Научная статья на тему 'Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы'

Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3242
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1-2 ноября 2007 г. на базе факультета педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского по инициативе кафедры психологии образования состоялась Международная научная конференция «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы», посвященная 30-летию факультета и 100-летию Саратовского государственного университета.

Основная цель конференции - обсуждение задач и перспектив социальной психологии в образовании, научный обмен информацией о результатах теоретических и прикладных исследований по широкому кругу проблем социальной психологии, проводимых в области образования.

На научный форум съехались ведущие ученые, специалисты в области социальной психологии и педагогики из различных научных центров России и зарубежья, в том числе из Москвы, Самары, Ярославля, Кирова, Волгограда, Пензы, Ульяновска, Астаны, Актобе, Костаная и др. (всего заявлено более 300 участников). Заочное участие в конференции приняли 150 психологов из России, Казахстана, Украины, Молдовы и Беларуси.

В двухтомном сборнике материалов конференции (общим объемом 620 страниц) отражены результаты исследований в области социальной психологии образования в рамках междисциплинарного подхода (работы психологов, педагогов, социологов, организаторов образования и других специалистов). На страницах сборника обсуждаются новые подходы к теоретическим исследованиям, научные и практические разработки, вносящие существенный вклад в сферы деятельности педагогов и психологов образования. Существенным моментом является, на наш взгляд, то, что в работе конференции обеспечивается содержательная прямая и обратная преемственность от теоретической к практической психологии; фундаментальные исследования соседствуют с прикладными. Это позволяет сохранить связь между наукой и практикой, столь необходимую для адекватного решения задач современной системы образования.

Разнообразие направлений конференции обусловлено широтой проблематики социальной психологии образования. Это и психология субъекта в образовательном пространстве, реализация субъектно-личностного подхода в образовании, психологическое образование, социализация личности, социально-психологическая адаптация личности в разных условиях и уровнях образования, социальная психология девиаций в образовании, социальная психология межличностного познания в образовательном

процессе, самопрезентация личности педагога, социально-психологические проблемы профессионализации личности учителя, социальнопсихологические вопросы профессиональной подготовки психологов и педагогов и многие другие. Каждое из этих направлений представлено результатами исследований психологов России и стран ближнего зарубежья.

В рамках конференции заслушаны 8 пленарных докладов ведущих специалистов психологии образования, докторов наук, профессоров.

Пленарное заседание началось с выступления директора Педагогического института СГУ профессора Д.В. Прохорова. Он отметил значимость современных исследований в области психологии образования и необходимость самого тщательного анализа тех проблем, которые возникли относительно недавно и еще ожидаются в связи с вступлением в Болонский процесс. Образовательная практика нуждается в научном знании не только фундаментального характера, но и прикладного - знании, которое могло бы стать фактором психологического обеспечения образовательных процессов, достижения нового качества образования, - подчеркнул Д.В. Прохоров.

Р.М. Шамионов, представляя участников пленарного заседания, отметил, что длительное время на Саратовщине плодотворно занимались научнопедагогической и научно-организационной деятельностью крупные исследователи в области психологии образования, и представил присутствующих на заседании ветеранов - профессоров Л.П. Доблаева и В.И. Страхова, внесших существенный вклад в развитие науки в Саратовском университете.

В докладе А.А. Калюжного (Актобе, Казахстан) была затронута проблема развития личности будущего специалиста в условиях глобализации образования. Им представлены инновационные направления в области подготовки специалиста, выделены основные цели современного образования, увязывающие его с динамическими характеристиками личности. В частности, по мнению А.А. Калюжного, выпускник должен обладать рядом характеристик, в том числе гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, обладать коммуникабельностью, контактностью, креативностью, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта и общей культуры.

Выступление профессора В.М. Миниярова (Самара, РФ) посвящено вопросам разработки новой парадигмы образования и технологического обеспечения инновационного образовательного процесса. Внимание слушателей привлекло изложение основных очертаний его оригинальной концепции психологического сопровождения образовательных учреждений.

Профессор А.В. Морозов (Москва, РФ) в своем выступлении поднял проблему профессиональной адаптации личности к педагогической деятельности. Она приобретает особую специфику применительно к такому субъекту, как преподаватель высшей школы. Автором определены противоречия и возможные пути снижения их снижения.

Доклад профессора А.В. Сухарева (Москва, РФ) посвящен анализу одного из наиболее ярких вопросов социальной психологии - социализации личности в этнокультурном пространстве. Детальному анализу подвергнут этнофункциональный аспект содержания образования.

