Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы системы подготовки квалифицированных игроков в командно-игровых видах спорта (на примере волейбола, баскетбола, гандбола)'

Проблемы и перспективы системы подготовки квалифицированных игроков в командно-игровых видах спорта (на примере волейбола, баскетбола, гандбола) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СБОРНЫЕ КОМАНДЫ / КЛУБНЫЕ КОМАНДЫ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ПРОБЛЕМЫ / PLANNING / NATIONAL TEAMS / CLUB TEAMS / SPORTS RESERVE / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич

Рациональная организация тренировочного процесса является ведущим фактором в системе подготовки квалифицированных спортсменов. В области тактической подготовки необходимо не только декларировать передовые тактические концепции, но и, что самое главное, в практической игровой деятельности строго и постоянно реализовывать выбранную стратегическую линию. Клубные команды даже в более острой степени, чем сборная, нуждаются в резкой интенсификации тренировочного процесса. Наблюдаем факт снижения участия профессиональных команд в чемпионате страны. Это привело к проблемной ситуации комплектования сборных команд различного уровня, так как в результате уменьшения количества профессиональных команд специалистами осуществляющим подбор потенциальных игроков, оставлены без внимания многие талантливые игроки, выступающие в любительских лигах. При подготовке игроков олимпийского резерва нужны качественно новые методы тренировки, в какой-то мере принципиально отличающиеся от ранее применяемых. Представляется целесообразным к работе тренерского состава добавить и комплексные научные группы, которые будут проводить централизованные исследования по функциональной подготовке и восстановлению игроков после тренировочных сборов и занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of system of training of qualified players in team-game sports (for example, volleyball, basketball, handball)

Rational organization of the training process is a leading factor in the training of the qualified athletes. In the field of the tactical training, it is necessary not only to declare advanced tactical concepts, but also, and most importantly, in practical gaming activities to strictly and continuously implement the chosen strategic line. Club teams, even more acutely than the national team, need a sharp intensification of the training process. We observe the fact of decrease in the participation of the professional teams in the national championship. This led to the problem of recruiting the national teams at various levels, since, as a result of the reduction in the number of professional teams, the specialists carrying out the selection of potential players ignored many talented players acting in the amateur leagues. In preparing players for the Olympic reserve, qualitatively new training methods are needed, to some extent fundamentally different from those previously used. It seems appropriate to add to the work of the coaching staff the integrated research teams that will conduct centralized research on the functional preparation and recovery of the players after training camps and classes.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы системы подготовки квалифицированных игроков в командно-игровых видах спорта (на примере волейбола, баскетбола, гандбола)»

sports: materials of VAll-Russian scientific-practical. соц[., Belgorod, pp. 104-108.

7. Eydelman, L.N. (2018), "The role of methodology in solving the problems of integrated application of dance and sports and recreational activities in the field of physical education of children", Ecology, health and safety in the modern educational space: collection of sciences. papers based on the results of All-Russian. scientific practical. conf., Magnitogorsk, pp. 42-45.

8. Yudin, E.G. (1973), "Methodological nature of the system approach", System research. Yearbook, Moscow, pp. 38-51.

Контактная информация: info@Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 03.01.2019

УДК 796.3

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В КОМАНДНО-ИГРОВЫХ ВИДАХ

СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА, БАСКЕТБОЛА, ГАНДБОЛА)

Юрий Николаевич Эртман, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (ФГБОУВО СибГУФК), г. Омск

Аннотация

Рациональная организация тренировочного процесса является ведущим фактором в системе подготовки квалифицированных спортсменов. В области тактической подготовки необходимо не только декларировать передовые тактические концепции, но и, что самое главное, в практической игровой деятельности строго и постоянно реализовывать выбранную стратегическую линию. Клубные команды даже в более острой степени, чем сборная, нуждаются в резкой интенсификации тренировочного процесса. Наблюдаем факт снижения участия профессиональных команд в чемпионате страны. Это привело к проблемной ситуации комплектования сборных команд различного уровня, так как в результате уменьшения количества профессиональных команд специалистами осуществляющим подбор потенциальных игроков, оставлены без внимания многие талантливые игроки, выступающие в любительских лигах. При подготовке игроков олимпийского резерва нужны качественно новые методы тренировки, в какой-то мере принципиально отличающиеся от ранее применяемых. Представляется целесообразным к работе тренерского состава добавить и комплексные научные группы, которые будут проводить централизованные исследования по функциональной подготовке и восстановлению игроков после тренировочных сборов и занятий.

