О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
О. М. ТАРАСОВА, научный сотрудник E-mail: Toksanal 9@mail.ru Институт региональной экономики Севера
Анализируется становление и развитие предпринимательства в России как закономерного и объективного процесса реализации экономических реформ и формирования в перспективе рыночной экономики. В статье подчеркивается, что пока в России еще не оформился по-настоящему слой «стратегических собственников», являющихся основой цивилизованного предпринимательства, а также не сформировалась необходимая предпринимательская среда вследствие нестабильной экономической ситуации и законодательства рыночного типа.
Ключевые слова: малый бизнес и предпринимательство, монополизм, конкурентоспособность, экономическая свобода, «стратегический собственник», социально-экономическое развитие, цивилизованное общество.
Становление и развитие в России предпринимательства является закономерным и объективным процессом реализации экономических реформ и формирования в перспективе рыночной экономики. Как известно, в хозяйственно-экономической жизни развитых стран предпринимательские организации занимают ведущее положение, что вполне объяснимо, так как процесс формирования рынка и развития предпринимательства длился столетиями. Этот процесс начал осуществляться и в России, но с большими трудностями из-за особенностей экономики, ее монополизма и медленного развития конкуренции, а также методов и форм приватизации государственной и муниципальной собственности, в результате которой не оформился по-настоящему слой «стратегическихсобственников», являющихся основой цивилизованного предпринимательства.
В России не сформировалась необходимая предпринимательская среда вследствие нестабильной политической и экономической ситуации, а также существующее общественное мнение в стране полностью пока еще не стало союзником отечественного предпринимательства. Если во многих западных странах предпринимательская
деятельность бурно развивается в различных организационно-правовых формах, а предприниматели являются «золотым фондом» нации, то в России предпринимателям приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, преодолевать сопротивление окружающей среды, часто надеяться только на свои силы и возможности.
Как показывает практика, большие сложности предприниматели встречают не при регистрации, а во время работы. Не секрет, что к предпринимателям приходят из самых разных инстанций: милиция, налоговая инспекция, пожарная служба, госторгинспекция и т. д., что создает условия для их коррумпированности. Только сейчас Правительство Российской Федерации пытается наладить механизм детального мониторинга ситуации в регионах для устранения административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства.
По мнению автора, в стране имеет место нерациональное распределение контрольных полномочий, их дублирование и избыточность, недостаточное финансирование из бюджета государственных функций и связанное с этим широкое распространение платных услуг, т. е легализованных взяток, которые оказывают органы госконтроля. Но при этом нельзя считать, что действительно есть жесткий контроль за качеством товаров и услуг. Создается впечатление, что деятельность органов сводится к выполнению планов по сбору штрафов.
Речь надо вести не столько об экономическом эффекте малого бизнеса, сколько о его роли в снижении уровня безработицы среди населения. Почему люди не хотят заниматься малым предпринимательством, а пытаются пополнить ряды госчиновников, чрезмерно перегружая бюджет? Многие идут в госсектор, потому что не могут заняться собственным делом. Малый бизнес сталкивается с массой барьеров. Очевидно, что среди многочисленных факторов, обеспечивающих подъем и
процветание России, важная роль принадлежит развитию малого предпринимательства. Вопрос об его перспективах и условиях, обеспечивающих его развитие, периодически возникает. Проводятся встречи и конференции, публикуются сотни различных статей и очерков. Предложения по стимулированию малого предпринимательства и его государственной поддержке регулярно поступают в Государственную Думу РФ. Так, летом 2007 г. с большим трудом был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса». Правда, чтобы закон работал, региональные и муниципальные власти должны принять собственные нормативные акты и изыскать средства. Однако, как всегда бывает, дело не сдвинется с мертвой точки, если, как пишет академик РАН Л. Абалкин, мы будем мыслить, как начинающий шахматист, привыкший считать всего один ход — «я пойду туда, а противник ответит так». Это приводит к потере логики научного мышления, стратегического подхода, умения считать многоходовые комбинации, видеть долгосрочные экономические и социально-политические пос-ледствияпринимаемыхрешений [1].
