УДК 332.135
Пилова Ф. И. Pilova F. I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
METHODOLOGICAL PRINCIPLES, PREREQUISITES AND STAGES OF DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES
В статье анализируются причины, предпосылки, цели и задачи интеграционных процессов, которые дают основание формулировать понятие интеграции, определяя её как условие и способ сохранения, формирования и реализации конкурентных преимуществ национальной экономики и её субъектов. Интеграция и интеграционные процессы являются определяющим фактором и принципом международных отношений, центральным и наиболее важным моментом которых является уровень политического сотрудничества.
Интеграционные процессы носят экономический характер и обусловлены стремлением к повышению экономической эффективности производства. К наиболее важным предпосылкам интеграции относят стремление к более полному и эффективному использованию экономического потенциала и резервов, а также международное разделение труда и развитие международной производственной кооперации. Поиск путей выхода из нарастающих противоречий в рамках мировой системы, решить которые современное рыночное хозяйство стремится посредством региональной экономической интеграции также является условием развития интеграционных процессов в регионе.
Также в статье приводится авторское представление анализа практики и тенденций развития интеграции в виде поэтапного процесса, состоящего из ряда содержательных целевых стадий. Данный анализ показывает, что некоторые стадии развития интеграции теоретически не проработаны и носят формальный характер, что может вызвать у потенциального инвестора чувство недоверия и неуверенности в отношениях с отечественными субъектами интеграции.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы, предпосылки развития интеграции, стадии развития интеграционного процесса.
The article analyzes the reasons, assumptions, goals and tasks of integration processes that give the basis for formulating the concept of integration, defining it as a condition and method of preserving, forming and realizing the competitive advantages of the national economy and its subjects. Integration and integration processes are the determining factor and principle of international relations, the central and most important point of which is the level of political cooperation.
Integration processes are of an economic nature and are caused by the desire to increase the economic efficiency of production. The most important prerequisites for integration include the desire for a more complete and effective use of economic potential and reserves, as well as the international division of labor and the development of international production cooperation. The search for ways out of the growing contradictions within the framework of the world system, which the modern market economy seeks to solve through regional economic integration, is also a condition for the development of integration processes in the region.
Also, the author's presentation of the analysis of practice and trends of integration development are presented in the article in the form of a step-by-step process, consisting of a number of meaningful target stages. This analysis shows that some stages of the development of integration are not theoretically worked out and are of a formal nature, which can cause a potential investor to feel a lack of confidence and uncertainty in relations with domestic subjects of integration.
Key words: integration, integration processes, prerequisites for the development of integration, the stage of development of the integration process.
Пилова Фатима Исмаиловна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 960 428 04 40 E-mail: [email protected]
Pilova Fatima Ismailovna -
Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of Finances, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 428 04 40 E-mail: [email protected]
Введение. Интеграция и интеграционные процессы в последние несколько десятилетий стали определяющим фактором и принципом международных отношений. Центральным и наиболее важным моментом международного взаимодействия является уровень политического сотрудничества. Поэтому процессы, происходящие в её сфере, их тенденции находятся под пристальным вниманием ученых и специалистов как отечественных, так и зарубежных. Преодолеть внутренний кризис и обеспечить полноценную интеграцию Российской Федерации в систему мирохозяйственный связей, возможно при реализации концепции международных связей и участия в международном разделении труда через механизм развития экономической интеграции
[7].
Ход исследования. На межгосударственном уровне взаимодействие сторон происходит путем формирования межнациональных экономических структур (ассоциаций, корпораций, объединений и т.п.) и согласования их поведения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Интеграция и дезинтеграция сегодня являются наиболее очевидными проявлениями основных закономерностей государственных отношений. Причин тому много. Если первая половина 20-го века стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине 20-го века начался обратный процесс: сначала (с 1950-х) новая тенденция получила развитие в Европе, затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы [2].
Интеграционные процессы носят экономический характер и обусловлены стремлением к повышению экономической эффективности производства [3].
Результаты исследования. К основным предпосылкам интеграции можно отнести:
- Стремление к более полному и эффективному использованию экономического потенциала и резервов. Синергетический эффект возникает в результате экономии (эф-
фект экономии на масштабе) и минимизации трансакционных издержек.
