Научная статья на тему 'Феномен предпринимательства в современной России'

Феномен предпринимательства в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2651
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ / PHILOSOPHY / ENTREPRENEURSHIP / RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ручка Александр Сергеевич

Статья посвящена философии отечественного предпринимательства. Рассмотрено развитие учения о российском предпринимательстве и приводится ряд актуальных философских проблем, так как российский бизнес находится сегодня в непростой ситуации. В России пока не сформировалось позитивного восприятия предпринимателя как полезной общественной и государственной фигуры, которая производит новый продукт, создает рабочие места и платит налоги.The author examines philosophy of the Russian entrepreneurship, including the positive perception of business, the philosophical aspects of the concept Entrepreneur as a public and state figure, which produces new goods, creates jobs, and pays taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен предпринимательства в современной России»

ЭКОНОМИКА

УДК 165

ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Александр Сергеевич Ручка, аспирант, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines philosophy of the Russian entrepreneurship, including the positive perception of business, the philosophical aspects of the concept Entrepreneur as a public and state figure, which produces new goods, creates jobs, and pays taxes.

Статья посвящена философии отечественного предпринимательства. Рассмотрено развитие учения о российском предпринимательстве и приводится ряд актуальных философских проблем, так как российский бизнес находится сегодня в непростой ситуации. В России пока не сформировалось позитивного восприятия предпринимателя как полезной общественной и государственной фигуры, которая производит новый продукт, создает рабочие места и платит налоги.

Key Words:philosophy, entrepreneurship, Russian entrepreneurship

Ключевые слова: философия, предпринимательство, отечественный

В современном мире предпринимательство стало глобальным феноменом, охватывающим самые разные сферы. Предпринимательство является фактором научно-технического прогресса, эта деятельность очень чувствительна ко всем изменениям в социальной и общественной сфере. Предпринимательство позволяет сделать свой выбор в мире неограниченных возможностей.

В последнее десятилетие ХХ века представители различных наук (психологи, социологи, экономисты, философы и др.) уделяли серьезное внимание феномену предпринимательства, его сущности и роли в экономике государства. Предприниматели, достигшие больших успехов в бизнесе, становились объектами различных исследований, разрабатывались рекомендации, обобщался опыт. Интерес к предпринимательству возрастал во многих странах, по указанной проблематике стали проводиться национальные и международные конференции. В большинстве западных стран предпринимательство стало развиваться быстрыми темпами после того, как государство принимало активное участие в поддержке малого и крупного предпринимательства [7. С. 20].

В развитых странах особое внимание ученых и представителей власти традиционно уделяется актуальным проблемам предпринимательства.

В начале ХХ века и в России предпринимательство уже было распространенным явлением, но, к сожалению, после завершения революции был взят курс на полную ликвидацию рыночных экономических связей. Все крупные предприятия были национализированы, а имущество всех частных предпринимателей было конфисковано.

Многие десятилетия предпринимательская деятельность и ее изучение в России были под запретом (появлялись лишь отдельные работы, посвященные бизнесу и предпринимательству). Более 70 лет, на протяжении нескольких поколений, репрессивная идеология советского государства была направлена против предпринимательства. Всякие попытки заработка сверх положенной установленной нормы жестко пресекались.

В результате названных политических действий советского руководства новому социальному обществу внушили презрение и неприязнь ко всякому роду бизнеса. Все эти меры уничтожили в менталитете советского

человека все полезные качества предпринимательской деятельности. Однако в 1930-е годы были изданы труды известного американского предпринимателя Г. Форда, а в 1953 году была опубликована интересная работа К. Рендола «Кредо свободного предпринимательства». В большом количестве различные труды зарубежных ученых, посвященных проблематике предпринимательства, стали появляться в СССР лишь в 1970-е годы, а в последние 15 лет труды ученых издаются в России особенно активно.

