УДК 791.43/.45
JEL Z11
DOI 10.26425/1816-4277-2023-1-123-131
Оценка возможностей функционирования кинокластера в Калининградской области
Горшкова Александра Анатольевна
Студент, ORCID: 0000-0003-4930-2854, e-mail: [email protected]
Косинова Марина Ивановна
Канд. филос. наук, доц. каф. управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений ORCID: 0000-0002-3517-3484, e-mail: [email protected]
Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Ключевые слова
Цель исследования — оценить ресурсы и перспективы развития ки- Кинокластер, кинематография, Калининград-нокластера в Калининградской области Российской Федерации. ская область, кинокомиссия, рибейт, кинопроВ качестве научных методов исследования используются следую- изводство, кинофестиваль щие: анализ научных публикаций (статей), сбор первичной информации (конференции, круглые столы, форсайт-сессии, экспертное интервью), анализ нормативно-правовой базы. Также задействованы эмпирические методы исследования: измерение количественных данных, проведение опроса и сравнительного анализа. В статье обосновываются причины, по которым Калининградская область была и остается привлекательным регионом для кинематографистов. Проводится анализ имеющихся возможностей в сфере кинопроизводства, кинообразования, актерского состава и прочего. Рассматриваются все аспекты киноиндустрии, в том числе кинофестивали, кинопитчинги и другое. Анализируется работа кинокомиссии, в частности система рибейтов, введенная в 2017 г. Оценивается эффективность этой системы в свете тех изменений, которые произошли в ней в 2020 г.
Для цитирования: Горшкова А.А., Косинова М.И. Оценка возможностей функционирования кинокластера в Калининградской области// Вестник университета. 2023. № 1. С. 123—131.
© Горшкова А.А., Косинова М.И., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
BecmnuK jnrnepcumema № 1, 2023
Possibilities assessment of the film cluster in the Kaliningrad Oblast functioning
Aleksandra A. Gorshkova
Student, ORCID: ORCID: 0000-0003-4930-2854, e-mail: [email protected]
Marina I. Kosinova
Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof. at the Management in Culture, Cinema, Television and Entertainment Industry Department
ORCID: 0000-0002-3517-3484, e-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
Abstract
The purpose of the study is to assess the problems and prospects of a film cluster in the Kaliningrad Oblast of the Russian Federation. The following scientific research methods are used: analysis of scientific publications (articles), collection of primary information (conferences, round tables, foresight sessions, expert interviews), analysis of the regulatory framework. Empirical research methods are also involved: measuring quantitative data, conducting a survey and comparative analysis. The article substantiates the reasons why the Kaliningrad Oblast has been and remains an attractive region for filmmakers. The analysis of available opportunities in the field of film production, film education, cast and other things is carried out. All aspects of the film industry are considered, including film festivals, film pitching and more. The work of the film commission is analyzed, in particular the rebate system introduced in 2017. The effectiveness of this system is evaluated in the light of the changes that occurred in it in 2020.
Keywords
Film cluster, cinematography, Kaliningrad Oblast, film commission, rebate, film production, film festival
For citation: Gorshkova A.A., Kosinova M.I. (2023) Possibilities assessment of the film cluster in the Kaliningrad Oblast functioning. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 123—131.
© Gorshkova A.A., Kosinova M.I., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
За последние пять лет в регионах России произошел ощутимый скачок кинопроизводства. Все больше регионов начали реализовывать практику создания благоприятных условий для кинопроизводителей на своей территории. В процессе развития данного сектора «креативных индустрий» происходит экономический и культурный подъем как отдельных регионов, так и страны в целом. Кинопроизводство влечет за собой высокие технологии и большой оборот финансов, что позволяет инновационно развиваться и улучшать внутреннюю социальную обстановку.
Развивая кинопроизводство, регионы сталкиваются с проблемой привлечения кинокомпаний. В ближайшей перспективе решение данной проблемы особенно актуально для российского кинобизнеса, поскольку с ухудшением политической обстановки голливудские мейджоры покинули наш кинопрокат, а потребность российского зрителя в качественном контенте остается. Политическая ситуация, сложившаяся в 2022 г., дала новый импульс развитию российской кинематографии и возможность регионам проявить свой потенциал.
Цель данного исследования — оценить ресурсы и перспективы развития кинокластера в Калининградской области.
МЕТОДОЛОГИЯ
В качестве методической базы исследования использовались: анализ научных публикаций (статей), сбор первичной информации (конференции, круглые столы, форсайт-сессии, экспертное интервью), анализ нормативно-правовой базы. Также были задействованы эмпирические методы исследования — измерение количественных данных, проведение опроса и сравнительного анализа.
В основу первичной информации вошли:
— материалы круглого стола «Снимаем кино в России. Презентация региональных кинокластеров» (в рамках 43-го Московского Международного кинофестиваля);
— материалы круглого стола 4-го Калининградского Балтийского культурного форума на тему «Стратегии развития региональной кинематографии;
— материалы заседания научно-практического круглого стола «Феномен Российского регионального кино» (ВГИК, 9 июня 2022 г.).
К важным научным работам, раскрывающим специфику кластерного подхода, относятся труды М. Портера [1]. А. Медель и Б. Госс [2] в своих исследованиях рассмотрели кинокластеры как стратегию развития регионов.
Для внедрения кластерного подхода в России Т. Журавлевой и Я. Ярмощуком было разработано руководство по созданию культурного кластера [3]. Анализ ресурсного обеспечения региональных аудиовизуальных кластеров в России проведен в работах А. Малышева, Л. Ланиной и др. [4—6].
Зарождения Калининградского кинопроизводства описано в исследовательских работах А. Крюкова [7] и А. Ярцева [8], а особенности регионального финансирования кинопроизводства рассмотрены в работах А. Кокорина [9], Л. Ланиной и А. Малышева [4]. В настоящее время процесс создания кинокластера и проблемы, связанные с кинопроизводством в регионах России, недостаточно освещены в научной литературе.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ
Среди регионов России Калининградская область привлекает особое внимание кинематографистов. Область начала пользоваться большой популярностью у советских кинематографистов с момента своего образования в 1946 г. Это обусловлено богатой историей Восточной Пруссии, разнообразными природными ландшафтами, мягким климатом и, самое главное, небольшой протяженностью территории, что значительно сокращает время на релокацию съемочной группы. Природа региона сочетает в себе море, реки, равнинные поля и песчаные дюны. Привлекают внимание кинематографистов и придорожные аллеи из деревьев, и каменная брусчатка, и многие другие местные изюминки.
Архитектура городов Калининградской области и наличие исторических памятников также играют немаловажную роль при выборе площадки для кинематографических съемок. В регионе можно найти здания, принадлежащие к разным эпохам. Встречаются такие архитектурные стили как романский,
готика, ренессанс, югендстиль, сталинский неоклассицизм, модернизм. Калининград хранит в себе роскошные виллы XIX в. обеспеченного района Амалиенау, рабочие кварталы Штайнфурта, порт и городские ворота. Калининградская область может похвастаться сохранившимися оборонительными сооружениями — фортами и бастионами, немецкими улочками, впечатляющими мостами, аутентичными деревнями, заброшенными кирхами и остатками замков, которые возводили тевтонские рыцари в XIII в. Сейчас активно проводятся реставрационные, восстановительные и строительные работы по всему региону, поэтому современный взгляд на город с пережитками немецкого и советского прошлого также можно найти.
На сегодняшний день в Калининграде работает 6 кинотеатров на постоянной основе. Два из них относятся к крупной российской киносети. В Калининградской области открыто 12 кинотеатров, 6 из них (в Немане, Черняховске, Гвардейске, Зеленоградске, Гурьевске, Балтийске) были переоснащены при поддержке Фонда кино по федеральной программе «Культура». Всего в Калининградской области насчитывается 57 кинозалов вместимостью 7 300 мест.
В разные годы Калининград становился площадкой для следующих фестивалей:
— российский фестиваль короткометражного кино «Короче»;
— международный кинофестиваль «Балтийские дебюты»;
— российско-немецкие дни неигрового кино «Территория кино»;
— международный кинофестиваль «Край света. Запад»;
— международный фестиваль кино стран Европейского союза;
— фестиваль уличного кино;
— и другие.
