Научная статья на тему 'Социально-экономическое взаимодействие регионов: тенденции развития новых систем управления'

Социально-экономическое взаимодействие регионов: тенденции развития новых систем управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Г. Ф., Яковлева Е. А., Белоусов А. В.

На основе системного, комплексного подхода к анализу выявлены и оценены основные этапы становления и развития ассоциации «Центрально-Черноземная». Раскрыты формы, методы и механизмы стабилизации и развития региональной экономики и совершенствования управления на территориальном, отраслевом, межотраслевом и межрегиональных уровнях. Определены комплексные меры по улучшению работы ассоциации как нового субъекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое взаимодействие регионов: тенденции развития новых систем управления»

в формировании стратегии координируемого сотрудничества, предполагающей рациональное совместное использование распределенных ресурсов.

литература

1. Говорова Н. Конкурентоспособность -основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 25-31.

2. Гутник В. Интеграционное сотрудничество российских регионов в Евросоюзом / В. Гутник // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 2. - С. 32-39.

3. Концепция развития промышленности Воронежской области на период до 2015 года.

4. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики региона / С.Н. Смирнов, Ю.В. Симачев и др.: М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 64 с.

5. Паспорт Воронежской области за 1998, 2000, 2003-2005 годы. Воронеж. 2006. - С. 8.

6. Политика социально-экономического развития регионов / Под ред. И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского. Воронеж, ВГУ, 2002. - С. 86.

7. Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами / И. Прангишвили // Проблемы теории и практики управления. -2006. - №2. - С. 24-31.

удк 338.24(1-32):334

г. Ф. Федоров, е. а. Яковлева, а. В. Белоусов

социально-экономическое взаимодействие регионов: тенденции развития новых систем управления

На основе системного, комплексного подхода к анализу выявлены и оценены основные этапы становления и развития ассоциации «Центрально-Черноземная». Раскрыты формы, методы

и механизмы стабилизации и развития региональной экономики и совершенствования управления на территориальном, отраслевом, межотраслевом и межрегиональных уровнях. Определены комплексные меры по улучшению работы ассоциации как нового субъекта

управления.

Результаты исследования показывают, что на совершенствование организационно-экономического механизма региональной экономики, территориального, отраслевого и межотраслевого взаимодействия важнейшее влияние оказывают Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на период до 2010 года. С учетом перенесения на региональный уровень центра тяжести фактического решения большинства социально-экономических проблем в вышеназванном документе большое внимание уделено первоочередным вопросам комплексного развития сельских территорий, усиления при этом научного, консультационного и кадрового обеспечения, а также совершенствования систем управления, обусловленных становлением

рыночных отношений, процессами кооперации и интеграции. Эффективность этих взаимосвязей тем более важно в условиях практической реализации основных мероприятий и параметров приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по таким направлениям, как «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» [1].

Все более актуальной становится отработка наиболее прогрессивных форм участия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики, а

также создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства страны и ее регионов. Именно этим перспективным задачам посвящены статьи 15, 16 и 17 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации в декабре 2006 года) [2].

Как показывает ретроспективный анализ, новые задачи региональной политики и региональной стратегии нашли отражение в тенденциях, вызванных необходимостью укрепления многообразных связей между экономическими районами и внутри них. При этом, по нашему мнению, реалии рыночных преобразований все больше выдвигают на первый план задачи не только увеличения вклада регионов в трансформируемую экономику России, но и достижения баланса интересов государства и регионов в их устойчивом социально-экономическом развитии.

Позитивным в этом отношении считаем становление ассоциаций экономического взаимодействия, организационное оформление, в частности, ассоциации «Черноземье», начало которому было положено в октябре 1991 года. Именно тогда добровольно объединились 9 областей: Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Тамбовская и Тульская. Руководители исполнительных и представительных органов власти образовали правление как высший орган управления, а исполнительно-распорядительным органом ассоциации стала исполнительная дирекция во главе с генеральным директором.