Ключевые слова: планирование, сборные команды, клубные команды, спортивный резерв, проблемы.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SYSTEM OF TRAINING OF QUALIFIED PLAYERS IN TEAM-GAME SPORTS (FOR EXAMPLE, VOLLEYBALL, BASKETBALL, HANDBALL)

Yury Nikolaevich Ertman, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Siberian State University of Physical education and Sports, Omsk

Annotation

Rational organization of the training process is a leading factor in the training of the qualified athletes. In the field of the tactical training, it is necessary not only to declare advanced tactical concepts, but also, and most importantly, in practical gaming activities to strictly and continuously implement the chosen strategic line. Club teams, even more acutely than the national team, need a sharp intensification of the training process. We observe the fact of decrease in the participation of the professional teams in the national championship. This led to the problem of recruiting the national teams at various levels, since, as a result of the reduction in the number of professional teams, the specialists carrying out the selection of potential players ignored many talented players acting in the amateur leagues. In preparing players for the Olympic reserve, qualitatively new training methods are needed, to some extent fundamentally different from those

previously used. It seems appropriate to add to the work of the coaching staff the integrated research teams that will conduct centralized research on the functional preparation and recovery of the players after training camps and classes.

Keywords: planning, national teams, club teams, sports reserve, problems.

ВВЕДЕНИЕ

Последние 10-летия достижения российских команд характеризуются как выдающимися победами, так и весьма посредственными выступлениями. Стилизация уровня выступлений - одна из важнейших задач текущего олимпийского четырехлетия. В представляемом обзоре сделана попытка наряду с констатацией определенных негативных фактов предложить реальные меры по дальнейшему совершенствованию и рационализации системы подготовки высококвалифицированных игроков в командно-игровых видах спорта. За исходные позиции анализа берется три основных направления:

- деятельность сборных команд страны;

- работа ведущих клубных команд;

- воспитание олимпийского резерва.

Цель исследования - теоретически обосновать факторы, лимитирующие успешность выступления в командно-игровых видах спорта.

В настоящем сообщении рассматриваются вопросы подготовки сборных команд по командно-игровым видам спорта (на примере волейбола, баскетбола, гандбола). Данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы и бесед с тренерами различной квалификации, позволили выявить общие проблемы и наметить возможные пути их решения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начальный пункт обсуждения - раздел планирования, в частности, годовое планирование, более конкретное и, в то же время, затрагивающее довольно длительный отрезок времени. Как показала практика последних лет, при разработке годовых планов во главу угла всегда ставятся международные соревнования различного ранга. Не вызывает сомнений, что главная привязка при планировании - это основное, ведущее соревнование года, но чаще всего не оно определяет календарные сроки и направленность сборов, а те текущие турниры и матчевые встречи, которые имеют команды по международному плану. Думается, что это неправильно, так в этом случае часто имеет место явное нарушение необходимой цикличности и последовательности процесса подготовки [3]. Да, зарубежные поездки и турниры нужны, но при этом надо по возможности выбирать те из них, которые по значимости и срокам логически вписываются в оптимальную схему подготовки команд к главному соревнованию.

Представляется необходимым в области планирования более четкое использование таких, в настоящее время не вызывающих сомнений, повышающих эффективность подготовки методических положений, как:

- акцентированная направленность и оптимальная последовательность учебно-тренировочных мероприятий;

- типовые схемы тренировочных микроциклов;

- оптимальное нарастание напряженности планируемых международных турниров.