Калининградский опыт показывает, что кинофестивали — это возможность регионального развития. На время проведения фестиваля город становится центром культурной жизни и площадкой для важных мероприятий киноиндустрии, дискуссий и обсуждений между кинематографистами и потенциальными инвесторами, что провоцирует развитие событийного туризма. Так, например, кинофестиваль «Короче» стал доброй традицией и точкой притяжения. За 10 лет существования фестиваль развился до серьезного события и стал одним из главных кинофестивалей короткометражного кино России, куда стремятся попасть кинематографисты со всех уголков страны. По официальным источникам, ежегодно фестиваль получает свыше 2 000 заявок из более 30 стран мира и 45 регионов России.
Региональные кинофестивали несут в себе важную просветительскую миссию: поскольку это, зачастую, единственный шанс для регионального кинозрителя познакомиться с авторским и классическим кино на большом экране [10]. Также кинофестивали являются драйверами развития местного кинематографического сообщества. У кинематографистов появляется возможность познакомиться с деятелями индустрии, вдохновиться успехами и обменяться опытом.
Что касается производственных мощностей регионального кинокластера, то на сегодняшний день в Калининградской области работает 5 «принимающих» компаний, которые оказывают услуги по сопровождению процесса съемок, организации съемочного процесса на местах, локейшн-услуги, осуществлению кастингов и поиску специалистов и рабочих, арендные и лизинговые услуги (рис. 1). При съемке крупных федеральных проектов эти компании объединяют свои мощности и в итоге могут обслуживать параллельно три съемочные группы.
Актеров с профессиональным образованием в Калининграде порядка 100 человек, без образования, но с большим опытом эпизодических ролей примерно 200 человек. Калининградский областной драматический театр располагает труппой в 47 актеров, а областной театр юного зрителя «Тильзит-театр» — 17 актерами. Приезжающие компании отмечают работу местных кастинг-директоров и проявляющийся интерес жителей к кино. На данный момент в регионе существует открытая база актеров массовки на сайте Кинокомиссии и активно действуют сообщества в социальных сетях кастинг-директоров. Это позволяет удобно и быстро осуществлять поиск актеров массовых сцен, актеров-эпизодников и других.
На съемках кинофильма «Нюрнберг» режиссера Н. Лебедева в самой масштабной сцене за последние годы участвовало 12 профессиональных актеров из Калининграда, 52 актера без образования, но с большим опытом, 50 актеров-реконструкторов и 480 актеров массовых сцен.
Поскольку спрос на актеров растет, предложение образовательных курсов достаточно высоко и конкурентно. В Калининградской области открыто порядка 30 актерских и театральных студий частного и муниципального характера. Важно отметить, что ни одна из студий не выдает сертификата
Участники со стороны спроса
7 кинотеатров в Калининграде (35 кинозалов на 4 490 мест) 12 кинотеатров в Калининградской области (22 кинозалов на 2 810 мест)
Косвенное влияние
266 организаций, оказывающих услуги по проживанию 30 самолетов ежедневно
6 паромов с Усть-Луги (незамерзающий порт) Прямое влияние
„г Железная дорога — до Москвы и Санкт-Петербурга
Министерство культуры и туризма Калининградской области
9092,1 км — протяженность автодорог
(Департамент развития культуры)
_ 1 экскурсия «Кино-Калининград»
Кинокомиссия — повышенный рибеит до 40 /о
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Организации, оказывающие влияние на функционирование киноиндустрии в Калининградской области
о пройденном обучении государственного образца. Преподаватели студий в основном выпускники ГГ1-ТИСа п заслуженные артисты Калининградского драматического театра.
Также за последнее время сформирован кпнорезерв, в который входит 70 молодых кпноспецпалп-стов с навыками работы в разных сферах. Кинокомпании могут брать специалистов на съемочную площадку в качестве стажеров и практикантов, тем самым обеспечивая себя дополнительной рабочей помощью, взамен предоставляя возможность молодым кпноспецпалпстам получить практические навыки п знания во время киносъемок.