В выступлении профессора А.Н. Тесленко (Астана, Казахстан) затронута проблема моды и молодежного стиля жизни в контексте социализации. Автор проанализировал динамику ценностных ориентаций молодежи и предпочитаемого стиля жизни за последние 10 лет, соотнес характеристики социализации в образовании и за ее пределами. Обратил внимание на двойственность современного массового сознания молодежи, основанной на ее социализации - традиционной и нетрадиционной, через насаждаемые стили жизни и ценности.

Пр облема системности в социальнопсихологических исследованиях образования была поднята профессором Р.Х. Тугушевым (Саратов, РФ). В его выступлении, в частности, затронут вопрос о системных психологических характеристиках профессиональной успешности личности в научно-педагогической деятельности. По его мнению, эти характеристики необходимо рассматривать как частный случай функционирования подсистем психики в соответствии с разработанной им ранее системной моделью организации психики личности, включающей 15 подсистем.

Профессор Т.В. Черникова (Волгоград, РФ) отметила важность дифференциации подходов и учет специализации в преподавании гуманитарных дисциплин студентам различных специальностей. Особую значимость приобретает сегодня и учет социальной ситуации развития личности студента. Поэтому становится весьма актуальной и работа по психологической поддержке молодых людей в период переживания кризиса 20 лет. В выступлении Т.В. Черниковой были представлены очертания оригинальной концепции автора.

Завершил пленарное заседание профессор Р.М. Шамионов (Саратов, РФ). В своем высту-

плении он отметил, что проблематика социальной психологии образования в Саратове разрабатывается достаточно длительное время. Современная социальная психология в образовании способна не только ответить на ряд теоретических вопросов, но и выполнить запрос образования на разработку психологических технологий, внедрение которых будет способствовать оптимизации процесса социализации учащегося, достижению высоких уровней межсубъектного (субъект-объект-субъектного) взаимодействия

Применительно к системе образования все базовые предметные области социальной психологии приобретают свою специфику. Из этих областей исследований строится предметная база социальной психологии образования. Некоторые из них являются приоритетными для саратовских психологов. В частности, проблема общения была одной из центральных в исследованиях И.В. Страхова и группы его коллег. Она и сегодня остается весьма востребованной. Это, в частности, исследования А.А. Головановой, посвященные проблематике креативного общения в группе, специфике общения в неформальных группах А.Р. Тугушевой, характеристик общения И.Э. Стрелковой и ряд других. Под руководством И.В. Страхова в 60-х гг. развернулись исследования педагогического такта, ставшие, своего рода, предвестниками сегодняшних психологии личности учителя и психологии имиджа педагога.

Достаточно длительное время центральной в исследованиях профессора Л.П. Доблаева была проблема понимания и, в частности, понимания текста. Ряд работ ученого имеют прямое отношение к социальной психологии образования - проблема отношений личности, ценностных ориентаций и их формирования в школе и ряд других.

Несколько позднее были проведены исследования психологических характеристик спортивных молодежных команд, предпринятые В.И. Страховым и его учениками. Целый блок исследований саратовских психологов посвящен проблеме социального внимания в образовательных системах. Данный вид внимания широко обсуждался и изучался в последние десятилетия

В.И. Страховым, разработавшим методологическое основы его изучения, и его коллегами. Выполнены исследования экспрессивности внимания школьников (Т.Г. Якушева), характеристик социального внимания в разных сферах профессионального образования (Э.Г. Григорян), массвнимания и коллективного внимания школьников (Л.Е. Тарасова и Н.С. Аринушкина), характеристик социального внимания в соотнесении с представлениями (Р.М. Шамионов), темпоральные характеристики при подготовке спортсменов (А.В. Милехин) и ряд других.

Проблема школьной адаптации разрабатывается М.В. Григорьевой, которой выдвинута системная концепция адаптации. Было показано,

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

что различные подсистемы адаптации интегрированы в единое пространство при ведущей роли социально-психологической адаптации.

Ряд исследований охватывает различные характеристики личности. В частности, это работы Н.С. Аринушкиной, посвященные изучению соотношения социальной и персональной идентичности, работы А.Р. Тугушевой, в которых изучаются взаимосвязи социальных представлений и характеристик самоопределения учащейся молодежи, Е.Е. Бочаровой, предпринявшей исследование взаимосвязи субъективного благополучия и ценностных ориентаций учащихся и др.

Р.М. Шамионовым проведен ряд исследований, касающихся проблемы детерминант личности в процессе ее социализации; изучались характеристики первичной социализации личности, а также особенности профессиональной социализации педагогов и др.

