Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ГОТОВНОСТИ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ'

ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ГОТОВНОСТИ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка / готовность / профессиональная деятельность / профессиональная подготовка / профессионально-творческая подготовка / профессиональная подготовка студентов / подготовка архитекторов / архитектурное образование / трудовая деятельность / training / readiness / professional activity / professional training / professional and creative training / professional training of students / training of architects / architectural education / labor activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Дьячкова

Целью настоящей работы является исследование различных аспектов понятий «профессиональная подготовка» и «готовность» студентов архитектурных специальностей для дальнейшей профессиональной деятельности (в том числе – изучение в историческом контексте, а также приведение научно-педагогического обоснования). Проблема профессиональной подготовки студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности стала актуальной в связи с быстрым развитием технологий и новыми потребностями в области архитектуры. В основной части статьи рассматриваются определения «профессиональная подготовка» и «готовность» в историческом контексте, что позволяет более полно понять сущность проблемы профессиональной подготовки студентов архитектурных специальностей. Раскрываются понятия «профессиональная подготовка» и «готовность», предложенные различными исследователями. Также рассмотрены понятия «профессиональная подготовка» и «готовность» для архитектурных специальностей вузов. Отмечаются несколько базовых типов профессиональной подготовки для студентов-архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF PROFESSIONAL TRAINING AND READINESS FOR ARCHITECTURAL SPECIALTIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The purpose of this work is to study various aspects (including the historical context aspect, as well as scientific and pedagogical justification) of the concept of «professional training» and «readiness» of students of architectural specialties for further professional activities. The problem of vocational training of students of architectural specialties for professional activities has become relevant due to the rapid development of technology and new needs in the field of architecture. The main part of the article discusses the definitions of «professional training» and «readiness» in a historical context, which allows a more complete understanding of the essence of the problem of professional training of students of architectural specialties. The concepts of «professional training» and «readiness» proposed by various researchers are highlighted. The concepts of «professional training» and «readiness» for the architectural specialties of universities are also considered. Several basic types of professional training for architecture students are noted.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ГОТОВНОСТИ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ»

УДК 72.03

doi: 10.52470/2619046Х_2023_3_41

ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ГОТОВНОСТИ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Е.А. Дьячкова

Аннотация. Целью настоящей работы является исследование различных аспектов понятий «профессиональная подготовка» и «готовность» студентов архитектурных специальностей для дальнейшей профессиональной деятельности (в том числе - изучение в историческом контексте, а также приведение научно-педагогического обоснования). Проблема профессиональной подготовки студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности стала актуальной в связи с быстрым развитием технологий и новыми потребностями в области архитектуры. В основной части статьи рассматриваются определения «профессиональная подготовка» и «готовность» в историческом контексте, что позволяет более полно понять сущность проблемы профессиональной подготовки студентов архитектурных специальностей. Раскрываются понятия «профессиональная подготовка» и «готовность», предложенные различными исследователями. Также рассмотрены понятия «профессиональная подготовка» и «готовность» для архитектурных специальностей вузов. Отмечаются несколько базовых типов профессиональной подготовки для студентов-архитекторов.

Ключевые слова: подготовка, готовность, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессионально-творческая подготовка, профессиональная подготовка студентов, подготовка архитекторов, архитектурное образование, трудовая деятельность.

THE CONCEPTS OF PROFESSIONAL TRAINING AND READINESS FOR ARCHITECTURAL SPECIALTIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

E.A. Dyachkova

Abstract. The purpose of this work is to study various aspects (including the historical context aspect, as well as scientific and pedagogical justification) of the concept of «professional training» and «readiness» of students of architectural specialties for further professional activities. The problem of vocational training of students of architectural specialties for professional activities has become relevant due to the rapid development of technology and new needs in the field of architecture. The main part of the article discusses the definitions of «professional training» and «readiness» in a historical context, which allows a more complete understanding of the essence of the problem of professional training of students of architectural specialties. The concepts of «professional training» and «readiness» proposed by various researchers are highlighted. The concepts of «professional training» and «readiness» for the architectural specialties of universities are also considered. Several basic types of professional training for architecture students are noted.

