DOI: 10.18721/JE.13603 УДК 332.1
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА)
Ланина Л.А., Малышев А.В., Ромодановская Н.Б.
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова,
Москва, Российская Федерация
Настоящее исследование посвящено анализу процесса организации и начальному этапу деятельности регионального аудиовизуального кластера. Рассмотрены элементы реформирования региональной политики и процесс частно-государственного диалога в условиях создания аудиовизуального кластера. Исследованы основные направления взаимодействия администраций региона с организациями кинематографии на начальном этапе создания аудиовизуального кластера. Государственная политика в отношении кластеров аудиовизуального сектора часто рассматривает их как стратегию экономического развития, направленную на повышение национальной и международной конкурентоспособности и инновационности за счет создания экспортной продукции (аудиовизуального проекта) и рабочих мест. Историческая и культурная обеспеченность региона, средний размер творческих отраслей в регионе, размер самой территории, разнообразие бизнес-структур, емкость человеческого капитала являются общими факторами, создающими перспективы создания аудиовизуального кластера в регионе. В настоящее время аудиовизуальные кластеры создаются по всему миру, но не все могут сформировать конкурентные преимущества и быть одинаково успешными. Очень важны стратегия развития и подходы к формированию конкурентных преимуществ. К достоинствам данного кластера, на наш взгляд, следует отнести реализацию процесса формирования и удержания долгосрочных и прочных взаимоотношений между участниками кластера, формирование потенциала эффективной системы управления информационными, финансовыми и материальными потоками в рамках кластера, разграничение компетенций между участниками кластера, прозрачность в деятельности кластера, меры региональной политики, в том числе по привлечению научных и образовательных центров и подготовки специалистов для работы в условиях кластера. Проведенное исследование представляется актуальным в условиях зарождения региональных аудиовизуальных кластеров в отдельных регионах России на текущем этапе. В рамках настоящего исследования авторами ставилась задача провести анализ направлений реализации практического опыта начального этапа развития кластера аудиовизуального сектора на примере испанского региона Наварра (Navarra). Авторы акцентируют внимание на социальной и институциональной зависимости кинокластера на начальном этапе жизненного цикла.
Ключевые слова: киноиндустрия, аудиовизуальный кластер, налоговые стимулы, региональная политика
Ссылка при цитировании: Ланина Л.А., Малышев А.В., Ромодановская Н.Б. Анализ развития аудиовизуального кластера в региона (на примере международного опыта) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 6. С. 31-40. DOI: 10.18721/ JE.13603
Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://crea-tivecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE AUDIOVISUAL CLUSTER IN THE REGION (BASED ON INTERNATIONAL EXPERIENCE)
L.A. Lanina, A.V. Malyshev, N.B. Romodanovskaya
S.A. Gerasimov All-Russian State Institute of Cinematography, Moscow, Russian Federation
This study is devoted to the analysis of the organization process and the initial stage of the regional audiovisual cluster. The authors consider the elements of regional policy reform and the process of public-private dialogue in the context of creating an audio-visual cluster, as well as study the main directions of the interaction between regional administrations and cinematographic organizations at the initial stage of creating an audiovisual cluster. Government policies regarding audiovisual clusters often view them as an economic development strategy aimed at increasing national and international competitiveness and innovation through the creation of export products (audiovisual projects) and jobs. The historical and cultural security of the region, the average size of creative industries in the region, the size of the territory itself, the diversity of business structures, and the capacity of human capital are common factors that form prospects for creating an audiovisual cluster in the region. Currently, audiovisual clusters are being created all over the world, but not all can form competitive advantages and be equally successful. The development strategy and approaches to providing competitive advantages are very important. The advantages of this cluster, in our opinion, include forming and maintaining long-term and strong relationships between cluster participants, building the capacity of an effective system for managing information, financial and material flows within the cluster, delineating competencies between cluster participants, transparency in cluster activities, regional policy measures, including employing research and educational centers and training specialists to work in the cluster. This research is relevant in the context of the emergence of regional audiovisual clusters in certain regions of Russia at the current stage. In this study, the authors set out to analyze the directions of implementation of the practical experience of the initial stage of development of the audiovisual sector cluster on the example of the Spanish region of Navarra. The authors focus on the social and institutional dependence of the movie cluster at the initial stage of its life cycle.
