Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS / FITNESS MODEL / PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНТКИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ФИТНЕС-ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лахмай А.А., Пономарев В.В., Кадомцева Е.М., Казакевич Н.Н.

Анализ современного состояния физической подготовленности студенток медицинского вуза показывает, что будущие специалисты имеют в целом низкий уровень физической работоспособности, у них не сформирована на должном уровне профессионально-прикладная физическая подготовленность к будущей профессиональной деятельности. Все это обусловлено тем, что действующий учебный процесс физического воспитания студенток медицинского вуза требует совершенствования программно-методического обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки. В связи с этим в данной работе представлен педагогический алгоритм проектирования методики фитнес-тренинга в профессионально-прикладную физическую подготовку студенток медицинского вуза. В эксперименте приняло участие 120 студенток 1-3-го курсов медицинского университета г. Красноярска. Опытная методика фитнес-тренинга профессионально-прикладной физической подготовки студенток 1-го курса включала упражнения с собственным телом, в парах и на тренажерах. На 2-м курсе студентки медицинского вуза занимались фитнес-тренингом силовой направленности более углубленно, а именно - это индивидуальное формирование мышечной системы отдельных базовых групп: плечевой пояс, брюшной пресс, мышцы ног. На 3-м курсе у студенток медицинского вуза формировалась уже комплексная силовая подготовленность. Организационно-методическая форма проведения занятий - «круговая» тренировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лахмай А.А., Пономарев В.В., Кадомцева Е.М., Казакевич Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS MODEL FOR FEMALE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS UNDER PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM

Health reports of Krasnoyarsk Medical University rate the students’ average physical fitness very low i.e. the students are tested virtually physically unprepared for the job-specific responsibilities and challenges. The situation appears to be largely due to the fact that the valid professional physical education curriculum needs to be updated in the programmatic and practical domains with a special priority to the female student groups. The study was designed in this context to develop and test benefits of a fitness model for female medical university students under professional physical education curriculum. Sampled for the model testing experiment were the 1-3-year female students (n=120) from Krasnoyarsk Medical University. The fitness model complements the standard physical education curriculum with the physical conditioning practices in couples and with training equipment/ simulators assisted practices. The 2-year trainings made a special emphasis on the strength-intensive fitness practices with the body shaping goals i.e. the shoulder girdle, abdomen and leg muscles formation purposes. And the 3-year trainings were designed to secure the all-round strength-driven physical fitness for professional missions by mostly the circular training practices.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

спитание >поколения

МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

УДМ^С 796.07-57

Соискатель А.А. Лахмай1

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2, 3, 4 Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Кадомцева1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Казакевич2

1Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск

2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск 3Сибирский федеральный университет, Красноярск

4Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск

Аннотация

Анализ современного состояния физической подготовленности студенток медицинского вуза показывает, что будущие специалисты имеют в целом низкий уровень физической работоспособности, у них не сформирована на должном уровне профессионально-прикладная физическая подготовленность к будущей профессиональной деятельности. Все это обусловлено тем, что действующий учебный процесс физического воспитания студенток медицинского вуза требует совершенствования программно-методического обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки. В связи с этим в данной работе представлен педагогический алгоритм проектирования методики фитнес-тренинга в профессионально-прикладную физическую подготовку студенток медицинского вуза. В эксперименте приняло участие 120 студенток 1-3-го курсов медицинского университета г. Красноярска. Опытная методика фитнес-тренинга профессионально-прикладной физической подготовки студенток 1-го курса включала упражнения с собственным телом, в парах и на тренажерах. На 2-м курсе студентки медицинского вуза занимались фитнес-тренингом силовой направленности более углубленно, а именно - это индивидуальное формирование мышечной системы отдельных базовых групп: плечевой пояс, брюшной пресс, мышцы ног. На 3-м курсе у студенток медицинского вуза формировалась уже комплексная силовая подготовленность. Организационно-методическая форма проведения занятий - «круговая» тренировка.

Ключевые слова: студентки медицинского вуза, фитнес-тренинг, профессионально-прикладная физическая подготовка.

