УДК 37.01; 72.07
doi:10.52210/2224669X_2022_2_45
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Е.А. Дьячкова
Аннотация. На основе проведенных исследований можно заключить, что слияние дистанционного и традиционного академического образования с творческой направленностью - возможно. Рассмотрим эту возможность на примере проведения архитектурного проекта. В данной статье описан упрощенный вариант интеграции, то есть не полный перевод архитектурного проектирования в дистанционную форму, а фрагментарное включение дистанционного обучения в процесс проведения занятий.
Ключевые слова: архитектурное образование, дистанционная форма обучения, высшее образование, архитектурное проектирование.
DESCRIPTION OF THE PROCESS
OF INTEGRATING DISTANCE LEARNING
INTO TRADITIONAL ACADEMIC ARCHITECTURAL EDUCATION
E.A. Diachkova
Abstract. Based on the results of this study, it can be concluded that the merging of distance and traditional academic education with a creative focus is possible. The example of an architectural project is considered. This article describes a simplified version of integration, i.e. not a complete transfer of architectural design to a distance form, but a fragmentary inclusion of distance learning into the process of conducting classes.
Keywords: architectural education, distance learning, higher education, architectural design.
Особенностью дистанционного обучения является возможность студента следовать по выбранной им траектории обучения. То есть у него есть возможность на одном из этапов остановиться и выбрать предмет для более глубокого изучения. На подготовительном этапе такими предметами могут стать такие учебные дисциплины, как «Типология зданий и сооружений», «Инновационные технологии в архитектуре и строительстве», «Градостроительство».
Инновации или нестандартные творческие задания в последнее время активно используются в традиционном архитектурном образовании. Они являются веяниями Запада, но несмотря на это, завоевывают большую популярность среди молодых преподавателей и студентах. К подобным заданиям можно отнести всевозможные задания, основанные на чувствах, ощущениях и восприятии от увиденного, услышанного или тактильного контакта, а также задания, направленные на развитие креативного мышления, воображения или фантазии, либо творческих способностей. Если говорить об инновациях, то подойдут задания, направленные на поиски чего-то нового, какой-то технологии, конструкции или материала, который можно будет в дальнейшем включить и использовать в проекте. В качестве дополнительного задания возможен один из вариантов, выполненный в дистанционной форме.
Подготовительный этап. Временные рамки для подготовительного этапа - 12— 18 дней. Первостепенным на данном этапе является выдача задания. Традиционно про-
водятся 1-2 лекции, на которых педагог выдает техническое задание. Именно этот этап предлагается полностью заменить на дистанционный. В таком случае группе студентов техническое задание будет высылаться в электронной форме. Оно будет включать в себя методические материалы с полным описанием темы проекта, требований к нему и прочие характеристики, специализированную литературу с примерами уже построенных зданий, нормативные и правовые документы, рекомендации для посещения объекта исследования. Для самостоятельного изучения студентам также предоставляется материал для изучения уже существующего опыта (отечественного и зарубежного), а также примеры работ студентов с прошлого года.
В этот этап, как правило, включается изучение типологии, а именно - таких ключевых позиций, как формообразование, методика проектирования объектов данного типа, зонирование, функционально-планировочные схемы по теме проекта.
Поиск ситуационного плана - один из пунктов, который включен в подготовительный этап. Несмотря на то, что в реальном проектировании место для застройки предоставляет заказчик, в учебном проектировании такое место студент подбирает самостоятельно по ряду критериев. Основными из них являются: градостроительный анализ; проведение фотофиксации; проработка функционального зонирования территории и схемы вертикальной и горизонтальной планировки; разбор факторов, влияющих на данный участок; анализ рельефа местности, окружающей застройки и градообразующих элементов; изучениие климата, грунта и почвы и др. Для проектов, выполняемых на ранних курсах, такого глубокого изучения не требуется.
Согласно ФГОС 3++ высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура - на подготовительном этапе студент осваивает следующие компетенции:
- УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3].
- УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [3].
- УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [3].
- УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [3].
- ОПК-2. Способен осуществлять комплексный предпроектный анализ и поиск творческого проектного решения [3].