Keywords: film industry, audiovisual cluster, tax incentives, regional policy
Citation: L.A. Lanina, A.V. Malyshev, N.B. Romodanovskaya, Analysis of the development of the audiovisual cluster in the region (based on international experience), St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 13 (6) (2020) 31-40. DOI: 10.18721/JE.13603
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)
Введение
Концепция кластеров стала набирать популярность в мировой теории и практике четверть века назад, отражая растущий интерес ученых, политиков и бизнес-управленцев как к самому феномену кластеров, так и к их преимуществам в достижении более динамичного экономического роста [1].
Кластерная концепция тесно связана с работами Майкла Портера. Кластерная организация, по мнению Портера, является результатом объединения в пространстве компаний и организаций, которые предоставляют знания и/или технологии, активно участвуют в процессах совместного обмена, направленных на получение дополнительных преимуществ и выгод от реализации совместных проектов [2].
Модель кластерного взаимодействия Портера взята из концепции бизнес-стратегии «цепочки создания стоимости», согласно которой конкурентные преимущества компании зависят от того, как происходит управление деятельностью по всей цепочке создания продукта и его реализации. Поскольку этот процесс включают взаимодействие с различными контрагентами, то территориальная близость может иметь важное значение для успешного взаимодействия и стратегии компании. Важность этих прямых отношений возрастает по мере развития вертикальной интеграции.
К 2000-м гг. термин «кластер» укоренился в мировой литературе, освещающей вопросы организации производства, регионального развития и инноваций, а кластерная идея приобрела выраженный кросс-дисциплинарный характер. Это во многом объясняется важностью инноваций и творческого потенциала, которые рассматриваются как фундаментальные факторы экономи-
ческого развития и процветания в экономике знаний, особенно для небольших регионов, привязанных к традиционным отраслям.
Предпосылками кластерообразования является концентрация участников, их территориальная близость, доля малых и средних предприятий в кластере, научно-технологический и образовательный потенциал территории, стремление к структурным изменениям, кооперация в индустрии и науке, стратегия развития кластера, природный потенциал. Кластерообразование происходит в тех видах экономической деятельности, которые недостаточно обеспечены инвестициями, для развития нуждаются в объединении ресурсов, в том числе через механизмы государственной поддержки [3].
В свою очередь, вопросы создания и развития кластеров на базе культурных индустрий стали актуальными темами в контексте инициатив по ускорению экономического роста в конкретных географических местоположениях, будь то города, регионы или страны. Одной из областей, в которой кластеры проявили себя наилучшим образом, является аудиовизуальная сфера. Кооперация компаний аудиовизуального сектора, предлагаемая кластерной моделью, является носителем инноваций для широкого спектра компаний как внутри киноиндустрии, так и за ее пределами, благодаря возможностям реализации аудиовизуального продукта в широком спектре видов деятельности.
В рамках промышленной структуры, в которой производство, в основном, организовано в форме временных и гибких проектов, географическая кластеризация киноиндустрии имеет важное значение для достижения лучших результатов, поскольку она облегчает создание сетей и расширяет возможности для потенциального сотрудничества между высококвалифицированными специалистами [4].
