Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное образование / дистанционное обучение / учебный процесс / архитектор / архитектура / architectural education / distance learning / educational process / architect / architecture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Дьячкова

В статье обозначены компоненты подготовки модели дистанционного обучения архитектурных специальностей. Сжато изложена их сущность и приведены примеры использования методик обучения для архитектурных специальностей. Отмечена необходимость развития методик преподавания архитектурных дисциплин, в частности практикоориентированных по архитектурной композиции и архитектурной графике в контексте архитектурной подготовки высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXPERIENCE OF USING GAME METHODS IN TEACHING ARCHITECTURAL SPECIALTIES

The components of the preparation of a distance learning model for architectural specialties are indicated. Their essence is concisely stated and examples of the use of teaching methods for architectural specialties are given. The need to develop methods of teaching architectural disciplines and, in particular, practice-oriented ones in architectural composition and architectural graphics in the context of architectural training in higher education are noted.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 72.021

doi: 10.52470/2619046Х_2022_4_13

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Е.А. Дьячкова

Аннотация. В статье обозначены компоненты подготовки модели дистанционного обучения архитектурных специальностей. Сжато изложена их сущность и приведены примеры использования методик обучения для архитектурных специальностей. Отмечена необходимость развития методик преподавания архитектурных дисциплин, в частности практикоориентированных по архитектурной композиции и архитектурной графике в контексте архитектурной подготовки высшей школы.

Ключевые слова: архитектурное образование, дистанционное обучение, учебный процесс, архитектор, архитектура.

PRACTICAL EXPERIENCE OF USING GAME METHODS IN TEACHING ARCHITECTURAL SPECIALTIES

E.A. Diachkova

Abstract. The components of the preparation of a distance learning model for architectural specialties are indicated. Their essence is concisely stated and examples of the use of teaching methods for architectural specialties are given. The need to develop methods of teaching architectural disciplines and, in particular, practice-oriented ones in architectural composition and architectural graphics in the context of architectural training in higher education are noted.

Keywords: architectural education, distance learning, educational process, architect, architecture.

Результаты по профессиональным дисциплинам включают в себя требования к результатам освоения программы бакалавриата по специальности 07.03.01 «Архитектура», отраженные в универсальных компетенциях (УК) УК1-УК10, общепрофессиональных компетенциях (ОПК) ОПК1-ОПК5 и профессиональных компетенциях (ПК) ПК1-ПК4 [1].

На основе полученных результатов по профессиональным дисциплинам и практикам, проводимым в ходе организации дистанционного обучения, были выбраны отдельные дисциплины (все они являются практикоориентированными): «Архитектурное проектирование», «Объёмно-пространственная композиция», «История архитектуры, градостроительства и дизайна», «Архитектурная типология» и «Доступная среда». Данные учебные дисциплины в полной мере отражают весь спектр методов, средств и технологий обучения, представленных в модели. «Архитектурное проектирование» изучается на протяжении всего периода обучения, с 1 по 5 курс, и множество учебных разделов, наполненных различным содержанием и архитектурными проектами, позволяют применять для его изучения различные методы, средства или приемы обучения. «Объемно-пространственная композиция» и «История архитектуры, градостроительства и дизайна» изучаются на первом курсе в течение двух семестров. «Архитектурная типология» и «Доступная среда» изучаются на третьем курсе в течение двух семестров.

При отборе предметного содержания в качестве основы была взята рабочая программа (РПД) МИТУ-МАСИ по выше указанным дисциплинам. При разработке РПД использова-

лись следующие электронно-библиотечные системы (ЭБС): ЭБС «IPRBooks», ЭБС «Юрайт», ЭБС «Консультант студента», которые полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВО 3++.

Для формирования мотивационного компонента студентам была предложена деловая игра. Деловая игра является воспроизведением предметов и социальных отношений в процессе профессиональной деятельности, моделированием взаимоотношений между членами будущей профессии. В ходе обучении студенты архитектурных специальностей приобретают навыки сотрудничества, ценностных ориентации и установок на предстоящую творческую деятельность. Деловая игра как «особая форма наглядности, помогает систематизировать знания о рассматриваемом процессе или явлении, определяет структуру связей между их компонентами, открывает возможность для более глубокого проникновения в суть явления, активизирует внутренние и внешние мотивирующие факторы развития готовности студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности» [2, с. 41-42].

Так, например, была проведена деловая игра «Архитектор». Виртуальному архитектурному бюро поступил заказ на проектирование досугового центра. Студентам необходимо было поделиться на группы, выбрать руководителя проекта. Студент на должности руководителя бюро отбирает в свою команду «работников» из состава студентов своей группы (опираясь на знания о менеджменте и на личные предпочтения), формирует концепцию проекта исходя из задач и целей осуществления проектов со стороны их творческих способностей сотрудников. У каждого обучающегося есть возможность развить свои управленческие и коммуникационные качества, профессиональные и поведенческие навыки. Он может взять на себя ответственность за итог совместной работы. Опыт показал, что этот вид занятия вызывает заинтересованность и создает благоприятные условия для профессионально-творческой деятельности.

Для формирования когнитивного компонента студентам предлагались тестовые задания. Приведем примеры тестовых заданий составленных по материалам курса «Архитектурное проектирование» за 2-3 курсы:

1. Каким главным требованиям должны отвечать архитектурные сооружения?

а) функциональной целесообразностью (польза);

б) иметь хороший внешний вид и быть прочным;

в) обеспечивать единство прочности, пользы и красоты;

г) удовлетворять потребности заказчика и архитектора.

2. Кому принадлежит высказывание о том, что в архитектуре должны выступать в единстве польза, прочность, красота?

а) древнеримскому архитектору Витрувию;

б) известному архитектору эпохи Возрождения Виньоле;

в) отечественному архитектору академику Желтовскому;

г) французскому архитектору Ле Карбюзье.

3. Что понимается под этажом в здании?

а) помещения, примыкающие к одной лестничной клетке;

б) помещения, расположенные выше спланированного уровня земли;

в) часть здания с помещениями, расположенными в одном уровне;

г) несколько помещений, имеющих непосредственную связь с коридором.

Один из примеров заданий для формирования деятельностно-практического компонента - веб-квест.

Веб-квест - это результативный метод, призванный активизировать работу в группе студентов, поскольку его содержимое наполнено различными образовательными материалами профессионального свойства, что увеличивает мотивацию и даёт шанс применять специальные профессиональные навыки в специально составленных ситуациях обучения.

Студентам был предложен веб-квест (проблемное задание c элементами ролевой игры в группах, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета) «Малые города и исторические поселения ближайшего Подмосковья». Квест проводился в интерактивном музее МИТУ-МАСИ. Студентам была предложена аналитическая задача: найти и систематизировать материалы с помощью каталога экспозиции. В результате студенты смогли создать каталожную карту части экспозиции. Эта форма работы позволила зафиксировать теоретические знания об истории архитектурного проектирования малых городов и поселений в столице и в Московской области, что дает возможность сопоставить их с представлениями о новом городском строительстве, заинтересовать студентов краеведческой работой и увязать её со специальностью архитектора.

Для архитектурных специальностей вузов ключевым является творческий и оценочно-рефлексивный компонент, который отрабатывается и проверяется с помощью участия студентов в практической деятельности. В рамках учебного процесса это создание среды, максимально приближенной к рабочей обстановке. Для вузовской линейки предлагается чемпионат WorldSkills Russia Т23 «Архитектура».

Чемпионат проводится ежегодно, имеет три этапа. Первый этап - это внутривузовский отбор между студентами. Второй этап - чемпионат между студентами московских и подмосковных архитектурно-художественных вузов. Третий этап проводится на всероссийском уровне. В таких чемпионатах студент-архитектор максимально погружен в атмосферу практически-прикладного проектирования. Задание, выдаваемое на чемпионате, составляется реальным заказчиком, и лучший проект может быть реализован. WorldSkills Russia проводится на протяжении трех дней, в первый день участникам выдается задание для ознакомления, а также проходит жеребьевка мест участников и подготовка к началу чемпионата. Второй день включает в себя эскизирование, анализ, создание генерального плана проекта. Третий день - проектирование и вычерчивание поэтажных планов, разрезов и фасадов, создание 3Б-модели объекта, презентация и защита проекта. Задания, выдаваемые на чемпионате, приближены к реальному техническому архитектурному заданию. Например, предлагается спроектировать культурно-досуговый центр или торгово-развлекательный центр.

