В.В. Авилова, Д.Х. Галлямова
РОЛЬ РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН СНГ В ВТО
Ключевые слова: Таможенный союз, принципы ВТО.
Анализируются принципы Внешней торговой организации, механизмы её действия и условия вступления России в ВТО с учетом действия таможенного союза.
Keywords: Customs Union, the principles of the WTO.
The principles of the External Trade Organization, the mechanisms of its action and the conditions of Russia’s WTO accession in the light of the customs union.
Всемирная торговая организация (ВТО) функционирует с 1 января 1995 года, она была создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле - ГАТТ. Основными принципами функционирования ВТО являются:
1) принцип наибольшего
благоприятствования, торговля без дискриминации. Участники ВТО обязуются предоставлять друг другу во взаимной торговле максимально благоприятные условия. Если страна предоставляет какое-либо преимущество продукту, происходящему из другой страны, эти же преимущества должны быть предоставлены всем аналогичным товарам, происходящим из остальных стран-участниц.
2) принцип национального режима. Подразумевает предоставление товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
3)принцип защиты национальной
промышленности. Защита внутреннего производства должна осуществляться с помощью гласно и открыто устанавливаемых таможенных тарифов (пошлин). Эти тарифы являются основным, а в перспективе -единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц, отказавшихся от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);
4) принцип создания устойчивости основы торговли. Принцип определяет стабильную и предсказуемую основу для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах, их обязательность, установление пошлин в ходе многосторонних переговоров и запрет их дальнейшего повышения;
5) принцип содействия справедливой конкуренции. Он подразумевает противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен;
6) принцип гласности и открытости в торговом регулировании;
7)принцип разрешения споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.
Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, -приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.
Основной механизм деятельности ВТО -раунды многосторонних переговоров, которые длятся несколько лет. Россия долгое время вела переговоры о присоединении к ВТО, и в декабре 2011 года был подписан официальный протокол о принятии нашей страны в эту организацию. Ратификация российским парламентом договоренностей о присоединении России к ВТО будет завершена в июле 2012, что открывает для нашей страны новые перспективы и возможности.
Следует заметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию, у нашей страны уже был положительный опыт создания и развития наднациональных институтов регулирования внешней торговли. Так, в июле 2010 г. в России и Казахстане вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, предполагающий объединение таможенных территорий этих стран. Далее, Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Заявление о вступление в действие Таможенного кодекса.
Как известно, в таможенный союз входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. В отличие от Зоны свободной торговли, государства-участники
таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли. Еще в 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) -международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой
внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи -
обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей организации было провозглашено совместное вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию.
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн. человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика существенно возросла за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн. долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд. долларов. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд. долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд. долларов. Кроме того, планировалось, что Таможенный союз сможет занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 %.
При вступлении в Таможенный союз государствам-участникам пришлось унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.
Вступление РФ в ВТО в декабре 2011 года налагает на партнеров по Таможенному союзу обязательство перейти на нормы Всемирной торговой организации и, более того, вступить в нее. Так, Казахстан планирует вступить в ВТО не позднее конца 2012 года, причем на более либеральных условиях внешней торговли, по сравнению с Россией. Формально, именно российские условия по ВТО должны стать нормой для Таможенного союза, однако, возможно и обратное — дополнительное упрощение внешней торговли Союза с третьими странами уже в 2012 году.
Примечательно, что Россия стала единственной страной, подписавшей соглашения по ВТО, находясь в Таможенном союзе со странами—не членами ВТО. В рамках презентации доклада "Россия и ВТО: итоги и перспективы" Максим Медведков, директор департамента торговых переговоров Минэкономики, констатировал, что в дальнейшем все "амбициозные проекты по ВТО должны инициироваться Таможенным союзом, к
наднациональным органам которого перейдут полномочия по регулированию торговой политики России, Казахстана и Белоруссии". Таким образом, все партнеры по союзу будут вынуждены выполнять обязательства, взятые Россией в рамках ВТО, то есть Белоруссии и Казахстану придется присоединиться к ВТО.
