УДК 165
ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
A.C. Анисимов, профессор, доктор философских наук,
A.C. Ручка, аспирант,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Институт туризма и гостеприимства (филиал), г. Москва
The article describes the philosophy of free enterprise and reviews the complicated situation in the contemporary Russian private enterprise. There is no authentically open dialogue between government and businesses: the relationship is still in the process of structuring and the concept of entrepreneurial culture requires further understanding in Russia and clarification for the community.
Данная статья посвящена философии отечественного предпринимательства. Рассмотрена существующая ситуация в российском предпринимательстве, проанализированы актуальные проблемы, т.к. российский бизнес сегодня находится в сложной ситуации. Отношения между государством и предпринимателями в современной России пока только формируются, к тому же понятие предпринимательства в российском обществе пока не определено.
Ключевые слова: философия предпринимательства, отечественное предпринимательство.
Актуальность данной темы определяется возрастающим интересом к бизнесу, являющемуся во всех развитых странах важной составляющей экономики. Современный бизнес, безусловно, заслуживает отдельного внимания со стороны государства и общества, а, главное, остро нуждается в таком внимании и поддержке. Актуальность данного исследования обусловлена также следующими обстоятельствами:
1) значимостью влияния, которая оказывает на российское общество деятельность предпринимателей. Малое и среднее предпринимательство в наибольшей степени сможет обеспечить занятость населения, увеличить благосостояние нашего общества, улучшить результат исполнения многих государственных программ, оказывать благоприятное влияние на современную российскую экономику. Традиционно в мире малому и среднему бизнесу отводят ключевую роль в решении экономических и социальных проблем современного общества;
2) противоречивым отношением общества к предпринимательству. Ставшие достоянием общественности случаи поддержки бизнесом и предпринимательскими организациями тер-
рористических образований и экстремизма, их вмешательство в политическую и экономическую жизнь страны, определяют неконтролируемые процессы со стороны власти и не сдерживаемые ничем предпринимательские структуры способны оказывать довольно негативное влияние на государство и современное общество в целом.
3) необходимостью осмысления последствий изменений в политической системе российского общества, предпринятых руководством страны в начале XXI века. Определенное ужесточение политического режима демонстрирует, с одной стороны, что государство занялось наведением порядка, а с другой стороны, показывает, что государство стремится структурировать формирующийся предпринимательский слой;
4) пониманием того, что российское общество как система неполитических, независимых от государства общественных институтов нуждается в финансовой информационной и иной поддержке не только государства, но и бизнеса. Без всесторонней поддержки предпринимателей, как показывает зарубежный и отечественный опыт, государству трудно активизировать инициативу граждан в сфе-
ре предпринимательства и направить ее в конструктивное русло, особенно в условиях сложившегося под угнетающим влиянием неограниченной государственной власти менталитета россиян.
Философские, социальные, политические, экономические, духовные, психологические и иные проблемы развития и функционирования предпринимательства в России сейчас являются объектом изучения многих наук, которые в последние годы только вырабатывают свое отношение и методологию анализа роли предпринимательства в российском обществе. Повышенный интерес к предпринимательству связан с особым характером основных функций предпринимательства в постсоветском обществе, совершающем постепенный переход к рыночной экономике. Ни приватизация, ни переход от плановой распорядительной системы к рыночной невозможны без активно функционирующей системы производительных, финансовых и коммерческих капиталов. В советское время такие капиталы отсутствовали или имели закрытый, теневой характер.
В настоящее время в России идет активный процесс их накопления, связанный с развитием предпринимательства. Появление в современном обществе слоя предпринимателей — это результат либерализации экономики, и гарантия дальнейшего углубления реформ, и ускоренного развития рыночных отношений. При благоприятных условиях предпринимательство сможет активно и эффективно способствовать либерально-демократическому преобразованию общества, формированию и увеличению в России среднего класса. Современное российское государство обладает достаточными возможностями и капиталом для развития и поддержки малого и среднего бизнеса [9, с. 334—335].
Однако широкому развитию предпринимательства в нашей стране мешают сохраняющиеся бюрократические процессы и явления, недостаточная поддержка государства, неэффективность или полное отсутствие правовой защиты частной собственности и предпринимателей, большей свободы ведения бизнеса, сложность получения и использования кредитов в условиях высокой инфляции и нестабильной ситуации в экономике, а также негативное, настороженное отношение к предпринимательскому слою большей части населения страны.
