Научная статья на тему 'Инновационная деятельность преподавателей как фактор качества современного архитектурного образования'

Инновационная деятельность преподавателей как фактор качества современного архитектурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА / INNOVATIVE ARCHITECTURAL PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ARCHITECTURAL DESIGN / ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PERSONALITY OF A TEACHER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL RESOURCES / VOCATIONAL ARCHITECTURAL EDUCATION / PERSON-ORIENTED ARCHITECTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Светлана Юрьевна, Мамедова Захида Гюльмамед Гызы

В статье представлена инновационная архитектурная практика в структуре педагогической деятельности. Показано, как этот вид деятельности оказывает влияние на студентов. Выявлено, что к инновационной архитектурной практике относится выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной архитектурной продукции. Отмечена необходимость изменений в системе инновационного архитектурного образования посредством использования образовательного потенциала не только опытных, но и начинающих преподавателей-архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers'' innovative activities as a quality factor of modern architectural education

The article considers innovative architectural practice in the structure of teaching activities. It is shown how this kind of activity influences students. The authors reveal that innovative architectural practice involves research, engineering, design and experimental works on the creation of new or improved architectural output. The paper emphasizes the necessity of changes in the innovative architectural education system by using teaching potential of both experienced and young teachers of architecture.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность преподавателей как фактор качества современного архитектурного образования»

УДК 378

Кочеткова Светлана Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент, декан факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Мамедова Захида Гюльмамед гызы

кандидат архитектуры, доцент, декан архитектурного факультета Азербайджанского архитектурно-строительного университета,

заслуженный архитектор Азербайджана

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье представлена инновационная архитектурная практика в структуре педагогической деятельности. Показано, как этот вид деятельности оказывает влияние на студентов. Выявлено, что к инновационной архитектурной практике относится выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной архитектурной продукции. Отмечена необходимость изменений в системе инновационного архитектурного образования посредством использования образовательного потенциала не только опытных, но и начинающих преподавателей-архитекторов.

Ключевые слова:

инновационная архитектурная практика, профессиональное архитектурное образование, лич-ностно ориентированное архитектурное образование, архитектурное проектирование, личность преподавателя, образовательный потенциал.

Kochetkova Svetlana Yuryevna

PhD in Economics, Assistant Professor, Dean of Architecture and Design Faculty, Kuban State University, Honoured Worker of Higher Vocational Education

Mamedova Zakhida Gulmamed gyzy

PhD in Architecture, Assistant Professor, Dean of Architecture Faculty, Azerbaijan Architecture and Construction University Honoured Architect of Azerbaijan

TEACHERS' INNOVATIVE ACTIVITIES AS A QUALITY FACTOR OF MODERN ARCHITECTURAL EDUCATION

Summary:

The article considers innovative architectural practice in the structure of teaching activities. It is shown how this kind of activity influences students. The authors reveal that innovative architectural practice involves research, engineering, design and experimental works on the creation of new or improved architectural output. The paper emphasizes the necessity of changes in the innovative architectural education system by using teaching potential of both experienced and young teachers of architecture.

Keywords:

innovative architectural practice, vocational architectural education, person-oriented architectural education, architectural design, personality of a teacher, educational resources.

В современных условиях особое значение приобретает личностно ориентированное архитектурное образование, что связано с требованиями современного рынка труда, личности и развития инновационной педагогической практики. Анализ, выполненный в рамках данной личностно ориентированной профессиональной парадигмы, показал, что основой архитектурного проектирования и его оценки является личность преподавателя как ведущая ценность образования [1].

Соответственно, опираясь на высказывания известных ученых в области инновационной политики, полагаем, что концептуальной основой инновационной архитектурной деятельности в высшем профессиональном образовании является процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований в области архитектурного проектирования, а также научно-методические разработки в области архитектуры, научно-технические достижения в разделе «Архитектурное проектирование», их интеграция в новый проект, ориентированный на усовершенствование технологического процесса, как правило используемый в практической деятельности.

Таким образом, к инновационной архитектурной практике относится выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной архитектурной продукции, непосредственно технологического процесса, где профессиональное архитектурное образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы.

