К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В РОССИЙСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
М. А. КОЛОМЕЙЦЕВА
В современных условиях повышению материального и духовного потенциала общества способствует малое и среднее предпринимательство. Располагая совокупностью материальных благ отдельного государства, любое его общество формирует национальное богатство. В данной статье рассмотрены пути повышения эффективности использования элементов национального богатства в российском предпринимательстве.
Ключевые слова: российское предпринимательство, национальное богатство, воспроизводство, человеческий капитал.
Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Говоря о воспроизводстве национального богатства, следует обращать внимание на осуществление этого процесса разными субъектами: домашними хозяйствами, субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями крупного бизнеса. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное - чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. Не секрет, что в каждой стране свои обычаи ведения деловых отношений и свои, особые методы и приемы. Россия сегодня отличается от остального мира тем, что имеет свои ярко выраженные особенности, зачастую абсолютно непонятные зарубежным бизнесменам.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство - это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной
предпринимательской идее. Предпринимательство - это динамический процесс наращивания богатства.
В современных условиях люди, их труд и интеллект - это главная компонента экономического механизма воспроизводства национального богатства. Национальный интеллект в экономическом смысле материализуется в виде наукоемких отраслей экономики. Интеллект человека, всего населения, его образованность, воспитанность, нравственность - самый ценный, самый воспроизводимый ресурс страны.
По оценкам Всемирного банка, проведенного по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16 % национального богатства, природного капитала - 20 %, человеческого - 64 %. Для России эта пропорция иная - 14, 72 и 14 %, т. е. в стране роль природных богатств является доминирующей. Как видим, сложился сырьевой, неэффективный характер российской экономики, ее зависимость от невоспроизводимых ресурсов [6].
Следует отметить, что человеческий капитал, являясь интенсивным фактором развития, пронизывает всю экономику и общество, обеспечивая их функционирование и развитие или, напротив, угнетает при низком его качестве. Качество человеческого капитала формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), в предпринимательскую способность, в безопасность граждан и бизнеса, в обеспечение экономической свободы, а также в культуру, искусство.
Следовательно, человеческий капитал является важнейшей составной частью современного производственного процесса, которую необходимо рассматривать как один из эффективных факторов социально-экономического развития страны на основе его качественного и количественного роста во всех структурах общества, в том числе в субъектах предпринимательской деятельности.
С помощью количественных показателей можно определить место и роль российского предпринимательства в национальной экономике, которые имеют определяющее значение для экономики. Единой общепризнанной системы показателей, характеризующих состояние и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с точки зрения их вклада в национальное богатство страны, также как и методики комплексной оценки уровня его развития, в регионе до сих пор не существует. Подходы различных авторов к измерению уровня развития малого предпринимательства в стране и регионе основаны на применении стандартных статистических показателей, применяемых для оценки развития малого и среднего бизнеса в различных странах, и отличаются в основном лишь количеством используемых показателей или их комбинаций. На начальном этапе становления российского малого бизнеса в качестве универсального показателя его оценки в стране и регионе рассматривалась плотность сосредоточения субъектов малого предпринимательства на определенной территории, рассчитываемая как число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей. Принято считать, что этот показатель отражает степень саморегулирования рыночной экономики.
В последнее время в России много говорится о роли и значении малого и среднего бизнеса для успеха экономических реформ. Немало уже и сделано в этом направлении. И это не случайно. Именно малый бизнес вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Однако приходится констатировать, что в полемике о путях развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране, методах и формах его поддержки как-то незаслуженно меньшее внимание уделяется проблеме формирования и поддержки сектора наукоемкого (инновационного) предпринимательства, т. е. бизнеса и предпринимательства, основанного на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Следует отметить, что в рамках национального проекта «Образование» при содействии
и контроле Правительства РФ большое внимание стало уделяться вопросам коммерциализации вузовской науки. В частности, М. Фрадковым 14 июня 2006 г. было сделано заявление о начале активной работы по разработке механизмов превращения в рыночный продукт имеющегося в России научного потенциала. Речь пока идет об особом и еще мало развитом у нас бизнесе [3].
Для оценки уровня развития российского предпринимательства применяется комплекс показателей, предложенный А. З. Дадашевым и
Н. Г. Гловацкой. Они измеряли уровень развития малого бизнеса с помощью системы показателей, характеризующих, с одной стороны, производственную и коммерческую деятельность субъектов малого предпринимательства (7 показателей), а с другой - эффективность использования ресурсов (5 показателей) [2].