В организации дистанционного обучения студентов архитектурных специальностей были реализованы методы, приемы и технологии обучения, используемые при освоении обучающимися образовательных программ по отдельным дисциплинам в процессе дистанционного обучения в формах видеоконференций, вебинаров, чатов, блогов и пр. Например, ежегодная конференция МИТУ-МАСИ «Молодая наука», темы: «Устойчивая архитектура», «Дикость и цивилизация», «Мой город - моя Москва»

При анализе и отборе методов, используемых при организации дистанционного обучения студентов архитектурных специальностей, используется система «общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы» [5, с. 114], охватывающих все варианты педагогического взаимодействия педагога и обучающихся. В процессе изучении учебной дисциплины «Архитектурное проектирование» на дистанционных курсах в форме видеоконференции, были реализованы общедидактические методы обучения - через специфические «приемы обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения» [5, с. 133]. Реализация методов обучения осуществлялось через авторские приемы, которые наиболее эффективно использовались при организации дистанционного обучения архитектурных специальностей.

Приближенность занятий в формате видеоконференции и вебинара к традиционному ведению «пары» позволила применять объяснительно-иллюстративный и репродуктивный

методы при изучении различного учебного материала и на занятиях почти любого типа. Так как средства дистанционного обучения обладают почти неограниченными возможностями для концентрированной передачи информации в виде презентаций, аудио-, фото-, видеоматериалов, слайдшоу, динамических моделей, 3D-моделей, были использованы ресурсы Интернета. Аналогичные задания направлены на повышение когнитивного компонента.

Например, по дисциплине «История архитектуры», при изучении темы «Архитектура Египта» на 2 курсе в 3 семестре, был использован видеофрагмент мультфильма «Принц Египта». Просмотр открывал блок вопросов, на которые студенты должны были ответить после просмотра. Примеры вопросов: «Как происходило строительство пирамид?», «Действительно ли использовался рабский труд?», «Какова иерархия управления проектом строительства в Древнем Египте?». То есть студенты пробовали отвечать на ряд вопросов, ответы на которые раскрываются по окончании лекции по теме. Еще один вариант использования видеофрагмента - это просмотр без звука. На примере дисциплины «Архитектурная типология» обучающимся прилагается посмотреть видеофрагмент, описывающий какие-то процессы строительства, но при этом отключается звуковое сопровождение фильма. Студентам необходимо описать наблюдаемые процессы, ответить на вопросы.

Репродуктивный метод использовался на дистанционных занятиях по дисциплинам архитектурных специальностей в вузе в основном для закрепления знаний, умений, способов деятельности и организации поддержки обратной связи со студентами в ходе «пары»-видеоконференции. На практике это было реализовано в виде различных заданий, которые на постоянной основе выполняют обучающиеся. В качестве заданий были использованы тематические тесты, задачи, задания по составлению планов, схем, инфоргафики и таблиц. Например, на дистанционной паре по дисциплдине «Архитектурная типология» при изучении темы «Многоэтажный жилой дом», обучающимся было предложено составить таблицу с современными застройщиками и их основными объектами строительства за 2020-2021 гг. Подобный прием использовался для работы и по дисциплине «Доступная среда» для подбора аналогов устройств зон доступности для маломобильных групп населения за рубежом и т.д. Используя возможности интерактивной доски MIRO, студентам систематически предлагалось выполнять следующие по типу задания: «Подбор и анализ аналогов», «Сортировка объектов», «Инфографика», «Таблицы» и проч.

Система творческого поиска, разработанная В.А. Моляко [6], предполагает отработку и использование пяти основных стратегий: поиск аналогов, комбинаторные действия, реконструктивные действия, универсальные стратегии, стратегии спонтанных подстановок.

