Научная статья на тему 'Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России'

Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1723
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Е.В.

В статье рассматриваются проблемы создания институциональной среды, благоприятной для развития малого бизнеса в России. Показывается, что дальнейшее развитие рыночных отношений в России тесно связано с повышением эффективности деятельности малого предпринимательства. Делается вывод о том, что экономическую политику государства в области развития малого предпринимательства следует сконцентрировать на обеспечение комплекса мер организационного, правового, социально-психологического и экономического характера, содействующих адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям институциональной среды их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России»

Экономика и управление

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ*

Е. В. романенко,

кандидат экономических наук, доцент Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

В современных условиях особую значимость приобретают проблемы динамичного социально-экономического роста России с использованием всех имеющихся резервов. Решение данных проблем в нашей стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности малых форм хозяйствования. Процесс реформирования экономики России вызвал значительные изменения с введением в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования. В текущем десятилетии восстановительный рост привел к улучшению условий жизни населения страны. Вместе с тем действующие институциональные структуры не исполняют в должной мере свои функции по стимулированию развития и реализации стратегических конкурентных преимуществ российской экономики, что, в конечном счете, приводит к структурной разбалан-сированности экономики страны.

В этих условиях важную роль играет активизация процесса развития малого бизнеса как важного инструмента изменения отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Анализ хозяйственной ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффектив-

* Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-67208 а/Т)

ность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния. Так, в период с 2 000 по 2006 г. количество малых предприятий увеличилось с 879,3 до 1 032,8 тысяч, а доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике страны — с 11,6 до 12,4 %. В 2006 г. оборот малых предприятий составил 12 099,2 млрд. рублей (табл. 1).

В современных условиях развитие малого бизнеса способно стать ключевым фактором формирования рыночной структуры экономики и конкурентной среды, роста производства товаров и услуг, сокращения числа безработных, решения важных социальных проблем. Малый бизнес является одной из основополагающих перспектив развития страны, активным источником создания среднего класса — основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Вместе с тем в настоящее время малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, среди которых можно выделить несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.

Недооценка фундаментальной роли малого предпринимательства, игнорирование его значительного социально-экономического потенциала в современных условиях приобретают характер крупномасштабного стратегического просчета. Сложность и многогранность процессов институ-

Таблица 1

Динамика ВВП, числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях России (конец периода) [1, с. 356 - 359; 2, с. 339 - 349; 3, с. 315, 347- 357]

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 7305,6 8943,6 10830,5 13243,2 17048,1 21620,1 26781,1

Объем произведенной продукции малыми предприятиями, млрд руб. 613,7 852,7 1160,8 1686,0 2229,6 9612,6* 12099,2*

Доля произведенной продукции малых предприятий в общем объеме ВВП страны, % 8,4 9,5 10,7 12,7 13,0 44,5** 45,2**

Количество предприятий в России, тыс. шт., 3346,5 3593,8 3845,3 4149,8 4417,1 4767,3 4506,6

в том числе малых предприятий, тыс. шт. 879,3 843 882,3 893,0 963,1 979,3 1032,8

Доля малых предприятий в общей численности

предприятий страны, % 26,3 23,5 22,9 21,5 21,8 20,5 22,9

Число занятых в экономике России, млн чел., 64,4 64,7 66,3 67,2 67,1 68,6 69,2

в том числе численность на малых

предприятиях, млн чел. 7,5 7,6 8,0 7,5 7,8 8,1 8,6

Доля занятых на малых предприятиях в общей

численности занятых в экономике, % 11,6 11,7 12,1 11,2 11,6 11,8 12,4

* — оборот малых предприятий

** — отношение оборота малых предприятий к ВВП страны, %

циональных преобразований обусловливают особую значимость решения вопросов, связанных со структурной организацией формирующейся системы малого предпринимательства и исследованием принципиальных зависимостей между отдельными элементами этой системы и институциональными факторами, имеющими самые разнообразные проявления в воспроизводственном процессе.

Активизация процессов развития малого предпринимательства в России сопряжена с необходимостью скорейшего системного решения проблем, прежде всего, институционального характера. Для этого поддержка малого предпринимательства должна стать реально одним из приоритетов социально-экономической политики государства, подразумевающей ликвидацию или качественное преобразование деструктивных институциональных ниш и укрепление наиболее эффективных институтов [4]. В экономически развитых странах малое предпринимательство представляет собой большой слой собственников, которые в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость и инновационный характер развития экономики. Малое предпринимательство является наиболее гибкой формой деловой жизни. В этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для повышения конкурентоспособности товаров.

