, кого миновал церковный Ренессанс 1990-х, эту связь с духовными корнями не чувствуют. Потому обидно, что в нашей российской современной детской литературе нечасто встретишь «помысл о мире, человеке и Боге», о котором писал философ И. А. Ильин и который явственно ощутим в произведениях лучших современных писателей мира: Ульфа Старка (Швеция), Дэвида Алмонда (Великобритания), Тимоте де Фомбеля (Франция) и других зарубежных авторов. Произведения отечественных подростковых писателей более плоские, приземленные, и если где-то и есть прорыв к духовным глубинам, то он пока очень робкий. Я не говорю сейчас про прямое, иногда агрессивное и топорное декларирование православных ценностей, которое встречается в произведениях писателей, позиционирующих себя как православные. Но подлинной

21 Алексин. Указ. соч. С. 77.

духовности и глубины мало. Но он, вот этот «помысел о мире, человеке и Боге» был у советских писателей, внешне абсолютно далеких от религии. У них была и сердечность, и милосердие, и глубина, и просвечивала именно христианская любовь к миру. Если писатель честен с собой и с читателем, то он старается максимально глубоко и точно отразить судьбы человека и мира в своем произведении. И неважно, детское оно или взрослое.

Итак, аксиологическое пространство художественных произведений для подростков современных писателей включает базовые духовно-нравственные понятия: честь, любовь, милосердие, «всемирная отзывчивость» (понятие, впервые сформулированное Ф. М. Достоевским в речи на открытии памятника А. С. Пушкину и обозначающее способность русского человека откликаться на боль других, уважать иную культуру). Русская литература дает четкие духовные ориентиры национального пути. Это в полной мере относится и к современной литературе для подростков.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, детская литература, современная отечественная литература для подростков, традиции, семейные ценности, приемная семья, личное достоинство, патриотизм, уважение к старшим, жанр школьной повести.

Список литературы

Алексеев В. Прекрасная второгодница. М., 2015. Алексин А. А тем временем где-то. М., 2015.

Вечные ценности — основа российской идентичности. Проект документа Русской Православной Церкви. URL: http://www.pravoslavie.ru/44320.html Железников В. Чучело. М., 2017. Ибрагимбеков М. За все хорошее — смерть! М., 2015. Львовский М. В моей смерти прошу винить Клаву К. М., 2016. Михасенко Г. Милый Эп. М., 2016.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2018. Vol. 51. P. 26-41

DOI: 10.15382/sturIV201851.26-41

Natal'ia Bogatyreva, Candidate of Sciences in Philology, Associate Professor, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation nessi1995@mail .ru ORCID: 0000-0002-8980-9986

Spiritual and Moral Values of Contemporary Children's Literature

N. Bogatyreva

Abstract: The article is devoted to how the spiritual and moral values formed in the Russian society and fixed In the strategy of development of education in the Russian

Federation for the period up to 2025 are reflected in the modern Russian literature for teenagers, as the continuity of the current children and youth works in relation to the teenage literature of the mid-twentieth century, created by writers of the sixties and their older comrades. Collectivism, active citizenship, patriotism, a sense of pride in their Homeland, the willingness to protect its interests, internationalism, respect for each other, the family and parents, teachers, older generations; respect for work, justice, freedom, self -restraint, sacrifice, respect for human rights; family traditionsall these moral attitudes and values are formed through literature that demonstrates positive patterns of behavior. In the works of modern Russian writers translated family values, respect for elders, tolerance for «special people» and the ability to empathize with others in diseases and hardships, shows how the characters retain personal dignity, the ability to moral choice, humanity, which is a good example for young readers. The main theme of adolescent literature: finding your place in the world and its destiny in modern Russian literature is solved in a realistic plan (school story, which is experiencing a period of revival) and in terms of fabulously fantastic. More and more attention is paid to modern Russian writers who write for children, environmental issues. It is not limited to the protection of flora and fauna, but takes on a special depth. They raise the philosophical problems of the unity of man and nature, the unification of all life in the face of the ecological crisis, the relationship and interdependence of existence.

Keywords: spiritual and moral values, children's literature, modern Russian literature for

teenagers, traditions, family values, foster family, personal dignity, patriotism, respect for elders,

the genre of school story.

References

Alekseev V. (2015) Prekrasnaia vtorogodnitsa [The Beautiful Grade-Repeater]. Moscow (in Russian).

Aleksin A. (2015) A tem vremenemgde-to [Meanwhile Somewhere]. Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ibragimbekov M. (2015) Za vse khoroshee — smert'! [For All the Good the Penalty is Death!]. Moscow (in Russian).

L'vovskii M. (2016) Vmoei smertiproshu vinit'Klavu K. [Please Blame Klava K for my Death]. Moscow (in Russian).

Mikhasenko G. (2016) MilyiEp [The Loveable Ep]. Moscow (in Russian).

Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii naperiod do 2025 [Strategy of Developments in Upbringing in the Russian Federation for the Period up to 2025], available at http:// static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (10.11.2018) (in Russian).

Vechnye tsennosti — osnova rossiiskoi identichnosti. Proekt dokumenta Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Eternal Values as the Base of Russian Identity. Project of Document of the Russian Orthodox Church], available at http://www.pravoslavie.ru/44320.html (10.11.2018) (in Russian).

Zheleznikov V. (2017) Chuchelo [Scarecrow]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.