Можно сделать вывод, что весь подготовительный этап можно перевести в дистанционную форму, так как получить задание и материалы по теме студент может изучить самостоятельно в удобное для него время, в рамках, отведенных на данный этап.
Этап творческого поиска. Для данного этапа временные рамки - около 2-3 недель. Основная задача студента во время данного этапа - это поиск основной концептуальной идеи проекта, создание образа и воплощение его в облик, представленный в формате эскиза. Этот период проведения работы над проектом наиболее удобно проводить, сочетая традиционный и дистанционный типы занятий. Поиск идеи и первичное эскизирование являются начальными звеньями творческого процесса архитектурного проектирования. В это время преподаватель сможет увидеть, насколько глубоко студент изучил выданный ему материал и как сумел воспользоваться информацией, полученной из электронной среды.
После утверждения первичной идеи студент должен подготовить клаузуру. Этот этап возможно перевести в дистанционную форму. Высылается задание на клаузуру, задание
включает в себя основные пункты с требованиями о выполнении клаузуры. К этим требованиям, как правило, относят следующие: проект должен иметь общее зонирование по планам этажей; быть скомпонованным на листе представленного формата; содержать в себе все проектные элементы (фасад, поэтажные планы, ситуационный план, генеральный план, общая аксонометрия); проект должен быть пропорционален и сомасштабен.
Виды проверки клаузуры:
1. Автоматизированная проверка. Самая перспективная проверка клаузуры — это автоматизированная проверка в электронной среде, то есть без вмешательства человека. Предполагается загрузить критерии оценки работы в ЭС, где компьютер, обработав данные, распознает по точно выведенным признакам правильность выполненной работы и выставит оценку студенту. Также после проверки система выдаст пункты, в которых были допущены ошибки, и студент сможет самостоятельно их исправить и опять отправить на автоматизированную проверку. Всего студенту дается три попытки. Таким образом исключается всяческое необъективное оценивание (рисунок 1).
2. Самопроверка. Помимо выдачи задания дистанционно предполагается также, что и проверка клаузуры будет проходить дистанционно. Для этого студентам будет выслан бланк с критериями, по которым они смогут самостоятельно, то есть асинхронно, проверить свои работы. Во время проверки, студент пытается критически оценить свою работу, и должен относиться к ней максимально непредвзято. Ему следует четко следовать указанным критериям. Схема самопроверки имеет достаточно простую структуру, и если работа соответствует всем требованиям, то студент может продолжить работу на следующем этапе, если же работа не соответствует по одному из критериев, то студент должен вернуться на предыдущий этап и исправить работу. После исправления, он опять имеет право оценить работу по критериям и перейти дальше по программе (рисунок 2).
3. Проверка в группе. Кроме возможной самопроверки дистанционное обучение предлагает также групповую проверку. Так как задание высылается на курс, то есть на группу студентов, то и критерии также получают все. И студенты могут проверять работы не только самостоятельно, но и осуществлять проверку работ друг друга, либо по несколько работ из группы. Тогда повышается уровень качества проверки работ, так как студенты не знают,
Рисунок 1. Проведение автоматизированной проверки на этапе клаузуры
Рисунок 2. Проведение самопроверки и групповой проверки
чей именно проект они проверяют, и могут оценить его непредвзято. Система проверки схожа с самопроверкой (рисунок 2). 4. Проверка преподавателем. Важно понимать, что электронная среда является многогранной, и проверка студентов не ограничивается только самопроверкой или проверкой в группе. При возникновении затруднений или недопонимания обучающийся может в любой момент обратиться за помощью к преподавателю. Педагог также имеет доступ к работам студентов на всех этапах дистанционной формы проведения занятий, и за счет этого может в любое время и на любом из этапов проконтролировать работу студентов над проектом, скорректировать её либо поправить, если в этом есть необходимость.
Далее на этапе творческого поиска следующей ступенью является поиск создания эскиз-идеи, и основывается он на первичной клаузуре. Здесь уже важна роль преподавателя, то есть на этот период использование дистанционной формы обучения не подходит. Анализируя исходные данные и уже имеющиеся структурообразующие факторы, возникает первичный усовершенствованный вариант проекта, воплощаемый в варианты объёмно-пространственных моделей.
