Научная статья на тему 'Интеграция российской киноотрасли в мировой кинобизнес в условиях глобализации'

Интеграция российской киноотрасли в мировой кинобизнес в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3011
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КИНЕМАТОГРАФИЯ / КИНОПРОКАТ / КИНОИНДУСТРИЯ / КИНОБИЗНЕС / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ / GLOBALIZATION / INTEGRATION / COMPETITIVENESS / CINEMATOGRAPHY / FILM DISTRIBUTION / FILM INDUSTRY / FILM BUSINESS / CULTURAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колобова Евгения Юрьевна,

Производство кинофильмов мирового уровня требует постоянного развития интегрированной инфраструктуры, а также наличия совместной материально-технической базы и инвестиционных фондов для создания и реализации совместных кинопродуктов. Глобальная интеграция киноискусства, как социально-экономическая и культурная трансформация, исследована в статье с применением методов позитивного и нормативного анализа, дискурс-анализа, статистического и структурно-логического методов. В результате проведенного анализа влияния процесса глобализации на киноотрасль выявлены различные формы глобальной интеграции мировой киноиндустрии в условиях глобализации. С помощью эмпирического исследования международного кинорынка определены различные модели интеграционных стратегий. В статье исследуются проблемные аспекты влияния зарубежной культуры на российский кинематограф, представляющий собой один из элементов национальной культуры, и разработку управленческих решений, связанных с достижением конкурентных преимуществ российскими кинокомпаниями в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колобова Евгения Юрьевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE RUSSIAN FILM INDUSTRYINTO THE WORLD FILM BUSINESS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The continuous development of an integrated infrastructure is a core issue in the production of world-class fi ms which also needs a joint material and technical base and the availability of investment funds for the creation and implementation of high level movies. Global consolidation of efforts by the creative specialists significantly increases the competitiveness of the fi m project, forms the interest of investors in it, thereby increasing the attractiveness of the national cultural product. As a result of the analysis of the impact of the globalization process on the fi m industry, various forms of global integration of world fi m industry in terms of globalization are revealed. Using an empirical study of the international fi m market, various models of integration strategies used in the world cinema space are determined based on the mechanisms of state regulation and the content of films, the size of the domestic film market and labor market conditions. The article is aimed at identifying the problematic aspects of the influence of foreign culture on Russian cinema as an element of national culture and the development of managerial decisions related to the achievement of competitive advantages by Russian fi m companies in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Интеграция российской киноотрасли в мировой кинобизнес в условиях глобализации»

ИНТЕГРАЦИЯ

РОССИЙСКОЙ КИНООТРАСЛИ В МИРОВОЙ КИНОБИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

INTEGRATION OF THE RUSSIAN FILM INDUSTRY INTO THE WORLD FILM BUSINESS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

УДК 338.012 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.76.87

КОЛОБОВА Евгения Юрьевна

доцент кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

KOLOBOVA, Evgeniya Yurievna

Associate Professor at the Media Communication Technologies Department, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

Аннотация.

Производство кинофильмов мирового уровня требует постоянного развития интегрированной инфраструктуры, а также наличия совместной материально-технической базы и инвестиционных фондов для создания и реализации совместных кинопродуктов. Глобальная интеграция киноискусства, как социально-экономическая и культурная трансформация, исследована в статье с применением методов позитивного и нормативного анализа, дискурс-анализа, статистического и структурно-логического методов. В результате проведенного анализа влияния процесса глобализации на киноотрасль выявлены различные формы глобальной интеграции мировой киноиндустрии в условиях глобализации. С помощью эмпирического исследования международного кинорынка определены различные модели интеграционных стратегий. В статье исследуются проблемные аспекты влияния зарубежной культуры на российский кинематограф, представляющий собой один из элементов национальной культуры, и разработку управленческих решений, связанных с достижением конкурентных преимуществ российскими кинокомпаниями в условиях глобализации.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, конкурентоспособность, кинематография, кинопрокат, киноиндустрия, кинобизнес, культурный продукт.

© Колобова Е. Ю., 2019.

Abstract.