В России выделяются государственные архитектурные образовательные учреждения на уровне региональной ответственности, характер работы которых отражен в таких важнейших документах, как законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 19)

Общеизвестно также, что обучение будущих архитекторов обычно происходит в процессе их подготовки в вузе, далее - в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Данная структура представляет собой высшее профессиональное архитектурное образование, которое наделено необходимыми полномочиями для осуществления педагогического процесса в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Программно-целевая подготовка будущих специалистов в профессиональном архитектурном образовательном учреждении ориентирована на обеспечение всей полноты полномочий в рамках реализуемых программ.

Установлено, что комплекс работ по планированию и организации этой деятельности содействует становлению и развитию подхода в профессиональном образовании, то есть оказывает информационно-консультационную и научно-исследовательскую поддержку; определяет аналитические модели, такие как структурная, динамическая, факторная, типологическая и социально-технологическая образовательная; предпринимает попытку раскрыть технологии и механизмы направленного педагогического воздействия на архитектурные образовательные процессы, широко раскрывая его характер, формы, направления, способы; прописывает критерии и методы его оптимизации.

И тем не менее на фоне всего позитивного будет неверным не указать на отдельные упущения и недостатки. Итак, сегодня отмечается падение уровня переподготовки выпускаемых архитекторов, особенно тех, деятельность кого будет связана с преподавательской практикой в вузе. Другим фактором является снижение числа приема будущих архитекторов в вузы на бесплатной основе. Соответственно, растет компенсация числа обучаемых за счет платного образования в государственных профессиональных образовательных учреждениях либо за счет платных образовательных услуг в негосударственных профессиональных образовательных учреждениях [2]. Вследствие этого падает качественный уровень развития инновационного архитектурного образования. На этом фоне возникают неудовлетворительные отношения между государством и сферой коммерческого архитектурного образования.

С нашей точки зрения, выходом из создавшегося положения являются необходимые изменения в самой системе инновационного архитектурного образования, а также расширение сферы архитектурной образовательной деятельности, где в качестве научно-практического средства оптимизации необходимо использование образовательного потенциала не только опытных преподавателей-архитекторов, но и начинающих. Самое основное - необходимо взаимное согласование педагогической науки с архитектурными общественными потребностями. Только тогда, по нашему мнению, произойдет переход к позитивным отношениям в сфере профессионального архитектурного образования в соответствии с рыночной идеологической ситуацией. Государственные архитектурные образовательные учреждения готовы к такому переходу с опорой на существующую материально-техническую базу и собственные силы. Их руководством уже предпринимаются попытки к привлечению финансовых средств коммерческих структур, заинтересованных в подготовке соответствующих специалистов-архитекторов.

Безусловно, определяя подобный вектор деятельности, необходимо жесткое регулирование не только сферы профессионального архитектурного образования, но и обеспечения государственных заказов на будущих специалистов в обозначенной сфере наравне с их последующем распределением. Разумеется, необходимо осуществление контроля над базисными учебными программами.

Становится очевидным, что такой подход и выявление особенностей в сфере инновационного профессионального образования способствуют выработке умений планировать, организовывать преподавательскую деятельность и оценивать полученные результаты, корректировать упущения. Эти методы работы приводят к закреплению архитектурных новшеств, развитию личностной структуры саморегуляции преподавателей, что делает их ведущими в области современного архитектурного образования.

Поднимая проблему инновационной архитектурной практики в структуре педагогической деятельности, остановимся на реально существующей, такой как структура кадрового дефицита преподавателей - ведущих архитекторов, желающих посвятить себя преподавательской деятельности в вузах. Как известно, дефицит реализации их потенциала в профессиональном архитектурном образовании во многом определяется не только соответствующим (должным) финансированием, но и практическими мерами содействия со стороны органов архитектурного управления. В государственной сфере главные специалисты архитектурного профиля работы выполняют достаточно специфические управленческие функции и в предельно большом масштабе.

