Научная статья на тему 'Расчет эффективности работы налоговых органов'

Расчет эффективности работы налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1800
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СБОР / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Виктор Владимирович, Мороз Светлана Викторовна

ФНС России представляет собой систему органов, построенных по предметно-территориальному принципу на началах строгой иерархии, что позволяет выстроить систему непрерывного контроля за законностью как внутри самой системы, так и контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками. Для оценки эффективности работы ФНС Росси определялся показатель расходов на содержание налоговых органов и показатель поступления налогов и сборов, контролируемых ФНС России, в консолидированный бюджет РФ характеризующих разные стороны деятельности налоговых органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CALCULATION OF THE EFFICIENCY OF THE TAX AUTHORITIES

FTS of Russia is a system of organs, built by subject-territorial principle on the basis of a strict hierarchy that allows you to build a system of continuous monitoring of the legality of both within the system and the control over the payment of taxes and fees by taxpayers. To assess the effectiveness of the Federal Tax Service of Russia is determined by the cost of the rate of tax and the rate of collection of taxes and duties under the control of the Federal Tax Service of Russia, the consolidated budget of the Russian Federation is characterized by different aspects of the activity of the tax authorities

Текст научной работы на тему «Расчет эффективности работы налоговых органов»

14.2. РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Налогового кон-сультиро вания»

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

mvv88@list.ru

Мороз Светлана Викторовна, студентка экономического факультета

Место учебы: Государственный университет управления

Svetlana.moroz. 1996@mail.ru

Аннотация: ФНС России представляет собой систему органов, построенных по предметно-территориальному принципу на началах строгой иерархии, что позволяет выстроить систему непрерывного контроля за законностью как внутри самой системы, так и контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками.

Для оценки эффективности работы ФНС Росси определялся показатель расходов на содержание налоговых органов и показатель поступления налогов и сборов, контролируемых ФНС России, в консолидированный бюджет РФ - характеризующих разные стороны деятельности налоговых органов

Ключевые слова: налог, сбор, налоговый орган, налоговое администрирование, эффективность

THE CALCULATION OF THE EFFICIENCY OF THE TAX AUTHORITIES

Moroz Viktor V., Ph.D., Associate Professor, Professor of Tax Consulting

Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

mvv88@list.ru

Moroz Svetlana V., a student at the Faculty of Economics

Study place: State University of Management

Svetlana.moroz. 1996@mail.ru

Annotation: FTS of Russia is a system of organs, built by subject-territorial principle on the basis of a strict hierarchy that allows you to build a system of continuous monitoring of the legality of both

within the system and the control over the payment of taxes and fees by taxpayers.

To assess the effectiveness of the Federal Tax Service of Russia is determined by the cost of the rate of tax and the rate of collection of taxes and duties under the control of the Federal Tax Service of Russia, the consolidated budget of the Russian Federation - is characterized by different aspects of the activity of the tax authorities

Keywords: tax, fee, tax authority, tax administration, effectiveness

В ФНС России идет постоянная непрерывная работа по анализу эффективности работы налоговых органов. Предлагались разные методики оценки эффективности, и до настоящего момента идет совершенствование системы применяемых показателей.

Так, в 1999 - 2000 гг. использовалась в практической работе Департамента финансового обеспечения МНС России (в последующем ФНС России) такая совокупность показателей деятельности налоговых органов: количественные:

1) число налогоплательщиков - юридических и физических лиц, - состоящих на учете в УМНС Росси по субъекту Федерации;

2) среднее количество налогоплательщиков - юридических и физических лиц - в расчете на 1 работника УМНС России по субъекту Федерации.

качественные:

1) среднемесячные доначисления налогов и других обязательных платежей по результатам контрольной работы налоговых органов в расчете на 1 работника УМНС России по субъекту Федерации;

2) среднемесячные поступления налогов и других обязательных платежей по результатам контрольной работы налоговых органов в расчете на 1 работника УМНС России по субъекту Федерации;

3) среднемесячные затраты УмНс России по субъекту Федерации на содержание 1 работника (за счет средств федерального бюджета).

