Научная статья на тему 'Роль предпринимательства в экономическом и социальном развитии общества'

Роль предпринимательства в экономическом и социальном развитии общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9010
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / GOVERNMENT / MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куянцев И. А., Галачиева С. В., Куянцева И. И.

Россия, несмотря на проведение рыночных реформ, продолжает оставаться в ситуации тяжелого системного кризиса. Это противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к проблеме предпринимательства. Указание на недостаточно активное проведение рыночных реформ, трудности взаимоотношения предпринимательства и власти, на наш взгляд, не объясняют ситуации в России. Поэтому, учитывая определяющую роль мирового предпринимательства, возникает необходимость анализа его как субъекта социальных изменений и выявления особого, характерного именно предпринимательству, типа деятельности по осуществлению социального конструирования реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of business in the economic and social development society

Russia, in spite of market reforms, continues to be in a situation of severe systemic crisis. This contradiction makes the research again and again to the issue of entrepreneurship. An indication of the lack of active market reform, the difficulties of the relationship of business and government, in our opinion, do not explain the situation in Russia. Therefore, given the crucial role of world business, there is a need to analyze it as a subject of social change and to identify a particular characteristic of this business, type of activities to implement the social construction of reality.

Текст научной работы на тему «Роль предпринимательства в экономическом и социальном развитии общества»

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

КУЯНЦЕВ И.А.,

доктор экономических наук, профессор, Учреждения РАН Института информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН,

e-mail: maria_instant@mail.ru;

ГАЛАЧИЕВА С.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

е-mail: galachieff@yandex.ru;

КУЯНЦЕВА И.И.,

магистр, Южный федеральный университет, е-mail: maria_instant@mail.ru

Россия, несмотря на проведение рыночных реформ, продолжает оставаться в ситуации тяжелого системного кризиса. Это противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к проблеме предпринимательства. Указание на недостаточно активное проведение рыночных реформ, трудности взаимоотношения предпринимательства и власти, на наш взгляд, не объясняют ситуации в России. Поэтому, учитывая определяющую роль мирового предпринимательства, возникает необходимость анализа его как субъекта социальных изменений и выявления особого, характерного именно предпринимательству, типа деятельности по осуществлению социального конструирования реальности.

Ключевые слова: предпринимательство; бизнес; государство; менеджмент; социально- экономическое развитие общества.

Russia, in spite of market reforms, continues to be in a situation of severe systemic crisis. This contradiction makes the research again and again to the issue of entrepreneurship. An indication of the lack of active market reform, the difficulties of the relationship of business and government, in our opinion, do not explain the situation in Russia. Therefore, given the crucial role of world business, there is a need to analyze it as a subject of social change and to identify a particular characteristic of this business, type of activities to implement the social construction of reality.

Keywords: entrepreneurship; business; government; management; socio-economic development of society.

Коды классификатора JEL: L26, O18.

В мире насчитываются миллионы предпринимателей, чья деятельность способствует экономическому прогрессу. Между тем, в течение долгих десятилетий у нас в стране предпринимательство предавалось анафеме и ему отказывали в праве на существование. Рыночные реформы в России создают условия для появления и развития предпринимательства, без которого не может сложиться столь необходимая рынку конкурентная среда.

Предпринимательство, по мнению специалистов, изучающих это явление, - не профессия, а образ и стиль жизни. Известный экономист Йозеф Шумпетер — признанный авторитет экономической науки — называл предпринимательство особым экономическим фактором в добавление к трем общеизвестным - капиталу, труду и земле. По его мнению, предпринимательство выполняет двойственную функцию. Во-первых, это та сила, которая объединяет ресурсы в новые, уникальные, новаторские комбинации. Во-вторых, это движущая сила реорганизаций и социальных перемен, производимых на основе специальных знаний, интуиции, других качеств носителей предпринимательских свойств [2].

Предпринимательский процесс возрождения и обновления Шумпетер называет «созидающим разрушением», таким разрушением, без которого нельзя создать ничего нового. Хотя в обыденной жизни предпринимателями принято называть всех тех, кто занят бизнесом, не каждый, занимающийся им, может быть предпринимателем. Ими являются лишь те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым, творческим характером.

