УДК 332.135
Гаева З. Р., Пилова Ф. И.
Gaeva Z. R., Pilova F. I.
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES AT THE REGIONAL LEVEL
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем развития интеграционных процессов на региональном уровне, а также тенденций их развития. Интеграция и интеграционные процессы являются определяющим фактором и принципом международных отношений, центральным и наиболее важным моментом которых, является уровень политического сотрудничества.
Интеграционные процессы носят экономический характер и обусловлены стремлением к повышению экономической эффективности производства. К наиболее важным предпосылкам интеграции относят стремление к более полному и эффективному использованию экономического потенциала и резервов, а также международное разделение труда и развитие международной производственной кооперации. Поиск путей выхода из нарастающих противоречий в рамках мировой системы, решить которые современное рыночное хозяйство стремится посредством региональной экономической интеграции, также является условием развития интеграционных процессов в регионе.
Успешность развития региональной экономики и отдельных её отраслей и субъектов в настоящей социально-экономической и политической ситуации поставлена в зависимость от их включенности в интеграционные процессы всех уровней, выходить на которые целесообразно только, сформировав эффективно реализуемую систему конкурентных преимуществ.
The article discusses issues related to the problems of development of integration processes at the regional level, as well as trends in their development. Integration and integration processes are the determining factor and principle of international relations, the central and most important point of which is the level of political cooperation.
Integration processes are economic in nature and are driven by the desire to increase the economic efficiency of production. The most important prerequisites for integration include the desire for a fuller and more efficient use of economic potential and reserves, as well as the international division of labor and the development of international production cooperation. The search for ways out of the growing contradictions within the global system, which the modern market economy seeks to solve through regional economic integration is also a condition for the development of integration processes in the region. and the political situation is made dependent on their involvement in the integration processes of all levels, to reach which it is advisable only to form an effectively implemented system of competitive advantages.
Ключевые слова: региональная экономика, интеграция, интеграционные процессы, конкурентные преимущества.
Key words: regional economy, integration, integration processes, competitive advantages.
Гаева Зульфия Руслановна -
магистрант 2-го года обучения направленности «Финансы», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик
Gaeva Zulfiya Ruslanovna -
2nd year master's student in the direction of «Finance», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik
Пилова Фатима Исмаиловна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: [email protected]
Введение. Перспективы создания условий устойчивого поддержания конкурентоспособности стран, отраслей и отдельных предприятий в ходе их рыночной трансформации зависят от последовательности экономических реформ и обеспечения «инновационного типа воспроизводства». Неравномерность развития отраслей и национальных экономик обусловлена различным уровнем участия их в производстве мирового богатства, слабой включенностью во внешнеторговые процессы [1].
В условиях начавшейся в мире в 50-х годах научно-технической революции, страны, не включенные во внешнеэкономические интеграционные процессы, стали отставать от стран с развитой рыночной экономикой по темпам внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Это не способствовало росту и даже сохранению уровня конкурентоспособности. Такому исходу событий способствовала и замкнутость значительной части товарообмена социалистических стран и провозглашенные ими принципы командного администрирования [2].
Начиная с 1990 года, в странах ЦВЕ и в России зарождается период трансформации экономики на качественно новой базе, ха-растеризующейся комбинацией экономических и политических изменений, в основе которых утверждение рыночных отношений. Этот период характеризуется поиском моделей воспроизводства, подходящих к условиям той или иной страны. В объективном процессе трансформации экономик всё активнее и всё большее значение приобретает задача достижения конкурентоспособности на внешних рынках.
Результаты исследования. В широком смысле трансформационный процесс, не имея четких временных границ, всё же имеет конечную цель - создание институцион-
Pilova Fatima Ismailovna -
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik E-mail: [email protected]
ных и социально-экономических условий для расширения объемов и границ предпринимательской деятельности и, как минимум, решения следующих задач:
- формирование механизмов капитало-накопления;
- стабилизация курсов национальных валют;
- обеспечение правовой защищенности интегрирующихся субъектов (единое экономико-правовое пространство);
- привлечение иностранных инвестиций;
- обеспечение воспроизводственных процессов;
- обеспечение конкурентоспособности национальных экономик во всех сферах мировой экономики.
