Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В КИНОИНДУСТРИИ'

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В КИНОИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР / КИНОКЛАСТЕР / КИНОИНДУСТРИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинова М. И., Горшкова А. А.

В статье рассмотрены понятия кластера и культурного кластера. Исследована специфика кластерного подхода в кинопроизводстве. Выделены основные принципы, по которым существуют кинокластеры. Представлена взаимосвязь, возникающая между государством, компаниями, которые непосредственно участвуют в производстве, и компаниями, которые оказывают прямое и косвенное влияние на всех этапах создания аудиовизуального продукта. Рассмотрена работа региональных кинокомиссий, которые являются проводником между государством и кинопроизводителями в пределах закрепленной территории. Проанализированы модели развития регионального кино в России. Проведен анализ предпосылок создания кинокластеров в российских регионах. Выявлены ключевые проблемы, существующие на сегодняшний день в региональном кинематографе. Представлены основные шаги, которые необходимо предпринять регионам при разработке стратегии комплексного долгосрочного развития регионального кинопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH IN THE FILM INDUSTRY

The article consider the concepts of cluster and cultural cluster. The specifics of the cluster approach in film production are studied. The basic principles according to which film clusters exist are highlighted. The relationship between the state, companies that are directly involved in production, and companies that have direct and indirect influence at all stages of the creation of an audiovisual product. The work of regional film commissions, which are a guide between the state and film producers within the fixed territory, is considered. The models of regional cinema development in Russia are analysed. The analysis of the prerequisites for the creation of film clusters in the Russian regions is carried out. The key current problems in the regional cinema are identified. The main steps that regions need to take when developing a strategy for the comprehensive long-term development of regional film production are presented.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В КИНОИНДУСТРИИ»

УДК 791.43/.45

JEL Z11

DOI 10.26425/1816-4277-2022-11-94-102

Кластерный подход в киноиндустрии

Косинова Марина Ивановна

Канд. филос. наук, доц. каф. управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений ORCID: 0000-0002-3517-3484, e-mail: kosimarina@yandex.ru

Горшкова Александра Анатольевна

Студент, ORCID: 0000-0003-4930-2854, e-mail: sashagorshkova@gmail.com

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Ключевые слова

В статье рассмотрены понятия кластера и культурного кластера. Ис- Кластер, культурный кластер, кинокластер, следована специфика кластерного подхода в кинопроизводстве. Вы- киноиндустрия, регион делены основные принципы, по которым существуют кинокластеры. Представлена взаимосвязь, возникающая между государством, компаниями, которые непосредственно участвуют в производстве, и компаниями, которые оказывают прямое и косвенное влияние на всех этапах создания аудиовизуального продукта. Рассмотрена работа региональных кинокомиссий, которые являются проводником между государством и кинопроизводителями в пределах закрепленной территории. Проанализированы модели развития регионального кино в России. Проведен анализ предпосылок создания кинокластеров в российских регионах. Выявлены ключевые проблемы, существующие на сегодняшний день в региональном кинематографе. Представлены основные шаги, которые необходимо предпринять регионам при разработке стратегии комплексного долгосрочного развития регионального кинопроизводства.

Для цитирования: Косинова М.И., Горшкова А.А. Кластерный подход в киноиндустрии//Вестник университета. 2022. № 11. С. 94-102.

© Косинова М.И., Горшкова А.А., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Cluster approach in the film industry

Marina I. Kosinova

Cand. Sci. (Phylos.), Assoc. Prof. at the Management in Culture, Film, Television and Entertainment Department ORCID: 0000-0002-3517-3484, e-mail: kosimarina@yandex.ru

Alexandra A. Gorshkova

Student, ORCID: 0000-0003-4930-2854, e-mail: sashagorshkova@gmail.com

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract Keywords

The article consider the concepts of cluster and cultural cluster. The specifics of the Cluster, cultural cluster, film cluster,

cluster approach in film production are studied. The basic principles according film industry, region

to which film clusters exist are highlighted. The relationship between the state,

companies that are directly involved in production, and companies that have direct

and indirect influence at all stages of the creation of an audiovisual product. The

work of regional film commissions, which are a guide between the state and film

producers within the fixed territory, is considered. The models of regional cinema

development in Russia are analysed. The analysis of the prerequisites for the creation

of film clusters in the Russian regions is carried out. The key current problems

in the regional cinema are identified. The main steps that regions need to take when

developing a strategy for the comprehensive long-term development of regional

film production are presented.

