Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3361
706
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойченко П.А.

Данная статья посвящена изучению проблем и приоритетным направлениям совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования РФ на современном этапе. Автором рассматривается теоретический аспект значимости вопросов таможенно-тарифного регулирования. Проанализирована роль и основополагающие цели государственной политики в области таможенно-тарифного регулирования, а также сущность наиболее характерных проблем текущей системы таможенно-тарифного регулирования РФ. В статье описаны ключевые направления стратегии развития таможенной службы до 2030 г. и дана общая оценка перспектив. На основании предложенного исследования автором вынесено предложение о межгосударственной интеграции деятельности таможенных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the study of the problems and priority areas of improving the system of customs and tariff regulation of the Russian Federation at the present stage. The author considers the theoretical aspect of the significance of the issues of customs and tariff regulation. The article analyzes the role and fundamental goals of the state policy in the field of customs and tariff regulation, as well as the essence of the most characteristic problems of the current system of customs and tariff regulation of Russian Federation. The article describes the key areas of customs authorities development strategy until 2030 and gives an overall assessment of the prospects. On the basis of the proposed study, the author makes a proposal for the interstate integration of the activities of customs authorities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

П.А. Бойченко, магистрант

Научный руководитель: А.А. Зверев, канд. экон. наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-1-67-72

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблем и приоритетным направлениям совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования РФ на современном этапе. Автором рассматривается теоретический аспект значимости вопросов таможенно-тарифного регулирования. Проанализирована роль и основополагающие цели государственной политики в области таможенно-тарифного регулирования, а также сущность наиболее характерных проблем текущей системы таможенно-тарифного регулирования РФ. В статье описаны ключевые направления стратегии развития таможенной службы до 2030 г. и дана общая оценка перспектив. На основании предложенного исследования автором вынесено предложение о межгосударственной интеграции деятельности таможенных служб.

Ключевые слова: таможенная система, таможенное регулирование, тарифное регулирование, проблемы, направления совершенствования, таможенная стоимость, таможенные органы.

Одним из немаловажных способов государственного воздействия на экономику страны выступает таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций. С её помощью государство регулирует объёмы внешнеторгового оборота (экспорт и импорт) и корректирует конъюнктуру внутреннего рынка. В зависимости от проводимой государством политики в области таможенного дела, предопределяется не только само состояние национальной экономики, но также и перспективы её развития.

В условиях роста макроэкономических показателей РФ, развития внешнеторгового и внутреннего рынков в целом и активизацией деловой активности участников ВЭД, вопросы таможенно-тарифного регулирования актуализируются с каждым днём. Поэтому, тема исследования данной работы является актуальной, так как в современных экономико-политических условиях, важной задачей, стоящей перед государством, выступает создание системы таможенно-тарифного регулирования, способной ответить современным вызовам различного рода, защитить национальную

экономику и способствовать её развитию, а также обеспечить национальных производителей возможностью конкурировать с иностранными производителями и обеспечить население общественно значимой продукцией.

На сегодняшний день таможенно-тарифное регулирование осуществляется большинством стран. Они вправе самостоятельно определять периметр, масштабы, уровень нагрузки и характер данного регулирования, исходя из самостоятельно сформированной правовой базы. Создание специализированного комплекса таможенных мероприятий, направленного на регулирование внешнеэкономической деятельности и отвечающего современным международным вызовам, является приоритетной задачей каждой страны. Зачастую, подобный комплекс разрабатывается каждой страной по отдельности, однако также не редки случаи создания таможенно-тарифных зон на базе территорий нескольких стран.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность организационно-экономических (тарифных) и

административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на защиту экономики страны, эффективного регулирования объёмов экспорта и импорта товаров, защиту национальных производителей и обеспечения источников пополнения доходной части государственного бюджета [1].

Иными словами, характер проведения таможенно-тарифного регулирования напрямую отражает реализуемую государством внешнеэкономическую политику, направленную на защиту её экономического суверенитета и выполнения международных обязательств. С его помощью, как одного из видов государственного контроля, устанавливается обязательность совершения определённых действий со стороны таможенных органов и лиц различного рода, желающих переместить товар в пределах территории государства. От имени таможенных органов таможенно-тарифный контроль проводится должностными лицами, уполномоченными на его проведение в соответствии со своими должностными и функциональными обязательствами [2].