Перспективы развития малого предпринимательства — это далеко не частный вопрос. Его решение является одним из судьбоносных для России, поскольку от него зависят ход и итоги экономических реформ, обеспечение социальной стабильности в стране.
При всей специфике России и особенностях ее цивилизованного устройства она не может жить и развиваться вне глобальных общемировых тенденций. Для выражения этих тенденций существуют достаточно надежные показатели. К их числу относится количество малых и средних предприятий на тысячу жителей страны. В Европе данный показатель колеблется: во Франции — от 35, в Италии — до 68. В Японии число малых и средних предприятий на тысячу жителей составляет 50, в США — около 75. На этих предприятиях работают во Франции 54%, а в Италии — 73 экономически активного населения, в Японии 78 и в США — 54 % от общего числа занятых в экономике. На долю малого бизнеса в этих странах приходится порядка 60—70 % валового национального продукта. В этой же сфере осваивается более 50 % «ноу-хау» [2].
В США с 1990-хгг. произошел известный бум малого предпринимательства, было представлено более 20 млн фирм, которые обеспечивали до 76 % валового национального продукта.
К началу XXI в. в 12 странах ЕЭС насчитывалось около 16 млн предприятий, на которых было
занято 100 млн чел., или 68 % активного населения Сообщества [3].
Япония считается лидером среди стран с развитой рыночной экономикой по доле малых и мельчайших предприятий. Здесь в промышленности действует 63 % всех частных некорпоративных предприятий, в которых заняты в среднем по 3 чел., 12 млн чел. трудятся в одиночку, без наемного труда, 6 млн — на предприятиях по 4 чел., в целом 80 % работают в некорпоративных предприятиях с числом занятых менее 10 чел. [4].
И не случайно создание и освоение около половины нововведений экономической направленности в мире, в том числе относящихся к сфере научно-технического прогресса, обеспечивается малыми и средними фирмами. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в17 раз больше, чем крупные.
Мелкие предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно должна получить государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, преумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
С другой стороны, работники малых и средних предприятий дают большинство избирателей и в их поддержке заинтересованы все партии — левые, правые, центристские. Поэтому изменение состава законодательных, а вместе с ним и исполнительных органов власти не меняет принципиально социально-экономической стратегии, обеспечивает обществу стабильность.
В современной России число малых предприятий на порядок ниже — всего 6 на одну тысячу жителей. В них занято 6 862,8 тыс. работающих в стране, а их доля в производстве ВВП составляет около 10%, в Республике Саха (Якутия) — всего 5,7%.
Ситуация с развитием малого предпринимательства выглядит весьма тревожно. В ряде ключевых сфер экономики их численность сокращается.
Подобный результат отнюдь не случаен. Он является закономерным следствием современной социально-экономической политики, ориентированной не на массовое общественное движение, а на одностороннюю поддержку крупнейших корпораций и естественных монополий. В основе просчетов этой политики лежит игнорирование мирового опыта, о чем говорилось выше, и рекомендаций науки.
С началом российского этапа реформ, после первоначального всплеска малого предпринимательства, регулирование деятельности малых предприятий было утрачено. Устойчивое воздействие на этот процесс было заменено созданием соответствующих органов, постоянной сменой ответственных лиц. Начался спад малого предпринимательства, который был и потенциально остается одним из важнейших локомотивов экономического роста.
Вместе с ударом по малому предпринимательству был нанесен и серьезный урон перспективам развития среднего класса или, точнее, — среднего слоя. Только этот слой, занимающий преобладающее место в обществе, выступает гарантом стабильности общества и условием успеха проводимых рыночных реформ. При его малочисленности реформы остаются обратимыми. А это и означает нестабильность социально-политической ситуации в России.
По мнению известного американского ученого Йозефа Шумпетера, предпринимательство как экономическое явление возникает при наличии в стране двух взаимосвязанных обстоятельств: организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы [5].
