Научная статья на тему 'Проблемы и пути развития калининградского кинокластера'

Проблемы и пути развития калининградского кинокластера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
кинокластер / Калининградская область / кинематография / кинокомпания / кинокомиссия / film cluster / Kaliningrad region / cinematography / film company / film committee

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горшкова А. А., Косинова М. И.

Цель исследования — выявить причины возникновения проблем по привлечению кинокомпаний в Калининградскую область и разработать рекомендации по развитию Калининградского кинокластера. Объект исследования — Калининградский кинокластер. Предмет исследования — причины, создающие проблемы привлечения кинокомпаний. Рассмотрены различные программы развития региона, среди них стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 г. На основании опроса, проведенного среди кинокомпаний, принявших участие в съемках на территории Калининградской области за последние несколько лет и получивших выплату субсидии, были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются компании во время кинопроизводства на территории Калининградской области. На основании анализа выявленных проблем авторами был предложен ряд рекомендаций, которые могут способствовать решению проблем, существующих в Калининградском кинокластере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Development Paths of the Kaliningrad Film Cluster

The goal of this study is to identify the causes of problems in attracting film companies to the Kaliningrad region and to develop recommendations for the development of the Kaliningrad film cluster. The object of the study is the Kaliningrad film cluster, and its subject is the causes that create problems in attracting film companies. This article examines various development programmes in the region, including the strategy of socio-economic development of the “Kaliningrad City” urban district for the period up to 2035. A survey conducted among the film companies that took part in filming on the territory of the Kaliningrad region over the past few years and received subsidy payments identified the main problems which the companies face during film production in the Kaliningrad region. Having analyzed the identified problems, the authors have proposed a number of recommendations that can contribute to solving the problems existing in the Kaliningrad film cluster.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути развития калининградского кинокластера»

УДК: 791.43/.45

DOI: 10.24412/2618-9313-2023-223-12-17

Проблемы и пути развития калининградского кинокластера

Горшкова А. А., КосиновА М. И.

Для цитирования

Горшкова А. А., Косинова М. И. Проблемы и пути развития калининградского кинокластера // Телекинет. 2023. N2(23). С. 12-17. Сведения об авторах

Александра Анатольевна Горшкова, выпускница Государственного университета управления (специализация «Менеджмент

в кино и телевидении»); выпускница Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (продюсерская

мастерская), Москва, Россия.

ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0003-4930-2854

sashagorshkova@gmail.com

Марина Ивановна Косинова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Аналитического отдела Научно-исследовательского центра кинообразования и экранных искусств ВГИК, Москва, Россия. ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0002-3517-3484 kosimarina@yandex.ru

Аффилиация

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, ВГИК, 129226, Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3

Аннотация

Цель исследования — выявить причины возникновения проблем по привлечению кинокомпаний в Калининградскую область и разработать рекомендации по развитию Калининградского кинокластера. Объект исследования — Калининградский кинокластер. Предмет исследования — причины, создающие проблемы привлечения кинокомпаний. Рассмотрены различные программы развития региона, среди них стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 г. На основании опроса, проведенного среди кинокомпаний, принявших участие в съемках на территории Калининградской области за последние несколько лет и получивших выплату субсидии, были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются компании во время кинопроизводства на территории Калининградской области. На основании анализа выявленных проблем авторами был предложен ряд рекомендаций, которые могут способствовать решению проблем, существующих в Калининградском кинокластере.

Ключевые слова

кинокластер, Калининградская область, кинематография, кинокомпания, кинокомиссия

Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Problems and Development Paths of the Kaliningrad Film Cluster

Gorshkova, A. A., KOSINOVA, M. I.

For Citation

Gorshkova, A. A., Kosinova, M. I. Problems and Development Paths of the Kaliningrad Film Cluster. Telekinet, 2023, no. 2(23), p. 12-17.

About the Contributors

Alexandra Gorshkova, graduate of the State University of Management (specialization "Management in Cinema and Television"), Moscow, Russia; graduate of the Academy of Cinematographic and Theatrical Arts N. S. Mikhalkov (production workshop), Moscow, Russia.