© И.А. Куянцев, С.В. Галачиева, И.И. Куянцева, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

Поиск нового предпринимателями - это открытие новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг, «выход» на новые финансовые и материальные ресурсы, внедрение организационных новшеств. Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми этими проблемами, — они могут быть делегированы другим людям. Главное в том, что истинный предприниматель является источником, движущей силой творческой активности и предприимчивости. Рыночная среда, в которой осуществляется предпринимательская активность, характеризуется неопределенностью и неустойчивостью, что порождает риск. Неопределенность возникает по причине того, что постоянно меняются условия предпринимательской деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет проводить быструю переориентацию производства и сбыта. Неустойчивость происходит из-за того, что ни одна тенденция не является устойчивой. В условиях рынка нет ничего постоянного. Возникающие однажды тенденции видоизменяются либо проявляются в виде циклических колебаний: за взлетом следует замедление или падение деловой активности, затем вновь начинается оживление. Неопределенность воспитывает в предпринимателе обостренное чувство интуиции, которое дополняется логическим анализом ситуации. Интуиция позволяет предпринимателю производить упреждающие действия и чувствовать себя уверенно [1].

Неопределенность и неустойчивость порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательской деятельности. Начинать новое дело, менять привычный порядок — это всегда рискованное дело. Но когда вокруг все меняется, оставлять бизнес в прежнем состоянии — значит рисковать еще больше. Осуществление перемен — нормальное состояние бизнеса, устремленного в будущее.

Разворачивая свою деятельность в рыночной среде, предприниматель рискует прежде всего ради получения прибыли. Но получать ее он может только тогда, когда стремится к росту своего бизнеса. Экономический рост возможен только в том случае, если предприниматель производит товары и услуги, пользующиеся спросом.

Таким образом, речь идет о нескольких взаимосвязанных целях: товары и услуги производятся для того, чтобы получить прибыль. В то же время, прибыль может и должна быть получена предпринимателем только в том случае, если он стремится достичь полезных социальных целей и обеспечить общество необходимыми товарами и услугами.

Бизнес предпринимателя может расти только за счет его прибыли и должен развиваться лишь в том случае, если он обеспечивает достижение ценных социальных целей. Зрелое гражданское общество в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отвечающий его запросам.

Государство, служащее обществу, принимает законы, ставящие заслон на пути антиобщественных проявлений бизнеса. В современном гражданском обществе предприниматель в значительно большей степени, чем когда-либо ранее, чувствует социальную ответственность за свои действия. К чертам, изначально свойственным предпринимателю — предприимчивости, напористости, энергичности — добавилось чувство высокой социальной ответственности. Предприниматель, в конечном счете, служит обществу.

Современное мировоззрение предпринимателя основано на признании общественной полезности бизнеса, фундаментальные составляющие которого — обмен, сделка, акт купли-продажи. Каждая сделка, приносящая бизнесу прибыль, одновременно означает прирост благополучия общества. Настоящая сделка приносит выигрыш обеим участвующим в ней сторонам. Заключение честных и взаимовыгодных сделок — важная функция современного предпринимательства [3].

Современное общество делает упор на поддержку, прежде всего, социально ответственного предпринимателя. Это особенно важно в обществах с давними традициями коллективизма. Различия между предпринимателем-индивидуалистом классического капиталистического типа и социально ответственным предпринимателем могут быть представлены следующим образом.(табл. 1).

Таблица 1

Предприниматель-индивидуалист Социально ответственный предприниматель

Рассматривает общество как средство достижения цели Рассматривает развитие общества как свою персональную цель

Все силы направляет на укрепление своих позиций в обществе Стремится к укреплению позиции в обществе других членов общества

Борется за самоутверждение в роли лидера Стремится к выявлению и подготовке своего преемника на посту лидера

Старается быть на вершине созданной им автократической организации Чувствует себя ответственным членом демократической социальной структуры

Мобилизует материальные, финансовые и человеческие ресурсы на развитие собственного предприятия Поощряет других к открытию собственного бизнеса

Относится к общественным интересам как к помехе для своей деятельности. Относится к другим членам общества как к возможным партнерам

*Таблица составлена по данным исследования автора

Предприниматель действует в обществе, членом которого он является, и его деятельность во многом зависит от состояния дел в этом обществе. Предприниматели — интегральная часть общества, и поэтому состояния общества и предпринимательства взаимозависимы, прежде всего, на уровне региональных сообществ.

роль предпринимательства в экономическом и социальном развитии.

41

Существенное влияние на эффективность бизнеса оказывают размеры предприятия. Разумеется, концентрация производства обеспечивает известные преимущества, главным образом в экономии на издержках производства. Однако замечено, что для высококвалифицированного персонала удовлетворение трудом обратно пропорционально величине организации, где он работает. Постоянно растущая доля высококвалифицированных специалистов в современном производстве повышает значимость этого наблюдения. Поэтому многие фирмы стремятся ныне разукрупнить свои подразделения, так перестроить управление, чтобы дать людям максимальную свободу для проявления самостоятельности и предприимчивости.