В то же время, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия и объективных возможностей предпринимателей путем активного использования соответствующих регуляторов. Кроме того, возникает потребность в защите малого предпринимательства на внутреннем рынке путем проведения адекватной государственной экономической политики и формирования необходимых правил поведения субъектов предпринимательской деятельности. Государство как макроинституциональный организатор призвано выполнять системоорганизующую роль, формируя институциональные условия деятельности субъектов малого предпринимательства.

Зарубежная практика свидетельствует, что сегодня нет ни одной высокоразвитой страны, где государство не осуществляло бы в той или иной мере регулирование ключевых социально-экономических процессов, одним из которых является развитие малых форм хозяйствования. Государственное регулирование в сфере малого предпринимательства является необходимым атрибутом экономической политики в странах с рыночной системой хозяйствования, в основе которого лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления.

Для перехода малого бизнеса на траекторию, адекватную потребностям формирования инновационного типа российской экономики и повыше-

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика

29

ния ее конкурентоспособности, важно принимать во внимание, что изменение динамических и структурных параметров его развития происходит под значительным влиянием противоречивого взаимодействия разнообразных и многочисленных факторов внешней среды. Анализ факторов внешней среды развития малого предпринимательства позволяет агрегировать их по группам (социальная, политическая, научно-техническая, экономическая, правовая, природно-климатическая, организационная и институциональная среда), каждая из которых имеет определенные составляющие. Социальная среда включает в себя нравственные и религиозные нормы (к которым относятся мировоззрение, мораль, религиозные взгляды и убеждения), культурные традиции и ценности (национальная культура и искусство, обычаи, отношение к историческому наследию), образ жизни (жизненные цели и ценности, поведение, взаимоотношения, потребительские приоритеты). Политическая среда характеризуется стабильностью проводимой в стране политики.

Политическая нестабильность вызывает повышенную неуверенность предпринимателей не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дел. Научно-техническая среда имеет большое значение для повышения конкурентоспособности товаров (работ, услуг). Предпринимательские структуры вынуждены заниматься развитием научно-технического прогресса в целях быстрого обновления номенклатуры товаров за счет создания принципиально новых, а также ускоренного обновления и совершенствования выпускаемых моделей. Правовая среда определяет нормативно-правовую базу функционирования предпринимательской системы, инструменты которой упорядочивают деятельность предпринимательских структур (федеральные законы, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, положения исполнительных органов всех уровней власти).

Экономическая среда обусловливается состоянием микроэкономических и макроэкономических факторов, последние, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся: уровень инфляции, уровень безработицы, общее состояние экономики страны, условия кредитования, система налогообложения, уровень конкуренции, система приоритетов потребительской продукции, к внешним — валютные курсы, конъюнктура на мировых рынках, условия ввоза-вывоза

товара и капитала, международные события, степень интеграции экономики в мировую систему.

Природно-климатическая среда объективно воздействует на предпринимательскую систему, часто негативно влияя на предпринимательскую деятельность: стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, засухи, магнитные бури). Большое значение для развития малого предпринимательства имеет, вместе с тем, обеспеченность и доступность природных ресурсов (минерально-сырьевые, топливно-энергетические, земельные). Организационная среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса, что предполагает функционирование банков, юридических, бухгалтерских и аудиторских фирм, рекламных агентств, транспортных и страховых компаний [5, с. 40—42].

Сложное положение малого предпринимательства в нашей стране обусловлено прежде всего неудовлетворительным состоянием институциональной среды его функционирования. Система государственной поддержки малого бизнеса не позволяет адекватно противодействовать негативным факторам институциональной среды, оказывающим дестабилизирующее влияние на развитие малого предпринимательства.

К важнейшим изъянам этой системы можно отнести:

• несовершенство налогообложения;

• нестабильность нормативно-правовой базы;

• административные барьеры;

• отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

• несогласованность действий федеральных, региональных и муниципальных звеньев в системе поддержки малого предпринимательства;

• неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предпринимательской деятельности;

• отсутствие механизмов самофинансирования; недостаточность объемов финансирования федеральной, региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

• отсутствие системы информационного обеспечения малого бизнеса.