Keywords: training, readiness, professional activity, professional training, professional and creative training, professional training of students, training of architects, architectural education, labor activity.

Анализ проблемы подготовки к профессиональной деятельности студентов архитектурных специальностей вуза позволил сделать вывод о том, что сущность подготовки невозможно понять без учета ключевых аспектов, которые определяют современное состояние исследуемого вопроса. Эти аспекты имеют комплексный характер, и необходимо рассмотреть их в историческом контексте. К ключевым аспектам можно отнести становление и развитие профессионально-творческой подготовки, состояние проблемы формирования подготовленности студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности.

Рассмотрение указанных аспектов в историческом контексте позволяет более полно понять сущность проблемы профессиональной подготовки студентов архитектурных специальностей. Так, становление и развитие профессионально-творческой подготовки связано с историей развития архитектуры как науки и искусства. Изначально архитектура была связана с ремеслом, а затем превратилась в самостоятельную науку. Вместе с этим возникла необходимость профессиональной подготовки архитекторов, которая сначала осуществлялась в мастерских, а затем в учебных заведениях.

Состояние проблемы формирования подготовленности студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности стало актуальным в связи с быстрым развитием технологий и новыми вызовами в области архитектуры. Современный архитектор должен обладать широким спектром знаний и навыков.

Таким образом, рассмотрение указанных аспектов в историческом контексте позволяет понять, что подготовка студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности всегда оставалась актуальной проблемой, постоянно изменяясь и совершенствуясь в соответствии с вызовами времени.

Подготовка архитекторов включает в себя не только обучение теоретическим знаниям, но и практические навыки, опыт работы с реальными проектами, коммуникационные навыки для работы в коллективе. Следует отметить, что профессиональная подготовка архитекторов является динамичным процессом, требующим постоянного обновления и расширения знаний и навыков в соответствии с техническими, экономическими и социальными изменениями в обществе.

Исследование основывается на системных принципах, учитывающих логическую и историческую связь, а также теоретические и эмпирические аспекты при комплексном изучении развития образовательных процессов. Для обоснования достоверности результатов и выводов использовались теоретические методы, включающие анализ научно-педагогической литературы и сопоставление полученных выводов и интерпретаций с работами других исследователей, которые занимаются методикой формирования образовательных процессов в развитии.

А.В. Киселева выделяет три этапа в эволюции проблемы формирования профессиональная подготовки студентов архитектурных специальностей к профессионально-творческой деятельности. Первый этап - это период с конца XIX в. до начала 60-х гг. XX в. Второй этап - это период с начала 60-х гг. ХХ в. до начала XXI в. Третий этап - это период с начала XXI в. и до настоящего времени [10].

Рассмотрим более подробно каждый из них. Понятие «профессиональная подготовка» в историческом контексте во многих исследованиях приравнивается к понятию «профессиональная деятельность».

Первый этап (конец XIX в. - начало 60-х гг. XX в.) связан с переходом мировых экономик к индустриализации в конце XIX в. В контексте проблемы формирования готовности студентов архитектурных специальностей к профессионально-творческой подготовке, этот период можно рассматривать как начало формирования системы профессионального образования, предназначенной для подготовки кадров для промышленности. Данное событие стало стимулировать процессы быстрого роста машиностроения, а также потребность в новых профессиях.

О.Г. Носкова и Е.А. Климов отмечают, что в конце XIX в. в России существовали два основных направления для решения проблемы профессиональной подготовки: создание школ для обучения профессиям в соответствии с традициями семьи или по расчету, а также организация «Городских посреднических бюро», где помогали в трудоустройстве и направляли в учебные заведения [11].

В начале XX в. были сформулированы основные идеи понятия «профессиональная подготовка». В начале 60-х гг. XX в. ряд ученых, включая В.П. Зайченко, Е.А. Климова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др., занимались общетеоретическими вопросами профессиональной подготовки. «Профессиональная деятельность» становится объектом научно-теоретических исследований.

