УДК 334.72
Пилова Ф. И. Pilova F. I.
МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ФОРМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ - АССОЦИАЦИЯ INTER-BRANCH FORM OF REGIONAL INTEGRATION - ASSOCIATION
Представленная статья посвящена рассмотрению и анализу принципов формирования различных форм интеграционных процессов, протекающих в региональной экономике. Интеграционные процессы в последнее десятилетие становятся определяющей тенденцией развития экономических отношений. В сложившихся условиях для регионов особое значение приобретают различные формы межотраслевой интеграции и механизмь управления ею.
В работе автор описывает и анализирует структуру, цели и задачи такой формы региональной интеграции, как межотраслевая ассоциация. Межотраслевая ассоциация как наиболее распространенная форма взаимодействия отраслей экономики региона должна обустраиваться блоками функций. Обеспечение эффективного обустройства функций корпоративного менеджмента и рентабельной реализации свободных потенциалов предприятий, входящих в ассоциацию станет гарантией конкурентоспособного функционирования отраслей региона. А при отработанной квалиметриче-ской системе контроля и оценки конечных результатов деятельности станут реальными оценка и стимулирование эффективно взаимодействующих участников интеграционных формирований. Демократизация экономики, расширение сфер деятельности рыночных отношений, глобализация требуют новой, адекватно складывающейся в экономике региона ситуации, роли отраслевого министерства и иной формы его взаимодействия с подведомственными предприятиями.
Ключевые слова: интеграционные процессы, региональная экономика, региональная форма интеграции, межотраслевая ассоциация.
The article is devoted to the analysis and analysis of the principles of the formation of various forms of integration processes taking place in the regional economy. Integration processes in the last decade have become a defining trend in the development of economic relations. Under the current conditions, different forms of inter-industry integration and mechanisms for its management are of particular importance for the regions.
In the work the author describes and analyzes the structure, goals and tasks of such a form of regional integration, as an intersectoral association. Interindustry association as the most common form of interaction between the regional economic sectors should be equipped with blocks of functions. Ensuring the effective arrangement of the functions of corporate management and the cost-effective realization of the free potentials of enterprises belonging to the association will guarantee the competitive functioning of the regional industries. And with the established qualitative system of monitoring and evaluation of the final results of activities, it will be realistic to evaluate and stimulate effectively interacting members of integration groups. Democratization of the economy, expansion of the spheres of market relations, globalization require a new situation that is adequately developing in the regional economy, the role of the sectoral ministry and other forms of its interaction with subordinate enterprises.
Key words: integration processes, regional economy, regional integration form, intersectoral association.
Пилова Фатима Исмаиловна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 960 428 04 40 E-mail: [email protected]
Pilova Fatima Ismailovna -
Сandidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 428 04 40 E-mail: [email protected]
Введение. Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе.
Процесс экономической интеграции сложен и противоречив. Он обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами, хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых факторов производства, переросших рамки национальных хозяйств.
Региональная форма интеграции - это когда ее участники (учредители), находясь в разных сферах деятельности и разных организационно-правовых формах, интегрируют ресурсы (производственный, финансовый и социальный потенциалы) с целью решения социально-экономических проблем региона. Региональная интеграция осуществляется в едином правовом и экономическом пространстве. На уровне региона эффективно реализуются два взаимосвязанных направления развития общественного разделения труда -отраслевое и территориальное [5].
Ход исследования. Экономика региона характеризуется рядом специфических черт, способствующих интеграционным процессам: открытый характер, встроенность в процесс воспроизводства в масштабах страны; зависимость от межтерриториальной интеграции; административная самостоятельность.
Процесс формирования отраслевых и межотраслевых ассоциаций с воспроизводственным подходом находится сейчас на стадии поиска оптимальных форм сотрудничества, взаимодействия, ответственности и управления.
Именно отраслевые цели: обмен резервами и ресурсами, эффективное использование имеющихся производственных и финансовых потенциалов, обеспечение качества продукции и услуг, формирование общего рынка эффективно реализуются горизонтальными формами интеграции и кооперации.
К вертикальным формам интеграции: «объединение - ассоциация», «ассоциации -министерства», «ассоциации - региональные органы управления» и т.д. целесообразно прибегать с целью решения социально-
экономических проблем региона, привлекая нереализованные экономические потенциалы смежных отраслей.
Однако следует обратить внимание на то, что ядром любой формы экономической интеграции являются её участники - предприятия и организации. Успешность интеграции, какие бы цели она перед собой не ставила - это, прежде всего, эффективная деятельность каждого конкретного предприятия - ее учредителя.
