Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное образование / дистанционное обучение / высшее образование / проблемы и риски / architectural education / distance learning / higher education / problems and risks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Дьячкова

В статье рассматривается архитектурное образование в России. Предпринята попытка выделить существенные проблемы и риски архитектурного образования при переходе на дистанционное обучение. Также проанализирован ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих образование в целом и архитектурное образование в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND RISKS FACED BY ARCHITECTURAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The article deals with architectural education in Russia. An attempt was made to identify the main problems and risks of architectural education while transition to distance learning. A number of legal documents regulating education in general and architectural education in particular are also analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.01; 72

doi: 10.52470/2619046X_2023_1_28

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Е.А. Дьячкова

Аннотация. В статье рассматривается архитектурное образование в России. Предпринята попытка выделить существенные проблемы и риски архитектурного образования при переходе на дистанционное обучение. Также проанализирован ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих образование в целом и архитектурное образование в частности.

Ключевые слова: архитектурное образование, дистанционное обучение, высшее образование, проблемы и риски.

PROBLEMS AND RISKS FACED BY ARCHITECTURAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

E.A. Diachkova

Abstract. The article deals with architectural education in Russia. An attempt was made to identify the main problems and risks of architectural education while transition to distance learning. A number of legal documents regulating education in general and architectural education in particular are also analyzed.

Keywords: architectural education, distance learning, higher education, problems and risks.

Образование, в частности, архитектурное, организовывается как процесс подготовки специалистов по определённой, согласованной и утверждённой модели для выполнения заведомо известных функциональных ролей. Обучающийся реализуется как будущий специалист под заранее обозначенные для него рамки, сформированные указаниями и установками извне, прежде всего требованиями производства. Всё жёстко регламентировано. Соответственно, творческая личность вовлечена в условия стандартизации и нивелируется.

Дистанционная форма обучения является непривычной для архитектурного образования, поэтому вызывает ощущения беспокойства и недопонимания в вопросе: «зачем это нужно?». Устоявшаяся традиционная форма проведения занятий целиком устраивает педагогов и студентов. Обучение в классе является неотъемлемой формой передачи знания, то есть «от учителя к ученику» при непосредственном межличностном контакте. Консультации по архитектурному проектированию имеют следующий вид: студент приносит свои наработки вычерченными на листах для демонстрации их преподавателю. Педагог, в свою очередь, изучает чертежи и, находя неточности либо ошибки, своей рукой поправляет их, объясняя при этом, что именно студент выполнил неверно. Подобный подход в академическом архитектурном образовании встречается во всех архитектурных вузах страны. И нарушать эту установившуюся традицию было бы в корне неправильно.

В связи с повсеместным распространением информационных технологий отметим их присутствие в нормативно-правовой документации, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» и ст. 16 «Реализация образовательных программ

с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» указаны основные положения, касающиеся дистанционного обучения. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Федеральный закон от 27 июля 2006 г (последняя редакция от 30 декабря 2021 г) №№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» рассматривает информационные технологии, в том числе электрогенное и дистанционное обучение, и их защиту [2].

Обеспечение реализации дистанционного обучения для архитектурных специальностей вузов на основе федерального государственного образовательного стандарта по направлению бакалавр «Архитектура» 07.03.01 третьего поколения (ФГОС 3++) выдвигает ряд требований к образовательной среде вуза. В документе указывается, что обязательным является создание электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей проведение всех видов занятий и процедуру оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [4].

В нормативно-правовых документах стали появляться пункты, обязующие все вузы, любой направленности, частично переводить студентов на электронное обучение. Среди первых новаций были введены: электронные журналы, электронно-библиотечные системы, электронные портфолио и проведение контрольных тестов по сети. Также в законе прописываются указания о возможности создания электронной среды вуза, либо о создании дополнительных дистанционных курсов. В связи с этим у архитектурных вузов появилась возможность создания подобных курсов или перевода целых дисциплин в дистанционную форму, в том числе и основного предмета - «Архитектурное проектирование». На данном этапе речь идёт о возможности полного перехода в дистанционный формат, но также возможно и его фрагментарное включение в основной, классический процесс преподавания.

Обозначим проблемы, выявленные при обучении студентов-архитекторов.

Архитектурное образование и его соответствие требованиям рынка и профессии -всеобщая проблема. О ней говорят руководители архитектурных бюро, представители профессиональных союзов, практикующие архитекторы и преподаватели.

Профессия архитектора привязана к определённому месту, на неё оказывают влияние культурно-бытовые особенности и контекст местности. Архитектор имеет дело с городской тканью и средой, которая имеет свойство меняется под действием различных факторов: социальных, экономических, политических и др., которые зачастую бывает сложно спрогнозировать. Таким образом, «методы подготовки специалистов, которым предстоит работать в таких условиях, должны быть гибкими, постоянно синхронизироваться с городской повесткой, отражать все её тенденции» [11].

Ключевые проблемы, выделяемые в области архитектурного обучения:

1. В России архитектурное образование обособлено, что со временем привело к полной герметичности профессии. Архитекторы оторваны от реальности и существуют в собственном пространстве, не имея связи с другими сферами знаний.

