емственностью во взаимодействии (характер преемственности: обусловленность наличием цели, взаимонаправленная, неустойчивая);
- наличием субъектов образовательного взаимодействия и объективной необходимостью преемственности;
- наличием единого образовательного пространства и уровнем системного влияния преемственности.
Характер связи зависит от уровня системной организации образовательного пространства и может носить устойчивый, взаимонаправленный характер. Признаками системной организации образовательного пространства являются определенность и сопоставимость целей, разграниченность полномочий, координация совместной деятельности, интегративная целостность средств.
Таким образом, представленные идеи, ведущие
категории, закономерности, принципы, базируясь на интеграции многих наук, обосновывающих профессиональное образование как педагогическую парадигму, составляют концептуальные основания для моделирования системы профессионального образования.
Список литературы
1. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: метод. пособие для учителей и руковод. образоват. учреждений / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. - М., 2006.
2. Легенчук, Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография / Д.В. Легенчук. - Курган, 2008.
3. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гершунского. - М., 1990.
УДК 337.12
А.А. Листвин
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье анализируются тенденции развития педагогов профессионального обучения посредством выявления изменений в содержании их деятельности, обусловленных переменами в общественном производстве; подчёркивается важность трансформации этих изменений в практическую подготовку педагогов профессионального обучения.
Профессионально-педагогическое образование, профессиональное развитие, квалификация, компетентность, профессионально важные свойства.
The paper analyses the development of vocational training competences, reveals the changes in the professional activities caused by the social changes that should be taken into account in training vocational teachers.
Vocational pedagogical training, professional development, qualification, competence, professionally important qualities.
Проблемы профессионально-педагогического образования, как и всей системы образования в целом, обусловлены структурными преобразованиями в экономике, изменениями в общественном разделении труда, нормах труда и профессионально-квалификационной структуре. Перечисленные процессы затронули все уровни профессионального образования, модернизация которого должна возродить их на качественно новой ступени развития - системе непрерывного профессионального образования.
Регионализация начального и среднего профессионального образования, отсутствие должного внимания со стороны органов государственной власти, непродуманные решения привели к серьёзным структурным изменениям педагогических кадров в учреждениях профессионального образования, к их оттоку. Например, в учреждениях начального профессионального образования Вологодской области женщины составляют 69,02 %, в том числе среди педагогических работников - 81,27 %. Доля работников с высшим профессиональным педагогическим образованием составляет 57,85 %. Сегодня не редкость, когда профессиональное обучение металлургов, маши-
ностроителей осуществляют мастера производственного обучения женщины. Создаваемые за счёт изменения статуса учреждений начального профессионального образования, профессиональные колледжи буквально теряют такую категорию педагогических работников, как мастер производственного обучения, требования к квалификации которого в соответствии с образовательными стандартами нового поколения возросли. Эта должность не предусмотрена типовыми штатами учреждения среднего профессионального образования, что существенно затрудняет реализацию образовательных программ начального профессионального образования в таком виде профессионального учебного заведения. Кроме того, оптимизация сети учреждений профессионального образования, их интеграция обусловили существенные изменения в содержании и характере деятельности педагогов профессионального обучения, что выражается в повышении её интенсивности, напряжённости, наукоёмкости, функциональности и требует соответствующих изменений в нормативно-правовой базе, регулирующей эту деятельность.
К сожалению, это не нашло своего отражения в
новых типовых положениях об образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, утверждённых постановлениями Правительства РФ № 521 от 14.07.08 г. и № 543 от 18.07.08 г. Многие статьи указанных положений носят декларативно-разрешительный характер и в реальности не подкрепляются финансированием, что затрудняет их реализацию в практической деятельности профессиональных учебных заведений.
Концептуальное положение об опережающем развитии профессионального образования, ориентация его на удовлетворение потребностей местных рынков труда нацеливают профессионально-педаго-гическое образование на подготовку специалиста, способного обеспечивать в учреждениях начального и среднего профессионального образования обучение по широко интегрированным профессиям и группам профессий, отражающим направления общественно полезной деятельности в регионе, районе, городе [1].
Данная тенденция, обусловленная структурной перестройкой экономики и научно-техническим прогрессом, проявляется в изменениях содержания и характера труда как квалифицированных рабочих, так и педагогов профессионального обучения.
Например, в 90-х гг. ХХ в. доля непрерывной разливки стали в общем объёме её выплавки в российской металлургии составляла 25 %, в настоящее время - 54 %. К 2015 г. её планируют довести до 85 -90 %, а к 2020 г. - до 97 - 99 %.
Выплавку стали в электропечах к 2020 г. планируют довести до 39 %, а в конвертерах - до 61 % [4].
На Череповецком металлургическом комбинате ОАО «Северсталь» разливка стали на МНЛЗ составляет 100 %. Длительность выплавки стали в электропечах сократилась с 4,5 ч до 55 минут. Реализуются проекты по применению «коротких технологий» на мини-заводах, позволяющие существенно повысить производительность труда по производству металлопроката и предполагающие иную организацию труда.
