Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА КАФЕДРЫ «АРХИТЕКТУРЫ» НИУ МГСУ'

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА КАФЕДРЫ «АРХИТЕКТУРЫ» НИУ МГСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Елена Анатольевна

Статья посвящена опыту и методикам ведения художественных дисциплин при подготовке архитекторов. Зодчие прошлого обладали глубокими знаниями в области рисунка и живописи. Кафедра Архитектуры НИУ МГСУ стремится поддерживать высокий уровень подготовки специалистов. Программа по рисунку включает задания по изображению геометрических форм, архитектурных деталей, интерьера, головы и фигуры человека. Программа по живописи развивает навыки работы в цвете над натурными постановками, над декоративными композициями. Полученные знания закрепляются на учебной художественной практике. Художественные дисциплины вместе с другими профильными дисциплинами закладывают необходимую профессиональную базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TEACHING ART DISCIPLINES IN ARCHITECTURAL EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF ARCHITECTURE OF THE MOSCOW STATE UNIVERSITY

The article is devoted to the experience and methods of conducting art disciplines in the training of architects. The architects of the past had a deep knowledge of drawing and painting. The Department of Architecture of the National Research University MGSU strives to maintain a high level of training of specialists. The drawing program includes tasks on the image of geometric shapes, architectural details, interior, head and human figure. The painting program develops the skills of working in color on full-scale productions, on decorative compositions. The acquired knowledge is consolidated in the educational art practice. Art disciplines together with other specialized disciplines lay the necessary professional base.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА КАФЕДРЫ «АРХИТЕКТУРЫ» НИУ МГСУ»

Педагогика

УДК 378:72:741.02/75

старший преподаватель Карпова Елена Анатольевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет» (г. Москва)

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА КАФЕДРЫ «АРХИТЕКТУРЫ» НИУ МГСУ

Аннотация. Статья посвящена опыту и методикам ведения художественных дисциплин при подготовке архитекторов. Зодчие прошлого обладали глубокими знаниями в области рисунка и живописи. Кафедра Архитектуры НИУ МГСУ стремится поддерживать высокий уровень подготовки специалистов. Программа по рисунку включает задания по изображению геометрических форм, архитектурных деталей, интерьера, головы и фигуры человека. Программа по живописи развивает навыки работы в цвете над натурными постановками, над декоративными композициями. Полученные знания закрепляются на учебной художественной практике. Художественные дисциплины вместе с другими профильными дисциплинами закладывают необходимую профессиональную базу.

Ключевые слова: архитектурное образование, художественные дисциплины, рисунок, живопись, графика.

Annotation. The article is devoted to the experience and methods of conducting art disciplines in the training of architects. The architects of the past had a deep knowledge of drawing and painting. The Department of Architecture of the National Research University MGSU strives to maintain a high level of training of specialists. The drawing program includes tasks on the image of geometric shapes, architectural details, interior, head and human figure. The painting program develops the skills of working in color on full-scale productions, on decorative compositions. The acquired knowledge is consolidated in the educational art practice. Art disciplines together with other specialized disciplines lay the necessary professional base.

Keywords: architecture education, art disciplines, drawing, painting, graphics.

Введение. Изучая наследие архитекторов прошлого, знакомясь с творчеством современных мастеров архитектуры, следует отметить, что многие из них являются талантливыми рисовальщиками и живописцами. Это означает, что их профессиональная подготовка включала серьезное изучение академических художественных дисциплин. Действительно, проектная деятельность зодчего опирается на знание законов перспективы, понимание пропорций и тональных отношений, которые лежат в основе рисунка. Для достижения колористической гармонии архитектурной среды необходимо опираться на знания, которые дают практические занятия живописью. Сооружения Древнего Египта, а затем античной Греции и Рима, их внешнее и внутреннее убранство поражают точно выверенной геометрией и высокой художественностью. В эпоху Ренессанса был сделан значительный вклад в изучение законов перспективы, что позволило художникам в своих произведениях достоверно изображать окружающий мир. Позднее архитектурный рисунок становится самостоятельным изобразительным жанром. В XVIII в. итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези достиг известности, благодаря графическими архитектурными пейзажами: сериям гравюр-офортов «Римские древности», «Виды Рима» и других. В России XIX в. художник и педагог, действительный член императорской Академии художеств П.П. Чистяков (1832-1919) подчеркивал важность умения рисовать и писать. Барышников В.Л. в статье о роли, которую играет живопись в формировании профессиональной культуры будущих зодчих, отметил, что в XX в. архитекторы Р. Макинтош, Ле Корбюзье, А. Аалто и другие в живописных работах проверяли свои пластические идеи. Некоторые архитекторы меняли сферу деятельности, увлекшись другими видами искусств и дизайном [1]. Автор смелых архитектурно-графических фантазий Я.Г. Чернихов (1889-1951), занимаясь преподаванием, утверждал, что каждый архитектор должен владеть графическими приёмами рисунка и разработал собственную методику обучения. В настоящее время учебные заведения готовят архитектурные кадры, имея в багаже богатые исторические традиции профильного образования в нашей стране и в мире, разрабатывая собственные программы обучения академическим творческим дисциплинам. В статье Левина И.Л. о парадигмальном анализе развития школ высшего архитектурно-художественного образования c XVII в. до настоящего времени, рассматриваются и сравниваются их региональные особенности, характер применяемых в них образовательных методик [7].