TELEKINET ISSN 2618-9313

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4930-2854 sashagorshkova@gmail.com

Marina Kosinova, Candidate of Science, Senior Researcher of the Analytical Department of the Research Center for Film Education and Screen Arts of the VGIK, Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3517-3484 kosimarina@yandex.ru

Affiliation

Gerasimov University of Cinematography (VGIK), 3, Wilhelm Peak str., Moscow, Russia, 129226

Abstract

The goal of this study is to identify the causes of problems in attracting film companies to the Kaliningrad region and to develop recommendations for the development of the Kaliningrad film cluster. The object of the study is the Kaliningrad film cluster, and its subject is the causes that create problems in attracting film companies. This article examines various development programmes in the region, including the strategy of socio-economic development of the "Kaliningrad City" urban district for the period up to 2035. A survey conducted among the film companies that took part in filming on the territory of the Kaliningrad region over the past few years and received subsidy payments identified the main problems which the companies face during film production in the Kaliningrad region. Having analyzed the identified problems, the authors have proposed a number of recommendations that can contribute to solving the problems existing in the Kaliningrad film cluster.

Keywords

film cluster, Kaliningrad region, cinematography, film company, film committee.

Цель данного исследования состоит в выявлении причин возникновения проблем по привлечению кинокомпаний в Калининградскую область и разработать рекомендации по развитию Калининградского кинокластера. Объектом исследования является Калининградский кинокластер, предметом — процесс его развития и препятствия, возникающие на этом пути [Бузыкина, с. 118-122; Medel, с. 65-81; Журавлева].

Авторами были собраны первичные данные путем проведения опроса в фокус-группе. Для опроса была создана анкета, на основе оценки сформировавшихся кинопроизводственных ресурсов Калининградской области. В опросе приняло участие восемь продюсеров из крупных кинокомпаний (ООО Продюсерский центр «Синема Продакшн», ООО «Гамма-продакшн», ООО «Кинофинанс», ООО «Пик Медиа», Группа кинокомпаний «БАЛТФИЛЬМ», ООО «Карго», ООО «НОТА БЕНЕ», ООО «Кинокомпания Флагман»).

Первая часть опроса, состояла из закрытых вопросов с возможностью выбора нескольких вариантов ответа. Вопрос 1: Что побудило кинокомпанию выбрать Калининградскую область как площадку для съемок? Предоставленные варианты ответа:

1) Рекомендация других кинопроизводителей;

2) Повышенный рибейт;

3) Наличие кинокомиссии;

4) Ландшафт и природные богатства региона;

5) Памятники архитектуры;

6) Развитая инфраструктура;

7) Наличие кинотранспорта;

8) Наличие региональных специалистов;

9) Содействие администрации города;

10) Погодные условия;

11) Другое (возможность предложить свой вариант ответа).

о о В2

8 I 3 t

° I — =

з| - =

я §

я а « « И S ° sS I

е-Й S Я S.«

я

ь

a'S а

£¡1 • 1 1 О Я

и я ^

¿SIÜ

S я

5 S

я

2 я

I© у

® Ч

6 §

я =

§ О 1 в

S в

я о

" Ё

* 1 i ! § Sgl

§ в о

а о :§

I ■ i

1 !!

§ ¡1 * - =

Я я s ^ Ч а Рч 2>©

н й Рч w н

На основе ответов сформирована диаграмма (рис. 1).

Из представленных данных (рис. 1) видно, что в первую очередь кинокомпании выбирают Калининградскую область за ландшафт и природные богатства — за это проголосовало 100% опрошенных. Вторым по значимости стал факт содействия администрации города. Это говорит о том, что область научилась взаимодействовать с кинокомпаниями в нормативно-правовых аспектах, заинтересована в помощи и в производственном процессе аудиовизуальных продуктов на территории своего региона. Наличие кинокомиссии также играет большую роль, отвечая на возникающие вопросы и ускоряя процессы согласования. Повышенный рибейт наравне с наличием кинотранспорта и памятниками архитектуры являются важными факторами, но не основными: только три из семи кинокомпаний отметили эти аспекты.

Вопрос 2: С какими проблемами столкнулась компания во время кинопроизводства на территории Калининградской области? На основе ответов сформирована диаграмма (рис. 2)

Таможенное оформление при перевозке

■i

кинооборудования., реквизита, костюмов 85.71%

Сложности при согласовании интересующих локаций !/

Недостаток ноетехнич ее кое оснащение региона Проблема в получении разрешения перекрытия дорог/ч астм города 4

0 ,14%

Д еф и цит м естных спец и ал и стов Н ехв атк а к и нотрансп орта

2

Отсугсгв и е п ав ил ь она/к и ностуд и и Нодовольство местного населения 2

■ 235;

■ Кинокомпании, выбравшие ответ(шт) ■ Кинокомпании, выбравшие ответ(%)

В разработанной концепции государственной культурной политики в Калининградской области на период до 2030 г уделено внимание созданию условий для развития искусства кинематографии.

Концепция гласит, что в долгосрочной перспективе с целью оптимального использования потенциала Калининградской области необходимо обеспечить:

1) продолжение государственной поддержки функционирования системы рибейтов;

2) решение задачи кадрового обеспечения отрасли посредством сотрудничества с ведущими вузами страны, в том числе за счет реализации соглашения со Всероссийским государственным университетом кинематографии имени С. А. Герасимова;

3) осуществление производственного процесса на территории Калининградской области посредством формирования сети партнерских организаций в сферах, задействованных в кинопроизводстве;

4) расширение партнерства с ведущими кинокомпаниями и продюсерскими организациями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) проработку вопроса о возможности создания собственной киностудии;

6) включение кинолокаций в туристические маршруты Калининградской области;

7) создание условий для показа национальных фильмов в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек;

8) налаживание устойчивого рабочего взаимодействия с организациями кинопроката Калининградской области с целью возможной реализации совместных проектов и обмена информационно-статистическими материалами [Ланина, Малышев 2020, с. 31-40; Малышев, с. 1401-1410; Малышев, Ланина 2021, с. 341-358].

Также региональным правительством сформирована стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 г.1 Стратегия формирует обновленную миссию города: Калининград — город 15-минутной доступности, инновационно-образовательный, креативный, туристический центр на Балтике. Одним из результатов достижения данной миссии будет перепрофилирование сложившихся жизненных устоев жителей города и создание новой поведенческой модели жизнедеятельности «Дом для сна, а для жизни и отдыха — город». Стратегия провозглашает стремление прогрессивно развивать Калининград путем создания инновационных кластеров. В свою очередь, город располагает необходимыми предпосылками для кардинальных преобразований: это и географическое положение на стыке геополитических систем, и внутренний потенциал (в т. ч. природно-климатические условия, историко-культурное наследие), существенные миграционные потоки, толерантность, мультикультурность, а также возможность реализации крупных проектов городского развития [Кокорин, с. 58-76]. Креативный кластер города будет базироваться на таких направлениях как:

— IT-сектор (разработка программного обеспечения, развлекательного контента);

— архитектура и промышленный дизайн;

— кинопродукция, издательство;

— рекламное производство и СМИ2.

По проекту, концепция развития предполагает создание креативного мультифункционального пространства за счет ревитализации бывшего военного городка в конце ул. Суворова, общей площадью более 4000 кв. м. Там планируют открыть кинопавильон,

1 Правительство Калининградской области: Пресс-центр: сайт. URL: https://gov39.ru/press (дата обращения: 05.05.2022).— Здесь и далее прим. авт.

2 Медиаскоп: сайт. URL: https://mediascope.net/ (дата обращения: 05.05.2022)

ТЕЬЕКШЕТ ISSN 2618-9313

студию озвучивания, костюмерный цех, а также студии постпродакшн полного цикла. Перспективы проекта обуславливаются спросом киноиндустрии не только снимать на территории Калининградской области, но и монтировать, продюсировать, писать сценарии и обучать новичков, проводить коворкинги и питчинги. Реализация данного проекта будет способствовать созданию новых рабочих мест и приведет к появлению собственных квалифицированных специалистов, способных реализовывать себя как на российских проектах, так в перспективе и на международных. Проект предполагается реализовать в течение 2022-2023 г., за счет привлечения инвестиций объемом 166,0 млрд рублей.

Еще один проект, который планируют реализовать в Калининграде, это создание киногорода. В 2022 г. на сайте госзакупок размещен тендер в размере 400 тыс. рублей учредителем «Кафедральный собор» на разработку концепции. Участок под киногород расположен на месте офиса учредителя. Там планируют отреставрировать здания в стиле европейского города, разместить два съемочных ангара площадью 1500 и 1000 кв. м, гостиницу мотельного типа, облагородить территорию и сделать пешеходную зону для туристов. При опросе одна из кинокомпаний обратила внимание, на то, что киногород в Калининграде следует строить с локациями из стран — Венеции, Франции, США (Майами) [Крюков, с. 33-37; Ярцев, Вертяшкина, с. 214-227].

Подготовку кадров высшей квалификации в сфере культуры и кино также планируется осуществлять. В 2022 г. в рамках национального проекта «Культура» производится строительство на Октябрьском острове музейного и культурно-образовательного комплекса, который будет включать филиалы Третьяковской галереи, Большого театра, Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), Московской государственной академи хореографии и Центральной музыкальной школы при Московской консерватории имени Чайковского. Филиал РГИСИ начнет работу в 2024 г. и станет Балтийской Высшей школой музыкального и театрального искусств.

Филиалы нужны для того, чтобы у студентов была возможность заниматься тем, что нравится, не выезжая из региона. Для региона, в котором со времен войны не было высшего образования в сфере культуры, открытие филиалов станет большим толчком в развитии.

Калининградская кинокомиссия также имеет большие планы по развитию аудиовизуального производства в регионе. На Балтийском культурном форуме была анонсирована программа возмещения средств за производство музыкальных клипов на территории региона. Финансирование программы составит 10 млн рублей. Фокус на образовании, а именно повышении квалификации специалистов «второго звена» продолжится. В скором времени, пройдет обучение на локейн-менеджера, администратора и др. Также кинокомиссия работает над введением регламента по взаимодействию с кинокомиссией, чек-листа комплектности конкурсной заявки, таможенной памятки по ввозу/вывозу оборудования.

В результате проведенной оценки возможностей функционирования кинокластера в Калининграде и опроса, проведенного среди кинокомпаний, снимавших на территории области, авторами были сформулированы следующие рекомендации: Облегчить процесс таможенного оформления для кинокомпаний. Возможным решением может стать оказание кинокомиссией информационной поддержки по вопросам, связанным с ввозом и вывозом оборудования, реквизита и костюмов, путем составления чек-листа по прохождению таможни, подготовки шаблонов по заполнению таможенных деклараций и счет-проформ для идентификации оборудования. Также кинокомиссия следует создать партнерство с декларантами, которые будут оказывать услуги в процессе оформления и подачи таможенных документов. Данную информацию и контакты необходимо разместить в открытом доступе — на сайте кинокомисси.

Начать разработку решений по возможному введению упрощенной системы прохождения таможни путем установки специальных технологий оформления на ввоз и вывоз реквизита, костюмов и грима кинокомпаний, которые прибывают в Калининградскую область с территории Российской Федерации воздушным и водными транспортом. Открыть киностудию полного цикла производства, которая станет «ядром» кинокластера и будет предоставлять приезжающим компаниям широкий выбор кинотехники — света, камер, транспорта и сдавать павильоны. Это поможет решить проблему технического оснащения региона, позволит проводить круглогодичные съемки и обеспечивать местных жителей рабочими местами.

Кинокомпании будут легче принимать решения о съемках, если в регионе будет больше специалистов «второго звена». Для этого в развитии кинокластера необходимо сделать акценты на кинообучении и обеспечении постоянной занятости специалистов. Рекомендуется организовать среднее профессиональное образование на базе калининградских колледжей. Необходимо ввести образовательные программы по направлениям: локейшн менеджер, администратор, ассистент режиссера, гример, ассистент художника-реквизитора, костюмер, осветитель, киномеханик. Это позволит создать «рабочие руки» индустрии. На 2022 г в России отсутствуют образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по киноспециальностям «второго звена». Калининград может стать первым регионом, который начнет осуществлять данную практику. В июне 2022 г. на круглом столе в рамках реализации Программы «ПРИОРИТЕТ-2030» ректором ВГИКа В. Малышевым было озвучено желание ввести образовательные программы институтом кинематографии для регионов по профессиям «второго звена». Таким образом, ВГИК может выполнять функции куратора по данной инициативе и помочь региону с организацией обучения.

В перспективе Калининград может стать площадкой для обучения не только будущих местных специалистов, но и абитуриентов со всей России. Систему практики можно осуществлять в других регионах, например там, где есть крупные киностудии и в копродукции со студентами из ВГИКа для обмена опытом.

Составить региональную базу компаний малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают процесс создания кинопродукта в регионе. Также необходимо провести аудит существующей творческой, культурной и образовательной инфраструктуры. Следует подписать соглашение о формировании аудиовизуального (кино) — кластера в Калининградской области. (Данный опыт уже имеется в регионе — таким образом создано уже 4 кластера — кластер янтарной промышленности, судостроения и ремонта, Балтийский металлообрабатывающий кластер и туркластер.) Это поможет укрепить связи между компаниями, объединить усилия физических и юридических лиц в достижении максимального эффекта и развития кинематографического потенциала региона. Кластер поможет более сбалансированно и правильно обеспечивать финансирование актуальных

и нужных инициатив. Заключив соглашение, предприятия киноотрасли получат новую форму взаимодействия через центр кластерного развития «Мой бизнес», что будет способствовать привлечению дополнительного федерального финансирования, что будет способствовать дальнейшему развитию.

Выпустить брошюру для предпринимателей и инвесторов, для того чтобы заинтересовать в открытии частных киношкол, ренталов, студий VFX, компаний, предоставляющих кинотранспорт и др., а также в создании партнерских программ с существующими компаниями на территории Калининградской области, которые прямо или косвенно связаны с кинопроизводством. Например, создание партнерских программ с отелями, где возможно проживание и питание съемочных групп. В брошюре будет рассказано о перспективах развития киноиндустрии в Калининградской области, о преимуществах сотрудничества с кинокомпаниями и кинокомиссией. Это поможет создать конкурентную среду в регионе и увеличить качество предоставляемых услуг.

Разместить сведения о компаниях, входящих в состав кластера, а также их «мощностях» на сайте кинокомиссии, чтобы приезжающие компании понимали, чем располагает регион. Также следует добавить сведения о локациях и партнерских программах. Сформированная база ускорит процессы поиска необходимых контрагентов, товаров и услуг. Важно сделать открытую форму на сайте, чтобы собственники и предприниматели могли самостоятельно оформлять заявку на возможность публикации их ресурса на сайте.

Начать разработку концепции фонда по поддержке калининградского кино. Источники финансирования — региональные субсидии, гранты, пожертвования, инвестиции, взносы от вещателей. Средства фонда будут направлены на финансирование региональных питчингов и местных кинопроизводителей.

Наладить коммуникацию и нетворкинг внутри местного кинематографического сообщества, путем создания и поддержки постоянного киноклуба и регулярных встреч кинематографистов из Союза кинохудожников. Кластеризация подразумевает синергию, поэтому важно, чтобы происходил обмен опытом, знаниями и идеями. Это будет способствовать повышению образованности местных специалистов и выявлению талантов. Киноклуб может быть создан на базе кинотеатра «Заря» — места, которое у всех жителей города ассоциируется с миром большого кино. Кинотеатр пустует в период отсутствия фестивалей, и зал «Артишок» мог бы стать площадкой для коммуникации и совместного просмотра фильмов на большом экране. Помощь в репертуаре и координации могут оказать организаторы фестивалей «Короче», «Край света. Запад», «Территория кино». Необходимо, чтобы данную инициативу поддержали информационно и финансово. Финансирование киноклуба возможно за счет членских взносов и помощи региональных властей.