Основной целью таможенно-тарифного регулирования признаётся определение с помощью законодательно установленных видов проверок определение соответствия проводимых участниками таможенных отношений действий или операций в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, предупреждение и пресечение на основе этого таможенных правонарушений [3].

Одной из наиболее часто встречающихся проблем в области таможенно-тарифного регулирования выступает проблема контроля за неверным декларированием таможенной стоимости товаров. Данная проблема часто встречается как среди импортёров или экспортёров, так и среди уполномоченных сотрудников таможенных органов, осуществляющих контроль за определением таможенной стоимости. В настоящее время проблеме определения и контроля таможенной стоимо-

сти уделяется большое внимание ввиду высокой трудоёмкости её определения.

Проблему легко выявить на практике. Зачастую, при проведении статистического анализа внешней торговли, выявляется так называемая проблема «серого импорта и экспорта», т.е. недостоверного декларирования таможенной стоимости. Проанализировав статистику экспорта и импорта таможенных органов РФ с цифрами стран-торговых партнёров, с помощью применения способа зеркальной статистики и сайта Международного торгового центра, зачастую выявляется значительное несоответствие данных показателей. К примеру, расхождение между импортом из РФ в Германию и экспортом из РФ в Германию в 2020 г. составляет более 5 млн. долл. США [4].

Однако, следует понимать, что данная проблема возникает не только в корыстных целях субъектов ВЭД, но и вследствие различных подходов к ведению подсчётов таможенной статистики и присвоения различными странами различных кодов классификации на одни и те же товары.

Проблема контроля таможенной стоимости также возникает вследствие манипуляции с ней в целях её занижения или завышения. Как правило, обычно следует говорить о её занижении, что напрямую приводит к недополучению денежных средств в доходную часть федерального бюджета, нелегальному вывозу денежных средств с территории страны и даже способствовать введению санкций в отношении РФ. Импорт товаров по заниженной стоимости может также спровоцировать возникновение дефицита данной группы товаров на внутреннем рынке, что повлечёт за собой рост внутренних цен, а значит сделать конкретный товар недоступным для российского потребителя.

В реалиях функционирования таможенно-тарифной системы РФ в большинстве случаев используется только два метода расчёта таможенной стоимости: первый (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) и шестой (резервный метод) [5]. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможность объективной оцен-

ки действительной таможенной стоимости товара.

Отсутствие реальной информации о ценах товаров, перемещаемых через таможенную территорию, в руках экспертов таможенной службы также негативно сказывается на функционировании системы таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Зачастую, в распоряжении уполномоченных лиц, содержится несоответствующая реальности ценовая информация, не в полном объёме или не по всей товарной номенклатуре. Это происходит в результате отсутствия унифицированной системы, содержащей актуальный массив ценовых данных для оперативного контроля за таможенной стоимостью товаров.

Следующей фундаментальной проблемой функционирования таможенно-тарифной системы выступает неверная классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД, которая также актуальна для настоящего времени и имеет более разрушительный характер, относительно остальных. И, если неверное декларирование таможенной стоимости влияет только на размер подлежащих к уплате таможенных сборов, то, в случае неверного указания кода товара в соответствии с ТН ВЭД, являющегося важнейшей составляющей процедуры таможенного декларирования товаров, экономические и даже социальные последствия гораздо страшнее. Доказать это очень легко:

- на основании ТН ВЭД базируется таможенный тариф ЕАЭС (в зависимости от него определяется ставка таможенной пошлины, ставка налога на добавленную стоимости и ставка акциза;

- на основании ТН ВЭД определяется перечень товаров, в отношении которых на территории ЕАЭС применяются ограничения или запреты;

- на основании ТН ВЭД определяются применяемые в отношении товара меры системы управления рисками.

Исходя из вышесказанного, допущение декларантом или уполномоченным таможенными органами лицом при классификации товаров ошибки могут привести к наступлению таких негативных для участника ВЭД последствий, как:

- взыскание некорректных размеров таможенных пошлин, налогов и пеней;

- ошибочное взыскание административных штрафов и прочих штрафных санкций;

- возбуждение административных или уголовных (в случае несвоевременно выполненных налоговых обязательств) дел;

- конфискация товаров на момент ведения судебных разбирательств;

- потеря тарифных преференций вследствие аннулирования сертификатов и деклараций происхождения товаров;

- временные простои, возникшие в результате излишних административных процедур со стороны таможенных органов (таких как отбор проб или образцов, досмотр);

- применение при таможенно-тарифном контроле индикатора системы управления рисками, применяемого в отношении другой категории товаров.

Немаловажной проблемой таможенно-тарифного регулирования также является проблема определения страны происхождения товара. Верное определение страны происхождения импортируемого товара необходимо для применения мер внешнеторговой политики государства в области тарифного регулирования, применения антидемпинговых или компенсационных пошлин, количественных ограничений, а также в целях статистического учёта.

Ключевым аспектом проблемы определения страны происхождения товара является отсутствие унифицированного межгосударственного подхода к данному вопросу, из-за чего участники ВЭД используют различные методы её определения, ориентируясь на нормативные документы своих стран. Данная особенность напрямую влияет на вероятность возникновения ряда экономических и социальных рисков для участников таможенных отношений.

Другой аспект данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, согласно ТК ЕАЭС, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, служат сертификат и декларация происхождения товара, являющиеся бумажными носителями. В связи с этим, возникает противоречие между желанием тамо-

женных органов использовать цифровые технологии таможенного контроля и наличием необходимости предоставления подтверждающих документов на бумажном носителе.

Как было отмечено ранее, в полномочия таможенных органов входит возможность предоставления таможенных льгот. В связи с этим, появляется вероятность коррупционного явления в форме неправомерного использования таможенных льгот. На практике, неправомерное использование таможенных льгот достигается за счёт предоставления подлинных сертификатов происхождения в отношении товаров, не соответствующих указанным в сертификате данным или в отношении товаров, частично произведённых в указанной в сертификате стране. Последствия такого пользования могут выражаться в форме недополученных доходов федерального бюджета, а в самых тяжелых случаях - нарушениях рыночного равновесия на внутреннем рынке.

Нельзя исключать и человеческий фактор в вопросах таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Низкий уровень квалификации или халатность при заполнении актов таможенного досмотра могут также приводить к возникновению ряда экономических или социальных проблем, вызванных колебанием рыночной конъюнктуры и диспропорциям рынка.

Основные направления совершенствования функционирующей системы таможенно-тарифного регулирования на текущий момент отражены в распоряжении Правительства РФ от 23 мая 2020 г. о «Стратегии развития таможенной службы до 2030 г.» (и в дополняющей её дорожной карте). Среди них можно выделить некоторые фундаментальные:

- разработка и совершенствование комплекса нормативно-правовых актов по вопросам эффективной реализации ТК в рамках ЕАЭС, а также Федерального закона № 289-ФЗ;

- разработка правовой базы, содействующей более тесному информационному взаимодействию ФТС и ФНС РФ в отношении прослеживаемости движения товаров;

- совершенствование вопросов, связанных с обеспечением исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов, вопросов обеспечения внесения денежных залогов и предоставления банковских гарантий, в том числе в электронном виде, и информационного обмена о таких гарантиях;

- цифровизация процессов межведомственного взаимодействия в отношении предоставления сведений о совершении таможенных операций и сведений о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов и штрафов;

- своевременная доработка программных информационных средств таможенных органов (ЕАИС) в целях создания единого цифрового сервиса таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля;

- актуализация и разработка технологических карт межведомственного взаимодействия таможенных органов с иными федеральными органами исполнительной власти;

- совершенствование и развитие СУР, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска;

- непрерывное обновление перечней товаров с указанием кодов и классификаций ТН ВЭД в рамках ЕАЭС в целях наиболее точной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную территорию, и применяемых в отношении их мер [6].

Следует отметить, что программа развития ФТС России на период до 2030 г. содержит порядка 100 мероприятий по 18 основным направлениям деятельности таможенных органов. Реализация данных мероприятий направлена в первую очередь на обеспечение автоматизации бизнес-процессов, связанных с повышением эффективности таможенно-тарифного регулирования, таможенным администрированием, обеспечением цифровой среды в вопросе взаимодействия с участниками ВЭД, а также сокращением времени протекания процессов и финансовых затрат как в от-

ношении таможенных органов, так и в отношении участников ВЭД.