Предпринимательство стало массовым явлением, оно играет важную роль в развитии экономики любого государства, а также оказывает непосредственное влияние на социальную структуру общества. На развитие малого и среднего предпринимательства влияет целый ряд различных условий: социальных, политических, экономических и т.д.

Стратегией развития предприятия, стратегическим планированием и управлением общество начало заниматься совсем недавно — в 60-70-е годы прошлого столетия. В XX веке бизнес усложнился до такой степени, что отсутствие у компании или отдельного предпринимателя собственной философии бизнеса стало реальной предпосылкой к прекращению его предпринимательской деятельности.

Примета времени — глобализация экономики. Когда обсуждается эта проблема, речь идет, в том числе, и о философии бизнеса как своде правил, которых должны придерживаться все предприниматели, имеющие собственное дело. Бизнес — это не какое-то узкое поле деятельности, ограниченное рамками взаимоотношений нескольких экономических субъектов. Бизнес — это целый спектр связей, взаимоотношений, существующих в обществе.

Философия бизнеса как дисциплина возникла не случайно. В принципе, можно, не углубляясь в философские контексты, просто получать прибыль, невзирая на интересы общества, его ценности. Однако практика показывает, что такой бизнес обречен на провал. Не учитывая внешнюю среду, традиции общества, можно прийти только к отрицательному результату.

Когда мы говорим о проблемах российской экономики, то самым острым моментом дискуссий становится вопрос: какой философией руководствуются наши предприниматели? Слово «бизнес» в лексиконе россиян появи-

лось совсем недавно — примерно 10 лет назад. Отношение к нему неоднозначное, иногда — резко отрицательное: оппоненты полагают, что раньше люди тоже занимались делом, которое «вдруг» стало называться «бизнесом» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Дело в том, что во времена государственной экономики не занимались бизнесом в полном понимании этого вида деятельности. Имел место процесс производства, выполнения функций, которые вменяло в обязанность государство. Предприятия не продавали продукцию на рынке и не работали в условиях конкуренции, соперничества. Ни самостоятельности, ни ответственности перед потребителями с точки зрения эффективного функционирования ни у кого не было. Правила диктовало государство. Бизнес же начинается тогда, когда появляются рыночные условия, ответственность перед покупателем. Сегодня идет речь о созидающей философии бизнеса, это означает кардинальную смену ситуации для любого руководителя предприятия, любого бизнесмена.

В начале 90-х годов в нашей стране стала возрождаться предпринимательская деятельность, в России произошел переход к рыночной экономике, проходил он в самых тяжелых условиях с отсутствием всякого практического опыта. Были приняты законы о предпринимателях и предпринимательской деятельности, сыгравшие не только положительную, но и отрицательную роль. В соответствии с ними предоставлялась большая самостоятельность менеджерам предприятий, это было необходимым шагом. Однако на руководителей не возлагалась никакая ответственность за бизнес, предприятия и коллективы. Эта ответственность должна была создаваться Законом о банкротстве, Гражданским, Уголовным кодексами, то есть документами, которые принимались в России уже после 1995 года. Отсутствие этих и других факторов порождало в бизнесе стиль безответственного управления перед законом и обществом. Именно в тот период, когда предприятия разрушались, благосостояние многих первых менеджеров предприятий стремительно росло.

Появление и развитие предпринимательства как нового социального явления требовало от его участников нового подхода, освоения новых профессий и получения новых знаний. Работа в условиях рынка требовала от пред-

ставителей бизнеса высокой компетенции. Наступила эпоха реформирования, которая еще дает о себе знать, резкое падение доходов населения, социальное расслоение, сокращение финансирования многих социальных и культурных сфер.

Финансовый кризис 1998 года нанес значительный ущерб развитию предпринимательской деятельности, ее положению на российском рынке и отбросил этот важнейший сектор на несколько лет назад. По имеющимся оценкам, вынуждены были временно свернуть или даже прекратить свою предпринимательскую деятельность от 30 до 50% всех российских малых предприятий. Ухудшились позиции практически всего малого бизнеса. В последующие годы ситуация понемногу стала выравниваться, но самые актуальные проблемы так и не были решены.