При поиске эскиз-идеи студент пользуется методом «подбора вариантов» и методом «проб и ошибок». За неимением достаточного опыта у обучающегося, задача педагога состоит в том, чтобы компенсировать несовершенства его проекта, исключая тем самым абсурдные пробы и подсказывая наиболее перспективные приемы. Основной задачей в данной фазе является полное и осознанное формирование авторского замысла, который в дальнейшем и ляжет в итоговою идею проекта. Формирование эскиз-идеи имеет циклическую повторяемость до тех пор, пока замысел не будет полностью сформирован и осознан (рисунок 3).
Согласно ФГОС 3++ высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура - на этапе творческого поиска студент осваивает следующие компетенции:
- УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3].
- УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [3].
- УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [3].
Рисунок 3. Цикличная повторяемость в фазе эскиз-идеи
— УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [3].
— ОПК-1. Способен представлять проектные решения с использованием традиционных и новейших технических средств изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объемно-пространственного мышления [3].
— ОПК-2. Способен осуществлять комплексный предпроектный анализ и поиск творческого проектного решения [3].
— ОПК-4. Способен применять методики определения технических параметров проектируемых объектов [3].
Таким образом, этап творческого поиска можно перевести в дистанционную форму лишь частично, во время клаузуры. В фазе эскиз-идеи нельзя исключить преподавателя, так как ключевым в нем является формирование образа проекта, выявление авторского замысла. Утверждение эскиза — это итог творческого поиска и задел на дальнейшие действия по усовершенствованию и упорядочению решений в стадии творческой разработки.
Этап творческой разработки. На этап творческой разработки отводится порядка 2—3 недель. В течение всего этого времени студент развивает и углубляет предложения, представленные им на эскизе. Разработка проекта способствует развитию профессиональных качеств, логическому мышлению, обдумыванию идейной составляющей и др. В эскизе много неопределенностей? и при переходе на укрупненный масштаб у студента появляются сложности, которые требуют детального уточнения и привлечения педагога. Таким образом? большая часть стадии творческой разработки проходит в традиционной форме.
Творческая разработка ведется на более высоком структурном и конструктивном уровне. Перед студентом стоит задача создать максимально комфортное для человека пространство, предусмотреть внутренние и внешние связи, упорядочить взаимодействие главных и второстепенных функций, увязать архитектурно-пространственную форму и конструктивный замысел. Проектирование в итоге должно прийти к композиционной целостности, функ-
циональности, органическому синтезу формы, зрительной и эстетической составляющей. Композиционный замысел представляет собой художественную выразительность объекта, в закономерном построении внешнего облика и гармонии форм и пропорций.
На этом этапе детально разрабатываются все составные части проекта: генеральный план, поэтажные планы, разрез, фасады, интерьер, если этого требует задание.
На генеральном плане проектируемого здания разрабатывают проходы и проезды, выявляют функциональные зоны (хозяйственную, отдыха, спортивную и другие), разрабатывают территорию развития и приспособления под нужды проекта, а также элементы благоустройства и озеленения. В учебном проектировании, в зависимости от типа здания, предусматриваются следующие масштабы: М 1:500, М 1:1000, М 1:2000.
Поэтажные планы проектируемого объекта включают в себя функциональное зонирование в соответствии с функционально-планировочными схемами, соответствие типологии здания, соответствие нормам СП и прочим. Для планов этажей масштабы, как правило: М 1:50, М 1:75, М 1:100, М 1:150, М 1:200, М 1:400, М 1:500. На планах проставляются размерные и осевые линии.
Разрезы по зданию (как правило, продольный и поперечный) и производится по основным вертикальным коммуникациям: лестницам или лифтовым шахтам. На разрезе также можно увидеть проработку внутренних конструкций: перекрытий, балок, ферм и др. По отображению на разрезе проставляют высотные отметки, уровень пола и уровень земли. Масштабы разреза обычно соответствуют масштабам поэтажных планов.
