УДК 330.190.2
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МЕЗОУРОВНЕ
© Светлана Вячеславовна ПОЗДНЯКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры налогов и налогообложения, e-mail: [email protected]
В статье представлена трактовка категории «интеграция», предпосылками которой выступают стремление к повышению качества управления и устранению неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку, возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов, стремление повысить политический вес руководства компании и личные мотивы менеджеров. Рассмотрена интеграция мезоуровня, определены категории «интеграционный процесс», «интеграционные связи», виды и формы интеграции. Описана сложность интеграционных связей, призванных установить крепкую взаимозависимость между предприятиями, создав, тем самым, мощный резерв для укрепления промышленного потенциала, определяющего будущее развитие отрасли.
Ключевые слова: крупный бизнес; малый бизнес; региональный уровень; предпринимательство; интеграция; интеграционные связи; интеграционный процесс.
Структура современного общества представляет собой систему, включающую государственный сектор экономики, крупные, малые и средние предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Характер такого взаимодействия определяется явно выраженными мировыми интеграционными тенденциями, которые находят свое отражение и в экономике мезоуровня.
Малые предприятия развитых стран успешно взаимодействуют с представителями крупного бизнеса, которые рассматривают их в качестве стратегических партнеров. К ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также научно-технические и сервисные корпорации, использующие в своей деятельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг. В современной мировой практике мелкие и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций, которые зачастую сами инициируют образование мелких предприятий, особенно на новых научно-технологических направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку. В условиях прошедшего кризиса объединение малого и крупного предпринимательства стало одним из способов удержать свои позиции на рынке, поскольку объединением преимуществ и налаживанием эффективных интеграционных связей можно получить устойчивую и эффективно функционирующую мезоструктуру.
В настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Такое нерациональное, с позиций мировой практики, соотношение между крупными, средними и малыми предприятиями, характерное для всех отраслей и территориально-экономических образований (регионов) российской экономики, имеет свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции. В рыночной экономике спрос определяет многое - объемы, ассортимент, качество и при этом интегральная эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса. Поэтому в структуре национальных экономик развитых стран постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального инновационного развития. Эффективное использование ресурсных возможностей национальной эко-
номики, как и ее отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.
В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса на мезоуровне особую роль играют органы государственной власти, которые предоставляют льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки. Именно государство может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять его с привлечением малого бизнеса, т. к. большинство малых предприятий производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий, при этом кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам в системе нормативно-правовых координат конкретного региона.
Достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от региональных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий, поскольку в российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс, а также с региональными властными структурами. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.
Американский исследователь сетевого общества М. Кастельс отмечает, что в условиях перехода экономической системы от
индустриального типа развития к информационному проявляется «кризис крупной корпорации и высокая жизнеспособность малых и средних фирм как агентов инновации и источников создания новых рабочих мест» [1], происходит перераспределение экономической мощи и технологических возможностей от крупных корпораций к средним и малым фирмам. Малый и средний бизнес эффективнее осваивают передовые технологии и успешней используют сведения о всякого рода новационных разработках. Малые по масштабу деятельности субъекты находятся «ближе» к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспосабливае-мость к требованиям рынка, быстрее адаптируют производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике, а также малые предприятия, благодаря гибкости организационных форм активнее занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха в направлениях, в которых крупные предприятия и корпоративные образования оказываются неэффективными.
В условиях инновационного развития исключительное значение приобретает институциональное оформление устойчивого взаимодействия всех участников научнотехнической и производственной сферы посредством развития единой инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование аккумулируемого разномасштабными субъектами бизнеса национального научного и технологического потенциалов. Данный факт объясняется тем, что рыночные реформы в российской экономике будут социально оправданы лишь при том условии, что они реально будут способствовать созданию конкурентного механизма в стратегически важной для национальной экономики сфере инновационной деятельности, поскольку постоянство инновационных изменений становится приоритетным процессом экономического развития современного общества.
