Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ДЕФИНИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

К ВОПРОСУ ДЕФИНИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ / АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметьянов Х. Р.

Актуальность статьи обусловлена тем, что имеются пробелы в подготовке специалистов архитектурных и строительных специальностей в сфере формирования социокультурных ценностей, которые препятствуют дальнейшей полноценной самореализации выпускников, а также, опосредованно, оказывают влияние на общество в целом. Цель статьи заключается в выявлении существующих проблем связанных с формированием культурной и профессиональной идентичности студентов архитектурно-строительных специальностей. Авторами сформулировано предложения по введению в практику обучения понятия профессионально-культурной идентичности. Раскрыта сущность данного определения, заключающаяся в синтезе профессиональной и культурной идентичности. Классифицированы основные составляющие профессионально-культурной идентичности. Предложены меры по дополнению профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительных специальностей с целью улучшения ситуации в данной области. Доказано, что имеются значительные резервы для развития профессионально-культурной идентичности в процессе обучения в вузе. Статья предназначена для педагогов, занятых в сфере преподавания архитектурно-строительных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEFINING THE PROFESSIONAL AND CULTURAL IDENTITY OF STUDENTS OF ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION SPECIALTIES

The relevance of the article is due to the fact that there are gaps in the training of specialists in architectural and construction specialties in the field of formation their socio-cultural values, which impede the further full-fledged self-realization of graduates, and also, indirectly, affect society, as a whole. The purpose of the article is to identify the existing problems associated with the formation of students’ cultural and professional identity in architectural and construction specialties. The authors formulated proposals to introduce the concept of vocational and cultural identity into the practice of education. The essence of the given definition is revealed, which consists in synthesis of professional and cultural identity. The main components of vocational and cultural identity are classified. Measures to supplement the professional competencies of students of architectural and construction specialties are proposed in order to improve the situation in this area. It has been proved that there are significant reserves for the development of vocational and cultural identity in the process of studying at a university. The article is intended for University-teachers engaged in the teaching of architectural and construction specialties.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ДЕФИНИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378

К вопросу дефиниции профессионально-культурной идентичности студентов архитектурно-строительных специальностей

On the issue of defining the professional and cultural identity of students of architectural and construction specialties

Ахметьянов Х.Р., ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», a2b5@yandex.ru

Akhmetyanov Kh., Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, a2b5@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.023

Ключевые слова: культурная идентичность, профессиональная и идентичность, архитектура, строительство, образование, педагогика.

Keywords: cultural identity, professional identity, architecture, construction, education, pedagogy.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что имеются пробелы в подготовке специалистов архитектурных и строительных специальностей в сфере формирования социокультурных ценностей, которые препятствуют дальнейшей полноценной самореализации выпускников, а также, опосредованно, оказывают влияние на общество в целом. Цель статьи заключается в выявлении существующих проблем связанных с формированием культурной и профессиональной идентичности студентов архитектурно-строительных специальностей. Авторами сформулировано предложения по введению в практику обучения понятия профессионально-культурной идентичности. Раскрыта сущность данного определения, заключающаяся в синтезе профессиональной и культурной идентичности. Классифицированы основные составляющие профессионально-культурной идентичности. Предложены меры по дополнению профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительных специальностей с целью улучшения ситуации в данной области. Доказано, что имеются значительные резервы для развития профессионально -культурной идентичности в процессе обучения в вузе. Статья предназначена для педагогов, занятых в сфере преподавания архитектурно-строительных специальностей.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that there are gaps in the training of specialists in architectural and construction specialties in the field of formation their socio-cultural values, which impede the further full-fledged self-realization of graduates, and also, indirectly, affect society, as a whole. The purpose of the article is to identify the existing problems associated with the formation of students' cultural and professional identity in architectural and construction specialties. The authors formulated proposals to introduce the concept of vocational and cultural identity into the practice of education. The essence of the given definition is revealed, which consists in synthesis ofprofessional and cultural identity. The main components of vocational and cultural identity are classified. Measures to supplement the professional competencies of students of architectural and construction specialties are proposed in order to improve the situation in this area. It has been proved that there are significant reserves for the development of vocational and cultural identity in the process of studying at a university. The article is intended for University-teachers engaged in the teaching of architectural and construction specialties.