Неблагоприятная ситуация в экономике, политике и социальной сфере негативно сказывается на формировании современного российского предпринимателя. Значительное влияние также оказывают такие факторы, как внеправовой характер образования множества действующих в нашей стране крупных и средних капиталов, коррупция в государственных органах власти, а также преобладание побуждения получить выгоду в коммерческой и финансовой сферах над стремлением заниматься производством товаров и услуг. Слабость или отсутствие правового регулирования и контроля над хозяйственной деятельностью, распространение рэкета, «рейдерства», решения вопросов силовых путем между группами коммерсантов, террористических актов привело к тому, что предпринимательство стало восприниматься российским обществом не только как наиболее преступная сфера жизни, но и как источник криминала всего общества.
Вместе с тем современное предпринимательство оказывает значительное положительное влияние на важнейшие социальные и политические процессы в стране, что выражается в следующих аспектах:
1) предпринимательство является своеобразным эффективным амортизатором социальной напряженности, т.к. малое предпринимательство является фактором формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления социально-экономических противоречий социума.
2) предпринимательство за счет своей массовости и динамизма является источником и резервом обучения кадров, охватывающим подавляющее большинство мест производственного обучения и одновременно медленным возрастанием численности работников малых и средних предприятий;
3) можно предположить, что в перспективе предпринимательский слой начнет формировать свои относительно устойчивые политические, социально-политические и общественные объединения, которые целенаправленно будут отстаивать социальные, политические и экономические интересы бизнеса в целом и различных его корпоративных структур, а также одновременно смягчать возможные конфликтные отношения между государством и предпринимательством, выполняя посредническую функцию между государством и крупным, и средним предпринимательством;
4) современное предпринимательство может эффективно развиваться в условиях только одной формы собственности и именно поэтому российский бизнес активно способствует развитию различных видов собственности, что является экономической основой трансформации государства, политической системы, общественных отношений и формированию демократического общества;
5) отечественное предпринимательство активно способствует реформированию экономической системы России в целом, проникая в различные отрасли народного хозяйства: промышленность, торговлю и общественное питание, строительство, науку, транспорт и другие отрасли и сферы.
Мировой опыт показывает, что процветание общества невозможно без свободной рыночной экономики, самодеятельного производителя, предпринимательской активности.
Однако предприниматели, составляющие наиболее экономически активную часть российского общества, пока еще недостаточно востребованы и не слишком эффективно используются в интересах общества. Отсюда вытекает субъективная и объективная потребность в объединении усилий предпринимателей различных сфер деятельности. Эта тенденция находит отражение в создании различных ассоциаций, союзов, объединений, гильдий, с целью координации деятельности, разработки законодательных актов, поддержки отечественных товаропроизводителей и выдвижение авторитетных предпринимателей в различные федеральные и региональные органы власти. Такие организации, по нашему мнению, могут ставить перед собой следующие цели:
1) содействие созданию нормальных условий для предпринимательской деятельности во всех сферах, отраслях общественного производства и регионах страны;
2) формирование единого информационного пространства для предпринимателей, стабильных межрегиональных связей;
3) представление и защита интересов прея-принимателей в государственных и общественных организациях;
4) содействие и заключение договоров с отечественными и международными организациями и предпринимателями в сфере сбыта продукции и обмена услугами;
5) ведение научно-исследовательской и издательской деятельности в соответствии с потребностями и заказами предпринимательских организаций.
Задача предпринимательства сейчас состоит в том, чтобы сформулировать новую линию развития не только бизнеса, но и страны в целом. Основная цель — создание национального бизнеса, направленного на процветание: России, на реализацию общественно полезных проектов, обеспечивающих прогрессивное и ускоренное развитие Общества. Для успешного развития предпринимательства в России есть все необходимые условия: интеллект, природные ресурсы, более 140 млн населения.
Стратегией развития предприятия, стратегическим планированием и управлением общество начало заниматься совсем недавно — с 60—70-х годов прошлого столетия. В XX веке бизнес усложнился до такой степени, что отсутствие у компании или отдельного предпринимателя собственной философии бизнеса стало реальной предпосылкой к прекращению его предпринимательской деятельности.
