Научная статья на тему 'Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку'

Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2866
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА / DIGITAL DEVICES / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / MOBILE FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ПЛАНШЕТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / TABLET IN THE EDUCATIONAL PROCESS / ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЯ / INTERNET APPLICATIONS / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / CLOUD TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE / ВЕБКВЕСТ / WEBQUEST / ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА / VIRTUAL BOARD / ВИРТУАЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ / VIRTUAL COLLAGE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузь Юлия Алексеевна

В статье рассматривается необходимость внедрения информационных технологий в обучение для совершенствования педагогической и учебной деятельности. Благодаря обычному и экономичному доступу к Интернету мобильное обучение приобретает все большее значение во всем мире, очевидны тенденции и в России. Постоянно и практически в любом месте обучающиеся на смартфонах или планшетах имеют возможность поиска, доступа, изменения, архивирования и использования своих данных в Интернете, таких как файлы, таблицы, папки, презентации. Преимущества облачных технологий для совместной работы и самообучения иностранному языку неоспоримы. Студенты разрабатывают свои собственные мультимедийные продукты, создают аудиои видеофайлы или портфолио, которые затем могут быть представлены и обсуждены в группе. С помощью различных приложений можно сотрудничать на расстоянии, реализовывая интересные проекты. Мобильные телефоны и планшеты являются неотъемлемой частью жизни молодых людей, поэтому преподаватели и родители должны дать возможность мобильному обучению в контексте образовательной программы. Дидактическое использование популярных медиа гарантирует высокую мотивацию в учебном процессе вне строго регламентированных пространств и контекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузь Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE USE OF MOBILE APPLICATIONS AND TABLETS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the need to introduce information technologies in education to improve teaching and learning activities. Thanks to the usual and economical access to the Internet, mobile learning is becoming increasingly important all over the world, and there are obvious trends in Russia. Students on smartphones or tablets can search, access, edit, archive and use their data on the Internet, such as files, spreadsheets, folders, Google presentations, continuously and practically anywhere. The advantages of mobile devices for teamwork and self-learning a foreign language are undeniable. Students develop their own multimedia products, create audio and video files or a portfolio, which can then be presented and discussed in the group. With the help of various applications, you can collaborate at a distance, implementing interesting projects. Mobile phones and tablets are an integral part of the lives of many young people, so teachers and parents should enable mobile learning in the context of an educational program. The didactic use of popular media guarantees high motivation in the learning process outside strictly regulated spaces and contexts.

Текст научной работы на тему «Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку»

педагогические науки

Гузь Юлия Алексеевна ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ...

378.147.34

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПЛАНШЕТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2017

Гузь Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии

Южный Федеральный университет (344091, Россия, Ростов-на-Дону, улица Большая Садовая 33, e-mail: kuzminajulia80@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается необходимость внедрения информационных технологий в обучение для совершенствования педагогической и учебной деятельности. Благодаря обычному и экономичному доступу к Интернету мобильное обучение приобретает все большее значение во всем мире, очевидны тенденции и в России. Постоянно и практически в любом месте обучающиеся на смартфонах или планшетах имеют возможность поиска, доступа, изменения, архивирования и использования своих данных в Интернете, таких как файлы, таблицы, папки, презентации. Преимущества облачных технологий для совместной работы и самообучения иностранному языку неоспоримы. Студенты разрабатывают свои собственные мультимедийные продукты, создают аудио- и видеофайлы или портфолио, которые затем могут быть представлены и обсуждены в группе. С помощью различных приложений можно сотрудничать на расстоянии, реализовывая интересные проекты. Мобильные телефоны и планшеты являются неотъемлемой частью жизни молодых людей, поэтому преподаватели и родители должны дать возможность мобильному обучению в контексте образовательной программы. Дидактическое использование популярных медиа гарантирует высокую мотивацию в учебном процессе вне строго регламентированных пространств и контекстов.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые устройства, мобильное обучение иностранным языкам, планшет в учебном процессе, интернет-приложения, облачные технологии в обучении иностранному языку, вебквест, виртуальная доска, виртуальный коллаж, межкультурная коммуникация.