В этот период профессиональную подготовку рассматривают с позиции деятельности человека по специальности в какой-то конкретной области производства, создания и приобретения материальных или духовных благ, средств обеспечения жизнедеятельности человека в процессе функционирования общества. В концепции научной организации труда большое внимание уделяется вопросам, связанным с изучением личности. Целью исследований было создание систем, способов формирования мотивов и методов принятия решений в профессиональной деятельности.

В следующие десятилетия новые промышленные технологии развивались и распространялись, что привело к увеличению конкуренции на рынке труда. Это заставило ученых пересмотреть понятие «профессиональная подготовка» и искать новый тип рабочего человека. В связи с этим многие страны внесли изменения в образовательный процесс и процессы профессиональной подготовки. Сегодня понимание профессионального процесса направлено на сотрудничество и координацию действий, гибкость и адаптацию к быстро меняющимся условиям и содержанию работы. Основная цель этой деятельности заключается в овладении профессией или получении более высокой профессиональной квалификации для становления конкурентоспособной личности в будущем.

Профессиональная деятельность в научной литературе определяется как «сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему взаимосвязанных действий, интегрирующим компонентом которой является субъект труда, обеспечивающий свою жизнедеятельность и демонстрирующий способность адаптироваться к изменяющимся условиям» [25, с. 60].

Различные методологические подходы к изучению профессиональной деятельности привели к созданию множества определений понятия «профессиональная подготовка».

Например, А.М. Кривошеев определяет профессиональную подготовку как «деятельность специалистов, направленную на реализацию своих творческих способностей на практике» [14].

Э. Гидденс рассматривает «профессиональную подготовку» как «наемную работу», которая «выполняется в обмен на жалование или вознаграждение, при этом собственно профессиональная деятельность есть решение задач, связанных с затратой умственных и физических усилий, удовлетворяющих человеческие потребности» [4, с. 451-452].

Т.Л. Маркова предлагает определять «профессиональную подготовку» как «специализированную и институционализированную работу, выполняемую человеком на основе специальных способностей (образование, знания, творчество) для поддержания своего существования» [18].

Таким образом, не существует единого мнения в определении понятия «профессиональная подготовка». При этом большинство ученых считают, что оно имеет важное значение в жизни человека.

Второй этап развития понятия «профессиональная подготовка» начался в начале 60-х гг. XX в. и продолжался до начала XXI в.

Термин «готовность» был введен психологом Д.Н. Узнадзе, который определил его как существенный признак установки. Позже это понимание было развито в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Л.С. Нерсесян, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Хавин, О.И. Шишкина и других исследователей.

А.А. Деркач и В.А. Крутецкий обосновали, что «структура и содержание готовности к профессиональной деятельности зависят от требований самой деятельности к психологическим процессам, опыту, состояниям и свойствам личности» [6]. Они выделили «эмоционально-волевую устойчивость, стремление к максимальному использованию знаний, умений и навыков как основные характеристики готовности» [15].

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович описывают готовность с точки зрения профессиональной подготовки, которая включает в себя несколько компонентов: «ориентационный (знания об особенностях деятельности), мотивационный (положительное отношение к деятельности), волевой (умение управлять своими действиями), операционный (владение навыками и методами профессиональной деятельности) и ценностный (оценка уровня готовности)» [8].

Е.П. Ильин предлагает рассматривать профессиональную подготовленность с функциональной точки зрения. В этом подходе «профессиональная подготовка» рассматривается «как уровень работоспособности при активации всех психических функций перед началом деятельности» [9].

В начале 90-х гг. XX в. Н.В. Кузьмина первой обратилась к проблеме готовности к профессиональной деятельности с позиции педагогической науки. Она предложила структурировать профессиональное мастерство, выделив компоненты деятельности: гностический, конструктивный, организаторский коммуникативный, и проектировочный. На основе этой структуры Н.В. Кузьмина предложила «рассмотреть способы и соответствующие им умения для успешного выполнения конкретной деятельности» [17].