По всем учебным дисциплинам возросла роль символических изображений - диаграмм, графиков, таблиц, которые в наглядной форме демонстрируют различные процессы. Поэтому активно использовались возможности дистанционных и интерактивных технологий, позволяющие создавать и преобразовывать графические объекты. Например, по архитектурному проектированию при изучении и анализе аналогов архитектурных форм, а также при анализе существующей градостроительной застройки, обучающиеся получали задание составить динамическую схему, описывающую стадии развития данной территории. При этом студенты преобразовывали информацию из различных источников (текстовых, фотографий и др.) в графическую форму. Схожие навыки, обучающиеся приобретали при выполнении заданий на составление диаграмм. Например, в рамках дисциплины «Архитектурное проектирование», необходимо составить диаграмму, показывающую экологическую составляющую (загрязненность территории, розу ветров, возможности шумоизоляции территории и др.), пользуясь доступными Интернет-ресурсами, а также материалами учебника. Многие из подобных заданий студенты выполняли на интерактивной доске в режиме реального времени, а также с возможностью общего доступа или на персональных компьютерах.

Для адаптации студентов к дистанционному формату были предложены дистанционные игры «Блиц-игра тень» и «Деловой старт», разработанные и адаптированные специально под дистанционный формат для раскрепощения студентов и упрощения процесса перехода в цифровую среду. Данные задания направлены на улучшение мотивационного компонента готовности. Суть игр заключается в создании малой архитектурной формы в процессе игры, с помощью средств, которые обычно не применяются в рамках студенческого проектирования. Например, из смятого листка бумаги предлагалось сделать детскую игровую площадку, или с помощью спагетти и листка бумаги сконструировать автобусную остановку.

Для повышения деятельностно-практического и творческого компонентов готовности используется метод клаузуры и ассоциативный метод.

Клаузура - это первоначальный набросок, который позволяет проявить фантазию, воображение, выявить композиционные способности и неординарный подход к данной теме. Также она развивает быстрое мышление, быструю реакцию на рабочий процесс. Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить его фантазию к интенсивной работе и вызвать продуктивное использование навыков при первом знакомстве с темой: уловить ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью своё отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел объекта в конкретной среде. Клаузура - это учебное упражнение, с помощью которого проверяют практические знания студентов при решении архитектурных задач, также оно помогает мыслить нестандартно, проявлять фантазию. В рамках дистанционного обучения такой метод применяется регулярно по выбранным дисциплинам: «Архитектурное проектирование», «Объемно-пространственная композиция», «История архитектуры, градостроительства и дизайна», «Архитектурная типология» и «Доступная среда». Клаузура всегда выполняется вручную на листе бумаги, в дистанционном формате адаптировано выполнение на графическом планшете с использованием доски Миро, с применением различных графических приемов, которыми владеет студент.

Например, по дисциплине «Архитектурное проектирование» выдается задание на проектирование досугового центра. Студенту за ограниченное количество времени (два занятия) необходимо собрать информацию об объекте, найти аналоги и выполнить эскиз проекта на доске Miro. По итогу студент сдает эскиз проекта, выполненный в короткие сроки, который в дальнейшем является основанием для разработки учебного архитектурного проекта. Аналогичное задание выполняется по дисциплине «Формирование безбарьерной среды», где выдается готовый проект, в котором за одно занятие необходимо обеспечить полную доступность среды для инвалидов-колясочников, с помощью средств оборудования доступности инвалидов.

В рамках дистанционного обучения этот метод ассоциотивного проектирования подходит для многих творческих заданий по архитектурному проектированию, а также он может испольбзоваться в качестве небольших экспериментов при изучении дисциплин «Объемно-пространственная композиция» и «Архитектурная типология».

Например, по дисциплинам «Объёмно-пространственная композиция» или «Макетирование» выдается задание: выбрать и изучить какое-либо насекомое. Студенты выбрали пауков, богомолов, жуков с крупными рогами или бабочек. Выбранное насекомое необходимо было зарисовать и выявить его тектонические и конструктивные свойства. На основе такого аналитического рисунка следовало создать эскиз макета моста. По итогу отработки данного задания получились макеты, выполненные с помощью ассоциативного метода.

Лекции по архитектурным теоретическим дисциплинам традиционно содержат много изобразительного материала, включая медиаряд, что достаточно легко позволяет переводить содержание курса в видео-презентации для чтения теоретических материалов в онлайн-режиме.