В 2001- 2003 гг. для анализа эффективности использования бюджетных средств в аналитической работе налоговых органов России применялись два обобщающих взаимообратных показателя - показатель поступлений налогов и сборов на 1 руб. затрат на содержание налоговых органов и показатель затрат на содержание налоговых органов на 100 руб. поступлений налогов и сборов (Таблица 1).

Таблица 1

Эффективность расходов, направляемых на содержание налоговых органов за 2005-2014гг. (млрд. руб.)

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступления налогов м сборов, контролируемых ФНС России, е консолидированный бюджет РФ 4627,3 5432.4 6955,2 7948,9 6288,3 7662,9 9719,5 10959,3 11327,2 12670,2

Расходы на содержание налоговых органов 45,9 61,5 98,4 108,1 103,0 99,4 103,8 108,8 117,3 134,1

Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ на 1 руб. затрат на содержание налоговых органов. 100,81 38,33 70,68 73,53 61,05 77,09 93,64 100,73 96,57 94,48

Затраты на содержание налоговых органов на 100 рублей поступлений налогов и сборов в консолидированный бюдазэт РФ 00,99 1,13 1,41 1,36 1,64 II 1,07 0,99 1,03 1,06

(Расчеты проведены автором Мороз С. В.)

При этом оценка деятельности УФНС России на уровне субъектов Федерации или на уровне федеральных округов с позиции отдачи вложенных бюджетных средств на их содержание рассматривалась только как один из показателей результатов их деятельности наряду с показателями, отражающими результаты контрольной работы соответствующих налоговых органов.

Критерии оценки эффективности контрольной работы территориальных налоговых органов определялись ежегодно.

На основе вышеперечисленных критериев рассчитывались коэффициенты корректировки, которые в качестве поправочных использовались для подсчета количества баллов по каждому показателю. Для комплексной сравнительной оценки эффективности контрольной работы УФНС Росси по субъектам РФ баллы суммировались по всем показателям, в результате определялся итоговый балл по каждому управлению.

Однако только совокупность показателей - показателя оценки эффективности расходов на содержание налоговых органов и показателя оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, - характеризующих разные стороны деятельности налоговых органов, можно принять в качестве системы показателей эффективности работы налоговых органов.

В отчетности основные количественные показатели приводятся в абсолютном выражении. Наиболее значимыми являются:

1. Сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России на контролируемой территории -в целом и по видам бюджетов.

2. Сумма, начисленная налоговой инспекцией в ходе контрольной работы, - в целом и по видам бюджетов, категорий налогоплательщиков (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели), видам проверок (выездные и камеральные), характеру платежей (налоги, пени, санкции).

3 Сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы (в целом и по категориям).

4. Сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам - всего и по видам бюджетов.

5. Количество налогоплательщиков, состоящих на учете, - всего и по отдельным категориям.

Качественные показатели деятельности налоговой инспекции рассчитываются по результатам ее работы в относительном выражении. К ним относятся:

1. Выполнение установленных заданий по мобилизации средств в бюджетную систему России.

2. Темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года.

3. Соотношение суммы платежей, доначисленных в ходе контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы налоговой инспекции с учетом реальной налоговой базы.

4. Соотношение суммы платежей, фактически поступивших в бюджет в результате контрольной работы, и суммы платежей за отчетный период. Характеризует реальную эффективность контрольной работы налоговой инспекции с учетом реальной налоговой базы.

5. Процент взыскания доначисленных сумм. Рассчитывается как отношение сумм, поступившей в бюджет в результате контрольной работы налоговой инспекции, к начисленной в ходе этой работы сумме. Характеризует реальную эффективность контрольной работы налоговой инспекции.

6. Количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции. Характеризует интенсивность работы инспекции на важнейшем направлении налогового контроля.

7. Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Показывает эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения.

8. Сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку. Позволяет анализировать эффективность контрольной работы в динамике и в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями.

Эффективность налогового администрирования можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения осуществления намеченных целей управления налоговым потенциалом региона и с точки зрения качества работы самой налоговой инспекции. Рассмотрим вопросы оценки эффективности деятельности региональных управлений и входящих в них инспекций.