Инновационная экономика обращена, прежде всего, к реализации потенциала крупного производства как обладающего преимущественной по сравнению с субъектами малого и среднего масштаба способностью к привлечению инновационно-ориентированных
инвестиций (как отечественных, так и иностранных), однако подтверждаемые теорией и практикой значительно увеличивающиеся в процессе взаимодействия с малым предпринимательством его инновационные качества актуализируют проблему институционального обеспечения ассоциированной деятельности крупного и малого бизнеса.
«В одно и то же время истинно то, что мелкие и средние предприятия представляются формами организации, хорошо приспособленными к гибкой производственной системе информациональной экономики, а также и то, что их обновленный динамизм попадает под контроль крупных корпораций, остающихся в центре экономической структуры новой глобальной экономики. В действительности мы наблюдаем не кончину больших и могущественных корпораций, а кризис традиционной корпорационной организационной модели, основанной на вертикальной интеграции и иерархическом функциональном управлении линейно-аппаратной («staff and line») системой строгого технического и социального разделения труда на фирме» [1].
Особую актуальность получает выдвижение и обоснование концепции многофакторного механизма макро- и микроэкономического стимулирования инновационного процесса, происходящего в границах интегрированного взаимодействия малых и крупных предприятий. В таких условиях инновационная деятельность совместного целеориентированного функционирования разномасштабных субъектов экономической активности превращается в решающее условие не только экономического роста взаимодействующих субъектов, но и по существу, -экономического роста всего регионального (и национального) производства.
По сути, интеграция представляет собой переплетение, сращивание отдельных предпринимательских структур. Понятие «интеграция» относительно новое, возникло в 20-х гг. XX столетия, его родоначальниками были немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер [2]. Термин «интеграция» (integrace - лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. В современной литературе представлено значительное число научных работ, дающих неоднозначное толкование терминам «интеграция», «интеграционный процесс», «интегра-
ционные связи». Стоит отметить, что экономическая интеграция представлена как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических
связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Трактовка интеграции М. Капланом более чем простая: интеграция, по его мнению, имеет место при объединении двух или нескольких единиц в целое, а также «при поглощении одной системой других» [3, р. 351].
Руководствуясь определением современного экономического словаря, можно трактовать интеграцию как «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними» [4]. В зависимости от субъектов, вовлеченных в процесс интеграции, следует различать следующие уровни интеграции: внутрирегиональную интеграцию, межрегиональную интеграцию, межгосударственную интеграцию.
Интеграционные связи, в свою очередь, призваны установить крепкую взаимозависимость между предприятиями, создав, тем самым, мощный резерв для укрепления промышленного потенциала, определяющего будущее развитие отрасли. Предпосылками интеграции выступают стремление к повышению качества управления и устранению неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку, возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов, стремление повысить политический вес руководства компании и личные мотивы менеджеров. Также целью слияний и поглощений является рост капитализированной стоимости объединенной компании.
В современной России процессы дезинтеграции уступают место налаживанию связей, взаимодействию, объединению и интеграции. И этот процесс неотвратим, хотя и имеет некий хаотичный характер. Для выхода на цивилизованный уровень необходимо глубокое теоретическое изучение и аккумулирование практического опыта, пока еще разрозненного, но необходимого в свете по-
иска новых возможностей инновационного развития.
В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей. Интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. В региональном аспекте прослеживаются особенности интеграционных процессов. Базовую основу и потенциал этих процессов формируют регионы, т. к. именно здесь предпринимательские структуры регистрируются, осуществляют свою деятельность и развиваются. Поэтому интеграция исходным отправным пунктом имеет региональную среду, где сконцентрированы ресурсы и потенциал предпринимательских структур [5].
Интеграция на мезоуровне позволяет предприятиям достичь и удержать определенные позиции на рынке посредством решения ряда задач:
- объединение ресурсов - интеллектуальных, технологических, финансовых, маркетинговых - для достижения синергетического эффекта и диверсификации деятельности;
- организация технологического процесса, корпоративное управление, продвижение и поддержка товара для достижения максимальной экономии и повышения рентабельности бизнеса;
- минимизация коммерческих рисков путем получения гарантированного доступа на целевые рынки.
