Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток архитектурных специальностей'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток архитектурных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-прикладная физическая подготовка / оздоровительная аэробика / функциональное состояние / физическая работоспособность / professionally applied physical training / PPFP / recreational aerobics / students of architectural specialties / functional state / physical performance

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашкова Марина Петровна

В статье проанализированы основные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки студенток архитектурных специальностей. Обоснована необходимость диагностики функционального состояния как индикатора состояния здоровья студентов. Доказана эффективность разработанной Комплексной методики оздоровительной аэробики при организации профессионально-прикладной физической подготовки студенток архитектурных специальностей. Научная новизна исследования состоит в нахождении важных вспомогательных средств физической культуры, необходимых для профессиональной работоспособности. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами физической культуры в практике для дальнейших исследований. Целью нашего исследования являлась внедрить в практику комплексную методику занятий по оздоровительной аэробике для повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студенток-архитекторов. Методы и организация исследования. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование педагогический эксперимент и методы математической статистики. Общая физическая подготовленность определялась с помощью следующих тестов: уровень развития общей выносливости был показан при тестирования бега на 1000 м, по результатам затраченного времени на дистанции, силовые способности исследовали по количеству раз выполнения упражнения в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», координационные способности были определены, по результатам теста «челночный бег 10 х10 м», который реализовывался по времени, выполненной дистанции. Скоростные способности определялись по результатам тестирования «бег 100м», выполненный на время. Физическая работоспособность определялась по «Тест PWC 170», используя тест-платформу. Определялась относительной величины 170. Наблюдение проводилось на базе ФГБОУ «Государственный университет по землеустройству. В исследовании приняли участие студентки архитектурных специальностей первого курса основной и подготовительной групп. Результаты исследования. Апробация методики оздоровительной аэробики комплексного использования, в профессионально-прикладной физической подготовке студенток-архитекторов. Показала положительную динамику физической подготовленности и работоспособности студенток. Заключение. Разработанная методика позволила добиться положительных результатов эффективности уровень профессиональной подготовки студенток-архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашкова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and applied physical training of students of architectural specialties

The article analyzes the main aspects of professional and applied physical training of students of architectural specialties. The necessity of diagnostics of the functional state as an indicator of the state of health of students is substantiated. The effectiveness of the developed Complex methodology of recreational aerobics in the organization of professionally applied physical training of students of architectural specialties is proved. The purpose of our research was to introduce into practice a comprehensive methodology of classes in recreational aerobics to improve the effectiveness of professionally applied physical training of female students-architects. Methods and organization of research. Analysis and generalization of scientific and methodological literature data, pedagogical testing, pedagogical experiment and methods of mathematical statistics. General physical fitness was determined using the following tests: the level of development of general endurance was shown when testing running at 1000 m, according to the results of the time spent on the distance, strength abilities were studied by the number of times the exercise was performed in the test "flexion and extension of the arms in the prone position", coordination abilities were determined by the results of the test "shuttle running 10x10m", which was implemented in time, completed distance. Speed abilities were determined based on the results of the "100m run" test. completed on time. Physical performance was determined by the "PWC 170 Test" using a test platform. The relative value of 170 was determined. The observation was carried out on the basis of the State University of Land Management. The study involved students of architectural specialties of the first year of the main and preparatory groups. The results. Approbation of the methods of recreational aerobics of complex use, in professionally applied physical training of female students-architects. Showed positive dynamics of physical fitness and working capacity of female students. Conclusion. The developed methodology allowed to achieve positive results on the level of professional training of female architects.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток архитектурных специальностей»

УДК 796.011.3

Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток

архитектурных специальностей

Каткова М.П.*

Государственный университет по землеустройству г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4156-908Х, omp67@mail.ru*