Для оценки работы налоговой инспекции применяются различные количественные и качественные показатели. Источниками информации для их получения и расчетов является отчетность налоговых инспекций.

Опираясь на приведенную систему показателей, можно оценивать эффективность деятельности конкретной налоговой инспекции в сравнении с предыдущим отчетным периодом и с соответствующими периодами прошлых лет, т.е. в динамике.

При анализе работы налоговой инспекции в течение нескольких отчетных периодов целесообразно корректировать указанные показатели с учетом инфляции. Кроме того, необходимо учитывать изменения в налоговом законодательстве, составе контролируемых налогоплательщиков и штатной численности сотрудников налогового органа.

Количественные показатели работы налоговой инспекции определяются составом контролируемых ею налогоплательщиков, в частности наличием крупных налогоплательщиков, их отраслевой принадлежностью. Качественные показатели работы инспекции в меньшей степени зависят от этого фактора, однако на них сильное влияние могут оказывать различия в нагрузке на одного налогового инспектора и в структуре плательщиков.

На начальном этапе при использовании этого метода необходимо произвести выбор показателей для анализа. Это могут быть и количественные, и качественные показатели. Включение в расчет данных, характеризующих количество состоящих на учете организаций, приходящееся на одного инспектора, дает возможность хотя бы частично учесть влияние нагрузки на результаты работы инспекции.

Затем производится расчет средних значений выбранных показателей за все периоды времени в целом и определяется отношение каждого показателя за определенный период времени к этому среднему значению. В результате определяются коэффициенты (баллы) по каждому показателю за конкретный период времени. Путем суммирования значений всех коэффициентов за конкретный период времени рассчитывается общий коэффициент за каждый период времени. Исходя из соотношения общих коэффициентов выявляется период времени, в котором инспекция достигла наилучших результатов.

Нагрузка на налоговую инспекцию зависит от количества контролируемых ею налогоплательщиков. Количество налогоплательщиков является здесь опре-

деляющим фактором. Состав плательщиков - фактор вторичный, но способный серьезно скорректировать расчеты, сделанные на основе только количества плательщиков. Соответственно для сравнения нагрузки необходимо рассчитать показатель условной нагрузки на инспекцию.

Основными категориями налогоплательщиков, которые необходимо принять в расчет относительной нагрузки:

1. Организации, их филиалы и представительства, состоящие на учете в инспекции по месту государственной регистрации и уплачивающие налоги на ее территории и сдающие отчетность. В этой категории целесообразно выделять группу крупнейших налогоплательщиков.

2. Организации, их филиалы и представительства, состоящие на учете в инспекции по месту государственной регистрации и уплачивающие налоги на ее территории и не сдающие отчетность.

3. Организации, состоящие на учете в инспекции по месту нахождения земельного участка и уплачивающие земельный налог.

4. Организации, состоящие на учете в инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.

5. Физические лица, зарегистрированные на территории инспекции, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и сдающие отчетность.

6. Физические лица, зарегистрированные на территории инспекции, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и не сдающие отчетность и другие категории.

Со всеми категориями налогоплательщиков инспекция ведет постоянную и (или) периодическую работу. Однако затраты рабочего времени на работу с одним налогоплательщиком каждой категории отличаются очень существенно. Поэтому просто суммировать количество плательщиков каждой категории и таким образом определять нагрузку на налоговою инспекцию нельзя, поскольку один и тот же налогоплательщик может быть учтен в двух или нескольких категориях. Поэтому для расчета нагрузки на инспекцию целесообразно использовать показатель «условный налогоплательщик». Для приведения количества плательщиков определенной категории к количеству условных налогоплательщиков следует пользоваться коэффициентами пересчета. В основе этих коэффициентов должны лежать средние затраты рабочего времени инспекции на работу с одним налогоплательщиком данной категории.

В настоящее время отсутствуют нормативы затрат рабочего времени на работу с каждым налогоплательщиком. Поэтому можно использовать коэффициенты, установленные путем выборочных обследований при работе с налогоплательщиками каждой категории.