Введение. Архитектурный облик ценности постепенно упрощаются и

окружающего пространства накладывает превращаются в утилитарные. Кроме того,

определенный отпечаток не только на архитектура играет фундаментальную роль в

самоощущение индивида, но и серьезно влияет на культурном и экономическом развитии социума,

его культурное развитие. Каждодневно и, в связи с этим, специалисты, причастные к

сталкиваясь с однотипной индустриальной формированию окружающего пространства - а

средой, которая лишена культурно-исторического чаще всего такими являются представители

смысла и эстетического начала, личность не архитектурно-строительных специальностей -

может полноценно сформироваться, и его несут всю полноту ответственности перед

обществом за результаты своего труда. [8;9;12].

В ряду различных обязательств, принимаемых на себя составителями профессионального кодекса этики российского архитектора, особым пунктом выделены вопросы взаимодействия архитектора и социума [2;3]. Архитектурное сообщество целиком и полностью признает важность этических вопросов, возникающих в ходе архитектурной деятельности, и отдельно обращает внимание на сохранение и развитие культурной идентичности средствами архитектуры в конкретно существующих региональных условиях [11].

Таким образом, подготовка специалистов архитектурно--строительных специальностей, от которых в значительной мере зависит смысловое наполнение окружающей нас архитектуры, приобретает особое значение и требует особого упора на социокультурные ценности общества. Идеальным видится результат обучения в том, что помимо чисто технических и прикладных архитектурных знаний студент - выпускник архитектурно-строительного вуза, приобретает глубокие культурные познания и навыки работы с социальными запросами.

Нельзя сказать, что этому вопросу в процессе обучения не уделяется внимания. Так, на примере анализа компетенций ФГОС архитектурно-строительных специальностей в ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (специальности «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство», «Промышленное

гражданское строительство») можно выделить соответственно [5]:

- УК-5: «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» (07.03.01; 07.01.03);

- ПК-2: «Способен участвовать в разработке и оформлении архитектурного концептуального проекта» (07.03.01);

- ПК-1. «Способен участвовать в проведении предпроектных исследований и подготовке данных для разработки архитектурно-дизайнерского раздела проектной документации» (07.01.03);

- ПК-2. «Способен участвовать в разработке и оформлении архитектурно-дизайнерского раздела проектной документации» (07.01.03);

- ПК-3. «Способен участвовать в проведении предпроектных исследований и подготовке данных для разработки градостроительной проектной документации применительно ко всем уровням территориальных градостроительных объектов» (07.01.04);

- УК-5.2. Выявление ценностных оснований межкультурного взаимодействия и его места в формировании общечеловеческих культурных универсалий; УК-5.3.Выявление причин межкультурного разнообразия общества с учетом исторически сложившихся форм государственной, общественной, религиозной и культурной жизни (08.03.01).

Несмотря на смешение профессиональных и общекультурных компетенций прослеживается вектор развития культуры, мировоззренческой позиции, историко-культурного наследия, формирующий профессиональную культуру и этику. Вместе с тем, при анализе учебных планов на примере направления подготовки 07.03.01 «Архитектурное проектирование» автором выявлено:

- в обязательной части подготовки студентов гуманитарные дисциплины, влияющие на развитие культурной идентичности (история, философия, психология социального взаимодействия, история искусств архитектуры и градостроительства, основы теории градостроительства, архитектурная культура Среднего Поволжья), занимают всего 18% от выделенного времени;

- в части формируемой участниками образовательного процесса, гуманитарным дисциплинам отведено всего 14% времени;

- в части организации практики всего 3 вида практики, такие как ознакомительная, обмерная, исследовательская, могут быть отнесены к тем видам, которые активно участвуют в формировании своего взгляда на архитектуру; и их доля составляет 27%.

