ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Problems and Prospects of Social Psychology of Education
26-27 октября 2010 года на базе факультета педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета по инициативе кафедры психологии образования состоялась Международная научная конференция «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», посвященная 105-летию со дня рождения доктора психологических наук профессора И.В. Страхова.
Развивая традиции саратовской психологической школы, основоположником которой является российский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии Иван Владимирович Страхов, конференция является логическим продолжением научных форумов, проводимых на факультете педагогики, психологии и начального образования под патронатом Института психологии РАН, Психологического института Российской академии образования на базе Педагогического института Саратовского государственного университета в 2005, 2007 и 2009 гг.
Основная цель конференции - осмысление научного вклада И.В. Страхова в психологию (профессиональной деятельности педагога, когнитивных процессов, общей характерологии и обсуждения актуальных проблем современной социальной психологии образования) в контексте направлений, им заложенных.
Тема конференции объединила свыше 130-ти представителей более чем 30-ти научных и учебных учреждений России и стран ближнего зарубежья: из Института психологии РАН, Государственного университета -Высшей школы экономики (г. Москва), Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Российского государственного соци-
ального университета (филиал в г. Минске, Беларусь), Казанского государственного технологического университета им. А.Н. Туполева, Казахского национального университета им. аль-Фараби (Казахстан), Волгоградского государственного педагогического университета, Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и др.
Результаты исследований в области социальной психологии образования отражены в двухтомном сборнике материалов конференции (общим объемом 500 страниц). На страницах сборника авторы стремились показать, что многие направления в современных исследованиях проблем социальной психологии образования были намечены еще в работах И.В. Страхова, и обозначить новые ответвления в этих направлениях, значимость которых для теории и практики еще не полностью изучена и профессионально осознана.
Вместе с тем обсуждение актуальных и спорных вопросов позволяет выявить основные тенденции и перспективные направления в области социальной психологии образования: в частности, это психология субъекта в образовательном пространстве, реализация компетентностного подхода в образовании, психологическое образование, социализация и самоопределение личности, психология взаимодействий школьника и образовательной среды, психология в практике инклюзивного образования, социально-психологические проблемы профессионализации личности учителя и многие другие.
Присутствовавшим в зале был предложен фильм, повествующий о жизни и творчестве выдающегося ученого, психолога, доктора психологических наук профессора Ивана Владимировича Страхова, внесшего существенный вклад в развитие науки.
С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Педагогического института Саратовского государ-
ственного университета, доктор физико-математических наук профессор Д.В. Прохоров, заведующая кафедрой социологии и психологии Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат социологических наук профессор М.Ю. Михайлина, кандидат психологических наук профессор кафедры психологии образования Педагогического института СГУ В.И. Страхов. Открывая конференцию, Д.В. Прохоров подчеркнул, что в современной системе образования все более востребованным становится психологическое знание, которое является одним из важных факторов организации обучения, воспитания, социализации человека. Вместе с тем сегодня становится важным не только передача знаний и технологий, но, в первую очередь, формирование творческих компетентностей, готовности к обучению всех участников образовательного процесса.
М.Ю. Михайлина отметила необходимость в консолидации усилий профессионального психологического сообщества для теоретического анализа, осмысления и последующего обобщения накопленных эмпирических данных психологии образования, социальной психологии, педагогики, а также смежных с психологией отраслей науки для комплексного решения проблем современного образования в соответствии с президентской программой «Наша новая школа».
Обращаясь к творческому наследию И.В. Страхова, В.И. Страхов подчеркнул, что сегодня является особенно важным не растерять накопленное предшествующим поколением психологов и найти связующую нить между теоретическими исследованиями в области практической психологии и их практическим применением.
9 программных докладов, заслушанных на пленарном заседании, работа пяти секций, трех научно-практических семинаров представили участникам конференции широкую панораму проблем и перспектив их решения в области социальной психологии образования. Тематика всех пленарных докладов так или иначе выражала общее устремление к сближению научной теоретической и практически ориентированной психологии, необ-
ходимому для адекватного решения задач современной системы образования.
В выступлении профессора А.Б. Ку-прейченко (Москва) были изложены концептуальные представления о феномене самоопределения субъекта, авторский подход к его пониманию как поиску субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, человеческому сообществу и самому себе, а также собственной системы жизненных смыслов, ценностей, принципов, возможностей и ожиданий. Автором предложена программа исследования социального самоопределения, в которой предпринята попытка реализации системного подхода к изучению как его отдельных компонентов, так и феномена в целом. В заключение отмечена перспективность обращения к исследованию феномена самоопределения для анализа сознания и поведения динамично развивающего субъекта в изменяющихся условиях.
Доклад профессора В.А. Мазилова (Ярославль) был посвящен методологическим вопросам исследования психологии творчества. Было отмечено, что принципиально важным моментом при изучении психологии творчества, при его моделировании и, особенно, при проектировании обучающих программ является указание на то, что центральным звеном в творческом процессе является преодоление заблуждения, зафиксированного в исходном неявном знании, в структурах субъективного опыта. Докладчик обозначил теоретические и методические задачи психологии творчества, предложил авторскую классификацию трудностей, возникающих у субъекта в процессе решения творческих задач.