В этом случае коэффициенты перерасчета определяются в следующей последовательности:

1) выбирается категория налогоплательщиков, затраты времени на работу с которой будут приняты за единицу. Например, за единицу принимаем затраты рабочего времени на работу с одной организацией, состоящей на учете в инспекции по месту государственной регистрации и уплачивающей налоги на ее территории (А-1).

2) установим перечень и объем работ, которые инспекция должна проводить в течение года с одним налогоплательщиком такой «базовой» категории. В этот перечень попадут: прием, ввод в компьютер и камеральная проверка налоговых деклараций по N1

налогам N2 раз в год, ведение N3 лицевых счетов, проведение выездной проверки 1 раз в N4 лет и т.п. Значение этих параметров определяется в среднем по инспекции или по городу в целом.

3) определяем перечни и объемы работ для налогоплательщиков всех других категорий (А-2, А-3 ...А-^

4) сопоставляем перечни и объемы работ по каждой категории налогоплательщиков (А-2, А-3 ...А-^ с перечнем и объемом работ по базовой категории (А-1). При этом путем расчета или методом экспертной оценки определяем в соотношении затрат времени на работу с одним налогоплательщиком категорий А-2, А-3 ...А^ и с одним налогоплательщиком категории А-1. По результатам сопоставления устанавливаем коэффициенты пересчета.

Полученные коэффициенты пересчета используются для определения количества условных налогоплательщиков в каждой инспекции.

Например, по данным учета количество налогоплательщиков категории А-1 в инспекции - 5000, количество плательщиков категории А-2 - 7000, а А-9 -60000. Коэффициенты пересчета установлены для категории А-2 - 0,3, а для категории А-9 - 0.01. В этом случае, количество условных налогоплательщиков для расчета относительной нагрузки на инспекцию составит 7700 (5000+7000x0,3+60000x0,01 =77000).

В таком алгоритме производится расчет количества условных налогоплательщиков для каждой налоговой инспекции. После этого полученная величина используется для расчета обобщающего показателя нагрузки на одного работника инспекции (на единицу штатной численности).

Приведенные подходы к оценке деятельности налоговых инспекций традиционно применяются в ходе проверок, проводимых вышестоящим органом, и касаются в основном их контрольной работы.

Недостатком вышеприведенной системы оценки работы налоговых органов является то, что в ней практически отсутствуют показатели бюджетных затрат, связанных с налоговым администрированием, которые могут быть учтены в денежном или трудовом выражении.

Анализ этих показателей в принципе позволяет оценить, на сколько эффективно используются выделенные средства, и какую отдачу получает государство. В свою очередь, анализ затрат по направлениям контрольной работы позволяет оценить и сопоставить эффективность каждого метода и каждого направления и соответственно учесть результаты сравнительной оценки при определении путей повышения качества контрольной деятельности и развития налоговой системы.

Конечно, в налоговых инспекциях ведется бухгалтерский учет средств, выделенных на финансовое обеспечение их деятельности. Этот учет позволяет определить сумму средств, израсходованных на содержание инспекции в целом и по статьям бюджетной классификации. Используя данные аналитического учета, можно определить и затраты средств по основным налогам и направлениям налогового контроля. Однако до настоящего времени методика расчетов отсутствует, что не позволяет использовать показатели финансовых затрат в анализе и сопоставлении эффективности работы налоговых инспекций.

В настоящее время в налоговых инспекциях ведется только табельный учет рабочего времени, необходимый для расчетов выплат по заработной плате. Однако учет затрат рабочего времени по направлениям

контрольной работы и по видам налогов не ведется. Нет также сведений и о затратах времени на выполнение отдельных технологических операций.

В тоже время одной из главных обязанностей руководителей налоговых органов является распределение имеющихся ресурсов (рабочего времени налоговых инспекторов, ресурсов информационной системы) между отделами и направлениями таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный объем налоговых поступлений за отчетный период. Чтобы оптимальным образом распределить имеющиеся ресурсы, руководитель должен иметь возможность отслеживать эффективность работы разных отделов инспекции с точки зрения собираемости налогов.