В настоящее время в аудиовизуальном секторе сформировались центры кинопроизводства, функционирующие в формате кластера, существенно отличающиеся друг от друга по плотности скопления локализованных производителей и по транслокальным сетям сотрудничества, основанным на проектах. В основном, процесс развития аудиовизуальных кластеров реализуется в городской среде. Это связано, в первую очередь, с возможностями привлечения персонала, особенно в области технологий фильмопроизводства, а также доступа к соответствующим исследовательским центрам и учебным заведениям. Также важно отметить, что известные сегодня в международной киноиндустрии аудиовизуальные кластеры создавались длительное время и по инициативе снизу, т.е. в большей степени «естественным» путем: Голливуд (США), Болливуд (Индия), Ванкувер и Торонто (Канада), Глазго (Шотландия), Стамбул (Турция), Кельн (Германия), Лондон (Великобритания) и др.1
В то же время в мировой практике появляются аудиовизуальные кластеры по инициативе региональных властей, считающих, что аудиовизуальная сфера может повысить престиж конкретного сектора в конкретном регионе на местном и международном уровнях. В этом случае в условиях региона городская среда является лишь центром, объединяющим членов кластера. Специфика аудиовизуальной сферы позволяет вовлекать в деятельность кластера и поселения за пределами городской черты, расширяя границы кластера до уровеня региона в целом.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. кластеры рассматриваются в качестве новой модели пространственного развития российской экономики.
Актуальность исследования. Настоящее исследование представляется актуальным в условиях зарождения региональных аудиовизуальных кластеров в отдельных регионах России на текущем этапе. В ряде регионов России готовятся или уже запускаются проекты по созданию региональных кинокластеров (Ульяновская обл., Калининградская обл., Мурманская обл. и т.д.). Москва
1 Hayes R. Funding for films, television and other audio-visual works in Western Europe. CMS Legal Services EEIG, 2020. 24 p. URL: https:// cms.law/en/int/publication/funding-for-films-television-and-other-audio-visual-works-in-western-europe (дата обращения: 19.10.2020)
и Санкт-Петербург исторически являются концентрированными центрами кинопроизводства (9394 и 1827 зарегистрированных организаций с кодом ОКВЭД 59.11 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ»). Соответственно, регионы вступают в жесткую конкурентную борьбу за создание региональной инфраструктуры аудиовизуального кластера, способной привлечь организации аудиовизуального сектора.
Историческая и культурная обеспеченность региона, средний размер творческих отраслей в регионе, размер самой территории, разнообразие бизнес-структур, емкость человеческого капитала являются общими факторами, создающими перспективы создания аудиовизуального кластера в регионе. Учет пространственной специфики является основой формирования эффективных стратегий, связанных с использованием эндогенного потенциала территорий для обеспечения стабильного и сбалансированного социально-экономического развития [5].
На этом фоне следует отметить, что в мировой практике существуют примеры создания аудиовизуальных кластеров на небольших территориях по инициативе местных властей. Соответственно, изучение позитивного опыта территорий, уже реализовавших подобные проекты, является основой для последующей разработки собственных перспективных решений.
Своевременное изучение и использование передового опыта в региональном развитии способствуют тому, что многие управленческие и организационные технологии, уже ранее разработанные и опробованные, могут быть реализованы и в условиях иного региона на этапе создания и начального развития аудиовизуального кластера.
Цель исследования — рассмотреть процессы взаимодействия кластера, его участников и местных органов и идентифицировать основные мероприятия на начальном этапе создания аудиовизуального кластера, основные факторы, стимулирующие его становление, а также сделать выводы о формировании внутри кластера реляционной близости как основы дальнейшего развития кластера.
Объект исследования — региональный аудиовизуальный кластер CLAVNA (Cluster audiovisual de Navarra) в Испании.
Методы исследования
В исследовании применены общенаучные и специальные методы на основе системы процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик, систематизации и обобщения полученных результатов.
Результаты исследования
Во многих странах сложились различные модели государственной политики в отношении кластеров, однако в большинстве своем они схожи в методах поддержки развития кластеров. К основным методам. следует отнести программы финансирования инноваций, технологий и НИ-ОКР, налоговые льготы, продвижение предпринимательства, стартапов, информационную поддержку деятельности кластера.
Региональная поддержка киноиндустрии в Испании появилась в процессе федерализации страны: опираясь на собственную налоговоую систему и нормативно-правовую базу, некторые автономные регионы стали целенаправленно создавать аудиовизуальную структуру.
Наварра — относительно небольшой регион (площадь 10391 км2; 640,6 тыс. человек по данным 2016 г.).