Примета времени — глобализация экономики. Когда обсуждается эта проблема, речь идет, в том числе, и о философии бизнеса как своде правил, которых должны придерживаться все предприниматели, имеющие собственное дело. Бизнес — это не какое-то узкое поле деятельности, ограниченное рамками взаимоотношений нескольких экономических субъектов. Бизнес — это целый спектр связей, взаимоотношений, существующих в обществе.
Философия бизнеса как дисциплина возникла не случайно. В принципе, можно, не углубляясь в философские контексты, просто получать прибыль, невзирая на интересы общества, его ценности. Однако практика показывает, что такой бизнес обречен. Не учитывая внешнюю среду, традиции общества, можно прийти только к отрицательному результату.
Когда мы говорим о проблемах российской экономики, то самым острым моментом дискуссий становится вопрос: какой философией руководствуются наши предприниматели? Слово «бизнес» в лексиконе россиян появилось всего лишь с десяток лет назад. Отношение к нему неоднозначное, иногда — резко отрицательное: оппоненты полагают, что раньше люди тоже занимались делом, которое
«вдруг» стало называться «бизнесом» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако во времена государственной экономики действительно не было бизнеса в полном понимании этого вида деятельности. Имел место процесс производства, выполнения функций, которые государство вменяло предприятиям в обязанность. Предприятия не продавали продукцию на рынке и не работали в условиях конкуренции, соперничества. Ни самостоятельности, ни ответственности перед потребителями с точки зрения эффективного функционирования ни у кого не было. Правила диктовало государство. Бизнес же начинается тогда, когда появляются рыночные условия, ответственность перед покупателем.
Сегодня речь идет о созидающей философии бизнеса, это означает кардинальную смену ситуации для любого руководителя предприятия, любого бизнесмена.
Если говорить о философии бизнеса в России в современных условиях, то его можно характеризовать по-разному. Нынешняя философия российского бизнеса представляет собой не развивающуюся прогрессивную систему, а напротив, систему, которая во многих случаях вобрала в себя не самые лучшие черты современного бизнеса. Она не может выйти за рамки традиций и пережитков общественного сознания, ограничивающих ее.
Причина очевидна: в цивилизованном бизнесе существуют определенные моральные правила, такие категории, как честность в отношениях, умение держать слово, способность создавать более конкурентоспособную продукцию, качеством побеждая конкурентов. В России на протяжении десятилетия отечественная конкуренция принимает во многих случаях абсолютно неконструктивные формы, используются силовые методы, рейдеры, органы власти и т. д.
Понятие «философия бизнеса» применимо не только к предпринимательской среде, но и к государству, которое тоже является субъектом бизнеса и активно в нем участвует. В России роль государства в бизнесе гораздо значительнее, чем в каких-либо других странах. В результате каждый стремится получить выгоду, часто грубо нарушая интересы других, что не способствует развитию бизнеса в стране.
Проявление особенностей философии бизнеса проявляются в конкретных ситуациях. Например, когда американец летит в Ев-
ропу, он старается покупать билет на самолет американской авиакомпании. Это и есть воплощение его философии на практике: американцы прекрасно понимают, что все в мире взаимосвязано. Они покупают услуги за свои деньги, у своего бизнесмена, оставляя валюту и налоги в собственной стране. На эти деньги будут строиться дороги, объекты инфраструктуры, что сделает жизнь в Америке еще более комфортной.
Когда наши бизнесмены будут думать так же и не станут, например, без причин вывозить капиталы за рубеж, тогда мы сможем говорить о развивающейся и перспективной философии бизнеса.
В самом начале 90-х годов в нашей стране были приняты законы о предпринимателях и предпринимательской деятельности. Эти законы сыграли не только положительную роль, но и отрицательную. В них была дана большая самостоятельность менеджерам предприятий, что было необходимо. И в то же время у руководителей не было никакой ответственности за оказавшееся в руках дело, за бизнес, предприятия и трудовые коллективы. Эта ответственность должна была создаваться законом о банкротстве, гражданским, уголовным кодексами, то есть документами, которые принимались в России уже после 1995 года. Отсутствие этих и других факторов порождало в бизнесе стиль управления, лишенного ответственности перед законом и обществом.