The continuous development of an integrated infrastructure is a core issue in the production of world-class films which also needs a joint material and technical base and the availability of investment funds for the creation and implementation of high level movies. Global consolidation of efforts by the creative specialists significantly increases the competitiveness of the film project, forms the interest of investors in it, thereby increasing the attractiveness of the national cultural product. As a result of the analysis of the impact of the globalization process on the film industry, various forms of global integration of world film industry in terms of globalization are revealed. Using an empirical study of the international film market, various models of integration strategies used in the world cinema space are determined based on the mechanisms of state regulation and the content of films, the size of the domestic film market and labor market conditions. The article is aimed at identifying the problematic aspects of the influence of foreign culture on Russian cinema as an element of national culture and the development of managerial decisions related to the achievement of competitive advantages by Russian film companies in the context of globalization.

Key words: globalization, integration, competitiveness, cinematography, film distribution, film industry, film business, cultural product.

Ключевым моментом развития отечественного кинематографа в условиях глобализации становится развитие процессов транснационализации и интеграции предпринимательских структур, в том числе в международное бизнес-пространство. Российские кинокомпании как и мейджоры имеют тенденцию к увеличению, становясь все более глобальными, в то же время возрастает количество мировой кинопродукции на отечественном кинорынке. Поэтому для производства качественного и востребованного киноконтента необходима междисциплинарная и международная интеграция. Активное взаимодействие игроков сферы киноискусства позволяет разрабатывать совместные форматы и распределять расходы на создание кинопродукта.

На развитие интеграционных процессов в мировом кинобизнесе в условиях глобализации влияют различные факторы. К факторам внешней экономической среды относятся: уровень конкуренции, научно-технический прогресс, социально-культурные и инфраструктурные факторы, экономическая политика государства в киносфере, налогообло-

жение и внешнеэкономическая деятельность государства.

В период формирования рыночной экономики России стремилась налаживать международное сотрудничество в киносфере для последующих совместных производств и реализации кинопродукции для наибольшего извлечения выгод, о чем свидетельствует множество соглашений в сфере культуры, заключённых Правительством Российской Федерации ещё в конце ХХ в. [1].

Особое влияние на интеграцию киноотрасли в мировой кинобизнес оказывает культурная совместимость стран, связывающая их национальные особенности и производимые ими культурные продукты. Так, кинопродукция в стране-производителе может иметь высокий спрос и популярность, тогда как за рубежом спрос на него может быть гораздо ниже из-за трудности восприятия зрителями культурных ценностей и характеристик продукта [2]. Ярким примером взаимовлияния различных культур в процессе интернационализации является копродукция, в результате чего происходит смешение культурных

характеристик новой кинопродукции и производственного процесса.

Любая продукция имеет национальные ассоциации с культурой страны, которая ее произвела. По справедливому утверждению японского ученого Коити Ивабути [2], экспорт культурных продуктов с нейтральными характеристиками позволяет интегрироваться в мировой рынок и приобретать международную популярность, поскольку нейтральные продукты легко воспринимаются аудиторией в зарубежных странах. Примерами культурно «непахучей» продукции для японского экспорта является японская анимация (анимэ), комиксы и видеоигры, где отсутствуют расовые и этнические черты. Но создание такой продукции приводит не к стиранию национальных особенностей разных культур, а к их смешиванию и появлению нового гибрида. Именно поэтому в попытках нейтрализовать яркие черты «экзотизма» медиапродуктов получается не сложившийся образ отдельной культуры, а транснациональный гибридный образ различных стран. Этот процесс характерен при создании копродукции и нейтральных продуктов для международного кинорынка.

С другой стороны, концепция «ремедиа-ции», предложенная учеными Джей Дэвидом Болтером и Ричардом Грусином [3], состоит в том, что изменение стилистических характеристик национально и интернационально успешных медиапродуктов преобразовывает первоначальное состояние в новые культурно безграничные (универсальные) продукты за счет перепрофилирования или повторного использования форм и стилей из более ранних продуктов.

Неопределенность структурных условий рынка, включающая неопределенность спроса, изменения предпочтений кинозрителей, размер кинорынка, полноценно влияет на интернационализацию киноиндустрии. В частности, эффект масштаба на массовых рынках художественных фильмов оказал огромное влияние на организацию киноиндустрии. При возникновении эффекта масштаба кинопроизводства и кинопоказа возрастает неопределенность спроса на кинопродукцию в связи с неоднородностью вкусов и предпочтений

кинозрителей. Существует взаимная причинно-следственная связь между неопределенностью спроса и интернационализацией. Потребительские предпочтения являются наиболее важными и непредсказуемыми факторами для оценки успеха и неудачи кинофильма. Чтобы уменьшить влияние неопределенности спроса на производительность фильма, интеграция в производстве фильмов становится важной для маркетинга фильмов на массовых рынках. Частичным решением данной проблемы служит развитие процесса интернационализации производства и распространения кинолент, а также проведение крупномасштабной рекламной кампании.