2. У выпускников по специальности «Архитектура», как правило, недостаточно знаний в таких областях, как управление проектом, городское благоустройство, строительные конструкции, знаний в области нормативной документации и др., так как упор делается на проектирование и его теоретические и эстетические особенности.

3. Выпускники не имеют полного представления о том, как реализуется проект на практике.

Риски внедрения дистанционного обучения в образовательную программу специальности «Архитектура»:

1. Недостаточные технические возможности вузов и участников образовательного процесса - преподавателей и студентов.

2. Во время массового перехода на дистанционное обучение большинство опрошенных (81 %) [6] не были удовлетворены качеством предоставляемого образования; опрошенные студенты наблюдали утомление от электронного информационного потока.

3. Отсутствие опыта работы с онлайн-платформами, большое количество материала, которое не структурируется и подаётся обучающимся в разных форматах и через разные онлайн-носители.

4. Значительно возрастает нагрузка на студентов и преподавателей при обучении в дистанционном режиме, что отрицательно влияет на психическое состояние студентов и ухудшает их здоровье.

5. В формате онлайн увеличилось время на подготовку и выполнение заданий в среднем на 15-20 минут по сравнению с оффлайн-режимом.

6. Сложность в переводе классической модели обучения архитекторов на онлайн-платфор-мы, проведение консультаций и отсутствие возможности для преподавателя собственной рукой продемонстрировать недостатки проекта.

Необходимо отметить риск ухудшения качества образования в целом в условиях повсеместного его распространения дистанционного обучения. Также стоит учесть, что онлайн-обучение - это одна из ключевых тенденций в образовании, имеющая как достоинства, так и недостатки. Обычно выделяют географическую, временную и финансовую доступность дистанционного обучения. Кроме этого, можно отметить возможность индивидуальной траектории (элективность), вариации обучения по содержанию, по форме изложения материала и по принципу аттестации. У обучающегося появляестя возможность выбирать наиболее удобную последовательность и скорость изучения материала, возможность повтора отдельных фрагментов.

Кроме того, в актуальной динамике возможно получение знаний по одному или по нескольким аналогичным курсам в других вузах посредством разных методик, различных преподавателей, - то есть расширяется сеть архитектурных учебных заведений, образовательные программы в которых могут коррелироваться с учётом возможности построения личностных траекторий учащимися. Возможны и ежегодные корректировки в стандарты, так как они не успевают за стремительным развитием технологий и социальных процессов.

Рассматриваемая тенденция в архитектурном образовании связана с тем, что организация подготовки специалистов рассматривается не по заранее сформированной программе, а «как процесс развития творческих способностей и креативного потенциала, как образование творческих личностей, имеющих возможности создавать и реализовывать свои индивидуальные профессиональные траектории» [10]. Для этой модели дистанционного обучения свойственно самообразование, которое становится одним из ключевых средств обучения, а именно - самоопределения и саморазвития.

Наиболее вероятно, что дистанционное обучение полностью не заменит традиционного очного обучения, но будет широко распространено при переходе к смешанному обучению, где цифровой формат займёт своё место. Необходимо «формировать такой механизм совершенствования форм и содержания образования, который регулировался бы самими субъектами образования, архитектурными организациями, академическим сообществом и творческими союзами» [11].

Формирование и становление новой структуры архитектурного образования - это долговременный процесс. Из внедрённого можно особо выделить «уровневость» образования. Внедрение индивидуальных траекторий (элективности) в процесс обучения пока не имеет достойных примеров для подражания. Сохраняется направленность на поиск и создание со-

временной постиндустриальной модели архитектурного образования. Но стоит учитывать, что

исторический контекст окажет влияние на становление модели архитектурного образования.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 23.04.2022).

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (последняя редакция) СПС «Гарант». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 13.01.2023).

3. Приказ Минобрнауки России от 21 мая 2016 г. № 463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура (уровень бакалавриата)» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71404488/(дата обращения: 23.04.2022).

4. Булгакова Е.А. Интегрирование инновационных методов образования в систему подготовки архитекторов // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. 2015. № 1.

5. Булгакова Е.А., Буркин В.П. Дистанционные образовательные технологии как инновационный метод преподавания архитектурных дисциплин // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-4 (50).

6. Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константинова Л.В., Кошкин А.П., Устюжанина Е.В., Штых-но Д.А., Шубенкова Е.В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. № 3.

7. Дьячкова Е.А. Геймификация в дистанционном образовании как средство активизации обучения студентов-архитекторов // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 4.

8. Дьячкова Е.А. Описание процесса интеграции дистанционного обучения в традиционное академическое архитектурное образование // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2.

9. Забегина А.Р. Инновационные технологии проектирования как основа развития современной архитектуры // Устойчивое развитие территорий: сборник докладов III Международной научно-практической конференции, (Москва, 26-27 мая 2021 г.). М., 2021.

10. Нефёдов В.А. Как вписать российское зодчество в международный формат // Аккредитация в образовании. 2011. № 6 (50).

11. Тугарская П.М., Метленков Н.Ф. Проблемы российского архитектурного образования XXI века // Творчество и современность. 2017. № 2 (3).

Е.А. Дьячкова

преподаватель кафедры архитектуры и дизайна

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: iiehka@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.