Прочность и долговременность эффективного участия в международно-экономических отношениях обусловлены только состоянием внутреннего потенциала субъектов интеграции, т.е. региональных экономик.
Развитие региона нельзя не связывать с участием его и его отраслей в трансформационных процессах межнациональных экономик, с ориентацией конкурентоспособности на международный уровень.
С развитием рыночных реформ дифференциация национальных экономик существенно увеличилась. Что объясняется, во-первых, уровнем адаптируемости экономик к рынку, менталитета населения и власти; и, во-вторых, ослаблением регулирующей роли государства [3].
Изменения в отношении государства к внешнеэкономической деятельности, к межрегиональной и региональной консолидации обусловлены двумя основными причинами:
- активизация макроэкономических преобразований, создавших реальные предпосылки для интеграционных процессов;
- тенденция мирохозяйственного развития - глобализация национальных экономик, - усиливающая их взаимозависимость и взаимоприспособление.
Возросло понимание того, что, чем более интегрирована страна в мировую экономику, тем более её развитие будет следовать общей тенденции развития глобальной экономики. Завоевание конкурентных позиций регионом или экономикой страны в целом зависит от способности её национально-хозяйственной системы интегрироваться, кооперироваться, генерировать инновационные технологии; от понимания того, что региональная экономика - это часть мировой экономики и что они взаимозависимы [4].
Региональная экономика успешна, если она готова вместе с национальной экономикой участвовать в формировании межгосударственного интеграционного базиса, предполагающего:
- вступление в членство международных экономических организаций;
- готовность к достижению полной идентификации социально-экономической и правовой системы с европейскими;
- создание интеграционных структур, обеспечивающих эффективное сотрудничество;
- диверсификация внешней экономики.
На результативность интеграции, особенно для регионов со слабой экономикой и низким уровнем деловой активности их субъектов, может негативно повлиять:
- изношенность технического базиса и технологическое отставание;
- низкая квалификация трудовых ресурсов;
- то, что большинство областей мирового рынка контролируется транснациональными компаниями;
- становление государственности, ведущее к обособлению [5].
Названные факторы есть не что иное, как компоненты структуры мотивов интеграции, реализуемые главным образом на региональных уровнях.
Таким образом:
1. Интеграционные процессы обуславливают как качественные (формирование многоукладной экономики, преобладание экономических методов регулирования, устранение дефицита товаров и т.п.), так и количественные (скачкообразное изменение показателей ВВП, ВНП на душу населения, безработица, инфляция, экспорт и импорт), изменения в национальных и региональных экономиках.
2. Вхождение региональных экономик в мировое хозяйство направлено на восприятие эффективных механизмов современного рыночного уклада, в сочетании с традициями и суверенитетом.
Связывая перспективу региональной экономики с «взаимодействием и взаимоприспособлением» на международном глобализирующемся рынке, необходимо предпринимать наряду с инновационными мерами и меры, направленные на устранение негативных последствий [6].
Чтобы снизить негативное влияние, неизбежно возникающее в процессах интеграции, можно рекомендовать осуществление в качестве приоритетных следующие меры:
- применение объективно обоснованных мер протекционизма для защиты отечественных производителей;
- развитие ориентированной на экспорт наукоемкой и высокотехнологичной продукции в совокупности с политикой стимулирования внутреннего спроса;
- сохранение ценовой конкурентоспособности топливно-энергетических и сырьевых ресурсов методами регулирования цен на продукцию естественных монополий;
- целенаправленное воздействие на курс национальной валюты;
- снижение зависимости от импортной продукции и внешних кредитных заимствований;
- четкая ориентация в предмете интеграции (товары, товары-заменители, снижение цен или повышение качества и сервиса);
- четкое установление уровня интеграции: отраслевой, региональный или межгосударственный.
Важно так же, для обеспечения открытости и честности в сотрудничестве, заранее и формально (документально) провозгласить степень интенсивности интеграции:
- удовлетворенность получаемой прибылью, поскольку она больше, чем в предыдущем сегменте рынка;
- сохранение конкурентной среды в данном сегменте рынка;
- соперничество до банкротства (или поглощения) или вытеснение фирмы из данного сегмента рынка.
И, наконец, не последнюю роль в интеграционных отношениях играют и принципы их построения. Если обратиться к А. Смиту, то по его утверждению таких принципов два:
- свободная торговля в конкурентной среде;
- взаимовыгодность внешнего сотрудничества на основе «абсолютных преимуществ», под которыми понималось производство товаров с абсолютно более низкими издержками.
