Научная статья на тему 'КИНОМАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КИНОКЛАСТЕРА'

КИНОМАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КИНОКЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КИНОМАРКЕТИНГ / КИНОКЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананишнев Владислав Владимирович

Целью киномаркетинга является коммерциализация отрасли кино и достижение эффективного использования денежных вложений. И вместе с тем, кино является искусством, сферой применения творческих способностей, и поэтому киномаркетинг должен считаться с культурной и социальной функцией кино, то есть, ориентироваться на потребительский спрос зрителей. При использовании возможностей киномаркетинга в создании кинокластеров может быть достигнут синергетический эффект, что и рассматривается на примерах эффективной и неэффективной деятельности по созданию и работе кинокластеров в Калининградской и Ростовской областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ананишнев Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КИНОМАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КИНОКЛАСТЕРА»

Magazine: Clusters. Research and development

Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047

Article: Kinomarketing as a basis for creating a film cluster FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics

Authors: Vladislav Ananishnev

E-mail the authors: ananishnev@yandex.ru

Abstract: The goal of cinema marketing is to commercialize the film industry and achieve the efficient use of cash investments. And at the same time, cinema is an art, an area of application of creative abilities, and therefore cinema marketing must take into account the cultural and social function of cinema, that is, focus on the consumer demand of viewers. When using the capabilities of film marketing in the creation of film clusters, a synergistic effect can be achieved, which is considered on the examples of effective and ineffective activities for the creation and operation of film clusters in the Kaliningrad and Rostov regions._

P.

913

Журнал: Кластеры. Исследования и разработки

Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047

Название статьи: Киномаркетинг как основа создания кинокластера.

FOS: 5.02, Economics and Business

WoS: B.00090, Economics

УДК: 33

ББК: 65.050

ГРНТИ: 06.52.01

РВИНИТИ: 061.51.53.01

РФФИ: 06.6.50

РНФ: 08.1.55

Авторы: Ананишнев Владислав Владимирович. Телефон: +79264794079

Электронная почта авторов: ananishnev@yandex.ru Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Место работы авторов: Москластер

Аннотация: Целью киномаркетинга является коммерциализация отрасли кино и достижение эффективного использования денежных вложений. И вместе с тем, кино является искусством, сферой применения творческих способностей, и поэтому киномаркетинг должен считаться с культурной и социальной функцией кино, то есть, ориентироваться на потребительский спрос зрителей. При использовании возможностей киномаркетинга в создании кинокластеров может быть достигнут синергетический эффект, что и рассматривается на примерах эффективной и неэффективной деятельности по созданию и работе кинокластеров в Калининградской и Ростовской областях.

Стр. 9-13

№ п/п Наименование Содержание

4 Фамилия Имя Отчество рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru Тарасенко Владислав Валерьевич

5 Место работы, должность рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru: МГУТУ им. К.Г. Разумовского

6 Учена степень рецензента, присвоенная или нострифицированная ВАК Минобрнауки России Кандидат философских наук

7 Степень актуальности предоставляемой статьи (соответствие содержания статьи заявленной в названии теме, соответствие современным достижениям науки, доступность читателям с точки зрения языка, стиля, расположения материала, наглядности таблиц, диаграмм, рисунков и формул): Целью киномаркетинга является коммерциализация отрасли кино и достижение эффективного использования денежных вложений. И вместе с тем, кино является искусством, сферой применения творческих способностей, и поэтому киномаркетинг должен считаться с культурной и социальной функцией кино, то есть, ориентироваться на потребительский спрос зрителей. При использовании возможностей киномаркетинга в создании кинокластеров может быть достигнут синергетический эффект, что и рассматривается на примерах эффективной и неэффективной деятельности по созданию и работе кинокластеров в Калининградской и Ростовской областях.

8 Рекомендацию к публикации (в чем конкретно заключаются положительные Данная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может

стороны, а также недостатки статьи, какие исправления и дополнения должны быть внесены автором, целесообразность публикации статьи с учетом ранее вышедших в свет публикаций): быть рекомендована к публикации.