О том, что ассоциация «Черноземье» с ее первых шагов развития занимала важнейшее место в экономике Российской Федерации, можно судить по ее потенциалу (территория - 308,5 тыс. кв. км.), а так же по численности населения - 12,8 млн. человек, в том числе городского населения - 8,4 млн.. В общей структуре земельного фонда России доля ассоциации составляла 7,2% сельхозугодий (областей ЦЧР - 6,3%), что позволяло производить региону десятую часть среднегодового объема валовой продукции сельского хозяйства.

По мере развития структур ассоциации оправданным явилось создание на хозрасчетной основе 14 центров, выполнявших роль исполнительных органов координационных советов по наиболее крупным проблемам. В обобщенном виде они нашли отражение, прежде всего, в Федеральной программе возрождения областей Центральной России, которая по инициативе ассоциации «Черноземье» принималась Правительством РФ в январе 1994 года. И хотя результативность этого документа оказалась крайне низкой, тем не менее, сам опыт разработки и реализации целевой программы явился поучительным, содействуя более активному проведению государственной экономической и социальной политики развития региона. Во многом были выполнены такие межрегиональные целевые программы, как: «Развитие атомной энергетики ЦЧР», «Региональная научно-техническая программа Черноземья», «Энергоснабжение ЦЧР», «Плодородие Черноземья», «Сахар ЦЧР», «Дороги Черноземья», «Стабилизация и развитие городского наземного пассажирского транспорта», «Развитие газификации Центрально-Черноземного региона Российской Федерации на 1996-2000 годы», «Народный телефон», «Комплексная программа развития систем связи ЦЧР», «Охрана здоровья населения ЦЧР на 1997-2000 годы», «Кадры ЦЧР», «Индустрия образования».

Важность программ и подпрограмм регионального развития побудили правление ассоциации к активному участию в разработке и реализации такой федеральной целевой программы, как «Социально-экономическое развитие Центрального Федерального округа Российской Федерации до 2010 года», приоритетами которой являются: развитие отраслей материального производства на базе современных научно-технических достижений и технологий, энергетическая и продовольственная безопасность, а также подпрограммы по развитию Черноземья [3].

С учетом сказанного выводы для пореформенной практики важны тем, что позволяют с полным основанием рассматривать опыт ассоциации «Черноземье», во-первых, как заметный стабилизирующий фак-

тор в условиях, когда происходило разделение полномочий и предметов ведения между центральными органами власти, субъектами Федерации и органами местного самоуправления; формировались рыночные структуры региональной экономики; определялись новые подходы к обоснованию региональной политики, уточнению закономерностей, принципов, факторов и механизмов рационального взаимодействия всех элементов территориально-производительных сил и социальной инфраструктуры.

Важная особенность деятельности ассоциации, как нового объекта и субъекта управления, заключалась в применении программно-целевого подхода к достижению стратегических приоритетов, связанных с развитием хозяйственной и коммерческой деятельности, социализацией региональной экономики, совершенствованием основных форм и методов местного самоуправления, укрепления его взаимодействия с государственными структурами власти.

Немаловажно, что без участия членов исполкома ассоциации не проходят заседания Совета Центрального Федерального округа, в рамках которого воссоединились две ассоциации - «Черноземье» и «ЦентральноЧерноземная». В этом акте отражены радикальные изменения в экономическом районировании России, которые привели в 2000 году к образованию федеральных округов с целью укрепления государственности и построения эффективной вертикали государственной власти. Не менее актуальным являлось создание действенной системы управления территориальным развитием при одновременном усилении роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления на отраслевом, межотраслевом, межрегиональном и международном уровнях.

Отметим, что в состав ассоциации «Центрально-Черноземная» в настоящее время входят 18 областей: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленс-

кая, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская и город Москва. На их долю приходится 29,7 % ВВП, 25,3 % сельскохозяйственной и 17,4 % промышленной продукции страны, что свидетельствует о сформировавшемся многоотраслевом хозяйственном комплексе, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и других сфер АПК. Достаточно развиты финансово-кредитная система и сфера транспортных и информационных услуг, что позитивно сказывается на формировании рыночных инфраструктур, привлечении инвестиций, создании с участием иностранных партнеров совместных предприятий.