Аннотация: В статье проанализированы основные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки студенток архитектурных специальностей. Обоснована необходимость диагностики функционального состояния как индикатора состояния здоровья студентов. Доказана эффективность разработанной Комплексной методики оздоровительной аэробики при организации профессионально-прикладной физической подготовки студенток архитектурных специальностей. Научная новизна исследования состоит в нахождении важных вспомогательных средств физической культуры, необходимых для профессиональной работоспособности. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами физической культуры в практике для дальнейших исследований. Целью нашего исследования являлась внедрить в практику комплексную методику занятий по оздоровительной аэробике для повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студенток-архитекторов. Методы и организация исследования. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование педагогический эксперимент и методы математической статистики. Общая физическая подготовленность определялась с помощью следующих тестов: уровень развития общей выносливости был показан при тестирования бега на 1000 м, по результатам затраченного времени на дистанции, силовые способности исследовали по количеству раз выполнения упражнения в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», координационные способности были определены, по результатам теста «челночный бег 10 х10 м», который реализовывался по времени, выполненной дистанции. Скоростные способности определялись по результатам тестирования «бег 100м», выполненный на время. Физическая работоспособность определялась по «Тест PWC 170», используя тест-платформу. Определялась относительной величины 170. Наблюдение проводилось на базе ФГБОУ «Государственный университет по землеустройству. В исследовании приняли участие студентки архитектурных специальностей первого курса основной и подготовительной групп. Результаты исследования. Апробация методики оздоровительной аэробики комплексного использования, в профессионально-прикладной физической подготовке студенток-архитекторов. Показала положительную динамику физической подготовленности и работоспособности студенток. Заключение. Разработанная методика позволила добиться положительных результатов эффективности уровень профессиональной подготовки студенток-архитекторов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, оздоровительная аэробика, функциональное состояние, физическая работоспособность.

Для цитирования: Кашкова М.П.* Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток архитектурных специальностей. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 153-157.

Professional and applied physical training of students of architectural

specialties

Marina P. Kashkova*

State University of Land Use Planning Moscow, Russia. ORCID: 0000-0002-4156-908X, omp67@mail.ru*

Abstract: The article analyzes the main aspects of professional and applied physical training of students of architectural specialties. The necessity of diagnostics of the functional state as an indicator of the state of health of students is substantiated. The effectiveness of the developed Complex methodology of recreational aerobics in the organization of professionally applied physical training of students of architectural specialties is proved. The purpose of our research was to introduce into practice a comprehensive methodology of classes in recreational aerobics to improve the effectiveness of professionally applied physical training of female students-architects. Methods and organization of research. Analysis and generalization of scientific and methodological literature data, pedagogical testing, pedagogical experiment and methods of mathematical statistics. General physical fitness was determined using the following tests: the level of development of general endurance was shown when testing running at 1000 m, according to the results of the time spent on the distance, strength abilities were studied by the number of times the exercise was performed in the test "flexion and extension of the arms in the prone position", coordination abilities were determined by the results of the test "shuttle running 10x10m", which was implemented in time, completed distance. Speed abilities were determined based on the results of the "100m run" test. completed on time. Physical performance was determined by the "PWC 170 Test" using a test platform. The relative value of 170 was determined. The observation was carried out on the basis of the State University of Land Management. The study involved students of architectural specialties of the first year of the main and preparatory groups. The results. Approbation of the methods of recreational aerobics of complex use, in professionally applied physical training of female students-architects. Showed positive dynamics of physical fitness and working capacity of female students. Conclusion. The developed methodology allowed to achieve positive results on the level of professional training of female architects.

Keywords: professionally applied physical training, PPFP, recreational aerobics, students of architectural specialties, functional state, physical performance.

For citation: Marina P. Kashkova* Professional and applied physical training of students of architectural

specialties. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 153-157.

Введение

Готовность будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности обусловлена различными составляющими, включающими и профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП). Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимают педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности [1].

Решая задачи профессионально-прикладной подготовки в рамках обучения в вузе студентки-архитекторы должны освоить практический раздел профессионально-прикладной физической подготовки и в дальнейшем успешного использовать полученные знания, умения и навыки в области поддержания физической формы в трудовой деятельности. Для решения этой задачи необходимо предоставлять студентам теоретические знания и формировать практические умения использования физических упражнений. Это связано с тем, что достигнутый высокий уровень физической подготовленности распространяется только на период обучения в вузе и невозможен без наличия умений и навыков самостоятельного поддержания физической

подготовленности в период трудовой деятельности. Следует отметить, что данные навыки необходимы будущим архитекторам для овладения необходимыми двигательными навыками при выполнении трудовых операций архитектора.