For citation: Kosinova M.I., Gorshkova A.A. (2022) Cluster approach in the film industry. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 94-102.

ВВЕДЕНИЕ

Кластерный подход декларируется в качестве одной из базовых моделей формирования государственной и региональной экономической политики. Кинематография выделяется как один из секторов культурных индустрий, занимая особое место, поскольку совмещает в себе элементы художественной культуры, творчества и индустриального производства. Формирование кинокластера способствует благоприятному развитию кинематографии, поскольку происходит творческая концентрация в пределах одной территории.

Развивая данную сферу, регионы сталкиваются с проблемой привлечения кинокомпаний. В ближайшей перспективе решение данной проблемы особенно актуально для российского кинобизнеса, поскольку с ухудшением политической обстановки голливудские мейджоры покидают кинопрокат, а потребность российского зрителя в качественном контенте остается. Ситуация, возникшая в 2022 г., дает новый импульс в развитии отечественной кинематографии и возможность регионам проявить свой потенциал, зарекомендовав себя на долгие годы вперед.

© Kosinova M.I., Gorshkova A.A., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сейчас все больше регионов стремятся привлечь кинематограф на свои земли, поскольку это вызывает экономическую активность и формирует конкурентоспособность. Как показывает международный опыт, регионы со зрелыми кластерами могут иметь глобальное конкурентное преимущество, привлекая большое количество людей и оказывая положительный эффект на смежные отрасли [1].

Преимуществом создания кластера является возникающий синергетический эффект между входящими в состав компаниями. Синергия заключается как в распределении финансовых и иных ресурсных затрат, рисков между всеми участниками, так и в активном вовлечении и плодотворной работе «умов» компаний, что способно повышать креативность и неординарность решений. Результатом такой синергии будет повышение производительности и эффективности работы, решение общих проблем и творческих задач, увеличение выгод и капитала. Это будет способствовать развитию региональной инфраструктуры, повышению качества жизни и уровню образованности. Кинокластеры являются носителем инноваций для большого круга компаний, что становится драйвером развития региональной экономики и культуры.

В связи с вышесказанным целью данного исследования является анализ имеющихся предпосылок создания кинокластеров в российских регионах.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве научных методов исследования использовались следующие: анализ научных публикаций (статей), сбор первичной информации (конференции, круглые столы, форсайт-сессии, экспертное интервью), анализ нормативно-правовой базы. Также были задействованы эмпирические методы исследования с помощью измерений количественных данных, проведения опроса и сравнительного анализа.

В основу первичной информации вошли:

— материалы круглого стола «Снимаем кино в России. Презентация региональных кинокластеров» (в рамках 43-го Московского международного кинофестиваля);

— материалы круглого стола 4-го Калининградского Балтийского культурного форума на тему «Стратегии развития региональной кинематографии;

— материалы заседания научно-практического круглого стола «Феномен Российского регионального кино» (ВГИК, 9 июня 2022 г.).

К важным научным работам, раскрывающим специфику кластерного подхода, относятся труды М. Портера [2]. А. Медель и Б. Госс [1] в своих исследованиях рассмотрели кинокластеры как стратегию развития регионов. Для внедрения кластерного подходя в России Т. Журавлевой и Я. Ярмощуком было разработано руководство по созданию культурного кластера [3]. Анализ ресурсного обеспечения региональных аудиовизуальных кластеров в России проведен в работах А. Малышева, Л. Лани-ной и др. [4-6]. Зарождения калининградского кинопроизводства описано в исследовательских работах А. Крюкова [7] и А. Ярцева [8], а особенности регионального финансирования кинопроизводства рассмотрены в работах А. Кокорина [9], Л. Ланиной и А. Малышева [4]. Однако сегодня процесс создания кинокластера и проблемы, связанные с кинопроизводством в регионах России, недостаточно освещены в научной литературе.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание региональных кластеров на сегодняшний день является инструментом для стимулирования развития региона и решения проблем как местного значения, так и общегосударственных. Также это послужит драйвером к улучшению экономической ситуации; улучшению торгового баланса и диверсификации экономики региона; улучшению социально значимых факторов; повышению занятости; росту заработной платы и уровня жизни населения. Кластерное развитие должно приводить к созданию новых компетенций, повышению устойчивости связей между несколькими отраслями в одном регионе и конкурентоспособности регионального производства на государственном и международном уровне.