Доля предметов, участвующих в формировании социокультурных ценностей при подготовке строительных специальностей по направлению 08.03.01 «Строительство», оказывается еще ниже. Соответственно возникает вопрос об идентификации феномена профессионально-культурной идентичности студентов архитектурно-строительных

специальностей и определении ее роли, сущности и содержания.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ, педагогическое наблюдение, опросы. В качестве информационной базы исследования

использована научная литература по проблеме исследования, ФГОС по специальностям «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство», «Промышленное

гражданское строительство».В качестве

эмпирической базы исследования выступила площадка Казанского государственного архитектурно-строительного университета,

студенты архитектурных (направление «Дизайн архитектурной среды» и «Архитектурное проектирование») и строительных (направление «Промышленное и гражданское строительство») специальностей общей численностью - 78 человек.

Результаты исследования. Особую важность в современных условиях приобретает овладение знаниями в архитектуре, которые связаны с ее базовыми ценностями и происхождением - это основание, на котором зиждется вся архитектура и ее влияние на социум. В первую очередь важны вопросы социокультурных ценностей, воплощенных в архитектурных сооружениях, поскольку именно они формируют нашу окружающую визуальную действительность. В связи с этим наиболее актуальными нам представляются вопросы, раскрывающие связь архитектуры и социокультурных ценностей, которые заложены в самой природе архитектуры. Иначе говоря, изначально в архитектуре не было случайно существующих элементов, все ее

составляющие имели особое смысловое значение. Так, например, практически вся религиозная архитектура - а именно она появилась в первую очередь - является дериватом представлений о мировом древе. И, в свою очередь, религиозная архитектура в первую очередь выполняла функции мирового древа.

Для констатирующего этапа авторского исследования были выявлены основные пробелы гуманитарной направленности в рамках преподаваемых дисциплин у студентов архитектурно-строительных специальностей. В качестве иллюстративного примера в таблице 1 приведен фрагмент авторского исследования результата овладения студентами смыслового значения архитектуры, полученный в ходе контрольного опроса представителей архитектурно-строительных специальностей у представителей 3 программ обучения, таких как «Дизайн архитектурной среды» (группы 4 курса обучения 7ДП01, 7ИП01 - 28 студентов), «Архитектурное проектирование» (группы 4 курса обучения 7АП01, 7АП02 - 31 студент) и «Промышленное и гражданское строительство» (группа 4 курса обучения 7ПГ01 - 19 студентов).

Таблица 1. - Фрагмент результатов опроса студентов архитектурно-строительных специальностей

№ п/п Контрольный вопрос Варианты полученных ответов Интерпретация с точки зрения смыслового наполнения

1 Имеет ли культурный феномен «Мирового древа» к архитектуре? - не знаем о таком феномене (85% ответов); - затрудняюсь с ответом (15% ответа) вся архитектура ориентирована на воплощении этого феномена, в первую очередь, в религиозном аспекте. Мотивы «Мирового древа» пронизывают всю архитектуры и искусство, в целом, до эпохи Модерна и Постмодерна

2 Значение колонн в первых архитектурных сооружениях - опоры для портика (52% ответов); - украшение (43% ответа); - затрудняюсь ответить (5% ответа) колонны на этапе возникновения архитектуры всегда являлись дериватом «мирового древа». Цель колонн поддерживать небо, в качестве которого видели портик, который держался на колоннах

3 Для чего нужен орнамент? - для украшения (97% ответов); - для обозначения этнокультурной принадлежности (3% ответа) несмотря на то, что по орнаменту можно судить об этнокультурной принадлежности, однако, главным в данном случае является то, что в орнаменте нашли отражение первичные мировоззренческие представления человечества, тесно связанные с концепцией «Мирового древа». И поэтому орнамент любой культуры, хоть и имеет некоторые особенности, но строится на одних и тех же базовых элементах

Таким образом, по результатам опроса можно вынести однозначный вывод о том, что в процессе обучения выявлены недостатки в знании одних из самых важных в профессиональной деятельности студентов архитектурно -строительных специальностей культурных компетенций. Особенно хочется отметить факт

того, что отсутствие этих знаний напрямую влияет на способность «прочтения» архитектуры выпускниками, что, в итоге, приводит к выхолащиванию смысловой нагрузки создаваемой архитектуры и обесцениванию окружающего пространства.