Разработка фасадных решений для студентов является наиболее сложной частью проекта. На этой стадии отрабатываются следующие характеристики фасада: узнаваемость объекта, вариативность фасадных решений, разработка входной группы, выявление доминанты, применение инновационных технологий, материалов и конструкций, колористическое решение. В учебном проектировании главный фасад выводится на планшет как некое художественное представление, не имеющее размеров и высотных отметок, но при этом в фасадной плоскости, и может быть дополнительно украшено антуражем и стаффажем, что также дает представление о масштабности здания. Масштабы фасада зависят от проектируемого объекта: М 1:25, М 1:50, М 1:75, М 1:100, М 1:150, М 1:200.
Интерьер здания принято предоставлять уже на поздних курсах. В интерьере отображается одно ключевое помещение проектируемого объекта, имеющее значение в объекте данного типа. Интерьер либо стилистически соответствует стилю здания, либо наоборот предоставляется как контрастный стилистический элемент. Изучение дизайна интерьера как отдельного предмета, может быть представлено в электронной среде, как отдельный элективный курс.
Таким образом, вся основная работа над элементами проект, проводится в традиционной академической форме, с непосредственным контактом обучаемого и педагога посредствам консультаций и аудиторных занятий.
Заключительной стадией этапа творческой разработки принято считать создание финального эскиза. Проверяется расположение всех элементов проекта для последующего вывода его на печать. Композиционная и эстетическая составляющая предоставления архитектурного проекта для предстоящего просмотра. Графическое исполнение - средство изобразительного выражения замысла - композиционной и пространственной идеи произведения. Графическое отображение должно раскрывать содержательный смысл каждой проекции, способствовать наилучшему восприятию проекта, акцентируя внимание зрителя на наиболее информативно важной проекции, и быть технически совершенным.
Все время фазы финального эскиза - а это порядка 1 недели - предлагается перевести в дистанционную форму выполнения задания, а также его проверки. Для выполнения фи-
нального эскиза дистанционно, через электронную среду высылаются критерии, по которым должна быть выполнена работа. Необходимо наличие сформированных элементов проекта (планов. фасадов, разрезов, генерального плана и др.), все эти элементы должны быть гармонично за компонованы, выполненные чертежи должны быть законченными и соответствовать стандартам, следует сформировать идею и образ, соответствие СП и прочим нормам, типологическая узнаваемость объекта, генплан, выполненный в соответствии и выбранной ситуацией на местности, цветовое решение планшета, должны быть проставлены размеры и осевые линии, выполнена экспликация.
Принцип проверки финального эскиза схож с проверкой клаузуры, то есть возможно проверять работу по критериям самостоятельно, либо проверка может происходить в группе. Отличительная черта состоит в том, что после проверок «непрофессионалами» обучающиеся обязаны отправить финальный эскиз на итоговую проверку в автоматизированную электронную среду, которая по заданным параметрам оценит работу студента, чтобы исключить на сдаче проверки нелепые ошибки и избежать ухудшения оценки (рисунок 4).
Согласно ФГОС 3++ высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура - на этапе творческой разработки студент осваивает следующие компетенции:
- УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3].
- УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [3].
- УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде [3].
Рисунок 4. Проведение самопроверки и групповой проверки
- УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [3].
- УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах [3].
- УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [3].
- ОПК-1. Способен представлять проектные решения с использованием традиционных и новейших технических средств изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объемно-пространственного мышления [3].
- ОПК-2. Способен осуществлять комплексный предпроектный анализ и поиск творческого проектного решения [3].
- ОПК-3. Способен участвовать в комплексном проектировании на основе системного подхода, исходя из действующих правовых норм, финансовых ресурсов, анализа ситуации в социальном, функциональном, экологическом, технологическом, инженерном, историческом, экономическом и эстетическом аспектах [3].
- ОПК-4. Способен применять методики определения технических параметров проектируемых объектов [3].
Можно сделать вывод, что этап творческой разработки является основным в обучающем архитектурном проектировании, и что работу преподавателя со студентом на этом этапе переводить в дистанционную форму не следует. Но все же частично на стадии клаузуры преподавателя можно исключить, так как эта стадия основывается на базовых принципах композиции. Утверждение форэскиза - это итог творческой разработки, после которого проект переходит на заключительный этап. Проект должен быть полностью подготовлен к сдаче.