Изложение основного материала статьи. Кафедра «Архитектуры» Московского государственного строительного университета опирается на классические традиции Академии художеств, заложенные в XVIII-XIX вв., на эксперименты начала XX в. в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, на опыт МАРХИ. Вместе с тем преподаватели кафедры совершенствуют собственные методики. Результаты этой работы озвучены в докладах на научных конференциях, изложены в статьях, в учебно-методических изданиях. Правила и этапы выполнения заданий по рисунку и живописи подробно описаны в методических рекомендациях, составленных А. П. Рацем. В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС 3++) существующие методики ведения художественных дисциплин были обновлены и доработаны. Академическим творческим дисциплинам отводятся три семестра первых двух лет обучения, так как они, совместно с другими профильными дисциплинами закладывают необходимую профессиональную базу. Цель освоения дисциплин «Основы рисунка и живописи», а затем «Архитектурный рисунок и графика» - это формирование компетенций в области изучения основ конструктивного и тонального рисунка; изучения законов живописи, особенностей работы водными красками; получения навыков ручной архитектурной графики; изучения основ композиции; развития пространственного мышления.

Программа дисциплины «Основы рисунка и живописи» рассчитана на один год. В первом семестре изучаются следующие разделы академического рисования: «Геометрические тела и структуры», «Архитектурные формы и детали», «Интерьер». Выполняя натурные постановки из геометрических тел, а также придумывая композиции из них («врезки»), студенты получают практические знания и навыки построения изображения в перспективе, учатся грамотно компоновать объекты или группы объектов. Учебные задачи постепенно усложняются. При выполнении рисунков на светотональное состояние

усваиваются понятия тона, роль пятна и штриховки, значение освещения, свойства собственных и падающих теней. Эти работы делаются простым карандашом или мягкими материалами (соусом, сангиной, сепией, углем).

Наглядное знакомство с ордерной и модульной системой, с пропорциями классической архитектуры происходит в задании второго раздела дисциплины - «Архитектурные формы и детали». Они выполняют рисунки элементов архитектурного декора, дорической и ионической капителей, ставя задачи выявления пластической формы изображения посредством линейно-конструктивного построения и средствами светотени.

Раздел «Интерьер» включает короткие по времени рисунки интерьеров с натуры различными графическими материалами, с учетом масштаба, пропорций, соотношения частей и целого. Эти задания имеют свою специфику. При их выполнении студенты учатся графическими средствами передавать пространственные планы с учетом направления света, а также решать различные по тону и фактуре предметы в интерьере. Часть работы включает рисование копии графики старых мастеров и современных произведений. По словам А. Дейнеки, серьезное практическое ознакомление с рисунками выдающихся художников является «нагляднейшим способом обучения рисованию» [3, с. 11]. Цель копирования состоит в анализе техники исполнения выбранного произведения, в передаче характера и стилистики изображаемого интерьера.

Курсовая работа в конце первого семестра представляет собой сложную натурную постановку в интерьере из геометрических тел, архитектурных деталей и бытовых предметов. Предварительно делается эскиз, в котором определяется композиция в формате листа, закладываются основные тональные отношения. Затем выполняется чистовой рисунок. Таким образом, формируются умения и навыки последовательного ведения работы от выполнения линейно-конструктивного построения до тональной штриховки с учетом особенностей освещения.

