Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы учета, отчетности и анализа налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации'

Проблемы и перспективы учета, отчетности и анализа налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5573
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михасева Елена Николаевна

Одной из важных задач налоговых органов, является ведение учета начисленных и фактически поступивших сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, других платежей, администрируемых налоговыми органами, а также предоставленных инвестиционных кредитов, отсрочек и рассрочек. Вместе с тем анализ налоговых поступлений занимает большое место в деятельности налоговых органов, так как его конечный результат позволяет изучить и оценить объемы, динамику и структуру налоговых поступлений в бюджетную систему, выявить причинно-следственную связь с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михасева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы учета, отчетности и анализа налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации»



SCIENCE TIME

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И АНАЛИЗА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михасева Елена Николаевна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал), г. Волгоград

E-mail: zhen0505@mail.ru

Аннотация. Одной из важных задач налоговых органов, является ведение учета начисленных и фактически поступивших сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, других платежей, администрируемых налоговыми органами, а также предоставленных инвестиционных кредитов, отсрочек и рассрочек.

Вместе с тем анализ налоговых поступлений занимает большое место в деятельности налоговых органов, так как его конечный результат позволяет изучить и оценить объемы, динамику и структуру налоговых поступлений в бюджетную систему, выявить причинно-следственную связь с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоговые доходы, бюджет, налоговый учет, анализ налоговых поступлений в бюджетную систему, собираемость налогов.

Основным источником доходов современного государства являются налоговые поступления. Большая часть бюджета Российской Федерации пополняется именно за счет налогов и сборов. Данные средства расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны, поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России) от 30 сентября 2004 года № 506 «ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и других обязательных платежей...»

Учет, анализ налоговых поступлений и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет осуществляется Федеральной налоговой службой, Межрегиональными инспекциями ФНС России, Инспекциями ФНС России (по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекциями ФНС межрайонного уровня). Данный процесс с течением времени усложняется, так как увеличивается количество налогоплательщиков, повышается уровень их взаимодействия с другими экономическими субъектами, появляются новые виды налогооблагаемой деятельности. Проведение учёта и анализа на основе данных налоговой отчетности позволяет определить, как прогнозные, так и реальные значения поступлений налогов и сборов, составляющих основную часть доходов бюджета Российской Федерации, необходимых для финансирования расходных обязательств страны. Вышеизложенным фактом объясняется актуальность темы данного исследования.

Учет налоговых поступлений является важной задачей налоговых органов. Он осуществляется посредством ведения налоговыми органами карточек «РСБ». Налоговые органы при ведении учета взаимодействуют с органами Федерального казначейства с целью координации и проведения совместной работы по обеспечению полного поступления налогов и платежей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществлению достоверного и сопоставимого учета, а также правильного регулирования их между бюджетами различных уровней.

Росту налоговых поступлений, в немалой степени, может способствовать анализ поступления налогов и сборов, проводимый финансовыми органами всех уровней на основании показателей статистической отчетности. Поэтому данный вид экономического анализа занимает большое место в деятельности налоговых органов. Анализ поступлений налогов и сборов в бюджетную систему проводится систематически на всех уровнях Федеральной налоговой службы России.

Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные и принятые в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов.

Содержание анализа определяется его целями и задачами. В качестве цели анализа поступлений налогов и сборов, как одной из основных функций налоговых органов, рассматривается получение комплексной аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений. Как правило, выделяют внутренних и внешних пользователей этой аналитической информации. Так, внутренними пользователями комплексной аналитической информации является, прежде того, руководство ФНС России, которое

нуждается в ней для принятия управленческих решений по установлению и корректировке заданий по мобилизации администрируемых налогов и сборов, доводимых до УФНС России по субъектам Российской Федерации. К внешним пользователям комплексной аналитической информации, прежде всего, относят Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принимающие управленческие решения по формированию доходов бюджета и вырабатывающие меры по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации [6].

Основными задачами анализа налоговых поступлений являются:

- осуществление контроля за выполнением планов, прогнозов налоговых поступлений в бюджетную систему, полнотой использования налогового потенциала;

- выявление тенденции в поступлении налогов в целом по администратору за определенный период времени;

- определение факторов, повлиявших на фактическое поступление в сравнении с начисленным объемом по отдельным видам налогов в разрезе видов экономической деятельности за отчетный период;

- установление причин недопоступления начисленных налогов (по видам отдельных налогов и в разрезе видов экономической деятельности, а так же категорий налогоплательщиков);

- сравнение намечаемого и фактического поступления налогов в связи с изменением налогового законодательства.

Основными направлениями анализа налоговых поступлений налоговыми органами следует выделить: изучение динамики и структуры бюджетных назначений и начислений, а также степени их выполнения в разрезе бюджетов различных уровней и видов налогов; изучение динамики, состава и структуры налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете; изучение динамики, состава и структуры проведенных проверок; изучение эффективности камеральных и выездных налоговых проверок; разработка предложений по составлению проектов бюджетов, улучшению практики организации контрольной работы и корректировке налогового законодательства, регулирующего налоговые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

Необходимо отметить, что анализ только налоговой отчетности не даёт полной и развернутой картины состояния налоговых поступлений в бюджетную сферу. Налоговая система страны не является изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся системой, а является составным звеном финансовой системы страны. Все финансовые процессы, протекающие в экономической и социальной сфере, в той или иной мере воздействуют на налоговую систему, влияние практически всех показателей социально -экономического развития страны на состояние налоговой системы очевидно. Использование данных государственной статистики по таким показателям как

SCIENCE TIME

объем валового внутреннего продукта, объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, уровень инфляции (индекс потребительских цен), объем сельскохозяйственной продукции, розничный товарооборот, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, темпы их роста позволяют выявить многие факторы, влияющие на поступление налогов и сборов и оценить степень их влияния [4].

Как правило, анализ поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны начинается с описания экономических процессов, происходящих в стране и в регионах, базирующийся на данных как федеральных, так и территориальных органов государственной статистики. Поэтому в этой части анализа должны быть освещены следующие вопросы: изменение объемов валового внутреннего продукта (валового регионального продукта), выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов инвестиций в основной капитал, динамика розничного товарооборота; динамика внешнеторгового оборота, в том числе экспорта и импорта, виды экспортируемой (импортируемой) продукции; финансовые результаты деятельности предприятий (прибыль, убытки, число прибыльных или убыточных предприятий, их доля, динамика этих показателей)

Одной из причин проведения анализа налоговых поступлений является выявление фактора, влияющего на повышение (понижение) доходной части бюджета. Поэтому важно рассмотреть понятие «собираемости налогов» как одного из показателей эффективности реализации фискальной функции налоговой системы. В связи с чем с этой точки зрения собираемость налогов необходимо рассматривать как степень полноты исполнения налоговых обязательств и рассчитывать, как отношение объема налоговых платежей, поступивших в определенный период, к объему обязательств, которые должны быть исполнены в этот же период в соответствии с действующим законодательством [3]. Уровень собираемости налогов является показателем качества и эффективности функционирования как налоговых органов, так и всей налоговой системы. Собираемость налогов снижается под воздействием противоправных деяний налогоплательщиков, таких как осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет, сокрытие объекта налогообложения, использование различных схем уклонения от уплаты налогов. Повышение собираемости налогов за счет деятельности налоговых органов реализуется путем проведения налоговых проверок, начисления пени, взыскания налогов в судебном порядке и др.