Р.Д. Санжаева рекомендовала рассматривать готовность к профессиональной подготовке «как устойчивую характеристику личности, которая проявляется в стремлении преодолевать препятствия» [23].

В свою очередь, Ю.А. Грачев определяет готовность к профессиональной деятельности как достижение профессиональных целей, основанных на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе обучения [5].

Е.А. Кокшенева считает, что «готовность к профессиональной деятельности должна включать следующие компоненты: мотивационный - профессиональные установки; нравственно-ориентированный - профессионально-ценностные установки; познавательно-операционный - профессиональная направленность; эмоционально-волевой - волевые процессы, необходимые для успешной деятельности; психофизиологический - способности, обеспечивающие повышенную работоспособность; ценностный - самооценка профессиональной подготовки» [13].

На втором этапе формирования понятия «профессиональная подготовка» анализируется готовность к работе с точки зрения личностных качеств и субъективного состояния человека, который считает себя подготовленным или способным к профессиональной деятельности. Структура и содержание готовности определяются необходимыми требованиями профессиональной деятельности, которые включают психологические процессы, опыт, состояния и личностные качества человека.

С начала XXI в. и до настоящего времени идет третий этап развития понятия «профессиональная подготовка», связанный с присоединением РФ к Болонскому процессу и изменением требований рынка труда. Теперь работодатели ориентируются не на конкретные знания, а на компетенции и умения работников. Система образования, в которой используются федеральные государственные образовательные стандарты, была преобразована на основе компетентностного подхода. Образование и конкурентоспособный человеческий капитал -важнейшие ресурсы развития страны. Именно поэтому возникла актуальная задача формирования профессиональной подготовки студентов.

В этот период ученые и педагоги (К.М. Дурай-Новакова, Е.А. Кокшенева, И.Г. Конда-урова, Е.Л. Кузьменко, Г.А. Ларионова, В.Н. Макарова и др.) впервые обратились к исследованию и разработке профессиональной подготовки именно в образовании архитекторов.

К.М. Дурай-Новакова рассматривает процесс формирования готовности студентов к профессиональной деятельности «как процесс формирования личности, способной принимать независимые решения, основанные на накопленных знаниях, умениях и опыте» [7].

Е.А. Кокшенева считает, что «готовность студентов к профессиональной деятельности

- это комплексное явление, которое включает в себя развитие профессиональных качеств специалиста в определенной сфере деятельности, а также осознание им смысла своей профессии и себя в ней» [13].

Взгляд Е.Л. Кузьменко на данный процесс заключается в том, что готовность студентов к профессиональной деятельности «представляет собой интеграцию способностей и состояний личности, направленных на мобилизацию внутренних сил и резервов, а также на развитие эмоциональной устойчивости для осуществления деятельности. Это также связано с интересом и желанием действовать» [20].

Г.А. Ларионова демонстрирует, что «формирование готовности студентов к профессиональной деятельности связано с их интеллектуальным развитием в рамках профессиональной направленности изучения учебных дисциплин» [17].

По мнению Н.В. Макаровой, «готовность студентов к профессиональной деятельности

- это процесс поиска нестандартных решений профессиональных задач в различных ситуациях взаимодействия со всеми участниками трудовой деятельности» [18].

В то время система архитектурного образования столкнулась с задачей профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов творческих профессий, которые бы не только в совершенстве владели умениями и навыками своей профессии, но и понимали перспективы развития современного социокультурного пространства для дальнейшей самореализации.

В начале 2000-х гг. возникла необходимость в формировании подготовленности студентов к профессиональной деятельности, что привело к изучению проблемы подготовки студентов-архитекторов к профессиональной деятельности. Исследования, проведенные И.В. Бесединым, Н.М. Качуровской, В.А. Киселевой, Л.А. Односум, И.В. Петровой, С.Ю. Ражевой и О.М. Шен-цовой [29], показали, что подготовка к профессиональной деятельности студентов архитектурных специальностей вуза, обладание способностью успешно действовать в динамично меняющихся условиях профессионального рынка дает будущим архитекторам преимущества в творчестве и поиске индивидуального художественного стиля и возможности использовать нестандартные и эффективные способы решения проблем инновационного социума.