В этих условиях остро стояла проблема учета и оценки эффективности конкретных мероприятий налогового контроля, конкретных направлений работы. Для ее решения были разработаны и внедрены в практику работы налоговых инспекций программные продукты, позволяющие учитывать затраты времени каждого налогового инспектора на все виды выполняемых операций.

Определение трудоемкости выполняемых операций необходимо, прежде всего, для планирования численности работников в подразделениях и в целом по налоговой инспекции с учетом нагрузки (количество условных налогоплательщиков) на одного работника.

Обобщая вышеизложенное, целесообразно выделить совокупность качественных показателей, которые могли бы охарактеризовать эффективность работы налоговых органов на всех уровнях управления. Наиболее приемлемыми для этих целей являются основные и дополнительные показатели. В числе основных:

1) Выполнение бюджетных назначений (заданий) по налоговым доходам (в процентах), который характеризует:

- точность разработки бюджетных назначений (заданий) по объему налоговых поступлений, налоговую дисциплину и культуру налогоплательщиков:

В6н = Бн / Фпх 100% , где:

Вбн _ выполнение бюджетных назначений (заданий);

Бн _ бюджетные назначения (задания);

Фп _ фактическое поступление налогов и сборов за отчетный период в консолидированный бюджет России;

- платежеспособность плательщиков, исключающую (минимизирующую) задолженность по недоимке, пени и штрафам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- деятельность налоговых органов.

2) Уровень собираемости налогов (в процентах).

Данный показатель (Ус) рассчитывается путем деления фактического поступления налогов и сборов за отчетный период в консолидированный бюджет России (Фп) на сумму начисленных налоговых платежей по декларациям за отчетный период (Нд) и начисленных налоговых платежей по вынесенным решениям по налоговым проверкам отчетного периода (Нпр):

Ус = Фп / (Нд + Нпр) х 100%.

3) затраты бюджетных средств на сбор 1 млн. рублей налоговых доходов (Збс/1м.р.)-'

Збс/1м.р. = БР нох 1000000 / Фп , где:

БР но - бюджетные средства, фактически израсходованы на содержание налоговых органов за отчетный период;

Фп - фактическое поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет России за отчетный период.

В числе дополнительных показателей:

1) отношение доначисленных по результатам налогового контроля сумм к общей сумме налоговых платежей.

2) процент взыскания доначисленных сумм.

3) процент уменьшенных, приостановленных и возвращенных по решению судебных и других органов средств, доначисленных по проверкам соответствующего отчетного периода.

В качестве обобщающего показателя эффективности работы налогового органа (Эно) целесообразно использовать фактическое поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет России за отчетный период (Фп) на 1 рубль бюджетных средств, фактически расходуемых на содержание налоговых органов за отчетный период (БР но):

Эно = Фп / БР но.

Основные показатели эффективности деятельности налоговых органов могут рассчитываться на всех уровнях управлений ФНС РФ и использоваться для сравнительного анализа подведомственных территориальных налоговых органов, а также для определения средств материального стимулирования их работников.

Но сегодня, применять исключительно такой показатель эффективности работы налоговых органов недостаточно. Возникает необходимость применения другого показателя, связанного с экономической эффективностью работы налогового органа - это годовая экономическая эффективность работы налоговых органов (Гээно), которая должна определяться по следующим формулам:

Г*™ =Фп1 _ Фп!1 (1);

Еив = Фп ' * К „жь ' _ Фп 14 * к да ы (2):

где:

Фп '- фактическое поступление налогов и сборов за отчетный период (1) в консолидированный бюджет РФ;

БР но 1 - фактические расходы на содержание налоговых органов за отчетный период (1);

Фп 1-1 - фактическое поступление налогов и сборов за предыдущий отчетный период (1-1 )в консолидированный бюджет РФ;

БР но 1-1 - фактические расходы на содержание налоговых органов за предыдущий отчетный период (1-1);

К инф 1 - коэффициент инфляции за отчетный период (официально публикуемый гос. органами статистики)

К инф 1-1 - коэффициент инфляции за предыдущий отчетный период (официально публикуемый гос. органами статистики).