Следовательно, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в процессе учебы процессу социокультурной адаптации студентов хоть и уделяется некоторое внимание, но объем и наполнение компетенций не способствуют формированию профессиональной и культурной идентичности выпускников, что приводит к существенным проблемам в их дальнейшей профессиональной деятельности, снижению социокультурной значимости профессии.

Все вышесказанное подводит к необходимости введения отдельного курса по смысловому наполнению архитектуры, отражающему связь базовых понятий архитектуры и культуры.

Полагаем, что вопросы формирования социокультурных ценностей выпускников архитектурно--строительных специальностей не могут рассматриваться в отрыве от понятий профессиональной и культурной идентичности.

Ошибочно полагать, что лишь профессиональная идентичность способна решать все возникающие на ее пути проблемы. Автору близок подход Н.С. Пряжникова, раскрывающего как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структур профессионального сознания, ибо

«безнравственный профессионал, да еще образованный, обученный, владеющий современными средствами, особенно опасен... Такие перекосы часто образуют профессиональные кризисы и профессиональные деструкции» [7].

Результатом смысловых и ценностных ориентаций личности, усвоения, закрепления и проявления ценностно-смысловых личностных преобразований становится формирование таких психологических структур, как самосознание, идентичность и т.д. Их появление, по мнению Н.С. Пряжникова, свидетельствует о самоопределении личности. Выделяя различные типы самоопределения - профессиональное, жизненное, собственно личностное, Н.С. Пряжников подчеркивает, что на высших уровнях своего проявления все эти типы взаимопроникают друг в друга. Поэтому многомерный и многоступенчатый процесс самоопределения личности можно и нужно рассматривать как основной механизм развития личности вообще и профессионального развития в частности [7].

Профессиональная идентичность является результатом профессиональной социализации и контролируемого процесса становления в человеке образа его «Я» как профессионала.

Представители архитектурно-строительных специальностей, как личности, являются одновременно членами многочисленных социальных общностей разного уровня (член семьи, трудового подразделения, возрастно-половой группы, нации, религиозной конфессии и т.п.). И в связи с этим особую значимость приобретает их способность в своей работе учитывать культурные и региональные традиции конкретной среды и обладать не просто профессиональной, но и сформированной культурной идентичностью. Именно культурная идентичность является базисом, на который опирается способность создавать гармоничную и человекомерную среду в рамках конкретного социума. Или, иначе говоря, в первую очередь в своей работе специалисты архитектурно -строительных специальностей должны опираться на социо-культурные ценности существующей среды.

В связи с этим представляет интерес мнение норвежского антрополога Ф. Барта, который считает, что культура выступает основой консолидации нации и этноса как результат и смысл их существования [14].

Таким образом, можно заключить, что одной из важнейших сторон образовательной деятельности при подготовке архитектурно -строительных специальностей является формирование культурной идентичности выпускников. Понятие «культурной

идентичности», являющееся дальнейшим развитием понятия идентичности, есть сложное явление с множественными

взаимодополняющими определениями.

По словам М.М.Предовской, «культурная идентичность - это один из значимых способов самоаффицирования личности, возникающий из формальной или неформальной принадлежности к группам, которые создают и передают знания, верования, ценности, нормы поведения и способы повседневной жизни» [6].

И.А. Акимова отмечает, что культурная идентичность формируется, прежде всего, в процессе социализации и аккультурации личности, осознании своего отличия от других в социокультурных контактах.

Под культурной идентичностью, как правило, понимают осознанное принятие личностью культурных норм, правил, стандартов поведения и мышления, традиций, ценностей и языка той культурной общности, с которой человек себя отождествляет. Отождествление себя с определенными культурными группами дает личности возможность сделать свою жизнь более понятной, упорядоченной и предсказуемой [1].

Другими словами, можно представить «культурную идентичность», как механизм установления духовных связей между обществом и индивидом, характеризующийся такими параметрами, как свобода выбора, неиерархичность, подвижность, зависимость от социально-культурного окружения личности.