Создать киногородок с акцентом на локации европейских стран. Это особенно актуально сейчас, когда введены санкции и кинокомпании вынуждены разрабатывать альтернативные планы съемок закрытых для посещения городов и стран. Разработать дорожную карту по развитию киноиндустрии в Калининградской области. Это необходимо для комплексного понимания и стратегического планирования этапов. Дорожная карта позволяет получить полное представление по развитию кинокластера — цель, основные этапы, сроки. Важно, чтобы все участники придерживались пунктов дорожной карты, чтобы не сойти с общего маршрута. Заключение

Проведенный анализ проблем и перспектив развития Калининградского кинокластера говорит о том, что правительство и предприниматели региона заинтересованы в его развитии и проводят регулярный анализ отрасли. Реализация рассмотренных в статье программ и стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 г. поможет сделать из Калининградской области конкурентоспособный регион с международным потенциалом и вывести региональное российское кинопроизводство на новый уровень.

Авторами был составлен ряд рекомендаций, которые могут способствовать решению проблем, существующих в Калининградском кинокластере. Это позволит привлечь в регион больше кинокомпаний и развить кинопроизводство. Наладив связи, развив инфраструктуру и сформировав человеческий капитал, кинокластер начнет работать на регион и приносить большой доход.

Литература

Бузыкина — Бузыкина, Т. А. Кластерная теория М. Портера и ее практическое применение в российском опыте // Журнал экономической теории. 2011. № 1. С. 118-122. https://cyberleninka.m/article/nMastemaya-teoriya-m-portera-i-ee-praktich-eskoe-primenenie-v-rossiyskom-opyte (дата обращения: 07.05.2022)

Medel — Medel, A. & Gossel, B. Film industry clusters: a strategy for urban and regional development? // Austral Comunicación, 2015, no. 4, p. 65-81. URL: https://www.researchgate.net/publication/278021827_Film_industry_clusters_a_strategy_for_urban_ and_regional_development

Журавлева — Журавлева, Т. «Сносить нельзя ревитализировать» практическое руководство по созданию креативного кластера. М.: ООО «Флакон Икс», 2019. 111 с.

Ланина, Малышев 2020 — Ланина, Л. А., Малышев, А. В., Ромодановская, Н. Б. Анализ развития аудиовизуального кластера в регионе (на примере международного опыта) // n-Economy. 2020. N6. С. 31-40. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvi-tiya-audiovizualnogo-klastera-v-regione-na-primere-mezhdunarodnogo-opyta (дата обращения: 04.06.2022). Малышев — Малышев, А. В. Киноиндустрия как сектор «креативных индустрий»: задачи диверсифицированного подхода // Креативная экономика. 2019. Т. 13. N7. С. 1401-1410.

Малышев, Ланина 2021 — Малышев, А.В., Ланина, Л. А. Анализ ресурсного обеспечения региональных кластерных инициатив в регионах России на примере аудиовизуальных кластеров // Креативная экономика. 2021. Т. 15. N2. С. 341-358. Крюков — Крюков, А. И. Создание базы данных кинофильмов, снятых в Калининградской области с 1948 года по настоящее время // Осенняя школа по гуманитарной информатике: сборник тезисов докладов, Калининград, 09-12 ноября 2017 г. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2017. С. 33-37.

TELEKINET ISSN 2618-9313

Ярцев, Вертяшкина — Ярцев А. А., Вертяшкина А. В. Калининградский регион как открытая кинематографическая площадка для фильмов о Великой Отечественной войне // В боях за Восточную Пруссию. 75 лет Великой Победе! Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2020. С. 214-227.