Цвет имеет большое значение для достижения художественной выразительности и визуального комфорта в архитектуре. Законы колористики, навыки выполнения живописи с натуры, в которой грамотно сочетаются форма и цвет, необходимы для овладения средствами гармонизации [5]. Поэтому в рамках учебной дисциплины «Основы рисунка и живописи» во втором семестре в разделах «Декоративная композиция», «Натюрморт на основе цветовых схем», «Живописная композиция» происходит практическое знакомство с теорией цвета, с качественными и количественными характеристиками составляющих цветового круга, способами и возможностями смешения цветов. Выполняются первичные упражнения по изучению цветовых сочетаний. Осваиваются технические приемы работы акварелью и гуашью.

В заданиях по теме «Декоративная композиция» формируются знания и навыки, которые могут быть применены в дальнейшей проектной работе при наполнении архитектурной среды декоративными пространственными элементами: фресками, мозаиками и витражами. Когда архитектор самостоятельно создает их эскизы, изучает возможности различных техник и материалов, это помогает плодотворному взаимодействию с художниками монументального и декоративно-прикладного искусства, дизайнерами в работе над совместными проектами [5]. Большое значение имеют предварительные цветовые эскизы к теме, в которых ведется поиск образно-эмоционального решения каждой композиции, отрабатывается техника смешения цветов. Изучение тональных отношений в живописи происходит при выполнении натюрморта в технике гризайли. Задание «Декоративный натюрморт» представляет собой композицию с приемами трансформации, искажения, разрушения формы, с преобладанием локальных цветовых пятен. Студенты сами предлагают колористическое решение, отталкиваясь от изученных цветовых схем.

Работа с цветом продолжается в натурных постановках (натюрмортах): на сближенную цветовую гамму, на контрастные сочетания и так далее. В данных заданиях исследуются значение цвета и света и его влияние на состояние окружающего предметного пространства. В разделе «Живописная композиция» студенты, отталкиваясь от образов городской архитектуры, выполняют задание на тему «Архитектура». Они используют такие композиционные закономерности, как ритмические и метрические ряды, симметрию, асимметрию, контрастные и нюансные сочетания, систему цветовых доминант, живописные фактуры, статику, динамику изображения. Жанр архитектурной фантазии развивает навыки формообразования, композиционно-образного мышления.

Творческое осмысление полученных теоретических и практических знаний в области живописи происходит во время работы над итоговым курсовым натюрмортом с натуры. Курсовое задание суммирует приобретенные знания, проверяет, насколько сформированы цветовая и изобразительная культура студента, навыки владения живописными материалами.

На втором году обучения на дисциплине «Архитектурный рисунок и графика» обучающиеся переходят к освоению более сложных разделов - «Рисование головы человека» и «Рисование фигуры человека». В архитектуре все части зданий в той или иной степени соотносятся с параметрами человека. В древности за единицу измерения брались размеры частей человеческого тела (сажень, шаг, аршин, пядь и т.п.). Витрувий писал о том, что «ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека...». Он создал две модели совершенного человека: «человека квадратного» (homo ad quadratum) и «человека круглого» (homo ad circulum). В графическом виде модель витрувианского квадратного человека представил Леонардо да Винчи. В XX в. архитектор Ле Корбюзье ввел в профессиональный обиход в качестве структурной единицы архитектуры «модулор», основанный на геометрических пропорциях человеческой фигуры [2, с. 57-59]. Поэтому любому архитектору важно знать пропорции человека, уметь рисовать его в разных ракурсах. Обучающиеся последовательно выполняют практические упражнения на изучение строения черепа, частей лица, рисуют античные головы, скелет, фигуру экорше (по Гудону), копируют работы великих мастеров прошлого. Параллельно с выполнением длительных по времени практических задач следует постоянно делать зарисовки и наброски. Они полезны тем, что передают самое главное в объектах изображения на основе первого впечатления, служат хорошей тренировкой руки и глаза [6].

В разделе «Рисование архитектурных объектов с освоением приемов и правил перспективного изображения», а затем в курсовой работе продолжается изучение композиционно-художественных закономерностей архитектуры, конструктивной логики построения ее частей и целого. В качестве объектов для рисования выбирают известные памятники архитектуры и современные сооружения. Цель данного

задания заключается в умении изобразить архитектуру от руки по заданным ортогональным проекциям (плану и фасаду).