Логику интеграционной деятельности Э. Хекшер и Б. Олин объяснили с позиции «факторов производства». Согласно их теории: участники интеграционных процессов будут стремиться экспортировать те товары, на производство которых в их распоряжении есть более дешевые и более качественные избыточные факторы производства, а импортировать те товары, факторами производства, для получения которых участник интеграции не обладает или обладает в меньшей степени, чем другие.
Здесь, в свете целей нашего исследования, представляется уместным добавить, что очень важно для обеспечения долгосрочного «конкурентного сотрудничества» не забывать о целях воспроизводственного характера, более успешно реализуемых в рамках региональной интеграции.
Поиски теории, применимой к настоящей ситуации в интеграционных процессах, вывели экономистов на определение «конкурентных преимуществ», - как целепола-гающего фактора и содержательного компонента интеграции. В числе приоритетных рассматриваются два вида преимуществ:
- преимущества, имеющие естественную основу - природно-климатические,
трудовые ресурсы, близость к транспортным магистралям и т.п. (состояние факторов производства);
преимущества, имеющие в своей основе кумулятивный характер, т.е. накапливаемые в процессе исторического развития. Они включают исторический и социальный опыт, национальный менталитет, уровень знаний, традиций, культурный уровень и квалификационный потенциал (социально-экономические отношения).
С позиции микроэкономического анализа, конкурентные преимущества определяются способностью региона или отрасли идентифицировать рыночную нишу, в которой они, интегрируясь, получают ценовое преимущество или достигают меньшего в сравнении с другими участниками уровня издержек.
Конкурентные преимущества макроэкономического порядка обуславливают конкурентоспособность в интеграционной среде макроэкономических субъектов, таких как государство, транснациональные корпорации и т.д.
Таким образом, конкурентоспособность как фактор и условие формирования и развития интеграции, - многоуровневая экономическая категория, характеризующая возможности объектов (товаров, услуг, факторов производства) и субъектов (фирм, отраслей, государств) отношений выступать на рынке наряду с присутствующими там аналогичными объектами и субъектами.
Для успешного развития и расширения масштабов региональной интеграции её субъекты должны позаботиться не только о своем социально-экономическом имидже, но также объективно оценить состояние компонентов «конкурентных преимуществ», и в первую очередь:
1) качественных характеристик своих товаров или услуг;
2) ресурсных потенциалов: кадровых, производственных, сырьевых, финансовых;
3) технологического и организационного уровня производства;
4) направлений воспроизводственных процессов;
5) соответствия требованиям спроса;
Э к о но м ич е ски е н аук и
6) сроков выполнения интеграционных проектов и программ;
7) реальных источников финансирования;
8) ценовых и платежных условий;
9) социально-экономической и политической ситуации;
10) четкое и открытое обозначение своих целей и мотивов интеграции;
11) более обстоятельно определить роль в воспроизводственных процессах других субъектов интеграции;
12) обозначить систему менеджмента и систему оценки роли и ответственности интегрирующихся сторон.
По результатам экспертной оценки вывод однозначен: формирование и реализация конкурентных преимуществ как целе-полагающих и содержательных компонентов интеграции - забота субъектов региональной экономики.
Важным этапом становления интеграционных отношений (как нами отмечалось выше) является четкое определение реализуемых посредством интеграции целей.
Теорией и практикой определены в качестве основных следующие цели интеграции:
1. Формирование конкурентных преимуществ за счет использования «эффекта масштаба», т.е. в известной степени это монополизация производства продукции. Примером тому может служить интеграция с целью продвижения производства в другие регионы.
2. Развитие внутриотраслевой интеграции, т.е. специализация в рамках взаимоотношений до нескольких модификаций продукта, что в дальнейшем за счет «эффекта масштаба» максимально сокращает издержки. Целью интеграции в данном случае является модернизация мощностей отдельной фирмы и обеспечение значительного увеличения объема производства продукции, ведущего к снижению издержек производства и, в первую очередь, относящихся к категории постоянных.
3. Стремление к технологическому отрыву. Эта цель реализуется в рамках концепции «жизненного цикла товара»: стало
много товара в одном регионе - инициируется интеграция с целью производства его в другом регионе, где имеется спрос.