Однако, вместе с этим процессом дополнительно либерализовать внешнюю торговлю придется, возможно, и России. В мае 2011 года партнерами по Таможенному союзу был подписан Договор о функционировании, одной из целей которого стало урегулирование поведения стран-
участниц в случае присоединения к ВТО одной из стран. Согласно договору, "с момента присоединения страны-участницы Таможенного союза к ВТО ставки единого таможенного тарифа не будут превышать ставки импортного тарифа, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО". Более того, до момента, когда отношения в рамках союза будут приведены в соответствие с нормами ВТО, "нормы ВТО имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров,
заключенных в рамках ТС". Между тем, основной преградой к унификации условий торговли в ТС по стандартам ВТО является то, что Казахстан уже вел переговоры по вступлению в ВТО параллельно с РФ и уже согласился на более либеральные условия внешней торговли относительно тех, которых добилась в 2011 году Россия. Между тем, согласно вышеупомянутому договору о Торговом союзе, в таких случаях стороны незамедлительно должны провести переговоры между собой и с членами ВТО, чьи интересы затронуты такими расхождениями.
Если Россия будет настаивать на отказе Казахстана от "недопустимо либеральных" предложений ВТО, это сильно затруднит процесс его переговоров с третьими странами и при жестком сценарии переговоров поставит под угрозу само существование Таможенного союза. Таким образом, с большой вероятностью компромисс между Россией, Казахстаном и ВТО будет означать дополнительную либерализацию условий внешней торговли.
Что касается другого участника Таможенного союза - Белоруссии, российские специалисты, участвовавшие в переговорах по вступлению страны в ВТО, помогут этой стране в аналогичных переговорах.
В конце 2011 года была пописана декларация между РФ и Республикой Беларусь о взаимодействии и помощи Белоруссии во вступлении в ВТО. Предполагается, что с российской помощью Казахстан и Беларусь быстрее преодолеют все ступени переговоров и быстрее станут членами ВТО.
Другая открывающаяся перспектива в рамках Таможенного союза - возможность введения единой валюты. Премьер-министр РФ заявил, что в вопросе общей валюты России и Белоруссии, по которому не достигнуто договоренностей, решающее слово осталось за белорусской стороной.
С 1 января 2012 года начало функционировать Единое экономическое
пространство трех стран. Главы России, Белоруссии и Казахстана в ноябре 2011 года приняли декларацию о евразийской экономической интеграции, задав курс дальнейшего сближения "тройки" с переходом к ЕЭП, основанному на нормах и принципах ВТО, и в конечной перспективе - к Евразийскому экономическому союзу. В свою очередь специалисты считают неизбежным введение в Таможенном союзе единой валюты, поскольку населению и бизнесу будет выгодно рассчитываться единым рублем.
Кроме того, Россия в составе Таможенного союза готова вести переговоры о заключении соглашений о свободной торговле с экономиками -
участницами АТЭС,В настоящее время Россия председательствует в форуме АТЭС, членами которого является 21 страна Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Следующий саммит АТЭС пройдет в сентябре 2012 года во Владивостоке. Президент РФ отмечает важность дальнейшей либерализации торгово-инвестиционной активности в АТР и укрепления региональной экономической интеграции, подчеркивает, что все это в совокупности с потенциалом Единого экономического пространства, может открыть качественно новый вектор интеграционной активности АТЭС, создавая
перспективу расширения рынка АТР на весь евразийский континент.
Литература
1. Россия в ВТО.- Казань: Издательство «Идел-Пресс», 2012.-84 с.
2. Авилова В.В., Гарафиева Г.И. Управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний (на примере ОАО «Татнефть») / В.В. Авилова, Г.И. Гарафиева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011, Т. 14, № 23.
© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ; Д. Х. Галлямова- канд. экон. наук, доц. каф.
экономики КНИТУ, [email protected].