Интеграция местной или национальной киноиндустрии в глобальные рынки в новой культурной экономической среде показывает разные траектории для различных территорий. Производство и продвижение кинопродукта - очень рискованный и дорогостоящий бизнес из-за неопределенности спроса и сложности планирования доходов и успеха киноленты. Риск создания дорогостоящей киноленты не гарантирует ее успех у массовой аудитории. По мнению зарубежного ученого Иешуа Элиашберга [4], риски в киноиндустрии могут присутствовать в трех категориях: риск завершения, который возникает из-за потребностей больших инвестиций, постоянных вложений и взаимодействия с необходимыми талантами, обеспечивающими уникальные характеристики кинопроекта;

риск производства, возникающий ввиду меняющихся предпочтений участников кинопродукта в процессе его создания и аудитории;

финансовый риск, который возникает при увеличении затрат для продвижения фильма с целью создания его привлекательности и увеличения масштабов распространения копий.

Во избежание подобных рисков кинопрокат первоначально должен осуществляться на национальном рынке, однако деятельность по компенсации высоких затрат на создание фильмов и получение прибыли требует относительно большого размера кинорынка. В европейской практике кинопроизводители ориентируются только на национальный рынок кинопроката ввиду небольших бюджетов

фильмов. Деятельность участников европейского кинорынка обусловливают два фактора: низкие бюджетные кинопродукты и государственные субсидии в целях государственной поддержки кинематографии.

Поддержка кинематографии Министерством культуры Российской Федерации охватывает всю сферу киноискусства в целом и осуществляется по таким направлениям, как: предоставление субсидии на выпуск и продвижение национальных фильмов; пропаганда отечественных фильмов, которая осуществляется путем их участия в кинофестивалях на российском и международном кинорынках, а также за счет вручения наград и премий; популяризация классики мирового кинематографа среди российских граждан [5].

С целью снижения рисков каждой стадии производства фильмов и сокращения времени крупные кинокомпании формируют фильмотеки из кинопродукции, находящиеся на различных этапах производства и продвижения. Положение крупной кинокомпании в мировом кинобизнесе определяется не только количеством ее портфеля кинофильмов, но и качеством. При этом национальная популярность кинопродукта не всегда гарантирует его успех на мировом кинорынке.

Доля кассовых сборов национальных кинолент в общем объеме кассовых сборов от всех демонстрируемых кинолент определяет востребованность отечественного кинематографа на рынке кинозрелищных услуг, что является необходимым условием для повышения конкурентоспособности кинокомпаний на национальном уровне. Анализируя показатель «доля кассовых сборов» за 2017-2018 гг. (рисунок 1), видно, что наибольшая популярность национального кинематографа приходится в США, в то время как в России данный показатель самый низкий. Доля национальных фильмов в прокате Великобритании за 2017-2018 гг. составила почти 40%, во французском кинопрокате - 38-39%%, а в Китае этот показатель составляет 50-60%, но достигается за счет административных инструментов. Если в Китае с французским кино знаком рядовой зритель, то китайское кино во Франции известно только узкому кругу французских киноведов и китаистов [6].

Следовательно, стоит учитывать не только долю кассовых сборов национальных кинолент, но и общий бокс-офис за период (рисунок 2). Как показывают данные за 2018 г., большой объем кассовых сборов приходится на американский и китайский кинопрокат,

Рисунок 1

Изменение кассовых сборов национальных кинолент в общем объеме кассовых сборов от всех демонстрируемых кинолент в России и зарубежных странах за 2017-2018 гг., % [7; 8]

Рисунок 2

Диаграмма кассовых сборов в зарубежных странах и России за 2018 г., млн долл. США [7; 8; 9]

Россия в представленном списке находится на последнем месте.

Если рассмотреть такой показатель, как «посещаемость российских кинотеатров», то видно, что показатели таких стран, как США и Китай, значительно превышают показатели Великобритании, Франции и Германии (рисунок 3), что свидетельствует о доходах населения и его платежном потенциале.

Голливудские мейджоры и суперстудии, действуя в качестве основных конкурентов на международном кинорынке и на европейском в частности, являются инициаторами формирования различных фондов поддержки кино в европейском пространстве. Так, например, фонд поддержки кино Media mundus поддерживает проекты сотрудничества между европейскими специалистами и профессионалами из третьих стран для взаимной выгоды европейского аудиовизуального сектора и других стран мира.

Европейский союз, участвуя в конкурентной борьбе с Голливудом за повышение спроса на национальную кинопродукцию, создал систему европейской копродукции и фонд «Eurimages». Годовой бюджет «Eurimages» составляет 26 млн евро, формируемый в основ-

ном за счет взносов государств-членов, а также от полученных займов. Фонд «Eurimages» образован при Совете Европы в 1988 г., его деятельность способствует независимому кинопроизводству и направлена на поддержку совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ. Реализовывая цели Европейской культурной конвенции, фонд «Eurimages» направлен на защиту культурного многообразия различных европейских стран, поскольку совместное кинопроизводство выступает как способ творчества и выражения культурного многообразия европейских стран, которое должно быть расширено [12].

Российский кинематограф с 2011 г. реализует кинопроекты на условиях совместного производства с фондом «Eurimages» за пределами Российской Федерации. Развитие копро-дукции стало результатом интеграционных процессов и частью государственной политики в сфере кинематографии. Общие усилия государств создали благоприятные социально-экономические условия для активизации кинопроката, а также способствовали инвестиционной привлекательности российской киноотрасли для иностранного капитала [12].

Рисунок 3

Диаграмма посещаемости кинотеатров в России и зарубежных странах за 2018 г., млн [7-9; 11].

Кроме того, на европейском уровне объединяются профессионалы кинобизнеса в крупнейшую Европейскую сеть European Audiovisual Entrepreneurs (EAVE) для создания наиболее конкурентоспособной продукции, разработки проектов и организации сетей для аудиовизуальных продюсеров, участия в программах для кинопроизводителей в Европе, России, Латинской Америке, Азии и Африке.

Одной из причин высокого уровня конкурентоспособности американской кинопродукции является глобализация. Растущая глобальная торговля и неизменные потребительские предпочтения в отношении голливудских фильмов позволили кинопроизводителям создавать и развивать глобальный массовый кинорынок, стимулируя появление новых технологий кинопоказа и дистрибуции, тем самым повышая уровень зависимости национальных кинорынков от глобальных.

Процесс глобализации влияет на развитие мирового кинобизнеса посредством повышения активности и воздействия отраслевых организаций на национальную экономику и их внедрения на международный кинорынок [13], интенсивного развития кинобизнеса и роста объемов реализации кинопродукции на мировом уровне, усиления интернациона-

лизации и международной конкуренции, формирования и выхода кинопродукта новых технологических форматов, появления мировых киноцентров, увеличения интеграционных моделей в мировом кинобизнесе. Кроме того, глобализация позволила ускорить бизнес-процессы на стадии дистрибуции и ритейла путем увеличения доли дистрибуции в цепочке создания стоимости в мировом кинобизнесе на основе технологических возможностей самих дистрибьюторов.

Проявляясь на всех этапах кинопроцесса, по мнению датского учёного Марка Лорензена (Mark Lorenzen), глобализация имеет следующие наиболее значимые аспекты влияния на киноотрасль: инвестиционная глобализация, глобализация потребления фильмов, глобализация продюсирования, глобализация организации кинопроизводства [14].

Инвестиционная глобализация связана с участием предпринимателей-инвесторов в кинопроизводстве и отражает увеличение числа кинопроизводителей во всём мире. Наблюдается увеличение количества тех государств, которые имеют значительные внутренние кинорынки и где ежегодно растет выпуск кинопродукции. Даже такие страны как Дания, Исландия и Швейцария могут быть приведены

в качестве примера стран, где имеется активизация инвестиций в глобальный кинобизнес, что подтверждается растущим числом выпущенных фильмов и их долей на внутренних рынках. Индия и Китай, которые имеют свои традиции в кинематографе, специализируются на производстве все более качественных национальных фильмов, что обусловлено самобытностью культуры, ростом покупательной способности населения и увеличением инвестиций в кинематограф.

Глобализация просмотра (или покупки) фильмов связана главным образом с меняющимися моделями потребления кинопродукции и зрительского интереса, формирующимися благодаря глобальным потребительским предпочтениям к кинопродукции. Модели экспорта фильмов становятся сложными в соответствии с их смещением от поэтапной интернационализации фильмов, производимых для национальной аудитории и выпускаемых впоследствии за рубеж, к явлению, где продукты, производимые для глобальной аудитории, выпускаются на многих национальных рынках одновременно. Новые формы распространения и кинопоказа, такие, как спутниковое телевидение и интернет, обеспечивают охват нишевой аудитории и тем самым способствуют глобализации потребления.