Профессор В.А. Зобков (Владимир) в своем выступлении обратился к проблеме отношения человека к деятельности. Приведенные докладчиком результаты исследования (дети и учащаяся молодежь, п > 3000) указывают на то, что в системе их отношений доминирующим является отношение к деятельности - системное образование личности, которое активно формируется в сен-
зитивный для нее период перехода от младшего школьного возраста к подростковому. В системно-структурную организацию отношения личности к деятельности входят мотивация, самооценка и соответствующая этим особенностям система качеств личности, характеризующая её с интеллектуальной, коммуникативной, эмоциональной, волевой сторон. Мотивация, самооценка, качества личности определяют как специфику субъектно-субъектных, объектно-объектных взаимодействий, так и результат деятельности.
В выступлении профессора В.Г. Печер-ского (Саратов) предложена системно-генетическая парадигма исследования индивидуального поведения личности в различных социальных системах. В частности, особое внимание слушателей привлекло изложение основных очертаний его оригинальной концепции психологического сопровождения образовательных учреждений.
Профессор Т.В. Черникова (Волгоград) обратила внимание слушателей к проблеме психологической поддержки нравственного здоровья специалистов помогающих профессий в процессе их профессиональной подготовки. Главная задача, по мнению докладчика, заключается в том, чтобы, интегрируя теоретико-методологические основания и обобщая данные эмпирических исследований, предложить научно обоснованную лич-ностно-компетентностную (практико-ориен-тированную), структурно-динамическую модель психологической поддержки нравственного здоровья, которая станет основой для разработки принципов и технологий. Данная модель позволит повысить эффективность профессиональной подготовки за счет усиления духовно-нравственного компонента в ответ на содержание новых федеральных государственных образовательных стандартов, своими требованиями обращенных к высокой личностной готовности специалиста осуществлять профессиональную деятельность, сочетающую общую, технологическую и личностную компетентность.
Профессор Р.М. Шамионов (Саратов) отметил, что многие направления современной социальной психологии образования
предопределены трудами выдающихся исследователей прошлого столетия - отечественных и зарубежных. Саратовские психологи, продолжая традиции, заложенные профессором И.В. Страховым, реализуют новые программы исследований, отвечающие современным запросам системы образования и науки. Отмечено, что саратовскими психологами за последнее десятилетие проведены масштабные исследования динамики ценностно-смысловых образований личности учителя в процессе профессиональной социализации, структуры и динамики субъективного благополучие личности и его детерминант, мотивационных и коммуникативных характеристик. Вместе с тем, по мнению докладчика, остаются нерешенными ряд проблем в этой области, например, проблема социальных представлений педагогов как особой социальной группы и проводника общественных норм и установок, а также их влияния на субъективное благополучие личности. Важной областью исследований является и социальная, персональная и профессиональная идентичность, их соотношение у учителей на разных этапах социализации. Не менее актуально исследование самосознания учительства и его социально-психологического состояния. Ряд исследований, посвященных анализу субъективного благополучия, частично решают эту проблему. Связана с обозначенной и проблема изучения оргкультуры образовательного учреждения. Обнаруживается крайне недостаточное количество прикладных исследований, направленных на «конечный продукт» — соответствующую заданным параметрам (и целям образования) оргкультуру образовательного учреждения, включающую всех субъектов образовательного процесса, изучение его детерминант и влияния на деятельность и психическое состояние субъектов.
Профессор М.В. Григорьева (Саратов) в своем докладе обратилась к проблеме педагогического такта как показателя качества воспитательно-образовательной деятельности учителя. По мнению автора, педагогический такт является необходимым психолого-педагогическим условием организации оптимальных и эффективных взаимодействий
школьника и образовательной среды. Отмечено, что воспитательный эффект педагогического такта зависит от того, насколько гибко и согласованно функционируют его структурные компоненты, насколько целесообразным в каждой конкретной ситуации является предпочтение и доминирование одних компонентов над другими.
Проблеме творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога системы специального образования было посвящено выступление доцента М.Д. Коноваловой (Саратов). Отмечено, что в современных педагогических исследованиях просматривается ориентация на комплексные взаимодополняющие понятия: профессиональная компетентность, творческий потенциал педагога. Существует отчетливая тенденция рассматривать профессионально-личностное развитие педагога как совершенствование его профессиональной компетентности, высшей степенью которой является реализация творческого потенциала личности. Основу этого процесса составляет ценностно-смысловое содержание «Я-концепции» личности, её индивидуальная оценка обстоятельств жизнедеятельности и реакция на них. Обозначенные тенденции ведут к изменению требований к профессиональной компетентности педагога системы специального образования, к процессу его профессионального становления и развития. В связи с этим проблема формирования необходимых профессиональных компетенций остро встает уже в период получения образования в области коррекци-онной педагогики.