EFFECTIVE USE OF MOBILE APPLICATIONS AND TABLETS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

© 2017

Guz Yulia Alexeevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of German Philology Southern Federal University (344091, Russia, Rostov-on-Don, BolshajaSadovaja-street 33, e-mail: kuzminajulia80@mail.ru)

Abstract. The article discusses the need to introduce information technologies in education to improve teaching and learning activities. Thanks to the usual and economical access to the Internet, mobile learning is becoming increasingly important all over the world, and there are obvious trends in Russia. Students on smartphones or tablets can search, access, edit, archive and use their data on the Internet, such as files, spreadsheets, folders, Google presentations, continuously and practically anywhere. The advantages of mobile devices for teamwork and self-learning a foreign language are undeniable. Students develop their own multimedia products, create audio and video files or a portfolio, which can then be presented and discussed in the group. With the help of various applications, you can collaborate at a distance, implementing interesting projects. Mobile phones and tablets are an integral part of the lives of many young people, so teachers and parents should enable mobile learning in the context of an educational program. The didactic use of popular media guarantees high motivation in the learning process outside strictly regulated spaces and contexts.

Keywords: information technologies, digital devices, mobile foreign language teaching, tablet in the educational process, Internet applications, cloud technologies in teaching foreign language, webquest, virtual board, virtual collage, intercultural communication.

Актуальность и практическая значимость данной статьи обусловлена процессом модернизации российского образования, связанным с приобщением к информационным возможностям, а также с введением в широкую практику преподавания принципиально новых носителей информации. Цифровое образование, активно внедряемое на протяжении последнего десятилетия, имеет следующие установки: развитие информационно-коммуникативной компетенции, самоорганизация в учебном процессе, независимое критическое мышление, и, соответственно, развитие у обучающихся таких знаний, умений и навыков, которые позволят им успешно осуществлять профессиональную деятельность и быть конкурентоспособными в поликультурном мировом обществе. Вследствие этого необходимо разобраться в методике и дидактической организации цифрового обучения, чтобы эффективно использовать мобильные приложения и планшеты в образовательном процессе.

Технологии совершенствуются постоянно и сегодня мы уже не можем представить наш обычный день без мобильных цифровых устройств. Каждый школьник и студент пользуется смартфоном или планшетом, не прикладывая особых усилий для этого. Более того, чрезмерное пользование цифровыми устройствами приводит к конфликтам между родителями и детьми из-за многочасового пользования сенсорным экраном. Дети часами могут играть или просматривать видеоролики в интернете. К сожалению, мы не в силах повернуть время вспять, остановить стремительный цифровой век и заставить ребенка прочитать обыкновенную напечатанную книгу.

С другой стороны, как считает немецкий лингводидакт Герциг Бардо, мы можем научить подрастающее поколение правильно пользоваться учебными интернет-ресурсами, чтобы разнообразить их образовательную деятельность и заинтересовать познавательными заданиями в цифровом пространстве [1].

Мобильные цифровые устройства представлены сегодня преимущественно классическими смартфонами или планшетами iPad и их основными конкурентами - устройствами с операционной системой Android.

Планшеты удобны и компактны, может быть поэтому многие аналитики относят их к устройствам посткомпьютерной эпохи, которые со временем могут вытеснить персональные компьютеры с рынка информационных технологий.

Еще 20 лет назад мы едва верили в то, что аналого-воя связь полностью заменится цифровой и повседневное общение будет происходить через персональные мобильные телефоны. Сегодня мы уже верим основателю Apple-корпорации Стиву Джобсу, что «технологии неотделимы от гуманитарных наук и на самом деле будущее за посткомпьютерными устройствами, которые проще и понятнее привычных PC»[2]. Интернет-планшет (также как и Мобильный телефон или смартфон, англ. smartphone - умный телефон) предлагает: персональную и постоянную доступность; достаточные возможности памяти для сохранения различных форм презентации; интерактивные мультимедийные функции для видео, фотографий, музыки и аудио; приложения для ежедневного планирования рабочих дней; доступ

Guz Yulia Alexeevna EFFECTIVE USE OF MOBILE .

pedagogical sciences

к различным персональным сообщениям (Facebook, Whatsapp и мн. др.), доступ к Интернету с его информационными и медиа-архивами, а также функцию интерфейса через Bluetooth или WLAN и подключение к интерактивной доске.