В российской экономической теории и практике за последние двадцать лет выработаны различные подходы к комплексной оценке уровня развития российского предпринимательства, базирующиеся на рейтинговой оценке, многомерном статистическом анализе или экономико-математическом моделировании. Все эти подходы основаны на применении стандартных статистических показателей и отличаются лишь их различной комбинацией, что предопределено крайне ограниченным набором показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, отслеживаемых и публикуемых Росстатом. Такая ситуация со статистикой малых предприятий обусловлена переходом в 1995 г. на выборочное обследование малых предприятий по 20-процентной расслоенной случайной выборке с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий и досчетом на вновь созданные малые предприятия [4].
Во втором квартале 2011 г. Росстат будет проводить сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие организуется в РФ впервые. Полномасштабное исследование уровня развития малого и среднего предпринимательства в России станет важным фактором в процессе разработки и реализации комплексных мер по развитию данного сектора. Поддержка предпринимательства - один из приоритетов государственной экономической политики в нашей стране. Новые тенденции и приоритеты развития малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе потребуют обновления инструментария его поддержки, переноса акцента с одних форм на другие, усиления целевого характера поддержки [1].
Существующие проблемы использования элементов национального богатства в российском малом бизнесе не уменьшают его стратегического значения в современных условиях, и это во многом связано с решением ряда задач, среди которых можно выделить:
- изменение качественной структуры ВВП в сторону увеличения удельного веса легкой и пищевой промышленности, сферы услуг, бытового обслуживания;
- увеличение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- внедрение новых информационных технологий;
- содействие субъектам малого и среднего бизнеса в размещении заказов на предприятиях с более совершенным технологическим оборудованием и в инженерно-техническом проектировании;
- повышение конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса;
- внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сфере малого и среднего бизнеса;
- повышение эффективности деятельности и улучшение качественного уровня малого предприятия;
- привлечение иностранных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса;
- осуществление мер поддержки малого инновационного бизнеса;
- организовать доступ малых предприятий к незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям крупных и средних предприятий;
- рост доходов населения;
- обеспечение крупного производства необходимыми комплектующими, материалами, научно-техническими разработками.
Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.», подготовленному Минэкономразвития РФ, ожидается, что к 2012 г. Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, - 10 %, что превысит существующий уровень в 4 раза [5].
Все вышеуказанное свидетельствует о важности создания благоприятных условий для реализации значительного потенциала малого бизнеса в приоритетных направлениях, в том числе и для увеличения его вклада в ВВП РФ. Это станет возможным благодаря участию государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика в области малого бизнеса должна иметь своей конечной целью повышение эффективности исполь-
зования элементов национального богатства в малом бизнесе.
К основным принципам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся: предпочтение косвенных форм поддержки; разработка мер, выравнивающих условия хозяйствования для различных групп предпринимателей; последовательная регионализация поддержки. Важным продолжает оставаться такое направление государственной поддержки малого бизнеса, как организация консультационных услуг и обучения основам предпринимательской деятельности [7].
Необходимо перенести акцент с формирования базисных условий для развития субъектов малого предпринимательства на конкретные направления и меры по повышению конкурентоспособности малых предприятий за счет роста производительности труда, технической обеспеченности предприятий, усиления взаимодействия с государством, финансовыми структурами, крупным бизнесом, формированию государственной системы обеспечения рисков кредитования малого бизнеса и т. п.
Таким образом, необходима разработка и реализация своеобразного организационно-экономического механизма малого и среднего предпринимательства - способа ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономико-организационных форм и методов его регулирования. Основные функции организационно-экономического механизма предпринимательства: реализация предпринимательского потенциала, заложенного в предпринимателях, малом и среднем бизнесе, обеспечение плодотворной конкуренции и эффективного взаимодействия и сотрудничества между ними; обеспечение сбалансированности и внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями производства на современной инновационной основе.
Литература
1. Бочарова О. Н. Основные проблемы и направления развития предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
2. Дадашев А. З. [и др.] Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 127-139.
3. Костылева С. Ю. К вопросу о создании наукоемкого бизнеса в регионах России // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». 2006. № 6. С. 122-138.
4. Пахомов М. А., Кинжалов А. А. О выборе эффективных направлений вложения государственных инвестиций в реальный сектор экономики // Национальная экономика России: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. каф. национальной экономики и статистики. Тамбов, 2006. Вып. 2.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. иЯЬ: http://www. economy.gov.ru.
6. Степичева О. А. Не темни // Российское предпринимательство. 2007. № 6.
7. Степичева О. А., Юрьев В. М. Влияние теневой экономической деятельности на развитие страны // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 10 (54).
* * *
TO THE QUESTION ON EFFICIENCY OF USE OF ELEMENTS OF NATIONAL WEALTH IN THE RUSSIAN BUSINESS
M. A. Kolomeytseva
In modem conditions increase of material and spiritual potential of a society is promoted by small and average business. Having set of material benefits of the separate state, its any society forms national wealth. In given article ways of increase of efficiency of use of elements of national wealth to the Russian business are considered.
Key words: the Russian business, national wealth, reproduction, human capital.