Но также, следует отметить, что «культурная идентичность» это явление, которое позволяет личности или обществу очертить границы своей культуры в противопоставлении с культурами, имеющими собственные системы ценностей и нормы поведения. То есть, это еще является вопросом опознавания «свой-чужой» как для индивида, так и для группы, общества, государственного образования в целом.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что только личность со сформировавшейся профессиональной и культурной идентичностью способна к полноценной самореализации, к претворению в жизнь гуманистических идеалов и осмысленному развитию. В ряде профессий передача профессиональных знаний, компетенций, ценностей невозможна в отрыве и без учета ценностей, региональных и национально-культурных традиций и связанного с этим комплекса мировоззренческих представлений. Особенно это важно для рассматриваемого направления обучения, поскольку результаты деятельности специалистов архитектурно-строительных специальностей, как было отмечено ранее, оказывают прямое влияние на общество и социум в долгосрочном периоде. Создание окружающей среды с учетом социокультурных ценностей социума способствует не только созданию гармоничного человекомерного пространства, но и, вследствие этого, способствует устойчивому социальному росту общества [8].

На наш взгляд, именно при подготовке архитектурно-строительных специальностей возникает симбиоз понятий культурной и профессиональной идентичности. Особую актуальность приобретает способность личности в условиях современного глобального мира усваивать различные традиции, ценности, нормы и установки больших и малых социальных групп, сохраняя и развивая при этом самобытность своей культуры, способность противостоять процессам потери культурной памяти, унификации, деградации и упрощения, что неразрывно связано с владением профессионально-культурной идентичностью.

Профессионально-культурная идентичность в представлении автора это -наличие у личности -

в нашем случае работающей в архитектурно-строительной области - сформированной культурной идентичности, которая позволяет проводить профессиональную деятельность в тесной увязке и в соответствии с социокультурными ценностями конкретного региона.

Структура профессионально-культурной идентичности состоит из когнитивного, аффективного, конативного, мотивационного и ценностного компонентов:

- когнитивный (ценности знания), т.е. идентичность проявляется на уровне знаний, умений, пониманий технико-технологической стороны социализации, а также общая осведомленность о происходящем, профессии, жизнедеятельности и требуемом информационном пространстве ее успешного исполнения, определенное субъектом как ценное знание;

- аффективный (ценности переживания), т.е. идентичность проявляется через эмоциональное принятие сообществ как в целом, так и отдельных его компонентов, позитивного отношения к себе как к члену этой референтной группы, как ценность переживаний, связанных или обусловленных взаимодействием;

- конативный (ценности опыта и деятельности), т.е. проявление идентичности через поведенческие конструкты, которые интерпретируются личностью как соответствующие требованиям определенной социальной группы, выполнение ролевого репертуара субъекта деятельности и корректировка поведения в связи с особенностями объективных условий и осмысление ценности получения опыта;

- ценностный (осмысленные ценности), т.е. проявление идентичности на уровне самосознания, когда собственные ценности констатируются личностью, как важные и значимые вне социального контекста, они реконструируют или конструируют собственную реальность в соответствие с личностными смыслами.

- мотивационный (готовность к непрерывному познанию профессии и профессиональному развитию) компонент раскрывает отношение к избранной профессии, интерес и склонность к ней, желание удовлетворять духовные и материальные потребности.

Выявление компонентов профессионально-культурной идентичности представляет на практике определенную сложность. Тем не менее, существуют методики тестирования и опросов,

которые позволяют в общих чертах оценить уровень выраженности профессиональной и культурной идентичности, опираясь на которые можно вывести методики для оценки уровня профессионально-культурной идентичности.

Так, автором апробирован инструментарий оценки на основе методики для определения социокультурной идентичности (ОСКИ), созданной О.В. Крупенко и О.В. Фроловой [4] и на основе теста профессиональной идентичности Л.Б.Шнайдера [10], в тестировании студентов 4 курса ФГБОУ ВО «КГАСУ», обучающихся на архитектурных и строительных специальностях.

Для оценки профессиональной идентичности используются такие характеристики, как: «преждевременная идентичность», «диффузная идентичность», «мораторий», «достигнутая идентичность», «псевдоидентичность»; в рамках вопросов введены понятия региональной и социокультурной идентичности и их особенности.

