УДК 2964
ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ
М.Р. Нуреева
THE PROBLEMS AND CONSEQUENCES OF RUSSIAN FEDERATION'S ASSESSION TO THE BOLOGNA PROCESS
M.R. Nureeva
Аннотация. На сегодняшний день развитие системы высшего образования неразрывно связано с процессом глобализации. Особо актуально для Российской Федерации повышение конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений на фоне европейских аналогов. В статье рассматривается современное состояние системы высшего образования в Российской Федерации вследствие присоединения к Болонскому процессу. Выявлены ключевые моменты, препятствующие переходу на новый уровень более качественного высшего образования, основными из которых являются фрагментарное применение положений Болонской декларации в связи со спешкой в стремлении соответствовать уровню европейского образования, отсутствие достаточной государственной поддержки вузов и обучающихся, а также неурегулированность на законодательном уровне, проявляющаяся в постоянно сменяющих друг друга новых законодательных актах в сфере высшего образования. В то же время, к сожалению, не учтен положительный опыт собственной системы образования, происходит уход от собственных ценностей и традиций в сфере образования, что также повлияло на снижение качества высшего образования в России. Анализируется позитивный опыт российской высшей школы, а также успешный опыт реформирования системы высшего образования в различных областях высшего образования ряда стран, который наша страна может взять на вооружение.
Ключевые слова: высшее образование в Российской Федерации, Болонский процесс, бакалавриат и магистратура, промежуточный уровень профессиональной подготовки, переходный период, порядок распределения средств, проблемы трудоустройства.
Abstract. Nowadays higher education process is directly connected with globalization. Russia particularly tries to increase competitiveness of domestic institutions on the background of European counterparts. The article discusses the current situation with higher education in the Russian Federation as a result of accession to the Bologna process. It is identified the key issues impeding the transition to a new level of higher education, the main ones are fragmentary application of the provisions of the Bologna Declaration as the result of an effort to match the level of European education, the lack of sufficient state support for higher education universities and students, as well as unresolved problems at
the legislative level, which manifests in constant adoption of new legislative acts in the field of higher education. At the same time, unfortunately, we do not take into account the positive experience of native Russian education system, our own values and traditions, which also lead to decrease of higher education quality in Russia. It is analyzed the successful experience in reforming the system of higher education in various fields of higher education in a number of countries, which our country can apply.
Key words: higher education in Russian Federation, the Bologna process, bachelor and master classes, intermediate level of professional training, the transition period, channels of distribution, problems of employment.
В условиях становления рыночной экономики Россия нуждалась в создании совершенно новой системы образования, отвечающей реалиям нового времени. Для решения таких проблем, как не соответствующий потребностям государства уровень образования, отсутствие квалифицированного преподавательского состава, несовершенное законодательство, отсутствие современного уровня материальной базы, увеличение безработицы, падение конкурентоспособности отечественного образования, Россия присоединилась в 2003 г. к Болонскому процессу. За короткий промежуток времени в нашей стране попытались фрагментарно перенять передовой опыт Запада, что в дальнейшем привело к путанице как в самом понимании терминологии, так и в применении положений Болонской декларации на практике. Постоянно сменяющие друг друга новые акты на законодательном уровне, наспех созданные, противоречащие друг другу учебные программы и стандарты отрицательно отражаются на качестве учебного процесса.
Появление платного образования в России, с начала 1990-х гг. как в негосударственных, так и в государственных вузах, привело к снижению качества высшего образования. В переходный период популярностью стали пользоваться такие направления подготовки, как экономика и юриспруденция, в связи с нехваткой специалистов в данных областях, которых прежде всего и больше всего коснулась перестройка. В результате во многих вузах стали открываться экономические и юридические факультеты, часто - несмотря на их явное несоответствие профилю вузов и номенклатуре специальностей, отсутствие соответствующих педагогических кадров, что также способствовало снижению уровня подготовки студентов.
Один из основополагающих принципов Болонского процесса -введение двух циклов подготовки молодых специалистов - бакалавриата и магистратуры - имело разные причины и последствия для России и Европы. Целью реформирования европейской системы высшего образования была, в первую очередь, унификация образовательных программ стран Европы, решение проблем мобильности и аттестации европейских студентов, а также попытка добиться конкурентоспособности европейского образования с американским образованием. Очевидно, что вышеупомянутые цели не имеют отношения к системе высшего образования, как таковой, более того, российское высшее образование на протяжении ХХ в. признавалось лучшим в мире.