Известно, что уровень собираемости налогов зависит от различных условий и факторов, в числе которых можно выделить:

- платежеспособность налогоплательщика;

- изменение срока уплаты налога;

- налоговая дисциплина и законопослушность налогоплательщиков;

[4].

- в случае налогового правонарушения, выявленного в результате налогового контроля.

Показатель собираемости налогов используется при прогнозировании налоговых поступлений и налогового потенциала субъектов РФ, а также для оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов.

Прогнозирование налоговых поступлений с учетом уровня собираемости налогов, используемого для корректировки расчетной величины (в сторону ее снижения), означает, что определенная часть налоговых доходов недопоступит в бюджет, т.е. будет несобранной в силу ряда причин.

Анализ налоговых поступлений необходим для изучения и оценки объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Для выявления величины фактических поступлений в соответствующий бюджет необходим анализ уровня собираемости налогов, который является фактором, влияющим на повышение (понижение) доходной части бюджета.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Налоговый учет представляет собой комплексный учет налоговых платежей и поступлений всех зарегистрированных и незарегистрированных налогоплательщиков в органах налоговой инспекции. Учет налоговых поступлений базируется на принципах обязательности и множественности налогового учета, принципе единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков и принципе заявительного характера постановки на налоговый учет в налоговых органах.

2. Анализ налоговых поступлений занимает большое место в деятельности налоговых органов, так как его конечный результат позволяет изучить и оценить объемы, динамику и структуру налоговых поступлений в бюджетную систему, выявить причинно-следственную связь с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

3. Высокая значимость налоговых поступлений в формировании финансовых ресурсов государства определяет особую роль государственного налогового контроля и анализа налоговых поступлений. От принципов построения налоговой системы, методики учета, контроля и анализа налоговых платежей зависит финансовое состояние различных структурно-правовых образований. На современном этапе обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей являются приоритетной задачей российских налоговых органов.

4. Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих её элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей

SCIENCE TIME

задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

Особо хотелось бы отметить, тот факт, что в настоящее время аналитической работе уделяется пристальное внимание, поэтому именно аналитические подразделения считаются одними из важнейших в составе налоговых органов. Их задача состоит не только в том, чтобы оценить прогноз бюджета, но и принять необходимые меры по мониторингу его выполнения. В целях мониторинга исполнения федерального бюджета ежемесячно и ежеквартально проводится оценка поступлений администрируемых налоговой службой доходов и анализ факторов, повлиявших на суммы поступлений по отдельным налогам. Учитывая основную роль налогов в формировании доходной части бюджета, аналитические подразделения налоговых органов осуществляют детальный анализ всех факторов, которые могут оказать влияние на объемы поступлений как в текущем, так и в последующих налоговых периодах. При оценке поступлений налогов учитываются не только макроэкономические показатели - валовой внутренний продукт, курс доллара США, инфляция, объемы экспорта и импорта, но и иные факторы, влияние которых характерно в отношении отдельных налогов [1].

В настоящее время в ФНС России аналитической работе уделяется пристальное внимание. Налоговые органы являются главными администраторами доходов бюджетной системы РФ. Основные полномочия главных администраторов доходов бюджетной системы РФ, которые возложены на территориальные органы ФНС России, следующие [1]:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей;

- начисление пеней и штрафов;

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов России;

- принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

Кроме того, в полномочия главных администраторов доходов входит формирование и представление в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, прогноза поступлений доходов, а также формирование и представление сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана и отчетности, которые относятся к компетенции Аналитического управления ФНС России.

Задача Аналитического управления ФНС России состоит не только в том, чтобы оценить прогноз бюджета, но и принять необходимые меры по мониторингу его выполнения. В целях мониторинга исполнения федерального бюджета в данном управлении ежемесячно и ежеквартально проводится оценка поступлений администрируемых налоговой службой доходов и анализ факторов, повлиявших на суммы поступлений по отдельным налогам. От качества проведенного анализа зависит формирование доходной части федерального, регионального и местного бюджетов и последующее выполнение расходных обязательств органами власти на соответствующих уровнях.

Рассмотрим существующие на настоящий момент проблемы учёта и анализа налоговых поступлений и основные пути их решения.

В настоящее время ФНС России решается проблема включения платежей физических лиц в электронный документооборот. Ведь поступление платежных документов физических лиц на бумажном носителе требует участия большого количества специалистов налоговых органов для обеспечения ввода данных вручную, что приводит к ошибкам, увеличивает время для отражения информации в карточках «РСБ».

На учете в налоговых органах стоит порядка 123 млн. физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. До 2011 года для таких налогоплательщиков (плательщиков налога на имущество, земельного и транспортного налогов) было установлено два срока уплаты. Поэтому несложно представить, какие объемы информации поступают и требуют учета в налоговых органах - порядка 500 млн. квитанций на бумажном носителе. Вопрос относительно данной категории плательщиков решается путем внедрения практически на всей территории страны биллинговой и штрихкодовой технологий. Это возможно, поскольку налоговые органы исчисляют налог и формируют для налогоплательщика платежные документы. В платежных документах информация отражается в виде индекса документа и штрихкода, позволяющих переводить данные из бумажных документов в электронный вид.

Необходимо отметить, что остается нерешенным вопрос с платежами налогоплательщиков - физических лиц, которые самостоятельно исчисляют и уплачивают налоги. Это не только индивидуальные предприниматели, количество которых составляет более 4 млн., но и плательщики государственной пошлины или платы за предоставление сведений из государственных реестров. Одним из путей решения указанной проблемы является создание единой платежной системы в рамках реализации проекта «Единый портал государственных и муниципальных услуг». ФНС России является одним из главных участников этого проекта [1].

Пилотный проект будет осуществляться только в отношении уплаты госпошлины. Внедрение проекта позволит налоговым органам получать от налогоплательщиков в электронном виде заявления на предоставление государственной услуги (государственная регистрация, предоставление сведений

из Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и др.). Что касается перечисления платы за названные государственные услуги, то предполагается, что в налоговых органах будет формироваться соответствующая база данных на основании заполненных физическими лицами на едином портале платежных документов.

К указанной базе данных будут обращаться банки для получения информации, необходимой при приеме платежей. Это позволит исключить ошибки при перечислении денежных средств в бюджетную систему России, а налоговым органам оперативно получать информацию о факте приема кредитными организациями денежных средств, перечисленных в счет оплаты налогоплательщиками государственных услуг.

Определено, то что по результатам проведения пилотного проекта указанный сервис будет распространен и в отношении уплаты налогов.

Помимо данного проекта в аналитической работе налоговые органы пользуются широким набором инструментов для анализа динамики поступлений и результатов хозяйственной деятельности предприятия - это сведения бухгалтерской и налоговой отчетности, информация, размещенная в средствах массовой информации и на сайте налогоплательщиков, показатели налоговых регистров, полученные в результате контрольной работы.