По разделу тренировочной деятельности в первую очередь следует отметить не всегда полное соответствие характера тренировочных нагрузок специфике работы, выполняемой в условиях соревнований. Многие тренеры до сих пор применяются в тренировочном процессе монотонные упражнения несмотря на то, что командно-игровым видам спорта на современном этапе его развития присущи быстрая смена скоростных движений: кратковременные относительно спокойные действия, всемерное напряжение - мгновенное расслабление. Неадекватный характер применяемых нагрузок в свою очередь четко

проявляется в определенном несоответствии максимальных возможностей сердечно-сосудистой системы нагрузкам, испытываемым в напряженных соревнованиях [4]. Таким образом, акцент тренировочного процесса должен концентрироваться на его интенсификации при сохранении оптимального объема. Этот тезис целиком и полностью базируется на одном из основных методических положений спортивной педагогики, предусматривающих, что переменность тренировочных нагрузок, осуществляемая за счет варьирования оптимальных объемов и повышенной интенсивности, оказывается более эффектной как для роста спортивного мастерстве в целом, так и для совершенствования отдельных его компонентов

[3, 6].

Одним из средств интенсификации тренировочного процесса на наш взгляд является регулярное планирование и применение в тренировочных схемах ударных микроциклов. Ударные микроциклы в типовых схемах учебно-тренировочных сборов возникли как следствие волнообразного распределения нагрузок и периодического использования принципа максимальных нагрузок. Применение ударных микроциклов позволяет избежать эффекта «сверхстабилизаций» (как в области адаптации различных систем организм, так и в области совершенствования двигательных функции и качеств) и выполнить нагрузку по отдельным компонентам выше, чем соревновательную.

Соглашаясь с мнением ряда авторов [2, 3, 4, 6] и тренеров профессиональных команд о том, что в организационном плане построение тренировочного процесса должно базироваться не на только на общих занятиях, что характерно для сборных последних лет, а на индивидуально-групповых формах занятий.

Кроме того, следует обратить внимание и на тактическую подготовленность, как отдельных игроков, так и сборных команд в целом.

При выборе тактики игровой деятельности теоретически можно исходить из двух положений:

- выбор тактики в связи с имеющимся контингентом игроков;

- принятие при подготовке команды передовой тактической концепции, и в этой связи - целенаправленный подбор игроков.

Практика современного спорта в командно-игровых видах убедительно доказывает, что чаще всего побеждает та команда, которая в основу своей тактической деятельности положила передовые тактические концепций, основанные на острых, агрессивных, мобильных тактических схемах.

Неоспорим и тот факт, что в ходе подготовки спортсменов планируется применять современные модели игры, но, когда дело доходит до практики не всегда, эти модели применяются. Тогда в основу тактической деятельности часто ложится лишь индивидуальные действия конкретного игрока в нападении, что в следствии является упрощением задачи для соперника. В области тактической подготовки необходимо не только декларировать передовые тактические концепции, но и, что самое главное, в практической игровой деятельности строго и постоянно реализовывать выбранную стратегическую линию, иногда и отказываясь ради будущего от сиюминутного успеха.

Многие специалисты, стоящие во главе подготовки сборных команд, работают также с клубными коллективами и пытаются наработанные игровые модели перенести на игру сборных.

По разделу планирования для клубных команд тщательно разработаны индивидуальные и командные формы годового и перспективного планирования. Однако здесь стремление к унификации оборачивается своей негативной стороной, так как специфика клубных команд имеет весьма широкий диапазон. Представляется, что главным для общего развития по данному разделу являются следующие моменты:

- реальная помощь в планировании предсезонной подготовки с учетом возможностей и соревновательного календаря данной команды (так как зачастую даже для опытнейшего специалиста по планированию бывает весьма затруднительно интерпретировать

общие методологические положения для конкретного частного случая);

- усиленное внимание к планированию структуры и содержания тренировок в соревновательном периоде, исходящему из специфики команды, характера ближайших соперников, применяемой системы розыгрыша.

Содержание тренировочной работы в клубных командах, на наш взгляд, характеризуется определенной разобщенностью отдельных сторон подготовки спортсменов. Преодоление этого недостатка заключается в более широком применении метода сопряженных воздействий, причем не только в традиционном понимании его (совершенствование физической и технической подготовки), но и в плане рационализации прогресса подготовки при сочетании решения вопросов физической и тактической подготовки.

Зачастую тренеры клубных команд при разработке учебного материала тренировок идут от набора упражнений к постановке задачи. Безусловно, что подбор материала должен осуществляться только исходя из заранее планируемых конкретных задач и целевой направленности занятий.

