В. В. Авилова, Д. Х. Галлямова
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РФ В ВТО
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, условия вступления, проблемы вступления.
Вступление России в ВТО сопровождается рядом проблем, анализ которых позволит минимизировать преимущества зарубежных компаний.
Keywords: The World Trade Organization, the conditions of entry, the entry of.
Russia’s WTO accession is accompanied by a number of problems, analysis of which will minimize the benefits offoreign companies.
Первоначально торговые отношения между странами регулировались двухсторонними соглашениями, однако, по мере развития интеграционных процессов, появилась необходимость во всеобщих торговых соглашениях, которых придерживались бы все страны. Так, в 1948 году начало действовать Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ (23 государства). С 1 января 1995 года оно было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО), являющуюся специализированным учреждением ООН, постоянно действующую международную организацию и одновременно многосторонний договором, определяющим права и обязанности правительств в сфере мировой торговли товарами и услугами.
Главная задача ВТО - либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости). Россия вела переговоры о присоединении к ВТО последние 17 лет, российская экономика была единственной ведущей экономикой мира, не входящей в организацию, для присоединения к которой необходимо согласие всех ее 153 членов. Наконец, 16 декабря 2011 года был подписан официальный протокол о принятии России в ВТО. Ратификация российским парламентом договоренностей о присоединении России к ВТО должна быть завершена к 3 июля, поэтому еще есть время, чтобы доработать все вопросы, связанные с защитой отечественного производителя.
Российская Федерация (по результатам переговоров) взяла на себя следующие обязательства:
• В рамках вступления в ВТО будет снижена средняя ставка импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю продукцию (в т.ч. на с/х продукцию до 10,8% с нынешних 13,2%; на промышленные товары - до 7,3% с 9,5%);
• Тарифы на хлопок и информационные технологии будут обнулены (нынешняя ставка на информационные технологии - 5,4%);
• РФ согласилась на ограничение экспортных пошлин по более, чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных масел и топлива, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов;
• Количественные ограничения на импорт (квоты, запреты, разрешения, др., не подтвержденные ВТО) должны быть исключены без возможности введения повторно;
•Алкогольная, фармацевтическая продукция и продукция с криптографической технологией будут ввозиться без лицензии на импорт;
• Будут отменены лицензии на импорт более чем десятка ВИДОВ продукции, содержащей криптографическую информацию;
• Россия будет применять все свои законы, правила и другие меры, регулирующие перевозку товаров (включая энергоресурсы), в соответствии с нормами ГАТТ и ВТО;
• РФ отменит все программы промышленного субсидирования или изменит их таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров;
• Россия будет разрабатывать и применять международные стандарты санитарных фитосанитарных мер с учетом членства и посредством активного участия в Кодексе Алиментариус (Кодекс качества пищи), в работе Всемирной организации по защите здоровья и животных и Международной конвенции по защите растений;
• РФ будет расследовать в преследовать компании, которые нелегально распространяют объекты авторского и связанных прав посредством Интернета. Россия будет применять все правила Бернской конференции о Защите литературных и художественных работ.
Условия российской о присоединения спланированы таким образом, чтобы любая либерализация в серьезное изменение регулирования происходили постепенно. Кроме того, вопреки сообщениям некоторых экспертов, Россия не приняла обязательств о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, о доступе иностранных компаний к природным ресурсам, об отказе от регулирования импорта или экспорта, о прекращении деятельности компаний с государственным участием, о разрешении ввоза продовольственных товаров или медикаментов, употребление которых может нести ущерб здоровью, и пр.
Действительно, вступление нашей страны в ВТО что может повлечь за собой ряд позитивных и
негативных последствий для отечественной экономики.
Угрозы для экономики России при вступлении в ВТО таятся, в основном, в первоначальном периоде. При массовом внедрении на наш рынок международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек российские предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка. «Низкий уровень производительности труда и низкое качество продукции делают крайне уязвимыми машиностроение, авиационную и автомобильную промышленности, легкую промышленность, сельское хозяйство», - говорят эксперты Международной организации труда (МОТ). Возможны спад производства и сокращение рабочих мест в этих отраслях. Данное явление может затронуть и смежные отрасли. Увеличится зависимость от импорта, ведь присоединение России к ВТО откроет внутренний рынок больше не для инвестиций, а для иностранных товаров. Позитивный же эффект от вступления России в ВТО долгосрочен.
Так, одной из основных проблем присоединения России к ВТО является неготовность российских производителей использовать преимущество от членства в этой организации, когда предприятия не видят свои ниши на внешних рынках. В то же время, Правительство России планирует поддерживать отрасли, которым может быть нанесен ущерб при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). По мнению первого вице-премьера РФ И. Шувалова, Министерство сельского хозяйства, Минэкономразвития работают по тем отраслям, которые, возможно, будут испытывать на себе негативное влияние в связи с ратификацией протокола о присоединении России к ВТО. Поэтому, предприятия, хозяйства и отрасли будут получать поддержку, но только в том случае, если их проблемы удастся однозначно связать с ВТО. Нужно будет посмотреть, насколько негативно влияет на производителей продукции внутри страны уровень таможенной тарифной защиты.
К 1 марта будет подготовлен сводный доклад по всем имеющимся проблемным вопросам в связи с присоединением России к ВТО и путям их решения, а к 1 мая планируется подготовить законопроекты по решению этих проблем, а также законопроект, гарантирующий автопроизводителям льготы по промсборке после 1 июля 2018 г.
Особое внимание Правительство РФ планирует уделить положению отечественных аграриев, обеспечить им равные конкурентные условия с зарубежными производителями. Объективные риски для отечественного сельского хозяйства, связанные с присоединением России к ВТО, существуют, поэтому необходимо будет адекватно на них реагировать, принимать меры по их снижению, обеспечивать равные конкурентные условия для российских и зарубежных производителей.
Кроме того, РФ в течение нескольких лет может присоединиться к соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) о госзакупках. Соглашение ВТО по правительственным закупкам (вРЛ,
Agreement on Government Procurement) предполагает отсутствие дискриминации и прозрачность сделок. Подписавшие соглашение страны обязуются обеспечить равные условия допуска к госзаказу товаров и услуг поставщиков других стран-участниц. Между тем в РФ сейчас госзакупки регулирует ФЗ-94 "О госзакупках", который предусматривает значительные преференции для отечественных поставщиков. Доступ иностранных компаний ко многим сферам госзаказа затруднен, поскольку регулируется отдельными решениями правительства. С другой стороны, ряд поставщиков из Белоруссии получает в РФ статус отечественных в рамках соответствующего межгосударственного соглашения. Существующую систему преференций для отечественного поставщика в рамках госзакупок, как и механизм признания "отечественными" производителей дружественных государств постсоветского пространства, придется заменить равным доступом на рынок всех участников соглашения. В этом случае положение поставщиков, которые сейчас доминируют на этом рынке объемом 6 трлн руб.( по оценкам Минэкономики), окажется под угрозой. С учетом закупок госкомпаний и госмо-нополий эта сумма вырастает до 13 трлн руб. Сейчас участие иностранных компаний в госзаказе весьма незначительно — на самой крупной электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ" зарегистрированы 29 иностранных поставщиков. Всего с конца 2009 года заявки на участие в аукционах подавали 211 иностранных компаний, со 117 подписаны контракты, при том что сейчас на площадке проводятся несколько тысяч аукционов. Тем не менее, по оценочным данным "Сбербанк-АСТ", даже с учетом российских дочерних предприятий, иностранные поставщики не занимают существенной доли на этом рынке.
Члены ВТО в рамках своего соглашения о госзакупках могут договориться о списке исключений, не подпадающих под его действие (ОПК, экология или интеллектуальная собственность),— но за его пределами обязаны обеспечить недискриминационный отбор поставщиков вне зависимости от доли иностранного участия и аффилированности с производителями других стран. Также не допускается установление косвенных критериев — требований лицензирования технологий, осуществления инвестиций, использования бартера. Даже развивающимся странам соглашение позволяет использовать данные критерии для квалификации участников процесса отбора поставщиков — но не как основание для заключения контракта. Однако РФ не может воспользоваться и данным положением, так как исключена из списка развивающихся стран.