В заключение пленарного заседания участникам конференции был предложен фильм, повествующий о жизни и творчестве выдающегося ученого, психолога, доктора психологических наук, профессора Ивана Владимировича Страхова, 100-летие со дня рождения которого саратовская научная общественность отмечала в истекшем году. Он стоял у истоков саратовской психологической школы. Всю жизнь посвятил развитию психологической науки. Иван Владимирович основал кафедру психологии в Педагогическом институте - одну из первых в провинциальных педагогических вузах Советского Союза.

После пленарного заседания работа конференции продолжена по 6 направлениям (секциям): «Социализация личности: этническая, политическая, профессиональная, экономическая», «Социальное внимание и самоопределение», «Представления и идентичность», «Совладание, адаптация, конфликт», «Проблемы социальной педагогической психологии и социальной педагогики», «Социально-психологические технологии в образовании», проведены открытые лекции профессоров А.Н. Тесленко, А.А. Калюжного, Р.Х. Тугушева, А.В. Сухарева и мастер-классы Е.А. Александровой (Саратов, РФ), Т.В. Черниковой (Волгоград, РФ), доцентов Н.В. Перешеиной, О.Г. Гилязовой (Киров, РФ), М.В. Лысогорской (Саратов, РФ), О.А. Касьяновой (Саратов, РФ) по различным вопросам психологии образования.

В работе секции «Социализация личности: этническая, политическая, профессиональная, экономическая» приняли участие психологи и педагоги, разрабатывающие широкий круг проблем, связанных с особенностями социализации представителей различных социальных, профессиональных, этнических групп. В выступлениях

С.Г. Бугаева, Н.М. Голубевой, Л.В. Карпушиной были рассмотрены вопросы, относящиеся к формированию и динамике личностных ценностей школьников и студентов в ситуации быстроме-няющихся социально-экономических условий.

В контексте социальной психологии образования Н.В. Аргуновой, С.В. Даниловым, А.В. Капцовым, Т.А. Молодиченко, В.А. Урываевым, Т.Ю. Фадеевой решаются проблемы интеллектуального, политического, профессионального развития личности. В.В. Абрамовым и А.А. Калюжным представлена оригинальная концепция развития бренда современного учителя. Анализу внешних условий социализации личности были посвящены выступления А.Б. Купренченко, А.В. Морозова, В.В. Головчанской.

На секции «Социальное внимание и самоопределение» были рассмотрены вопросы развития индивидуального и коллективного внимания, определены некоторые механизмы формирования массвнимания к различным общественным феноменам. Э.Г. Григорян раскрыл общие механизмы формирования социальной направленности аттен-ционных свойств. В свою очередь, в выступлениях Н.В. Грушко, Т.Е. Поляковой, Л.Е. Тарасовой, М.С. Ткачевой было раскрыто содержание другого направления внимания - внимания к собственному внутреннему миру. Внимание к социальным явлениям явилось предметом анализа исследователей С.В. Беляничевой, О.В. Добронравовой, В.И. Страхова, М.К. Тажибаева. Н.Г. Зотова в своем выступлении раскрыла механизмы успешной профессионализации будущих педагогов, заключающиеся в процессе вырабатывания смыслов. Особенностям начального этапа профессионализации и описанию социально-психологического пространства личности будущего профессионала были посвящены выступления И.В. Зубковой, И.Б. Николаевой, И.А. Соиной.

В процессе работы секции «Представления и идентичность» были рассмотрены как общие и методологические вопросы изучения социальных представлений (Н.С. Аринушкина, Г.Н. Малю-ченко, А.П. Сдобнова), так и специфические проблемы представлений о различных социальных феноменах. Так, Ю.А. Анисимовой, М.В. Григорьевой, Т.П. Емельяновой, Н.М. Романовой изложен подробный анализ характеристик представлений, составляющих образ современной России. А.Р. Тугушевой рассмотрены представления молодежи о социальной успешности, Е.Ю. Рыбаковой, Д.А. Золотухиным, В.А. Лапшовым -представления школьников о здоровье, Т.В. Бесковой - представления студентов о современном преподавателе высшей школы. В.А. Лапшовым, В.М. Смирновым, А.Л. Южаниновой затронуты проблемы целенаправленного изменения мировоззренческих представлений учащейся молодежи. В выступлении Г.Н. Шарковой раскрыта роль туризма в системе формирования личностной идентичности.