В настоящее время негативное влияние на формирование системы государственного регулирования деятельности малого предпринимательства России оказывает ряд факторов, к которым следует отнести:

1) изменчивость законодательной базы;

2) попытки механического копирования сложившихся за рубежом форм экономической деятельности без учета национальных особенностей страны и условий трансформационного периода;

3) трудности в изменении психологических установок руководителей и работников предприятий при переходе к новой модели отношений собственности и организационно-правовой структуры;

4) воздействие ресурсно-сырьевой ориентации трансформируемой экономики;

5) неустойчивость экономического положения малых хозяйствующих субъектов;

6) высокая тяга к спекулятивным действиям, хищническому предпринимательству;

7) высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики;

8) прямое или косвенное воздействие на деятельность многих организаций криминальных структур и организованной преступности;

9) неразвитость цивилизованной этики и культуры предпринимательства в целом.

Коренные изменения в структуре форм собственности и форм хозяйствования в России произошли в первой половине 1990-х гг. Их середина и текущее десятилетие характеризуются плавным увеличением доли экономических субъектов частной формы собственности и сокращением доли государственной и муниципальной собственности (табл. 2).

В результате воздействия всей совокупности факторов на экономику наибольшее распространение в России получили организационно-правовые формы, минимизирующие риск убытков обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ закрытого и открытого типов. Распространение в отечественной системе хозяйствования форм предпринимательства с ограниченной ответственностью в целом соответствует мировым тенденциям. Такой способ рассредоточения предпринимательского риска стал основой бизнеса в XX в. во всем мире.

В российских условиях, когда минимальный размер уставного капитала, гарантирующий интересы кредиторов, в обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах закрытого типа составляет незначительную сумму, говорить о распределении предпринимательского риска учредителями фирмы и ее кредиторами (поставщиками, банками) не приходится. Учреждение таких предпринимательских структур часто становится доступной формой мошенничества. Организации с ограниченной ответственностью занимают ведущие позиции в организационно-правовой структуре российской экономики и в настоящее время. Такая форма экономической деятельности удовлетворяет большинство из руководителей вновь созданных и приватизированных предприятий.

Сформировавшиеся подходы в сфере государственного регулирования малого предпринимательства в нашей стране не способствовали появлению широкого спектра институциональных форм хозяйственной деятельности, работающих в условиях неограниченной ответственности, тогда как в развитых странах с рыночной экономикой они занимают около 80 % от общего числа предприятий.

«Исторический парадокс современной России состоит в том, что она с самого начала реформ отвергла те формы имущественной ответственности, которые лежали в основе эволюции рыночного хозяйства» [6, с. 71]. Сложившаяся ситуация имеет экономические, социальные и психологические корни. В практике многих стран с рыночной экономикой организации с ограниченной ответственностью имеют специальное налогообложение и обязаны унифицировать и публиковать свою отчетность. В нашей стране налоговое и гражданское законодательство не имеет таких различий, поэтому риск, связанный со статусом неограниченной ответственности, не оправдывает себя.

Практическое отсутствие предприятий с неограниченной ответственностью в России являет-

Таблица 2

Распределение хозяйствующих субъектов по формам собственности (конец периода) [3, с. 349], %

Форма собственности Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Частная 75,0 75,8 76,9 78,0 79,2 80,5 80,7

Государственная 4,5 4,3 4,1 3,9 3,6 3,4 3,3

Муниципальная 6,5 6,4 6,2 5,9 5,6 5,3 5,9

Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 6,7 6,6 6,4 6,1 5,7 5,3 5,3

Прочие формы собственности 7,3 6,9 6,4 6,1 5,9 5,5 4,8

ся одной из причин нестабильности экономики, неразвитости финансовой и страховой систем, неплатежей, инвестиционной непривлекательности отечественного бизнеса. В связи с этим для совершенствования организационно-правовой структуры экономики целесообразно дифференцировать систему налогообложения организаций с ограниченной и неограниченной ответственностью, а также законодательно обязать организации с ограниченной ответственностью предоставлять свою бухгалтерскую отчетность заинтересованным лицам.

Реализация прав собственности в сфере малого бизнеса имеет свои особенности. Использование объектов собственности показывает возможности субъектов хозяйствования в эффективной реализации отношений владения и распоряжения. Основные направления развития форм реализации собственности в сфере малого бизнеса должны осуществляться в рамках процесса ее воспроизводства. Эффективность реализации собственности в сфере малого бизнеса зависит не только от экономических условий, но и от ряда факторов неэкономического характера, существенно влияющих на процесс реализации собственности и воспроизводственный процесс в целом.

Формирование благоприятной институциональной среды, возникновение новых, эффективных институтов должны способствовать реализации собственности на качественно новом уровне, обеспечивающем развитие инновационных технологий, высокий уровень организации производства, повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг). Сложная взаимосвязь благоприятной институциональной среды с процессами воспроизводства и реализации собственности приводит к тому, что появление новых институтов может способствовать формированию как новых форм направлений реализации собственности, так и являться следствием развития и совершенствования отношений собственности.