Современный урок уже не мыслим без интерактивной доски, проектора и компьютера. Но нельзя не согласиться, что занятие с использованием возможностей смартфона или планшета представляет ряд новых возможностей и преимуществ в сравнении с фронтальными формами работы. Многие педагоги рассматривают презентацию на смартдоске для всего класса или аудитории как интерактивную форму работы, несмотря на то, что, как правило, лишь один учитель или один из учеников делает сообщение, а другие вынуждены пассивно воспринимать готовую информацию. Здесь речь идет определенно о фронтальном режиме работы. Мы полностью согласны с Анной Пфайль, что пользуясь личным смартфоном, каждый обучающийся активно задействован в поиске и обработке учебной информации [3]. Учебный процесс представлен интерактивными формами и режимами работы. Кроме того, облачные возможности (англ. cloud storage) обеспечивают быстрый, мобильный, вездесущий и актуальный доступ к широкому спектру данных. Они позволяют сохранять любую информацию и более того - редактировать эту информацию совместно в режиме online. Обучающиеся работают через Интернет, где хранятся их файлы, созданные в облачной программе. Развивая письмо на иностранном языке, можно исправлять ошибки друг друга или дополнять групповую работу новыми предложениями. Электронное облачное обучение происходит в формате дистанционного обучения через интернет без использования файлов и установки специального программного обеспечения. Википедия дает нам как пример ряд облачных хранилищ, это такие интернет-сервисы, как: Dropbox, OneDrive, Google Drive, iCloud, Яндекс Диск, Облако Mail.Ru [2].

Из собственной педагогической практики можем констатировать ряд преимуществ использования планшета или смартфона на занятии немецкого языка. Формирование и развитие навыков аудирования можно осуществлять на занятии, вне аудитории, в транспорте и в любом месте, где есть доступ к интернету. Для прослушивания аутентичных аудиотекстов каждый студент имеет свой телефон и наушники. Гаджеты располагают еще одной очень эффективной функцией для обучения иностранному языку - возможностью записать свою речь на диктофон и прослушать ее. Это лучший способ не только услышать свои фонетические и грамматические ошибки, но и улучшить навыки и умения всех сторон речевой деятельности на иностранном языке, пользуясь этим методом регулярно.

Широкие возможности представляют ссылки страноведческого характера. Для изучающих немецкий язык Гете-Институтом разработано целое сообщество «Немецкий язык для тебя», где можно учиться бесплатно и в компании людей из всего мира, изучающих немецкий как иностранный. Можно находить различные страноведческие материалы для разных уровней владения языком и по разным темам и добавлять их в свои учебные списки. На форуме обмениваются советами по изучению языка и общаются с другими пользователями, а также с носителями языка [4].

Считаем полезным, отметить Интернет-ресурс You-tube [5]. Особенностью данного ресурса является его ситуативность и информативность зрительно-слухового ряда, которые по мнению Саркисян А.В. позволяют, формировать в речевом сознании обучающихся прочную ассоциативно-детерминативную связь [6]. C помощью этого ресурса на занятиях иностранного языка можно просматривать различные видеоролики с фильмами, песнями, а также обучающие видео на изучаемом языке.

Чтобы пополнить словарный запас лексикой современного иностранного языка, достаточно зайти в интерактивное приложение планшета или смартфона. Наиболее продуктивно в нашей практике зарекомендовало себя приложение Quizlet, с помощью которого обучающийся может внести необходимый лексический запас и выучить его в форме игры, перетаскивая пальцем по интерфейсу карточки и картинки. На занятии иностранного языка это можно организовать в виде соревнования, кто быстрее найдет соответствие русских и немецких слов. Каждый участник в конце игры видит время, за которое он справился с заданием. Экран также знакомит и с победителем соревнования. Для работы в данном приложении нужно лишь зарегистрироваться на сайте [7].

Заслуживает внимание в цифровом обучении Pinnwand Padlet - цифровая стена с документами и мультимедийными файлами пользователя. Чтобы объяснить проще, можно представить обычную стену для объявлений, где в виде записок прикрепляется актуальная информация. Преимущества виртуальной доски Pinnwand Padlet по сравнению с традиционной доской очевидны. Онлайновый сервис Padlet является непосредственным цифровым аналогом традиционной информационной стены, но где любой желающий сможет мгновенно оставить свой автограф, прикрепить картинку, разместить свой файл или объявление. Для этого достаточно просто на стартовой странице нажать кнопку Build a Wall (англ. - создай стену). После нажатия кнопки появляется чистая виртуальная доска серого цвета, которую вместе с обучающимися можно наполнить увлекательным содержанием учебного модуля. В процессе подготовки к занятию преподаватель регистрируется с помощью Padlet и создает виртуальную доску по определенной теме. Затем он делится ссылкой с обучающимися, и они получают доступ без входа в систему. Нет необходимости регистрироваться всей учебной группе. Вместе, одновременно или последовательно, обучающиеся могут вводить ключевые слова, аргументы, символы или пропуски непосредственно через свои смартфоны на виртуальную стену, активно взаимодействуя друг с другом на занятии иностранного языка. Есть возможность быстро и анонимно собирать необходимую информацию, которой можно воспользоваться сразу на занятии, например, для проведения дискуссии, или перейти позже по ссылке вне занятия, обрабатывая и закрепляя учебный материал в качестве домашнего задания [8].