Обращаясь к научному наследию профессора И.В. Страхова, С.А. Богданчиков (Саратов) подчеркнул широту его научных интересов: психология научного и художественного творчества, внутренней речи, характерология, психология младших школьников и подростков, психология внимания, психология дружбы, психология учителя, педагогическое общение, проблемы педагогического такта, психология и педагогика высшей школы. По мнению докладчика, интерес исследователей к научному наследию И.В. Страхова с годами не ослабевает, о чем свидетельствует и теоретико-методологиче-
ский анализ основных работ, и науковедче-ский анализ его творческой биографии. В заключение отмечено, что ученые выявляют связь наследия И.В. Страхова с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.
По завершении пленарного заседания работа конференции продолжалась на секционных заседаниях: «Профессиональное и личностное самоопределение», работа которого была нацелена на обсуждение как общих методологических вопросов изучения самоопределения, так и прикладных аспектов профессионального и личностного самоопределения, в нем приняли участие: С.В. Быков (Тольятти), Е.Е.Бочарова (Саратов), А.Д.Бар-битова (Ульяновск), Д.Р.Мерзлякова (Ижевск), И.В. Арендачук (Саратов), А.Д. Шамионов (Саратов); «Экопсихологические проблемы общей и профессиональной социализации личности» было посвящено актуальным проблемам профессионального становления практических психологов, педагогов, участвовали: И.Б.Храпенко (Мурманск), А.Р.Вага-пова (Саратов), Н.М. Голубева (Саратов), профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания, доклады: И.В. Малышева (Саратов), И.А. Клименко (Воронеж), Т.В. Фадеевой (Самара), о саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов говорили: А.В. Зобков (Владимир), А.М. Ибраева (Казахстан), Т.Г. Фомина (Москва); «Проблемы психологии социального познания и отношений», где обсуждали особенности социального познания молодёжи К.О. Андреев (Балашов), Н.С. Аринушкина (Саратов), вопросы социального риска и его представленность в структуре социальных представлений в различных возрастных группах - М.А. Кленова (Саратов), проблемы социальных представлений личности в разных условиях социализации — А.Е. Сотников, А.К. Акименко (Саратов), Н.М. Зверев (Оренбург); «Внимание и творчество в образовательных системах», работа которого была нацелена, в первую очередь, на обсуждение вопросов развития индивидуального (Э.Г. Григорян, Т.Е. Полякова, М.С. Ткачева, Г.В. Эйгелис) и коллективного внимания,
лингвистического внимания (И.В. Зубкова), определены некоторые механизмы формирования массвнимания к различным общественным феноменам (Л.Е. Тарасова); «Социально-педагогические проблемы образования», в рамках которого рассматривалась социально-психологическая и педагогическая специфика взаимодействия волонтеров с воспитанниками государственных учреждений (Л.Л. Васильева, Н.П. Кириленко, Т.Н. Черняева), обсуждались проблемы вузовского образования в выступлениях Ю.В. Лукашина (Саратов), Е.М. Семеновой (Минск, Беларусь), Н.Р. Суркина (Казань), а послевузовского образования — Ж.А.Кадыровой, К.А.Жусуповой, А.Г. Мурзагалиевой (Алматы, Казахстан) и многое другое.
Практическим приложениям научных изысканий был посвящен ряд научно-практических семинаров, состоявшихся в последний день работы конференции: «Психология взаимодействий школьника и образовательной среды» (руководитель доктор психологических наук профессор М.В. Григорьева), работа которого связана с обсуждением актуальных вопросов, посвященных оптимизации взаимодействия учащихся школы и различных образовательных сред; проявлению и формированию субъектной позиции учащихся и их родителей по отношению к образовательной среде; психологическим факторам и механизмам взаимодействий ученика и образовательной среды; роли педагога в организации оптимальных взаимодействий школьника и образовательной среды; когнитивным процессам и вниманию в структуре взаимодействий школь-
ников и образовательной среды; «Инновационные процессы в современной школе» (руководитель кандидат социологических наук профессор М.Ю. Михайлина), целью которого являлось обсуждение вопросов изменения профессиональной парадигмы в деятельности психолога системы образования; социально-психологического сопровождения интегрированного (инклюзивного) образования; психологических аспектов профилактики социального сиротства; самоопределения одаренного ребенка как теоретической и прикладной проблемы. Семинар «Специальное образование: вчера, сегодня, завтра» (руководитель кандидат психологических наук доцент М.Д. Коновалова) был посвящен 20-летию факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института, на нем обсуждались актуальные проблемы модернизации системы специального образования; социальной адаптации и реабилитации учащихся специальных образовательных учреждений; профессиональной компетентности специалиста системы специального образования.
Участники пленарного и секционных заседаний отметили высокую социокультурную значимость разработки ряда приоритетных направлений в области социальной психологии в образовании. В целом многоас-пектность теоретико-эмпирических исследований и практических наработок, активная деятельность участников конференции подтвердили неослабевающий интерес ученых и практиков к проблемам социальной психологии образования.
Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова