Научная статья на тему 'Использование веб-приложений как инструментов совместной деятельности преподавателей и студентов при работе с текстами в техническом вузе'

Использование веб-приложений как инструментов совместной деятельности преподавателей и студентов при работе с текстами в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТА С ТЕКСТОМ В ВУЗЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COLLABORATIVE ACTIVITY / WEB APPLICATIONS IN EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGIES OF HIGHER EDUCATION / WORKING WITH TEXT AT THE UNIVERSITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Татьяна Анатольевна, Касека Ирина Петровна

В данной статье рассмотрены возможности использования веб-приложений как инструментов совместной деятельности при работе с текстами в условиях вуза. Проанализированы характерные особенности доступных на сегодняшний день приложений. Выявлена и обоснована возможность включения веб-приложений в образовательный процесс вуза, особенно в рамках совместной деятельности. Определены доступные веб-приложения, способные обеспечить выполнение задач некоторых этапов работы с текстами, в том числе в рамках работы над проектом. На основе проведенного исследования автором предлагаются рекомендации к использованию конкретных приложений для различных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимова Татьяна Анатольевна, Касека Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF WEB APPLICATIONS AS TOOLS FOR COLLABORATIVE WORK OF TEACHERS AND STUDENTS WHEN WORKING WITH TEXTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The article discusses the possibilities of using web applications as tools for collaborative activity when working with texts at the university. The characteristic features of the currently available applications are analysed. The paper reveals and substantiates the possibility of including web applications in the educational process of the university, especially in the framework of collaborative activity. The available web applications providing tasks for some stages of work with texts are identified. They include a design project. Basing on the study, the authors offer recommendations for specific applications use for various activities.

Текст научной работы на тему «Использование веб-приложений как инструментов совместной деятельности преподавателей и студентов при работе с текстами в техническом вузе»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.87

Рахимова Татьяна Анатольевна, Касека Ирина Петровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТОВ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье рассмотрены возможности использования веб-приложений как инструментов совместной деятельности при работе с текстами в условиях вуза. Проанализированы характерные особенности доступных на сегодняшний день приложений. Выявлена и обоснована возможность включения веб-приложений в образовательный процесс вуза, особенно в рамках совместной деятельности. Определены доступные веб-приложения, способные обеспечить выполнение задач некоторых этапов работы с текстами, в том числе в рамках работы над проектом. На основе проведенного исследования автором предлагаются рекомендации к использованию конкретных приложений для различных видов деятельности.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/^О^/б/вУ.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 409-412. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 378.147 Дата поступления рукописи: 12.03.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.87

В данной статье рассмотрены возможности использования веб-приложений как инструментов совместной деятельности при работе с текстами в условиях вуза. Проанализированы характерные особенности доступных на сегодняшний день приложений. Выявлена и обоснована возможность включения веб-приложений в образовательный процесс вуза, особенно в рамках совместной деятельности. Определены доступные веб-приложения, способные обеспечить выполнение задач некоторых этапов работы с текстами, в том числе в рамках работы над проектом. На основе проведенного исследования автором предлагаются рекомендации к использованию конкретных приложений для различных видов деятельности.

Ключевые слова и фразы: совместная деятельность; веб-приложения в образовательном процессе; технологии высшего образования; работа с текстом в вузе; коммуникативная компетентность; проектная деятельность; информационные технологии.

Рахимова Татьяна Анатольевна, к. пед. н., доцент Касека Ирина Петровна

Томский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]; [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТОВ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Отношения участников в совместной деятельности по природе диалогичны. Диалог можно рассматривать как философско-культурологический феномен, как способ педагогического взаимодействия, как технологию. В понимании диалога мы отталкиваемся от исследований М. М. Бахтина, который утверждает, что «диалог -единственная форма отношения к человеку-личности» [Цит. по: 2, с. 198].

Как бы то ни было, особенностью интерактивных образовательных технологий можно считать их ориентированность на разнообразное взаимодействие не только студентов с преподавателем в конкретной учебной дисциплине, но и студентов разных курсов (проектная деятельность), а также самих преподавателей (межпредметные связи) [5, с. 135].

Изучение иностранных языков в вузе происходит в условиях малых групп. Особенность работы малой группы - организация совместной деятельности на базе некоего нейтрального по отношению к участникам материала, внешнее взаимодействие членов группы друг с другом [Там же]. Современным инструментом подобного взаимодействия являются веб-приложения.