Но, учитывая структуру организаций и разнообразие факторов, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а так же специфику ее структуры, налоговые органы не всегда имеют возможность в полной мере учесть экономический эффект от тех или иных фактов хозяйственной деятельности, таких как реализация инвестиционных вложений, покупка или продажа основных средств, реализация ценных бумаг и так далее, запланированных налогоплательщиками на предстоящий период и существенно влияющих на уровень поступлений налоговых платежей.

Кроме того, первичные прогнозные данные, предоставляемые налогоплательщиками, в последующем корректируются и в конечном итоге могут значительно отклоняться от фактических данных. Это связано с длительным порядком утверждения основных параметров финансового плана (размеров выделяемых субсидий и дотаций, объемами инвестиционных программ) на соответствующий период и большим количеством структурных подразделений, участвующим в его формировании.

Необходимо признать, что в настоящее время информации, находящейся в распоряжении налоговых инспекций (данные налоговой и бухгалтерской отчетности, документов, представленных в рамках проведения мероприятий камерального налогового контроля, а также сведения, содержащиеся в средствах массовой информации) либо недостаточно для установления и оценки факторов, оказывающих влияние на динамику поступлений налогоплательщика в бюджетную систему, либо нет возможности для ее обработки. Поэтому усиление

аналитической составляющей в работе инспекции невозможно без тесного взаимодействия с налогоплательщиками. В частности, такой вид взаимодействия может быть осуществлен путем создания совместной рабочей группы с целью усиления взаимодействия для решения возникающих в ходе работы вопросов как со стороны налогового органа, так и со стороны организации, а также с целью определения возможностей развития взаимного информационного обмена и представления определенного перечня данных на регулярной основе, выходящей за рамки прав налоговых органов, предоставляемых положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 23, подпункта 1 пункта 1 статьи 31, статьи 88, статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации. Отметим, что работа группы должна проводиться на постоянной основе. По результатам работы таких групп делаются запросы в банки о движении денежных средств по счетам, составляются схемы по субподрядным организациям, анализируется бухгалтерская отчетность организаций с целью проверки полноты перечислений налоговых платежей, запрашиваются и анализируются договоры на выполняемые работы.

Основной проблемой, усложняющей проведение анализа налоговых поступлений налоговыми органами, является предоставление налогоплательщиками документов на бумажных носителях. Налоговые органы имеют достаточно большой ресурс предоставляемой налогоплательщиками в рамках контрольных мероприятий информации. Однако данная информация, как правило, предоставляется налогоплательщиками в значительных объемах и на бумажных носителях, заведомо невозможных к автоматической обработке, что значительно усложняет налоговому органу обработку, анализ и проведение контрольных мероприятий в отношении содержащихся в ней сведений с учетом объемов, характерных для крупнейших налогоплательщиков. Облегчить эту работу призваны поправки в Налоговый кодекс РФ, которые значительно расширили электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами. Наряду с декларациями, теперь в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи может осуществляться обмен различными документами, такими как требования, уведомления, сведения, первичные документы и др. Службой уже разработаны форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде. Ряд операторов электронного документооборота уже приступили к обмену счетами-фактурами своих клиентов. К тому же налоговыми инспекциями проводится и совершенствуется определенная работа с налогоплательщиками, направленная на увеличение частоты использования программного продукта с целью представления книг покупок и книг продаж в формате Excel, что обеспечит инспекции возможность в автоматизированном режиме анализировать выручку и суммы налогов. Это значительно облегчит и сократит аналитическую работу налоговых органов, особенно

администрирующих крупнейших налогоплательщиков. Важно отметить, что Федеральная налоговая служба, получив определенную наработанную практику внедрения оборота электронных документов, в инициативном порядке разработала и утвердила рекомендуемые электронные форматы двух первичных документов - накладной (по учету торговых операций) и акта приемки-сдачи работ (услуг). Это позволяет осуществлять электронный документооборот первичными документами и между самими налогоплательщиками. Данные документы наиболее часто используются при оформлении хозяйственных операций по купле-продаже товаров, приемке-передаче результатов выполненных работ, фиксации факта оказания услуг. Обработка первичных документов в электронном формате позволяет значительно упростить проведение контрольных мероприятий, подтвердить или нет объективность заявленных вычетов и более детально изучить финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Автоматическая обработка полученной налоговыми органами информации открывает широкие возможности для аналитической и контрольной работы в налоговых органах. В частности, для реализации данного направления налоговые органы располагают электронной базой, которая позволяет в автоматическом режиме обрабатывать данные, связанные с контрагентами организации, проводить форматно-логический контроль и анализ данных, что расширяет возможности и повышает эффективность контрольно-аналитической работы. Используя данную базу, налоговые органы своевременно и качественно анализируют структуру контрагентов по объемам продаж, выявляют нехарактерные тенденции, периодичность предъявления к вычету налога на основании одних и тех же счетов фактур, сопоставляют показатели книги покупок и книги продаж контрагентов, а также предоставленные ими данные с данными, которыми располагают налоговые органы.

Ещё одной проблемой, усложняющей проведение анализа налоговых поступлений налоговыми инспекциями, является несогласованность действий территориальных налоговых органов при проведении анализа и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, состоящих на учете в разных регионах, но представляющих собой единую холдинговую структуру или ведущих согласованную финансово-хозяйственную деятельность. При этом проводимый анализ и контрольные мероприятия носят локальный характер, исследуются вопросы, относящиеся к деятельности отдельных налогоплательщиков, находящихся на территории данного региона.

Анализ уплачиваемых налогоплательщиками в бюджет налоговых платежей должен основываться на всех доступных источниках информации -налоговая отчетность и внешние источники, но самое главное - данные камеральных проверок. Обратим внимание, что сведения, собранные в ходе камеральных проверок, дают огромные возможности глубокого и всестороннего анализа в разрезе налогоплательщиков. Вместе с тем, камеральные проверки

зачастую сводятся только к форматно-логическому контролю показателей налоговой отчетности. Информация, поступающая в налоговый орган, не систематизируется и в дальнейшем не используется ни при проведении анализа и прогнозирования, ни в ходе предпроверочного анализа - координация работы блока камеральных проверок и аналитического блока находится на крайне низком уровне.

Кроме того, существующие подходы к анализу адекватности уплаты налогов результатам деятельности налогоплательщика, позволяющие выявлять зоны налоговых рисков, на практике не применяются. В результате можно наблюдать налогоплательщиков, которые на протяжении нескольких лет показывают убытки, работают с низкой налоговой нагрузкой, а контрольные мероприятия по ним либо не проводятся, либо не эффективны.

Именно всесторонний пофакторный анализ деятельности предприятий, включающий постоянный мониторинг цен, объемов производимой продукции, вопросов ценообразования по всей сети контрагентов должен быть положен в основу работы аналитических подразделений ФНС России.

Основой проведения анализа налоговых поступлений является углубленный анализ структуры создаваемой налоговой базы. Можно выделить две группы факторов, влияющих на налоговую базу - это факторы влияния налогового законодательства и экономические факторы. Ключевое отличие между данными группами факторов заключается в том, что комплекс факторов налогового законодательства условно однотипен для всех регионов в рамках единого правового поля, а экономические факторы определяются структурой валового регионального продукта, особенностями межрегиональных и внешенеэкономических операций администрируемых налогоплательщиков.

Основная задача аналитических подразделений - комплексно оценить все группы факторов и сформировать объективное понимание ситуации.