Исторически сложилось, что в Калининградской области нет высшего учебного заведения в сфере культуры п искусства. Большинство состоящих в кпнорезерве либо самоучки, либо люди, получившие образование в других регионах. С открытием Кинокомиссии в регионе начали появляться краткосрочные образовательные программы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ КИНОПРОИЗВОДСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Новый этап развития кинематографии в Калининградской области начался с 2017 г. в период создания региональной Кинокомиссии и введения системы рибейтов. Калининградская область стала пилотной по запуску частичных финансовых возвратов кинопроизводителям за съемку фильмов на своей территории.
Соглашение о реализации данной инициативы было подписано главой Калининградской области А. Алпхановым, директором направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив С. Чупшевой и руководителем Ассоциации продюсеров кино и телевидения С. Сельяновым. Документ закрепляет договоренности сторон о сотрудничестве в создании в Калининградской области условий для кпнопропзводптелей [11].
Для реализации данной программы был сформирован отдел кинематографии, включающий Кинокомиссию, который на протяжении 5 лет действует при AHO «Фестивальная дирекция». Киноотдел занимается подготовкой и организацией конкурса на предоставление рпбейтов, оказывает информационные п консультационные услуги кинематографистам по различным вопросам (контакты специалистов, согласование съемок на локациях и объектах региона), а также организует различные мероприятия в сфере кинематографа (всероссийские акции, кинофестивали, мастер-классы).
В 2017 г. было установлено, что размер выплачиваемой субсидии будет составлять до 20 % от фактических затрат кинопроизводителя на территории региона. Порядок предоставления субсидии из областного бюджета подразумевает, что победителем конкурса признаются юридические лица, набравшие наибольшее количество баллов по итогам оценки заявок, но не менее 30 баллов. Критерии, по которым оцениваются заявки, следующие [12]:
Обеспечение кинопроизводства (поставщики)
3 «принимающих» кинокомпаний, параллельно обслуживающие 3—4 съемочные группы
30 актерских и театральных студий (100 профессиональных актеров, 200 актеров с большим опытом эпизодических ролей, 480 актеров массовых сцен)
3 киношколы для детей и 2 киносмены в лагерях. Реализовано 3 образовательные программы для «второго звена» 3 студии звукозаписи
15 компаний, оказывающих монтажно-компоновочные услуги
— значимость и актуальность в реальном времени;
— обоснованность статей расходов на производство фильмов на территории Калининградской области;
— наличие сведений о ранее снятых фильмах, показе указанных фильмов по телевизионным каналам, выходе их в кинотеатральный прокат;
— наличие в фильмах символики, природных, туристических и (или) архитектурных объектов и (или) прямого упоминания (информации), позволяющих идентифицировать место съемки фильма как территорию Калининградской области;
— производственный потенциал (наличие соглашений о намерениях с кинотеатральными дистрибьютерами, телеканалами и организаторами фестивалей о показе и прокате фильма);
— профессиональная компетенция (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) целям, на достижение которых предоставляется субсидия;
— доля затрат на производство фильма на территории Калининградской области.
Важно отметить, что по сравнению с другими регионами, субсидии в Калининградской области предоставляются в текущем году, поскольку статья на финансирование программы рибейтов закладывается заранее в плановый бюджет. Как оказалось, временной фактор является одним из приоритетных для продюсеров при выборе места съемок. Уже в первый год после введения данной практики на территории региона было снято 5 крупных проектов. По итогам первых лет можно сказать, что с введением субсидии у кинематографистов значительно вырос интерес к области. С 2017 г. по 2019 г. состоялось 15 кинопроектов, и это больше, чем за все предыдущие десятилетия. Режиссеры стали искать новые для региона формы и преподносить Калининградскую область в разных жанрах и стилях. Теперь фильмы не носят исключительно военный характер, как это было в советское время. Снимают драмы, биографии, детективы, боевики, мистические и исторические фильмы.
