нимуму, что повышает эффективность процесса принятия решений. Наш опыт работы показал, что важно при проектировании модели управления школой с кадетскими классами опираться на ценностные установки, выработанные в национальной и общечеловеческой культуре, в кадетском образовании, учитывая особенности конкретного региона.
Литература
1. Беляев, А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания / А.В. Беляев // Педагогика. - 2008. - № 1. -С. 91 - 98.
2. Грошева, А.В. Формирование знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Грошева. - М., 1999.
3. Гурковский, В.А. Российские кадетские корпуса за рубежом / В.А. Гурковский. - М., 2008.
4. Козлова, Г.Н. Воспитание «корпоративной части» в кадетском корпусе // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 43 -47.
5. Кравченко, А.И. Социология управления / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. - М., 2005.
6. Макаренко, А.С. Метод воспитания / А.С. Макаренко // Педагогика. - 2007. - № 28. - С. 16 - 27.
0T03BAHA/RETRACTED 14.03.2019
УДК 337.12
A.A. Листвин
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье отмечаются проблемы и тенденции подготовки и развития педагога профессионального обучения в условиях модернизации и регионализации образования. Подчеркивается взаимозависимость изменений в экономике, производстве и образовании, необходимость трансформации этих изменений в практическую подготовку педагогов профессионального обучения.
Постиндустриальное общество, педагог профессионального обучения, профессиональный стандарт.
The article deals with the problems and tendencies in training and development of the teacher of vocational training in the conditions of modernization and regionalization of the education. Interdependence of changes in economics, production and education as well as the need for transformation of these changes in the practical training of the teachers are underlined in the paper.
Post-industrial society, the teacher of vocational training, professional standard.
Процесс модернизации и технологического развития отечественной экономики невозможен без соответствующих изменений в образовании в целом и профессионально-педагогическом образовании в частности. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели образования и роль педагога [1]. Приведение структуры и содержания профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, его регионализация и отсутствие должного внимания со стороны государства привели к серьезным изменениям структуры педагогических кадров в учреждениях образования, их оттоку. Ежегодная текучесть кадров в самой проблемной сегодня системе начального профессионального образования составляет около 15 тыс. специалистов. Среди преподавателей только 27 % имеют профессионально-педагогическое образование, а старших мастеров и мастеров производственного обучения - 24,1 % [4]. Так, например, в
учреждениях начального профессионального образования Вологодской области женщины составляют 69,02 %, в том числе среди педагогических работников - 81,27 %. Доля работников с высшим профессионально-педагогическим образованием составляет 57,85 % [3]. Сегодня стало нормой, когда профессиональное обучение металлургов, машиностроителей осуществляют мастера производственного обучения - женщины. Оптимизация сети учреждений профессионального образования, интеграционные процессы обусловили существенные изменения в содержании и характере деятельности педагогов профессионального обучения, что выражается в повышении его интенсивности, наукоемкости, расширении функционала, и требует изменений в нормативно-правовой базе, регулирующей эту деятельность. Опережающее профессиональное обучение, ориентация на потребности местных рынков труда нацеливают профессионально-педагогическое образование на подготовку специалиста, способного обеспечивать обучение по широко интегрированным профессиям и группам профессий, отражающим направления общественно-полезной деятельности в регионе. Данные тенденции, обусловленные структурной перестройкой экономики и научно-техническим прогрессом, проявляются в изменении содержания и харак-
тера труда как квалифицированных рабочих, так и педагогов профессионального обучения, осуществляющих их подготовку. Очевидно, что высокотехнологичное производство не требует массового воспроизводства квалифицированных кадров. Профессиональное обучение все в большей степени приобретает дифференцированный, индивидуализированный характер и при этом требует базового технико-технологического знания. Возрастает значение профессионального самоопределения молодежи, необходимости формирования и развития у обучающихся профессионально важных качеств и свойств, ключевых компетенций, творческих способностей. Все это вносит существенные изменения в содержание и характер профессиональных задач, решаемых педагогическими работниками учреждений профессионального образования, в большей степени требующих прогностических, проектировочных, организаторских и коммуникативных умений, способности применять их в деятельности. Сегодня фактически произошло закрепление на уровне квалификационных требований за педагогом профессионального обучения умений разрабатывать рабочую программную документацию, контрольно-измерительные материалы по предметам, критерии оценивания знаний и умений, выбирать и обосновывать системы производственного обучения. То есть все, что раньше выполняли специалисты методических служб центральных, краевых и областных органов управления профессиональным образованием. Данное обстоятельство предполагает овладение педагогами профессионального обучения знаниями современных концепций образования и подходов в обучении, вопросов теории и дидактики профессионального образования и обучения, психологии и социологии труда, основ профессиологии, управления образовательными системами. Теории и практике развития профессионально-педагогического образования посвящено немало исследований. В них выделяется