В 2009 г. Правительством Наварры была создана Кинокомиссия Наварры (Navarra Film Commission) для привлечения кинематографистов в регион. В задачи кинокомиссии входит организация доступности различных ресурсов региона для кинопроизводителей. По сути, кинокомиссия выступает в качестве связующего звена между продюсерами, с одной стороны, и всеми службами и организациями, необходимыми для обеспечения кинопроизводства, с другой. Тем
самым деятельность кинокомиссии формирует экономическую и культурную политику региона в аудиовизуальной сфере и способствует созданию экономических выгод (прямых, косвенных, индуцированных) для региона (увеличение числа местных организаций и рабочих мест, приток туристов, развитие местных профессиональных компетенций в аудиовизуальной сфере, продвижение имиджа территории).
На тот момент осуществлялись точечные съемки испанскими кинематографистами в специфических локациях Наварры и проводились два ежегодных кинофестиваля: Международный кинофестиваль молодых кинематографистов в Памплоне (Festival de Cine de Pamplona, с 2000 г.) и Международный кинофестиваль документального кино "Punto de Vista" («Точка зрения», с 2005 г.).
Кинокомиссия Наварры запустила в 2012 г. новый ежегодный кинофестиваль "Navarra Tiera de Cine" («Наварра, территория кино») — конкурс короткометражных фильмов, которые должны быть сняты в Наварре и демонстрировать возможности локаций для будущих кинопроектов. В 2013 г. в наваррском городе Тудела стартовал национальный кинофестиваль испанского кино "Festival de Cine Opera Prima Ciudad de Tudela".
Деятельность Кинокомиссии Наварры, несомненно, улучшила узнаваемость региона в кинематографической среде, благодаря чему в 2010-2015 гг. в регионе было реализованы 52 кинопроекта2.
Определение инновационного потенциала в аспекте региона конкретизируется совокупностью интеллектуального (научного) потенциала. В регионе действовало три университета, имелось большое количество научно-исследовательских и технологических центров. Около 17% всего активного населения было занято в качестве научно-исследовательского персонала (НТР) с распределением: 56% исследователей работали в частном секторе, а 43% — в сфере высшего образования и государственного управления. Из 17 испанских регионов Наварра одна из немногих демонстрировала интенсивность НИОКР выше среднего показателя по ЕС3.
Показатель численности занятых в экономике считается традиционным для анализа географической концентрации, региональной специализации и других характеристик распределения экономической активности в пространстве [6]. Проведенный в 2014 г. Департаментом культуры, спорта и молодежи правительства Наварры анализ креативных индустрий показал, что культурный и творческий сектор в Наварре насчитывает около 2000 предприятий и фрилансеров с общим количеством участников около 5 тыс. человек. Таким образом, в регионе существовал определенный инновационный и аудиовизуальный потенциал, который можно было принимать во внимание в целях модернизации региональной политики.
Введение на территории налоговых льгот и субсидий на затраты для кинопроизводителей является общепринятой мировой практикой. Благодаря такой поддержке местных властей и последующему развитию базы киноуслуг на территории в регионах создаются центры аудиовизуальных проектов. В 2016 г. правительство Наварры целенаправленно для привлечения представителей киноиндустрии ввело следующие налоговые льготы:
♦ инвестиции в испанскую кино- и аудиовизуальную продукцию дают право на налоговый вычет в размере 35%;
♦ исполнительный продюсер аудиовизуальной продукции имеет право на налоговые льготы в размере 35% от затрат на производство, понесенных на территории Наварры;
♦ расходы на исследования и технологические инновационные разработки, в том числе на приобретение основных средств, осуществленные на территории Наварры, возвращаются в размере до 40%;
2 Comunidad Foral de Navarra. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/tools-databases/regional-innovation-monitor/ base-profile/chartered-community-navarre
3 Campillo I., Arregui-Pabollet E., Prieto J.G. Higher education for smart specialisation. The case of Navarre, Spain. JRS Technical report, 2017. 81 p. URL: https://s3platform.jrc.ec.europa.eu/documents/20182/221449/HESS+Technical+report+Navarra.pdf/200cfdc8-9295-4e39-be5d-37d4e906313f (дата обращения: 20.10.2020)
♦ расходы на технологическое обслуживание исследований и технологических инновационных разработок, осуществленные на территории Наварры, возвращаются в размере до 15%4.