Россия, в первую очередь, стремилась получить признание отечественного образования за рубежом, и соответственно, аккредитацию российских дипломов в Европе. Основные причины принятия двухуровневой системы сводятся к следующим положениям: подписание Болонской декларации накладывает обязательства по ее применению; благодаря данной системе отечественное образование должно выйти на европейский уровень по качеству образования. Следует отметить, что Болонский процесс не налагает обязательств по смене национальной системы высшего образования. В Декларации четко говорится об учете национальных и культурных особенностей национальной системы высшего образования. Что касается повышения качества образования, то факт сокращения длительности обучения с пяти до четырех лет, а также исключение ряда дисциплин из программы обучения (тем самым сильно сокращая обязательную учебную программу) явно не способствует улучшению качества образования [10, с. 28.].
В России до сих пор нет четкого разграничения между дисциплинами, предназначенными для бакалавриата и магистратуры. Согласно Болонскому процессу, в бакалавриате студенты получают общее базовое образование, в магистратуре же оно становится более узконаправленным и специализированным - для соответствия уровня знаний выбранной специализации. В России же в большинстве случаев диспиплины, которые преподаются в бакалавриате, дублируются и в магистратуре. Кроме того, несмотря на закрепление на законодательном уровне положения о том, что степень бакалавра признается свидетельством оконченного высшего образования, рядом работодателей диплом бакалавра рассматривается как недостаточ-
ный и предпочтение отдается студентам, окончившим магистратуру. Следует иметь в виду и тот факт, что далеко не всегда финансовые возможности студентов, особенно в регионах, позволяют им освоить вторую ступень высшего образования - магистратуру.
Одной из причин дублирования дисциплин в магистратуре и бакалавриате является отсутствие промежуточного, дополнительного уровня подготовки по окончании школы и до поступления в университет. Безусловно, многие российские вузы имеют свои подготовительные отделения, что является отдаленным аналогом европейских «classes of preparation», однако такие подготовительные отделения обладают собственной спецификой, которая сильно отличаются для каждого образовательного учреждения. На Западе, в таких странах как Великобритания, Германия, Франция, данная практика существует уже давно. Кроме того, сокращенные сроки обучения бакалавров и магистров в европейских странах обусловлены более продолжительной, чем в России подготовкой в общеобразовательной школе [4].
Исходя из приоритета освоения научного знания над практическим как основополагающего базиса образования, отечественная система высшего образования, в отличие от западноевропейских стран, не подразумевает разделения вузов для подготовки студентов отдельно для научной и для практической деятельности, что также явилось залогом путаницы в содержании образовательных программ для бакалавров и магистров. Для нашей страны характерен больший упор на теоретические основы высшего образования и многопрофильный подход, в то время как для европейских стран характерен более узкоспециализированный подход и разные типы институтов для подготовки теоретиков и практиков.
Сторонники реализации положений Болонской декларации в Российской Федерации одним из достоинств введения двухуровневой системы высшего образования называют возможность получения по сути второго высшего образования, обучаясь в магистратуре по другой специальности, отличной от изученной в бакалавриате, забывая о том, что основной задачей разделения являлось получение специализированных знаний по выбранной специальности. Уровень бакалавриата явно недостаточен для освоения знаний по конкретной специальности, а предназначен лишь для получения студентом базисных знаний в определенной области.
Существенным препятствием на пути получения качественного высшего образования выступает недостаточное финансирование вузов со стороны российского государства (табл. 1), слабая финансовая поддержка самих студентов, низкий уровень оплаты труда научно-преподавательского состава, дискриминация в оплате труда собственных граждан по сравнению с иностранными гражданами, отсутствие достаточного перераспределения финансовых средств в пользу регионов с учетом особенностей их развития.
К сожалению, в данном аспекте Россия не переняла европейский опыт ни в отношении достойной оплаты труда научно-преподавательского состава, ни в отношении финансовой помощи студентам. Более того, в Европе (в частности, во Франции) помимо традиционных стипендий существует программа частичной компенсации оплаты жилья студентам, в том числе это касается и иностранных студентов, обучающихся во Франции. Дополнительным основанием для выдачи стипендии является не только успеваемость студента, но также и его мотивация. Фактор дискриминации в оплате собственных граждан также характерен исключительно для России. В европейских странах, наоборот, встречается дискриминация, но лишь в отношении иностранных студентов. В этом контексте показательна практика итальянских вузов, ориентированных для подготовки по направлениям творческих специальностей. Обучаться на данных направлениях могут не только итальянцы, но и иностранцы, однако диплом о присвоении степени выдается исключительно гражданам Италии. Интересен в данном случае опыт Китая, где передовые вузы получают больше финансовой поддержки со стороны государства по результатам оценки их деятельности и получения статуса передового вуза страны. В итоге отсутствие соразмерного финансового обеспечения привело в России к оттоку молодых специалистов за рубеж.