№ п/п Наименование Содержание

4 Фамилия Имя Отчество рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru Положенцева Ирина Вениаминовна

5 Место работы, должность рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru: МГУТУ им. К.Г. Разумовского

6 Учена степень рецензента, присвоенная или нострифицированная ВАК Минобрнауки России Кандидат экономических наук

7 Степень актуальности предоставляемой статьи (соответствие содержания статьи заявленной в названии теме, соответствие современным достижениям науки, доступность читателям с точки зрения языка, стиля, расположения материала, наглядности таблиц, диаграмм, рисунков и формул): Целью киномаркетинга является коммерциализация отрасли кино и достижение эффективного использования денежных вложений. И вместе с тем, кино является искусством, сферой применения творческих способностей, и поэтому киномаркетинг должен считаться с культурной и социальной функцией кино, то есть, ориентироваться на потребительский спрос зрителей. При использовании возможностей киномаркетинга в создании кинокластеров может быть достигнут синергетический эффект, что и рассматривается на примерах эффективной и неэффективной деятельности по созданию и работе кинокластеров в Калининградской и Ростовской областях. Ключевые слова: Кластер, киномаркетинг, кинокластер.

8 Рекомендацию к публикации (в чем конкретно заключаются положительные стороны, а также недостатки статьи, какие исправления и дополнения должны быть внесены автором, целесообразность публикации статьи с учетом ранее вышедших в свет публикаций): Данная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Российская индустрия кинематографии является одновременно отраслью культуры и экономики. С точки зрения культуры создание кинофильма — творческий нематериальный процесс, имеющий своей целью повышение культурного уровня зрителей. С точки зрения экономики создание кинофильма — это создание продукта, приносящего доход. Российская киноиндустрия вплотную подошла к проблеме изучения рынка, и здесь важное место занимает маркетинг. В условиях рыночной экономики маркетинг становится инструментом, без которого невозможна реализация кинопроектов. А применение различных видов маркетинговых стратегий в зависимости от конкретных задач позволяет дифференцированно подходить к каждому проекту и успешно реализовывать как культурную, так и экономическую составляющие [7]. Но применение маркетинговых инструментов пока не является системной концепцией. Отдельные задачи выполняются разными людьми без понимания общего процесса. Необходимость полномасштабного анализа продвижения кинопродукта как части киномаркетинга не вызывает сомнений. Это делает необходимым тщательное и всестороннее изучение данной проблемы с целью выявления приемлемых и эффективных стратегий продвижения кинофильмов на конкурентном рынке кино [9,10,12].

Киномаркетинг — это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей зрителей, также получение прибыли от реализации кинофильма. Это процесс, выявляющий потребности рынка и стимулирующий участников рынка кино реагировать на них [1, 13].

Маркетинг всегда играл ключевую роль в киноиндустрии. Но в конце 70-х эта важность возросла до того уровня, когда маркетинг фильма стал оттенять качество самого фильма. И дело не только в том, что маркетинговые усилия помогают привлекать и окупать финансирование, но они также побуждают аудиторию желать посмотреть фильм не один раз.

Маркетинг сегодня превосходит в важности непосредственно сам процесс кинопроизводства. В конце концов, именно маркетинг определяет, получится ли просто фильм или он соберет внушительные кассовые сборы и станет хитом.

Радикальный скачок в развитии киномаркетинг получил именно в конце 70-х в США с появлением двух блокбастеров «Челюсти» и «Звездные Войны» [6]. Велись споры о том, что, возможно, эти перемены были скорее губительными для кино, чем благотворными, но сейчас маркетинг стал неотъемлемой частью кинопроцесса.

Особенностью маркетинга рынка кино является то, что его игроки при предложении на рынке кинопродукции и киноуслуг должны учитывать не только запросы и платежеспособность потребителей, но и их готовность потратить свое время на потребление этой продукции и услуг.

Целью киномаркетинга является коммерциализация отрасли кино и достижение эффективного использования денежных вложений, и при использовании возможностей киномаркетинга в создании кинокластеров может быть достигнут синергетический эффект. И вместе с тем, кино является искусством, сферой применения творческих способностей, и поэтому киномаркетинг должен считаться с культурной и социальной функцией кино, то есть, ориентироваться на потребительский спрос зрителей [11,12].

Рассмотрим примеры эффективной и неэффективной деятельности по созданию и работе кинокластеров в Калининградской и Ростовской областях.

В России растет интерес к отечественному кинематографу, отмечает Генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин: «Мы увидели хорошую тенденцию - в каждом регионе есть большое количество любителей кино, как и было раньше. И за счет региональной активности, кинематограф сегодняшнего дня возрождается более быстрыми темпами». В июне 2017 года было подписано соглашение с Правительством Калининградской области о создании филиала «Ленфильма» на его территории. Тесное взаимодействие с этой областью директор киностудии объясняет тем, что, во-первых, Калининград представляет особый интерес для кинематографистов - здесь снимались многие военные фильмы, а, во-вторых, сотрудничество инициировано заместителем полномочного представителя президента в СЗФО Михаилом Ведерниковым. «Очень важно, что сотрудничество между правительством Калининградской области и «Ленфильмом» не ограничивается теми пунктами, которые указаны в соглашении - открытием представительства, а предполагает различные форматы, в том числе формат