- Международное разделение труда и развитие международной производственной кооперации. Сущность данной предпосылки состоит в том, что предприятия различных отраслей отслеживают технологические цепочки в производствах и налаживают связи между собой, специализируясь на изготовлении только отдельных товаров или комплектующих. Международная кооперация характеризуется соучастием персонала предприятий разных стран в одном или нескольких технологически связанных процессах. Примером такой кооперации служат интеграционные формирования, в головных предприятиях которых производится сборка продукции из комплектующих, производящихся на других предприятиях корпорации.
- Стремление к мобилизации активов нескольких субъектов интеграции. Эффект в данном случае возникает в результате быстрого и надежного финансирования инновационных программ или проектно-изыскатель-ских работ.
- Необходимость совершенствования менеджмента в корпоративных формированиях на отраслевом, межотраслевом и межнациональном уровнях интеграции. Растут масштабы производства, объемы вовлекаемых потенциалов, проблемы качества и конкурентоспособности, растут риски предпринимателей, финансовых структур. В силу чего необходим надежный и квалифицированный менеджмент, оперативно координирующий действия и диверсифицирующий риски участников.
- Поиск путей выхода из нарастающих противоречий в рамках мировой системы, решить которые современное рыночное хозяйство стремится через посредство региональной экономической интеграции [1]. Классический вариант региональной экономической интеграции представляет собой Евро-
пейское экономическое сообщество (ЕЭС). Целью его создания было постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами - участниками, установление общего таможенного тарифа в торговле между третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, разработка единой отраслевой политики, унификация налоговой системы и др.
- Стремление обеспечить воспроизводство факторов производства в условиях хорошей перспективы по выпуску продукции (услугам) или дефиците собственных источников денежных средств. В данном случае фирма (отрасль) разрабатывает бизнес-план стратегического развития и представляет инвесторам (участникам интеграции) аргументы в пользу своей инвестиционной привлекательности.
К числу важных предпосылок интеграции можно отнести и стремление получить стратегические преимущества в сбыте и снабжении, к повышению статуса в экономических процессах перед инвестором, улучшение делового имиджа.
С методологической позиции интеграция -это то, что определяет развитие системы на двух основных уровнях:
- микро - через создание транснациональных корпораций;
- макро - через межгосударственное согласование экономической политики.
Интеграция, развиваясь, прошла как минимум три этапа:
Первый - это этап, преследовавший цель отмены таможенных преград, формирование «свободных зон».
Второй - это этап формирования общего рынка, когда ликвидировались барьеры на пути перемещения рабочей силы и капитала.
Третий - этап создания экономических союзов с межгосударственным регулированием социально-экономических процессов. При этом участники интеграционных образований отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов.
Не трудно заметить, что цели и задачи развивающейся интеграции «укладываются» в основном в проблему совершенствования социально-экономических отношений.
Экономические и технологические факторы интеграции, имея в своем целеполагании
положительные мотивы, реализуются, преодолевая стремления партнеров к сохранению национальной самобытности. Формирование глобализованного мира сопровождается формированием условий, затрудняющих интеграцию для тех, кто не способен адаптироваться к требованиям международного взаимодействия и сотрудничества [8].
Альтернативы интеграции с положительными ожиданиями не существует, однако её успешность обусловлена рядом условий, в числе которых:
1. Необходимость механизмов компенсации издержек субъектов интеграции, которые могут возникнуть вследствие снятия национальных протекционистских мер.
2. Общность социально-экономических проблем, при этом существенное значение имеет политическая стабильность внутри страны, так как существует оппозиция, проповедующая национальную самодостаточность.
3. Близость мотивов (предпосылок) интеграции.
4. Наличие свободных или взаимодополняющих ресурсов.
5. Четкое определение границ интеграции, при которых сохраняются основы и принципы демократических структур, и национальные суверенитеты.
6. Умение договариваться - находить компромисс в целях и интересах.
Интеграционные процессы и их бесконфликтное протекание, ведущее к достижению декларированных задач, реализуемо, если четко сформулированы мотивы, оценены условия и выбраны эффективные организационно-правовые формы [6].
Процессу интеграции противостоит противоположный процесс - дезинтеграция, обусловленный сохраняющейся в мировой экономике тенденцией к «суверенизации». Опасность дезинтеграционных процессов в том, что создаются условия для развития кризиса безопасности на региональном уровне: постепенная передача части полномочий региональных субъектов, взаимоприспособление и, наконец, экономическое слияние, по сути, ведет к их ликвидации.
