ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY
УДК 37.013.32
ИНТЕГРАЦИЯ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Е.А. Дьячкова
Аннотация. В статье анализируется опыт применения социальных сетей, мессенджеров и файлооб-менников в учебном процессе по направлению подготовки «Архитектура» на кафедре архитектуры МИТУ-МАСИ. Рассматриваются возможности и перспективы развития электронного обучения в контексте использования образовательного потенциала веб-технологий.
Ключевые слова: веб-технологии, социальные сети, мессенджеры, архитектурное образование, сетевое обучение.
INTEGRATION WEB-TECHNOLOGIES
INTO THE PROCESS OF TEACHING ARCHITECTURAL DESIGN
E.A. Dyachkova
Abstract. The experience of using social networks, messengers and file sharing in the educational process in the specialty «architecture» at the department of architecture MITU-MASI is analyzed. The possibilities and prospects for the development of e-learning in the context of the use of the educational potential of web-technologies are considered.
Keywords: web-technologies, social networks, instant messengers, architectural education, network education.
Информационные технологии оказывают влияние на современное общество и на традиционные сферы коммуникации. Интернет становится безбарьерной площадкой для общения людей. В современном мире гаджеты являются неотъемлемой частью жизни человека, и спектр их возможностей практически не ограничен. Современный мобильный студент учится не только в стенах своего вуза, но и урывками в метро, на даче, дома на кровати или в парке [1].
Сейчас уже сложно назвать современными средствами общения электронную почту или телекоммуникацию по средствам видеосвязи, которые используются в основном для делового общения. С развитием веб-технологий им на замену пришли такие формы общения, как социальные сети, мессенджеры, гостевые форумы и блоги. Формируется новая образовательная среда, в которой нелегко применять старые материалы и методики. Появляются потенциально новые подходы к обучению, помогающие переосмыслить образовательную среду [4, с. 4].
Преподавателям необходимо подстраиваться под изменяющиеся реалии современного мира, осваивать новые технологии обучения, включая в процесс как можно больше информации, задействуя при этом возможности технических средств, в том числе и мобильных, таких как социальные сети, мессенджеры и др. Есть примеры применения социальных сетей
в современном образовании, но в связи со спецификой архитектурного образования в статье мы рассмотрим ряд социальных сетей, мессенджеров и файлообменников, подходящих для творческих специальностей.
Архитектурное образование в нашей стране принято считать очень специфическим, поэтому новации (типа дистанционного обучения) не могут быть применены. И это привело к большой герметичности и отрыву от реальности, когда архитекторы находятся в пространстве, совершенно отгороженном от других сфер знаний. Им этого вполне хватает, но когда речь идет о крупных задачах, становится понятно, что рамки тесны [2].
Общение между студентами и преподавателями, таким образом, может происходить круглосуточно, но конечно, не каждый преподаватель захочет постоянно быть на связи со студентами, поэтому нужно обговорить время, отведённое для общения с ними. В такой среде понятие «преподаватель» расширяется, и стоит говорить уже не об учителе, а о наставнике - тьюторе, что полностью соответствует современным требованиям в сфере дистанционного архитектурного образования. Педагог и студент в данной схеме будут являться активными субъектами, где преподаватель является мотиватором к обучению, имеет точечное воздействие на объект обучения - ученика, а студент осознано воспринимает не только знания, но и источники, из которых эти знания можно получить. Такие средства общения позволяют получать информацию как синхронно, так и асинхронно.
Преподаватели кафедры архитектуры университета МИТУ-МАСИ активно используют в работе социальные сети и мессенджеры для общения со студентами, наглядной демонстрации учебного материала, корректировки текущего процесса проектирования. При отсутствии студента на паре по уважительной причине он может прислать материалы для консультирования в электронном виде, а в ответном сообщении получит исчерпывающий комментарий с указанием плюсов и минусов, и поправок.
Рассмотрим популярные социальные сети, мессенджеры и файлообменники, выявим их достоинства и недостатки.
WhatsApp/Telegram/Viber. Мессенджеры дают возможность организации непрерывности учебного процесса, постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети
Рисунок 1. Пример консультации студентов через сообщения в мессенджерах
в удобное для них время. Появляется возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым из студентов. Кроме этого, обсуждения и диалоги, начатые во время аудиторных занятий, могут быть продолжены в мессенджерах, что позволяет студентам больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов. Это обеспечивает более тщательное освоение материала и активную позицию студента в процессе обучения.
Мессенджеры, предназначенные для бесплатно общения. Для удобства коммуникации создаётся групповой чат, в котором участвуют все студенты группы и преподаватель/преподаватели. В таком режиме удобно коммуницировать и сообщать важную информацию, выдавать домашнее задание, решать общие вопросы. За счёт мгновенной связи заблудившийся студент может узнать кабинет, в котором проходит занятие, а также преподаватель, задержавшейся на пару, может сообщить студентам о возможном опоздании. Удобно также, что можно поделить со студентами небольшим количеством визуальной информации, фотографиями, картинками, архитектурными проектами и многим другим.