Предпринимательство выросло из малого бизнеса. Он и сегодня служит питательной средой, способствующей культивированию и распространению предприимчивости, без которой не может быть полноценной экономики. Поэтому на Западе в последнее время все больше внимания уделяется этой сфере деловой активности и преимуществам малого бизнеса, которыми он обладает благодаря высокой степени свободы и самостоятельности мелких предпринимателей.

Специалисты в бизнесе утверждают, что если предприниматель в малом бизнесе ориентирован, прежде всего, на получение прибыли, то менеджер крупной компании — на обладание властью и престижем. «Инвестировав» в собственное предприятие огромное количество энергии, отдав ему все свое время, предприниматель в малом бизнесе часто проявляет такой энтузиазм, усердие и преданность делу, которые очень редко можно наблюдать в развитии гигантских корпораций.

Менеджмент, впитавший в себя предпринимательский стиль управления, присущий малому бизнесу, характеризуется, прежде всего, ориентацией на человека. Именно для малого бизнеса наиболее типичны тесные отношения между его владельцем, работниками и клиентами.

Другая характерная черта предпринимательского стиля управления — внимание к покупателю, клиенту. Предприниматель рассматривает продажу товара или предоставление услуги как средство общения с потребителями. Если последние не удовлетворены, предприниматель меняет весь образ своих действий, всю свою политику и концепцию товара или услуги, а не ограничивается только изменениями в процессе продажи. Наконец, еще одна характерная черта менеджмента предпринимательского стиля, вырастающая из малого бизнеса: создание и поддержание определенной культурной среды фирмы, дающей всем занятым на ней чувство единства и сопричастности к важному и полезному делу, которым они занимаются. Особая микрокультурная среда фирмы — необходимое условие сохранения ее единства в бесконечном процессе обновления и перемен, которые она вынуждена осуществлять, чтобы соответствовать запросам времени.

Предпринимательство не только сохраняет свои позиции в современной рыночной экономике, но и заметно упрочивает их. Это означает повышение социальной роли предпринимателей в обществе, возрастание значимости предпринимательской культуры. Предпринимательская культура — это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, но и инновационная культура. Она не замыкается в сравнительно узких рамках бизнеса. Носителями инновационной культуры являются сегодня многие, занятые в непроизводственной сфере, большая часть так называемого «среднего класса», ядро которого традиционно составляют те, кто является опорой гражданского общества — владельцы своего дела, собственники. Инновационный тип роста, к которому переходят развитые страны, способствует тому, что средний класс, в недрах которого зародилась и развивается предпринимательская культура, становится не только классом, служащим опорой и определенным «стабилизатором» общества, но и наиболее творческой, мобильной и динамичной его частью [2].

Многие сегодня полагают, что предпринимателем может стать только тот, кто обладает некими врожденными способностями, такими, например, как способность к организации, личная энергия, жесткость, готовность рисковать и коммуникабельность. Профессиональные качества учитываются в значительно меньшей степени. Часто считают, что важно иметь волевые качества и уметь ладить с людьми, а профессиональные знания придут в процессе деятельности.

Наиболее распространено мнение, что «золотой» возраст для предпринимателя — 30-50 лет. О предпринимательских способностях молодых людей говорят несколько реже, а старшему поколению, как правило, отказывают в способности предпринимательской деятельности. Распространено также мнение, что ключевые места в российском бизнесе захватили высшие партийные и комсомольские работники, которые используют свои прежние связи. Другая многочисленная группа предпринимателей формируется из представителей технической интеллигенции, специалистов с инженерным образованием. Это люди, которые начинали свой бизнес практически с нуля. Третья группа предпринимателей — выходящие «на свет» дельцы теневого рынка. Многие предприниматели имеют дипломы о высшем образовании (чаще технических факультетов), они заняты в сфере технологического предпринимательства. В торговлю идут люди совсем без образования. Здесь можно встретить и тех, кто ничего не имеет за душой.

Интересно, что в России, как многонациональном государстве, не оказывается предпочтения (с точки зрения склонности к предпринимательской деятельности) ни одной нации. Предпринимательство воспринимается как интернациональная черта. Лишь иногда упоминают кавказские национальности как этнические группы, предпочитающие заниматься преимущественно торговлей.