Следует отметить, что в психологическом смысле, по Э. Эриксону [13], при становлении профессиональной идентичности человек проходит этапы: доверия, автономии, инициативности, достижения, идентичности, интимности, творчества, интеграции. В устойчивом окончательном варианте

профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией (примерно к 30 - 35 годам) и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Полученные нами в пилотном исследовании результаты, подтверждают, что студенты старших курсов еще находятся в состоянии формирования своей идентичности, результаты не могут интерпретироваться однозначно, но, однако, они позволяют оценить структуру и состояние профессиональной ориентации обучающихся в процессе получения ими выбранной специальности.

В плане анализа влияния результатов тестирования на региональную идентичность оценочно можно отметить, что около 30% тестируемых не имеют устойчивых связей с регионом проживания, а из результатов тестирования на социокультурную идентичность примерно 20% студентов не достигли определенности в социокультурном плане.

Данные результаты свидетельствуют о том, что значительная часть обучающихся находится в процессе формирования социокультурной идентичности и большинство тестируемых (62,9%) идентифицируются как студенты,

находящиеся в состоянии преждевременной и псевдо-идентичности.

Полученные результаты позволяют сказать, что имеются значительные резервы в плане развития как профессиональной, так и социокультурной идентичности у обучающихся на архитектурно-строительных специальностях студентах.

В связи с этим, нами представляется важным разработка отдельного курса, входящего в состав профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительных специальностей.

Особенностью данного курса должен стать междисциплинарный характер, лежащий на стыке предметов «Культурологии» и «Архитектура». Только получая комплексные знания о происхождении, формировании и развитии архитектуры как отражения социально -культурных ценностей общества, выпускник будет способен адекватно и своевременно отвечать на вызовы времени и формировать доступными средствами именно ту окружающую среду, которая является воплощением мировоззренческой позиции социума с сохранением и развитием культурной идентичности населения региона.

Заключение. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что только с помощью целенаправленного педагогического усилия возможно формирование

профессионально-культурной идентичности специалистов, работающих в сфере архитектуры и строительства. В статье предпринята попытка выделить данный феномен в педагогическом знании, раскрыть его сущность для студентов архитектурно-строительных специальностей.

Но значение данного феномена выходит далеко за рамки только архитектурно-строительной области.

Повышение уровня профессионально-культурной идентичности способствует не только полноценной самореализации и осознанию уникальности личности, но и способствует ее гармоничной и эффективной социализации. Можно отметить, что значимость данного феномена сохраняется и для инженерных и технических специальностей. Следует отметить, что в данном случае можно вести речь не только о целенаправленном усилении усвоения компетенций, прописанных в образовательных планах вузов, но и об опосредованном педагогическом воздействии, направленном на воспитание и социализацию, которое, как известно, является одним из признаков системы образования, придерживающейся

гуманистических принципов воспитания.

Литература:

1. Акимова И.А. О некоторых проблемах формирования культурной идентичности в современную эпоху [Электронный ресурс] / И.А. Акимова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-nekotoryh-problemah-formirovaniya-kul1шnoy-identichnosti-v-sovremennuyu-epohu

2. Кодекс профессиональной этики российского архитектора // Строительная газета, №43 от 27 октября 2000 года.

3. Логвинов В.Н. Архитектор: рынок и этика [Электронный ресурс] / В.Н. Логвинов // Строительный эксперт. - Режим доступа: https://ardexpert.ru/aiticle/15131

4. Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: h1:tps://psylistne1/praktikum/00365.h1m

5. Образовательные программы [Электронный ресурс] // ФГБОУ ВО Казанский архитектурно-строительный университет. - Режим доступа: https://kgasu.ru/sveden/education/op.php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Предовская М.М. Модификация и трансформация культурной идентичности: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Предовская Мария Михайловна. - Санкт-Петербург, 2009.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб. -метод. Пособие / Н.С. Пряжников. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2003.