Актуальность данного исследования обусловлена стремительным проникновением информационных технологий в образовательный процесс вуза. Разнообразие и доступность веб-приложений предопределяют их популярность среди студентов и молодых преподавателей. В этих условиях важно изучить веб-приложения в аспекте образовательного процесса, регламентировать и контролировать качество обучения.

Целью нашей работы является выявление методических возможностей использования веб-приложений как инструментов совместной деятельности преподавателей и студентов в вузе. Для этого мы выберем наиболее популярные и доступные для вузов России приложения и изучим возможности их использования в процессе работы с различными текстами в раках дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе.

В ходе исследования предполагается решение следующих задач:

- изучить и дать краткое описание веб-приложений, которые можно было бы использовать при работе с текстами в вузе;

- соотнести наиболее популярные и доступные, с финансовой и технической точек зрения, веб-приложения с этапами работы с текстом во время аудиторной и внеаудиторной совместной деятельности преподавателей и студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык»;

- дать характеристику влияния веб-приложений на образовательный процесс и рекомендации к внедрению и использованию подобных технологий в вузе.

Научная новизна исследования может быть представлена следующим тезисом: использование веб-приложений как инструмента совместной деятельности при работе с текстами в вузе способно обеспечить не только повышение мотивации к выполнению заданий, но и интенсифицировать совместную деятельность.

Образовательный процесс в вузе предполагает значительный объём работы с различными текстами, как в рамках гуманитарных дисциплин, так и естественно-научных. Тексты прочитываются с целью отбора информации, комментируются и редактируются с целью дальнейшего создания новых текстов. Такие виды деятельности характерны для студентов и преподавателей, аудиторной и внеаудиторной работы [6; 8].

В процессе работы с текстами мы выделили несколько этапов, в рамках которых наиболее вероятно и оправданно, по нашему мнению, использование веб-приложений:

1) сбор и структурирование идей;

2) совместный отбор и сохранение информации;

3) синхронные встречи онлайн;

4) документирование и коммуникация в процессе групповой работы;

5) файлообменники и сохранение информации.

О совместной деятельности можно говорить, если «в общем образовательном процессе большое значение придаётся определению общих целей, процессов и результатов» [9, S. 1]. Иногда его разграничивают с понятием кооперативного обучения, при котором речь идёт о распределении заданий внутри группы: «Кооперация, как правило, означает структурирование учебного процесса посредством распределения ролей и использования определённых методов кооперации» [Ibidem, S. 2]. Если при этом используются информационные технологии, то эта социальная форма организации образовательного процесса классически обозначается как "Computer Supported Collaborative Learning", сокращённо - CSCL [9-11].

В этой статье речь пойдёт о возможностях использования ресурсов Интернета для поддержки или организации совместной деятельности. В Интернете есть целый ряд ресурсов, которые очень хорошо подходят для этого [7]. Мы предлагаем обзор возможностей использования таких ресурсов с точки зрения работы с текстами. Почти все они расположены на браузере, то есть не требуют установки. В базовой версии их использование бесплатно и просто. Некоторые из них не требуют создания аккаунта, что позволяет не вносить личные данные.

Стремительное развитие так называемых социальных сетей и их услуг приводит к тому, что длительное их использование не всегда удобно. Изменение набора функций, модели (сначала - бесплатно, потом только платно или бесплатно только в базовой версии и платно в определенных опциях), вплоть до подключения менее выгодной услуги, требует гибкого реагирования или перехода на другой ресурс. Исходя из этого, в данной статье предлагаются несколько альтернативных ресурсов. В списке ссылок на diigo можно найти перечень дополнительных ресурсов и информацию о них. Другой возможностью поиска альтернативных интернет-услуг является также AlternativTo.

Есть много текстовых редакторов онлайн, которые могут быть использованы для совместного написания текстов. Здесь, прежде всего, должны быть рассмотрены редакторы, которые полезны для совместного написания простых текстов (мозговой штурм, списки, топики и т.д.). Если редактор работает в режиме реального времени, то несколько человек могут работать над одним текстом одновременно, отслеживая, какие места текста в данный момент редактируются другими. По простоте в использовании можно выделить Etherpad. В документах Etherpad могут работать одновременно несколько человек, без создания учетной записи пользователя, быстро, совместно над общей идеей, концепцией, проектом.

Для создания более длинных, более сложных текстов, имеющих иерархическую структуру глав и разделов, которые должны быть отформатированы, а также содержащих изображения, таблицы и так далее, подходят инструменты Online-Office, такие как Google Диск (ранее Google Docs) или модуль Zoho Docs офисного пакета Zoho. Эти службы позволяют совместно одновременно создавать текстовые документы, таблицы, презентации, рисунки, а также формуляры.

Если в процессе совместного написания создаётся не один документ, а система страниц документа, то подходит Википедия (сокращенно Вики). Вики отличается тем, что над одним произведением могут работать несколько человек. Однако в системе Вики текст в одно и то же время может перерабатывать только один человек, в противном случае могут возникнуть конфликты версий. Еще одно различие между текстовыми редакторами и Вики состоит в том, что продукты редактора по функциям и внешнему виду ориентированы на текстовые документы, а созданные Вики - на веб-сайты. Например, в рамках дисциплины «Иностранный язык» Вики можно использовать для создания структурированных текстов, описания результатов проектной деятельности.

Самым известным создателем Вики является Фонд Викимедиа. Викимедиа работает на базе разработанной им совместно с Open Source-Software Mediawiki, а также известной онлайн-энциклопедии Википедия и некоторых родственных проектов. В частности, Wikibooks и Викиверситет особенно хорошо подходят для образовательных проектов, когда студенты должны совместно изучить область знаний, а процесс и результат этой работы должны быть публичными [1; 3; 4]. Для проектов, в которых не требуется, чтобы участники, находящиеся вне определенной группы, активно регистрировались для получения доступа, предлагается использование Вики с возможностью контроля доступа. Wikia - это служба Вики, которая специализируется на создании общедоступных сообществ на основе Вики и позволяет, например, совместно создавать и редактировать коллекции по любым темам.

Сбор и структурирование идей

Для совместного сбора и структурирования идей наряду с уже упомянутыми текстовыми редакторами можно использовать инструменты Mindmapping, такие как Mind42, Coggle или Mindomo. Созданные таким способом Mindmaps могут быть представлены в индивидуальном стиле путем использования цветов, символов, изменения формы и ориентации структурного древа, а важные моменты или взаимосвязи между идеями, таким образом, выделены.

Сбор идей с помощью текстовых редакторов, с последующей сортировкой, структурированием и обсуждением посредством совместно созданного Mindmap - это отличный способ открыть новые области темы, а затем продолжить редактирование в виде совместно созданного текста (например, в Вики).

Еще один простой в использовании инструмент мозгового штурма - Padlet. Это «онлайн-доска», на которой среди прочего могут быть собраны идеи, мысли, ссылки, картинки и короткие тексты. Она позволяет поддерживать мозговой штурм, а также собирать и структурировать информацию по теме.

Совместный отбор и сохранение информации

В последние годы были созданы некоторые услуги, с помощью которых отслеживается в первую очередь сбор и запоминание ключевых слов интересных веб-сайтов, статей или других веб-находок. Сервисы-закладки, такие как Diigo, del.icio.us, подходят не только для фокусированного исследования, но и для обмена контентом

в группе. Группы студентов могут ссылаться на общие ключевые слова, называемые «тегами». Эти теги используются всеми участниками учебной сети посредством обобщённой службы для всех соответствующих веб-находок. Групповые исследования могут быть объединены с помощью запроса по тегу.

Для совместного сбора и обмена изображениями существуют такие сервисы, как Pinterest. Здесь можно собирать фотографии и графики, найденные в Интернете, сортировать в виде тематических «досок» и оценивать, копировать, комментировать и подписывать. Совместный отбор также может охватывать текстовые и звуковые заметки, фрагменты веб-страниц (например, Evernote), сообщения (например, Digg) и другие формы представления информации.

Синхронные встречи онлайн

Преимущество локализованной совместной деятельности заключается в том, что участники такого сценария могут участвовать тогда, когда у них есть время и желание, и в возможности привлечения литературы в период активной работы, продвижения или реструктуризации концепций и идей. Тем не менее во время таких занятий могут быть фазы, в которых требуется совместное синхронное согласование отдельных вопросов. В Tinychat или WhatsApp можно пригласить небольшое количество людей без указания учетных данных в текстовый, аудио- или видеочат. Достаточно открыть там новый чат и предоставить людям, которые хотели бы встретиться синхронно, соответствующую ссылку.