Согласно Уставу, ассоциация экономического взаимодействия «Центрально-Черноземная» является, юридическим лицом, участвует во внешнеэкономической деятельности с правом совершения экспортно-импортных операций, имеет право вкладывать собственные и привлеченные средства в производственно-хозяйственную деятельность, включая создание самостоятельных производств на территории страны и за рубежом.

Многоцелевая направленность ассоциации заключена в координации действий учредителей в решении социально-экономических и экологических проблем; более полном обеспечении населения и предприятий продукцией сельского хозяйства, товарами народного потребления, продукцией производственно-технического назначения. Для этого важно, естественно, обеспечивать свободное межобластное движение товаров, финансов и трудовых ресурсов, создавать, исходя из экономической целесообразности, современные хозяйственные формирования.

По нашему мнению, многолетняя практика позволяет отнести к числу основных задач ассоциации:

- снижение негативных последствий переходного периода для экономики субъектов регионального взаимодействия;

- мобилизацию всех видов ресурсов региона для финансирования и кредитования проектов и программ, обеспечивающих повышение жизненного уровня населения отдельных областей и ассоциации в целом;

- содействие взаимовыгодному участию предприятий и других субъектов хозяйствования в региональном, межрегиональном и международном разделении труда;

- выработку новых организационно-экономических моделей взаимодействия местных органов власти и хозяйствующих субъектов при многообразии форм собственности, формировании рыночных структур региональной экономики и территориального управления;

- организационное обеспечение эффективной реализации современной государственной политики развития сельского хозяйства, производства сельскохозяйственной продукции, оказания услуг в целях устойчивого снабжения населения отечественными продовольственными товарами, промышленным сырьем, содействия комплексному развитию сельских территорий;

- консолидацию усилий территориальных органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействие с органами государственного управления агропромышленным комплексом РФ в интересах широкого использования научно-технических достижений и передового опыта, рационализации территориального разделения труда, развития экономической кооперации и интеграции.

Как показывают результаты исследования, для достижения целей и решения задач ассоциации необходимо:

- разрабатывать научные прогнозы, концептуальные проекты и программы, позволяющие конкретизировать стратегические направления эффективного решения социально-экономических задач, стоящих перед регионом в условиях рынка; повышать роль моделирования межотраслевой кооперации, создания новых производств на базе использования научных открытий, техники и технологий, усиления режима экономии и бережливости;

- осуществлять дополнительные меры по оптимизации экономической интеграции предприятий и организаций, расположенных на территории округа и его регионов, на межрегиональном и международном уровнях;

- содействовать формированию региональных и межрегиональных финансовых и материальных фондов, объединению валютных и товарных ресурсов для реализации общих программ;

- обеспечивать координацию совместных видов деятельности по реализации научно-технического, экономического сотрудничества, а также в областях культуры и образования с другими округами и регионами;

- уточнить основные мероприятия и параметры национального проекта «Развитие АПК», направления, проекты и программы развития отраслей сельского хозяйства и других сфер регионального АПК, а также производств по выпуску товаров народного потребления, обеспечивающих максимальную эффективность инвестиций и инноваций;

- проводить единую антимонопольную политику и создавать условия для взаимодействия предприятий различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности (включая предпринимательство, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и их кооперированные формирования);

- разрабатывать и обеспечивать реализацию совместных программ по комплексному решению экологических проблем;

- организовывать во исполнение статьи 17 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» информационно-консультационное, справочно-аналитическое и рекламное обеспечение взаимодействия предприятий различных форм собственности и видов хозяйствования на отраслевом и межотраслевом, региональном и межрегиональном уровнях;

- продолжить экспериментальную отработку единого образовательного процесса в АПК и других отраслях экономики ЦЧР, обеспечивающего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров всех звеньев на основе интеграции образования, производства и науки; одновременное развитие ВГАУ как инновационного высшего учебного заведения предпринимательского типа с устойчивой научной и образовательной деятельностью;

- усиливать развитие производственных отношений на рыночных принципах; формировать региональные элементы рыночной инфраструктуры (фондовые и товарные биржи, банки, инновационные фонды, торговые представительства в других регионах и странах).