8. Солошенко М.С. Что нам говорит архитектура. Влияние зданий и соружений на человека и общество [Электронный ресурс] / М.С. Солошенко // Молодой

исследователь Дона. - 2017. - № 3(6). - Режим доступа:

h1:tps://cybeIleninka.ru/aIticle/n/chto-nam-govorit-aIhitektuIa-

vliyanie-zdaniy-i-soruzheniy-na-cheloveka-i-obschestvo

9. Тапалчинова Д.Н. Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека [Электронный ресурс] / Д.Н. Тапалчинова // Молодой ученый. - 2019. - № 23(261). - С. 67-68. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/261/60383/

10. Тест на профессиональную идентичность Л.Б. Шнейдер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberpedia.su/10x3c36.html

11. Чабдаров М.М. Этические проблемы в архитектурной практике [Электронный ресурс] / М.М. Чабдаров // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. -№ 1(25). - Режим доступа: https://cyberieninka.ru/article/ne1icheskie-problemy-v-arhitekturnoy-praktike

12. Чуднивец Р.С., Ткач Н.А. Влияние архитектурных форм на эиоциональное состояние человека [Электронный ресурс] / Р.С. Чуднивец Н.А. Ткач // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://scienceforum.ru/2016/ article/2016023384

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых; пер. с англ. - М., 1996. - 344 с.

14. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий; под ред. Ф. Барта. - М., 2006.

References:

1. Akimova I.A. On some problems of the formation of cultural identity in the modern era [Electronic resource] / I.A. Akimova // Theory and practice of social development. - 2012. -№ 6. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-formirovaniya-kulturnoy-identichnosti-v-sovremennuyu-epohu

2. Code of professional ethics of the Russian architect // Construction newspaper, №43 from October 27, 2000.

3. Logvinov V.N. Architect: market and ethics [Electronic resource] / V.N. Logvinov // Construction expert. - Access mode: https://ardexpert.ru/article/15131

4. Methodology for determining socio-cultural identity (OSKI) [Electronic resource]. - Access mode: https://psylist.net/praktikum/00365 .htm

5. Educational programs [Electronic resource] // Kazan Architecture and Civil Engineering University. - Access mode: https://kgasu.ru/sveden/education/op.php

6. Predovskaya M.M. Modification and transformation of cultural identity: diss. ... Cand. Philos. Sciences: 09.00.13 / Predovskaya Maria Mikhailovna. - St. Petersburg, 2009.

7. Pryazhnikov NS Methods for activating professional and personal self-determination: study guide. Manual / N.S. Pryazhnikov. - M .; Voronezh: MPSI: MODEK, 2003.

8. Soloshenko M.S. What does architecture tell us? The influence of buildings and structures on man and society [Electronic resource] / M.S. Soloshenko // Young researcher of

Don. - 2017. - № 3(6). - Access mode:

https://cyberleninka.ru/article/n/chto-nam-govorit-arhitektura-

vliyanie-zdaniy-i-soruzheniy-na-cheloveka-i-obschestvo

9. Tapalchinova D.N. The influence of building architecture on the psychological state of a person [Electronic resource] / D.N. Tapalchinova // Young Scientist. - 2019. - № 23(261). - S. 67-68. -Access mode: https://moluch.ru/archive/261/60383/

10. Test on professional identity by L.B. Schneider [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberpedia.su/10x3c36.html

11. Chabdarov M.M. Ethical problems in architectural practice [Electronic resource] / M.M. Chabdarov // Humanitarian vedomosti TSPU im. L.N. Tolstoy. - 2018. - № 1(25). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-problemy-v-arhitekturnoy-praktike

12. Chudnivets R.S., Tkach N.A. The influence of architectural forms on the eiotional state of a person [Electronic resource] / R.S. Chudnivets, N.A. Weaver // Materials of the VIII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". - Access mode: http://scienceforum.ru/2016/article/2016023384

13. Erikson E. Identity: youth and crisis / E. Erikson; total ed. and foreword. A.V. Tolstoy; per. from English - M., 1996. - 344 p.

14. Ethnic groups and social boundaries: Social organization of cultural differences; ed. by F. Barthes. - M., 2006.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Ахметьянов Хайдар Рифкатович (г. Казань, Россия), инженер кафедры ЭПС Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», e-mail: a2b5@yandex.ru

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.