Важно отметить, что налоговый вычет в размере 35% на корпоративный налог (налог на прибыль) направлен не только непосредственно на инвесторов, но и может быть интересен финансовым агентствам, банкам, консалтинговым компаниям и т.д.
Анимация является важной частью аудиовизуального ландшафта, всегда находится на стыке творчества, технологий и предпринимательства и быстро развивается благодаря использованию достижений новейших технологий. И здесь важно отметить, что инновационная система является неотъемлемой частью социально-экономического организма территории. Ее возможности и особенности во многом предопределяются специализацией региона, его положением в системе центр - периферия, наличием и структурой спроса на инновации [7]. Когда дело доходит до поиска прорывных решений, как технологических, так и художественных, анимационные студии опережают кривую изменений в принятии новых технологий и тестировании новых бизнес-моделей. Благодаря 40%-ному налоговому вычету для НИОКР и технологических инноваций Наварра стала привлекательной для анимационных киностудий и компаний, оказывающих услуги постпродакшн.
За 2015-2017 гг. в регионе были реализованы уже 206 аудиовизуальных проектов (общее количество съемочных дней составило 1330 дней). Прямые расходы кинопроизводства в регионе за это же время составили 37,4 млн евро, из которых за 2017 г. — 16,1 млн евро. Общее количество проектов с 2016 по 2017 г. увеличилось с 61 до 70. Рост был основан на съемках игровых фильмов (от 7 до 12) и сериалов, четыре из которых были реализованы в 2017 г. Общий экономический эффект в регионе был оценен в 63,7 млн евро, а поступление налогов в бюджет региона Наварры составило 8,2 млн евро5.
Накопленный потенциал в области аудиовизуального сектора позволил правительству региона принять решение о создании в 2017 г. в регионе аудиовизуального кластера CLAVNA (Clúster audiovisual de Navarra).
Концепция региональной кластеризации заключается в привлечении в регион инвестиций и предпринимательских структур посредством оптимизации собственного потенциала территории, предполагающего диверсификацию экономики, новые рабочие места и новые специальности росте доходов и платежеспособности населения, а также использовании передовых технологий и инноваций в производственной конъюнктуре региона [8].
К ключевым элементам, определяющим региональное развитие, следует отнести, в первую очередь, экзогенные элементы [9]. В данном случае это развитие новой инфраструктуры на основе решений региональных властей, являющееся катализатором аудиовизуальной деятельности в регионе. Среди эндогенных элементов, позволяющих инициировать процесс внутреннего развития, следует также выделить увеличение аудиовизуальных проектов на территории и вовлеченность в эти проекты местных предпринимателей.
Для централизованного управления деятельностью кластера необходим особый орган в виде юридического лица с составом из представителей руководства каждого из участников кластера [10]. Для управления CLAVNA была зарегистрирована управляющая компания в форме некоммерческой организации, сформирован Наблюдательный совет из представителей организаций-членов кластера.
Характеризуя в целом кластерную программу региона, следует отметить, что в процесс вовлечены несколько министерств и их аффилированные агентства. Такую структуру управления
4 Who is who 2020: Animation from Spain. ICEX Spain Trade and Investment, 2020. 75 p. URL: https://3dwire.es/wp-content/uploads/2020/03/ WhoisWhoAnimationFromSpain2020.pdf (дата обращения: 18.10.2020)
5 Navarra Film Commission presents its first qualitative and economic analysis of assisted filming projects ever: Report of the last 3 2020s of activity in the region. Shooting in Spain. 02.12.2018. URL: http://www.shootinginspain.info/en/news/navarra-film-commission-presents-its-first-qualitative-and-economic-analysis-of-assisted-filming-projects-ever-report-of-the-last-3-years-of-activity-in-the-region (дата обращения: 19.10.2020).