Отмеченные изменения существенно повлияли на численность и профессионально-квалификационную структуру работников сталеплавильного производства и отразились на комплектовании учебных заведений, осуществляющих подготовку по металлургическим профессиям. Если в 80-х гг. ХХ в. приём по ним характеризовался узкой профессиональной однородностью, когда в ПТУ отдельно принимались группы горновых, подручных сталеваров, операторов машин непрерывного литья заготовок, то в настоящее время это невозможно, да и не нужно. Высокотехнологичные производства уже не требуют массового воспроизводства квалифицированных кадров, как это было характерно для плановой экономики советского периода. Аналогичную тенденцию можно отметить и по другим профессиям реальных секторов экономики.
Очевидно, что обучение данным группам профессий всё в большей степени приобретает дифференцированный, индивидуализированный характер на основе широкопрофильного базового профессионального образования. При этом возрастает необходимость развития и формирования у обучающихся требуемых профессионально важных свойств и качеств
личности, общих и профессиональных компетенций.
Отмеченные тенденции вносят существенные изменения в содержание и характер решаемых профессиональных задач педагогическими работниками учреждений профессионального образования, всё в большей степени требующих прогностических, проектировочных, организаторских и коммуникативных умений, способностей их применять в деятельности. В области профессионально-педагогического образования активно акцентируется необходимость подготовки широкообразованного, практико-ориентированно-го специалиста, владеющего методологией познания, исследования, коммуникаций.
Комплексным критерием результативности процесса подготовки такого специалиста, интегральной характеристикой, отражающей уровень профессионального развития личности выпускника, традиционно является критерий готовности, который определяется как система интегрированных переменных (свойств, знаний, качеств личности, опыта), как связующий элемент между процессом профессиональной подготовки и трудом [3].
Это предпосылка успешной деятельности, направленная на будущую деятельность и успешность профессионального развития в этой деятельности.
Под профессиональным развитием понимается процесс подготовки сотрудников к выполнению новых трудовых функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека [5]. Известно, что степень квалификации работника, позволяющая успешно решать стоящие перед ним задачи, называется компетентностью.
Под компетенцией понимается совокупность факторов: знания (результат образования личности), навыки (результаты опыта работы и обучения), способы общения (умение общаться с людьми и работать в группе).
Под компетенцией персонала организации подразумевается рациональное сочетание знаний, навыков, способностей, рассматриваемых в определённый период, которыми обладают её работники для реализации стратегии организации [5].
Известно, что квалификация, с одной стороны, определяется как готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определённого вида трудовой деятельности, а с другой - как официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии или должности. Вышеизложенное указывает на дуализм понятия «квалификация». С одной стороны, это характеристика труда, с другой - отражение официально оформленной готовности индивидуума к выполнению трудовых функций по конкретной профессии или должности.
Компетентность же характеризует работника, его способность применить знания, умения и личный опыт. Квалификация - более широкое и абстрактное понятие, а компетентность - узкое и конкретное. Разделение общественного труда по уровням (классам, категориям, разрядам) квалификации относительно, определяется исторически сложившимся способом
производства и зависит от темпов научно-технического прогресса.
Высокие темпы научно-технического прогресса, вызывающие изменения в разделении и организации труда, его содержании и характере, не сразу находят своё отражение в формулировании новых квалификационных требований и определении уровня квалификации. Необходимость же выполнения новых трудовых функций, возлагаемых на работника и часто не совпадающих с полученной им квалификацией, всегда актуальна, конкретна и находит своё выражение в новых компетенциях.
Очевидно, что одна из основных современных задач педагогов профессионального обучения - формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся - неразрывно связанна с мониторингом области их будущей профессиональной деятельности, выявлением изменений в ней и трансформацией их в педагогические процессы.
Кроме того, сегодня очевидно, что квалификационные справочники стремительно теряют свою актуальность. Объясняется это тем, что глобальные перемены в сфере экономики изменили содержание труда, требования к профессиональным навыкам и образованию. Поэтому осуществляется постепенный переход к единой форме - профессиональному стандарту и на его основе к разработке квалификационных требований к должностям с учетом специфики различных отраслей экономики, в том числе и в сфере образования.
Все эти внешние факторы в совокупности обуславливают возросшее значение прогностических, проектировочных и организаторских умений в деятельности педагога профессионального обучения. Сегодня фактически уже произошло закрепление на уровне квалификационных требований за педагогом профессионального обучения умений разрабатывать рабочую программную документацию, контрольно-измерительные материалы по предметам, критерии оценивания знаний и умений обучающихся, программы производственного обучения и практики, выбирать и обосновывать системы производственного обучения, разрабатывать методические рекомендации по применению педагогического опыта, обобщать его, т. е. всего того, что раньше выполняли специалисты соответствующих методических служб при центральных, краевых и областных органах управле-
ния профессиональным образованием (ВНМЦентр, областные НМЦентры и т.д.).
В свете новых задач, и прежде всего профессионального становления личности обучающегося, развития его культуры и нравственности, ответственности, самостоятельности и творческой активности, формирования гражданской позиции и трудолюбия, упор делается на реализацию личностно-ориенти-рованного подхода в профессиональном обучении.