Культурные индустрии (креативные индустрии) - сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях и выступающий одним из факторов инновационного социально-экономического и культурного развития. Данный подход введен Великобританией и закреплен в отчете DCMS в 1998 г. [10].

Культурный кластер представляет собой объединение производителей продуктов в креативных инду-стриях. Целью является создание результатов творческого труда и их последующая реализация. Одной из задач креативных кластеров является концентрация усилий на создании смысловых творческих единиц и бизнес-идей, которые формируют бренд региона. Прогнозируемый и измеримый результат развития этой цепочки на уровне регионов можно отследить через приток туристов, развитие инфраструктуры, увеличение рабочих мест, а также через положительный социальный эффект внутри региона [11].

Креативный кластер как пространство не несет в себе никакой функции, пока там не появятся инициативные люди и проекты. Для творческих людей важно создавать благоприятные условия для работы. Среда, создаваемая в кластере для творческих людей из разных сфер, формирует новые сети взаимоотношений и бизнес-связи, на основе которых происходит обмен идеями. Благодаря этому повышается заинтересованность и креативность, конкурентоспособность и инновационная значимость.

Кинокластеры существуют по следующим принципам.

1. Размещение производственных киностудий и аудиовизуальных компаний в столичных регионах, крупных мегаполисах, имеющих разветвленную сеть городских сервисов (экономика урбанизации).

2. Компактное размещение крупных кинокомпаний, передающих формирование части производственных задач на аутсорсинг и выступающих активаторами по привлечению малых предприятий аудиовизуальной сферы (экономика локализации).

3. Небольшой город или район, специализирующийся на аудиовизуальной деятельности (экономика агломерации).

4. Искусственно сформированный комплекс, благодаря инвестициям в недвижимость нацеленный на размещение в нем киностудий и иных предприятий аудиовизуальной сферы.

5. Территории, обладающие локальными средствами и ресурсами, привлекающие нерезидентов территории — аудиовизуальные производственные киностудии и развивающие емкость местных аудиовизуальных ресурсов.

6. Инициативное объединение, искусственно сформированное благодаря частной или государственной инициативе [12].

На рисунке 1 представлена взаимосвязь, которая возникает между государством, компаниями, которые непосредственно участвуют в производстве, и компаниями, которые оказывают прямое и косвенное влияние на всех этапах создания аудиовизуального продукта.

Продюсерские компании и продакшн-студии

| Образование: I школы актерского I мастерства, высшее и ' среднее образование киномастерства, школа креативных индустрий

СМИ и связи с ■ Издательское Мерчандайзинг: Кинотеатры: Домашние пло- Фестивали и

общественностью: ! дело: игрушки и видео- внутренние ' щадки просмотра: культурные

пресса, телевиде- журналы, книги игры, лимитиро- и внешние ; ott-tv, iptv инициативы

ние, радио ванная продукция рынки TV

Продвижение

— Маркетинг

— PR и реклама

Дистрибуция

Разработка проекта

• Разработка идеи

• Написание сценария

• Сбор ключевых члены команды

• Поиск партнеров и инвесторов

предварительная подготовка

— кастинг актеров

— утверждение съемочной команды

— заключение контрактов и договоров

— разработка бюджета

— КПП, раскадровка, экспликация

— локации, оборудование, реквизит, костюмы, грим

Производство \

— съемка

— логистика

— спецэффекты t

Постпроизводство

— монтаж

— компьютерная графика

— титры

— озвучание

— цветокоррекция

Кинопоказ

— кинотеатральный проказ

— фестивали

— размещение на вторичном рынке

Профсоюзы, союзы кинематографистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство Культуры РФ

Госструктуры: МВД, ФСБ, ФНС и др.