Преимущества мобильных устройств для совместной работы и самообучения иностранному языку очевидны. Студенты активно сотрудничают друг с другом, реа-лизовывая интересные проекты с помощью планшетов. Они разрабатывают свои собственные мультимедийные продукты, которые затем могут быть представлены и обсуждены в группе. Это могут быть аудиозаписи с комментариями для обсуждения, блоги, видео, создание мультфильмов и т.д. Как пример, можем представить наших студентов-финалистов Всероссийской олимпиады по немецкому языку, создавших блог для популяризации немецкого как иностранного в Южном федеральном университете и за его пределами [9]. В то же время преподаватель берет на себя новую роль: он становится «тьютором», сопровождающим проект, обеспечивая обратную связь или структурируя дискуссию в аудитории, он поощряет и поддерживает выступающих. Подробно об организации мобильного обучения в неформальных ситуациях и комбинировании цифровых техник с традиционными методиками проведения занятия можно ознакомиться в исследовании Ребекки Бетхер [10].

На занятиях иностранного языка, работая с QR-кодами (англ. Quick Response Code - код быстрого реагирования; сокр. QR code), аутентичные материалы из Интернета могут быть легко доступны. Нет необходимости проделывать сложный поиск путем ввода URL-адресов (англ. Uniform Resource Locator, URL - единообразный локатор (определитель местонахождения)

педагогические науки

Гузь Юлия Алексеевна

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ...

ресурса) [2]. Пользователи, направив камеру планшета на засекреченный код определенного сайта, за несколько секунд открывают учебный материал [11]. Очень полезный опыт получен нами при организации и проведении вебквеста для студентов вне аудитории. Тема кве-ста была определена по прохождению учебного модуля «Мой город» по дисциплине «Немецкий как второй иностранный». Студенты были поделены на две команды и на координаторов по станциям квеста. Станции были зашифрованы и располагались недалеко от университета в исторической части города Ростова-на-Дону. На старте команды получили маршрутные листы с заданиями и настроили свои смартфоны, для того чтобы быстро воспользоваться приложением Whatsapp, для мгновенной пересылки выполненных заданий или сделанных фото/ аудио/видео преподавателям, выполняющим функцию жюри в аудитории. На одной из станции студенты воспользовались QR-кодом, чтобы просмотреть определенный сайт и необходимое видео. По возвращению команд на финиш, благодаря стремительным цифровым технологиям, их уже ждали подсчитанные баллы по выполненным заданиям маршрута. Результаты и эмоции студентов после данного мероприятия подтвердили эффективность и целесообразность использования смартфонов в учебном процессе, с чем можно ознакомиться в учебной коммуникативной группе «Unser Deutsch» в социальной сети «В контакте» [12].

Проведенный вебквест является примером использования мобильных устройств внеаудиторно в воспитательных и образовательных целях. Обучающиеся с удовольствием используют мобильные устройства не только для вебквестов, но и для проектов, коллажей, фоторепортажей. Для создания коллажей рекомендуем ознакомиться с приложением https://pic-collage. com, используемом нами в обучении немецкому языку. Операция приложения интуитивно понятна и очень проста в освоении, поэтому его можно использовать даже при низком уровне информационной компетентности. Поскольку приложение использует основные базовые функции планшета или смартфона (запись, снятие и вставка фотографий, а также перемещение пальцем и настройка объектов), студенты с удовольствием участвуют в таких заданиях. С помощью приложения Pic Collage виртуальные коллажи можно без труда создать путем добавления текста и фотографий, сделанных этим же устройством или имеющихся уже в галерее смартфона. Обучающиеся скачивают приложение Pic Collage и открывают новый коллаж, нажимая на «Plus-Icon». С помощью опции «Вставить текст» можно добавить и отредактировать новое текстовое поле (размер шрифта, шрифт и цвет можно изменить). Нажав на значок камеры, можно сделать снимок сразу, или выбрать из фотографий в смартфоне. Размер фотографий и текстовых полей можно увеличить или уменьшить, нажав на соответствующий объект, раздвинув или сжимая его. При необходимости фон коллажа может быть адаптирован или украшен определенным дизайном. После завершения коллажа его можно сохранить через значок общего доступа в правом нижнем углу экрана [13]. В качестве образца или шаблона преподаватель может предоставить ранее подобранные тематические фото или картинки, прикрепленные в облачном хранилище. Наглядность служит стимулом и эффективной опорой для развития умения свободного высказывания на иностранном языке. Готовые коллажи проверяются и комментируются за круглым столом или могут быть загружены на обучающую платформу Google Диск (файлообменник или файловый хостинг - служба, предоставляющая пользователю место под его файлы и круглосуточный доступ к ним через web) [2]. Такой сервис позволяет удобно обмениваться файлами для оценивания другими пользователями. Изготовленные коллажи также могут использоваться в качестве основы для последующих мероприятий или получения обратной связи от носителей