Одним из наиболее популярных стал сериал «Желтый глаз тигра» с П. Прилучным в главной роли. Калининград в сериале узнаваем — все действие разворачивается на территории региона, а история основана на реальных событиях и повествует о янтарном бизнесе эпохи перестройки.
Премьера сериала состоялась на «Первом канале» 19 ноября 2018 г. в прайм-тайм. По данным Mediascope, доля зрителей в первую неделю показа составляла 15,8 %, рейтинг 4,8 %, сериал занимал 5-ю строчку среди самых популярных программ недели и 1-ю среди телесериалов. На данный момент сериал размещен на различных стриминговых платформах и имеет свыше 98 тысяч оценок зрителей на стриминговой платформе IVI (средний балл 8,7 из 10) и 38 тысяч оценок на сайте «Кинопоиск» (средний балл 7,8 из 10), что является существенным показателем для российского телесериала. Сериал стал важным толчком для продвижения «бренда» Калининградской области и теперь служит нативной рекламой прибалтийского региона.
Фильм «Верность» режиссера Н. Сайфуллаевой, который также частично снимали на территории Калининградской области, получил специальный диплом жюри на фестивале «Кинотавр» в 2019 г. Хочется отметить, что кинопроекты, снятые за три года, были выпущены на трех самых популярных телеканалах России — «Первый канал», «Россия-1», «НТВ», а также на ведущих стриминговых сервисах — «Кинопоиск», IVI, OKKO, Wink. За счет чего была охвачена большая часть зрителей разных целевых групп.
На рисунке 2 представлено количество туристов, посещающих Калининградскую область каждый год. Существует наглядная тенденция увеличения турпотока. На это влияет множество факторов, один из которых — развитие кинематографии, поскольку для некоторых людей увиденное в кинокартинах становится триггером при выборе маршрута путешествия.
Отметив рост интереса кинематографистов к Калининградской области несмотря на пандемию, в 2020 г. власти приняли решение ввести дополнительные условия в порядок получения субсидии. Кинокомпания может повысить свой процент рибейта до 40 % при выполнении следующих дополнительных условий:
— за выход аудиовизуального произведения на телеканале (при наличии договора/соглашения с телевизионным каналом) — 1 мультиплекс РТРС-1 на 3 %, 2 мультиплекс РТРС-2 — на 2 %;
— при наличии экспортного контракта (договора) с иностранной организацией, осуществляющей производство аудиовизуальной продукции, предметом которого является участие указанной иностранной организации в производстве национального фильма получателя субсидий — на 3 %;
— при наличии договора с кинотеатром (гарантийного письма от кинотеатра), подтверждающего проведение премьерного показа национального фильма на территории Калининградской области с присутствием на премьере режиссера и исполнителей главных ролей — на 3 %;
— при наличии сюжета, посвященного исторической личности, событиям истории, культуре, мифологии, природным п культурным объектам, связанным с Калининградской областью — на 5 %;
— за количество дней кинопроизводства согласно календарно-постановочному плану и графику съемок на территории Калининградской области: от 30 до 50 дней — на 2 %, от 51 дня — на 3 %;
— за предоставление кпнопропзводптелямп возможности прохождения учебной стажировки на съемочной площадке для калининградских специалистов, а также студентов вузов во время проведения съемок на территории Калининградской области — на 3 %.
^
з-
<
О
И
1,5 -
1,0
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Годы
Составлено авторами по материалам источника: [13]
Рпс. 2. Объем турпотока в Калининградскую область
Максимальный размер субсидии не может превышать 40 %.
По итогам 2020 г. 5 пз 7 кинокомпаний получили повышенный рпбейт. В 2021 г. пз 16 кинокомпаний в конкурсе на рпбейт участвовало 11. Повышенный рпбейт получили 10 компаний.
По итогам 2020—2021 гг. можно отметить, что повышение рпбейта сыграло свою положительную роль — федеральное кинопроизводство в регионе выросло в 2 раза. Кинокомпании, которые стали работать в регионе, обладают большими финансовыми п, соответственно, маркетинговыми возможностями. Причем, все больше аудиовизуальных продуктов стали снимать полностью на территории региона, а не частично, как это было раньше.
