Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020
СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО БРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ОБЩЕМ ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
SPECIFICS AND TRENDS OF ARCHITECTURAL EDUCATION AND ITS ELEMENTS IN THE GENERAL PROCESS OF PRODUCTION
AND DISTRIBUTION
УДК 72.009
Братухин Александр Николаевич, бакалавр архитектуры, студент, 2 курс магитсратуры, факультет «Архитектуры и градостроительства», Воронежский государственный технический университет Россия, г. Воронеж
Alexander Nikolayevich Bratukhin, bratuhinalexandr@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается архитектурное образование как составляющая общественно-экономической системы, специфика, место и тенденции развития в общем процессе производства и распределения. Внешние факторы влияния и архитектурное образование как составляющая общей системы производства кадров. Актуальные сущностные и организационные противоречия системы архитектуного образования.
Abstract
The article considers architectural education as a component of the socioeconomic system, the specifics, place and development trends in the overall process of production and distribution. External factors of influence and architectural education as a component of the overall system of personnel
production. Actual essential and organizational contradictions of the system of architectural education.
Ключевые слова: архитектурное образование, общественно-экономическая система, противоречия, архитектурное проектирование, метод.
Keywords: architectural education, socio-economic system, contradictions, architectural design, method
Исследуя проблемы и противоречия архитектурного образования (далее - АО), его специфику и пути развития, необходимо понимать не только его внутреннюю структуру и характер, но также и место этого сформированного социального института в современной общественной системе. Архитектура как деятельность по проектной организации антропогенной среды и профессиональное обучение этому - являются зависимыми от ряда составляющих, из взаимосвязанной совокупности которых и вытекают истоки его внутреннего состояния и противоречий. То есть, чтобы адекватно анализировать и делать выводы о внутреннем (относительно аспектов самого процесса обучения) состоянии современного АО, необходимо описать его роль и место относительно внешних составляющих актуальной окружающей мир-системы. Эти составляющие являются первичными в становлении общей системы АО, задают направления развития и определяют дальнейший облик организации.
В статье приведено описание предмета, целей, роли, современных тенденций развития и противоречий организаций АО как системы по стране, определенных внешними факторами общественной системы, формирующими его как социальный, а также научный и культурный институт.
Цели АО как части всей системы высшего образования:
- Создание условий для подготовки и реализации соответствующих кадров для дальнейшего эффективного функционирования современного общества и экономики, согласно их требованиям. Образовательный процесс в данном случае выступает одним из элементов политэкономической связки: государства, бизнеса, управления образовательных организаций и самих субъектов обучения [1].
- Цель же АО с точки зрения конкретного индивида в создании условий (потенциала) самореализации и самоопределения в обществе. Образовательный процесс в данном случае выступает одним из элементов системного становления личности [2].
Такая двойственная целевая направленность (сверху и снизу), определенная в Законе РФ «Об образовании», определяет все дальнейшие внутренние качества и противоречия учебных модулей, направлений подготовки и шире - всего профессионального методологического подхода субъектов архитектурного образования. Она же проявляется и при дальнейшем описании организационной структуры института во внутренних связях.
В данном случае оптимально описать иерархию элементов системы, описывающую образование как сложный взаимосвязанный процесс, включенный в общую социально-экономическую и политическую систему. Изменения или проблемы на одном или нескольких уровнях влекут медленные (из-за имманентного организационного и процессуального консерватизма), но неминуемые изменения других, то есть носят системный характер. Причем, изменения или проблемы вышестоящих элементов несут более весомые последствия для нижележащих, обоснованные юридически или экономически. Можно выделить пять взаимосвязанных последовательно элементов, где каждый выполняет определенную роль и зависит от состояния и положения остальных:
1. Контролирующе-управленческие органы и организации (Министерство Образования, подчиненные ему ведомства);
2. Контролирующие мероприятия, нормативы, рекомендованные образовательные программы и стратегии (реализуемые через ФГОСы);
3. Образовательные и научные организации, на базе которых осуществляется процесс (Вузы, кафедры и их объединения, связанные в сети, которые обеспечивают исполнение на местах и обеспечивают материально-техническую базу);
4. Учебно-методический материал и непосредственно учебно -воспитательный процесс;
5. Субъекты обучения (педагоги, студенты) и их социальные общности [2].