Глобализация продюсирования проявляется в высокозатратных инновационных кинопроектах, созданных при участии бизнес-единиц разных стран. Основные причины расширения стратегий совместного производства основаны на финансовых и творческих выгодах, которые можно достичь благодаря установлению связей с третьими государствами, предоставляющими налоговые льготы и субсидии в этой сфере. Первоначальная организационная схема производства кинопропродукции принадлежит Голливуду, однако европейские и азиатские страны вскоре ее переняли, чтобы извлечь преимущества совместного производства. Европейские проекты по копродукции, инициированные Евримаж (Eurimages), отличаются от других своей мотивацией: конкурировать с Голливудом и быть значимой фигурой на мировом кинорынке, используя европейскую культурную синергию. С помощью этой стратегии аутсорсинга, применяемой голли-

вудской киногруппой, перекладывается часть своих функций в цепочке создания стоимости киногруппе другой страны, чтобы снизить затраты на кинопроизводство [15].

Глобализация организации кинопроизводства предполагает развитие глобальных организационно-правовых форм ведения кинобизнеса и широкое распространение транснациональных корпораций. В этом процессе культурные производственные компании интегрировались как по горизонтали, так и по вертикали, чтобы внедриться на международный рынок и быть конкурентоспособными в таких областях, как издательское дело, музыка, телевидение, кино. Глобальные корпорации во всем мире занимаются поиском талантов и кинопродуктов, которые имеют потенциал, могут развиться и приносить доходы, например, путем совместного производства высокобюджетных фильмов с местными производственными компаниями для дальнейшего выхода фильмов в мировой прокат.

В процессе организации кинопроизводства особое значение приобретают глобальные социальные отношения, основанные на доверии между людьми, которые знают друг друга по предыдущим проектам. В условиях глобализации, участии в мировом кинорынке, границы между странами частично размыты, и переплетение отраслей отражает особенности кинопроцесса.

Эмпирическое исследование киноиндустрии в разных странах должно быть основано на той модели интеграции на мировом кинорынке, которая даст основу для анализа различных стратегий в киноиндустрии. Выделяют несколько моделей интеграции:

1) модель интеграции, основанная на встраивании в мировой кинорынок национальных предприятий с сохранением ими командных функций и производственных мощностей;

2) модель совместного производства (ко-продукции);

3) модель использования взаимного сотрудничества в производстве кинопродукта;

4) имитационная модель;

5) модель использования геокультурных рынков с зарубежными фильмами;

6) модель заимствования опыта.

Модель интеграции, основанная на встраивании в мировой кинорынок национальных предприятий с сохранением ими командных функций и производственных мощностей, базируется на организационной неоднородности, международной привлекательности кинопроизводства, мощной дистрибуции и маркетинговых сетях, что дает кинокомпаниям превосходство на мировых кинорынках. Ярким примером такой модели выступает Голливуд, являясь глобальной киноиндустрией и обладая следующими преимуществами:

• высокий бюджет голливудских фильмов;

• растущий во всем мире потребительский спрос;

• правительственные программы в качестве содействующей стороны;

• возможности, предоставляемые иностранными киноиндустриями;

• высокий спрос за счет расширения телевизионных каналов [15];

• новые технологии;

• финансирование и налоговые льготы за рубежом.

На основе данной модели можно следовать нескольким стратегиям на мировом кинопространстве для снижения затрат и выхода на зарубежные рынки. Первая стратегия связана с разделением прав на кинопроизводство и основана на договоренностях, заключенных между двумя сторонами, такими, как компании-производители и дистрибьюторы - о разделении прав на кинопроект в соответствии с финансовыми затратами. Вторая стратегия основана на внедрении национальной кинопродукции в процессе дистрибуции на зарубежный рынок, путем добавления крупными дистрибьюторскими компаниями продуктов в свои программы по сбыту за рубеж. Третья производственная стратегия ориентирована на диверсификацию ассортимента, повышающего имидж крупных компаний. Мэйд-жоры США в процессе своей деятельности, параллельно работая над высокобюджетными фильмами, осуществляют производство более низкобюджетных кинокартин.