В процессе профессиональной деятельности физическая подготовленность и функциональное состояние архитекторов должны позволять им эффективно выполнять трудовые функции. Поэтому ППФП должна быть направлена на эффективное восстановление как физической, так и умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных перенапряжений посредством физических упражнений, на профилактику и укрепление здоровья.

Одним из популярных видов двигательной активности, который можно использовать при организации ППФП студенток-архитекторов, является оздоровительная аэробика, которая в последнее время становится все более популярной и с каждым годом имеет тенденцию к увеличению количества своих сторонников [2].

Оздоровительная аэробика в сфере профессиональной деятельности архитекторов позволяет сформировать функциональную устойчивость систем организма, сохранить физическую работоспособность во время учебной и про-

фессиональной деятельности студенток-архитекторов. Однако исследования последних лет свидетельствуют, что во время обучения в вузе снижаются функциональные возможности мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем студентов [3]. Предлагаемые варианты методик оздоровительной аэробики практически не уделяют внимания вопросам профессиональной физической подготовки специалистов различных специальностей, что делает заявленную тему актуальной [4].

Цель исследования: разработать и внедрить в практику обучения студенток-архитекторов комплексную методику занятий оздоровительной аэробикой, направленную на формирование умений и навыков самостоятельного поддержания физической формы в период профессиональной деятельности.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие студентки Государственного университета по землеустройству, обучающиеся на архитектурном факультете. Экспериментальную группу составили студентки в количестве 20 человек, посещающие элективный курс аэробики. Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 минут. Студентки, составляющие контрольную группу из 30 человек, занимались физической культурой два раза в неделю на основе легкой атлетики. Эксперимент продолжался в течение 2017-2018 учебного года.

Основными методами исследования явля-

лись анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Педагогическое тестирование было направлено на определение уровня общей физической подготовленности и общей физической работоспособности как индикатора способностей поддерживать высокий уровень профессионального здоровья (индикатор ППФП). Общая физическая подготовленность определялась с помощью следующих тестов:

- бег 1000 м;

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- челночный бег 10х10;

- бег100 м.

Общая физическая работоспособность определялась с помощью методики Л.И. Абросимовой PWCl70 с использованием степ-платформ. Для нивелирования индивидуальных различий в весе тела определялись относительные величины PWCl70, рассчитанные на 1 кг веса тела, т.е. PWCl70/кг [5].

Основой разработанной комплексной методики являются упражнения оздоровительной аэробики, дополненные комплексами упражнений для мелкой моторики и игровыми упражнениями с мячом, упражнениями со скакалкой. Комплексы упражнений выполнялись в рамках основной части групповых занятий элективных курсов.

Таблица

Результаты диагностики физической подготовленности и физической работоспособности студенток архитектурных специальностей

Ткш Эта ИТ" Щ-ЗЯ 1 р КГ(п-ЛО) 1 г 1 ?

X 1 ш X Щ

Бег ЮНО м, с др 5.7 --■41.05 ол ■-■0.(15

После 107^0±4Л ни*II 2.7] ■=».а 1

Стбмшс и раитайшнс рук □ угнре лежа. КТПЛ'Ы' р2 | Дп 12.0±Я.7 4.7 ■3,00] и.5±Я.7 ОЛИ 141.05 0.1« ■.•0.(15

Иное li.LiiC.ii 14Д4Д* 2.И •--0.0 \

Ченн'мшн бет 1(1111,1 Др 2,7« ■:0,Ч5 Зй.0±й.1 0,711 ^С.05 0.9] ■•0.(15

Иное 29ДЩ1 из :-0.(15

ЬлгЮПи.с Др 17.3111.1 9Л 17.54Л.1 П.7Н --■41.05 1ДО ■■•0.(15

Иное 17,6±Л.1 3.7] •И.0В1

Р№С1 ?а- ег Др 17,Н=0,11 м <*МН1 п-няц чм --■4.05 0.44 ■■•0.(15

После 19,7=0, К 17,5±0.52 4.72 •И.0В1

Показатели физической подготовленности студенток, составляющих экспериментальную группу, свидетельствуют о положительной динамике в конце эксперимента:

- результат в беге на 1000 м достоверно улучшился с 247,5±2,3 с до 207,30±4,4с (р<0,001);

- сгибания рук в упоре лежа достоверно улучшились с 12,0±0,7 раза до 18,0±0,9 раза (р<0,001);

- время выполнения теста «челночный бег 10x10м» достоверно сократилось с 29,8±0,15 с до 28,7±о,14 с (р<0,05);

- время пробегания дистанции 100 м достоверно сократилось с 17,8±0,1 с до 1б,2±0,1 с (р<0,001).