Данный показатель позволит с одной стороны определять экономию и отношение налоговых органов к расходованию средств на их содержание, с другой стороны - поощрять те налоговые органы, которые увеличивают фактические поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ и соответственно экономно расходуют средства на их содержание.

Для подтверждения данных выводов проведем соответствующие расчеты годовой экономической эффективности работы налоговых органов (таблица 2).

Таблица 2

Расчет годовой экономической эффективности работы налоговых органов РФ. ( млрд. руб.)

N п/п Показатели Отчетные периоды

2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1 Фактические поступления налогов и сборов, в консолидированный бюджет РФ 4627,3 5432,4 6955,2 7948,9 6288,3 7662,9 9719,5 10953,3 11327,2 12670,2

2 Фактические расходы на содержание налоговых органов 45.9 61.5 98,4 108,1 103,0 99,4 103,8 108,8 117,3 134,1

3 Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ на 1 руб. затрат на содержание налоговых органов. 100,81 88,33 70,68 73,53 61,05 77,09 93,64 100,73 96,57 94,48

4 Годовая экономическая эффективность работы налоговых органов (по формуле 1) ....... -12,48 -17,65 +2,85 -12,48 +16,04 + 16,55 +7,09 -4,16 -2,09

5 Коэффициент инфляции (официально публикуемый гос. органами статистики) 10.91 9.00 11.87 13.28 8,80 8.78 6,10 6,58 6.45 11 36

6 Годовая экономическая эффективность работы налоговых органов с учетом коэффициента инфляции (по формуле 2) ------- -3,05 +0,44 +1.37 -4,39 +1,39 - 1,05 +0,92 -0,4 +4,5

(Расчеты проведены автором Мороз В. В.)

Рассмотрев данные расчеты годовой экономической эффективности работы налоговых органов (таблица 2), можно сказать в какие отчетные периоды налоговые органы работали эффективно и был контроль со стороны государства за эффективным использованием налоговыми органами финансовых ресурсов государства, и когда он отсутствовал, либо финансирование осуществлялось произвольно и не зависело от результатов.

На основе проведенных расчетов по формуле (1), можно сделать следующие выводы, если:

1) Гээно > 0, то это соответственно показывает о положительной работе налоговых органов за отчетный период и правильном использовании трудовых и финансовых ресурсов налоговых органов;

2) Гээно = 0, то это показывает об отсутствии как положительных, так и отрицательных изменений в работе налоговых органов за отчетный период;

3) Гээно < 0, то это говорит и показывает исключительно об отрицательной работе налоговых органов за отчетный период.

На основе проведенных расчетов по формуле (2), можно увидеть где и в каком периоде инфляция помогла налоговым органам выполнить бюджетные назначения государства, и в какие периоды нет.

Для улучшения качества работы ФНС России необходимо реализовать комплекс мер по улучшению организации их работы. Акцент в работе налоговых органов должен быть сделан на создание комфортных условий обслуживания налогоплательщиков: отсутствие претензий к работе налоговых органов, оперативность рассмотрения запросов, своевременный возврат излишне уплаченных сумм и т.д. Именно такие или подобные им показатели должны стать основными при оценке работы работников налоговых органов. Кроме того, нужно усовершенствовать процедуры регистрации налогоплательщиков и мониторинга их деятельности «с целью своевременного выявления случаев уклонения от налогообложения». Необходимо также решить вопросы упрощения ликвидации юридических лиц, которые в течение долгого срока не представляют отчетность в налоговые органы и

место нахождения которых неизвестно. В целях экономии затрат рабочего времени налоговых инспекторов и удобства проведения налоговых проверок, должна быть создана единая база налогоплательщиков по паспортам, доступная для использования налоговыми органами.

Расширение спектра информационных услуг является необходимым условием для повышения уровня добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств. Решение данной задачи предполагает совершенствование форм и методов оказания информационных услуг налогоплательщиков, а также совершенствование действующих и создание новых услуг налогоплательщикам. Кроме того, для повышения эффективности работы налоговых органов при государственной регистрации необходимо в помощь работникам создать единый информационный ресурс на базе информации ФНС России, содержащий необходимые данные относительно решений судов о запрете заниматься предпринимательской деятельностью и т. п.