Синхронные средства общения позволяют организовать доступ в реальном времени к электронным учебным материалам, тестирующим системам, электронным дискуссиям в чатах, к семинарам, конференциям с помощью видеокамер и Web-камер. Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, с помощью которых можно организовывать одновременное обучение нескольких групп обучающихся (при необходимости - одним или несколькими преподавателями). Студенты и преподаватели могут принимать участие в круглых столах, в обсуждении сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на экранах.

Непосредственное включение и использование компьютерных игр осуществляется при изучении дисциплины «Архитектурное проектирование». Например, студентам предлагается выполнение архитектурного проекта в компьютерной игре (пр. Sims 4, Minecraft и др.). В рамках мастер-класса был проведен эксперимент по выполнению проекта жилого дома в компьютерной игре по желанию. Студенты взяли свои готовые проекты жилых домов и воспроизвели их в компьютерной игре. Несмотря на то, что возможности специальных компьютерных программ отличаются от ограниченных возможностей компьютерных игр, большинство студентов это задание выполнили и были довольны результатом [3].

Студенту ставятся задачи в виде квестов. Квесты выдаются в результате коллективного вебинара или видео-беседы один-на-один с преподавателем, плюс набор выполненных заданий, который находится в общем доступе участников вебинара. Для их решения студент связывается с другими людьми в команде либо работает самостоятельно. Например, в рамках самостоятельной работы было предложено следующее задание: «Представить архитектурный ландшафт Москвы и Подмосковья (на выбор) на этнокультурном материале для создания информационно-образовательного путеводителя по историческим местам города и буктрей-лера для его популяризации». Студенты, используя наработанные эскизы различных архитектурных элементов и материалов историко-архитектурной зоны Москвы и Подмосковья, создавали архитектурные проекты будущих городских экстерьеров. При выполнении этого задание, они использовали интуитивное рисование и рисование в технике зендудлинг. Рисование в технике зендудлинг - гибрид искусства, созданного на стилях Zentangle и Doodling (doodle - в переводе «каракуля»), привлекательно тем, что это медитативное рисование, которое отображает эмоции и мысли; это духовная методика, философия наглядного создания собственных образов, что способствует развитию воображения и формированию индивидуального художественного стиля. Буктрейлер - (анг. - клип по книге) создание короткого видеоролика по мотивам конкретного «печатного» издания [4].

Адаптация исследовательского метода к условиям дистанционного обучения студентов потребовала включить в учебный процесс следующие виды работы: организацию научно-практических конференций обучающихся, проведение вебинаров и мастер-классов практикующих архитекторов, организацию сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. При использовании данных видов работы активно использовались такие синхронные и асинхронные формы, как вебинары, электронная почта, тематические чаты, мессенджеры. Например, в рамках вводных лекций по дисциплине «Архитектурное проектирование» проводились вебинары с практикующими архитекторами, которые рассказывали об особенностях профессии, сложностях, возникающих в процессе реального проектирования, а также о чрезвычайных ситуациях, происходящих на стройках и при управлении проектом.

В МИТУ-МАСИ ежегодно проводятся международная конференция «Молодая наука», в которой студентам предлагается участвовать с интересующей их темой, например, «Архитектура в кино, компьютерных играх или мультипликации», «Геймификация в архитектурном образовании». Научно-практические конференции способствуют повышению мотивацион-ного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов.

При использовании на дистанционных занятиях исследовательского метода, реперной точкой служила его функция: «применение знаний и умений в новой ситуации, организация творческой деятельности, овладение обучающимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности, формирование познавательного интереса, потребности в творческой деятельности» [7]. Студентам предлагалась исследовательская задача, предполагающая полный цикл самостоятельных учебно-познавательных действий: сбор информации и ее анализ; осмысление предмета исследования, знание истории места и архитектурных объектов; постановка учебной проблемы и ее решение; проверка решения; применение новых знаний на практике - в виде учебного архитектурного проекта. В этом задании повышаются такие компоненты как когнитивный, творческий и оценочно-рефлексивный.