В связи с чем, организация деятельности межотраслевых и региональных форм интеграции не должна ни на практике, ни в исследованиях, ни в проектах ограничиваться решением только внешних задач. Внешние проблемы, будучи чрезвычайно важными и актуальными для региона или страны, все-таки зависимы от внутренних проблем учредителей интеграционных формирований. Иными словами, базой и гарантией успешности межотраслевых и региональных форм интеграции служит конкурентоспособная и финансово устойчивая деятельность её участников.
Интеграционные процессы в последнее десятилетие становятся определяющей тенденцией развития экономических отношений. В сложившихся условиях для регионов особое значение приобретают различные формы межотраслевой интеграции и механизмы управления ею [1].
Результаты исследования. Межотраслевая ассоциация как наиболее распространенная форма взаимодействия отраслей экономики региона должна обустраиваться следующими блоками функций (рис. 1).
Блок производственных функций, с задачами - содействия объединению на добровольных началах юридических лиц, без утраты статуса и ущемляющих обстоятельств. Отношения между членами ассоциации могут быть построены на различной организационно-правовой форме: от сотрудничества на договорных началах до образования «чистого холдинга». Цель блока - объединение производственных потенциалов на корпоративной заинтересованности и обеспечение его загрузки адекватной рыночному спросу.
Фннансовый блок с задачей - создания механизма финансового обеспечения решения общих задач текущего и стратегического значения, включая бюджетирование из различных источников денежных средств и лизингово-факторинговые операции, а также формирование финансовых резервов и фондов. Это блок воспроизводства инвестиционных источников.
Рисунок 1 - Основные блоки функций межотраслевой ассоциации [3]
Блок развития - это блок функций, формирующий и обеспечивающий реализацию отраслевой стратегии развития структурных подразделений ассоциации. Здесь осуществляются маркетинговые исследования, разработка бизнес-планов, разрабатываются планы повышения производственного потенциала предприятий, входящих в ассоциацию, координация межотраслевых ресурсов. Это блок расширенного воспроизводства.
Блок рентабельности - это блок функций с задачей обеспечения рентабельного производства продукции и иных результатов деятельности предприятий и организаций ассоциации. Механизм достижения цели связан с расчетом суммы минимально необходимой прибыли, обеспечивающей отраслевой уровень рентабельности.
Блок менеджмента, цель блока - создание и реализация механизма корпоративного управления.
Информационно-координационный блок - с задачами информационного обслуживания и координации использования производственного, материального, финансового и социального (кадрового) потенциалов предприятий и организаций участников отраслевой интеграции.
Обеспечение эффективного обустройства функций корпоративного менеджмента и рентабельной реализации свободных потенциалов предприятий, входящих в ассоциацию, станет гарантией конкурентоспособного функционирования отраслей региона, а при отработанной
квалиметрической системе контроля и оценки конечных результатов деятельности станут реальными оценка и стимулирование эффективно взаимодействующих участников интеграционных формирований.
Ассоциации низшего уровня интеграции, учреждая межотраслевую или региональную ассоциацию предъявляют свои неиспользуемые резервы и инновационный потенциал, в совокупности характеризующие их инвестиционную привлекательность. Задачей межотраслевой ассоциации становится формирование портфеля проектов и программ социально-экономического развития региона, решение которой опирается на:
- цели первого уровня, - обеспечение эффективного использования резервов экономического развития предприятий соответствующих отраслей (цели воспроизводственного характера);
- цели второго уровня, - обеспечение реализации программ социально-экономического развития отраслей и региона, используя их инновационные потенциалы.
Для осуществления обозначенной двуединой цели, ассоциация должна обладать эффективным организационным обеспечением. На рисунке 2 представлен возможный вариант структуры целей и административного обеспечения ассоциации.
Предлагается решать цели первого уровня через обеспечение ответственного соучастия в формировании положительных тенденций показателей деловой активности уч-
Рисунок 2 - Ассоциация: структура, цели и задачи
редителей ассоциации, а цели второго уровня - через обеспечение положительной динамики показателей инвестиционной привлекательности субъектов региональной экономики. Организационное обеспечение решается созданием централизованных отделов и служб, в том числе:
- информационно-аналитического центра, со службой мониторинга и оценок, обеспечивающего оперативный контроль и оценку состояния показателей деловой активности и инвестиционной привлекательности по каждому предприятию учредителя ассоциации;
- централизованную службу маркетинга, со службой формирования портфеля проектов и программ;
- службу комплексного менеджмента, с отделом консультантов, и задачей внедрения на предприятиях отраслей - учредителей производственного, финансового и социального (кадрового) менеджментов;
- центра подготовки и повышения квалификации специалистов субъектов ассоциации. Решение проблем кадрового воспроизводства.