Кокорин — Кокорин А. М. Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 3. С. 58-76. https://cyberleшnka.m/article/n/sotsial-no-ekonomicheskie-protsessy-razvitiya-regюnalnoy-kinoindustrii (дата обращения: 22.05.2022).

References

Buzykina—Buzykina, T. A. Klasternaya teoriya M. Portera i ee prakticheskoe primenenie v rossijskom opyte [Porter's cluster theory and its practical application in Russian experience]. Zhurnal ekonomicheskoj teorii, 2011, no.1, p. 118-122. https://cyberleninka. ru/article/n/klasternaya-teoriya-m-portera-i-ee-prakticheskoe-primenenie-v-rossiyskom-opyte (data obrashcheniya: 07.05.2022) (in Russian)

Medel — Medel, A. & Gossel, B. Film industry clusters: a strategy for urban and regional development? Austral Comunicación, 2015, no. 4, p. 65-81. URL: https://www.researchgate.net/publication/278021827_Film_industry_clusters_a_strategy_for_urban_and_re-gional_development

Zhuravleva — Zhuravleva, T. "Snosit'nel'zya revitalizirovat'"prakticheskoe rukovodstvopo sozdaniyu kreativnogo klastera ["It is impossible to demolish revitalize" a practical guide to creating a creative cluster], Moscow, OOO «Flakon Iks», 2019, 111 p. (in Russian) Lanina, Malyshev 2020 — Lanina, L. A., Malyshev, A. V., Romodanovskaya, N. B. Analiz razvitiya audiovizual'nogo klastera v regione (na primere mezhdunarodnogo opyta) [Analysis of the development of the audiovisual cluster in the region (on the example of international experience)]. n-Economy, 2020, no.6, p. 31-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-audiovizual-nogo-klastera-v-regione-na-primere-mezhdunarodnogo-opyta (data obrashcheniya: 04.06.2022). (in Russian) Malyshev — Malyshev, A. V. Kinoindustriya kak sektor «kreativnyh industrij»: zadachi diversificirovannogo podhoda [The film industry as a sector of "creative industries": tasks of a diversified approach]. Kreativnaya ekonomika, 2019, tom.13, no. 7, p. 1401-1410. (in Russian)

Malyshev, Lanina 2021 — Malyshev, A.V., Lanina, L. A. Analiz resursnogo obespecheniya regional'nyh klasternyh iniciativ v regio-nah Rossii na primere audiovizual'nyh klasterov [Analysis of the resource provision of regional cluster initiatives in the regions of Russia on the example of audiovisual clusters]. Kreativnaya ekonomika, 2021, vol. 15, no. 2, p. 341-358. (in Russian) Kryukov — Kryukov, A. I. Sozdanie bazy dannyh kinofil'mov, snyatyh v Kaliningradskoj oblasti s 1948 goda po nastoyashchee vremya [Creation of a database of films shot in the Kaliningrad region from 1948 to the present]. Osennyaya shkola po gumanitarnoj informatike: sbornik tezisov dokladov, Kaliningrad, 09-12 noyabrya 2017g. Kaliningrad, Baltijskij federal'nyj universitet imeni Immanuila Kanta, 2017, p. 33-37. (in Russian)

Yarcev, Vertyashkina—Yarcev, A. A., Vertyashkina, A. V Kaliningradskij region kak otkrytaya kinematograficheskaya ploshchadka dlya fil'mov o Velikoj Otechestvennoj vojne [Kaliningrad region as an open cinematic platform for films about the Great Patriotic War]. Vboyah za Vostochnuyu Prussiyu. 75 let Velikoj Pobede! Kaliningrad, Baltijskij federal'nyj universitet imeni Immanuila Kanta, 2020, p. 214-227. (in Russian)

Kokorin — Kokorin A. M. Social'no-ekonomicheskie processy razvitiya regional'noj kinoindustrii [Socio-economic processes of development of the regional film industry]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo), 2019, no.3, p. 58-76. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-protsessy-razvitiya-regionalnoy-kinoindustrii (data obrashcheniya: 22.05.2022). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.