Анализ практики и тенденций развития интеграции позволяет нам представить её в виде этапного процесса, состоящего из ряда содержательно-целевых стадий (см. рис. 1).
- 0.1,2 ... 6 - стадии интеграции.
Рисунок 1 - Стадии развития интеграционного процесса
Стадия интеграции - 0, - это стадия осознания необходимости интегрироваться. Когда потенциал субъекта не может быть реализован самостоятельно или когда инновационные идеи и замыслы настолько наукоемкие, ресурсно-затратные, что для их реализации субъект испытывает дефицит собственного потенциала. Инновационно развивающаяся экономика обречена на необходимость прибегнуть к использованию основного принципа интеграционных отношений - «взаимодействие», т.к. всегда испытывают или необходимость в инвестициях или возможность поделиться капиталом с другими.
Стадия интеграции - 1 - «Согласование целей интеграции». На этой стадии предварительно принято решение об интеграции, выбраны участники и согласовываются цели интеграции. Названные выше предпосылки зарождения интеграционных процессов обуславливают и её цели, которыми могут быть:
- консолидация ресурсов всех или конкретных видов;
- защита от конкуренции и повышение статуса в сфере деятельности;
- получение дивидендов за счет «масштаба деятельности»;
- диверсификация и воспроизводство производственного потенциала;
- взаимодополняемость в решении инновационных программ;
- снижение рисков, обеспечение производственной и финансовой стабильности;
- развитие отраслевой, межотраслевой, межгосударственной кооперации с задачами обеспечения управляемости жизненно важными отраслями;
снижение трансакционных издержек;
- формирование единого налогового и таможенного пространства и другие.
Стадии интеграции 2 и 3 - «Оценка использования избыточных ресурсов» и «Комбинирование взаимодополняющих ресурсов», - когда под согласованные цели формируется ресурсное обеспечение. Его источниками могут служить:
- избыточные ресурсы субъектов (материальные, финансовые, интеллектуальные, природные и т.п.);
взаимодополняющие ресурсы, т.е. кон-
солидированное обеспечение функционирующими ресурсами.
В первом случае оцениваются возможности использования свободных «необремененных» производством ресурсов, объемы и направления их активизации. Во втором случае, - рассматривается возможность дозагрузки ресурсных потенциалов с задачей повышения эффективности их использования.
Если использование избыточных ресурсов выгодно и целесообразно на высоких уровнях интеграции, то дозагрузка работающего капитала эффективна в региональных формах интеграции и кооперации.
Стадия интеграции - 4 - «Согласование форм интеграции», - на этой стадии определяется организационно-правовая форма сотрудничества (ассоциация, корпорация, конгломерат и т.п.). По существу на этом этапе формируется «учредительный договор», распределяются полномочия, ответственность, сроки и объемы выполняемых работ, финансовое сопровождение, распределение прибылей и убытков. На этой же стадии устанавливаются нормы и правила перемещения людей и капитала. Этот этап интеграции на данный
момент менее проработан, недооценен участниками интеграции, а потому снижает эффективность и результативность самой интеграции.
Стадия интеграции - 5 - «Согласование менеджмента» - одна из сложно организуемых стадий, поскольку определяются органы и механизмы управления субъектами интеграции. Именно на этой стадии происходит «отчуждение части суверенитета» в пользу региональных и межнациональных структур. Решаются вопросы источников, полноты и достоверности информационного обеспечения. Сложность переговорного процесса на этой стадии обусловлена стремлением интегрирующихся сторон к сохранению своих производственных, отраслевых и национальных интересов. Несмотря на согласованность вопросов по всем предыдущим стадиям интеграции, она может быть приостановлена ввиду неготовности её субъектов к уступкам или компромиссам в области имиджевых, статусных или национальных интересов. Согласование вопросов управленческого характера является отправным сигналом запуска всех содержательных программ, призванных решать интеграционные цели и задачи [5].