Основной предмет деятельности АО определяется местом в актуальной общественной системы производства и распределения, где образование выступает необходимым звеном, а также спецификой самой основной деятельности соответствующего направления подготовки. Таким предметом деятельности АО является производство потенциальных кадров, способных заниматься практической, теоретической, педагогической, организационно-управленческой, оценочной и т.д. архитектурной или смежной профессиональной (градостроительной или дизайнерской средовой), а также личностной и общественной деятельностью [3]. Внутреннее содержание предмета АО определяется спецификой основной деятельности данного направления образования - архитектурной проектной деятельности и архитектурного мышления.
Архитектура - это не самостоятельная сфера деятельности. Основным предметом тут является архитектурное проектирование антропогенной среды обитания во всем своем проявлении. Так как проектирование не тождественно непосредственному материальному созданию, то архитектурная деятельность участвует в производстве этой самой среды
опосредованно, то есть прямо зависит от экономической, научно-технической, социальной, культурной составляющих, которые и лежат в основе процесса всего материального создания. Эти составляющие создают необходимые первичные условия - как для реализации профессионального обучения, так и для формирования по итогу архитектурного и личностного мышления [4]. С течением общественного развития под влиянием этого фактора зависимости она складывалась адекватно требованиям времени, система АО имела разные формы, требования и степень организации.
При всем своем несамостоятельном положении в общественной системе, интеллектуальный продукт архитектуры и, получивший материальное воплощение, архитектурно-инженерно-строительный продукт, хотя и не могут решить стратегические запросы общества, сами формируют первичную базу, воплощающую их в единую интеллектуальную и материальную (по итогу всего архитектурно -инженерно-строительного этапа) форму и из которой следующие запросы произрастают в дальнейшем [4]. Он создает (хоть и опосредованно) ту самую архитектурную среду, то есть будущую совокупность материально-пространственных и образно-смысловых объектов действительности, откуда и «растут» условия для здорового во всех смыслах функционирования общества и его хозяйственной, социальной и культурной деятельности. Таким образом, архитектурный подход - это в первую очередь целостная осмысленно-ценностная система знаний и методов в профессиональном мышлении, адекватная своему времени и ограниченная им, сформированная в личностную проектную парадигму [5, с. 65], [6].
Причем эта система находится в постоянном становлении: в результате постоянно меняющихся объективных экономических и социальных тенденций, научно-технического прогресса, культурных и ценностных ориентиров общества и организационно обусловленного
методологического, технологического и знаниевого консерватизма системы образования выработанный синтетический архитектурный подход вступает в противоречие с ней и пытается внутренне снять его.
Специфика основной деятельности АО как системы подготовки кадров и формирования личностного социально-культурного потенциала каждого субъекта изменчива, зависит и проистекает от состояния глобальной общественной системы в соответствующий момент времени с определенным вектором развития, развивается в той же логике и имеет те же противоречия, что и глобальная система.
Архитектурное проектирование - интеллектуалоемкая творческая междисциплинарная деятельность с высокой требовательностью задействованных материальных и когнитивных ресурсов, имеющая ценностную направленность. Такая когнитивно сложная и процессуально не самостоятельная архитектурная деятельность, включенная во, в широком смысле, производственный, и в узком - в архитектурно-строительный, процесс - исторически удел относительно немногочисленного замкнутого круга лиц. Так как организация обучения является отражением ситуативных потребностей в обществе, то и число обучающихся также сравнительно невелико (имеется в виду относительная численность, не абсолютная). Она же колеблется в определенные этапы научно-технического, методологического, педагогического прогресса и спроса на рынке труда (т.е. в конечном итоге снова от экономического состояния общества). При этом сравнительно малое количество субъектов должно обладать многопрофильным набором компетенций, позволяющим решать широкий спектр социально значимых задач, обладать экспоненциально растущей знаниевой базой, объединенной в систему. То есть, технологически и экономически обоснованная тенденция к уменьшению выпускников, задействованных в профессиональной деятельности, совпадает с
тенденцией на геометрически растущей необходимой к применению в профессии области знаний и компетенций.