Для больших групп людей и/или для более сложных сценариев могут использоваться системы онлайн-конференций. В Google Hangouts могут одновременно находиться до 10 человек (например, через сервис Google+, а также через смартфон, приложение Hangouts). Все участники должны иметь один аккаунт Google. Hangouts - это простой способ совместной работы, который позволяет, например, предоставлять доступ к собственному экрану другим пользователям. Кроме того, созданные на Hangouts материалы можно сохранять и асинхронно использовать через YouTube.

С помощью Vyew можно общаться в группе на основе текста, делать наброски на доске, встречаться в аудио-и видеоконференциях или проводить онлайн-презентации.

Помимо названных выше сервисов, предназначенных в основном для аудио- и видеочатов, существуют также услуги, направленные на одновременное совместное создание эскизов, графиков и так далее, а также на интерактивное представление веб-страниц или файлов PowerPoint в рабочих группах, так называемые Online-Whiteboards (например, Twiddla или Scribblar).

Документирование и коммуникация в процессе групповой работы

Если группа работает над совместным проектом, то, скорее всего, возникнет необходимость в мета-коммуникациях (например, прояснение вопросов или обмен информацией). Для этого можно использовать некоторые из описанных выше инструментов (например, документ Etherpad для заметок, специальная видеоконференция с Tinychat).

Для наглядного документирования и обмена информацией, вопросами, комментариями, а также для наглядного представления существующих онлайновых действий рабочей группы можно использовать Tumblelogs, такие как Soup или Tumblr.

Здесь можно просматривать, комментировать и дополнять новые текстовые или графические сообщения в блогах или новостях социальных сетей, таких как Facebook, и другие действия членов рабочей группы онлайн (путем импорта блога, социальных закладок и т.д.), в одном информационном потоке, упорядоченном по актуальности. Friendfeed - это служба Tumblelog, которая, благодаря возможности создания частных групп (т.е. закрытых снаружи), особенно подходит для совместных проектов.

Файлообменники и сохранение информации

Для обмена документами внутри группы могут использоваться службы файлообменников. Документы могут быть размещены в Интернете и доступны другим пользователям через гиперссылку или совместно заполняемые «общие папки». Некоторые службы, такие как Box, предоставляют дополнительные возможности для встраивания и просмотра документов на других веб-страницах или асинхронного взаимодействия (например, комментирование, редактирование).

Многие сервисы, такие как Dropbox или GoogleDrive, предоставляют возможность автоматически отправлять и обмениваться размещёнными онлайн-файлами и папками, используя несколько компьютеров, синхронизированных локально. Таким образом, у участников есть доступ к данным на всех подключенных компьютерах даже без подключения к Интернету.

Если важные данные должны храниться или синхронизироваться в Интернете, рекомендуется шифровать их перед загрузкой или использовать файлообменник, в котором документы шифруются уже на вашем собственном компьютере, например, на сервисе Tresorit.

Как показало наше исследование, все участники современного образовательного процесса в вузе активно используют компьютер [7; 9]. Однако далеко не все имеют достаточно обширные знания и опыт в этой области, для того чтобы представить и оценить весь спектр предлагаемых информационными технологиями возможностей. В предлагаемой статье мы структурировали некоторые наиболее доступные средства относительно этапов работы с текстом и предложили рекомендации к их использованию, определённые в результате исследования.

Создание, комментирование и редактирование текстов значительно облегчают различные текстовые редакторы и средства Вики. Выбор будет обусловлен требуемой формой итогового теста и необходимостью одновременной совместной работы нескольких участников.

Для этапа сбора и структурирования идей, особенно в ходе проектной работы, рекомендуются приложения, в которых удобно структурировать, дифференцировать и отмечать факты или идеи. Важным достоинством этих приложений является возможность копирования созданного контента в другие сервисы.

Для совместного отбора и сохранения информации используются сервисы-закладки. В качестве ключевых слов - тегов могут быть использованы собранные и структурированные идеи и факты.