Как видим, в плане конкретного улучшения организации и управления социально-экономическим развитием и размещением производительных сил перед ассоциацией «Центрально-Черноземная» стоят стратегические задачи формирования в федеральном округе и его регионах такой социально-экономической системы, которая позволяла бы в условиях многоукладной экономики находить главные пути решения общегосударственных и межрегиональных проблем. В связи с этим растет значение следующих базовых факторов:

- общность и территориальная комплексность региональной экономики округа и его регионов;

- специализация, кооперация и интеграция;

- достаточность природно-ресурсного потенциала;

- рациональное региональное и межрегиональное сочетание отраслей на базе ведущих специализированных производств и их территориальной концентрации;

- создание равных условий для всех форм собственности в интересах функционирования региональных и межрегиональных рынков, оптимизации рыночных факторов взаимодействия спроса и предложения на макро-, мезо- и микроуровне, а также самих регуляторов рынка (цен, тарифов, налогов, кредитов, инвестиций, инноваций и т.д.);

- содействие функционированию эффективной вертикали государственной власти и ее взаимодействия ее структур на межрегиональном, региональном и внутрирегиональном уровнях.

Следует особо подчеркнуть, что обеспечение эффективного взаимодействия на основе принципов современного экономического районирования относится к одной из приоритетных функций ассоциации «Центрально-Черноземная». Учитывая, что от-

раслевая структура экономики ее субъектов весьма сложна, характеризуется высоким уровнем межрайонного территориального разделения труда, а также кооперационных и интеграционных процессов, правление ассоциации уделяет постоянное внимание преодолению негативных тенденций, которые привели к заметной деиндустриализации региональной экономики, нарушению пропорций и взаимосвязей отраслей хозяйственного комплекса, его производственной и социальной инфраструктуры. Поэтому ассоциацией активно и целеустремленно стимулируется реализация подпрограмм корпоративного возрождения традиционно развитых в регионах округа индустриальных комплексов и подкомплексов (таких, как руднометаллурги-ческий, машино- и приборостроительный, по производству минеральных удобрений и ряда других). В особом внимании нуждаются также вопросы снабжения региона электрической энергией; привлечения инвестиций на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности; развития регионального сельскохозяйственного машиностроения (реализации, в частности, подпрограммы «Российский комбайн» и бизнес-плана «Комбайн Черноземья»).

Ассоциация активно стимулирует такие новые системы управления и региональной интеграции промышленности, как холдинговые компании, финансово-промышленные группы (ФПГ).

Актуальным для пореформенной практики является усиление внимания к опыту и проблемам кооперации предприятий по выпуску комплектующих изделий для высокотехнологических машин и обеспечению местных товаропроизводителей современными сельхозмашинами и их системами. По предложению межрегионального совещания по развитию сельхозмашиностроения в областях ассоциации было заключено «Соглашение до 2010 года», направленное на более тесное взаимодействие областей в межрегиональной кооперации и государственной поддержке производства машин, узлов, агрегатов и запчастей для АПК округа и его регионов.

Полезным и поучительным для пореформенной практики считаем также начинание ассоциации, позволившее обобщить позитивный опыт реорганизации АПК в федеральном округе на уровне не только его областей, но и районов, сельхозпредприятий, агрофирм, аг-рохолдингов, агрокомбинатов и других современных интегрированных формирований [4]. Заслуживает внимания практическая деятельность межрегионального фонда поддержки аграрных реформ «Агромир», созданного на базе группы консультантов ассоциации еще в августе 1994 года для разработанной «Программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Орловской области». С учетом положительных результатов Орловская модель реформирования АПК в настоящее время осваивается не только на предприятиях АПК Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тульской областей, но и в масштабах всей страны. Глубинную сущность этой модели мы видим, прежде всего, в развитии процессов кооперации и интеграции, что позволяет на основном (районном) уровне хозяйствования обеспечивать создание и успешную работу агрохол-дингов и агрофирм, а на областном - агро-комбинатов, в уставный капитал которых все чаще стали входить акции предприятий государственной формы собственности.