Основным источником первоначального накопления капитала в сфере предпринимательской деятельности является трансформация государственной собственности и ее переход в частное владение. Видимо, сегодня по своему объему этот источник превышает размеры теневого капитала, перетекающего в легальную предпринимательскую деятельность.

Мотивы предпринимательской деятельности в России те же, что и на Западе. Это не только прибыль, доходы. Не меньшее значение, как показывает опыт, имеют самореализация, самостоятельность и независимость. Немалое значение имеет и рост благосостояния. Но для серьезного предпринимателя сделать карьеру — значит самореализоваться в бизнесе, добиться высоких оборотов своей фирмы, сочетать высокие доходы предприятия с высоким личным доходом.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

Можно утверждать, что расширение предпринимательского слоя - это необратимый процесс. Став предпринимателем, вряд ли кто возвратится в государственные структуры. Наиболее вероятно, что в случае политического давления на предпринимательство бизнесмены будут уходить в теневую экономику.

Распространено мнение, что предприниматели безразлично относятся к политической деятельности. И действительно, лишь единицы, преимущественно из крупных структур, в той или иной мере вовлечены в политику. Остальные (тоже представители крупного бизнеса) действуют через группы лоббирования. Партии и ассоциации, которые ставят перед собой цель защиты предпринимательства, слабы.

Несмотря на многочисленные разговоры о традициях благотворительности российского предпринимательства и их возрождении, благотворительность развита слабо, как, впрочем, и сами предпринимательские структуры. При этом личные пристрастия предпринимателя играют гораздо более значительную роль, чем долговременные программы, разработанные на основе выделения приоритетов.

Престиж предпринимательства носит в России своеобразный характер. Общественное мнение в целом отрицательно относится к предпринимательству. И в то же время каждый в отдельности не прочь сотрудничать с предпринимателями, ожидая высоких доходов.

Типичный портрет современного российского предпринимателя: это мужчина средних лет с высшим техническим образованием, в прошлом — один из руководителей на госпредприятии, а ныне собственник или один из учредителей негосударственной фирмы. Утилизируя государственные ресурсы, широко используя свои деловые связи в мире производства и местной власти, он начал производство дефицитных видов продукции, но перед лицом экономических трудностей должен все более переключаться на посредническую деятельность [3].

Он много работает, ищет новые (предпочтительно зарубежные) связи. Одновременно разрабатывает множество самых разнообразных проектов, из которых лишь один из десяти принесет ощутимый эффект. Этот предприниматель активен, уверен в своих силах и профессиональных знаниях (хотя зачастую таковыми не обладает). Будучи склонным к авторитарности, он ждет личной преданности от подчиненных.

Он старается не нарушать закон, но и не упускает случая обойти его, если это пройдет безнаказанно. Подкуп должностных лиц он не считает нарушением, понимая, что без этого его дело не выживет. В своей деятельности он свыкся с постоянным нарушением деловых обязательств со стороны партнеров, сам нередко нарушает их, но все же ожидает, что правила игры будут соблюдаться более честно, и сам готов к честной игре. Предпринимательство увлекло его перспективами личной заинтересованности и материальной обеспеченности. С опытом пришел интерес к делу.

Суммируя основные черты современного мировоззрения предпринимательства, можно сделать вывод, что философия предпринимательства — это практическая философия, которая по мере развития производства, общества и изменения условий его жизнедеятельности и культуры не остается неизменной. Однако в связи с тем, что характерные черты рыночной среды, в которой действуют предприниматели, практически не меняются, остаются неизменными и основы философии предпринимательства.

В российских условиях следует ожидать длительного периода, на протяжении которого новые поколения предпринимателей методом проб и ошибок будут осваивать практическую философию предпринимательства. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся предпринимательской культуре и этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли. Главное, чего сегодня не хватает российским предпринимателям, это стабильности государственной экономической и социальной политики, наличия позитивного общественного мнения относительно предпринимательства и должного внимания государства к созданию условий для его становления и дальнейшего развития.

Философия российского предпринимательства сегодня — это пока философия выживания. Для того чтобы она стала философией высокой социальной ответственности перед обществом, предстоит предпринять немало усилий. Однако уже сегодня очевидно, что обеспечить выход из кризиса и экономический подъем смогут только отечественные предприниматели. Именно они смогут сделать главную работу по созданию в стране рыночной экономики и организации эффективного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благова З.И. Предпринимательство в российской экономике. СПб.: СПб Эф., 2011.

2. Иванов Ю.И., Русинов Ф.М. Рынок, предпринимательство, кадры: Учеб. пособие. М.: РАУ, 2009.

3. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.