Большое значение для развития предпринимательства имел Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Указом правительству России поручено разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, которые предусматривают:

•усиление гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля;

•проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя всем органам государственного контроля не более чем один раз в 3 года (кроме налогового контроля);

•проведение внеплановых мероприятий по контролю субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;

•сокращение количества разрешительных документов, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности, замену обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

•замену определенных видов лицензирования обязательным страхованием ответ-

ственности или предоставлением финансовых гарантий;

•исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

•наделение органов государственной власти субъектов страны правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочный период по льготной ставке арендной платы и специально выделенных для данной цели помещений. Порядок продажи в собственность субъектов предпринимательской деятельности, арендуемых ими не менее трех лет помещений и с возможностью рассрочки оплаты.

Для динамичного и функционального развития любого общества и государства в целом необходимо наличие среднего класса. Только наличие среднего класса способно развивать и инвестировать экономику нашей страны, выступать в роли основного налогоплательщика, являться стабилизатором в общественно-политической ситуации и процессах. Расширение бизнес-сообщества позволит снизить безработицу, достичь устойчивого экономического роста, повысить средние доходы населения, продвинуться в информационно-технологическом развитии [13].

Современный российский бизнес сегодня находится в непростой ситуации. В настоящее время позитивное восприятие бизнеса еще не сформировалось. Отношения между властью и предпринимательством в нашем государстве пока не стали доверительными. Хотя с момента формирования в нашей стране рыночных реформ прошло уже почти два десятилетия, в России пока не сформировалось позитивного восприятия предпринимателя как полезной общественной и государственной фигуры, которая производит новый продукт, создает рабочие места и платит налоги.

Поэтому в данных условиях современному российскому предпринимателю стоило бы задуматься над следующими актуальными вопросами: формулировкой, осознанием своей миссии и философии, определением норм корпоративного поведения, созданием новой системы отношений с представителями власти. Безусловно, сам бизнес имеет важную

степень социальной ответственности в создании новой российской экономики, в поиске решений новых вызовов глобализации.

В наши дни после информационно-технологической революции, появляются новые возможности для бизнеса и капитала, открываются национальные границы, создаются новые перспективные рынки.

Что касается взаимоотношений самих представителей бизнеса, то философией бизнеса должно стать строгое, неукоснительное выполнение и исполнение всех основных принципов деловой этики, которые уже давно действуют во всем западном обществе. Основной мерой эффективного воздействия может стать отчуждение как высшая мера наказания в бизнес-сообществе. Для выполнения правил корпоративной и деловой этики необходим специальный кодекс поведения (вспомним, к примеру, что в дореволюционной России в купеческих сословиях были приняты подобные нормы поведения: миллионные сделки иногда заключались без каких-либо документов, под честное слово) [9].

Сейчас задача бизнеса и его миссия определяются в построении и формировании нового плана для себя и для страны в целом. Необходимо создать национальный бизнес, который будет ориентирован на Россию, который сделает ее процветающей.

Конечно, все серьезные структурные изменения не могут быть осуществлены одномоментно. Должны произойти изменения в общественном сознании, в ментальности человека, прийти новые люди. Предпринимательскому сообществу необходимо осознать себя реальной силой, самоидентифицироваться.

Решение всех актуальных задач в современном российском обществе, прошедшее рыночные реформы, изменение управления и функционирования экономической сферы, предполагают наличие глубоких знаний о предпринимательской деятельности, о специфике социального слоя, недавно зародившегося в России. Несмотря на то, что с момента возникновения реформ в нашей стране прошло уже 15—20 лет, недостаток знаний о предпринимательской деятельности и недооценка ее роли довольно серьезны. Многие россияне еще негативно воспринимают предпринимательскую деятельность в целом.

Существует ряд сложностей и проблем в развитии малого и среднего предпринимательства: бюрократические процессы, недостаток поддержки государства, правовой защиты, сложность получения кредитов, большая территориальная протяженность нашей страны и т.д.