Таким образом, не только количество студентов, но и качество обучения, квалификация преподавателей, материально-техническая база, подход, методики - все это отражает специфические черты реальной проектной деятельности. Все вместе - это фактор совокупного интеллектуального качества ресурсов АО [7, с. 61-62]. Организация непрерывного соответствующего требованиям общества и субъектов обучения образовательного процесса возможна при концентрации интеллектуальных ресурсов и их эффективном использовании. Обеспечить системный метаболистический подход к обучению способна только достаточно крупная с высокой технологической, научно-методологической, кадровой степенью развитости образовательная площадка. Это вынуждает включать большинство архитектурных школ в состав крупных строительных и технических высших учебных заведений. Лишь некоторые столичные вузы (такие как МАРХИ) способны предоставить достаточную материальную и когнитивно-профессиональную концентрацию ресурсов.
Сегодня по результатам проведения государственной политики в сфере образования (в том числе по результатам проведения болонских реформ, которые сами являются реакцией государства на перестройку социально-экономической модели на глобальную рыночную, повышения ее рыночной эффективности) прослеживается две взаимосвязанные тенденции организации отечественного АО [8, с. 413]:
- На повышение экономической, методологической и организационной самостоятельности каждого Вуза, выделение множества научно-исследовательских и педагогических школ, количественное повышение разнообразия образовательных услуг (государственных и частных, очных и дистанционных, полного курса направления подготовки и отдельных модулей, практико ориентированного бакалавриата и теоретико
ориентированной магистратурой и т.д.). Унификация формальных результатов обучения в разных вузах и следующее перетекание ресурсов и кадров из одной организации в другую.
- На укрупнение центральных образовательных организаций, объединение нескольких смежных в единые юридически учреждения, разделение сети отечественных Вузов на крупнейшие (столичные, межрегиональные), концентрирующие интеллектуальные и материальные ресурсы, и периферийные (провинциальные), обладающие кратно меньшим их количеством и, соответственно, возможностями выполнять на соответствующем уровне основные образовательные цели [9], [10]. То есть функционирование образовательных учреждений происходит также в рамках рыночной системы. Так как система образования является частью общей системы производства и потребления, занимая нишу производства кадров, то, следовательно, закономерна потребность общества в этих кадрах, то есть АО нельзя рассматривать в отрыве от системы распределения их по местам приложения своих профессиональных способностей, а также возможности реализации личностного потенциала. В зависимости от социально-экономической ситуации, существует несколько сценариев: гос. система направления по спискам выпускников на места приложения труда; набор отобранных выпускников в компании / мастерские, сотрудничающие с вузом; самостоятельный поиск работы в профессиональной или смежных областях; или совмещенная схема. Вышеперечисленные сценарии показывают разную степень эффективности в разных условиях, но важно следующее: вне зависимости от модели распределения, сам конечный и самый главный результат образования - в создании и приложении совокупного интеллектуального профессионального ресурса в конкретной трудовой сфере деятельности. Если совокупная общественная система не в состоянии обеспечить
подобный результат, у нее неизбежно возникнут проблемы в дальнейшем здоровом функционировании.
