Использование мессенджеров для информирования слушателей учебных заведений
Аббакумов Андрей Александрович к.и.н., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и
управления,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени
Н. П. Огарева
ул. Б.Хмельницкого, 39, г. Саранск, 430005, (8342)478691 abbakumov_aa@mail. ru
Сидоров Дмитрий Петрович к.т.н., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и
управления,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени
Н. П. Огарева
ул. Б.Хмельницкого, 39, г. Саранск, 430005, (8342)478691 [email protected]
Егунова Алла Ивановна к.и.н., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и
управления,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени
Н. П. Огарева
ул. Б.Хмельницкого, 39, г. Саранск, 430005, (8342)478691 egunova@fet. mrsu. ru
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия учащихся и сотрудников учебной части при обеспечении учебного процесса. Предложено создание автоматизированной системы информирования учащихся, позволяющей им получать информацию о расписании, преподавателях, различных событиях. Проведен обзор современных средств обмена короткими текстовыми сообщениями. Предложена реализация клиентской части системы средствами мессенджера Telegram. Серверная часть выполнена на современном интерпретируемом языке программирования, работающем на всех известных операционных системах для настольных ПК Python Версии 3. The article deals with the problems of interaction between students and employees of the educational part while providing the educational process. It was proposed to create an automated system for informing students that allows them to receive information about the schedule, teachers, and various events. The review of modern means of exchange of short text messages has been conducted. The implementation of the client part of the system using the Telegram messenger is proposed. The server part is implemented in a modern interpretive programming language running on all known operating systems for desktop PCs Python Version 3.
Ключевые слова
мессенджер, слушатель, web-приложение, бот, система информирования messenger, student, web application, bot, information system
Введение
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Данный факт подтверждается реализацией федеральных целевых программ в области образования и науки и национального проекта "Образование". Новые информационные технологии широко внедряются в учебный процесс: электронные учебники, системы контроля знаний, виртуальные лаборатории. Все это позволяет обеспечить качественный процесс обучения как в очной форме, так и в заочной, а в конечном счете приводит к уменьшению затрат при обучении как материальных, так и временных [1]. При этом вопросам внедрения информационных технологий в сферу организации учебного процесса уделялось меньше внимания.
В условиях повышения уровня образования очевидна потребность в обеспечении образовательных учреждений средствами автоматизации и информатизации деятельности их различных структурных подразделений [2]. В современном мире важным аспектом является доступность и мобильность информации. Создание мощных информационных систем для учебных заведений, способных удовлетворить информационные потребности любых пользователей, вовлеченных в данный процесс, является задачей дорогостоящей и трудоемкой. Причем некоторые задачи в рамках таких систем решить достаточно сложно. Так, например, существует проблема своевременного оповещения учащихся о каких-либо событиях или информирования о временном изменении расписания занятий. Студентам приходится создавать и самостоятельно заполнять группы в социальных сетях, так как они доступны не только со стационарных рабочих станций, но и с любых видов мобильных устройств. Однако качество интернет-соединения не всегда отвечает необходимым параметрам и не обеспечивает стабильную работу с информационными системами учебного заведения или социальными сетями. Таким образом, учащиеся могут получать информацию неполную, несвоевременную, а то и неправильную. Разработка автоматизированной системы информирования позволит учебному учреждению:
- добиться централизации источника информации;
- сделать информацию доступной, мобильной и удобной;
- повысить эффективности работы сотрудников;
- упростить процесс информирования студентов.
В связи с этим возникла идея создания простого и понятного студентам ресурса для получения этой информации в привычной и удобной для них форме с минимальными требованиями к качеству доступа к глобальной сети Интернет.
В последнее время с появлением смартфонов и мобильного интернета, появились средства коммуникации между людьми посредством текстовых сообщений и мультимедиа. Эти средства позволяют осуществлять автоматизацию справочно-информационные систем. Современные веб-технологии предоставляют инструменты, которые упрощают и оптимизируют информационные процессы в образовательном учреждении. Это ограждает сотрудников от монотонных операций, а студентов освобождает от необходимости создания своих разрозненных источников информации в сети Интернет.