Соглашение GPA содержит четко прописанный перечень государственных организаций и предприятий, закупки которых подпадают под действие документа, но существует и задел для сохранения преференций: регламентируются только те сделки, сумма которых превышает некоторый порог — $200 тыс. для большинства контрактов. При этом документ предусматривает разнообразные гибкие способы оценки стоимости закупок в зависимости от их
регулярности и структуры цены сделки. Необходимость подписания в 1994 году такого соглашения обосновывали тем, что госзакупки составляют 1015% ВВП членов ВТО и дискриминация в этом сегменте оказывает пагубное влияние на свободу торговли. В настоящее время соглашение подписали 39 стран—участниц ВТО, включая США, страны ЕС и Японию. Китай ведет переговоры о возможном присоединении к вРЛ в статусе наблюдателя.
Вступив в ВТО, Россия оставляет неразрешенными многие внутренние противоречия в отношении отечественного бизнеса. В аналитической статье в журнале "Эксперт" утверждается, что "максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год", при этом, как пишут авторы статьи, "можно прикинуть", что Россия "отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год.
Основания против присоединения:
1. Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей - тариф будет связан, субсидии ограничены.
2. Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам.
3. Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверенную экономическую политику.
4. Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета.
5. Участие в ВТО потребует серьезных изменений в работе Правительства.
6. Многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг.
7. Сокращение рабочих мест и сомнительные перспективы создания новых. (Создание новых рабочих мест потребует огромные средства, и том числе на социальную поддержку, переквалификацию. Такие средства лишь частично могут быть получены от партнеров по ВТО).
8. Повысится себестоимость российских конкурентоспособных товаров. (В настоящее время себестоимость российских товаров сильно отличается от мировой {прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Такая структура себестоимости принимается западом как демпинг, и в целях отказа от него, от России потребуют, например, повысить внутренние цены па энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми)
В целом, сопоставление российской и китайской экономики в рамках вступления во Всемирную торговую организацию неизбежны. По мнению ряда европейских экспертов России, после вступления в ВТО не удастся достигнуть таких успехов, как Китаю, торговый оборот которого после этого события возрос на 300%. Дело в том, что КНР создает разно -плановую экономику с большим количеством отраслей, в то время как российская экономика сфокусирована на узком кругу сфер производства. Вступление в ВТО будет выгодно для РФ, если страна пойдет по пути модернизации, предполагающем развитие современных перспективных отраслей. Также могут появиться новые возможности для развития бизнеса, ориентированного на экспорт.
Кроме РФ от вступления в ВТО также получат преимущества зарубежные компании.
Преимущества иностранных компаний:
а) Большой управленческий опыт и использование современных управленческих технологий (развитие страны давно живут в условиях конкуренции и на основе накопленного опыта разрабатываются передовые управленческие технологии).
б) Применение современных производственных технологий (конкуренция в развитых странах настолько высока, что использование новейших технологий становится вопросом выживания).
в) Высокая производительность труда (вследствие использования передовых управленческих и производственных технологий).
г) Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.
Между тем, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс считает, что Россия после вступления в ВТО будет получать дополнительно по 2 миллиарда долларов в год на протяжении нескольких лет благодаря отмене постановлений по так называемым "антидемпинговым" расследованиям.
Ожидается рост интереса к российской экономике со стороны иностранных инвесторов, которые получат дополнительные гарантии в виде членства РФ в организации.
Литература
1. Россия в ВТО.- Казань: Издательство «Идел-Пресс», 2012.-84 с.
2. Авилова В.В., Гарафиева Г.И. Управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний (на примере ОАО «Татнефть») / В.В. Авилова, Г.И. Гарафиева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011, Т. 14, № 23.
© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ; Д. Х. Галлямова- канд. экон. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, [email protected].