В качестве интеграционных определим процессы объединения субъектами рыночных отношений активов с образованием или без образования новой фирмы.
Интеграционный процесс при этом включает в себя: 1) рыночное обращение товаров, услуг, денежной массы (такую интеграцию называют поверхностной); 2) производство - (глубокая интеграция); 3) сфера принятие решения на уровне фирм, предпринимательских союзов. Сложность интеграционных связей заключается в разности ин-
тересов объединяющихся структур, в их неодинаковой способности к участию в воспроизводственном цикле.
Вертикальная интеграция обусловлена технологическими связями между предприятиями и обеспечивает экономию на масштабе, консолидацию и эффективное использование ресурсов. Горизонтальная интеграция позволяет минимизировать упущенную выгоду, а иногда свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников. Диверсификацию риска и возможность опосредованно воздействовать на партнеров обеспечивает диагональная интеграция (объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции).
Достигнуть некоторого компромисса между требованиями минимизации упущенной выгоды и минимизации издержек, в том числе трансакционных, позволяет комбинированная интеграция (одновременно вдоль технологической цепочки и по параллельным видам продукции).
Развитие интеграционных процессов наиболее заметно в последние годы в сфере производства и услуг. Созданы крупные межрегиональные финансово-промышлен-
ные группы, усиливается координация регионов при создании элементов новой рыночной инфраструктуры. Работают межрегиональные компании, обслуживающие интеграционные связи субъектов, например комитеты и комиссии некоммерческого партнерства «Регионы XXI век». «Учитывая тенденции к региональной экономической самоизоляции, выраженные в замедлении или полном прекращении экономического межрегионального сотрудничества, препятствия работе на территории конкретного региона представителям других субъектов РФ, необходимо стимулировать программы межрегионального сотрудничества на федеральном уровне» [6].
По мнению специалистов некоммерческого партнерства «Регионы XXI век», необходима разработка и реализация новой модели межрегионального и международного экономического взаимодействия исходя из рыночной эффективности. Важно вовлечь региональные органы власти в процесс привлечения и обеспечения необходимых усло-
вий работы для эффективных и конкурентоспособных российских производителей из других субъектов РФ. Реализация этой задачи необходима как для повышения экономического потенциала регионов, так и для обеспечения национальной безопасности России, т. к. закрытая экономика сильных регионов может представлять опасность для России, как федеративного государства. Регионализация формирует дополнительные возможности, стимулы и механизмы для движения факторов производства в международной экономике. Категория «региональный» подразумевает в данном случае не просто географические границы того или иного интеграционного объединения, это сходство хозяйственно-культурных и территориальнопроизводственных комплексов.
Региональная экономическая интеграция имеет следующие цели:
1) повышение национальной конкурентоспособности;
2) использование преимущества «экономики масштаба», позволяющего расширить размеры рынка, снизить транзакционные издержки, создать комбинацию новых факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций;
3) содействие модернизации структурным реформам в региональной экономике;
4) получение для национальных предпринимателей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям [7].
В формировании институциональных основ интеграционных процессов субъектов Федерации в последние годы также имеются определенные продвижения, связанные в основном с деятельностью межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, которые стали заметным явлением в общественно-экономической жизни России. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия являются добровольным объединением субъектов РФ для координации усилий в решении социально-экономических проблем регионов, повышения качества жизни населения, межрегиональной интеграции между регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья.
Например, ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» отно-
сится к числу первых межрегиональных объединений в России. Она была создана в августе 1990 г. Поначалу - как совещательный орган руководителей дальневосточных территорий, а в 1993 г. она зарегистрирована Министерством юстиции России в качестве добровольного экономического союза территорий - Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья [8].