Обсуждение в ходе работы возможно в текстовом, аудио- или видео-вариантах в чатах или других сервисах. Важными характеристиками предлагаемых приложений являются простота использования и доступа, сохранение и повторное воспроизведение, достаточное количество участников.

С целью документирования отдельных этапов работы предлагаются приложения, в которых возможно фиксировать дату и время, приоритет создания записи. Такой вариант работы имеет особое значение для создания промежуточных итогов или отчётов о работе над проектом.

Результаты совместной деятельности предлагается сохранять в файлообменниках, которые позволяют не только участникам просматривать, комментировать и редактировать контент, но и давать доступ к нему другим заинтересованным лицам.

В результате исследования мы пришли к выводу о том, что наличие подобных инструментов способно не только интенсифицировать совместную образовательную деятельность преподавателей и студентов, но и повысить мотивацию к изучению конкретной дисциплины или области знаний посредством разнообразия современных, интерактивных приложений и их эффективного использования [3; 4; 6].

При этом важно, чтобы преподаватели владели соответствующими компетенциями, практическими и теоретическими знаниями и навыками, дидактическими стратегиями. Процесс обучения существенно зависит от определения целей и их соответствия проектируемым задачам контроля. Решающее значение для успеха совместной деятельности имеют стратегии модерации. В конечном счете компетенция самих студентов имеет решающее значение.

Список источников

1. Булкина Н. А. Совместное обучение российских и зарубежных студентов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovmestnoe-obuchenie-rossiyskih-i-zarubezhnyh-studentov (дата обращения: 30.11.2018).

2. Гайворонская А. В. Педагогические условия развития диалога в совместной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n7pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-dialoga-v-sovmestnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.02.2019).

3. Колпаков С. Н. К вопросу о становлении образовательного содержания совместного действия в педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-stanovlenii-obrazovatelnogo-soderzhaniya-sovmestnogo-deystviya-v-pedagogike (дата обращения: 04.02.2019).

4. Ложкина Н. А., Голубчиков А. Я. Отбор и структурирование содержания совместного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otbor-i-strukturirovanie-soderzhaniya-sovmestnogo-obucheniya (дата обращения: 30.11.2018).

5. Макаренко О. В. Интерактивные образовательные технологии в вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/interaktivnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-vuze (дата обращения: 04.02.2019).

6. Мандрикова Г. М. Технология совместного обучения: правила для преподавателя [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sovmestnogo-obucheniya-pravila-dlya-prepodavatelya (дата обращения: 30.11.2018).

7. Морозов М. Н., Герасимов А. В., Курдюмова М. Н. Системы совместной учебной деятельности на основе компьютерных сетей [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-sovmestnoy-uchebnoy-deyatelnosti-na-osnove-kompyuternyh-setey (дата обращения: 30.11.2018).

8. Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-organizatsii-interaktivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 30.11.2018).

9. Haake J., Schwabe G., Wessner M. CSCL-Kompendium: Lehr- und Handbuch zum computerunterstützten kooperativen Lernen. München: Oldenburg, 2012. 524 S.

10. Wageneder G., Jadin T. eLearning2.0 - Neue Lehr/Lernkultur mit Social Software? [Электронный ресурс]. URL: http://www.wageneder.net/artikel/fnma-13.html (дата обращения: 14.08.2018).

11. Wheeler S. All Changing: The Social Web and the Future of Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://citeseerx. ist.psu.edu/viewdoc/downIoad;jsessionid=FF3CDBC3717573428108005DBA339F20?doi=10.1.1.498.7212&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 14.08.2018).

USE OF WEB APPLICATIONS AS TOOLS FOR COLLABORATIVE WORK OF TEACHERS AND STUDENTS WHEN WORKING WITH TEXTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Rakhimova Tat'yana Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kaseka Irina Petrovna

Tomsk State University of Architecture and Building [email protected]; [email protected]

The article discusses the possibilities of using web applications as tools for collaborative activity when working with texts at the university. The characteristic features of the currently available applications are analysed. The paper reveals and substantiates the possibility of including web applications in the educational process of the university, especially in the framework of collaborative activity. The available web applications providing tasks for some stages of work with texts are identified. They include a design project. Basing on the study, the authors offer recommendations for specific applications use for various activities.

Key words and phrases: collaborative activity; web applications in educational process; technologies of higher education; working with text at the university; communicative competence; project activity; information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.