Кроме того, Голливуд использует стратегию, связанную с переделкой иностранных фильмов, выбранных из таких стран Восточной Азии, как Япония, Корея, Гонконг и Таиланд. Данная стратегия основана на смешении культурных и этнических различий, слиянии кинематографических стилей и разнообразных методов, а также гомогенизации специалистов в области кино. В результате применения такой стратегии Голливуд не только значительно сокращает бюджет кинопроизводства кинопродукта, но и расширяет влияние американского кинорынка в Азии.

На основе первой модели американская система кинобизнеса занимает лидирующее положение на мировом кинорынке со своими функциональными и организационными особенностями. Это позволяет ей приобрести следующие преимущества: рост тенденции к использованию новых компьютерных технологий; бифуркации или трифуркация системы кинопроизводства и дистрибуции; географическая децентрализация съемочной деятельности; увеличение числа кинорынков, защищающих права интеллектуальной собственности; появление гигантских конгломератов средств массовой информации, действующих в условиях глобализации.

Модель совместного производства (копро-дукции) с иностранными кинокомпаниями является второй и наиболее предпочтительной для интеграции, все чаще используемой странами на основе соглашений между правительствами в рамках положений о финансовом сотрудничестве. В то время как голливудские кинокомпании взаимодействуют с международными партнерами, покупая их фильмы и сценарии, Европейский союз пытается укрепить сотрудничество и продвигать международное совместное производство среди своих членов путем реализации целей Европейского фонда поддержки совместного производства и распространения кино- и аудиовизуальных произведений творческого характера Eurimages [16].

Преимущества совместного производства очевидны:

• совместное производство дает возможность получить новые финансовые ресурсы от зарубежных партнеров;

• благодаря фильмам совместного производства отечественный контент может получить субсидии и налоговые льготы как с внутреннего, так и с внешнего рынков;

• международное совместное производство позволяет кинопроизводителям выйти на рынки зарубежных партнеров благодаря знаниям специфической внутренней организации производства и спросу отечественного зрителя;

• благодаря осведомленности зарубежного партнера о системе дистрибуции третьей страны, хорошим сетевым связям с ключевыми игроками в ней, совместный кинопроект может легко выйти на кинорынок третьей страны;

• доступ к более дешевым ресурсам иностранных рынков;

• получение опыта в кинопроизводстве и маркетинге у ведущих специалистов в этой области.

При этом могут использоваться различные модели.

Модель использования взаимного сотрудничества в производстве кинопродукта дает возможность для интеграции мирового кинорынка для одной стороны и извлечения выгод из местных финансовых и творческих источников для другой стороны. Недорогой аутсорсинг и офшоринг - стратегии, используемые в контексте этой модели, чаще всего применяемые Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Бразилией и Ирландией.

Имитационная модель основана на стратегии подражания лидерам в процессе интеграции в международный кинобизнес субъектов с адаптационными возможностями: клонирование, имитация, изоморфизм и профессионализация стилей индустриальной организации и кинопроизводства мирового лидера.

Модель использования геокультурных рынков с зарубежными фильмами, основанная на развитии диаспорных кинолент. Культурные сходства являются основанием для приме-

нения этой модели (Индия, Китай, Нигерия, Иран и Турция). Следует учитывать важное преимущество модели, связанное с геокультурными рынками, касаемое возможности выхода нескольких стран на более чем один геокультурный рынок, а именно: возможность множественной культурной идентификации аудитории в одной стране. Интеграция киноотрасли в глобальные рынки с геокультурным маркетингом ориентирована на коммуникацию с аналогичными элементами, которые основаны на этнической принадлежности, историческом взаимодействии и частичной адаптации языка.

Модель заимствования опыта базируется на развитии международных ниш на кинорынках с использованием различных методов кинопроизводства, приглашением иностранных специалистов, в том числе для обеспечения технологического превосходства кинокомпаний. Примерами могут служить итальянская стратегия кинопроизводства с известными режиссерами и анимационные фильмы Японии, где культурные характеристики приняты в основу модели.

В то же время к современным тенденциям российского кинорынка, формирующим его облик в среднесрочной перспективе, относятся:

• текущая неблагоприятная ситуация в экономике страны, которая сокращает доходы всех структурных элементов кинематографии и повышает расходные статьи, связанные с зависимостью отрасли от зарубежных технологий и оборудования;

• государственная финансовая поддержка кинопроизводства, сосредоточенная на сокращающемся числе крупнобюджетных фильмов, которые производятся лидирующими студиями, что ведет к повышению зависимости доли рынка отечественного кино в прокате от малого числа игроков и проектов;

• влияние неблагоприятной демографической ситуации в стране на развитие российской киноиндустрии на фоне сегментации аудитории, спрос которой удовлетворяется сегодня благодаря развитию событийного проката [17].