Однако зачастую проводится неполный анализ всех групп факторов и в результате в качестве причин изменения динамики поступлений приводятся отдельные вырванные из контекста и лежащие на поверхности факторы, на основании которых делаются недостоверные выводы.

Рассмотрим механизм проведения анализа основных бюджетообразующих налогов - налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

При проведении анализа налоговых поступлений налога на прибыль организаций необходимо провести сравнительный анализ основных показателей налоговой базы: доходов от реализации, расходов, связанных с производством и реализацией, внереализационных доходов и расходов. Основными факторами, влияющими на доходы от реализации, являются объемы и цены реализации продукции.

Переходя к анализу расходов, необходимо отметить, что это самый сложный блок, поскольку раскрытие данной информации крайне ограничено. Поэтому, прежде всего, необходимо обратить внимание на показатели,

содержащиеся в декларации по налогу на прибыль организаций, - это суммы начисленной амортизации, в том числе с ускоренным коэффициентом исчисления для оборудования, используемого в условиях агрессивной среды и повышенной сменности и амортизационную премию. В первую очередь, это касается капиталоемких отраслей. Вместе с тем, важно понимать, что данные показатели должны расти во взаимоувязке с инвестиционными программами и ростом основных средств по рассматриваемым налогоплательщикам. Другим фактором изменения расходной части может служить изменение налогового законодательства в части начисления и уплаты налогов, которые включаются в расходы организаций. Например, в 2012 произошло увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газ, что наряду с дополнительными поступлениями по данным налогам объективно привело к недопоступлению налога на прибыль организаций. Отметим, что направления проведения анализа зависят от вида деятельности организаций с учетом особенностей формирования расходной части.

Проведение анализа структуры налоговой базы по налогу на добавленную стоимость основано на факторах, выявленных при проведении анализа налоговой базы по налогу на прибыль. Так, начисленная сумма налога по налогооблагаемым объектам зависит от факторов, повлиявших на доходы по налогу на прибыль организаций за исключением экспортных операций, а также сумм налога, исчисленных с сумм авансов и предоплаты. Особое внимание налоговые органы должны уделять анализу налоговых вычетов. В целях установления объективных причин динамики налоговых вычетов необходимо провести анализ вычетов по каждой группе: по капитальному строительству, экспортным и импортным операциям, а также так называемым «прочим» налоговым вычетам.

Итак, проведение анализа по предложенному алгоритму позволяет комплексно оценить большинство факторов, оказавших влияние на динамику налоговых поступлений.

Вместе с тем, проведения такого анализа возможно при выстраивании системы своевременного информационного обмена между аналитическим блоком и профильными отделами, прежде всего, отделами камеральных налоговых проверок. Однако, такая работа не всегда выстроена, что негативно влияет как на качество аналитической информации, так и на эффективность контрольных мероприятий.

Кроме того, что налоговые органы в рамках камерального контроля законодательно ограничены в получении документов первичного учета, необходимых для проведения углубленного анализа и налогоплательщики не всегда предоставляют дополнительную информацию. Однако, как показывает практика, систематизации уже имеющейся в налоговом органе информации, использования информационных ресурсов налоговых органов, а также мониторинга внешних источников информации зачастую достаточно для

SCIENCE TIME

проведения достаточно глубокого анализа и формирования корректных выводов по его итогам.

Следовательно при осуществлении учета и анализа налоговых поступлений у налоговых органов возникают определенные трудности, среди которых проблема включения платежей физических лиц в электронный документооборот, взаимодействия с налогоплательщиками; несогласованность действий территориальных налоговых органов при проведении анализа и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, состоящих на учете в разных регионах, но представляющих собой единую холдинговую структуру; предоставление налогоплательщиками, особенно крупнейшими, документов в значительных объемах и на бумажных носителях, заведомо невозможных к автоматической обработке; проведение неполного анализа всех факторов, влияющих на объем налоговых доходов; законодательное ограничение налоговых органов в рамках камерального контроля в получении документов первичного учета, необходимых для проведения углубленного анализа. Необходимо отметить, что ФНС России эффективно и качественно походит к решению вышеперечисленных проблем.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: улучшая качество и эффективность работы, внедряя новые, передовые технологии, ФНС России решает главную задачу — обеспечения доходов бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством Российской Федерации и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан. В современных условиях ФНС России уделяет аналитической работе пристальное внимание. Налоговые органы являются главными администраторами доходов бюджетной системы России. Задача аналитических подразделений ФНС России состоит не только в том, чтобы оценить прогноз бюджета, но и принять необходимые меры по мониторингу его выполнения. От качества проведенного анализа зависит формирование доходной части федерального, регионального и местного бюджетов и последующее выполнение расходных обязательств органами власти на соответствующий уровнях. Но при проведении анализа налоговых поступлений налоговые органы сталкиваются с определенными проблемами, которые своевременно и эффективно решаются.

В данном исследовании хотелось бы провести полный и углубленный анализ налоговых поступлений Российской Федерации за 2010-2012 годы в целом, в том числе с разбивкой по федеральным округам (далее - ФО), а также в разрезе отдельных видов налогов. Для анализа были определенны эти периоды, поскольку именно с 2010 года был достигнут уровень налоговых поступлений, соответствующий до кризисного уровня 2008 года. Все расчёты произведены на основе официальных данных статистической отчетности ФНС России.

Во-первых, проведем оценку объёму поступлений в бюджет в натуральном выражении, который представлен в табл.1.

Таблица 1

Поступление налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации 2010

-2012 годы, в тыс. руб.

2010 год 2011 год 2012 год

Российская Федерация 7 659 534 716 9 715 209 562 10 958 192 714

Центральный ФО 2 539 398 399 3 065 828 656 3 365 593 738

Северо-Западный ФО 766 136 486 960 383 788 1 029 453 159

Северо-Кавказский ФО 96 773 253 105 954 103 121 311 531

Южный ФО 350 586 533 410 798 189 486 685 838

Приволжский ФО 1 184 578 830 1 511 070 888 1 775 808 027

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уральский ФО 1 730 527 210 2 403 270 861 2 766 578 590

Сибирский ФО 676 532 233 884 848 383 1 016 746 219

Дальневосточный ФО 315 001 772 373 054 694 396 015 612

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году поступило 10 954 млрд. руб., что на 12,75% больше, чем в 2011 году. За анализируемый период налоговые доходы страны увеличились более чем на 43%. Изобразим графически структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Налоговые поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2012 году составили 5 162,6 млрд. рублей, что на 15% больше, чем в 2011 году (рис.1).

Рис. 1 Поступления доходов в федеральный бюджет

SCIENCE TIME

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2012 году поступления составили 5 791,4 млрд. рублей, что на 10,5% больше, чем в 2011 году (рис.2).

Рис. 2 Поступления налоговых доходов в консолидированных бюджет субъектов

Российской Федерации

Рассмотрим налоговые доходы в федеральный, региональный и местный бюджеты в натуральном выражении за 2010 - 2012 годы (табл.2).

Таблица 2

Поступление налогов в федеральный, региональный и местный бюджеты

за 2010-2012 годы, в тыс. руб.