Например, в рамках проекта-интенсива Университета 20.35 по созданию проекта комфортной среды малых городов Студентам предстояло отработать методологию полного цикла проектной деятельности, где сформированные команды получали заказ на создание проекта комфортной городской среды от реального заказчика - малого города. Обучающиеся, находящимся в разных командах, должны были за относительно короткие сроки выполнить эскиз-проект и выступить перед заказчиком с защитой. Далее последовала самостоятельная работа групп, обучающихся с цифровыми платформами университета 20.35, доски Miro и Trello, - то есть результаты фиксировались в общем онлайн-документе, производилось обсуждение результатов в чате социальной сети, осуществлялись формулирование выводов и подготовка итоговой общей презентации. Обучающимися было предложено проектное предложение по заданию, которое выносилось на рассмотрение местного населения малых городов. По итогу каждый из студентов в качестве самостоятельной работы и повышения оценочно-рефлексивного компонента выполняли портфолио или фотоколлаж.

Представление аналогов в рамках текущего задания по дисциплине «Архитектурное проектирования» было выполнено в технике журнального фотоколлажа. Студенты самостоятельно подбирали материал из полиграфической продукции или использовали компьютерные программы (Photoshop, GIMP, InDisign и проч.) для выполнения эскизов, стилизуя выбранные фрагменты, после чего формировали композицию на листе бумаги или делали фотографии, сопровождая их научными комментариями, после чего оформляли презентацию. Такая форма работы позволяет закрепить теоретические знания, связать их с социально-общественной жизнью, привлечь интерес к выполнению самостоятельной работы.

Следует отметить, что представленные формы работы опираются на информационную базу сети Интернет. И здесь открываются широкие возможности для применения цифровых технологий, которые придадут обучению целенаправленный характер на формирование положительной мотивацию к ее выполнению с целью подготовки студентов-архитекторов к профессиональной деятельности. Но быстрое развитие информационно-коммуникационной среды, являющейся доминирующим фактором в изменении индивидуального и общественного сознания в сфере потребностей, мотивации, ценностей, целей и идеалов, требует дополнительного серьезного философского осмысления будущими архитекторами меняющихся ценностных ориентаций [8].

Одной из задач при формирования деятельностно-практического компонента готовности студентов-архитекторов является обучение основам компьютерных программам, офисных пакетов прикладных программ (MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Power Point, MS Office и пр.), специального программного обеспечения, обеспечивающее владение софтом для будущих архитекторов (AutoCAD, ArchiCAD, Revit, Maya, 3DS Max, Photoshop и др.), а также работе в сети Интернет, что стало неотъемлемой частью обучения в дистанционном формате. Для формирования данного вида грамотности в рабочей программе предусмотрены следующие дисциплины: «Современные информационные технологии», «Основы компью-

терных технологий в композиционном моделировании», «Компьютерные технологии в проектировании архитектурной среды», «Компьютерные технологии в рабочем проектировании».

Таким образом, в результате отбора, создания, применения организационных форм, материальных возможностей, методов, средств и приемов был реализован организационно-процессуальный блок модели организации дистанционного обучения для архитектурных специальностей вуза, что позволило решить поставленные в исследовании задачи и получить результаты, подтверждающие гипотезу.

Внедрение в образовательный процесс различных форм дистанционной работы студентов способствует формированию мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического, творческого и оценочно-рефлексивного компонентов готовности студентов-архитекторов к профессиональной деятельности, а также эффективности функционирования спроектированной модели.

Применение в процессе подготовки студентов архитектурных специальностей к профессиональной деятельности спроектированной модели в совокупности с педагогическими условиями предполагает реализацию целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального, диагностического и результативного блоков.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант». URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71606636/ (дата обращения: 12.09.2022).

2. Землянская Е.Н. Моделирование как метод психолого-педагогического исследования // Преподаватель XXI в. 2013. Т. 1. № 3.

3. Дьячкова Е.А. Описание процесса интеграции дистанционного обучения в традиционное академическое архитектурное образование // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2.

4. Киселева А.В. Арт-технологии как инновационный подход к самостоятельной работы студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64): в 3 ч. Ч. 1.

5. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2.

6. Моляко В.А. Психологическая готовность к творческому труду. Киев, 1989.

7. СкрипкинаЮ.В. Коммуникативный аспект творческой деятельности в дистанционном обучении // Центр дистанционного образования Эйдос. URL http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-07.htm (дата обращения: 23.04.2019)

8. Kislov A.G. Philosophical analysis of information and communication environment // European Journal of Science and Theology. 2018. № 14 (6).

Е.А. Дьячкова

преподаватель

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: iiehka@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.