РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА
УДК 338: 911. 3
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Ф.И. ПИЛОВА, А.Б. ФИАПШЕВ
ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М
. Кокова»
В статье проведен анализ проблем интеграционных тенденций с позиции исследования того, какие перемены открываются перед государствами, регионами, отраслями и направлениями в социально-экономической и политической сферах их деятельности. Выявлено, что на межгосударственном уровне интеграция как процесс формирования механизмов взаимодействия и взаимоприспособления решает проблемы межнационального характера: создание «общего рынка», либерализация условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов и т.п. Проведенные исследования позволили предложить структуру для регионального уровня кооперации в рамках промышленных предприятий.
В условиях усиливающейся конкуренции осознание того, что в одиночку субъектам экономики выживать практически невозможно, привело к тому, что значительно усилились интеграционные процессы. Начали развиваться многочисленные региональные и межрегиональные, отраслевые и межотраслевые торгово-экономические блоки, финансовые союзы и т. п. Интеграционные процессы становятся определяющими тенденциями в экономических, социальных и иных сферах деятельности.
Одним из важных условий регионального развития является расширение и углубление отраслевой и межотраслевой интеграции. Под интеграцией чаще понимается объединение в единое целое каких-либо компонентов хозяйствующих субъектов, процесс их взаимного приспособления и соподчинения интересов [3]. До настоящего времени интеграция как объект и субъект исследования характеризовалась с позиции механизма развития устойчивых экономических связей, разделения труда, охватывающего его внешнеэкономический обмен и сферу производства [2].
С методологической позиции интеграция - это то, что определяет развитие системы на двух основных уровнях [1, 4]:
- микро - через создание транснациональных корпораций;
- макро - через межгосударственное согласование экономической политики. Интеграция, развиваясь, прошла как минимум три этапа:
- первый - это этап, преследовавший целью отмену таможенных процессов, формирования «свободных зон»;
- второй - этап формирования общего рынка, когда ликвидировались барьеры на пути перемещения рабочей силы и капитала;
- третий - этап интеграции, предполагающий создание экономических союзов с межгосударственным регулированием социально-экономических процессов.
Таким образом, эволюция форм развития экономической интеграции, реализация цели объединения социально-экономических процессов европейских государств осуществлялись
81
последовательно через упразднение торговых барьеров, единой системы пошлин, формирование единой экономической политики по отношению к «третьим странам» и унификацию своих систем государственного регулирования экономики. Иными словами, через интеграцию формировались, главным образом, внешние экономико-правовые оболочки обеспечения сотрудничества участников кооперированных связей, в меньшей степени затрагивающие проблемы внутриотраслевого и межотраслевого характера, как на региональном уровне, так и на уровне отдельных предприятий.
Однако не меньшую значимость представляют и интеграционные процессы регионального уровня, внутриотраслевого и межотраслевого характера, приобретающие формы объединений или ассоциаций. Преследуемый результат данного уровня кооперационных процессов - это оздоровление производственно-финансовой деятельности предприятий-учредителей и повышение уровня социально-экономического развития региона.
Региональная форма интеграции - это когда ее участники (учредители), находясь в разных сферах деятельности и разных организационно-правовых формах, интегрируют ресурсы ( производственный, финансовый и социальный потенциалы) с целью решения социально-экономических проблем региона. Региональная интеграция осуществляется в едином правовом и экономическом пространстве. На уровне региона эффективно реализуются два взаимосвязанных направления развития общественного разделения труда - отраслевое и территориальное.
Экономика региона характеризуется рядом специфических черт, способствующих интеграционным процессам [5]:
- открытый характер - встроенность в процесс воспроизводства в масштабах страны;
- зависимость от межтерриториальной интеграции;
- административная самостоятельность.
Активизация межгосударственных интеграционных процессов, усиление конкурентных позиций участников глобализационных процессов обусловливают поиск конкурентных преимуществ отраслями экономики регионального уровня.
На рис. 1 представлены формы развития интеграционных процессов на региональном уровне - А, Б, В и Г.
Названные формы характеризуются:
А - когда интегрируются предприятия одной отрасли при пассивной роли соответствующего министерства. Это первичный уровень интеграции, опирающийся на договорную форму сотрудничества.
Б - это уровень интеграции, когда в систему управления объединений (ассоциаций) активно включается отраслевое министерство, департамент, неся долю ответственности за экономическое состояние подведомственных предприятий и организаций.
В - это уровень межотраслевой интеграции, чаще применяемый при решении региональных социально-экономических задач. Отраслевые министерства создают при этом межотраслевые механизмы координации ресурсов, оставаясь пассивными, т.е. практически непричастными к формированию результатов функционирования корпоративных форм хозяйствования и особенно их учредителей.
Г - это наиболее совершенный уровень кооперации, при которой, и это главное, формируются межотраслевые формы управления интеграционными процессами на региональном уровне, что предполагает активную позицию отраслевых министерств в выработке, принятии и реализации управленческих решений и солидарную ответственность за их результаты.
81
Менее проработанными аспектами региональной интеграции были и остаются проблемы формирования механизмов перевода министерств из пассивной позиции в активную и оценочную форму сотрудничества с кооперирующимися предприятиями и организациями региона.