Стадия интеграции - 6 - «Оценка стратегии взаимодействия». Здесь устанавливаются целесообразность расширения или углубления сотрудничества на последующие периоды, определяются его направления, потенциальные цели и программы и возможности их ресурсного, инвестиционного и инновационного обустройства. Разрабатываются договора и предварительные соглашения. Осуществляется экспертная оценка. Оцениваются по-
Литература
1. Безродная Н.И., Гилина Т.Г. Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования; под науч. ред. проф. С.Ю. Авакова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ. 2004. 292 с.
2. Гринберг Р.С., Татаркин А.И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2008. 532 с.
3. Гумеров Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал. 2002. №5-6. С. 26.
следствия и риски, включая экологическую безопасность. Данная стадия в интеграции является неотъемлемой составляющей масштабных программ и проектов регионального и межгосударственного сотрудничества.
Исследование и показало, что стадии 4, 5 и 6 теоретически не проработаны, не стали приоритетными в практике обустройства интеграционных отношений, в организационно-нормативных аспектах интеграции носят формальный характер, отчего у «цивилизованного инвестора» вызывают чувство недоверия и неуверенности в отношениях с отечественными субъектами интеграции [4].
Область применения результатов: региональная экономика.
Выводы. Анализ причин, предпосылок, целей и задач интеграционных процессов дает основание уточнить формулировку понятия интеграции, определяя её как - «условие и способ сохранения, формирования и реализации конкурентных преимуществ национальной экономики и её субъектов». Целевой аспект в данном определении интеграции делает интеграционную процедуру более открытой и более честной на любом уровне и в любой форме интеграции. Несмотря на то, что некоторыми исследователями глобализация рассматривается как самостоятельный процесс, идущий наряду с интеграционными процессами, - «взаимодополняющие друг друга процессы», - нам представляется, что данное нами определение интеграции не только не противоречит сущности происходящей глобализации, но и более полно её характеризует.
References
1. Bezrodnaya N.I., Gilina T.G. Zakonomer-nosti i problemy funktsionirovaniya i razvitiya ekonomiki regiona: teoreticheskiy i prikladnoy aspekty issledovaniya; pod nauch. red. prof. S.Yu. Avakova. Taganrog: Izd-vo TIUiE, 2004. 292 s.
2. Grinberg R.S., Tatarkin A.I. Ocenka so-cial'no-ekonomicheskih posledstvij prisoedine-niya Rossii k VTO. M.: Ekonomika, 2008. 532 s.
3. Gumerov R. Voprosy razvitiya integriro-vannyh korporativnyh struktur v agropromysh-lennom komplekse // Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal. 2002. №5-6. S. 26.
4. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. ... канд. экон. наук: 12.11.10 / ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.
5. Сапиро Е.С., Миролюбова Т.В. Источники риска регионального экономического роста // Экономика региона. 2013. №1. С. 3949.
6. Сафонова Л.А. Интеграция России в мировое информационное §ространство: (проблемы и перспективы). Новосибирск: СибГУ-ТИ, 2012. 139 с.
7. Созаева Т.Х. Стратегия развития региональной экономической интеграции в условиях формирования новой архитектуры национального хозяйства: монография. Нальчик: КБГСХА, 2003. 124 с.
8. Фетисова Г. Прогнозирование будущего: новая парадигма; под ред. Г. Фетисова, В. Бондаренко. М.: Экономика, 2008. 283 с.
4. Pilova F.I. Integraciya kak faktor povy-sheniya effektivnosti funkcionirovaniya region-al'noj ekonomiki (na materialah Kabardino-Balkarskoj respubliki): dis. ... kand. ehkon. nauk: 12.11.10 / IIPRU KBNC RAN.- Nal'chik, 2010. S. 174.
5. Sapiro E.S., Mirolyubova T.V. Istochniki riska regional'nogo ekonomicheskogo rosta // Ekonomika regiona. 2013. №1. S. 39-49.
6. Safonova L.A. Integraciya Rossii v miro-voe informacionnoe prostranstvo: (problemy i perspektivy). Novosibirsk: SibGUTI, 2012. 139 s.
7. Sozaeva T.H. Strategiya razvitiya region-al'noj ehkonomicheskoj integracii v usloviyah formirovaniya novoj arhitektury nacional'nogo hozyajstva (monografiya). Nal'chik: KBGSKHA, 2003. 124 s.
8. Fetisova G. Prognozirovanie budushchego: novaya paradigma; pod red. G. Fetisova, V. Bon-darenko. M.: Ehkonomika, 2008. 283 s.