Также хочется обратить внимание на кинопроект «Нюрнберг» Н. Лебедева, который стал самым масштабным проектом, снимаемым в Калининградской области, как по численности актеров, принимающих участие, так и по сложности декораций и количеству хромакея. За съемками этого фильма наблюдали жители всего города, поскольку основой декорацией стало здание бывшей кенпгсбергской биржи, которое расположено в центре города (рпс. 3).
Источник: [14]
Рпс. 3. Кадр пз кинофильма «Нюрнберг» режиссера Николая Лебедева
В 2021 г. 5 кинокомпаний вернули 3 % от затрат за предоставление возможности стажироваться калининградским специалистам, 5 кинокомпаний вернули 3 % за подтверждение выхода в 1-й мультиплекс, 4 компании вернули 2 % за большое количество съемочных дней. Кинокомпании вкладывают полученный рибейт либо в постпродакшн, либо в окончание съемок за пределами региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт 2021 г. показывает, что правительство старается выплатить рибейты всем кинокомпаниям, которые проходят по конкурному отбору. Калининградская область за последние 5 лет стала площадкой для съемки порядка 38 фильмов и сериалов, рибейт получило 33 проекта. Всего за этот период в регион поступило свыше 995 млн рублей. Региональное правительство возместило кинопроизводителям около 200 млн рублей.
Таким образом, бизнес-модель, которую создает Калининградская область, оказалась рабочей. Регион получает инвестиции в экономику от федеральных компаний, которые потом вкладывает в развитие кинокластера, а именно — в инфраструктуру и образование. Данная стратегия поможет в долгосрочной перспективе воспитать не одно поколение кинематографистов и создавать свое региональное кино.
В статье авторы оценили возможности функционирования формирующегося калининградского кинокластера. Путем сбора статистических данных была определена сконценрированность потенциальных резидентов кинокластера на территории региона и охарактеризована степень развитости участников на данный момент. А также рассмотрена успешная практика введения системы повышенного рибейта, благодаря которой удалось привлечь внимание туристов и кинокомпаний к региону и дать толчок развитию регионального кинопроизводства и кино-инфраструктуры в Калининграде.
Калининградская модель может стать для других регионов образцом при формировании собственного кинокластера. Регионы могут перенимать успешный опыт и минимизировать риски.
Библиографический список
1. Бузыкина Т.А. Кластерная теория М. Портера и ее практическое применение в российском опыте. Журнал экономической теории. 2011;1:118-122.
2. Medel A., Gossel B. Film industry clusters: a strategy for urban and regional development? Universidad Austral's School of Communication. 2015:65-81.
3. Журавлева Т. «Сносить нельзя ревитализировать». Практическое руководство по созданию креативного кластера. М.: Центр городских компетенций, Агентство стратегических инициатив; 2019. 111 с.
4. Ланина Л.А., Малышев А.В., Ромодановская Н.Б. Анализ развития аудиовизуального кластера в регионе (на примере международного опыта,). n-Economy. 2020;6:31-40.
5. Малышев А.В. Киноиндустрия как сектор «креативных индустрии»: задачи диверсифицированного подхода. Креативная экономика. 2019;7:1401-1410. https://doi.Org/10.18334/ce.13.7.40840
6. Малышев А.В., Ланина, Л.А. Анализ ресурсного обеспечения региональных кластерных инициатив в регионах России на примере аудиовизуальных кластеров. Креативная экономика. 2021;2;341-358.
7. Крюков А.И. Создание базы данных кинофильмов, снятых в Калининградской области с 1948 года по настоящее время. В сб.: Шендерюк М.Г. (ред.) Осенняя школа по гуманитарной информатике: сборник тезисов докладов, Калининград, 09—12 ноября 2017 г. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта; 2017. С. 33-37.
8. Ярцев А.А., Ветряшкина А.В. Калининградский регион как открытая кинематографическая площадка для фильмов о Великой Отечественной войне. В сб.: В боях за Восточную Пруссию. 75 лет Великой Победе! Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта; 2020. С. 214-227.