Кроме того, в индустрии наблюдается противоречивая ситуация с кадрами, поскольку увеличение количества киношкол и программ подготовки специалистов не отражается на качестве и профессионализме выпускников, наблюдается компетентностное отставание от лучших мировых практик. Крупные киностудии становятся все более забюрократизированными и неповоротливыми, что является угрозой их исчезновения.

Как показывают исследования, основной проблемой международного сотрудничества, обеспечивающего финансирование, реализацию и экспорт российских фильмов, является невысокий уровень государственной поддержки России в отношении участия в международной деятельности в сфере кино. Несовершенство российского гражданского законодательства обусловливает сложности в процессе производства и сбыта копродукции на мировом кинорынке кино, а также повышения показателей экспорта российских кинопродуктов. Государству целесообразно выбрать стратегию постепенного демократического развития и создать наиболее выгодные условия для крупных российских кинокомпаний и их иностранных партнеров, мотивируя специалистов кинематографии участвовать в международных проектах.

Трудности возникают и на этапе выбора совместной тематики кинопроектов ввиду культурных особенностей стран-участников. На этапе создания культурных продуктов проблемные зоны имеют социокультурный характер (процесс перевода сценарных текстов и восприятие национального кино зарубежными зрителями ввиду различий в менталите-тах и ожиданий от кинократины), что создает препятствия для создания и продвижения копродукции, а также непосредственного экспорта российского кино.

Одной из проблем интеграции российского кинобизнеса в мировое пространство, на что указывают низкие показатели по экспорту российских кинолент за рубеж, является завышение цен отечественными продюсерами на кинокартины, а это сказывается на неже-

лании западных дистрибьюторов покупать такое кино. Другой проблемой выступают экономические параметры российских неконкурентоспособных фильмов, поскольку отмечается отсутствие спроса на российские киноленты на мировом кинорынке.

В результате сложившихся трендов, демонстрирующих развитие отечественной кинематографии, целесообразно прибегнуть к активным интеграционным процессам на мировом кинорынке. Таким образом, участникам российского кинобизнеса необходимо быть более активными и участвовать в налаживании международных отношений с целью извлечения наибольших результатов от интеграционной деятельности на мировом кинорынке. Несмотря на то, что Россия является членом Европейской аудиовизуальной обсерватории, Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, Европейского фонда «Евримаж» и участником в сотрудничестве с другими странами, в последние годы список официальных соглашений о сотрудничестве не расширяется, хотя периодически появляется информация о ведущихся переговорах.

Невзирая на очевидные тенденции к глобализации, государственное регулирование и меры государственной поддержки должны быть более гибкими и направленными на содействие развитию не только крупных, но и мелких кинокомпаний. Государству необходимо инициировать и поддерживать форматы партнерства и самоорганизации субъектов кинорынка через взаимодействие отечественных киностудий с иностранными кинокомпаниями, разработчиков и поставщиков современного и технологичного оборудования и решений, технических исполнителей, дистрибьюторов, отечественных и зарубежных киношкол. В процессе глобализации антиамериканизм получает все большее распространение во всем мире. Чтобы предотвратить этот процесс и выйти на международный рынок, крупные кинокомпании пытаются адаптироваться к изменяющимся условиям, интегрируя с зарубежными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

странами. Участие в интеграционных процессах сопровождается сложностями институционального, культурного и социального характера, которые можно преодолеть благодаря интенсивному экономическому обмену, основанному на расширении уже существующей деятельности за пределы национальных границ в целях достижения экономии за счет эффекта масштаба.

Таким образом, глобальность кинопроцесса приводит к тому, что, с одной стороны, производство кинопродуктов осуществляется в любой стране, с другой - только лучшие из них приобретают спрос в мировом масштабе. В глобализованной киноиндустрии каждая страна пытается определить свою позицию посредством активизации собственных возможностей и преимуществ, выбрав соответствующую модель и стратегию интеграции в мировой кинобизнес, учитывающие особенности функционирования кинокомпаний на национальном и мировом кинорынках в условиях растущих запросов зрителей.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие интеграционных процессов на международном кинорынке имеет комплексных характер. Поэтому современная деятельность медиаструктур ориентирована на

умении и способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, которые, как правило, осуществляются путем проведения интеграционной политики с другими экономическими субъектами как медиаиндустрии, так и смежных видов деятельности.