языка. Альтернативный сервис Glogster позволяет также создавать виртуальные постеры с помощью текста, фото и видео [14].

Однако предположение о том, что планшеты можно использовать на каждом этапе занятия и как исключительную техническую возможность, неверно. Для того, чтобы разумно использовать планшеты на занятии иностранного языка, необходимо отталкиваться от традиционных методов обучения. Это значит, что прежде нужно разработать конспект урока с его главной практической целью. А уже затем спроектировать модель занятия и интегрировать мобильные устройства в учебный процесс с целью их определенной обучающей функции. Мы полностью согласны с научными тезисами Федоровой И. В., утверждающей, что правильное комбинирование форм и методов обучения позволит развить личностный потенциал обучающихся, усилит их вовлеченность в изучение иностранного языка и улучшит успеваемость, мотивируя учащихся разнообразием форм, режимов работы и учебных материалов [15, с. 344-345].

Является бесспорным тот факт, что смартфон это часть имиджа современного школьника или студента. Смартфоны, планшеты и другие цифровые устройства, безусловно, не заменят «аналоговое» классическое преподавание учебных дисциплин. Но полноценную интеграцию цифрового обучения можно осуществить как дидактическое дополнение к учебному сценарию в классе и за его пределами. Из-за авторских прав защиты данных использование смартфонов в европейских школах часто затруднено, об этом дискутируют многие немецкие ученые [3]. Желательно, чтобы российское законодательство, не запрещающее использование мобильных устройств в обучении, было адаптировано к неотъемлемым технологическим условиям. Целесообразно, как можно скорее подготовить перспективных учителей и преподавателей для оцифрованных мобильных дидактических процессов и для дидактического проектирования мобильного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Herzig, Bardo. Medienbildung. Grundlagen und Anwendungen. Handbuch Medienpädagogik. Band I. München 2012.

2. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом https:// ru.wikipedia. org/wiki/

3. Pfeil, Andrea. Digitale und analoge Lernwelten im Deutsch als Fremdsprache-Unterricht Informelles Lernen. Die „Fremdsprache Deutsch" in mehrsprachigen Lehr- und Lernkontexten// Fremdsprache Deutsch № 53. 2015.

4. Учреждение культуры Федеративной Республики Германия Гёте-Институт https://www.goethe.de/

5. Сервис видеохостинга https://www.youtube.com/

6. Саркисян А.В. Использование Интернет-ресурсов на уроке иностранного языка Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru

7. Онлайн-сервис для создания и применения флэш-карточек и обучающих игр www.quizlet.com/

8. Веб-сайт, который позволяет создать виртуальную доску и общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого https://padlet.com/

9. Пресс-центр Южного федерального университета http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=PR/news1/ D&params=(p_nws_id=%3E54102).

10. Böttcher, Rebecca. Lernen mit digitalen Medien in informellen Situationen und die Verbindung zu formal organisierten Lernprozessen. 2014.

11. Веб-приложение, назначением которого является создание и расшифровка QR-кодов http://www.qrcode-generator/

12. Страница учебной группы, изучающей немецкий язык в ЮФУ https://vk.com/club67903075?w=wall-67903075_610%2Fall

13. Веб-приложение для создание коллажей https://

Guz Yulia Alexeevna EFFECTIVE USE OF MOBILE .

pedagogical sciences

pic-collage.com

14. Веб-приложение для создание анимационных постеров https://edu.glogster.com

15. Федорова, И. В. Мультимедийный аспект обучения иностранным языкам / М. В. Федорова // Язык и коммуникации в контексте культуры: материалы 5-й Международной науч. конференции. - Рязань, 2010. -С. 344-345.

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.