можно определить как матричную. Подобный вариант представляет собой расширенную версию специализированного подхода к организации кластерных программ, однако характеризуется большей гибкостью. Он не снимает вопроса межведомственной координации, проблемы которой делегируются на уровень специализированных агентств; данный вариант эффективен при четком межведомственном разграничении задач [11].
В качестве поддержки деятельности организаций-членов кластера CLAVNA заявлены следующие цели:
♦ поддержка интернационализации (доступ к рынкам третьих стран);
♦ оказание помощи в доступе к частному финансированию (подключение к инвесторам, венчурному капиталу, краудфандингу и т. д.);
♦ организация доступа к технологическим услугам;
♦ тренд скаутинг (trend scouting — помощь в разработке идей для инновационных проектов);
♦ периодическое распространение информации о деятельности киносообщества кластера, рекламные мероприятия в интересах резидентов кластера6.
В качестве источников финансирования кластер привлек компанию, аффилированную с Правительством Наварры, в формате венчурного капитала; при содействии властей региона был получен инвестиционный кредит от международного банка Tridos Bank, поддерживающего социально-значимые проекты7.
Более благоприятные предпосылки для производства, передачи и адаптации новых знаний формируются в региональных инновационных кластерах, включающих в себя малые и крупные предприятия, во взаимосвязи с университетами и научными центрами.
В этом направлении кластеру удалось сформировать комплекс образовательных программ в интересах предприятий-резидентов кластера (см. табл. 1).
Таблица 1. Комплекс образовательных программ инициированных CLAVNA Table 1. A set of educational programs initiated by CLAVNA
Платформа реализации Образовательная программа Примечание
Городской совет Памплоны Курс повышения квалификации, полностью посвященный аудиовизуальным техникам и цифровому творчеству (300 ак. час. в течение 4 мес.) В рамках существующей постоянной программы обучения предпринимателей (Pamplona Emprende). По итогам обучения слушатели защищаются предпринимательским проектом в области цифровых и визуальных решений
Государственный университет Наварры Программы «Плана обучения для аудиовизуальной индустрии в Наварре» В рамках дополнительного образования
Государственный университет Наварры Дисциплина «Разработка видеоигр и приложения виртуальной реальности» на факультете компьютерной инженерии Преподавание осуществляется профессиональными кинематографистами из анимационных студий — членов кластера
Государственный университет Наварры Магистратура факультета коммуникаций для специалистов по направлению «аудиовизуальная индустрия» В сентябре 2020 г. было соглашение о сотрудничестве между CLAVNA и Университетом Наварры о предоставлении специальной скидки (20%) по оплате обучения
Составлено авторами по данным: CLAVNA. URL: http://clavna.com/; Ayuntamiento de Pamplona. URL: https://www.pamplona.es/; [11].
Государственный университет Наварры (La Universidad Pública de Navarra, UPNA)8 с 2018 г. входит в состав членов кластера и формирует программы обучения в сотрудничестве с руководя-
6 Clúster audiovisual de Navarra CLAVNA. URL: http://clavna.com/
7 Sodena (Sociedad de Desarrollo de Navarra). URL: https://www.sodena.com/; Tridos Bank. URL: https://www.triodos.co.uk/
8 La Universidad Publica de Navarra (UPNA) URL: http://www.unavarra.es/
щим центром CLAVNA, представителями аудиовизуального сектора, Министерства образования и Службы занятости Наварры. Со своей стороны, CLAVNA осуществляет поиск компаний аудиовизуального сектора для приема студентов UPNA на стажировки.
Одной из задач кластерных организаций является оказание консультационной помощи членам и партнерам кластера, поэтому все большее количество кластеров обращается за содействием к консалтинговым компаниям [12]. CLAVNA также в 2020 г. начала сотрудничество с консалтинговой компанией ZABALA Innovation Consulting9, специализирующейся на проектах в области инновационных решений для аудиовизуальной индустрии.