9. Кокорин А.М. Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии. Вестник Московского университета. Серия21. Управление (государство и общество). 2019;(3):58-76.
10. Головецкий Н.Я., Туманов А.И. Кинофестивали как фактор развития социальной инфраструктуры и туристической привлекательности региона. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017;3(22):90-94. https://doi.org/10.21777/2307-6135-2017-3-90-94
11. Министерство по культуре и туризму Калининградской области. Официальный сайт. https://culture-tourism.gov39. ru/ (дата обращения: 08.11.2022).
12. Российская Федерация. Постановление Правительства Калининградской области от 17.07.2017 № 365 «О предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам в целях финансирования обеспечения возмещения затрат в связи с осуществлением производства фильмов на территории Калининградской области». http://docs.cntd.ru. (дата обращения: 08.11.2022).
13. Movie start. Форсайт-сессия на Московском Международном кинофестивале — 43 «Снимаем кино в России. Презентация региональных кинокластеров». [Видеозапись] 2021 https://youtu.be/hjXZ_pfyxsw (дата обращения 24.10.2022).
14. Кинопоиск. Фильм «Нюрнберг». https://www.kinopoisk.ru/film/905033/ (дата обращения 10.11.2022).
References
1. Buzykina T.A. M. Porter's cluster theory and its practical application in Russian experience. Journal of Economic Theory. 2011;1:118-122.
2. Medel A., Gossel B. Film industry clusters: a strategy for urban and regional development? Universidad Australia's School of Communication 2015:65-81.
3. Zhuravleva T. 'Demolish impossible revitalize" apractical guide to creating a creative cluster. Moscow: City Competence Center, Agency for Strategic Initiatives; 2019. (In Russian).
4. Lanina L.A., Malyshev A.V, Romodanovskaya N.B. Analysis of the development of the audiovisual cluster in the region (based on international experience). n-Economy. 2020;6:31-40.
5. Malyshev A.V. The film industry as a sector of "creative industries": the objectives of a diversified approach. Kreativnaya ekonomika. 2019;7:1401-1410. https://doi.org/10.18334/ce.13.7.40840
6. Malyshev A.V, Lanina L.A. Analysis of the resource support of regional cluster initiatives in the Russian regions on the example of audiovisual clusters. Kreativnaya ekonomika. 2021;15(2):341-358.
7. Kryukov A.I. Creation of a database of films shot in the Kaliningrad region from 1948 to the present. In: M.G. Shenderyuk (ed.) Autumn School of Humanitarian Informatics: Collection of articles, Kaliningrad, November 09—12, 2017. Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University; 2017. (In Russian).
8. Yartsev A.A., Vertyashkina A.V Kaliningrad region as an open cinematic platform for films about the Great Patriotic War. In: In the battlesfor East Prussia. 75 years of the Great Victory! Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University; 2020. (In Russian).
9. Kokorin A.M. Socio-economic processes of the regional film industry's development. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo). = Moscow university bulletin. Series 21. Public administration. 2019;(3):58-76.
10. Golovetsky N.Ya., Tumanov A.I. Film festival as a factor of development of social infrastructure and touristic attraction of the region. Moscow Witte University Bulletin. Series 1: Economics and Management. 2017;3(22):90-94. https://doi. org/10.21777/2307-6135-2017-3-90-94
11. Ministry of Culture and Tourism of the Kaliningrad Oblast. Official website. https://culture-tourism.gov39.ru / (accessed 08.11.2022).
12. Russian Federation. Resolution of the Government of the Kaliningrad Oblast datedJuly 17, 2017 No. 365 "On granting subsidies from the regional budget to legal entities in order to finance cost recovery in connection with the production of films on the territory of the Kaliningrad Region". http://docs.cntd.ru (accessed 08.11.2022).
13. Movie start. Foresight session at the Moscow International Film Festival — 43 "Making movies in Russia. Presentation of regional film clusters". [Video} 2021. https://youtu.be/hjXZ_pfyxsw (accessed 24.10.2022).
14. Kinopoisk. "Nuremberg"movie. https://www.kinopoisk.ru/film/905033 (accessed 10.11.2022).