Согласно Владимиру Ивановичу Була-вину, руководителю Федеральной таможенной службы РФ, на период до 2030 г. планируется продолжение активной циф-ровизации таможенно-тарифного регулирования, позволяющей создать «умную таможенную службу, незаметную для законопослушного бизнеса и результативную для государства» [7].

Избавление от ранее выявленных в данной работе проблем может быть достигнуто посредством налаживания интенсивного взаимодействия таможенных органов не только в разрезе стран-участниц ЕАЭС, но и с таможенными органами остальных государств-участников международной торговой деятельности (и иными органами, вовлечёнными в процесс контроля перемещения товаров через таможенную границу). Данное взаимодействие должно вылиться в создание унифицированной, подверженной постоянному обновлению информационной базы внешнеторговых сделок с целью повышения эффективности информационного обмена между странами. Данная система (безусловно в цифровом формате) будет способствовать получению сотрудниками таможенных органов стран-участников подобного объединения наиболее актуальную и полную информацию о пересечении товарами таможенных границ и их свойствах, а также ряд статистических данных для возможности сравнения целесообразности применения мер таможенного контроля и применения мер в отношении товаров.

Подобного рода межгосударственная интеграция должна также предполагать

ния таможенной статистики, а также применять единую ТН ВЭД, что позволит сократить разрывы, возникающие при сравнении данных таможенной статистики.

Необходимо уточнить, что предлагаемая интеграция носит гораздо более комплексный и всеохватывающий подход к унификации процесса таможенного контроля, нежели идея о создании «Единого окна».

Введение «цифровой» интеграции стран в данном вопросе также обеспечит наиболее высокую точность определения страны происхождения товара. Электронное межведомственное взаимодействие такого рода позволит получать ряд документов необходимых для таможенного контроля напрямую от органа их выдавшего, а не от участника ВЭД, что значительно сократит вероятность фальсификации данных о свойствах товара, а значит обеспечит максимально возможный уровень контроля перемещения товаров через таможенную территорию (в том числе в целях предоставления льгот по ввозимым товарам), и будет гарантировать высокий уровень собираемости таможенных платежей.

Такое решение о создании цифрового межведомственного взаимодействия таможенных (или иных) органов исполнительной власти стран-участниц ВЭД сможет комплексно разрешить сохраняющиеся на сегодняшний день проблемы таможенно-тарифного регулирования в РФ, расширить границы межгосударственного взаимодействия, наполнить внутренний рынок качественной иностранной продукцией, а также будет косвенно способствовать выводу российских производителей на международный рынок.

использование единой методологии веде-

Библиографический список

1. Щербанин Ю.А. Таможенное дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Эриашвили Н.Д., Щербанин Ю.А., Галузо В.Н.; Под ред. Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 375 с.

2. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 13.02.2021).

3. Манушина А.П., Карпинская А.В. О совершенствовании системы администрирования таможенных платежей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №5-1. - С. 147-150.

4. Данные об объёмах импорта и экспорта / Международный центр торговли 2020 -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intracen.org/itc/exporters/ (дата обращения: 14.02.2021)

5. Воронова В.А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 243

6. Стратегия развития ФТС России до 2030 года / Федеральная таможенная служба 2004-2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 17.02.2021).

7. ФТС к 2030 году обеспечит полномасштабную цифровизацию работы таможенных органов / ТАСС, информационное агентство - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8570849 (дата обращения: 17.02.2021).

PROBLEMS AND PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF RUSSIAN FEDERATION

P.A. Boychenko, Graduate Student

Supervisor: A.A. Zverev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. This article is devoted to the study of the problems and priority areas of improving the system of customs and tariff regulation of the Russian Federation at the present stage. The author considers the theoretical aspect of the significance of the issues of customs and tariff regulation. The article analyzes the role and fundamental goals of the state policy in the field of customs and tariff regulation, as well as the essence of the most characteristic problems of the current system of customs and tariff regulation of Russian Federation. The article describes the key areas of customs authorities development strategy until 2030 and gives an overall assessment of the prospects. On the basis of the proposed study, the author makes a proposal for the interstate integration of the activities of customs authorities.

Keywords: customs system, customs regulation, tariff regulation, problems, areas of improvement, customs value, customs authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.