Вовлеченные участники являются ядром кластера и способствуют развитию кластера. На текущем этапе численный состав участников CLAVNA составляет 34 компании. Из них не все являются непосредственно кинопроизводителями (например, налоговые консалтинговые компании Arpa и Bestax, кинотеатры Reyes, Maisonnave и Atxaspi, туристические агентства Navarsol и Viajes San Fermín, Ассоциация по защите авторских прав Intangia и т.д.), что особенно важно для развития кластера.
Рассмотренные процессы взаимодействия кластера, его участников и местных органов власти позволяют сделать выводы о формировании внутри кластера реляционной или организационной близости. Существование организационной близости означает, что члены кластера, априори независимые, устанавливают согласованные процедуры координации для достижения общих взаимосвязанных целей, разделяют одни и те же схемы производства, коммуникаций и инноваций.
Заключение
Реализация региональной кластерной политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, целью которых является создание наиболее благоприятной среды для участников кластера, в том числе на пути обмена знаниями и навыками, установлению взаимодействия между различными участниками кластера.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что создание аудиовизуального кластера на территории осуществляется поэтапно. В совокупности задачей каждого этапа является создание кластерной среды как на подготовительном, так и начальном этапе деятельности кластера. Сюда следует отнести:
♦ проведение в регионе на постоянной основе международных кинофестивалей, направленных на создание общественных институций и совершенствующих культурную инфраструктуру региона;
♦ создание региональной кинокомиссии, координирующей государственное и частное партнерство с кинопроизводителями в экономических и социально-общественных интересах региона;
♦ введение пакета региональных налоговых льгот для аудиовизуальной сферы (в интересах непосредственно кинопроизводства и инвесторов), мотивирующих расходы на исследования и технологические инновационные разработки, связанные с аудиовизуальным сектором в регионе;
♦ региональное административное и финансовое содействие в реализации мероприятий управляющей компании кластера;
♦ направление усилий на создание привлекательной рабочей среды путем поддержки образовательных и учебных (производственных) программ, а также на совершенствование местной инфраструктуры в интересах развития аудиовизуального кластера;
♦ формирование многосторонней координации между различными участниками кластера и заинтересованными сторонами, развитие сети сотрудничества.
В результате проведенного исследования рассмотрены основные мероприятия на начальном этапе создания аудиовизуального кластера, а также основные факторы, стимулирующие его ста-
9 ZABALA Innovation Consulting. URL: https://www.zabala.eu/
новление. Благодаря эффекту реляционной близости в условиях частно-государственного партнерства кластер получает потенциал возможностей перехода на следующий этап своего развития.
Локализация аудиовизуальных предприятий и связанных с ними синергетически компаний в условиях региональной поддержки создает конкурентное преимущество и возможность для развития специализации региона на данном виде деятельности.
Направления дальнейших исследований. Предполагается сконцентрироваться на практических аспектах деятельности аудиовизуального кластера и формировании комплекса ключевых показателей оценки эффективности его функционирования в условиях региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Когда и почему региональные кластеры становятся базовым звеном современной экономики // Балтийский регион. 2019. № 11—3. С. 61—91. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-3-4
2. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2018. 947 с.
3. Иванова О.П. Взаимовлияние производственной специализации региона и внутрирегиональных кластеров // Экономика региона. 2018. № 14-4. С. 1207-1220. DOI: 10.17059/2018-4-12
4. Малышев А.В. Киноиндустрия как сектор «креативных индустрий»: задачи диверсифицированного подхода // Креативная экономика. 2019. № 13-7. С. 1401-1410. DOI: 10.18334/ ce.13.7.40840
5. Фролов Д.П., Соловьева И.А. Будущее стратегий территориального развития: анализ современных методологий // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10. С. 28-45.