В актуальной современной отечественной системе архитектурного образования можно выявить следующие основные организационные и сущностные противоречия. Их возможно в дальнейшем разложить на противоречия составляющих их явлений и процессов:
- Между социально-экономическими целями и требованиями государства от системы образования и целями и потребностями субъектов образования;
- Между темпом роста общественного заказа на АО и темпом роста способности к реализации АО этого заказа;
- Между требованиями общества на профессионально-личностные качества выпускаемых кадров и их фактической способностью удовлетворять эти требования;
- Между требованиями общества на профессионально-личностные качества выпускаемых кадров и их фактической возможностью удовлетворять эти требования (доступ к рабочим местам, профессиональная реализация и разносторонняя государственная поддержка);
- Между повышающимися требованиями в коммерциализации АО и низким уровнем и темпом роста его капитализации (см. предыдущие пункты);
- Между потребностью экономики в миграции труда и спецификой очного АО, закрепленного за вузами крупнейших городов и ограничивающего охват субъектов образования и их возможности в приложении труда;
- Между скоростью проникновения в АО новых педагогических, организационных и информационно-коммуникационных технологий и консервативных подходов, методов и форм организации процессов обучения, воспитания, развития;
- Между модульной дифференциацией и специализацией процесса подготовки субъектов АО на разных площадках и потребностью совокупной системы агентов АО в профессиональной обработке и обобщении данных;
- Между увеличением масштабов и темпов профессиональных видов деятельности, его автоматизации, унификации и творческим характером основных процессов архитектурной деятельности;
- Между упрощенными формализованными и бюрократизованными инструментами контроля результатов деятельности и творческим синтетическим характером процесса осуществления ее (как для студентов, так и для преподавателей).
Использованные источники
1. Городнова А.А. Состояние и перспективы развития российского образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/data/2014/02/11/1328425474/306-314 А.А.Городнова.pdf
2. Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) с поправками на 2019, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
3. ФГОС ВО по направлению подготовки 07.03.01 АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: //fgo svo .ru/news/8/1861
4. Сайфидинов Б.С., Иванникова Е.В. Влияние экономических факторов на архитектуру и градостроительство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: - https://novainfo.ru/article/13289
5. Карамазин Ю.И., Капустин П.В. О роли концепции ноосферы в переосмыслении архитектурно-проектного мышления. - Academia. Архитектура и строительство. - 2017. - № 3. - С. 65-68.
6. Раппопорт А.Г. Пространство и субстанция [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://papardes.blogspot.com/2012/03/blog-post_19.html
7. Матвиевская Е.Г., О.Г.Тавстуха. Современные тенденции в российском образовании: решение проблемы повышения качества образования. -М.: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА. - 2010. - № 23. - С. 61-68.
8. Куприянов Р.В., Виленский А.А., Куприянова Н.Е. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализаци. - Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 20. - С. 412-416.
9. Эзрох Ю.С. Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1451
10. Гладков Г.И. «Болонский процесс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://bologna.mgimo.ru
Sources used
1. Gorodnova A. A. state and prospects of development of Russian education [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.hse.ru/data/2014/02/11/1328425474/306-314 A. A. Gorodnova. pdf
2. the Law of the Russian Federation "on education" (273-FZ) with amendments for 2019, 2020 [Electronic resource]. - Mode of access: URL: http: //zakon-ob-obrazovanii.ru/
3. GEF IN the area of training 07.03.01 ARCHITECTURE (undergraduate level) [Electronic resource]. - Mode of access: URL: http: //fgo svo .ru/news/8/1861
4. Saifidinov B. S., Ivannikova E. V. Influence of economic factors on architecture and urban planning [Electronic resource]. - Access mode: URL: - https://novainfo.ru/article/13289
5. Karamazin Yu. I., Kapustin P. V. on the role of the noosphere concept in rethinking architectural design thinking. - Academia. Architecture and construction, 2017, no. 3, Pp. 65-68.
6. Rappoport A. G. Space and substance [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://papardes.blogspot.com/2012/03/blog-post_19.html
7. Matvievskaya E. G., O. G. Tavstukha. Modern trends in Russian education: solving the problem of improving the quality of education. - Moscow: VESTNIK UNIVERSITETA. - 2010. - no. 23. - Pp. 61-68.
8. Kupriyanov R. V., vilenskiy A. A., Kupriyanova N. E. the Bologna process in Russia: specifics and difficulties of implementation. - Bulletin of the Kazan technological University, 2014, no. 20, Pp. 412-416.
9. Ezrokh Yu. S. Bologna system of higher education in Russia: myths and reality [electronic resource]. - Mode of access: URL: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1451
10. Gladkov G. I. "the Bologna process" [Electronic resource]. - Mode of access: URL: http://bologna.mgimo.ru