Нельзя не обратить внимания, что особо острой проблемой в сфере высшего образования является и проблема дальнейшего трудоустройства выпускников высших учебных заведений, особенно усугубившееся в период кризиса. Для России характерны минимальные требования к производственной и преддипломной практике, достаточно редкая практика систематического проведения семинаров по трудоустройству во время обучения в институте, сугубо теоретический подход к методике образования. Во Франции,
Таблица 1
Расходы на образование в Европе и России в 2015 г., в % [9]
Страна Расходы
Дания 8,7
Кипр 7,9
Исландия 7,8
Норвегия 7,3
Швеция 7,3
Финляндия 6,8
Бельгия 6,4
Нидерланды 5,9
Франция 5,9
Мальта 5,8
Португалия 5,8
Ирландия 5,7
Словения 5,7
Эстония 5,7
Латвия 5,7
Великобритания 5,6
Литва 5,6
Австрия 5,5
Швейцария 5,4
Венгрия 5,1
Польша 5,1
Испания 5,0
Италия 4,7
Германия 4,6
Чехия 4,5
Болгария 4,4
Хорватия 4,3
Румыния 4,3
Словакия 4,1
Россия 4,1
помимо проведения традиционных презентаций компаний, ищущих молодых специалистов, в рамках обучения проводятся специальные курсы для обучения студентов составлению резюме, подготовке их к собеседованиям, а также ряду других аспектов, необходимым для дальнейшего успешного трудоустройства. В связи с введением двухуровневой системы обучения, и соответственно, сокращения срока обучения с пяти лет в специалитете до четырех лет в бакалавриате, произошло и резкое сокращение часов преддипломной практики. К сожалению, и в данном аспекте Россией был заимствован только негативный опыт западного высшего образования.
Более того, ряд специальностей в силу своей направленности, нуждается в наличии преподавателей-практиков, однако этому моменту не уделяется должного внимания. Как уже упоминалось выше, разделение вузов для подготовки студентов отдельно для научной и для практической деятельности в Европе предоставляет больше времени и возможностей студентам для подготовки к выбранной ими области профессиональной деятельности. К примеру, во Франции существуют специализированные сайты по поиску работы для студентов в соответствии с их уровнем подготовки.
Еще одним примером положительной практики, которую Россия могла бы перенять - это расширение автономии и развитие независимости высших учебных заведений. Кроме того, принцип автономии и независимости университетов является одним из фундаментальных принципов Болонской системы - необходимое условие для развития научной сферы. В нашей стране данный принцип не только не был воплощен в жизнь с переходом к рыночной экономике, а наоборот, с каждым годом автономия и независимость высших учебных заведений все сильнее урезаются на законодательном уровне. Важнейшую роль в развитии науки выполняют ученые, преподаватели, студенты, что также указано в Болонской декларации. В России же данный принцип также был выборочно исключен из программы реализации, несмотря на то, что до проведения современных реформ университеты обладали достаточной автономией - вместо нее усиливается влияние административных органов.
Важнейшей целью присоединения России к Болонскому процессу был выход на путь качественного высшего образования, для обеспечения конкурентоспособности которого была необходима интеграция в глобальную систему образования. К сожалению, на со-
временном этапе многие проблемы в сфере отечественного высшего образования до сих пор остались нерешенными, положения Болон-ской декларации были применены выборочно и в спешке, нередко путем слепого заимствования, без учета нужд и сложившейся специфики отечественной системы высшего образования, что, в свою очередь, привело к нагромождению положений и стандартов в сфере образования, нередко противоречащих друг другу; не были приняты во внимание традиции и особенности российской системы высшего образования. Для исправления данных противоречий в России на государственном уровне должна продолжиться дальнейшая модернизация высшего образования с учетом собственных национальных, исторических особенностей и современных задач, стоящих перед сферой высшего образовнания.
Библиографический список
1. Абанкина И.В. Межбюджетные отношения в российском образовании. Проблемы модернизации. М.2002.
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М., 2002.
3. Гребенщикова Е.Г. Социальные и гуманитарные науки. М., 2015.
4. ГретченкоА.А. «Болонизация» российского высшего образования: плюсы и минусы, за и против // В мире права. 2005. №2 3-4. URL: http://refdb.ru/look/2082920. html (дата обращения: 20.10.2016).
5. Кузьминов Я.И. Университетские инновации. М., 2007.
6. Куцина В.Н. Российский и зарубежный опыт развития системы экономического образования. Пермь, 2001.
7. Разумов Т.О., ТелешоваИ.Г. Образование и человеческое развитие. М., 2000.
8. Ракитов А.И. Науковедческие исследования. М., 2015.
9. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование: гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. 2012. 22 мая (последняя редакция: 13 июня 2015 г.). URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения: 20.10.2016).
10. Четверикова О.Н. Разрушение будущего. М., 2015.
11. The Bologna Declaration on the European space for higher education: an explanation. URL: http://www.msgsu.edu.tr/Assets/UserFiles/unverst_xyonetim_xulik/ulik_ genel/bologna.pdf (дата обращения: 20.10.2016).
М.Р. Нуреева
аспирантка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) E-mail: nureeva.maria@gmail.com