FITNESS MODEL FOR FEMALE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS UNDER PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM

Candidate AA Lakhmay Dr.Hab., Professor V.V. Ponomarev1, 2, 3, 4 PhD, Associate Professor E.M. Kadomtseva PhD, Associate Professor N.N. Kazakevich2

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, Krasnoyarsk 3Siberian Federal University, Krasnoyarsk

4Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Zheleznogorsk

Health reports of Krasnoyarsk Medical University rate the students' average physical fitness very low i.e. the students are tested virtually physically unprepared for the job-specific responsibilities and challenges. The situation appears to be largely due to the fact that the valid professional physical education curriculum needs to be updated in the programmatic and practical domains with a special priority to the female student groups. The study was designed in this context to develop and test benefits of a fitness model for female medical university students under professional physical education curriculum. Sampled for the model testing experiment were the 1-3-year female students (n=120) from Krasnoyarsk Medical University. The fitness model complements the standard physical education curriculum with the physical conditioning practices in couples and with training equipment/ simulators assisted practices. The 2-year trainings made a special emphasis on the strength-intensive fitness practices with the body shaping goals i.e. the shoulder girdle, abdomen and leg muscles formation purposes. And the 3-year trainings were designed to secure the all-round strength-driven physical fitness for professional missions by mostly the circular training practices.

Keywords: female medical university students, fitness model, professional physical education.

Введение. В настоящее время для укрепления и поддержания профессионально-прикладной физической подготовленности студенток актуальными являются занятия современным фитнесом, которые включают танцевальные элементы, простые по координации с использованием различных отягощений.

Оказывая существенное воздействие на функциональные системы организма, комплексы упражнений из фитнеса активно развивают мышечно-связочный аппарат студенток.

Независимо от разновидностей фитнес-технологий их можно применять как в закрытых помещениях, так и на воздухе (стадионах, площадках, парках), в воде (гидроаэробика) и т. д. При этом данные технологии содержат комплексы, которые можно выполнять стоя, сидя на стуле, скамье, в партере (сидя на полу, лежа на животе, спине и др.). Не исключается возможность применения и предметов (скакалки, мячи, гимнастические палки), а также отягощений и амортизаторов. Из множественного арсенала средств фитнес-технологии наиболее значительный оздоровительный и прикладной эффект несут аэробные упражнения с различными отягощениями.

Таким образом, занятия фитнесом для студенток медицинского вуза должны носить аэробный характер с использованием легких отягощений и выполняться 30—45 мин непрерывно при частоте пульса в диапазоне 120—140 уд/мин с гантелями весом до 1 кг, что позволяет продуктивно укреплять опорно-двигательный аппарат, в том числе формировать силовые качества, необходимые девушкам из-за низкого уровня развития мышечной системы, связанный с физиологическими особенностями развития женского организма. Такой комплексный набор аэробных упражнений позволяет эффективно и в рамках учебно-практических занятий по физическому воспитанию формировать профессионально-прикладную физическую подготовленность студенток медицинского вуза.

Цель исследования — разработать методику фитнес-тренинга в профессионально-прикладной физической подготовке студенток медицинского вуза и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняло участие 120 студенток 1-3-го курсов медицинского университета г. Красноярска. Методическая последовательность повышения интенсивности и сложности выполнения комплексов упражнений преимущественно силовой направленности на основе фитнес-тренинга была следующая: первые две недели выполнялась стандартная нагрузка, разучивались простейшие танцевальные движения и упражнения из танцевальной аэробики с гантелями (р=1 кг), последующие две недели увеличивалась продолжительность основной части занятий на 10-15 мин, увеличивалось количество разнообразных комплексов упражнений и их сочетаний с различными весами отягощений. Далее, в течение четырех недель, увеличивалось по времени и интенсивности выполнение упражнений, где у студенток частота сердечных сокращений поднималась и поддерживалась на уровне 50-65 % (120-140 уд/мин) от максимально допустимых возможностей организма, вес гантелей увеличивался до 1,5 кг.

Опытная методика фитнес-тренинга профессионально-прикладной физической подготовки студенток 1-го курса также включала упражнения с собственным телом, в парах и на тренажерах (см. таблицу).