Данное обстоятельство предполагает овладение педагогами профессионального обучения знаниями современных концепций образования и подходов в обучении, вопросов теории и дидактики профессионального образования, психологии и социологии труда, профессиональной психологии, основ профес-сиологии. Необходима выработка прогностических и проектировочных умений в организационной, обучающей и методической деятельности.
Всё это должно стать направлениями развития педагогов профессионального обучения с целью повышения уровня их компетентности в решении обозначенных основных задач, возложенных на учреждения начального и среднего профессионального образования.
Следует заметить, что содержание и характер непосредственной педагогической деятельности по обучению конкретной профессии предъявляет требования к индивидуально-психологическим свойствам педагога профессионального обучения и обуславливает его требуемые качества. Например, результаты экспертной оценки важных качеств педагогов профессионального обучения профессиям металлургии и металлообработки, проведённые в профессиональных училищах, лицеях и колледжах г. Череповца Вологодской области (число респондентов - 65) кафедрой профессионального и технологического образования Череповецкого государственного университета, позволяют проследить их динамику и значимость для конкретной педагогической должности [2] (см. таблицу).
Полученные результаты наглядно показывают, как изменяются под воздействием области профессиональной деятельности приоритеты в оценке качеств, и свидетельствуют о том, что для преподавателя и мастера производственного обучения профессионально важными являются внимание, волевые, коммуникативные и эмоциональные качества.
Таблица
Профессионально важные качества педагога профессионального обучения профессиям
металлургии и металлообработки
Оценка работников с педагогическим стажем свыше 5 лет
Преподаватель профессиональной подготовки Средний балл Мастер производственного обучения Средний балл
Внимание 1,70 Эмоциональные качества 1,61
Волевые качества 1,64 Коммуникативные качества 1,60
Речевые умения 1,60 Внимание 1,59
Воображение 1,58 Наблюдательность 1,52
Коммуникативные качества 1,55 Волевые качества 1,51
Эмоциональные качества 1,53 Мыслительные умения 1,50
Окончание
Оценка начинающих работников (педагогический стаж до 1 года)
Преподаватель профессиональной подготовки Средний балл Мастер производственного обучения Средний балл
Коммуникативные качества 1,63 Коммуникативные качества 1,45
Волевые качества 1,60 Волевые качества 1,40
Речевые умения 1,57 Внимание 1,38
Мыслительные умения 1,53 Наблюдательность 1,37
Внимание 1,50 Речевые умения 1,37
Особенности профессиональной деятельности выделяют для преподавателя свойства речи и воображения, а для мастера производственного обучения - наблюдательность и мыслительные умения. Для деятельности в условиях учреждений профессионального образования выделенные свойства целесообразно отнести в целом к педагогу профессионального обучения этим профессиям.
Таким образом, можно констатировать опосредованную взаимосвязь и взаимозависимость деятельности педагогов профессионального обучения с содержанием и характером будущей трудовой деятельности обучаемых, изменениями в самой этой деятельности. Усложнение решаемых педагогических задач, появление новых компетенций в деятельности педагогов профессионального обучения и необходимость овладения ими, повышение требований к уровню их квалификации обуславливают и задают направления их профессионального обучения и развития в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Особенно это относится к категории мастеров производственного обучения, роль и значение которых в последние годы значительно и незаслуженно принижена. В связи с конституционным приоритетом среднего профессионального образования уже наблюдаются попытки подмены понятий, характерных для начального профессионального образования, что можно увидеть в проектах государственных образовательных стандартов. Интеграционные
процессы в профессиональном образовании предполагают синергический эффект, способствующий повышению его системного качества. Это возможно только на основе использования достижений и преимуществ той и другой подсистем, их самостоятельного функционирования и развития в системе непрерывного профессионального образования. Именно с таких позиций следует рассматривать развитие педагога профессионального обучения.
Список литературы
1. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб., 2002.
2. Машков, В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента / В.Н. Машков. - СПб., 2005.
3. Родионова, Н.Ф. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста / Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицина // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - СПб., 1994.
4. Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 г. - URL: http://tn-nt.ru/ strateq_metall
5. Экономика труда: учебник / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М., 2004.
УДК 371.96
В.Н. Поникарова, А.В. Чернецова
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье представлена проблема выявления и анализа особенностей социального здоровья педагогов-дефектологов специальных дошкольных образовательных учреждений, раскрывается когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты совладающего поведения педагогов-дефектологов, являющиеся важнейшим компонентом их социального здоровья.
Социальное здоровье, педагоги-дефектологи, совладающее поведение, специальные дошкольные образовательные учреждения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
The paper presents an urgent problem of revealing and the analysing the features of social health of teachers-defectologists in special preschool educational institutions. The authors reveal the informative, emotional and behavioural aspects of coping behaviour in teachers-defectologists that are the major component of their social health.
Social health, teachers-defectologists, coping behaviour, special preschool educational institutions; informative, emotional and behavioural aspects.