Клубные команды даже в более острой степени, чем сборная, нуждаются в резкой интенсификации тренировочного процесса, что справедливо подчеркивали многие авторы [2, 4, 5].

В качестве одной из мер по повышению эффективности тренировочного процесса следует отнести введение регулярных занятий по атлетической подготовке с всемерным расширением применяемых средств (от легкой атлетики до водных лыж, от акробатики до специальных тренажеров).

А вот тактические концепции клубных команд, по нашему мнению, как раз в более пластичной форме, чем у сборной команды должны учитывать наличный контингент и именно в такой связи тонко интерпретировать передовые тактические схемы. Это, в свою очередь, приведет к тому, что каждый клуб будет отличаться своей манерой игры, что в настоящее время не наблюдается в ряде команд.

В свою очередь, хотелось бы подчеркнуть факт снижения участия профессиональных команд в чемпионате страны. Это привело к проблемной ситуации комплектования сборных команд различного уровня. Так в результате уменьшения количества профессиональных команд специалистами осуществляющим подбор потенциальных игроков, оставлены без внимания многие талантливые игроки, выступающие в любительских лигах, которые не освещаются в средствах массовой информации.

На сегодняшний день остро стоит задача подготовки Олимпийского резерва в командно-игровых видах спорта.

О работе с резервом у нас говорят много и часто как хорошее, так и плохое. В свою очередь хотелось бы задержать внимание на том, что в функционировании института сборных команд есть явный пробел - молодежные команды. Формально существование такой команды есть на бумагах, приказах и т.д. Однако на практике все игроки, как правило, базируются в одном клубе при детской спортивной школе, что создает определенные проблемы при комплектовании состава резерва. Игрокам других команд, которые показывают хороший уровень подготовленности приходится выбирать либо они переезжают и вливаются в коллектив, либо их участие в составе резервной сборной будет под большим вопросом. А где же таким игрокам набираться опыта международных игр, как преодолеть такой сложный период, как переход из юношеского спорта во взрослый?

В свое время, как в системе сборных команд, так и по линии различных ведомств проходили сборы перспективных гандболистов, высокорослых баскетболистов и волейболистов, которые охватывали весьма широкий контингент молодых спортсменов (в первую очередь, низших лиг). Эти мероприятия показали высокую эффективность такой формы работы. В настоящее время данный раздел подготовки высококвалифицированных игроков требует модернизации, которая возможно заключается в расширении географии подготовки тренерских кадров для работы их в качестве хороших селекционеров и

специалистов, имеющих высоких уровень профессионального мастерства.

Несмотря на успехи российских детско-юношеских команд, во «взрослом» спорте наблюдается явный дефицит талантливых, самобытных спортсменов, да и общая степень подготовленности среднего контингента игроков оставляет желать лучшего.

Не вдаваясь во все аспекты причин, приводящих к этому, следует указать на явную необходимость целенаправленного, качественного улучшения подготовки юношеских команд. На наш взгляд, наиболее негативными моментами, проявляющимися при тщательном рассмотрении соревновательной деятельности взрослых спортсменов, являются следующие:

- отсутствие свободы обращения с мячом, основанной на должной раскованности и отличной координации;

- недостаточная мобильность игроков при выполнении технических приемов;

- «зауженность» действий при выполнении технических приемов из статических положений;

- недостаточно современная манера выполнения основных технических приемов (длительная подготовительная фаза как по времени, так и по амплитуде, нерациональное расположение общего центра тяжести, чрезмерная «двуручность» при выполнении передач);

- в определенной мере отсутствие должной культуры выполнения основных двигательных актов (прыжки, бег);

- недостаточный атлетизм (как комплексное проявление силовой и скоростно-си-ловой подготовленности);

- ранняя специализация в амплуа, когда юные спортсмены наигрываются на определенной позиции в ущерб разносторонним умениям и навыкам (универсальности).