I .

1 , I

Агентства: | ' Услуги:

й, кейтеринг, уборка,

I , ]

исполнителей съемочная группа

коммунальные услуги, аренда оборудования

Инновационные отрасли: компьютерное обеспечение: компьютерная графика, анимация оборудование

Услуги: Звукозапись, музыка, монтаж, дизайн и др.

Кинокомиссии, кинофонды

Транспортно-логистические отрасли Инфраструктура

Туристические отрасли: тематические парки, туры, развитие инфраструктуры

процесс создания кинопродукта

"] обеспечение

--1 кинопроизводства

(поставщики)

: прямое _ . _! влияние

косвенное влияние

участники со стороны спроса

Составлено авторами по материалам источника: [13]

Рис. 1. Место участников кинокластера в процессе создания кинопродукта

Благодаря сотрудничеству друг с другом предприятия аудиовизуальной сферы создают множественные каналы для обмена капиталом, информацией и знаниями. Кинокластеры состоят из компаний, которые задействованы на разных этапах создания аудиовизуального продукта: производства, постпродакшна, дистрибуции и организации кинофестивалей, творческой рабочей силы, а также сетевых и межфирменных отношений между этими компаниями.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации кластеры рассматриваются в качестве новой модели пространственного развития российской экономики. В настоящее время перед рядом российских регионов остро стоит вопрос: выбирать такой инновационный путь или нет.

В регионах кинопроизводство развивается слабо. В основном, кинокомпании отправляются в регионы ради локаций и вынуждены ехать в экспедицию со всем съемочным «караваном» — большим количеством техники, автомобилей и людей. Чаще в регионах не только отсутствуют необходимые условия для кинопроизводства, но и плохо развита инфраструктура. Отсутствие места для размещения и проживания всех членов съемочной группы тормозит продюсеров в выборе отстающих регионов для съемки долгосрочных и масштабных проектов.

С 2016 г. Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) реализует проект «Кино России». Главной задачей проекта является децентрализация кинопроизводства через создание кинематографической инфраструктуры и кинокомиссий в регионах, которые способствуют созданию благоприятных условий для кинопроизводства [14]. Этот проект стал толчком к формированию региональных кинокластеров. На 2022 г. на территории Российской Федерации созданы кинокомиссии и организации, выполняющие их функции в 41 субъекте, в 12 субъектах компенсируют часть затрат (возвращают рибейт) за съемки. В числе первых регионов, вступивших в программу, были Калининградская, Новгородская и Ульяновская области.

Кинокомиссии являются проводником между государством и кинопроизводителям в пределах закрепленной территории (региона, края, республики). Кинокомиссии называются «службой одного окна», поскольку они выполняют множество функций, связанных с организацией кинопроизводства. В России распространена практика регионального финансирования — выплаты рибейта и субсидий. Целью субсидий является поддержка местных авторов, а рибейта - привлечение крупных федерльных проектов. Реализуя проекты в части кинокомиссий и субсидий, регионы заявляют о запуске процесса создания кинокластеров в данных регионах.

На круглом столе «Феномен российского регионального кинематографа», который прошел воВГИКе в июне 2022 г., Д. Якуниным были озвучены сформированные к этому времени четырех модели развития регионального кино в России.

1. Якутская модель — заключается в поддержке местных авторов и историй, основанных на национальной культуре республики. Кинематограф продвигают в кинотеатры, на российские и международные кинофестивали. Важным фактором в формировании данной модели является наличие киностудии. К модели относятся Якутия, Татарстан, Башкортостан.

2. Калининградская модель — заключается в развитии инфраструктуры и системы компенсаций затрат (рибейт) для привлечения федеральных компаний. Кинопроизводство — это бизнес. На старте практически отсутствуют региональные авторы.

3. Пермская модель — базируется на долгосрочных взаимоотношениях местного киносообщества, которое в течение 20 лет проводит кинофестивали и образовательные программ. За это время формируется единое видение и инфраструктура, образование и культура двигаются в одном направлении.

4. Модель новичков — регионы, в которых кино слабо развито. Двигателями индустрии становятся студии по производству рекламы (Новосибирск, Тюмень).

Для успешного формирования кинокластера в регионах необходимо определить локализацию компаний малого и среднего бизнеса аудиовизуального сектора, оказывающих услуги при производстве аудиовизуального продукта.

На 43-м Московском международном кинофестивале в 2021 г. проходила форсайт-сессия на тему «Снимаем кино в России», где прошла презентация всех формирующихся региональных кинокластеров. Наиболее интересный опыт регионов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Региональный опыт развития кинематографа в России

Регион Инфраструктура Образование Результаты

Пермская область Киностудия Продюсерский центр «Ка-призка» Обучение аниматоров и работа над проектами «Союзмультфильма» 50 % рибейт и формирование экосистемы кинопроизводства.

Тюменская область Центр развития регионального медиа «Медиаполис» Программа акселерации, «Ноль плюс» и кинопедагогика Активная работа региональных специалистов на аутсорсинге — саунд-дизайн и VFX для крупных российских и зарубежных проектов

Республика Татарстан Четыре съемочных павильона, свой прокатчик, цеха по производству декораций и пошиву костюмов КазГИК — факультет кино и ТВ, международный кинокампус «Кино за 7 дней», питчинг Премия «Золотая тарелка» и казанский кинорынок, собственное производство фильмов, форум киношкол, 10—15 млн рублей на финансирование регионального кино

Республика Башкортостан Киностудия и кинопавильоны Есть все для полнометражных анимационных, художественных фильмов Студия звукозаписи Dolby Digital Киношколы, Башкирский питчинг дебютантов Фонд при правительстве, Грант Главы республики, создание игры под анимационный национальный фильм

Архангельская область Киностудия и школа кино «Ин-фильм», медиацентр САФУ, поморское кино — онлайн кинотеатр, продюсерский центр Кинокампус — КиноVision, Систематизировано оборудование, локации, места проживания и питания

Свердловская область Перезапуск киностудии Школа кино специалистов «второго звена», документальная кинолабора-тория-«код города», набор С.Безруковым в мастерскую ВГИК Продакшен полного цикла и сервисные услуги

Мурманская область Частные киностудии Частная киношкола «Пе-ченгафильм», мастер-классы Location Tour для продюсеров, дорожная карта, просветительская кампания для малого бизнеса и партнерские программы

Составлено авторами по материалам источника: [15]

Данное исследование подтверждает наличие стартового опыта и желания регионов развиваться в направлении региональной кинематографии. Для достижения результатов регионам важно разработать свою стратегию комплексного долгосрочного развития регионального кинопроизводства.

Регионам, которые начинают развивать кинопроизводство, необходимо уделять внимание не только созданию условий для приезжающих кинокомпаний, производству локальных фильмов и образованию, но также проводить аналитику и знать свою аудиторию. Только комплексный подход позволит создать эффективно работающую модель регионального кинопроизводства. Например, Якутия демонстрирует успешный опыт в этом направлении. Ей удалось получить мировое признание и создать «феномен якутского кино» за счет понимания своей аудитории, базирования кинематографа на локальных историях и культуре и продвижения молодых кинематографистов.

Якутское кино в основном фокусируется на таких жанрах как хоррор и мистика, которые в свою очередь основаны на якутском фольклоре. За годы сформировался и отдельный жанр «ястерн» — якутский вестерн. Якутское кино самобытное, медитативное, медлительное и созерцательное (черты, присуще азиатскому кинематографу). Большим толчком в продвижении местного кино стало наличие региональных кинотеатров и отсутствие федеральных сетей — это дало право определенного квотирования. Кроме того, большой поддержкой являются фестивали, организованные на территории Республики Саха и сфокусированные на локальном кинематографе. На фестивалях поднимаются вопросы не только кинопроизводства в республике, но и места национального кинематографа в глобальном мире. Организация кинопремии — регионального «Оскара» — также стала стимулом для местных авторов.