В федеральный В бюджет субъек- В местный

бюджет тов РФ бюджет

2010 год

Российская Федерация 3 172 174 693 3 705 920 411 781 439 612

Центральный ФО 879 552 392 1 492 109 552 167 736 455

Северо-Западный ФО 255 528 561 444 456 703 66 151 222

Северо-Кавказский ФО 20 944 349 52 331 384 23 497 520

Южный ФО 87 172 781 182 844 264 80 569 488

Приволжский ФО 503 186 696 528 494 821 152 897 313

Уральский ФО 1 190 598 782 427 525 328 112 403 100

Сибирский ФО 160 747 117 393 850 876 121 934 240

Дальневосточный ФО 74 444 015 184 307 483 56 250 274

продолжение таблицы 2

2011 год

Российская Федерация 4 477 731 793 4 383 806 576 853 671 193

Центральный ФО 1 119 678 857 1 764 130 436 182 019 363

Северо-Западный ФО 380 413 205 506 718 497 73 252 086

Северо-Кавказский ФО 21 736 326 59 056 636 25 161 141

Южный ФО 114 679 684 209 309 754 86 808 751

Приволжский ФО 722 629 904 621 380 669 167 060 315

Уральский ФО 1 740 945 189 540 311 866 122 013 806

Сибирский ФО 283 899 859 467 021 149 133 927 375

Дальневосточный ФО 93 748 769 215 877 569 63 428 356

2012 год

Российская Федерация 5 165 135 829 4 858 693 025 934 363 860

Центральный ФО 1 257 003 677 1 902 253 699 206 336 362

Северо-Западный ФО 405 944 807 542 478 970 81 029 382

Северо-Кавказский ФО 25 282 378 68 512 387 27 516 766

Южный ФО 128 712 818 264 317 748 93 655 272

Приволжский ФО 861 115 753 733 257 956 181 434 318

Уральский ФО 2 055 367 850 579 266 329 131 944 411

Сибирский ФО 362 865 053 512 245 589 141 635 577

Дальневосточный ФО 68 843 493 256 360 347 70 811 772

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

По данным табл.1 и табл.2 определим долю налоговых поступлений федеральных округов в общем объеме налоговых поступлений Российской Федерации (табл.3).

Таблица 3

Доли налоговых доходов федеральных округов в общем объеме налоговых

доходов РФ (2010-2012 годы), в %

Всего по окру- Федеральный Региональный Местный бюд-

гам к РФ бюджет к РФ бюджет к РФ жет к РФ

1 2 3 4 5

2010 год

Российская Федерация Х 41,41 48,38 10,20

Центральный ФО 33,15 34,64 58,76 6,61

Северо-Западный ФО 10,00 33,35 58,01 8,63

Северо-Кавказский ФО 1,26 21,64 54,08 24,28

Южный ФО 4,58 24,86 52,15 22,98

продолжение таблицы 3

Приволжский ФО 15,47 42,48 44,61 12,91

Уральский ФО 22,59 68,80 24,70 6,50

Сибирский ФО 8,83 23,76 58,22 18,02

Дальневосточный ФО 4,11 23,63 58,51 17,86

2011 год

Российская Федерация Х 46,09 45,12 8,79

Центральный ФО 31,56 36,52 57,54 5,94

Северо-Западный ФО 9,89 39,61 52,76 7,63

Северо-Кавказский ФО 1,09 20,51 55,74 23,75

Южный ФО 4,23 27,92 50,95 21,13

Приволжский ФО 15,55 47,82 41,12 11,06

Уральский ФО 24,74 72,44 22,48 5,08

Сибирский ФО 9,11 32,08 52,78 15,14

Дальневосточный ФО 3,84 25,13 57,87 17,00

2012 год

Российская Федерация Х 47,13 44,35 8,52

Центральный ФО 30,71 37,34 56,53 6,13

Северо-Западный ФО 9,39 39,42 52,71 7,87

Северо-Кавказский ФО 1,11 20,82 56,51 22,67

Южный ФО 4,44 26,43 54,33 19,24

Приволжский ФО 16,21 48,49 41,30 10,21

Уральский ФО 25,25 74,30 20,93 4,77

Сибирский ФО 9,28 35,68 50,39 13,93

Дальневосточный ФО 3,61 17,36 64,76 17,89

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

Итак, анализируя выше представленные данные, отметим, что наибольшую долю налоговых поступлений в общем объеме налоговых доходов имеют Центральный федеральный округ (около ^ всех поступлений в Российской Федерации), Уральский - более 20%, Приволжский - более 15%. Данный факт связан с тем, что в указанных округах сосредоточена большая часть крупнейших российских налогоплательщиков. Наименьшая доля налоговых доходов - чуть более 1% - приходится на Северо-Кавказский федеральный округ, к чему привели высокий уровень безработицы, низкий уровень развития экономики, производства, заработных плат. Отметим что практически во всех федеральных округах (за исключением Уральского федерального округа) около половины бюджета формируется за счет поступлений в региональные бюджеты (налог на имущество организаций и транспортный налог). Доля налоговых доходов местных бюджетов имеет тенденцию к снижению за рассматриваемый период.

SCIENCE TIME

Изменение долей налоговых доходов федеральных округов в общем объеме налоговых доходов РФ за анализируемый период представлено на рис.3.

Рис. 3 Доли налоговых поступлений федеральных округов в общем объеме налоговых доходов

где РФ - Российская Федерация, ЮФО - Южный федеральный округ, ЦФО -Центральный федеральный округ, ПФО - Приволжский федеральный округ, СЗФО - Северо-Западный федеральный округ, УФО - Уральский федеральный округ, СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ, СФО - Сибирский федеральный округ, ДФО - Дальневосточный федеральный округ

По данным рис.3 определено, что в период с 2010 по 2012 годы снижается доля налоговых доходов Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного федеральных округов в общем объеме поступлений. Противоположная ситуация наблюдается в отношении доли налоговых доходов Уральского, Сибирского и Поволжского федеральных округов - за анализируемый период она увеличилась. Причиной послужил резкий рост объема поступлений налога на добычу полезных ископаемых и акцизов в бюджет.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений за 2010-2012 годы (табл.4).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы роста налоговых доходов Российской Федерации и Федеральных округов

(2010-2012 годы), в %

2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Российская Федерация 126,84 112,75 143,01

Центральный ФО 120,73 109,74 132,49

Северо-Западный ФО 125,35 107,15 134,31

Северо-Кавказский ФО 109,49 114,41 125,26

Южный ФО 117,17 118,40 138,74

Приволжский ФО 127,56 117,48 149,86

Уральский ФО 138,88 115,09 159,83

Сибирский ФО 130,79 114,82 150,18

Дальневосточный ФО 118,43 106,07 125,62

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

Анализируя данные табл.4 отметим, что в 2012 году тенденция роста налоговых поступлений сохранилась, несмотря на неопределенность в мировой экономике, которая, безусловно, отражается и на налоговых поступлениях в бюджет Российской Федерации. Обратим внимание, что в 2012 году темпы роста экономики несколько ниже темпов роста налоговых поступлений 2011 года как в целом по стране, так и по федеральным округам, на что повлияло снижение поступлений по основным налогам, составляющим доходы бюджета (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций). В целом по Российской Федерации уровень налоговых поступлений увеличился в 1,43 раза, что обусловлено улучшением администрирования, финансового состояния налогоплательщиков в посткризисных условиях, расширением объемов производства. По федеральным округам также наблюдается рост налоговых доходов бюджета от 25% до 60%. Такой диапазон объясняется различным уровнем развития производства и экономики, обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными, денежными, природными и т.д.), спецификой деятельности предприятий, темпом восстановления округов после экономического кризиса 2008 года. Наибольшие темпы роста характерны для Уральского и Сибирского федеральных округов. В этих округах наблюдается резкое увеличение поступлений по НДС, НДПИ, акцизам. Наименьший показатель роста имеет Северо-Кавказский федеральный округ. Причинами данного факта являются значительный уровень безработицы, низкий уровень развития экономики, производства, заработных плат. Для наглядного

представления изобразим графически темпы роста налоговых поступлений в бюджет в 2010-2012 годах.