Вертикальная и горизонтальная интеграция позволяет приобретать кинокомпании конкурентные преимущества, снижая риски с помощью применения стратегии диверсификации. В результате киностудия повышает свой уровень конкурентоспособности в условиях глобальной интеграции киноискусства, когда целевой аудитории мирового кинопроката реально интересны только инновационные, прорывные проекты, обладающие высокими экономическими показателями на уровне финансирования и задействованного в процессе реализации кинопроекта общемировых культурных ресурсов. Деятельность в сфере кино является рискованным и дорогостоящим бизнесом из-за неопределенности спроса, сложности планирования доходов от проката киноленты, что требует постоянной активации со стороны представителей киноиндустрии, изменения государственного регулирования и мер государственной поддержки ввиду выявленных современных тенденций российского кинорынка.

Список литературы

1. Алексеев Г. В., Колобова Е. Ю. Экономические и правовые аспекты сотрудничества и конкуренции в мировой киноиндустрии // Управленческое консультирование. 2014. № 12 (72). С. 67-78.

2. Koichi Iwabuchi, Recentering Globalization: Popular Culture and Japanese Transnationalism. Durham and London: Duke University Press, 2002. 275 p.

3. Bolter J. D., Grusin R. Remediation: Understanding New Media. Camb., 2000. 105 р.

4. Eliashberg J., Elberse A., Mark A. A. M. Leenders. 2006. The Motion Picture Industry: Critical Issues in Practice, Current Research, and New Research Directions. Marketing Science 25(6) Р. 638-661.

5. Колобова Е. Ю. Система государственной поддержки кинематографии как условие развития рыночной среды кинозрелищных услуг // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 140-154.

6. Колобова Е. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций кинопоказа: монография. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. 228 с.

7. Итоги 2018 года в европейском кинопрокате: Россия уступает первое место Франции// Кинобизнес. URL: https://www.kinobusiness.com/news/itogi-2018-goda-v-evropeyskom-kinoprokate-rossiya-ustupaet-pervoe-mesto-frantsii/?sphrase_id=76339 (дата обращения: 10.09.2019).

8. Итоги 2018 года в кинопрокате Китая // Кинобизне. URL: https://www.kinobusiness. com/news/itogi-2018-goda-v-kinoprokate-kitaya/ (дата обращения: 10.09.2019).

9. Кино на экспорт // Forbes. URL:http://www.forbes.ru/biznes/360235-kino-na-eksport-rossiyskie-prodyusery-nauchilis-zarabatyvat-na-kitaycah (дата обращения 18.07.2019).

10. Dicken P. Global Shift: Transforming the World Economy / P. Dicken. - 3rd ed. -London: Paul Chapman Publishing Ltd, 1998. 496 p., p. 5.

11. Главные итоги 2018 года подвела американская ассоциация кинокомпании MPAA // Кинобизнес. URL: https://www.kinobusiness.com/news/glavnye-itogi-2018-goda-podvela-amerikanskaya-assotsiatsiya-kinokompanii-mpaa/ (дата обращения: 10.09.2019).

12. Screening European Heritage. Creating and Consuming History on Film. Editors: Cooke, Paul, Stone, Rob (Eds.) Palgrave. 2016.

13. Bronwyn Coate, Deb Verhoeven, Alwyn Davidson. The Cinema Cities Index: comparing urban cinema cultures around the world // Media International Australia. Volume: 163 issue: 1, page(s): 163-175. URL:https://doi.org/10.1177/1329878X17693931 (дата обращения: 10.09.2019).

14. Lorenzen. M. Internationalization vs. Globalization of Film Industry // Industry & Innovation. 2008. 14 (4). p. 349-357.

15. Scott A. J. Hollywood and the world: the geography of motion-picture distribution and marketing // Review of International Political Economy. 2004. № 11 (1). p. 33-61.

16. Martinez I. C. Why gender equality matters to Eurimages, the European Film CoProduction Fund. // European Journal of Women's Studies. 2016. Vol. 23 Iss. 4, p. 440-446. URL: https://doi.org/10.1177/1350506816666220 (дата обращения 18.09.2019).

17. Ключевые тренда российского кино. Европейская аудиовизуальная обсерватория (Совет Европы), Страсбург. 2018. URL: https://rm.coe.int/ru-2018-key-trends-of-russian-cinema-rus/16808d7211(дата обращения 17.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.