Некоторые регионы стали создавать партнерские и дружеские взаимоотношения. Так, например, Якутия, Башкортостан и Татарстан создали перекрестный показ региональных фильмов на своих территориях, организовав дни национального кино. Данная практика масштабируется на другие регионы, поскольку у людей появляется потребность узнать национальное кино.

Немалый толчок для регионов дал Всероссийский молодежный кинофорум, организованный Movie Start и молодежным центром Союза кинематографистов. В рамках форума прошли питчинги дебютантов, образовательные программы, круглые столы и др. Данное мероприятие познакомило регионы с киноиндустрией и дало возможность местным творцам проявить навыки презентации проектов. В 2022 г. по инициативе Д. Якунина был создан Фонд поддержки регионального кинематографа.

На круглом столе во ВГИКе были подняты проблемы, которые на данный момент беспокоят регионы.

1. Проблема выхода на дистрибьюторов. Региональные фильмы не желают брать федеральные сети. Причиной служит качество производимого контента. Однако если региональный автор не будет чувствовать связь со зрителем, он не будет развиваться. Также регионы проявили активное желание присоединиться к программе «Пушкинская карта».

2. Регионы не чувствуют финансовой поддержки.

3. Нехватка кадров, среднее кинообразование по стране вообще отсутствует.

4. Проблема образования и подготовки кинопроектов — неумение презентовать проекты и выигрывать финансирование.

5. Из-за отсутствия должного финансирования и инфраструктуры происходит отток кадров из регионов.

6. Сложности, связанные с организационно-правовой формой киностудий. Отсутствует возможность участвовать в питчингах от национальных киностудий, поскольку финансироваться могут только коммерческие организации.

7. Слабая коммуникация и ограниченная информация о деятельности других регионов, из-за чего отсутствует анализ и четкое понимание, как развиваются регионы. Было изъявлено желание создать каталог с региональными фильмами и сайт-календарь со всеми значимыми региональными киномероприятиями и релизами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная киноиндустрия является молодой и динамично развивающейся отраслью, которая влечет за собой высокие технологии и большой оборот финансов, что позволяет инновационно развиваться и улучшать внутреннюю социальную обстановку. Поскольку это молодая отрасль, в ней существует множество нерешенных проблем.

Создание кинокластеров в регионах дает для киноиндустрии толчок в развитии регионального и национального кинематографа. Расширяя географию съемок, проводимых кинокомпаниями, зрители увидят новые истории и локации, связанные исключительно с региональными особенностями. Создание условий для кинопроизводства влечет бо'льшие возможности для крупных кинокомпаний, которые смогут приезжать на съемки в регионы. Для них съемки в регионе сократят затраты. Киноиндустрия сможет получить больше квалифицированных специалистов и новых талантов.

В настоящем исследовании была рассмотрена специфика кластерного подхода в кинопроизводстве, разобраны модели развития регионального кинопроизводства и предпосылки создания кинокластеров в России. Авторами была разработана и представлена взаимосвязь, которая возникает между государством, компаниями, которые непосредственно участвуют в производстве, и компаниями, которые оказывают прямое и косвенное влияние на всех этапах создания аудиовизуального продукта.

Библиографический список

1. Medel A. Film industry clusters: a strategy for urban and regional development? Austral Comunicación. Buenos Aires: Universidad Aus-tral's School of Communication; 2015.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М: Альпина Паблишер, 2015. 600 с.

3. Журавлева Т. «Сносить нельзя ревитализировать». Практическое руководство по созданию креативного кластера. М.; 2019. 111 с.

4. Ланина Л.А., Малышев А.В., Ромодановская Н.Б. Анализ развития аудиовизуального кластера в регионе (на примере международного опыта). Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = n-Economy. 2020;13(6):31-40. https://doi.org/10.18721/JE.13603

5. Малышев А.В. Киноиндустрия как сектор «креативных индустрий»: задачи диверсифицированного подхода. Креативная экономика. 2019;13(7):1401-1410. https://doi.org/10.18334/ce.13.7.40840

6. Малышев А.В., Ланина Л.А. Анализ ресурсного обеспечения региональных кластерных инициатив в регионах России на примере аудиовизуальных кластеров. Креативная экономика. 2021;15(2):341-358. https://doi.org/10.18334/ ce.15.2.111579

7. Kryukov A.I. Creation of a database of films shot in the Kaliningrad region from 1948 to the present. Autumn School of Humanitarian Informatics. Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University; 2017. P. 33-37.