Секция «Совладание, адаптация, конфликт» была представлена многочисленными выступлениями, затрагивающими различные аспекты активного приспособления личности в современном динамичном мире. Результаты

исследований критериев адаптации - субъективного благополучия, психологического здоровья, качества жизни - содержались в выступлениях Е.Е. Бочаровой, О.М. Гуменской, М.В. Лысогорской. Эмоциональные, когнитивные, социальнопсихологические аспекты адаптации детей, подростков и юношей к условиям воспитания и обучения были рассмотрены М.Н. Заостров-цевой, Е.В. Земсковой, И.А. Красильниковым,

О.А. Сергеевой, Т.В. Хуторянской, Л.Ю. Фоминой, Т.В. Черняевой. Социально-психологическая адаптация в межличностном, этническом, профессиональном аспекте была раскрыта в выступлениях А.К. Акименко, Ю.Н. Долгова, Н.И. Кос, Ю.Ю. Логиновой, В.В. Мосиной, И.В. Рябченко, И.Э. Стрелковой, А.А. Головановой, С.В. Фроловой, А.П. Чулисовой. М.Ю. Михайлина, М.М. Орлова, Н.В. Перешеина обратились к актуальным и острым вопросам социально-психологической адаптации лиц алкогольно-зависимых, девиантных и с ограниченными возможностями.

Участники секции «Проблемы социальной педагогической психологии и социальной педагогики» затронули широкий круг проблем, раскрывающих психологическую и социальную специфику учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. Характеристика внешних условий данного процесса была представлена в выступлениях Я.Л. Коломинского, М.В. Базикова, Л.М. Лучшевой,

Н.А. Рябининой, М.А. Мазаловой, И.В. Штых,

A.С. Коповой, О.А. Селивановой, Л.В. Фимушки-ной. Содержательные аспекты учебного процесса были раскрыты Е.А. Вертягиной, И.Р. Гайнутдиновой, С.Ю. Цикуновым, С.А. Гильмановым,

B.В. Константиновым, Л.Л. Арабиной, С.С. Салиш. Психологические проблемы мотивации учения, установок, ответственности, экологической культуры анализировали Е.Е. Морозова, А.А. Олейников, М.А. Павлова, О.С. Гришанова, О.Н. Шалдыбина.

На секции «Социально-психологические технологии в образовании» в качестве современных технологий были представлены формирование адекватного самоотношения подрастающего поколения (Е.Е. Бочарова, Н.С. Аринушкина, Е.М. Кобзева, М.М. Орлова), формирование коммуникативной и других компетенций представителей субъект-субъектных типов профессиональной деятельности (О.Г. Гилязова, А.С. Краснокутская, А.В. Морозов, М.А. Морозова), коррекция нежелательных поведенческих проявлений и негативных факторов (О.А. Касьянова, Л.В. Папшева), визуализация (Ю.Ю. Логинова, Е.В. Рягузова). Синергетическим аспектам самоорганизации учебных

и профессиональных групп были посвящены выступления А.Б. Купрейченко, С.В. Петрушина.

Работа всех секций сопровождалась активным, заинтересованным обсуждением рассматриваемых проблем.

Участники пленарного и секционных заседаний отметили высокую социокультурную значимость разработки ряда приоритетных направлений в области социальной психологии в образовании. По результатам работы конференции принятырешения, имеющие важное значение для дальнейших научных разработок и обеспечения деятельности психологических служб системы образования.

1. Необходимо оптимизировать работы по методологическому обеспечению теоретических и прикладных исследований в области социальной психологии образования и разработать новые эмпирические методы и техники психологической поддержки субъектов образовательного процесса.

2. Важный элемент организации работы психологических служб в образовании составляет социально-психологическая поддержка субъектов образования в вузе. Конференция отмечает недостаточное решение вопроса о психологической службе вуза и необходимости обсуждения этого вопроса на конференции Федерации психологов образования России.

3. Необходимо шире освещать и обсуждать психологические технологии, разрабатываемые в социальной психологии образования. Редколлегии издания «Проблемы социальной психологии личности» (Саратов, отв. ред. Р.М. Шамионов) предложить ввести постоянную рубрику «Прикладные исследования социальная психология личности».

4. Особую значимость приобретают сегодня исследования влияния на личность различных групповых субъектов. Подлежит изучению и характер подверженности личности воздействию религиозных сект и профилактики деструктивного воздействия.

5. Требуется оптимизация научной разработки ряда «пограничных» с социальной психологией образования научных проблем, среди которых проблема психокоррекции и ресоциализации, социального внимания и др.

6. Необходимо введение магистерской программы «Социальная психология в образовании», подготовка по которой возможна в педвузах.

Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.