Изменения показателей физической подготовленности студенток контрольной группы статистически незначимы.

Динамика физической работоспособности студенток, составляющих экспериментальную группу, положительная: показатель увеличился с 17,8±0,01 до 19,7±0,09. Статистические различия между начальным и конечным значением статистически значимы (р<0,001).

У студенток контрольной группы за время

проведения педагогического эксперимента показатели физической работоспособности изменились незначительно - с 17,2±0,01 до 17,5±0,01, изменения оказались недостоверными (р>0,05).

Таким образом, Комплексная методика показала высокую эффективность в развитии и поддержании физической работоспособности студенток. Комплекс упражнений разной направленности повышает психофизиологические качества, такие как производительность внимания, Оказывает воздействие на сердечно-сосудистую систему более значительно, чем при занятиях одним видом спорта. Комплексная методика улучшает организацию двигательной активности. Обеспечивает возможность эффективного формирования универсальных компетенций (УК-7) средствами физического воспитания.

Упражнения Комплексной методики снижают переутомление у студенток-архитекторов. Это позволяет добиться больших изменений в развитии основных физических качеств для их профессионально-прикладной физической подготовленности.

Заключение

Проведенное исследование обозначило необходимость организации ППФП студенток архитектурных специальностей.

Студентки должны демонстрировать достаточный уровень физической работоспособности как одной из характеристик функционального состояния организма, формировать навыки самонаблюдения и самоорганизации, повышать уровень знаний о средствах и методах укрепления здоровья, что является необходимым условием формирования универсальных компетенций (УК-7).

Для решения задач ППФП была разработана Комплексная методика оздоровительной аэробики, которая оказалась эффективной при повышении физической подготовленности и физической работоспособности студенток архитектурных специальностей.

Список литературы

1. Блеер А.Н., Полиевский С.А., Раевский Р.Т. Методология отбора и использования экстремальных видов спорта в профессионально-прикладной физической подготовке. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010; 2: 41-45.

2. Сизова Н.В. Методика занятий оздоровительной аэробикой в процессе физического воспитания студенток вуза. Теория и практика физической культуры. 2007; 4: 64.

3. Тарабарина Е.В., Кононец В.В., Должну-кова И.П., Тупицын И.П. Организационно-содержательные аспекты педагогического обеспечения физического воспитания студентов вуза. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева. 2017: 110.

4. Туяа Л. Методические основы организации занятий по аэробике со студентками высших учебных заведений Монголии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2005: 25.

5. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности подростков. Новые исследования по возрастной физиологии. 1977; 2(9): 114-117.

References

1. Bleer A.N., Polievsky S.A., Rayevsky R.T. Methodology of selection and use of extreme sports in professionally applied physical training. Teoriya I praktika prikladnyh I ekstremal'nyh vidov sporta. 2010; 2: 41-45 [In Russ.].

2. Sizova N.V. Methods of recreational aerobics classes in the process of physical education of university students. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2007; 4: 64 [In Russ., In Engl.].

3. Tarabarina E.V., Kononets V.V., Dolzhenkova I.P., Tupitsyn I.P. Organizacionno-soderzhatel'nye aspekty pedagogicheskogo obespecheniya fizicheskogo vospitaniya studentov vuza [Organizational and substantive aspects of pedagogical support of physical education of university students]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev. 2017: 110 [In Russ.].

4. Tuyaa L. Methodological foundations of the organization of aerobics classes with students of higher educational institutions of Mongolia. Candidate's thesis. Ulan-Ude. 2005: 25.

5. Abrosimova L.I., Karasik V.E. Determination of physical performance of adolescents. Novye issledovaniya po vozrastnoj fiziologii. 1977; 2(9): 114-117.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2023

Каткова Марина Петровна - старший преподаватель, Государственный университет по землеустройству, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, дом 15. e-mail: omp67@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.