Долголетняя преподавательская практика авторов и их личный управленческий опыт показывает, что ведущие архитекторы чаще всего в лучшем случае могут лишь оказывать моральную поддержку и укреплять благоприятное общественное мнение о вузовском архитектурном образовании как единстве культурного федерального и профессионального архитектурного образовательного пространства в условиях многонационального общества; говорить об общедоступности и демократизме профессиональных образовательных архитектурных учреждений; оказывать разовую помощь при лицензировании и аттестации выпускников архитектурных образовательных учреждений.

Подобные задачи необходимо решать и на уровне системы переподготовки кадров для профессионального архитектурного образования, то есть формирования из них педагогов-архитекторов.

Вне всякого сомнения, такая статусная поддержка архитектурного образования очень важна, так как она может сопровождаться соответствующим образовательным кадровым обеспечением. И тем не менее использование управленческих процессов в настоящее время, характеризуемых преимущественно как «эмпирические», не обеспечивает широкого внедрения инноваций в образовательную практику и не способствует достижению их потенциального эффекта [3].

Мотивационные факторы ведущих преподавателей, несомненно, составляют основу их адекватных ценностных профессиональных ориентиров [4]. Однако без непосредственного участия специально подготовленных педагогов-архитекторов в архитектурном образовании, как показывает диагностика состояния системы высшего архитектурного образования, нет адекватного реагирования преподавательского коллектива на потребности общественной архитектурной практики. Более того, объективные реалии подчас говорят о неспособности архитектурных вузов к инновациям в целом.

Затрагивая проблему инновационной деятельности как фактора качества современного архитектурного образования, следует упомянуть о том, что в настоящее время появилось много различных образовательных архитектурных учреждений с негосударственным или дополнительным финансированием за счет коммерческой деятельности, в которых преподаватели дополнительно трудятся. Отсюда резко усложнилось внедрение в государственных вузах инновационных технологий в архитектурном образовании.

Подобные случаи совмещения трудовой деятельности преподавателей-архитекторов в государственных и негосударственных вузах вызвали соответствующие противоречия между:

- острой социальной потребностью в развитии высокого творческого архитектурного потенциала у личности обучаемого, способной к решению инновационных проблем, и существующей системой коммерческой подготовки в образовательных архитектурных учреждениях, не всегда обеспечивающей данную потребность;

- разрозненными теоретическими сведениями о возможностях архитектурного государственного образования в становлении творческих качеств обучаемых и неразработанностью целостной концепции развития творческого потенциала личности учащегося в частном коммерческом архитектурном образовании;

- необходимостью практической реализации инновационного архитектурного потенциала у личности учащегося коммерческого вуза и его недостаточностью в научно-методическом обеспечении.

Выводы

Закономерности развития инновационного потенциала архитектурного образовательного учреждения на уровне педагогической системы заключаются в следующем:

- Интенсивная разработка и внедрение инновационных архитектурных технологий влияют на целеполагание архитектурного образования, ориентированное на развитие творческого потенциала личности учащегося.

- Непрерывность инновационного архитектурного образования обусловливает поэтапное развитие творческого потенциала личности обучаемого согласно возрастным и индивидуальным особенностям развития личности.

- Интеграционные процессы в инновационном архитектурном образовании взаимосвязаны с развитием личностно ориентированной педагогической системы в виде творческой среды, расширяющей субъект-субъектные отношения, усиливающей педагогические ресурсы в формировании ценностного отношения к архитектурной деятельности, профессиональной компетентности и творческой активности учащихся.

- На уровне педагогического процесса происходит успешное развитие творческого потенциала учащегося, которое обусловлено совместным целеполаганием субъектов (студенты, педагоги, архитекторы), индивидуальным выбором содержания и вида инновационной архитектурной деятельности, а также системным внедрением педагогических технологий, учитывающих уровень саморазвития обучаемых.

Ссылки:

1. Гончаренко Л.П. Инновационная политика : учебник. М., 2009. 352 с.

2. Профессиональное образование: проблемы развития / А.П. Кудрявцев, А.В. Степанов, Н.Ф. Метленков, Ю.П. Волчок.

М., 2002. 152 с.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом : учеб. для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. Н. Новгород, 2005. 720 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М., 2004. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.