ряд моделей специалиста, заложенных в разработку содержания образования педагога профессионального обучения. Так модель «инженера-педагога» сменила модель «ин-тегративной профессионально-педагогической деятельности», применяемая в настоящее время. Последняя модель - «компетентного специалиста» положена в разработку образовательного стандарта третьего поколения. Одновременно осуществляется переход на уровневую подготовку педагогов профессионального обучения. Закономерно возникает проблема их количественного и качественного воспроизводства. Сегодня в РФ программы начального профессионального образования реализуются в 2963 учебных заведениях, с количеством обучающихся около 1,05 млн человек. Учреждений среднего профессионального образования - 2984, с контингентом 2,2 млн человек [2]. Это требует свыше 100 тыс. педагогов профессионального обучения при установленных нормах труда (наполняемости учебных групп, групп производственного обучения, ставки учебной нагрузки). При существующей текучести педагогических кадров требуется их ежегодное воспроизводство порядка 10 - 15 тыс. специалистов, что
нереально. Например, система НПО Вологодской области включает 37 училищ и лицеев с контингентом обучающихся 12654 человек. Среднее профессиональное образование - 26 государственных образовательных учреждений с контингентом обучающихся 18643 человек. Профессиональное обучение осуществляется по 64 профессиям начального профессионального образования и по 135 профессиям профессиональной подготовки, в учреждениях СПО - по 60 специальностям. В учреждениях НПО работает 1558 руководящих и инженерно-педагогических кадров. В системе СПО - 1299 штатных преподавателей [3]. Очевидно, что, во-первых, процесс оптимизации сети учреждений НПО в регионе еще не завершен, средняя наполняемость учебных заведений крайне низка, во-вторых, при естественной смене кадров в 1 - 1,5 % в регионе потребуется их ежегодное воспроизводство на уровне 25 - 40 специалистов. Проблема в их закреплении в учебных заведениях. Существующие социально-экономические условия педагогической деятельности явно не способствуют этому. Откуда пополняется кадровый потенциал учреждений профессионального образования в регионе, и где точки приложения профессионально-педагогического образования? Это миграция педагогических кадров вследствие оптимизации сети учебных заведений. Незначительное пополнение специалистами, попавшими под программы сокращения производства и имеющими квалификацию «инженер-механик», «инженер-технолог». Это и выпускники университета по специальности «Профессиональное обучение», среди которых преобладают девушки. Как правило, выпускник университета очного отделения - это вчерашний школьник, не имеющий предшествующего опыта отношений в системе профессионального обучения. Доля выпускников из учреждений НПО незначительна, и они после окончания вуза предпочитают делать профессиональную карьеру на производстве, в кадровых службах и агентствах. С ростом объемов внутрифирменной подготовки кадров эта тенденция будет сохраняться. Тем более, что доля специалистов с профессионально-педагогическим образованием в этом секторе ничтожна. Данное направление должно входить в сферу интересов профессионально-педагогического образования и учитываться при подготовке педагога профессионального обучения. Следует отметить, что существующее содержание профессионально-педагогического образования не в полной мере соответствует современным требованиям системы воспроизводства квалифицированных кадров, особенно для высокотехнологичных производств. Система профессионального образования переориентирована с отраслевого принципа подготовки кадров на региональный уровень, учитывающий региональную специфику образовательной политики, на объективно действующие регионоформи-рующие процессы экономического, историко-культурного и демографического характера. В то же время, в профессионально-педагогическом образовании отраслевой принцип заложен в концепцию образовательных стандартов 2 и 3-го поколений. Система
профессионального образования развивает свои образовательные программы на базе широкого технико-технологического знания, переходит на новые системы обучения. Профессионально-педагогическое образование, следуя традициям инженерной подготовки в России, продолжает ориентироваться на расширение специализаций. В условиях регионализации профессионального образования данное направление вступает в противоречие с потребностями местных рынков труда, с запросами потребителей профессионально-педагогических кадров. Кроме того, следует учитывать, что в сфере производства все больше разделяются функции основного технологического и обслуживающего персонала. Поэтому, с одной стороны, требуется воспроизводство кадров, способных работать в условиях внедрения, эксплуатации и обслуживания нового сложного оборудования, т.е. многопрофильный рабочий (или рабочий широкого профиля), а с другой - «штучное» воспроизводство высококвалифицированных рабочих и специалистов по конкретным технологиям, видам деятельности. Особенность высокотехнологичного производства заключается в том, что оно унифицируют деятельность специалиста и высококвалифицированного рабочего, следовательно, профессионально-педагогическому образованию необходимо переходить на унифицированную технико-технологическую основу подготовки, на базе которой осуществляется последующая дифференциация обучения. Однако представление о том, что выпускник, освоивший профессионально-педагогическую специальность и комплекс компетентностей по рабочей, инженерной и педагогической квалификациям, способен подготовить высококвалифицированного рабочего и специалиста, ошибочно. В подготовке рабочих для высокотехнологичных производств более значимую роль приобретает комплекс образовательных технологий. Отсюда следует, что не стоит абсолютизировать обучающую деятельность педагога профессионального обучения, т.е. готовить его только как предметника.