дискуссионного клуба. Я думаю, что всех нас объединяет желание создать интересное, эффективное пространство, где мы будем обсуждать вопросы современного кино, отечественного кинематографа. Также будем создавать возможности для того, чтобы наши, российские, фильмы снимали в Калининграде», - отметил Михаил Ведерников. «Правительство Калининградской области заинтересовано в создании кинокластера на территории региона. Соглашения о сотрудничестве подписаны также с Фондом кино и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения. При этом регион выделяет средства на поддержку кинопроизводства на своей территории» - подчеркивает Губернатор Антон Алиханов.

В десяти регионах России действует пилотная программа рибейтов для кинобизнеса. В бюджетах Ульяновской и Новгородской областей, к примеру, в 2019 году на компенсацию кинобизнесу предусмотрено около 20 миллионов рублей [8]. Активно работает с кинопроизводителями Приморский край, где еще в 2016 году выплачен первый в России рибейт. В Калининградской области один из самых высоких объемов рибейта в стране - это 20 % от затрат на производство фильма [8]. В 2019 году на эти цели направлено 20 млн рублей. «Если этот опыт будет успешным, мы планируем удваивать, а то и утраивать этот объем», -указывает Губернатор Антон Алиханов: «Важно, чтобы часть средств направлялась на образование и стимулирование активности в молодежной среде. В БФУ при поддержке «Ленфильма», помимо киноклуба, будут открыты курсы для подготовки специалистов в области кинопроизводства. Помимо того, что сюда будут приезжать кинематографисты из других регионов, здесь будет создаваться кинокластер по обслуживанию кинопроизводства. Мы надеемся, что работа с «Ленфильмом» даст новый импульс для развития кинобизнеса в регионе».

Российский кинобизнес инвестировал в кинокластер Калининградской области в 2019 году примерно 400 миллионов рублей. В Светлогорском районе уже действует и тот самый кинокластер, который мог бы появиться на Дону, с общим объёмом инвестиций 1 млрд. руб. При Правительстве создана структура (Автономная некоммерческая организация «Фестивальная дирекция), которая работает со съемочными группами по принципу «одного окна»: оперативное согласование и организация съемок по всей области.

В качестве альтернативы кинокластера в Калининградской области приведем пример Ростовской области. Презентация кинокластера в районе станицы Старочеркасской Ростовской области состоялась в июне 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПЭМФ-2017), работы по созданию которого велись с 2014 года [5]. В Министерстве экономического развития Ростовской области завершилась работа над подготовкой трехстороннего соглашения с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения по созданию кинокластера [2]. Предварительная стоимость проекта оценивалась в 3 млрд. рублей. Администрация для создания кинокластера выделила 20 га земли в Аксайском районе [4]. Кроме того, с 2017 года в России действует программа рибейтов (налоговых возвратов), по которой местные бюджеты возмещают кинопроизводителям часть средств на съемочный

процесс - если съемки ведутся в регионе. Программа действует в десяти регионах,

в том числе - и в Ростовской области. На сегодняшний день все работы в

кинокластере Ростовской области приостановлены, реквизит похищен [3].

Список литературы:

1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2004. С. 22-23.

2. В Ростовской области построят крупнейший в России кинокластер [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://life.ru/p/895228

3. Донской кластер остался лишь в декарациях. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:https://kg-rostov.ru/questions/donskoy-kinoklaster-ostalsya-lish-v-dekoratsiyakh/

4. Кинокластер построят в районе станицы Старочеркасской Ростовской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://cityreporter.ru/kinoklaster-postroyat-v-raj one-stanitsy-starocherkasskoj -rostovskoj -oblasti/

5. Кинокластер Ростовской области презентуют на Петербургском международном экономическом форуме [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://cityreporter.ru/66988-2/

6. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России. М.: Аспект Пресс. 2009. С. 100.

7. Маркетологи [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: www.marketologi.ru.

8. Объем рибейтов для кинематографистов в Калининградской области могут значительно увеличить [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://fedpress.ru/article/1852088

9. СидоренкоВ.И. Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 411.

10. Ф. Котлер. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2007. С. 402.

11. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

12.Шевченко Д. Киномаркетинг: теория и практика продвижения. Часть 1. Теория киномаркетинга. Практический маркетинг. М.: Агентство Би Си Ай Маркетинг, № 12, 2013.

13.Шевченко Д.А 3000 терминов. Реклама. Маркетинг. PR. М.: МГОУ, 2009. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.