Учебная художественная практика после аудиторных занятий рисунком и живописью дает возможность работать на пленэре, выполняя графические натурные зарисовки, этюды исторических объектов и современных зданий в городской среде или в парковом пейзаже. Акцент делается на верную передачу пропорций и стилистических черт архитектурных памятников. Итоговыми заданиями является графическое решение многоплановой городской панорамы и выполнение живописного пейзажа с архитектурными сооружениями. Архитектурные зарисовки передают результат непосредственного наблюдения и анализа увиденного окружающего пространства, его отдельных частей, взаимодействия пластических объемов, масштабов, форм. С технической точки зрения подобные упражнения помогают еще больше развить навыки владения различными художественно-графическими материалами и красками, а затем применять их в архитектурной проектной графике и в творческих работах.

Выводы. Кафедра «Архитектуры» НИУ МГСУ стремится поддерживать высокий уровень подготовки специалистов, так как занятия рисунком и живописью развивают пластическое мышление, чувство цветовой гармонии; формируют навыки фиксации своих творческих идей изобразительными средствами, что является рабочей «кухней» архитектора и необходимым средством профессионального общения.

Методика, разработанная преподавателями кафедры, дает комплексное освоение академического рисунка и живописи, архитектурной графики, художественной пленэрной практики, что позволяет добиваться высоких результатов в обучении. Последовательное выполнение заданий учебной программы помогает не только овладеть общей изобразительной культурой, но и выработать индивидуальную манеру графического и колористического выражения своих идей в архитектурном проектировании.

Изменения, которые вносятся в программы художественных дисциплин, связаны с этапами реформирования высшей школы, с введением образовательных стандартов новых поколений. Несмотря на то, что само содержательное наполнение программы по рисунку и живописи в целом остается без существенных изменений, оно требуют периодической корректировки в соответствии с обновляемыми учебными планами, чтобы за выделяемое на дисциплину время донести до обучающихся требуемый объем знаний.

Литература:

1. Барышников В.Л. Принципы построения модели учебной дисциплины «Живопись» и ее роль в формировании пластической культуры архитектора // Architecture and Modern Information Technologies. -2013. № 3 (24). - С. 1-13

2. Веслополова Г.Н. Принцип подобия. Человек - мера вещей // Вестник ТГАСУ., 2016. №1. - С. 56-66

3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Изд. Академии художеств СССР. 1961. - 224 с.

4. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник. - М.: Эксмо, 2016. - 480 с.

5. Живопись: методические указания по выполнению практических заданий для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 270100 «Архитектура». Учеб. электрон. Изд. - М.: МГСУ, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. - 68 c.

6. Карпенко А.Г., Потокина Т.М., Иванова Н.В., Антонова Н.Н. Набросок как одна из составляющих в процессе обучения студентов-архитекторов // Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Материалы конференции. - Том №2, 2011. - С. 336-339

7. Левин И.Л. Парадигмальный анализ развития школ высшего архитектурно-художественного образования / Интернет-журнал «Науковедение». - Том 7, №4, июль-август 2015.

8. Осмоловская О.В. Рисунок в современной подготовке студента-архитектора / Журнал Academi. Архитектура и строителство. - №3, 2014. - С. 70-76

9. Рисунок: методические указания по выполнению практических заданий для студентов бакалавриата очного отделения, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура / сост. А.П. Рац; Московский государственный строительный университет. Учеб. электрон. изд. - М.: МГСУ, 2015. - 49 с.

10. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. - М.: Эксмо, 2018. - 648 с.

Педагогика

УДК 378.1

заместитель начальника отдела профориентационной работы Князькина Евгения Александровна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (г. Казань)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В

ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме профориентации в рамках преодоления противоречия между существующими потребностями общества и выдвигаемыми условиями профориентационной работы технического университета. Проектирование и реализация профориентационной работы в техническом вузе оказывает существенное влияние на выбор жизненного пути молодежи, их адаптации к инженерно-техническим профессиям и совместного взаимодействия выбора общества с другими сферами общества.

Ключевые слова: система, профориентационная работа, проектирование, технический университет, инженерные профессии.

Annotation. This article is devoted to the problem of vocational guidance in the framework of overcoming the contradiction between the existing needs of society and the conditions put forward for vocational guidance at a technical university. The design and implementation of vocational guidance work in a technical university has a significant impact on the choice of the life path of young people, their adaptation to engineering and technical professions and the joint interaction of society's choice with other spheres of society.

Keywords: system, career guidance work, design, technical university, engineering professions.

Введение. Серьёзные изменения социально-экономических и технических условий, в которых происходит процесс самоопределения современного человека, требует пересмотра общепринятых подходов к организации и проведению профориентационной работы в технических вузах. При этом необходимо учитывать три основных тезиса:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.