Необходимо создать единое информационное пространство при помощи интеграции информационных ресурсов налоговых органов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправлении, организации.

В целях повышение эффективности налогового контроля необходимо усовершенствовать прогнозирование вероятностной налоговой базы и поступлений налогов и сборов. Необходим высокоэффективный мониторинг крупнейших налогоплательщиков, на основе результатов автоматизированного налогового контроля и системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок.

Одной из основных задач налоговых органов, обеспечивающих стабильное поступление доходов в бюджетную систему РФ, является совершенствование работы по взысканию недоимки. Эффективность реализации мер по принудительному взысканию за счет имущества имеет тенденцию к повышению, но несмотря на это остается достаточно низкой.

Основным фактором, способствующим повышению эффективности работы по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, явилось применение новых, прогрессивных форм и методов контрольной работы, основанных на использовании информационно - аналитических систем отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявления налоговых правонарушений.

В целях повышения эффективности деятельности органов налогового контроля необходимо освободить эти органы от выполнения несвойственных контрольным органам функций. В частности, речь должна идти об освобождении налоговых органов от исполнения функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства, а также от функций лицензирующих органов, выдающих разрешение на осуществление той или иной деятельности.

В совершенствовании налогового контроля необходимо поменять основную функцию налогового контроля: не поймать налогоплательщика, а помочь заплатить налоги. Государство и бизнес должны стать партнерами.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что под эффективной работой налоговой инспекции следует понимать соотношение фактически поступивших платежей к налоговым начислениям за этот же отчетный период, выраженное в достижении определенных показателей. Чем ближе значение фактической суммы поступивших платежей в разрезе налогов к значению начисленных налогов и сборов за отчетный период, тем эффективнее работает налоговая инспекция. С этой точки зрения следует оценивать те формы и методы работы, с помощью которых коллектив инспекции добивается определенных результатов.

На сегодняшний день главная трудность заключается в объективной оценке налогового потенциала - как основы начисления налогов и сборов. Как показала практика, подбор показателей, характеризующих работу налоговой инспекции, во многом влияет на объективность оценки эффективности работы налоговой инспекции.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: несомненно, правильная организация работы налоговых органов является определяющим фактором эффективности их деятельности, позволяет существенно увеличить поступления платежей в бюджет, при этом без всесторонней и правильной оценки ее результатов невозможно выявление резервов влияющих на эффективность их работы.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ.

2. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 2002.

3. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014).

4. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.taxpravo.ru

Reference list:

1 .Tax code of the Russian Federation.

2. Dadashov A.Z, Lobanov A.V. Tax administration in the Russian Federation. - M .: Book World, 2002.

3. Main directions of tax policy for 2015 and the planning period of 2016 and 2017 (approved by the Government of the Russian Federation 01.07.2014)

4. The Russian tax portal [Electronic resource]. - Mode of access: www.taxpravo.ru

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья «Расчет эффективности работы налоговых органов» посвящена определению эффективности работы налоговых органов и анализу их эффективности за последние 10 лет работы.

Вопросы, рассматриваемые авторами в рецензируемой статье, представляют собой интерес, теоретическую и практическую актуальность.

В настоящей статье авторы исследуют актуальные вопросы оценки деятельности налоговых органов, их статистику, а также вопросы анализа их эффективности. В статье обозначены экономические пределы - годовой экономической эффективности работы налоговых органов.

Авторами проанализированы официальные статистические данные работы налоговых органов, кроме этого, приведенный анализ дает возможность (данные расчеты годовой экономической эффективности работы налоговых органов (таблица 2), сказать в какие отчетные периоды налоговые органы работали эффективно и был контроль со стороны государства за эффективным использованием налоговыми органами финансовых ресурсов государства, и когда он отсутствовал, либо финансирование осуществлялось произвольно и не зависело от результатов их деятельности. В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения по ее решению.

Зам. декана факультета «Налоги и налогообложение», Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н., доцент

В.С. Осипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.