Одним из основных направлений анализа налоговых поступлений в бюджетную систему страны является анализ поступлений налогов и сборов по уровням бюджетной системы. Рассмотрим динамику налоговых поступлений за период с 2010 по 2012 годы (табл.5).

Таблица 5

Темпы роста налоговых поступлений с разбивкой по бюджетам, в %

(2010-2012 годы)

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги

2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010 2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010 2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

РФ 128,72 112,41 144,69 110,7 113,79 125,96 96,97 124,58 120,81

ЦФО 121,78 108,89 132,60 111,46 111,97 124,79 97,95 127,97 125,35

СЗФО 127,46 105,61 134,61 107,39 114,38 122,84 91,91 130,56 120

СКФО 110,73 112,97 125,09 104,17 115,6 120,43 88,02 128,23 112,87

ЮФО 118,49 117,98 139,79 117,96 116,32 137,21 85,81 127,1 109,06

ПФО 129,80 117,08 151,98 108,72 117,29 127,51 99,31 127,39 126,5

УФО 140,97 115,19 162,39 110,76 109,48 121,27 94,53 121,84 115,17

СФО 133,60 114,58 153,08 112,73 115,86 130,61 104,16 106,97 111,42

ДФО 117,87 109,62 129,21 107,86 121,79 131,37 115,55 137,44 158,81

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

Анализируя данные табл.5 отметим, что наибольший темп роста характерен для федеральных налогов. Темп роста региональных налогов несколько ниже, но всё же прослеживается. Причиной роста послужили увеличение количества налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы. Обратим внимание на динамику роста поступлений местных налогов. Если в 2011 году прослеживается тенденция снижения налоговых доходов местного бюджета на 3%, что объясняется отсутствием стопроцентной собираемости местных налогов, а также высоким уровнем предоставления налоговых льгот, то уже к 2012 году темп роста достиг 24%. Во многом этому способствуют интерактивные сервисы, разработанные ФНС России и размещенные на интернет-сайтах региональных управлений.

Таким образом на основе проведенного анализа налоговых доходов можно сделать следующие выводы:

- в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году

поступило 10 954 млрд. руб.;

- за анализируемый период налоговые доходы страны увеличились более чем на 43%;

- наибольшую долю налоговых поступлений в общем объеме налоговых доходов имеют Центральный, Уральский, Приволжский федеральные округа -более 70% всех налоговых поступлений Российской Федерации;

- в 2012 году темпы роста экономики несколько ниже темпов роста налоговых поступлений 2011 года как в целом по стране, так и по федеральным округам, на что повлияло снижение поступлений по основным налогам, составляющим доходы бюджета (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций);

- наибольшая доля всех налоговых поступлений приходится на налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых.

Для полноты и углубленности проведения анализа налоговых поступлений следует провести анализ в разрезе отдельных видов налогов.

Итак, для анализа налоговых поступлений принято рассматривать поступления по отдельным их видам (табл.6). Такой подход позволяет провести не только общую оценку наполняемости бюджета, но и проанализировать эффективность работы налоговой системы, выявить проблемы, расставить приоритеты и предложить доступные пути решения. Количество информации, подлежащей обработке можно значительно снизить путем отказа от прогнозирования поступлений тех налогов, доля которых в общей их сумме невелика [2].

Таблица 6

Налоговые поступления по отдельным видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации 2009 - 2011 годы (в тыс. руб.)

Налог на прибыль НДС Акцизы НДПИ Налог на имущество Земельный налог

РФ 1774396924 1328749351 441 364 830 1406312676 628 174 480 115 353 965

ЦФО 740 526 919 685 073 663 115 851 844 1 501 254 204 108 275 38 263 688

СЗФО 201 046 837 101 931 712 83 056 757 61 865 368 70 655 084 9 002 404

СКФ О 19 645 951 11 495 601 5 373 235 6 666 437 12 084 777 2 763 168

ЮФО 72 340 988 44 642 081 40 952 166 15 651 317 47 599 347 13 927 066

ПФО 222 934 647 176 643 640 114 655 093 285 578 459 97 768 839 21 430 367

УФО 250 741 856 202 995 839 13 854 033 948 171 722 100 807 798 11 151 594

продолжение таблицы 6

СФО 186 041 604 86 554 085 57 622 641 57 201 330 69 132 289 16 244 013

Дфо 81 118 122 19 412 730 9 999 061 29 676 789 26 018 071 2 571 665

рф 2270315696 1 753240511 603 879 883 2 042549612 677 955 360 122 193 494

ЦФО 963 926 158 830 742 044 144 186 146 1 929 013 221 886 480 40 978 748

СЗФО 240 556 001 151 968 733 121 094 565 94 983 876 74 236 774 9 613 427

СКФО 22 444 019 11 082 281 6 107 524 7 822 053 12 078 755 2 585 012

ЮФО 85 216 535 54 052 148 53 801 349 20 045 446 51 315 435 12 819 508

ПФО 282 056 902 233 404 329 156 384 554 413 034 649 104 079 720 23 059 532

УФО 348 813 327 304 661 074 19 797 094 1 369910510 109 622 084 11 555 718

СФО 226 547 786 142 250 754 87 066 073 104 032 750 76 418 333 18 055 702

ДФО 100 754 968 25 079 148 15 442 578 30 791 315 28 317 779 3 525 847

РФ 2355410683 1 886135362 783 641 696 2 459397777 785 339 204 140 983 878

ЦФО 1 015591041 884 269 511 178 612 933 2 255 300 255 315 462 48 533 332

СЗФО 226 103 914 153 792 521 147 177 536 96 622 584 86 588 950 11 147 950

СКФО 22 376 720 11 611 287 8201212 7 580 719 14 323 236 3 137 207

ЮФО 102 897 887 55 460 846 69 619 863 24 026 516 61 111 812 15 120 200

ПФО 312 408 014 280 233 649 221 551 088 469 516 283 124 441 638 27 315 194

УФО 343 093 277 342 084 701 22 792 573 1 657100261 121 540 231 13 037 551

СФО 211 330 055 141 452 382 116 491 091 175 496 214 86 916 349 18 265 464

ДФО 121 609 775 17 230 465 19 195 400 26 799 900 35 101 526 4 426 980

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

Определим степень влияния поступлений по отдельным налогам на общий объем налоговых доходов. Для анализа налоговых поступлений воспользуемся данными табл.6, выявим долю налоговых поступлений (по видам) в общем объеме (табл.7).