Не меньший интерес для пореформенной практики представляют усилия ассоциации по отработке базовых моделей реформирования предприятий АПК Белгородской области. Специфика организационно-экономических подходов заключена здесь в положительном опыте интегрированных формирований; комплексных мерах, содействующих реструктуризации и финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях АПК (введение единого продовольственного налога для сельхозтоваропроизводителей, использование зернового векселя, разработка и реализация программ поддержки крестьянских подворий); успешно реализуемых программах жилищного строительства и газификации населенных пунктов; возведении на селе современных предприятий соцкультбыта.

Весьма полезным и поучительным для широкой практики считаем усилия исполкома ассоциации по консолидации творческих усилий ученых-аграриев и практиков для периодического проведения заседаний регионального «круглого стола» Черноземья по наиболее острым социально значимым, проблемам. Начало было положено в феврале 2001 года, когда на базе Воронежского госаг-роуниверситета глубоко и всесторонне рассматривались кадровые проблемы стабилизации и развития производства в региональном АПК с дальнейшим изданием материалов, включая рекомендации по итогам работы «круглого стола».

Второе заседание регионального «круглого стола» Черноземья, посвященное 30-летию кафедры управления и маркетинга в АПК Воронежского госагроуниверситета было посвящено актуальной проблематике: «Управление, отношения менеджмента и маркетинга в АПК». Третье заседание на тему: «Управление земельными ресурсами» проведено в январе 2003 года. Оно посвящалось 90-летию ВГАУ Выездное заседание проходило на базе Алексеевского сельхозколледжа Белгородской области, где на договорной основе многие годы успешно функционирует филиал кафедры управления и маркетинга в АПК ВГАУ На такой же, объединенной основе, строилась работа регионального «круглого стола» Черноземья в феврале-марте 2006 года, на котором обсуждались проблемы и определялись пути развития сельских территорий.

Следует сказать и о возросшем внимании со стороны исполкома ассоциации к подготовке и проведению международных, межрегиональных, региональных, межвузовских и вузовских научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и совещаний. Одна из таких конференций была проведена в конце декабря 2006 года по весьма актуальной проблематике: «Управление земельно-имущественным комплексом: региональный и муниципальный уровни». Организаторами этой научно-практической конференции выступили:

- Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Воронежский филиал;

- Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ ЦФО «ЦентральноЧерноземная»;

- Администрация Воронежской области;

- Центрально-Черноземный филиал ФГУП «Госземкадастрсъемка», ВИСХАГИ.

Вступительным словом конференцию открывал доктор экономических наук, профессор, директор Воронежского филиала Российской академии государственной службы при Президенте РФ Б. Г. Преображенский. Содержательными были научные доклады доктора географических наук, профессора, директора Центрально-Черноземного филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка» ВИСХАГИ П.С. Ру-синова; начальника юридического отдела Кадастровой палаты по г. Москва В. Ф. Могусе-ва; начальника Управления АПК Исполкома ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ ЦФО «Центрально-Черноземная» Н. Д. Козлова; руководителя Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Курской области Ю. С. Боровитина и ряда других участников конференции.

Важные современные проблемы заключены в необходимости вовлечения субъектов ассоциации в международное разделение труда и мирохозяйственные связи, отражающие специализацию трудовой деятельности регионов в условиях становления рыночных отношений.

Как показывает анализ, все входящие в ассоциацию области являются участниками экономического интегрирования Центрального федерального округа с приграничными регионами Украины, Белоруссии, Молдовы. Благодаря договорам и соглашениям о сотрудничестве (их заключено более 160) товарооборот между странами постоянно растет. Активно экспортирует, к примеру, товары в Белоруссию Липецкая область, до 70 % внешнеторгового оборота Смоленской и 1/3 Брянской области также приходится на Белоруссию. В Белгородской области установилось тесное сотрудничество с Украиной, на

долю которой приходится до 90 % внешнеторгового оборота. Воронежская и Луганская области Украины строят свое межрегиональное взаимодействие на основе совместно разработанной программы. Смоленская область сотрудничает с шестью областями Белоруссии, а Орловская и Воронежская области - с республикой Молдова на основе соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Наиболее крупными партнерами предприятий Тамбовской области являются Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова [5].