Область применения результатов: региональная экономика.
Выводы. Таким образом, традиционные цели интеграции «игнорируют» роль воспроизводственного подхода. Недооценка роли простого и расширенного воспроизводства факторов производства (и в первую очередь основных фондов и кадрового потенциала), в структуре целей интеграции, отсутствие механизма управления состоянием воспроизводственного аспекта в интеграционных системах снижают уровень реализации стратегических целей.
Оценку интеграционной (конкурентной) способности субъектов региональной экономики целесообразно проводить и на внутреннем рынке, что объясняется главными целями микроинтеграции:
- консолидация ресурсов и факторов производства;
- использование свободного, «необремененного» производством потенциала;
- озабоченность перспективой, т.е. проблемами расширенного воспроизводства.
Цели регионального уровня интеграции прямо или косвенно зависят от включенности воспроизводственного подхода в интеграционные процессы.
Интеграция на уровне фирм отрасли и в межотраслевых формах будет продолжаться, однако реально она будет вестись на рынках товаров, ставших традиционными и товаров массового потребления, производимых с использованием инновационных технологий или технологий, заимствованных у развитых стран - лидеров мировой экономики.
Успешность развития региональной экономики и отдельных её отраслей и субъектов в настоящей социально-экономической и политической ситуации поставлена в зависимость от их включенности в интеграционные процессы всех уровней, выходить на которые целесообразно только, сформировав эффективно реализуемую систему конкурентных преимуществ.
Литература
1. Алексеева Т.В. Управление устойчивым развитием экономических систем региона. Монография. - Орел: Издательство ОРАГС, 2016. - С. 64.
2. Гурфова С.А. Цифровая трансформация сельского хозяйства и АПК // В сборнике: Развитие цифровой экономики: теоретическая и практическая значимость для АПК. Материалы международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 7881.
3. Казова З.М. Цифровизация и налоговая политика // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. - 2019.
- С. 163-165.
4. Дышекова А.А. Тенденции развития макроэкономической ситуации в РФ // В сборнике: Современному АПК - эффективные технологии. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию д.с.-х.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, почетного работника высшего профессионального образования РФ В.М. Макаровой. - 2019.
- С. 137-141.
5. Караева Ф.Е. Глобализация мировых экономических процессов и продовольственная безопасность // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. - 2019. - № 1(23). -С. 92-97.
6. Шокумова Р.Е. Модернизация и развитие инноваций в интегрированных агропромышленных формированиях региона // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. -2020. - №3(29). - С. 173-178.
7. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - С. 63.
References
1. Alekseeva T.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem ekonomicheskih sistem regiona. Mo-nografiya. - Orel: Izdatel'stvo ORAGS, 2016.
- S. 64.
2. Gurfova S.A. Cifrovaya transformaciya sel'skogo hozyajstva i APK // V sbornike: Raz-vitie cifrovoj ekonomiki: teoreticheskaya i prakticheskaya znachimost' dlya APK. Mate-rialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 78-81.
3. Kazova Z.M. Cifrovizaciya i nalogovaya politika // V sbornike: Instituty i mekhanizmy innovacionnogo razvitiya: mirovoj opyt i ros-sijskaya praktika. Sbornik nauchnyh statej 9-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. - 2019. - S. 163-165.
4. Dyshekova A.A. Tendencii razvitiya ma-kroekonomicheskoj situacii v RF // V sbornike: Sovremennomu APK - effektivnye tekhnolo-gii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu d.s.-h.n., professora, zasluzhennogo deyatelya nauki RF, pochetnogo rabotnika vys-shego professional'nogo obrazovaniya RF V.M. Makarovoj. - 2019. - S. 137-141.
5. Karaeva F.E. Globalizaciya mirovyh ekonomicheskih processov i prodovol'stven-naya bezopasnost' // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo GAU. - 2019. - № 1(23). - S. 9297.
6. Shokumova R.E. Modernizaciya i razvitie innovacij v integrirovannyh agropromyshlen-nyh formirovaniyah regiona // Izvestiya Ka-bardino-Balkarskogo GAU. - 2020. - №3(29).
- S. 173-178.
7. Gaponenko A.L. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya: strana, region, go-rod. Uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo RAGS, 2016. - S.63.