Таблица 7

Доли отдельных видов налогов по Федеральным округам в общем объеме отдельных видов налогов РФ (2010-2012 годы), в %

Н пр* НДС Акцизы НДПИ Н им** Нзем***

2010 год

Российская Федерация 23,17 17,35 5,76 18,36 8,20 1,51

Центральный ФО 29,16 26,98 4,56 0,06 8,04 1,51

Северо-Западный ФО 26,24 13,30 10,84 8,07 9,22 1,18

Северо-Кавказский ФО 20,30 11,88 5,55 6,89 12,49 2,86

Южный ФО 20,63 12,73 11,68 4,46 13,58 3,97

Приволжский ФО 18,82 14,91 9,68 24,11 8,25 1,81

Уральский ФО 14,49 11,73 0,80 54,79 5,83 0,64

Сибирский ФО 27,50 12,79 8,52 8,46 10,22 2,40

Дальневосточный ФО 25,75 6,16 3,17 9,42 8,26 0,82

2011 год

Российская Федерация 23,37 18,05 6,22 21,02 6,98 1,26

Центральный ФО 31,44 27,10 4,70 0,06 7,24 1,34

Северо-Западный ФО 25,05 15,82 12,61 9,89 7,73 1,00

Северо-Кавказский ФО 21,18 10,46 5,76 7,38 11,40 2,44

Южный ФО 20,74 13,16 13,10 4,88 12,49 3,12

Приволжский ФО 18,67 15,45 10,35 27,33 6,89 1,53

Уральский ФО 14,51 12,68 0,82 57,00 4,56 0,48

Сибирский ФО 25,60 16,08 9,84 11,76 8,64 2,04

Дальневосточный ФО 27,01 6,72 4,14 8,25 7,59 0,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 год

Российская Федерация 21,50 17,22 7,15 22,45 7,17 1,29

Центральный ФО 30,19 26,28 5,31 0,07 7,59 1,44

Северо-Западный ФО 21,97 14,95 14,30 9,39 8,41 1,08

Северо-Кавказский ФО 18,46 9,58 6,77 6,25 11,82 2,59

Южный ФО 21,16 11,40 14,31 4,94 12,56 3,11

Приволжский ФО 17,60 15,79 12,48 26,45 7,01 1,54

продолжение таблицы 7

Уральский ФО 12,40 12,37 0,82 59,91 4,39 0,47

Сибирский ФО 20,80 13,92 11,47 17,27 8,55 1,80

Дальневосточный ФО 30,73 4,35 4,85 6,77 8,87 1,12

Источник: составлено автором на основе данных статистической отчетности ФНС России, где Н пр - налог на прибыль организаций, Н им -налог на имущество организаций, Н зем - земельный налог

Анализ табл.7 свидетельствует о том, что большая часть бюджета Российской Федерации формируется за счет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых, что связано с высокой налоговой базой. Рассматривая налоговые доходы Федеральных округов, отметим, что основная часть средств в бюджет поступает за счет уплаты налога на прибыль и НДС. Так, в Центральном федеральном округе эти налоги составляют более половины всех налоговых поступлений в бюджет, в остальных округах - примерно У налоговых доходов. Необходимо обратить внимание, что данный факт не касается Уральского федерального округа, так как более половины бюджета составляют средства, поступившие в результате исполнения обязательств по уплате налога на добычу полезных ископаемых (57%). Рост поступлений связан с тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет, так как увеличивается число освоенных месторождений, также растет стоимость единицы добытого полезно ископаемого. За весь анализируемый период наблюдается снижение доли налога на имущество как в целом по Российской Федерации, так и по Федеральным округам, что объясняется высокой степенью износа основных средств и, как следствие, их низкой балансовой стоимостью. В 2011 году снизилась доля земельного налога. Причиной этого явилось отсутствие кадастровой стоимости по отдельным земельным участкам.

Изменение долей отдельных видов налогов в общем объёме налоговых доходов Российской Федерации за анализируемый период представлено на рис.4.

SCIENCE TIME

Рис. 4 Доли отдельных налогов в общем объёме налоговых поступлений, в %

(2010-2012 годы)

Анализируя данные рис.4, можно сделать вывод, что основные поступления бюджета составляют 3 налога: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, которые согласно статье 12 Налогового Кодекса Российской Федерации относятся к федеральным налогам.

На основе данных о темпах роста отдельных видов налогов (табл.8) определим динамику показателей за рассматриваемый период.

Таблица 8

Темпы роста отдельных видов налогов (2010-2012 гг.), в %

Налог на Налог на Земельный

прибыль НДС Акцизы НДПИ имущество налог

РФ 132,74 141,95 177,55 174,88 125,02 122,22

ЦФО 137,14 129,08 154,17 150,23 125,09 126,84

СЗФО 112,46 150,88 177,20 156,18 122,55 123,83

СКФО 113,90 101,01 152,63 113,71 118,52 113,54

ЮФО 142,24 124,23 170,00 153,51 128,39 108,57

ПФО 140,13 158,64 193,23 164,41 127,28 127,46

УФО 136,83 168,52 164,52 174,77 120,57 116,91

СФО 113,59 163,43 202,16 306,80 125,72 112,44

ДФО 149,92 88,76 191,97 90,31 134,91 172,14

По данным табл.8 определено, что в Российской Федерации наблюдается положительная динамика роста налоговых поступлений по видам налогов. Так, с 2010 по 2012 годы налоговые доходы выросли по налогу на прибыль на 32,74%, налогу на добавленную стоимость - 41,95%; акцизам - 77,55%; налогу на добычу полезных ископаемых - 74,88%; налогу на имущество - 25,02%; земельному налогу - 22,22%. Причиной стало общее улучшение экономической ситуации в стране, ростом показателей финансово-хозяйственной деятельности. Ряд крупных организаций погасили задолженность по налогам, пеням и штрафным санкциям за налоговые периоды прошлых лет, а также произвели уплату сумм, доначисленных по актам налоговых проверок. Следует обратить внимание на динамику роста федеральных налогов в Сибирском и Уральском федеральных округах. Такая тенденция обусловлена видом деятельности, которой занимаются организации-налогоплательщики в субъектах округов. Как правило, это газо- и нефтедобывающие компании, а данная сфера в большинстве случаев обеспечивает получение весьма высокого дохода.

Рост поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых обусловлен увеличением объема добычи нефти, а также ставки по налогу на добычу нефти в связи с увеличением цены на нефть марки «Urals», установившейся на рынках нефтяного сырья. Также поступления данного налога возросли в связи ростом добычи организациями общераспространенных полезных ископаемых, являющихся объектом налогообложения.

Увеличение поступлений в бюджет акцизов обусловлено как ростом налоговой ставки на подакцизные товары.

Рост общих поступлений по налогу на прибыль обусловлен, в значительной степени, ростом поступлений налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, а также ростом прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества, с увеличением прибыли от внереализационных операций, положительными результатами финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Однако, на общем фоне роста налоговых поступлений в натуральном выражении прослеживается динамика снижениях темпов их прироста. Данный факт подтверждают показатели табл.9 на примере бюджетообразующих налогов.