Теоретическая часть
Идея создания сервиса обмена короткими текстовыми сообщениями (Short Message Service) появилась еще в 1984 г., а первое SMS-сообщение было отправлено в 1992 в сотовой сети Vodafone. На сегодняшний день же для частной переписки
общество использует различные мессенджеры, которые для связи используют интернет. Уже известный метод SMS хоть и остается популярным методом связи, однако свои позиции сдает довольно стремительно. За последние несколько лет возникло немало приложений, позволяющих пользователям не просто переписываться между друг другом текстом, но и общаться по видеосвязи, обмениваться медиафайлами, создавать групповые чаты и многое другое.
Мессенджер - это приложение для моментальной отправки мультимедийных файлов, стикеров, смайлов, голосовых, текстовых и видео-сообщений. Мессенджеры начали массово использоваться в 1990-х. Однако, сама концепция с целью общения большого количества пользователей между собой с через электронных устройств, связанных в унифицированную сеть, уходит своими корнями середины 1960-х. Концепция обмена данными в режиме, приближенном к реальному времени, под именем Compatible Time-Sharing System (CTSS) была основана в Массачусетском Научно-техническом учреждении (MIT) еще в 1961 г. В рамках данного экспериментального проекта вплоть до 30 пользователей могли одновременно войти в общее информационное окружение и делиться сообщениями друг с другом. К 1965 г. она стала достаточно известным внутренним инструментом коммуникации в MIT. Возникновение peer-to-peer протокола в 1970-х позволило подключать разных пользователей к одному и тому же ПК, обмениваться информацией, и переключаться между различными пользователями одного и того же компьютера.
История мессенджеров в виде универсальных настольных приложений, а не систем с ограниченным допуском, начинается 1996 года. Именно в то время израильская компания Mirabilis запустила ICQ. Отличием данной программы стали многопользовательские чаты, поддержка передачи файлов, поиск согласно базе пользователей и ряд прочих опций, которых ранее не существовало в мессенджерах 1980-х годов. MSN Messenger был презентован в 1999 году, а к 2009 он насчитывал уже более 330 миллионов активных пользователей каждый месяц. Особой чертой стала мультипротокольнисть и разработка ими своих платформ и чатов. Тем не менее был в этом и недостаток: если вы планировали мигрировать в другой мессенджер, вы не имели возможность автоматически синхронизировать историю сообщений между устройствами. Также в то время еще не существовало облачных сервисов и широких возможностей работы с файлами для мобильных пользователей.
Изменения в восприятии мессенджеров, как средства коммуникации настали в момент, когда скорости и стабильность работы беспроводных сетей дали возможность людям общаться не только за монитором компьютера или экраном ноутбука. После ряда тестовых попыток в 2010-х практически все основные мессенджеры (от Skype и Facebook вплоть до более экзотических Line и WeChat) запустили свои версии для мобильных браузеров либо отдельные приложения для смартфонов. А все это произошло благодаря выходу в свет iPhone от Apple и смартфонов на ОС Android от Google. Настоящую революцию совершил WhatsApp, созданный потомком эмигрантов с Украины Яном Борисовичем Кумом и экс-инженером Yahoo Брайаном Актон. Данный мессенджер первым имел привязку к номеру мобильного телефона и первым получил поддержку push-уведомлений для смартфонов Apple. В дальнейшем этот мессенджер купила компания Марка Цукерберга.
Наиболее популярными из современных решений для коммуникации на данный момент являются: Skype, Viber, WhatsApp, Snapchat, ICQ, Telegram и т.д.
Skype - один с нескольких мессенджеров эпохи до мобильной революции, который по-прежнему уверенно держится на плаву. Сегодня аудитория сервиса, который с 2011 года стал собственностью Microsoft, составляет примерно 300 миллионов пользователей. Разработчики Skype сразу взяли основной курс на голосовую связь, а не только на передачу простых текстовых сообщений. Это и стало основным отличием от известных в тот период мессенджеров MSN и ICQ. К тому же
звонить можно было не только с компьютера на компьютер, но и связать учетную запись Skype с телефонным номером.
Viber - основали в 2010 году Тальмон Марко и Игорь Магазинник. И нацелен он был стать заменой пользующегося популярностью Skype. Сервис успел не только добиться аудитории в 200 миллионов пользователей, но и побывать в центре нескольких скандалов, за период своего существования. Сегодня является прямым конкурентом вышеупомянутого Скайпа, поскольку позволяет превратить любое мобильное устройство в видеотелефон. Имеются встроенные бесплатные игры и очень приятный дизайн со сменными темами оформления.