Заключительный этап. На этот этап в целом отводится около 1 недели. За это время студенту предоставляется еще время, на протяжении нескольких дней, когда он может доработать свой проект до финальной готовности, учитывая все поправки на форэскизе. Этот период в классическом архитектурном образовании принято называть «сплошным проектированием». За этот период обучающийся может: сформировать свой проект в соответствии с требованиями, изменить вариант подачи, цветовую гамму или компоновку на планшете, возможна незначительная доработка чертежей.
На итоговую сдачу проекта студент обязан предоставить: планшет размером 1000х1000 с проектом, напечатанным на бумаге и накатанным на пенокартон (либо другой подобный материал) соответствующего размера. На подрамнике должны быть расположены: главный фасад здания (либо несколько фасадов, по заданию), поэтажные планы этажей, разрез (либо несколько разрезов, по заданию), ситуационный план, генеральный план. Кроме стандартного набора элементов возможна также демонстрация дополнительных, если они прописаны в техническом задании на проект: общая аксонометрия здания, интерьер здания, наиболее привлекательные видовые точки, возможно расположение дополнительных информативных чертежей, расширяющих представление о проекте: схемы зонирования (взрыв-схемы) - поэтажные, либо горизонтальные, фотофиксация местности, аналоги и другое. Кроме основного планшета на итоговую сдачу принято представлять промежуточные этапы (клаузуру и форэскиз), а также объёмный макет, если это требовалось по заданию.
На заключительном этапе использование дистанционной формы обучения полностью исключается. Комиссия из нескольких преподавателей выставляет оценки студентам по ряду критериев. После просмотра устраивается выставка и осмотр работ, подведение итогов, обсуждение проектов студентами группы и их педагогами. Этот этап играет большую познавательную и воспитательную роль. Разбор проектов - средство обучить, студентов профессиональному анализу. Во время обсуждения проектов осуществляется взаимодействие архитектурного проекта и его восприятия. Весь этот процесс носит название рефлексия.
И только после этого цикл учебного архитектурного проектирования можно считать оконченным.
Согласно ФГОС 3++ высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура - во время заключительного этапе студент осваивает следующие компетенции:
- УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3].
- УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [3].
- УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде [3].
- УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [3].
- УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [3].
- ОПК-1. Способен представлять проектные решения с использованием традиционных и новейших технических средств изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объемно-пространственного мышления [3].
- ОПК-2. Способен осуществлять комплексный предпроектный анализ и поиск творческого проектного решения [3].
На заключительном этапе основной процедурой является проверка работ, выполненных обучающимися. Проверка преподавателями не может проходить в дистанционной форме так же, как и обсуждение работ со студентами, поскольку здесь особое значение играет межличностный контакт.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 23.04.2022).
2. Приказ Минобрнауки России от 23 сентября 2015 г. № 1050 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.04.01 Архитектура (уровень магистратуры)» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant. ru/71216852/ (дата обращения: 23.04.2022).
3. Приказ Минобрнауки России от 21 мая 2016 г. № 463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура (уровень бакалавриата)» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71404488/ (дата обращения: 23.04.2022).
4. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1982.
5. Булгакова Е.А., Буркин В.П. Дистанционные образовательные технологии как инновационный метод преподавания архитектурных дисциплин // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-4 (50).
6. Булгакова Е.А., Меерович М.Г. Учебное пособие для преподавателей вузов по разработке дистанционных курсов обучения по направлению «архитектура» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование. 2016. № 5 (84).
7. Булгакова Е.А. Интегрирование инновационных методов образования в систему подготовки архитекторов // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. 2015. № 1.
8. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения М., 1981.
9. Маслакова Е.С. История развития дистанционного обучения в России / Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб., 2015.
10. ДьячковаЕ.А. Архитектурно-типологическая модель дистанционного образования для подготовки творческих специальностей вузов: автореф. дис. магистра архитектуры. М., 2018.
11. Дьячкова Е.А. Интеграция веб-технологий в процесс обучения архитектурному проектированию // Вестник Московского информационно-технологического университета—Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 4.
Е.А. Дьячкова
преподаватель
Московский информационно-технологический университет Московский архитектурно-строительный институт Е-mail: [email protected]