6. Растворцева С.Н. Инновационный путь изменения траектории предшествующего развития экономики региона // Экономика региона. 2020. № 16-1. С. 28-42. DOI: 10.17059/2020-1-3
7. Голова И.М., Суховей А.Ф. Дифференциация стратегий инновационного развития с учетом специфики российских регионов // Экономика региона. 2019. № 15-4. С. 1294-1308. DOI: 10.17059/2019-4-25
8. Чарыкова О.Г., Маркова Е.С. Региональная кластеризация в цифровой экономике // Экономика региона. 2019. №15-2. С. 409-419. DOI: 10.17059/2019-2-8
9. Гребёнкин И.В. Тенденции изменения промышленной специализации и динамика развития российских регионов // Экономика региона. 2020. № 16-1. С. 69-83. DOI: 10.17059/2020-1-6
10. Мерзликина Г.С., Бабкин А.В., Пшеничников И.В. Совершенствование модели инновационного регионального кластерообразования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 4. С. 129-139. DOI: 10.5862/JE.223.12
11. Марков Л.С., Петухова М.В., Иванова К.Ю. Организационные структуры кластерной политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 3. С.140-162.
12. Грошев А.Р., Дубровская Е.Н. Инструментарий поддержки кластерных инициатив (обобщение практики поддержки кластерных инициатив в странах с федеративным устройством) // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 10-4. С. 945-964.
REFERENCES
1. N.V. Smorodinskaya, D.D. Katukov, When and why regional clusters become basic building blocks of modern economy. The Baltic Region, 2019, no. 11-3, pp. 61-91. (rus). DOI: 10.5922/2079-85552019-3-4
2. M. Porter, Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnyye preimushchestva stran [International competition. Competitive advantages of countries]. Moscow, Alpina Publisher, 2018. 947 p. (rus)
3. O.P. Ivanova, Influence of regional industrial specialty to the emergence of intraregional clusters. Ekonomika regiona, 2018, no. 14-4, pp. 1207-1220. (rus). DOI: 10.17059/2018-4-12
4. A.V. Malyshev, The film industry as a sector of "creative industries": the objectives of a diversified approach. Kreativnaya ekonomika, 2019, no. 13-7, pp. 1401-1410. (rus). DOI: 10.18334/ce.13.7.40840
5. D.P. Frolov, I.A. Solov'eva, The future of territorial development strategies: An analysis of modern methodologies. Regional Economics: Theory and Practice, 2016, no. 10, pp. 28-45. (rus)
6. S.N. Rastvortseva, Innovative path of the regional economy's departure from the previous path-dependent development trajectory. Ekonomy of Region, 2020, no. 16-1, pp. 28-42. (rus). DOI: 10.17059/2020-1-3
7. I.M. Golova, A.F. Sukhovey, Differentiation of innovative development strategies considering specific characteristics of the Russian regions. Ekonomika regiona, 2019, no. 15-4, pp. 1294-1308. (rus). DOI: 10.17059/2019-4-25
8. O.G. Charykova, E.S. Markova, Regional clustering in the digital economy. Ekonomika regiona, 2019, no. 15-2, pp. 409-419. (rus). DOI: 10.17059/2019-2-8
9. I.V. Grebenkin, Trends in industrial specialization and development dynamics in the russian regions. Ekonomika regiona, 2020, no. 16-1, pp. 69-83. (rus). DOI: 10.17059/2020-1-6
10. G.S. Merzlikina, A.V. Babkin, I.V. Pshenichnikov, Upgrading innovation regional cluster building model. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 4, pp. 129-139. (rus). DOI: 10.5862/JE.223.12
11. L.S. Markov, M.V. Petukhova, K.Y. Ivanova, The cluster policy organizational structures. Journal of the New Economic Association, 2015, no. 3, pp. 140-162. (rus)
12. A.R. Groshev, E.N. Dubrovskaya, Cluster initiatives supporting tools (summarizing the practice of cluster initiatives support in countries with federal structure). Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 2020, no. 10-4, pp. 945-964. (rus)
Статья поступила в редакцию 29.10.2020.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS
ЛАНИНА Лилия Анатольевна
E-mail: [email protected] LANINA Liliya A.
E-mail: [email protected]
МАЛЫШЕВ Антон Владимирович
E-mail: [email protected] MALYSHEV Anton V.
E-mail: [email protected]
РОМОДАНОВСКАЯ Нана Борисовна
E-mail: [email protected] ROMODANOVSKAYA Nana B.
E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020