WhatsApp - популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Компания WhatsApp Inc., создавшая мессенджер, основана Яном Кумом и Брайаном Эктоном 24 февраля 2009 года. Приложение, недавно приобретено социальной сетью Facebook. С одной стороны, это оттолкнуло многих пользователей, которые стали опасаться за секретность личной переписки, а с другой - напротив - приобрело множество поклонников, так как теперь WhatsApp имеет интеграцию с мировой социальной сетью.
Snapchat - сервис, через который отправляются уже более 350 миллионов сообщений в день, появился на свет в стенах Стэнфордского института. Эван Шпигель, создатель сервиса обмена сообщениями Snapchat, отказался продать его соцсети Facebook за $3 миллиардов. Главное отличие Snapchat - возможность указывать период существования сообщения. Также пользователи могут делиться снимками и видеороликами с текстовыми сообщениями. В случае если пользователь не успеет просмотреть сообщение через установленное время (максимально 10 секунд), оно уничтожится. Официально аудитория сервиса не раскрывается, однако по оценке Pew Research Center, только лишь в США им пользуются примерно 26 миллионов человек.
ICQ - один из наиболее ярких представителей эпохи инстант-мессенджеров с середины 90-х годов. ICQ был запущен израильской компанией Mirabilis. В 1998-м сервис купила американская корпорация AOL. В последние годы ICQ ощутимо утратила свои позиции. Если в июне 2009 года мировая ежемесячная аудитория сервиса составляла 47,3 миллионов человек, то в июне 2013 года - всего 12,3 миллионов.
Запуск мессенджера Telegram положил начало новому витку противостояния меж основателем самой крупной в Российской Федерации соцсети «ВКонтакте» Павлом Дуровым и ее крупнейшим акционером - фондом UCP, выкупившим доли двух других сооснователей в середине 2013 года. Telegram, разработчиком которой представляется компания Digital Fortress, появился на волне разоблачающих публикаций в СМИ о слежке американской разведки за интернет-пользователями. По словам Дурова зашифрованную переписку пользователей Telegram невозможно вскрыть.
Telegram на первый взгляд, идентичен другим мессенджерам - WhatsApp, Viber и т.д. Переписка, обмен фото и видео - все как у всех. Однако, в отличие от соперников, Telegram предлагает ряд отличий:
- передача файлов любого формата - RAR-архив, таблицы в Excel, инструкция
в PDF, MP3 и видео. Ограничение размеру файлов - до 1,5 Гб;
- облачное хранение данных;
- синхронизация с устройствами. Мессенджер работает на платформах IPhone,
Android, WindowsPhone. Также есть возможность заходить в учетную запись
с нескольких устройств: количество одновременных сессий неограниченно;
- низкая задержка доставки сообщений и файлов;
- создание больших общих чатов 5000 одновременных участников;
- высокая безопасность и приватность.
Боты мессенджеров сегодня у абсолютно всех на слуху. Telegram развивает
свой API для ботов, и с каждым днем их делается все больше. У каждого бота также есть имя пользователя, следовательно, его можно отыскать в глобальном поиске. Боты делятся на 2 группы - простые и встраиваемые (inline). С простыми ботами можно взаимодействовать напрямую, отправляя им текст (например, поисковый запрос) либо команды, которые предусмотрел разработчик [3].
Через API ботов Telegram можно, с помощью множества языков программирования, создать бота и определить для него выполнение определенных задач и реагирование на задекларированные программистом команды. Использование данного механизма выгодно отличает данный мессенджер от остальных и позволяет реализовать функции, которые невозможно выполнить при использовании других программ подобного рода.
Реализация автоматизированной системы информирования обучающихся
Таким образом предполагается реализовать автоматизированную систему информирования обучающихся на базе мессенджера Telegram, предназначенную для удаленного информирования обучающихся.
В качестве пользователей системы выделяются две основные группы: администратор и учащийся. Администратор, или ответственный работник учебной части (деканата) в ходе работы с системой выполняет следующие функции:
- создание и редактирование расписания для групп обучающихся;
- создание и редактирование списка преподавателей;
- создание и редактирование списка дисциплин;
- создание информационных сообщений для студентов.
Вторая группа пользователей - учащиеся, являются получателями информации из учебной части. При работе с системой они должны подписаться на информацию для своей группы, а затем могут:
- просматривать расписание своей группы;
- получать сопутствующую информацию по дисциплинам из расписания;
- получать информационные сообщения из учебной части.
Система включает две части:
- клиентская - реализуется стандартными средствами мессенджера Telegram на коммуникационных устройствах учащихся;
- серверная - реализуется в виде web-приложения и разворачивается на рабочей станции учебной части.