Для формирования готовности студентов архитектурных специальностей вузов к профессиональному творчеству необходима специальная организация учебного процесса, которая включает в себя изменения в содержании, направлениях, методологических подходах и образовательных технологиях. Организация учебного процесса должна сфокусироваться на подготовке студентов архитектурного факультета к профессиональной деятельности, а не просто на накоплении знаний. Таким образом, педагогический акцент должен смещаться на развитие навыков и умений, которые необходимы для успешного профессионального творчества.

Третий этап развития понятия «профессиональная подготовка» характеризуется реформами в системе отечественного профессионального и архитектурного образования, а также активным исследованием проблемы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. В науке появились исследования в области формирования готовности студентов-архитекторов к профессиональной деятельности.

Рассмотрим трактовку понятия «профессиональная подготовка» в разных источниках.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 73-Ф3 (ред. от 14 июля 2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации» находим следующее определение: «профессиональная подготовка (обучение) - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)» [1].

Большая советская энциклопедия, изданная в 1969-1978 гг., трактует профессиональную подготовку как «совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на профессиональных курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Профессиональная подготовка совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, путем самообразования» [28].

Работы Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, Б.Д. Парыгина, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, М.В. Циулиной и др. посвящены профессиональной подготовке. В этих исследованиях были выделены новые подходы к разработке содержания профессиональной подготовки студентов, в том числе к содержанию учебных дисциплин, способствующих формированию готовности студентов к практической деятельности, а также к развитию необходимых качеств в процессе профессиональной подготовки студентов. Были разработаны технологии эффективного формирования профессиональной подготовки студентов и другие подходы.

М.В. Циулина дает следующее определение профессиональной подготовки: «процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность - интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, то есть результат подготовки» [26].

Б.Г. Ананьев определяет понятие «подготовка» как «комплекс способностей и уверенности личности в целесообразности и эффективности выполняемой профессиональной деятельности» [2, с. 21].

А.Г. Ковалев рассматривал подготовку как «качество личности, которое включает в себя осознание личностью индивидуальной и общественной значимости любого вида деятельности, положительное отношение к ней и способность к ее выполнению» [12]. Таким образом, подготовка в данном контексте является не только набором знаний и умений, но и психологической готовностью личности к профессиональной деятельности.

А.Ц. Пуни рассматривал понятие «профессиональная подготовка» как «совокупность состояний личности, которые включают в себя стремление к активному действию, адекватный уровень эмоционального возбуждения, уверенность в собственных силах, стрессоустойчи-вость, а также способность управлять своими действиями, мыслями и чувствами» [21]. Таким образом, подготовка в данном контексте связана не только с наличием знаний и умений, но и с психологическими и эмоциональными процессами, которые позволяют личности эффективно выполнять профессиональную деятельность.

Позднее Б.Д. Парыгин начал исследовать вопрос психологической подготовки, сосредоточившись на будущих действиях и выделив «профессиональную подготовку» как «структурные компоненты этой подготовки внутреннюю установку личности на участие в будущей деятельности и способность к ее выполнению» [19].

Подготовка может быть рассмотрена с двух точек зрения: психологической (установка) и функциональной (подготовленность). Психологическая концепция основывается на спо-

собностях личности с достаточным уровнем развития, которые определяют ее готовность к участию в определенном процессе. Благодаря этой готовности достигается высокий уровень результативности при выполнении соответствующих действий. Исходя из принципов функциональной психологии, готовность можно определить как результат подготовленности (подготовленность) к определенной работе. Подготовка - это устойчивый, многоаспектный, иерархизированный процесс человека, который может успешно выполнять свои обязанности.