Студенты, имеющие вопросы по прочитанной лекции или домашнему заданию, имеют возможность спросить или уточнить что-то в онлайн-режиме. Вопросы часто касаются компоновки на листе, цветового решения, уточнения незначительных деталей, утверждения той или иной части проекта. Возможно, что преподаватели «старой школы» не одобрят такого общения, но для тех, у кого телефон все время под рукой, не составит никакого труда ответить на вопрос. Современные гаджеты также позволяют подправить незначительные детали прямо на фотографии (рисунок 1), и преподаватель будет уверен, что на занятие студент принесёт уже исправленную работу.
Vk/Facebook. Давно завоевали популярность среди студентов и преподавателей социальные сети - очень распространённые и активно переменяемые в разных сферах деятельности. Образование тут не должно быть исключением. Платформы позволяют хранить неограниченный объём информации неограниченное количество времени. Информация может быть самой разнообразной: это аудио, видео, графические изображения, схемы, таблицы, воз-
Рисунок 2. Пример аккаунта преподавателя с публикацией учебного материала по теме предмета
можность создания опросов и много другое. Социальные сети - это комфортная и привычная для студентов среда, интерфейс и способы коммуникации, организация контента и содержания уже полностью понятны и известны студентам. Социальные сети дают возможность делиться специализированной литературой по архитектуре и дизайну (рисунок 2), записями с интересными студенческими проектами или уже построенными зданиями и сооружениями. Запись видео-уроков с использованием специализированных программ, например, для создания генерального плана участка, компоновке подрамника и прочее. Также очень удобна обратная связь со студентами: это возможность создания опросов и голосований, получения комментариев под опубликованной записью, отправка персональных сообщений, создание общих групп или закрытых/открытых сообществ и др. Все это обеспечивает широкие возможности совместной работы в социальной сети.
Skype. Сеть для общения в онлайн-режиме не только с помощью сообщений, но и аудио- или видеозвонков. Давно и активно применяется многими преподавателями, также активно используется при создании дистанционных курсов, вебинаров, лекций и пр. У программы широкие демонстрационные возможности. Для архитектурного образования явным преимуществом является возможность отправления сообщения с прикреплёнными файлами, а также функция демонстрации экрана в онлайн-режиме. С этой функцией можно консультировать чертежи и вносить в них поправки. Преподаватель может демонстрировать свой экран студентам в режиме конференции - таким образом может происходить дистанционное обучение или консультации по общим вопросам уже не с одним человеком, а с группой студентов, что может быть очень удобно, например, при работе над конкурсным проектом, или когда требуется работа в команде. Обучение с использованием Skype позволяет преодолеть технические трудности оснащения учебных аудиторий необходимым оборудованием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде: файлом, ссылкой на скачивание файла из файлообменника, ссылкой для просмотра уже загруженного файла преподаватель беспрепятственно делится со студентами, а те, в свою очередь, имеют возможность ознакомится с содержанием файла в любое удобное время.
TeamViewer. В этой программе также разработана очень удобная демонстрация экрана, которая позволяет транслировать информацию с экрана преподавателя всем пользователям, подключённым к его аккаунту с помощью специального кода (сервера). Программа дает возможность управления чужим компьютером, что может быть необходимо при нехватке времени (дедлайне). Это позволяет в короткие сроки внести поправки в работу над архитектурным проектом. Именно эти принципы и были положены в основу стартующей в этом году магистерской программы по направлению подготовки «Архитектура» [2].
Pinterest. Это социальный интернет-сервис, фотохостинг, позволяющий добавлять в он-лайн-режиме изображения, помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями. Загруженные на сервис изображения называются «пинами», а коллекции, к которым они принадлежат - «досками». Это один из самых интересных и перспективных сайтов для коммуникации со студентами-архитекторами. Большим преимуществом является возможность создания «досок» с неограниченным количеством визуальной информации в виде картинок и схем. Доски можно создавать по темам, соответствующим курсам и выдаваемым заданиям, распределять их, создавая альбомы (рисунок 3). На доске можно располагать пины, как найденные в интернете, на потусторонних сайтах, так и на самом сайте. Есть возможность добавлять собственные пины, загружая картинки и фотографии с компьютера или телефона. Это быстрый способ делиться со студентами интересными находками. С помощью хэштегов можно распределять картинки по тематикам, также подписывать и сортировать непосредственно работы студентов, от работ, найденных в том или ином источнике. Удобной является опция перехода с pinterest на посторонний сайт. Например, если наша
Рисунок 3. Пример аккаунта преподавателя с набором досок, собранных по темам
картинка на доске загружена из СП по данной тематике, то у студентов есть возможность перейти на сайт СП, для этого нужно всего лишь нажать на картинку. Эту функцию можно применить, когда большой пласт визуальной информации размещён на другом сайте, и чтобы не перезагружать все картинки, можно просто открыть потусторонний сайт.