На результаты обучения сегодня в большей мере оказывает влияние прогностическая, проектная и методическая деятельность педагога профессионального обучения. Помимо основной функции - обучение профессии - у педагогов профессиональной школы появляются специфические виды деятельности, значение которых для развития их самих и учебных заведений будет только возрастать. К ним можно отнести: создание моделей специалистов, разработку профессиональных и образовательных стандартов, программ развития образовательных учреждений, обоснование и разработку технологий профессионального обучения. Таким образом, ведущей для педагога становится не столько деятельность преподавателя-предметника или мастера производственного обучения, сколько организатора, технолога образовательного процесса. Педагог профессионального обучения на основе анализа процесса производства, содержания и характера труда квалифицированных рабочих способен спроектировать и на практике управлять образовательной технологией. Специалист такой квалификации обосну-
ет этапы и стадии обучения, диагностирует исходный уровень предшествующего опыта обучаемого и включит в процесс обучения необходимые ресурсы, что в совокупности обеспечит подготовку высококвалифицированного рабочего, специалиста современного производства. Очевидно, что в процесс подготовки студентов должна быть заложена проектировочная практико-ориентированная образовательная технология, учитывающая их предшествующий и приобретенный профессиональный опыт, их мотивацию и самоопределение, что позволяло бы им самим, как субъектам образовательного процесса, прогнозировать образ будущего. В условиях тенденции максимального сближения уровней начального и среднего профессионального образования, их обновления, расширения сферы внутрифирменной подготовки кадров, целесообразно активизировать усилия по разработке профессионального стандарта по виду экономической деятельности «Образование», под-раздел МА, код ОКВЭД 80.2 на основе «Макета профессионального стандарта» Национального агентства развития квалификаций. Предлагаемые (не в полном объеме) виды трудовой деятельности согласно Общероссийскому классификатору ОК 01694 и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, представлены в таблице.
Анализ содержания труда педагога профессионального обучения, выявление трудовых функций и действий, их градация по квалификационным уровням позволят построить рамку квалификаций, основанную на компетенциях, т.е. в действительности реализовать практико-ориентированный подход в подготовке педагога профессионального обучения, его развитии.
Такой подход позволяет оценивать приращение компетенций, освоенных как в процессе обучения, так и трудового опыта, «переносить» из программы в программу мобильные и сквозные компетенции. Поэтому квалификация выпускников системы образования и работников, получивших ее ранее, должна непрерывно приводиться в соответствие с изменяющимися требованиями профессионального стандарта в рамках концепции обучения на протяжении всей жизни. Профессиональный стандарт унифицирует требования к уровням квалификации и компетенциям педагога профессионального обучения. Он дает возможность сопоставлять различные тенденции в сфере труда, составляет основу для системы аттестации и сертификации педагогического персонала по единым критериям. Дает возможность реализации схемы «профессиональный стандарт» - «государственный образовательный стандарт» - «образовательная программа», что позволит придать новый импульс в развитии профессионально-педагогического образования, становление его непрерывности, расширить сферу деятельности педагога профессионального обучения.
Таблица
Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням
Квалификационный уровень Вид трудовой деятельности Рекомендуемое наименование должностей Дополнительная информация
В соответствии с национальной рамкой квалификаций В соответствии с отраслевой рамкой квалификаций Должности по ЕКСД Вид занятий по ОКЗ Образование
4 1 Профессиональное обучение Инструктор профессионального обучения Инструктор по труду. Инструктор приозвод-ственного обучения 2359 2359 Бакалавр
5 2 Среднее профессиональное образование Педагог профессионального обучения Мастер производственного обучения. Преподаватель 1229 2340
3 Мастер профессионального обучения Тьютор. Методист 2351 Специалист
4 Руководитель структурного подразделения Старший мастер. Заведующий кабинетом, мастерской, лабораторией, отделением. Мастер учебного центра. Мастер учебно-производственной мастерской 1229 1239 1229 1229
6 5 Заместитель руководителя ОУ СПО Заместитель директора по учебной, учебно-производственной, учебно-методической, воспитательной работе 1210 Магистр
6 Руководитель ОУ СПО Директор колледжа, лицея, техникума, учреждения дополнительного профессионального образования, центра профессиональных квалификаций 1210
Литература
1. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М., 2008.
2. Образование: статистика. - URL: http://mon7qov.ru
3. Региональная система образования: профессиональное образование. - URL: http://voloqda-oblast.ru
4. Эрганова, Н.Е. Теория и практика подготовки педагога профессионального обучения в системе профессионального образования / Н.Е. Эрганова. - URL: http: //qo. mail.ru.
УДК 792.8+370.186
Е.П. Мельникова
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Г.С. Тихоновская
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ВСЕСТОРОННЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение классическому танцу в детском хореографическом коллективе в условиях дополнительного образования ведет к полноценному эстетическому совершенствованию возможностей ученика, к развитию его творческих способностей, а также к формированию гармоничного физического развития эстетических впечатлений, т.е. дает возможность для жизненного самоопределения и творческой самореализации личности.