В педагогической литературе и психолого-педагогических исследованиях понятие «профессиональная подготовка» имеет различные трактовки. Л.А. Кандыбович и Д.И. Дьяченко исследуют подготовленность личности в напряженных ситуациях [8], И.В. Беседина «рассматривает проблему подготовленности как развитие творческих способностей учащихся» [3, с. 65], В.А. Сластенин и В.П. Каширин изучают вопросы подготовленности студентов в связи с будущей профессиональной деятельностью [24]. А.А. Деркач представляет сущностные характеристики понятия «профессиональная подготовка, такие как наличие установки на включение в деятельность и преодоление стереотипов; способность максимально включаться в деятельность; способность принимать обоснованные решения и нести ответственность за них» [6].

Согласно А.Г. Ковалеву, понятие «подготовка содержит в себе осознание личностной и общественной важности деятельности, положительное отношение к ней и способность к ее выполнению» [12].

С.Л. Рубинштейн объясняет «профессиональную подготовку» как «специальное состояние, которое проявляется через личность в сочетании с ее установкой. Установка определяет устойчивость и направление деятельности в динамических ситуациях. Личностная установка - это занятая личностью позиция, которая проявляется через мобильность и готовность к действиям, направленным на достижение поставленных целей и задач» [22, с. 36].

П.Ф. Кубрушко определяет профессиональную подготовку выпускников как «совокупность личностных и функциональных характеристик, которые формируются у человека» [16]. Механизм формирования этих характеристик сегодня значительно отличается от механизма, который использовался для формирования качеств у предыдущих поколений. В связи с этим, создание необходимых качеств является интегральным социально-педагогическим процессом в рамках системы непрерывного образования.

Согласно В.А. Крутецкому, для профессиональной подготовки необходимо объединить свойства личности, которые сделают ее подходящей для определенной деятельности. Эти свойства «включают активное и позитивное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, определенные характеристики и стабильные умственные свойства, благоприятные психические состояния во время деятельности, определенный набор знаний, умений и навыков в соответствующей области, а также присутствие определенных психологических особенностей в сенсорной и интеллектуальной сферах, соответствующих требованиям данной деятельности» [15].

При изучении научно-педагогической литературы можно выделить несколько аспектов понимания понятий «профессиональная подготовка» и «готовность». Во-первых, это определенное состояние личности, которая готова к выполнению деятельности. Во-вторых, это результат процесса профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении. В-третьих, это активное состояние личности во время выполнения деятельности.

Резюмируя, отметим, что понятие «профессиональная подготовка» в научной педагогической литературе рассматривается в следующих аспектах: как определенное состояние личности, подготовленной к деятельности; как результат процесса профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении; как активное состояние личности в деятельности.

Как следствие, говоря о подготовке студентов-архитекторов, речь идет о формировании знаний, умений и навыков, связанных со специальностью архитектор, то есть с набором компетенций, дисциплин и практик необходимых для формирования специалиста-архитектора.

О.М. Шенцова [27, с. 36] выделяют несколько базовых типов профессиональной подготовки студентов-архитекторов:

1. Первый тип - это художественная архитектурная подготовка, основанная на проектной деятельности, которая заключается в создании изображения или концептуальной модели объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими характеристиками.

2. Второй тип - это теоретическая архитектурная подготовка (или архитектурная теория), которая заключается в возрождении архитектуры с художественной интерпретацией при выполнении композиции, замысла и выражении идеи здания.

3. Третий тип - это прикладная научно-исследовательская архитектурная подготовка, включающая в себя архитектурные исследования, результаты которых могут быть использованы в процессе проектирования.

4. Четвертый тип - это организационно-управленческая архитектурная подготовка, которая предполагает координацию деятельности специалистов и участников процесса проектирования, а также административную проектную деятельность.

Понятия «готовность» и «профессиональная подготовка» - два взаимосвязанных, но разных понятия для архитектурных специальностей.

Готовность в архитектуре означает готовность выполнять профессиональные задачи, такие как проектирование зданий и дизайн интерьеров. Может включать в себя готовность к работе в команде, к использованию современных технологий и программного обеспечения, а также к обучению и совершенствованию своих навыков.

Профессиональная подготовка в архитектуре означает процесс к выполнению профессиональных задач. Включает в себя получение теоретических знаний в области архитектуры, овладение навыками проектирования и визуализации архитектурных проектов, получение опыта работы в индустрии через стажировки и практики, а также развитие коммуникационных и лидерских навыков.