На 2-м курсе студентки медицинского вуза занимались фитнес-тренингом силовой направленности более углубленно, а именно - это индивидуальное формирование мышечной системы отдельных базовых групп: плечевой пояс, брюшной пресс, мышцы ног.

В микроцикле (в течение 1-2 недель) фитнес-тре-нинг проводится в режиме проработки всех основных мышечных групп на одном занятии. Организационно-методическая форма проведения занятий - «по станциям». Величина усилий (относительная интенсивность) - 40-50 % от максимального уровня. Основной метод - метод многократных повторений средней интенсивности. Механизм энергообеспечения - преимущественно анаэробный, ЧСС при выполнении упражнений - 140-160 уд/мин и до 110 уд/мин в паузах отдыха.

На 3-м курсе у студенток медицинского вуза формировалась уже комплексная силовая подготовленность.

Методика фитнес-тренинга в профессионально-прикладной физической подготовке студенток медицинского вуза

Содержание Дозировка Методы Задачи ЧСС, уд/мин Курс

Общие развивающие упражнения на все группы мышц под музыкальное сопровождение с включением упражнений с гантелями весом до 1 кг 70% упражнений без гантелей и 30% - с гантелями Равномерный, попеременный Общее укрепление и развитие ОДА, повышение функциональных возможностей ССС и ДС, формирование фундамента ОФП 120-160 1

ОРУ, упражнения с гантелями общего характера, силовые упражнения на отдельные группы мышц на тренажерах, вес гантелей до 1,5 кг 50% упражнений без гантелей и 50% упражнений с гантелями и на тренажерах Равномерный, интервальный Формирование общей физической подготовленности формирование силовых качеств отдельных блоков групп мышц (плечевой пояс, мышцы спины и брюшного пресса, мышцы ног) 120-160 2

ОРУ с гантелями до 2 кг, круговая силовая тренировка на тренажерах 30% - ОРУ без гантелей и 70% упражнений с гантелями Равномерный и соревновательный Совершенствование ФП и формирование ППФП 120-180 3

%

60 50 40 30 20 10 0 -10

51 ,7 47,3

26,3 29,7

23,7 _ ■ 17,4 ■ Я Я 21>3

13,1 1 5,7 г1 I3'9 I'8 I2,7.!1-1 w 2 3 4 5 6 7

■ Экспериментальная группа

Контрольная группа

"5,7

Динамика прироста физических и функциональных показателей студенток медицинского вуза в годичном цикле.

Примечание. 1 — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, 2 — поднимание туловища, 3 — прыжок в длину с места, 4 — наклон вперед, 5 — бег на 2000 м, 6 — динамометрия кистей рук, 7 — ЖЕЛ, 8 — вес тела

Организационно-методическая форма проведения занятий — «круговая» тренировка. Основной метод — интервальный в экстенсивном режиме с относительно длительным выполнением упражнений и величиной усилий (40—50 % от максимума) с включением аэробных и аэробно-анаэробных механизмов энергообеспечения, ЧСС во время выполнения упражнений составляла 140—160 уд/мин, в паузах отдыха — 110—120 уд/мин (см. таблицу).

Анализ силовых показателей плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) показал, что данные результаты у студенток медицинского вуза за два года занятий по опытной дифференцированной методике повысились на 51,7 % (р<0,05), силовые показатели мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа за 1 мин) улучшились на 47,3 % (р<0,05), скоростно-силовые показатели ног (прыжок в длину с места) повысились на 23,7 % (р<0,05), подвижность позвоночного отдела (наклон вперед из положения стоя) улучшилась на 26,3 % (р<0,05), показатели общей аэробной выносливости (бег на 2000 м) — на 29,7 % (р<0,05). Прирост физической подготовленности составил в среднем 35,7 % (р<0,05).

Также у девушек оценивалась комплексная силовая подготовленность, которая включала следующие критерии: сгибание и разгибание рук в упоре лежа в течение 1 мин, поднимание туловища из положения лежа в течение 1 мин, выпады, руки на поясе в течение 1 мин, приседания на одной ноге («пистолет») с опорой рукой на гимнастическую стенку в течение 1 мин поочередно на правой и левой ноге. Все вышеуказанные контрольные упражнения выполнялись по очереди в течение 1 мин без остановки с последующим переходом к другому упражнению.