Функционал клиентской части на коммуникационных устройствах учащихся реализуется стандартными средствами и методами мессенджера Telegram посредством системы ботов - специальных учетных записей, для которых не требуется установка дополнительного номера телефона. Эти учетные записи служат интерфейсом для кода, работающего на сервере. Все операции реализуются с помощью простого HTTPS-интерфейса, который предлагает API Telegram.
Серверная часть располагается на компьютере учебного заведения и должна состоять из двух модулей интерфейсного и базы данных. Для реализации интерфейса предлагается использование языка Python Версия 3, так как это современный интерпретируемый язык программирования, работающий на всех известных операционных системах для настольных ПК. Python - высокоуровневый язык программирования общего назначения, направленный на увеличение производительности разработчика и читаемости кода. Синтаксис ядра Python минималистичен, хотя, в то же время, стандартная библиотека содержит достаточно большой объём полезных функций. Его преимуществами являются:
- кроссплатформенность и бесплатность;
- простой синтаксис и богатые возможности дают возможность писать программы очень лаконично, однако в то же время понятно;
- по простоте изучения язык сопоставим с Basic, однако гораздо более богат возможностями и существенно более современен;
- богатая стандартная библиотека, возможность разработки промышленных приложений.
Ключевые архитектурные черты - динамическая типизация, автоматическое управление памятью, полная интроспекция, механизм обработки исключений, поддержка многопоточных вычислений и удобные высокоуровневые структуры данных. Код в Python организовывается в функции и классы, которые могут объединяться в модули.
Для разработки база данных предлагается свободно распространяемая система управления базами данных PostgreSQL. Это объектно-реляционная СУБД, что является несомненным преимуществом перед прочими SQL базами данных с открытым исходным кодом типа MySQL, Firebird и MariaDB. Фундаментальная характеристика объектно-реляционной базы данных - это поддержка пользовательских объектов и их поведения, в том числе типы данных, операции, функции домены и индексы. Все это делает PostgreSQL невероятно гибкой и надежной. Помимо остального, она может создавать, хранить и получать сложные структуры данных.
Анализ и оценка разработки
Предлагаемая система информирования обучающихся предназначена для облегчения взаимодействия между работниками администрации и обучающимися учебного заведения и является очередным этапом на пути активного применения средств информационной поддержки в управлении образовательной деятельностью [4]. Проведенный анализ современных средств коммуникации позволил выделить самое подходящее по функционалу приложение - мессенджер Telegram. Благодаря функционалу, реализуемому системой ботов, стала возможной реализация системы информирования учащихся, позволяющая учебной части формировать сообщения как для одного, так и для группы учащихся. В свою очередь учащиеся могут получать интересующую их информацию о процессе обучения: расписание, информацию о дисциплинах и преподавателях и так далее. Важным преимуществом является то, что интерфейс на мобильных устройствах обеспечивается средствами мессенджера, что упрощает процесс использования данного приложения, а сообщения передаются в текстовом виде, что значительно уменьшает объем трафика и снижает требования к качеству интернет соединения для мобильных устройств.
Заключение
Поставлена проблема своевременного и удобного информирования учащихся любых учебных заведений. Сформулированы основные предложения и требования по разработке web-приложения для оповещения и своевременного снабжения студентов важной информацией. Предложены средства для реализации поставленной задачи, которые позволяют использовать данный способ информирования в любом учебном заведении: школах, колледжах, ВУЗах, учреждениях профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Литература
1. Савкина, А.В. Виртуальные лаборатории в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / А.В. Савкина, А.Вл. Савкина, С.А. Федосин // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17, № 4. - C. 507-517. -URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_22673871_72590157.pdf, свободный. -Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2018).
2. Аббакумов А.А. Создание информационных систем на базе распределенных сетей сайтов / Аббакумов А.А., Резниченко А.Д., Панфилов С.А. // Научно-технический вестник Поволжья. №3 2015г. -Казань: Научно-технический вестник Поволжья, 2015. С. 205-209.
3. Топ мессенджеров - обзор и рейтинг мессенджеров: Шр://мессенджеры.рф
4. Аббакумов А.А. Информационная поддержка управления качеством образовательной деятельности [Электронный ресурс] / Аббакумов А.А., Панфилов С.А. // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, № 2. -C. 472-477. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_23457147_10278451.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2018).