Таким образом, «готовность» и «профессиональная подготовка» в архитектуре являются взаимосвязанными понятиями. Готовность - это готовность к выполнению профессиональных задач, а подготовка - это процесс, который включает в себя получение знаний и навыков, необходимых для достижения готовности.

Рассмотренные типы «профессиональной подготовки» являются базовыми для любого вида подготовки студентов-архитекторов, но они не могут существовать изолированно друг от друга. Архитектор должен обладать знаниями, умениями и навыками каждого из перечисленных базовых типов.

Таким образом, подготовка студентов архитектурных специальностей в вузах представляет собой педагогический процесс, нацеленный на организацию обучения, в котором творческая деятельность является неотъемлемой частью профессии архитектора. Именно благодаря творческому подходу студенты могут находить индивидуальные, оригинальные и уникальные решения при создании своих проектов. Для успешной реализации профессионального потенциала в архитектуре необходимо обладать базовыми знаниями и навыками в области техники, технологии, искусства, коммуникации и управления проектами. Подготовка архитекторов должна быть многоуровневой, включать в себя как теоретические знания, так и практические навыки, а также обновляться и расширяться в соответствии с изменениями в обществе.

Кроме того, важно развивать у студентов аналитические, творческие и коммуникативные навыки, чтобы они могли эффективно работать в команде и находить инновационные решения для архитектурных задач. Необходимо учитывать изменения в образовательной

системе, связанные с переходом к компетентностному подходу, активной использованием информационных технологий и онлайн-обучением.

Важно также учитывать индивидуальные потребности и интересы студентов, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения и подготовки к профессиональной деятельности. В целом, успешная подготовка студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности требует комплексного и системного подхода, учета современных требований и тенденций, а также индивидуального подхода к каждому студенту.

Изучив исторические трансформации становления и развития подготовки в образовании архитекторов, была предложена её периодизация. Рассмотрен понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы, определены такие понятия, как «профессиональная подготовка», «готовность к профессиональной деятельности», «подготовка архитектурных специальностей», выделяемые разными исследователями.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 23.04.2022).

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2016.

3. БесединаИ.В. Развитие творческих способностей студентов в процессе архитектурной подготовки в вузе // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2014. № 1 (1).

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

5. Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4.

6. Деркач А.А. Состояние психологической готовности студентов к деятельности во время педагогической практики. Л., 1981.

7. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983.

8. ДьяченкоМ.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1986.

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.. СПб., 2008.

10. Киселева А.В. Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности в процессе самостоятельной работы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. 2019. № 3-2.

11. Климов Е.А. История психологии труда в России: учебное пособие. М., 1992.

12. Ковалев А.Г. Психология личности: учебное пособие. М., 1970.

13. Кокшенева Е.А. Факторы, влияющие на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Перспективы инновационного развития угольных регионов России: сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции (Прокопьевск, 13-14 апреля 2022 г.). Прокопьевск, 2022.

14. КривошеевА.М. Профессиональная деятельность и ее социальные детерминанты: дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992.

16. КубрушкоП.Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения. Теоретико-методологический аспект. М., 2019.

17. КузьминаН.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

17. Ларионова Г. А. Формирование методологических знаний у будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2004. № 1 (35).

18. Макарова Н.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. Апатиты, 2010.

19. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПБ., 2010.

20. Подоприхин М.Н. Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике. Воронеж, 2008.

21. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

23. Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2.

24. СластенинВ.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2013.

25. Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе. Владивосток, 2005.

26. Циулина М.В. Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб., 2016.

27. Шенцова О.М. Типы профессиональной архитектурной деятельности и категории архитекторов в зависимости от специфики этой деятельности // Russian Studies in Culture and Society. 2019. Т. 3. № 2.

28. Большая советская энциклопедия. М., 1954. Т. 30.

Е.А. Дьячкова

преподаватель кафедры архитектуры и дизайна

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: iiehka@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.