Итоговая результативность была следующая: показатели сгибания и разгибания рук в упоре лежа у девушек улучшились на 28,9 % (р<0,05), в поднимании туловища — на 34,1 % (р<0,05), показатели смены положения ног (выпады) — на 25,9 % (р<0,05), результативность в упражнении «пистолет» — на 19,3 % (р<0,05). Результативность общей комплексной силовой подготовленности у студенток медицинского вуза улучшилась по итогам эксперимента на 27,1 % (р<0,05).

Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) увеличились на 5,7 % (р<0,05), динамометрия кистей рук — на 21,3 % (р<0,05), вес тела снизился на 3,7 % (р<0,05). В то же время у студенток контрольной группы средний прирост показателей физической подготовленности составил всего 4,8 (р>0,05) (см. рисунок).

Таким образом, статистические результаты показали высокую эффективность экспериментальной методики, что способствовало повышению показателей прикладной физической подготовленности в среднем на 35,7 % (р<0,05), комплексной силовой подготовленности — на 27,1 % (р<0,05) и физического развития — на 9,7 % (р<0,05), мотивация повысилась у 97 % студенток экспериментальной группы. В то же время в контрольной группе прирост показателей физической подготовленности составил всего 4,8 (р>0,05).

Вывод. В целом, у студенток экспериментальной группы значительно повысился общий уровень физической работоспособности, что способствовало повышению эффективности учебной деятельности будущих врачей и успешной сдаче экзаменов во время сессии.

Литература

1. Левицкая А.Н. Влияние специализированных занятий фитнес-аэробикой на формирование физической подготовленности студенток вуза / А.Н. Левицкая, В.В. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. — 2018. — № 8. — С. 91.

2. Левицкая А.Н. Педагогические тесты для отбора студенток вуза в спортивную секцию по фитнес-аэробике / А.Н. Левицкая, В.В. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. — 2018. - № 7. - 32 с.

3. Пономарев В.В. Дифференцированная методика формирования — подвижности опорно-двигательного аппарата студенток вуза на спортизированных занятиях фитнес-аэробикой /

B.В. Пономарев, А.Н. Левицкая, С.А. Дорошенко // XI Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма» / Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа: РИК УГАТУ, 2017. — С. 113-115.

4. Пономарев В.В. Дифференцированная методика занятий студенток вуза фитнес-аэробикой / В.В. Пономарев, А.Н. Левицкая // Теория и практика физ. культуры. — 2018. — № 7. —

C. 41 с.

References

1. Levitskaya A.N., Ponomarev V.V. Vliyanie spetsializirovannykh zanyatiy fitnes-aerobikoy na formirovanie fizicheskoy podgotovlennosti studentok vuza [Effect of specialized fitness aerobics classes on physical fitness of university students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 8. 91 p.

2. Levitskaya A.N., Ponomarev V.V. Pedagogicheskie testy dlya otbora studentok vuza v sportivnuyu sektsiyu po fitnes-aerobike [Education tests to qualify female university students to fitness aerobics section]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 7. 32 p.

3. Ponomarev V.V., Levitskaya A.N., Doroshenko S.A. Differentsirovannaya metodika formirovaniya podvizhnosti oporno-dvigatelnogo apparata studentok vuza na sportizirovannykh zanyatiyakh fitnes-aerobikoy [Differentiated method of formation of mobility of musculoskeletal system of female university students at aerobics fitness classes]. Aktualnye problemy fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Pressing issues of physical education, sports and tourism]. XI intern. res.-pract. conf., UATU.Ufa: RIK UATU publ., 2017. pp. 113-115.

4. Ponomarev V.V., Levitskaya A.N. Differentsirovannaya metodika zanyatiy studentok vuza fitnes-aerobikoy [Differentiated fitness aerobics training technology for female university students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 7. 41 p.

H Информация для связи с автором: g-ponomarev@inbox.ru

Поступила в редакцию 23.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.