В настоящее время регионы ассоциации поддерживают связи с фирмами 10 стран СНГ и 47 стран дальнего зарубежья. Брянская, Липецкая и Московская области многое делают для стабилизации отношений со странами Балтии. Совершенствуется товарная структура экспорта - вместо сырьевых ресурсов в растущих объемах поставляется готовая продукция. Укреплению межрегиональных и внешнеэкономических связей служат такие виды деятельности, как: выставочно-ярма-рочная; участие ассоциации в парламентских слушаниях, конференциях, заседаниях «круглого стола»; расширенные заседания совета Центрального Федерального округа.

На территории Всероссийского выставочного центра организована постоянно действующая выставка и культурно-деловой центр областей Центрального Федерального округа Российской Федерации. Таким образом ассоциация содействует демонстрации позитивного опыта субъектов РФ ЦФО создания конкурентоспособной продукции и новых технологий, обеспечивает доступ заинтересованных предприятий и организаций к участию в крупнейших и престижных международных и региональных выставочно-яр-марочных мероприятиях.

Естественно, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обусловливает для ассоциации проведение мониторинга возможных проблем промышленного и аграрного рынка: чем регионы могут пожертвовать и каких правил мировой торговли следует придерживаться в интересах обеспечения устойчивого социально-экономическо-

го развития регионов и всей страны. Особенно это касается неустойчивого, недостаточно эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые пытаются выживать в условиях пореформенного диспаритета цен, но могут стать в одночасье банкротами при вступлении в ВТО.

Разработанная ассоциацией Комплексная программа по повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации предусматривает реализацию механизма взаимодействия администраций регионов и инвесторов на основе приоритетов комплексного и сбалансированного территориально-отраслевого развития экономики.

Таким образом, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия в определенной мере отражают изменения в системе социально-экономических отношений, связанных с утверждением новой роли регионов, развитием хозяйственного, территориального, отраслевого и межотраслевого управления, а также местного (сельского) самоуправления. Программный и программно-целевой подходы к практическому решению

Удк 338.512

насущных экономических, социальных, кадровых, демографических, экологических и других актуальных проблем свидетельствуют о стремлении усиливать роль и значение ассоциаций как новых субъектов управления.

литература

1. Основные направления агропродо-вольственной политики Правительства Российской Федерации на период до 2010 года / Информационный бюллетень Минсельхоза РФ. - 2001. - № 1-2. - С. 3-12.

2. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» / Российская газета (Федеральный выпуск). - № 4265 от 11 января 2007 года.

3. Содействие. Финансово-экономический бюллетень. - Воронеж: Бизнес-школа, 1999. - № 10. - 78 с.

4. АПК Российского Черноземья: состояние, опыт, стратегия развития / Под общ. ред. акад. РАСХН Е.С. Строева. - Воронеж: Центр дух. возрожд. Черноземн. края, 2003. - С. 93238.

5. Новый аграрный журнал. - Орел, 2002. - № 1(2). - С. 3-20.

М. а. Федосеева

применение методики activity-based costing для создания системы маркетинговой информации

Рассматриваются вопросы, связанные с применением технологии Activity-Based Costing для определения затрат на различные объекты, операции, виды продукции и др. Представлен подробный алгоритм расчета на конкретном примере отдела маркетинга.

Activity-Based Costing (ABC) - это технология, применяемая для оценки затрат и используемых ресурсов. Процесс расчета себестоимости производимой продукции (работ, услуг) с применением АВС предполагает калькуляцию затрат в три этапа.

На первом этапе все затраты предприятия должны быть четко соотнесены с соответствующими ресурсами. Стоимость косвенных затрат на предприятии переносится на ресурсы пропорционально выбранным драйверам затрат. Как правило, выделяют

следующие виды ресурсов: персонал, оборудование и транспорт, помещения (земля). Стоимость ресурса «Помещение», как правило, переносится на стоимость ресурсов «Персонал» или «Оборудование» в зависимости от того, для кого (чего) постоянно используется это помещение.

На втором этапе разрабатывается структура операций, необходимых для создания продукции (работ, услуг). Для начала необходимо составить список всех операций (видов деятельности, функций) организации. Пос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.