Область применения результатов: региональная экономика.
Выводы. Демократизация экономики, расширение сфер деятельности рыночных отношений, глобализация требуют новой, адекватно складывающейся в экономике региона ситуации, роли отраслевого министерства и иной формы его взаимодействия с подведомственными предприятиями.
В цепи «Министерство - предприятие -персонал» в прежние времена связующим звеном была «подчиненность». В нынешних условиях она заменена «самостоятельностью» - практически растворившей столь необходимые связи. Самостоятельность - как важное условие рыночных отношений, в целях сохранения самой цепи и обеспечения эффективного функционирования отдельных ее звеньев, должна дополняться механизмом ответственности и взаимной востребованности. К сожалению, до настоящего времени отношения между отраслевым министерством и его «свободными» предприятиями на принципе взаимной востребованности не отлажены.
Решение же проблемы не столько в изменении структуры и функций как самого министерства и подведомственных ему предприятий, сколько в повышении их роли в развитии региональных форм интеграции. Так, за министерствами целесообразно сохранение таких функций как:
• оценка класса предприятий, - уровень конкурентоспособности и инновационной привлекательности;
• диагностика и мониторинг показателя «деловой активности», - оценка оборачиваемости используемых предприятиями средств производства в динамике (рентабельность актива и собственных источников средств, запас финансовой прочности и рентабельность продаж);
• разработка совместно с предприятиями программ тактического и стратегического развития и содействие их реализации;
• обеспечение надлежащего состояния компонентов, определяющих тендероспособ-ность как самого предприятия, так и его продукции и услуг (технико-эксплуатационной и финансово-экономической готовности, состояние и эффективность производственного и финансового менеджмента, наличие эффективной системы управления персоналом);
• подготовка и повышение квалификации производственного и управленческого персонала.
Для организации и исполнения перечисленных функций не требуется увеличение персонала министерства, скорее наоборот.
Литература
1. Бердиев С.Г. Институциональная роль предпринимательских организаций в системе региональных интеграционных взаимодействий // Экономика и управление. 2009. № 2/5 (42). С. 62-66.
2. Дохолян С.В., Петросян В.З. Региональные интегрированные корпоративные структуры. М.: Наука, 2008. C. 289.
3. Ермалинская Н.В. Развитие интеграционных процессов в системе регионального АПК: тенденции, особенности, проблемы и экономическая оценка результатов // Псковский регионологический журнал. 2010. № 9. С. 32-42.
4. Мишагина М.В., Касаикина К.М. Влияние интеграционных процессов на развитие региональной экономики // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8(26). C. 22-27.
5. Попов А.А. Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Воронеж, 2004. 225 с.
6. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. канд. экон. наук: 12.11.10 / ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.
7. Туфетулов А.М. Инновационные предпосылки интеграционных процессов трансформации экономической структуры региональной экономики // Транспортное дело России. 2009. № 2. C. 34-35.
References
1. Berdiev S.G. Institutsionalnaya rol pred-prinimatelskikh organizatsiy v sisteme regional-nykh integratsionnykh vzaimodeystviy // Eko-nomika i upravlenie. 2009. № 2/5 (42). S. 6266.
2. Dokholyan S.V., Petrosyan V.Z. Regio-nalnye integrirovannye korporativnye struktury. M.: Nauka, 2008. C. 289.
3. Ermalinskaya N.V. Razvitie integratsionnykh protsessov v sisteme regiona'nogo APK: tendentsii, osobennosti, problemy i ekonomi-cheskaya otsenka rezultatov // Pskovskiy regio-nologicheskiy zhumal. 2010. № 9. S. 32-42.
4. Mishagina M.V., Kasaikina K.M. Vliyanie integratsionnykh protsessov na razvitie regio-nalnoy ekonomiki // Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2014. № 8(26). S. 22-27.
5. Popov А.А. Integratsiya khozyaystvuyu-schikh subktov v rynochnoy ekonomike. Voronezh, 2004. 225 s.
6. Pilova F.I. Integratsiya kak faktor povy-sheniya effektivnosti funktsionirovaniya regio-nalnoy ekonomiki (na materialakh Kabardino-Balkarskoy respubliki): dis. kand. ekon. nauk: 12.11.10 / IIPRU KBNTS RAN. Nalchik, 2010. S. 174.
7. Tufetulov АM. Innovatsionnye predpo-sylki integratsionnykh protsessov transformatsii ekonomicheskoy struktury regionalnoy ekonomiki // Transportnoe delo Rossii. 2009. № 2. S. 34-35.