Результаты социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что негативно население относится не к роскоши в целом, а к пути, приводящему представителей бизнеса к ней. Среди главных причин обогащения на первое место ставят «перепродажу, спекуляцию, махинацию, воровство, грабеж». В числе причин обогащения называют также «богатое наследство и взяточничество». «Предприимчивость» и «экономическая нестабильность» относятся к менее распространенному пути. Богатство и достаток пока еще не рассматриваются как личный результат усилий и достоинств: трудолюбия, образования, накопленного опыта, способностей и талантов. Происхождение достатка предпринимателя массовое общественное сознание объясняет связями с «нужными людьми», непорядочностью, характером экономической системы. Общественное сознание большинства принимает большой капитал только в том случае, когда он честно заработан.

Показательной является оценка респондентами качеств, присущих отечественным бизнесменам. Более половины опрошенных указали, что основным мотивом деятельности предпринимателей считают «желание наживы», которая сочетается с такими качествами как «склонность к обману», «неразборчивость в средствах достижения целей», «низкий уровень культурных ценностей», «серому заработку», «меркантильности» и «дилетантству»

[4].

Поддержка предпринимательства является важным направлением политики государства на современном этапе. Переход к рыночным отношениям, неразвитость предпринимательства, недостаток опыта и знаний, а также другие факторы требуют активного участия государства в регулировании этой сферы. Формирование полноценных мер государственной поддержки предпринимательской деятельности — процесс тяжелый и достаточно долгий, впрочем, уже на начальном этапе необходимо определить ее задачи и принципы.

В последнее время в современной России проявилась стабильная тенденция в изменении социокультурной системы ценностей россиян, и эта тенденция занимает все более устойчивое место среди всех жизненных ценностей, особенно среди молодого поколения. Роль предпринимательской деятельности в достижении желаемого результата можно оценить как очень важную.

Малое и среднее предпринимательство согласно своим целям и задачам способно решить многие социально-экономические проблемы:

• занятость и трудоустройство россиян, повышение уровня жизни,

• обеспечение необходимыми товарами и услугами,

• укрепление экономики страны.

Позитивным моментом является то, что

новые российские представители бизнеса начинают ощущать потребность в общественном признании своей деятельности, которая дает возможность пользоваться разнообразными благами и развивать бизнес как весьма полезное общественное явление.

Будущее предпринимательства зависит от заинтересованности самого общества в этом явлении, изменения отношения к бизнесу среди населения нашего государства. Ведь, как известно, общественная атмосфера имеет очень серьезное значение.

Основная роль в развитии бизнеса должна отводиться государству, потому что существование и развитие предпринимательства возможно только при наличии сильной государственной власти и позитивного характера отношений между государством и бизнесом. Теми мерами и решениями, которые будут приняты нашим правительством сегодня, будет определяться будущее современного российского бизнеса.

Таким образом, в статье проанализировано состояние современного российского предпринимательства, определены основные проблемы и направления развития предпринимательства, выявлены особенности формирования предпринимательской деятельности в России.

Литература

1. АхизерА.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.

2. АгеевА.И. Предпринимательство: проблемы и собственности и культуры. М.,1991.

3. Глазырина В.В. Социальные проблемы становления и развития российского предпринимательства. СПб., 1997.

4. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства: Учебное пособие. М.: Изд-во «Вестник», 1996.

5. Головастова Т.И. Предпринимательство в России: проблемы развития и пути их решения. Ижевск, 1996.

6. Заславская Т.И. Социентальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

7. Лапуста М.Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008.

8. ПелихА.С. Организация предпринимательской деятельности. М.—Р/нД., 2004.

9. Платонов О. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. М. Современник, 1995.

10. Поздняков В.П. Психология предпринимательства. Самара: «Бахрам-М», 2007.

11. ПолякГ.Б., Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Предпринимательство. 4-е изд. М., 2008.

12. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.