Экономическая свобода вытекает из уровня политических свобод, демократического развития общества, формирования правового государства, гарантирующего всем гражданам защиту их личных свобод и прав. Поэтому наличие экономической свободы проистекает из наличия осознанной и защищенной законом свободы индивидуумов как дееспособных граждан страны.
В Основном законе страны — Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это положение Основного закона получило развитие в соответствующих Федеральных законах,
например от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», в Гражданском кодексе РФ и в других нормативных актах, полная реализация которых явится важным условием обеспечения экономической свободы и развития предпринимательства в стране.
Будет уместным привести выдержки из книги выдающегося реформатора экономики ФРГ Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех»: «... государство, и в частности министр хозяйства, в настоящее время не обращается больше к отдельным лицам, не приказывает отдельным предпринимателям. Оно освободило от резолюций, разрешений, концессий и лицензий. Государство исходит при этом из принципа: предприниматель, так же, как и рабочий, как любой другой гражданин в государстве, должен быть свободен в области своей деятельности» [6]. К сожалению, в российской экономике предпринимательская деятельность жестко регулируется, причем правила меняются очень часто.
Граждане, которые имеют желание заниматься бизнесом, должны помнить, что самой существенной чертой предпринимательства является его рисковый характер, что подчеркнуто при определении сущности предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе РФ, в котором говорится, что эта деятельность осуществляется лицами на свой риск, т. е они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности.
Конечно, всегда присутствует риск сбоя. Однако даже при умеренном уровне успеха прибыль бывает более чем достаточной для того, чтобы компенсировать любую степень риска. Таким образом, предпринимательство связано с меньшим риском, чем оптимизация. Предпринимательство может оказаться рискованным, потому что многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью.
Многие неудачи, по нашему мнению, есть результаты ошибок, недомыслия, бездумного следования превалирующим тенденциям, некомпетентности разработок, неверного исполнения и многих других подобных причин. Финансовый и экономический риск, связанный с открытием собственного дела, очень и очень велик. Хотя риск велик, это не отпугивает тех индивидуумов, которые решили стать хозяевами собственного дела, стать экономически самостоятельными, получать материальное и моральное удовлетворение от использования своих
возможностей и способностей. Это главный мотив развития цивилизованного предпринимательства.
Словом, нужно видеть саму проблему и не полагаться на типично российское «авось, все устроится само». Социальная структура общества должна быть открытой и мобильной, а экономические условия — позволять каждому — при наличии желания и организационных способностей — приложить свои силы в любой сфере деятельности, в том числе в предпринимательстве. Людей, которые действительно захотят посвятить себя этому отнюдь не легкому занятию, будет, как показывает отечественный и мировой опыт, относительно немного. Но принципиально важна (для стабильности общества) именно возможность, открытость, доступность такого рода деятельности.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что совершенно ясно, во всяком случае, одно: у предпринимательства впереди блестящее будущее. Мы живем в эру предпринимательства, проводниками которого служат учебные заведения, государственные учреждения и общество в целом. Никогда ранее предпринимательству не отводилась такая важная роль в учебном и научном процессе.
Поэтому не случайно любое государство гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Предпринимательство как одна из конкретных
форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению государства, сохранению его национального духа и национальной гордости.
Список литературы
1. АбалкинЛ.И.«Россия: Поиск самоопределения: очерки». М.: Наука, 2002. 53 с.
2. Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и управление в зарубежных странах. 2002. № 9. С. 38-44.
3. Конституция РФ. М.: Ось-89, 2002. 48 с.
4. Леонтьева Е. Л. Японские корпорации и корпоративные группы. Эволюция институтов. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
5. Малое предпринимательство в России — 2008 г. URL: http: www.gks.ru.
6. Шумпетер Йозеф Алоис (1883—1950 гг. ) «Капитализм, социализм и демократия». Изд-во «Урал LTD», 1999. 154 с.
7. ЭрхардЛюдвиг (1897—1977 тт. ) Благосостояние для всех. 1957. М.: Наука, ТОО «Ордынка», 1996.