Instagram пользуется популярностью среди преподавателей-блогеров. Instagram - мобильное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео. Его можно использовать, например, в качестве рекламы курса. Применительно к архитектурному образованию удобно использовать в качестве привлечения внимания к узко направленной теме, которая требует более детальных пояснений. Можно сформировать пост с подробным описанием темы, выявить проблемы, сформировать тезисы и закрепить каждую позицию, например, с помощью смайла. Красивая титульная фотография поможет в привлечении внимания аудитории. Опубликовав такую запись, нужно сообщить о том, что в следующей публикации будут даны ответы на вопросы, а пока у студентов есть возможность обсудить тему между собой в комментариях и выдвинуть свои предположения по проблематике заданной темы. Таким образом, в обучение вносится небольшой элемент игры, а обучающая информация приобретает порционный характер. По такому принципу были сформированы посты по предмету «Объемно-пространственная композиция» на такие темы как: «формирование фронтальной композиции и ее свойства», в следующей публикации нужно было показать их на примерах архитектуры, а на семинарских занятиях выполнить работу за заданной тематике и сделать публикацию со студенческими работами, в которых были бы отражены принципы формирования фронтальной композиции; также по предмету «История архитектуры», где удалось сфокусировать внимание на узкие темы, вскользь изучаемые в основные часы занятий, такие как архитектура стран Азии. Еще одно использование приложения Instagram - привлечения внимания к тематическим мероприятиям. На архитектурном факультете МИТУ-МАСИ регулярно проходят семинары и лекции с приглашенными практикующими архитекторами. Часто организуются выездные
мероприятия на площадки выставок или мастер-классов. Для того, чтобы обратить внимание студентов, можно разместить пост с подробным описанием события, указать дату, время и место проведения. Это удобный инструмент оповещения и распространения информации.
Яндекс диск/Google диск/Dropbox. Облачные хранилища, предоставляющие возможность хранить свои файлы на удаленных серверах, а также получать к ним доступ из любой точки, где есть доступ в интернет, завоевавшие популярность в повседневной жизни, также могут быть использованы в процессе обучения. В связи со спецификой обучения архитектурному проектированию, преподавателям и студентам часто приходится делить большим объемом графических изображений, вес которых обычно очень велик. Возможность загружать архитектурные проекты в облачное хранилище и делиться ссылкой на них - удобных выход из положения. Также студентам удобно размещать в таких хранилищах свои портфо-лио, которые имеют достаточно большой вес. При необходимости его редактирования оно автоматически обновляется по ссылке.
Почта. Наиболее популярный способ общения и передачи наглядной информации между студентами и педагогами. Причем, в отличие от предыдущих, он часто встречается среди преподавателей «старой школы». Получение электронных сообщений, подготовка и отправка ответов на вопрос могут происходить в удобное для преподавателя время, поэтому электронную почту относят к неинтерактивным технологиям, реализуемых в режиме офлайн. В реализации обучения по направлению подготовки «Архитектура» почту удобно применять для доставки учебно-методических материалов, консультации по предмету «Архитектурное проектирование». Преподаватель может общаться как с одним студентом, так и распространять информацию на группу студентов, сформировав рассылку писем.
При активном использовании веб-технологий публикуемые записи теряются в потоке прочих новостей. Для того, чтобы сформировать удобный поиск, записи нужно классифицировать с помощью системы меток. Каждая запись помечается тегами в зависимости от предмета, в котором ее можно использовать, и темы, которому соответствует информация. Для поиска нужно ввести соответствующие теги, например: #Архитектура #ИсторияАрхитектуры #ДревнийЕгипет. Хештеги дают возможность фильтрации поступающей информации.
В последние годы в архитектурном педагогическом сообществе часто обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Конечно, они не могут являться единственным средством сетевого обучения, но и их образовательные возможности очень велики. Тенденция внедрения такого вида общения со студентами увеличивается, и положительные результаты не заставят себя ждать.
Библиографический список
1. Ахмедова А.Т. Социальные сети в процессе обучения // Материалы конференции: международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Ч. 5. М., 2013.
2. БулгаковаЕ.А. Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт - архитектурная школа нового типа // Проект Байкал. 2017. Т. 14. № 53.
3. Булгакова Е.А. Интегрирование инновационных методов образования в систему подготовки архитекторов // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. 2015. № 1.
4. Диких Э.Р. Об использовании социальных сетей в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. Ч. I. Новосибирск, 2012.
5. ДубоваН. Web 2.0: перелом в парадигме обучения // Открытые системы. 2008. № 9.
6. Дьячкова Е.А. Архитектурно-типологическая модель дистанционного образования для подготовки творческих специальностей вузов: дис. ... магистр арх. М., 2018.
7. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб., 2012.
8. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3.
Е.А. Дьячкова
Преподаватель кафедры архитектуры,
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт Е-таИ: iiehka@bk.ru