8. Yartsev A.A. Kaliningrad region as an open cinematic platform for films about the Great Patriotic War. In the battles for East Prussia. 75 years of the Great Victory! Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University; 2020. P. 214-227.

9. Кокорин А.М. Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019;(3):58-76.

10. DCMS. Creative Industries Mapping Document 2001. https://static.a-n.co.uk/wp-content/uploads/2016/12/DCMS-Creative-In-dustries-Mapping-Document-2001.pdf (дата обращения: 07.08.2022).

11. Соловьев М.С., Латкин В.В. Креативные индустрии как сектор культуры. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017;(5):10——12.

12. Komorowski M. A novel typology of media clusters. European Planning Studies. 2017;25(8):1334-1356. https://doi.org/ 10.1080/09654313.2017.1303823

13. Gupta M. The LA Motion Picture Industry Cluster. The Microeconomics of Competitiveness: Firms, clusters and economic development (Professor Michael Porter). Harvard Business School; 2006.

14. Ассоциация продюсеров кино и телевидение. https://www.rusproducers.com/ (дата обращения: 07.08.2022).

15. IMD — Film Commission SudTirol. https://www.film.idm-suedtirol.com/it (дата обращения: 07.08.2022).

References

1. Medel A. Film industry clusters: a strategy for urban and regional development? Austral Comunicación. Buenos Aires: Universidad Aus-tral's School of Communication; 2015.

2. Porter M. Competitive strategy. Methodology for analyzing industries and competitors. Moscow: Alpina Publisher; 2015. 600 p.

3. Zhuravleva T. "It is impossible to demolish revitalize. A practical guide to creating a creative cluster. Moscow; 2019. 111 p.

4. Lanina L.A., Malyshev A.V, Romodanovskaya N.B. Analysis of the development of the audiovisual cluster in the region (based on of international experience). St. Petersburg State Polytechnical University journal. Economics = n-Economy. 2020;13(6):31— 40. https://doi.org/10.18721/JE.13603

5. Malyshev A.V The film industry as a sector of "creative industries": the tasks of a diversified approach. Creative Economy. 2019;13(7):1401—1410. https://doi.org/10.18334/ce.13.7.40840

6. Malyshev A.V, Lanina L.A. Analysis of the resource support of regional cluster initiatives in the Russian regions on the example of audiovisual clusters. Kreativnaya ekonomika. 2021;15(2):341—358. https://doi.org/10.18334/ce.15.2.111579

7. Kryukov A.I. Creation of a database of films shot in the Kaliningrad region from 1948 to the present. Autumn School of Humanitarian Informatics. Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University; 2017. P. 33—37.

8. Yartsev A.A. Kaliningrad region as an open cinematic platform for films about the Great Patriotic War. In the battles for East Prussia. 75 years of the Great Victory! Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University; 2020. P. 214—227.

9. Kokorin A.M. Socio-economic processes of the regional film industry's development. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo). = Moscow university bulletin. Series 21. Public administration. 2019;(3):58—76.

10. DCMS. Creative Industries Mapping Document 2001. https://static.a-n.co.uk/wp-content/uploads/2016/12/DCMS-Crea-tive-Industries-Mapping-Document-2001.pdf (accessed 7.08.2018).

11. Soloviev M.S., Latkin VV Creative industries as a sector of culture. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017;(5):10—12.

BecmnuK ynmepcumema № 11, 2022

12. Komorowski M. A novel typology of media clusters. European Planning Studies. 2017;25(8):1334—1356. https://doi.org/ 10.1080/09654313.2017.1303823

13. Gupta M. The LA Motion Picture Industry Cluster. The Microeconomics of Competitiveness: Firms, clusters and economic development (Professor Michael Porter). Harvard Business School; 2006.

14. Association of Film and Television Producers. https://www.rusproducers.com/ (accessed 07.08.2022).

15. IMD — Film Commission SudTirol. https://www.film.idm-suedtirol.com/it (accessed 07.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.