Вышеперечисленные недостатки (а они не полностью исчерпываются данными пунктами) настоятельно требуют скорейшего принятия конкретных кардинальных мер по улучшению качества тренировочного процесса юных игроков. Мы солидарны с мнением авторов [1, 6], которые предлагают следующие моменты:

- включение в каждое занятие 15-минутной «школы техники», основанной на индивидуальных упражнениях с одним и двумя мячами (упражнения типа жонглирования, упражнения у стенки и т.д.);

- введение в недельный тренировочный цикл двух специализированных 30-мину-ток по атлетической подготовке с применением отягощений (конкретные рекомендации по направленности упражнений и оптимуму применяемых отягощений при необходимости могут быть изложены в соответствующих методических рекомендациях);

- всемерное расширение диапазона применяемых тренировочных средств (определенный набор акробатических и гимнастических упражнение, танцевальные элементы с мячом и т.д.);

- выделять определенные временные интервалы в тренировочных занятиях по выполнению технических приемов с применением обманных движений и различных тактических уловок;

- возобновить проведение конкурсов «снайперов» и вновь ввести конкурс на техничность;

- повысить интенсивность проводимых занятий с некоторым уменьшением объема;

- тщательно пересмотреть программы летних тренировочных сборов с четким акцентом их на индивидуальную подготовку в области развития физических качеств и техники.

Безусловно, все это требует укрепления материально-технической базы как профессиональных команд (низших лиг), так и СДЮСШОР, в том числе:

- приобретение дополнительного инвентаря (гимнастические круги, барьеры, конусы, координационные лестницы и т.д.)

- создание уголков силовой подготовки;

- наличие научно-исследовательского оборудования и инвентаря (прыгометры, тензоплатформы, фотофинишные установки, приборы как для измерения силовых воздействий при работе с мячом, так и для изменения скорости полета мяча).

Одновременно представляется целесообразным к функционирующим методическим объединениям добавить и комплексные научные группы, которые будут проводить централизованные исследования по функциональной подготовке и восстановлению игроков после тренировочных сборов и занятий. Все это возможно осуществить только благодаря сотрудничеству ведущих тренеров СДЮСШОР, профессиональных, сборных команд и соответствующих специалистов федерации по видам спорта России, задача которых -способствовать всемерному внедрению вышеперечисленных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не претендуя на детальный анализ, представляется, что ряд предлагаемых мер заслуживает определенного внимания и может в какой-то мере служить основой дальнейшей творческой платформы по повышению эффективности системы подготовки высококвалифицированных спортсменов в командно-игровых видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луничкин, В.Г. Методология подготовки олимпийского резерва в баскетболе / В.Г. Лу-ничкин // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 52-53.

2. Луничкин, В.Г. Готовимся к сезону / В.Г. Луничкин, С.В. Чернов // Планета баскетбол. -2005. - № 3. - С. 53-56.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

4. Кудря, О.Н. Возрастные аспекты вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у спортсменов разного пола / О.Н. Кудря // Российский медико-биологический вестник им. И.П. Павлова. - 2012. - № 1. - С. 64-69.

5. Козин, В.В. Модель управления тактико-техническими действиями спортсменов игровых видов спорта на основе ситуационного анализа / В.В. Козин, Д.Ю. Витман, В.А. Блинов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 5-7.

6. Фомин, Е.В. Годичный план спортивной подготовки волейболистов : методическое пособие / Е.В. Фомин. - М. : Всероссийская федерация волейбола, 2017. - № 21. - 76 с.

REFERENCES

7. Lunichkin, V.G. (1991), "Methodology of Olympic reserve training in basketball", Theory and practice of physical culture, No. 7. pp. 52-53.

8. Lunichkin, V.G. (2005), "Preparing for the season", Planet basketball, No. 3, pp. 53-56.

9. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports, Olympic literature, Kiev.

10. Kudrya, O.N. (2012), "Age aspects of the vegetative regulation of the cardiovascular system in athletes of different sexes", Russian Medical Biological Bulletin. I.P. Pavlova, No. 1, pp. 64-69.

11. Kozin, V.V. (2018), "The management model of tactical and technical actions of athletes of game sports based on situational analysis", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 5-7.

12. Fomin, E.V. (2017), The annual plan of sports training of volleyball players: a methodological guide, VFV, Moscow.

Контактная информация: trener-ertmann@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.