Именно в тот период, когда предприятия разорялись, благосостояние многих первых менеджеров предприятий стремительно росло . Не случайно сразу же в стране и за рубежом заговорили о номенклатурном грабительском капитализме. Достаточно вспомнить высказывания Джорджа Сороса о наших реформах. Бизнес — это часть системы, он может эффективно работать только при определенных условиях. Однако философского осмысления, что нужно делать для создания благоприятных для развития бизнеса условий, у руководителей нашего государства до сих пор не хватало.
Для появления созидательной идеи требуется время: по закону философии количество должно перейти в качество. Так будет и в нашей стране, когда вырастут новые предприниматели, крупные менеджеры с иным, чем сейчас, менталитетом. Пока условий для таких перемен недостаточно.
Однако российские бизнесмены начала перестройки отличаются от ныне действующих. Известны очень резкие высказывания крупных зарубежных бизнесменов, например, К. Штайльмана в книге «Новая философия бизнеса», который анализирует наши российские трансформации, утверждая, что до рыночных отношений в России были слабые руководители, не готовые Для работы в рыночных условиях. Но и те, что пришли на смену, оказались еще более неграмотными. Прежние руководители были хороши для административно-командной системы. Зто были сильные, квалифицированные руководители административной системы в государственной экономике. Те, что их сменили, не имели ни опыта, ни практики. К сожалению, во многих случаях ничего хорошего из этого не вышло.
Западные экономисты и финансовые аналитики высказывают мнение, что мир находится на грани отказа от массового производства, которое образовалось еще в конце XIX начале XX века под влиянием Ф. Тейлора и А. Файоля при активном участии таких выдающихся фигур, как Г. Форд-младший и А. Слоун. История производства делает очередной поворот: на смену массовому идет новый тип производства, который принципиально меняет основную цель процесса производства. К тому же традиционная Доминирующая задача производства значительного количества однотипных изделий, которые удовлетворяют требованиям технической документации, не всегда совпадает с целью потребителя выбрать изделия, максимально удобные и подходящие для него. Таким образом, меняется задача изготовления и обработки именно такого изделия, которое необходимо каждому потребителю, именно в том количестве, сколько это необходимо и как раз тогда, когда нужно.
Сфера услуг в настоящее время на 80% ориентирована на потребителя, услуги индивидуализированы. Производители услуг оперативно реагируют на любые пожелания потребителей, даже предвосхищая их. Принципы такого производства товаров и услуг включают командную работу, постоянный обмен информацией, эффективное использование всех видов ресурсов и исключение ОТХОДОВ и потерь, непрерывное совершенствование. При этом в материальном производстве, в отличие от массового, удается примерно вдвое уменьшить затраты человеческого труда на предприятии, сократить производственные площади, инвестиции, время на разработку новой продукции, технологическую подготовку и инженерное сопровождение произвол-ства. Кроме того, система производства«точно вовремя» имеет ресурсосберегающую направленность. Ориентация на потребителя приводит к перераспределению механизмов внутреннего управления предприятием, и оно начинает управляться на основе анализа рынка.
Современное положение нашей страны показывает, что без сильного производственного предпринимательства нет нормальной экономики, гарантированной социальной жизни и здорового, крепкого общества. Однако в России не наблюдается пока даже стремления к созданию т.н. предпринимательского пространства, включающего в себя правовую, социальную и экономическую сферы. Возрождение нормальных, естественных условий нашего бытия ориентировано на возврат в общее русло развития цивилизации. За предпринимательством в России — будущее. И только глубокая вера предпринимателей в собственные силы, их способность к объединению для защиты свободного предпринимательства могут стать залогом позитивных достижений и перемен в экономике.
Литература
1. АхчзерА.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.
2. Агеев А.И Предпринимательство: проблемы и собственности и культуры. М., 1991.
3. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. — СПб.: Изд-во СПБГУ, 2003.
4. ПелихА.С. Организация предпринимательской деятельности. М.—Р/нД,,
2004.
5. Поляк Г.Б., Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Предпринимательство. 4-е изд. М., 2008.
6. Поздняков В.П. .Психология предпринимательства. Самара: Бахрам-М, 2007.
7. Головастова Т.И. Предпринимательство в России: проблемы развития и пути их решения. Ижевск, 1996.
8. Глазырина В.В. Социальные проблемы становления и развития российского предпринимательства. СПб., 1997.
9. Заславская Т.И. Социентальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.