Институциональная среда малого предпринимательства — это сложная многомерная полифункциональная система, выступающая в виде структурно-пространственного окружения. Субъекты предпринимательства представляют собой открытую систему, внутренняя среда которой может видоизменяться под воздействием институциональной среды, представляющей собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на предпринимательскую деятельность, к этой группе факторов относятся: изменение за-

конодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; конкуренция предпринимателей; взаимоотношения с хозяйствующими партнерами; налоговая система; коррупция; рэкет.

Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого немедленного влияния на предпринимательскую деятельность, но способствуют ее изменению: политическая обстановка, международные события, изменение мировой конъюнктуры, экономическая нестабильность в стране, психологическое восприятие действительности, социокультурные факторы, научно-технические достижения, экономическое положение отрасли деятельности, стихийные бедствия.

Современное развитие национального хозяйства, взаимозависимость и взаимообусловленность его структурных составляющих придают институциональной среде многомерный характер, элементы которой оказывают нередко разнонаправленное воздействие на хозяйствующие субъекты.

При анализе институциональной среды важно исходить из того, что реальность находится в непрерывной динамике. Изменения в социально-экономических процессах порождают противоречивые явления, взаимодействия которых по мере развития производительных сил усложняются, распространяя свое влияние на все новые сферы деятельности, а функционирование структурных составляющих хозяйственной системы переходит от плоского двухмерного действия к трехмерному взаимодействию.

Органам государственного управления необходимо активно поддерживать развитие малого предпринимательства в реальном секторе экономики, а также в отраслях, где имеется большой инновационный потенциал, именно здесь может быть создана база интенсивного развития экономики всей страны. В свою очередь, в сознание российского предпринимателя должно входить представление о национальных интересах, в противоположность узкочастным интересам, что позволит ускорить темпы формирования институциональной среды для развития малого предпринимательства в целом и повысит конкурентоспособность российских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Анализ проблем в сфере малого предпринимательства указывает на зависимость форм и направлений реализации собственности от степени зрелости институциональной среды. В свою очередь, данная взаимосвязь предполагает появление новых эффективных институтов как

следствие развития отношений собственности. Воспроизводство собственности субъектов малого предпринимательства аккумулирует важнейшие изменения в производительных силах общества, охватывает самые существенные экономические связи между людьми, предопределяет формирование и укрепление рыночных отношений. Выполняя системорегулирующую роль в формировании институциональной среды развития малого бизнеса, государство должно способствовать ускоренному развитию наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, обеспечивать комплекс мер организационного, правового, социально-психологического и экономического характера, содействующих адаптации субъектов малого предпринимательства к меняющимся условиям институциональной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник: 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005. - 819 с.

2. Российский статистический ежегодник: 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. - 806 с.

3. Российский статистический ежегодник: 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. - 826 с.

4. Хамидуллин Ф. Ф. Институциональные факторы становления и развития малого бизнеса. — М.: Креативная экономика. 2007. — 284 с.

5. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: Монография / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. — 166 с.

6. Гаранькина Л. Системные поддержки малого предпринимательства столичная модель // Российский экономический журнал. 1996. № 8. С. 71—77.

13-14 ноября 2008 г. IX Международный ноябрьский семинар Клуба банковских аналитиков «Эффективное стратегическое управление банком: опыт, решения, перспективы»

в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Это традиционное годовое собрание профессионального сообщества банкиров России и стран СНГ, представителей международных финансовых структур, аудиторских и консалтинговых фирм, сотрудничающих с кредитными организациями, разработчиков специализированных программных решений для банковского бизнеса.

С докладами на семинаре выступят ведущие сотрудники Банка России и Ассоциации российских банков, представители топ-менеджмента крупных российских банков и банков СНГ, специалисты ИТ-компаний, создающих решения для поддержки технологий управления эффективностью банковского бизнеса на стратегическом и оперативном уровне.

В рамках работы семинара — проведение мастер-класса «Разработка модели стратегического управления».

Семинар Клуба банковских аналитиков в первую очередь предназначен для руководящего звена и линейных менеджеров российских банков и кредитных организаций стран СНГ, директоров и ведущих специалистов банковских департаментов по управлению рисками, директоров и ведущих специалистов казначейства, руководителей департаментов финансовой и управленческой отчетности, кредитования, скоринга, анализа и контроля кредитных процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИр://\л/\лм.Ьапкс1иЬ.ги

Е-таН: mmb@etrust.ru

Тел.: (495) 745-5979 доб.183,475,324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.