Таблица 9

Темпы роста налоговых поступлений, в %

Налог на прибыль НДС Акцизы НДПИ Налог на имущество Земельный налог

2011 к 2010 2012 к 2011 2011 к 2010 2012 к 2011 2011 к 2010 2012 к 2011 2011 к 2010 2012 к 2011 2011 к 2010 2012 к 2011 2011 к 2010 201 2 к 201 1

РФ 127,9 5 103,7 5 131,9 5 107,5 8 136,8 2 129,7 7 145,2 4 120,4 1 107,9 2 115,8 4 105,9 3 115, 38

ЦФ О 130,1 7 105,3 6 121,2 6 106,4 4 124,4 6 123,8 8 128,4 9 116,9 1 108,7 1 115,0 7 107,1 0 118, 44

СЗ ФО 119,6 5 93,99 149,0 9 101,2 0 145,8 0 121,5 4 153,5 3 101,7 3 105,0 7 116,6 4 106,7 9 115, 96

СК ФО 114,2 4 99,70 96,40 104,7 7 113,6 7 134,2 8 117,3 3 96,91 99,95 118,5 8 93,55 121, 36

ЮФ О 117,8 0 120,7 5 121,0 8 102,6 1 131,3 8 129,4 0 128,0 8 119,8 6 107,8 1 119,0 9 92,05 117, 95

ПФ О 126,5 2 110,7 6 132,1 3 120,0 6 136,4 0 141,6 7 144,6 3 113,6 7 106,4 5 119,5 6 107,6 0 118, 46

УФ О 139,1 1 98,36 150,0 8 112,2 8 142,9 0 115,1 3 144,4 8 120,9 6 108,7 4 110,8 7 103,6 2 112, 82

СФ О 121,7 7 93,28 164,3 5 99,44 151,1 0 133,8 0 181,8 7 168,6 9 110,5 4 113,7 4 111,1 5 101, 16

ДФ О 124,2 1 120,7 0 129,1 9 68,70 154,4 4 124,3 0 103,7 6 87,04 108,8 4 123,9 6 137,1 0 125, 56

Источник: составлено автором на основе данных статистической

отчетности ФНС России

На указанную динамику поступлений в 2012 году повлиял рост налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, обусловленный окончанием ряда этапов строительства в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе государственных, носящих длительный характер. В частности, причинами, оказавшими влияние на снижение поступлений по налогу на прибыль являются образование консолидированных групп налогоплательщиков в целях уплаты налога на прибыль; снижение цен и объемов реализации продукции; рост расходов на уплату НДПИ и таможенных пошлин; рост расходов в связи с применением ускоренной амортизации по основным средствам, работающим в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, а также амортизационной премии по вновь вводимым основным средствам; возвраты по уточненным декларациям к уменьшению за 2008-2010

SCIENCE TIME

годы по расходам на мобилизационную подготовку и ускоренной амортизации; отрицательные курсовые разницы по переоценке обязательств в иностранной валюте и рост уплаченных по ним процентов. Факторами, послужившими причинами снижения поступлений по налогу на добавленную стоимость, являются опережающие темпы роста налоговых вычетов над суммами начисленного налога вследствие увеличения вычетов по капитальному строительству и прочих налоговых вычетов.

Снижение темпов роста акцизов обусловлено тем, что в связи с увеличением налоговых ставок организации сократили объем производства и реализации подакцизного товара.

Отметим, что темп роста анализируемых в работе налога на имущество и земельного налога сохраняется в 2012 году.

Увеличение поступлений по налогу на имущество связано, в основном, с ростом налоговой базы за счет ввода в эксплуатацию новых объектов капитального строительства, реконструкцией и модернизацией производственных мощностей, а также приобретением нового имущества. Также возросло количество налогоплательщиков по данному виду налога, отменены льготы для бюджетных организаций.

Рост числа объектов налогообложения - земельных участков - в результате оформления организациями права собственности на них обусловил увеличение поступлений земельного налога.

Изобразим вышесказанное графически (рис.5).

Рис. 5 Темпы роста налоговых поступлений

Таким образом, следует отметить, что в Российской Федерации за анализируемый наблюдается положительная динамика роста налоговых поступлений. Однако, анализ налоговых доходов по бюджетам показывает, что темп роста налогов в региональный и местный бюджеты замедлен в рассматриваемом периоде. Обратим внимание, что в виду определенных производственных и экономических различий в развитии Федеральных округов темпы роста по видам налогов не одинаковы: в некоторых округах они высоки (НДПИ в Сибирском и Уральском федеральных округах), а в некоторых отсутствуют (налог на прибыль в Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах).

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие общие выводы:

- в Российской Федерации в 2010-2012 годах наблюдается положительная динамика роста налоговых поступлений;

- наибольшие темпы роста налоговых доходов зафиксированы в Уральском (59,83%) и Сибирском (50,18%) федеральных округах, что произошло, преимущественно, за счет резкого роста поступлений налога на добычу полезных ископаемых;

- однако, прослеживается негативная тенденция: анализ налоговых доходов по бюджетам показывает, что темп роста налогов в региональный и местный бюджеты замедлен в рассматриваемом периоде;

- акцизы, налог на добычу полезных ископаемых демонстрируют наибольший темп роста в 2010-2012 годах относительно других налогов. Наибольшую долю налоговых поступлений в общем объеме налоговых доходов имеют Центральный, Уральский, Приволжский федеральные округа - более 70% всех налоговых поступлений Российской Федерации. Наименьшую долю в общем объеме налоговых доходов имеет Северо-Кавказский федеральный округ (более 1%);

- за анализируемый период уровень налоговых поступлений по стране возросли в 1,43 раза. С 2010 по 2012 год налоговые доходы выросли по налогу на прибыль на 32,74%, НДС - 41,95%; акцизам - 77,55%; НДПИ - 74,88%; налогу на имущество - 25,02%; земельному налогу - 22,22%.

Среди приоритетных задач, стоящих перед налоговыми органами в 20152017 гг., названы повышение эффективности налогового администрирования и качества прогнозно-аналитической работы, а также координация и усиление взаимодействия аналитического и контрольного блоков. В настоящее время, с учетом постоянно меняющихся экономических условий развития страны, качественно проведённая аналитическая работа, позволяет реально оценить налоговую базу, максимально точно прогнозировать налоговые поступления, верно оценить адекватность налоговых обязательств организаций, правильно

планировать контрольные мероприятия и своевременно приоритетные зоны для усиления налогового администрирования.

определять

Литература:

1. Завилова Н.С., Совершенствование аналитической работы налоговых органов / Н.С. Завилова // Российский налоговый курьер, 2010. - № 22 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lawmix.ru/bux/1244

2. Ильина Ю.В., Гамкрелидзе Л.Ю., Некоторые аспекты анализа и прогнозирования налоговых поступлений в федеральных бюджет РФ / Ю.В. Ильина, Л.Ю. Гамкрелидзе // Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rae.ru/forum2010/40/499

3. Калашникова Н.И., Влияние налогового администрирования на уровень собираемости налогов / Н.И. Калашникова // Экономический анализ: теория и практика, 2009. - № 2, С. 58-64.

4. Учёт, анализ и прогнозирование налоговых поступлений / И. И. Бабленкова [и др.] - М.: Изд-во ВГНА Минфина России, 2009. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.