Анализ содержательных характеристик названных форм региональной интеграции позволяет сделать вывод, что каждая из них на определенных этапах экономического развития региона актуальна и что на отраслевом уровне интеграционные процессы должны строиться по модели «Б», а межотраслевые - по модели «Г».
Г
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ
В
Б
ОТРАСЛЕВОЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ
А
Рис. 1. Региональный межотраслевой уровень интеграционных процессов
Демократизация экономики, расширение сфер деятельности рыночных отношений, сведение роли государства до уровня исполнения функций формирования конкурентной среды во всех сферах экономики, управления предпринимательским потенциалом, создания действенного правового поля функционирования рыночных отношений требуют новой роли
81
отраслевых министерств, адекватной складывающейся в экономике региона ситуации,.
Являясь исполнительной структурой системы государственного управления, нынешние отраслевые министерства с невысоким процентом успешности решают названные выше функции.
В цепи «министерство - предприятие - персонал» в прежние времена связующим звеном была «подчиненность». В нынешних условиях она заменена «самостоятельностью», практически растворившей столь необходимые связи, и в целях обеспечения эффективного взаимодействия компонентов цепи должна быть дополнена механизмами востребованности и ответственности ее участников. К сожалению, до настоящего времени еще не сформировались эффективные механизмы взаимовостребованного сотрудничества между «свободными» предприятиями и их отраслевыми министерствами.
Решать проблему необходимо с помощью комплексных мер, направленных на совершенствование структуры и функций министерств и предприятий, разработку корпоративного механизма управления с квалиметрической системой оценки его результатов. При этом необходимо сохранять приоритетную роль предприятия как первичного объектно-субъектного звена интеграции. Распределение полномочий и ответственности должно адекватно соответствовать доле участия в производстве и реализации продукции и услуг участников интеграционного образования. Структура функций управления по уровням интеграции «предприятие - объединение - ассоциация» должна носить преемственный характер, а их содержательное наполнение быть более масштабным с повышением уровня интеграции. В результате каждый последующий уровень интеграции приобретет:
- реальную возможность влиять на конечные результаты работы субъектов предыдущего уровня интеграции;
- солидарную ответственность за конечные результаты работы субъектов предыдущего уровня интеграции;
- возможность быть поощренным при условии успешного результата кооперированного сотрудничества и наличии квалиметрической системы, объективно оценивающей качество этого результата;
- востребованность в своих услугах.
Результаты проведенного в рамках промышленных предприятий Кабардино-Балкарской Республики исследования позволяют предложить следующую структуру функций для регионального уровня кооперации (рис. 2).
81
Рис. 2. Основные функции межотраслевой ассоциации
Содержательное наполнение каждого блока функций, адекватное полномочиям каждого уровня интеграции при отработанной квалиметрической системе контроля и оценке результатов работы субъектов ассоциации может стать механизмом реализации и адаптации интеграционного подхода к развитию социально-экономической системы региона.
С учетом указанных выше обстоятельств можно следующим образом определить специфические цели применения интеграционного подхода к развитию социально-экономической системы региона:
- модернизация воспроизводственного процесса в расширенном пространстве межрегионального взаимодействия;
- умножение потенциала развития социально-экономических систем взаимодействующих между собой регионов;
- снижение межрегиональных барьеров на пути потоков факторов и результатов производства;
- гармонизация социальной среды взаимодействующих регионов;
- формирование качественно новых институтов, обеспечивающих развитие расширенного пространства межрегионального взаимодействия.
Обобщая сформулированные выше цели, можно сделать вывод о том, что интеграционный подход стратегически ориентирован на повышение эффективности социально-экономического развития системы региона, оптимизацию пространственной организации национальной экономики России и нахождение рациональной траектории ее вхождения в состав глобальной хозяйственной системы. Указанная стратегическая ориентация предполагает обоснование соответствующего способа и институциональных условий применения интеграционного подхода к развитию социально-экономической системы региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: Изд-во « АСА». 1994. 624 с.
2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Финансы, ЮНИТИ. 1998. 727 с.
3. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Под редакцией Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 2001. 544 с.
4. Сергеев С.Ю. Международные экономические отношения. Курс лекций. М.: ИДЦ « Маркетинг». 2000. 328 с.
5. Созаева Т.Х. Стратегия развития региональной интеграции в условиях формирования новой архитектуры национального хозяйства. Нальчик: КБГСХА. 2003. 124 с.
SOME PROBLEMS OF REGIONAL INTEGRATION F.I. PILOVA, A.B. FIAPSHEV
In this article the authors performed an analysis of problems of integration tendencies from a position of research of the changes that open before the states, regions, branches and directions in social, economic and political spheres of their activity. It is revealed that at interstate level integration
81
as process of formation of mechanisms of interaction and mutual adaptation solves problems of international character: creation of "the general market", liberalization of conditions of barter and movement of industrial resources, etc. Researches carried out have allowed to offer a structure for regional level of cooperation within the limits of the industrial enterprises.
Работа поступила 18. 09. 2009 г.
81