31 мая 1991 г. за № 1354-1 было подписано распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР «Об организации ассоциаций экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона
РСФСР и мерах по созданию условий для их ускоренного развития».
В октябре 1991 г. был подписан Учредительный договор субъектов ЦентральноЧерноземного региона РСФСР о создании Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РСФСР.
16 сентября 1993 г. за № 918 вышло Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».
17 ноября 1999 г. Государственной Думой был принят ФЗ № 211 «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».
С 1991 по 2001 г. ассоциация субъектов Центрально-Черноземного региона объединяла десять областей (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Брянская) и сокращенно называлась Ассоциация «Черноземье» [9].
Всего к началу 1999 г. было создано 8 ассоциаций, охватывающих всю территорию России, кроме Чечни (8 регионов входили в две ассоциации сразу). Территории ассоциаций в значительной степени совпали с территориями 11 экономических районов России (в т. ч. Ассоциация «Северо-Запад» -Северный и Северо-Западный районы; «Большая Волга» - Поволжский и Волго-
Вятский; «Сибирское соглашение» - Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский) [10].
Руководители этих ассоциаций включены в состав Президиума Правительства РФ, накоплен большой опыт деятельности исполнительных органов ассоциаций в виде их координационных советов.
Для современной российской экономики задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм и особенно в производственной сфере, является одной из главных. Важным условием развития предпринимательства является активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства, которая должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, причем поддержка должна быть обеспечена на федеральном, региональном и местном уровне.
В укреплении позиций предпринимательских структур заинтересованы как государство, так и учредители предприятий -участников групп. Однако дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике России тормозит отсутствие четких законодательных норм, регламентирующих процессы создания и деятельности предпринимательских объединений. В настоящее время в России нет четких правовых положений, определяющих группу компаний в качестве единого хозяйствующего субъекта. Нормы гражданского, антимонопольного, налогового, банковского, бухгалтерского законодательства в части регулирования функционирования интегрированных структур часто
противоречат друг другу, опираются на различный понятийный аппарат.
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. URL: http:// www.i-u.ru/biblio/archive/kastels_inform/. Загл. с экрана.
2. Гаянова М.В. Интеграционные процессы в розничной торговле: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2QQ9.
3. Kaplan M. System and Process in International Politics. N. Y., 1957.
4. Современный экономический словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/интеграция. Загл. с экрана.
5. Дубинин В. И. Развитие предпринимательских
структур в регионе на основе инновации и интеграции. URL: http://www.ktr-online.ru/
articles/index.phtml?sID=38. Загл. с экрана.
6. Информационное аналитическое агентство «Регионы России». URL: http://www.regions 2l.com/eng/ideology. Загл. с экрана.
7. Ерохин В.Л. Международное предпринимательство. Москва; Ставрополь, 2QQ8.
8. Информация о Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». URL: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/info_o_ dviz.htm. Загл. с экрана.
9. Ассоциация «Центрально-Черноземная». Экономическое взаимодействие субъектов РФ Центрально-федерального округа. URL:
http://www.chernozem.ru/about.phtml. Загл. с экрана.
1Q. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. URL: http://www. poli-tika.su/reg/regass.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 7.1Q.2Q11 г.
UDC 330.190.2
INTEGRATION CONNECTIONS OF SUBJECTS OF BUSINESSES ON MEZO-LEVEL
Svetlana Vyacheslavovna POZDNYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Taxes and Taxation Department, e-mail: [email protected]
In article the treatment of a category “the integration” as which preconditions act aspiration to improvement of quality of management and inefficiency elimination, desire to lower tax loading, possibility of a diversification of manufacture and use of superfluous resources, aspiration to raise political weight of company management and personal motives of managers is presented. Mezolevel integration is considered, categories “integration process”, “integration communications”, kinds and integration forms are defined. Complexity of the integration communications, called to establish strong interdependence between the enterprises is described, having created, thereby, a powerful reserve for strengthening of the industrial potential, branches defining the future development.
Key words: large business; small-scale business; regional level; business; integration; integration communications; integration process.